Чьим является авторское право на исполненный проект?

Авторское право

Чьим является авторское право на исполненный проект?

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на свои литературные и художественные произведения. Авторское право распространяется на широкий круг произведений: книги, музыкальные произведения, произведения изобразительно искусства, скульптуру и кинофильмы, компьютерные программы, базы данных, рекламу, карты и технические чертежи.

Произведения, охватываемые авторским правом, включают, помимо прочего:

  • литературные произведения, такие как романы, стихи, пьесы, справочные издания, газеты и компьютерные программы; базы данных;
  • фильмы, музыкальные произведения и хореографию;
  • художественные произведения, такие как рисунки, картины, фотографии и скульптуры;
  • архитектурные сооружения; и
  • рекламные объявления, карты и технические чертежи.

Авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые. Авторское право может распространяться – или не распространяться – на названия, лозунги или логотипы, в зависимости от того, содержат ли они достаточную степень авторского творчества. В большинстве случаев авторское право не охраняет имена.

В рамках авторского права существует два типа прав: имущественные права позволяют правообладателю получать финансовое вознаграждение вследствие использования его произведений другими лицами; и неимущественные права, то есть право претендовать на авторство произведения и право возражать против внесения в произведение изменений, которые могут повредить репутации автора. Большинство законов об авторском праве гласят, что автор или правообладатель имеет право разрешать или не допускать определенные действия в отношении произведения. Обладатель прав на произведение имеет право запрещать или разрешать:

  • его воспроизведение в различных формах, таких как печатное издание или звукозапись;
  • его публичное исполнение, например в виде пьесы или музыкального произведения;
  • его запись («фиксацию»), например в форме компакт-дисков или цифровых видеодисков;
  • его передачу в эфир, по радио, кабелю или через спутник;
  • его перевод на другие языки; и
  • его переработку, например переделку романа в сценарий для фильма.

Согласно Бернской конвенции, охрана авторского права предоставляется автоматически без необходимости регистрации или выполнения других формальностей.

Однако некоторые национальные ведомства авторского права или законы в этой области предусматривают регистрацию произведений.

Это может облегчить, например, решение вопросов, связанных с возникновением споров о владельце или авторе произведения, финансовыми сделками, продажей, уступкой или передачей прав.

Авторское право является неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Читаете ли вы книгу, смотрите фильм, переписываете музыку или фотографируете – вопросы авторского права возникают постоянно. Смотрите темы и вопросы, связанные с авторским правом.

( iStock.com)

При создании видеоигр могут использоваться аудиовизуальные, художественные и программные элементы, что делает данную отрасль сложным и интересным предметом для изучения вопросов авторско-правовой охраны.

( Waag Society)

Издатель Джейсон Эпштейн (Jason Epstein) делится своим видением будущего издательского дела и роли авторского права.

( Victor R. Ruiz)

Деятельность музеев по сохранению, управлению и упрощению доступа к музейным  фондам и коллекциям связана с рядом уникальных вопросов в сфере авторского права.

Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам (ПКАП) является форумом, в рамках которого государства-члены ВОИС и наблюдатели встречаются для обсуждения, рассмотрения и решения вопросов, касающихся развития сбалансированной международно-правовой базы по авторскому праву с учетом изменяющихся потребностей общества.

В 2013 г. работа ПКАП привела к заключению Марракешского договора для облегчения доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям. Другие фотографии ПКАП на сайте Flickr. ( WIPO)

Консорциум доступных книг (ABC) призван расширить мировой фонд книг в доступных форматах, в частности аудиокниг и книг, напечатанных шрифтом Брайля и крупным шрифтом, и обеспечить доступ к ним слепым и людям с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию.

Марракешский договор обеспечивает поддержку работы ABC, упрощая производство и международную передачу книг в специальных форматах, предназначенных для сообщества слепых и слабовидящих.

В этих национальных исследованиях изучается вопрос о размерах отраслей, основанных на авторском праве, в отдельных странах. При этом учитывается их вклад в формирование ВВП, создание рабочих мест и торговый оборот.

В рамках ежегодных обследований по тематике законодательства и практики в области авторского права ВОИС отслеживает динамику доходов от конкретных видов авторских прав (например, сборов за копирование для личных нужд и использование текста и изображений) в различных странах. В этих исследованиях показаны результаты проведенных обследований.

В этих исследованиях предметно изучается вопрос о роли авторского права и смежных прав в отдельных отраслях. ВОИС также предлагает проекты рекомендаций в отношении оценки более общих последствий обеспечения соблюдения авторского права в социальной, экономической и культурных областях.

Коллективное управление означает реализацию авторского права и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени владельцев прав.

Например, автор может дать разрешение на постановку своего произведения на сцене на определенных условиях или музыкант может согласиться на запись какого-то исполнения на компакт-диск.

Однако для автора или музыканта едва ли возможно контактировать с каждым театром или каждой радиостанцией и обсуждать условия лицензий на использование его произведения.

Именно здесь вступают в дело коллективные права и, в частности, организации коллективного управления (ОКУ).

  • WIPOCOS – это информационно-технологическая система для организаций коллективного управления, предназначенная для облегчения коллективного управления авторским правом.

Источник: https://www.wipo.int/copyright/ru/index.html

Свобода или авторское право? – Проект GNU – Фонд свободного программногообеспечения

Чьим является авторское право на исполненный проект?

Together we have the opportunity to empower the world through the use of free software. The only way to counter proprietary software companies and the billions of dollars they use to strip user rights is through the power of your voice and your generosity. Read more.

215 Joined

600 New Members

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Свобода или авторское право?

Ричард Столмен

Это эссе о том, как принципы свободы программного обеспечения можноприменить в некоторых случаях к другим авторским работам в областиискусства. Это эссе включено сюда, поскольку оно затрагивает применение идейсвободного программного обеспечения.

Авторское право было учреждено в век печатных станков как отраслевые нормы вписательском деле и печати. Его целью было стимулирование публикацииразнообразных письменных работ. Средством было требование, чтобы издателиполучали разрешение автора на публикацию недавних работ.

Это позволялоавторам получать вознаграждение от издателей, что содействовало трудуписателя и стимулировало его. Обычная читающая публика получала пользу отэтого, теряя в то же время не многое: авторское право ограничивало толькоиздание, а не то, что мог делать обычный читатель.

Это позволяло утверждать,что система авторского права выгодна общественности, а потому правомерна.

https://www.youtube.com/watch?v=fJjEf3B62N0

Очень хорошо — для того времени.

Сейчас у нас есть новый способ распространения информации: компьютеры исети. Они полезны тем, что облегчают копирование и обработку информации, втом числе программы, музыкальные записи, книги и фильмы. С их помощью сталадостижимой информационная утопия: неограниченный доступ ко всевозможнымданным.

На пути встало одно препятствие — авторское право. Читатели ислушатели, использовавшие новую возможность копирования и обменаопубликованной информацией, формально оказывались нарушителями авторскогоправа. Тот самый закон, который в прошлом действовал как полезная отраслеваянорма для издателей, стал ограничивать общество, которому он должен былслужить.

При демократии закон, который запрещает популярную и полезную деятельность,обычно вскоре смягчается. Но не там, где корпорации обладают политическойвластью. Дружественные издателям силы твердо решили не давать людямпользоваться мощью своих компьютеров и обнаружили, что авторское правоявляется удобным для этого орудием.

Под их влиянием вместо того, чтобысмягчить законы авторского права и приспособить их к новым обстоятельствам,государства сделали их строгими, как никогда, налагая тяжелые взыскания запрактику обмена.

Последний писк моды в поддержке издателей против граждан,известный как “три удара”, состоит в том, чтобы отключать отИнтернета тех, кто занимается обменом.

Но это было не самое худшее. Компьютеры могут быть мощным орудиемподчинения, когда поставщики программ отказывают пользователям в контролепрограмм, которые они выполняют.

Издатели поняли, что публикуя произведенияв зашифрованном формате, который можно просматривать только специальноавторизованной программой, они могут получить беспрецедентную власть: онимогут заставить читателей платить и идентифицировать себя каждый раз, как тезахотят почитать книжку, послушать песню или посмотреть видеозапись. Это иесть мечта издателей: вселенная “плати-чтобы-взглянуть”.

С принятием в 1998 году “Закона об авторском праве цифровоготысячелетия” издатели добились поддержки своей мечты в США нагосударственном уровне.

Этот закон дал издателям право писать своисобственные правила авторского права, реализуя их в уполномоченныхпрограммах проигрывателя.

В условиях этой практики, именуемой“цифровым управлением ограничениями”, даже чтение илипрослушивание без особого разрешения запрещено.

У нас по-прежнему остаются те же старые свободы при чтении бумажных книг идругих аналоговых носителей. Но если электронные книги заменят типографские,на них эти свободы не перейдут.

Представьте себе: больше нельзя ни купитьподержанную книгу в магазине, ни одолжить книгу приятелю, ни взять изпубличной библиотеки — нет никаких “лазеек”, которыедали бы кому-нибудь возможность читать бесплатно. Больше нельзя купить книганонимно за наличные — электронную книгу можно купить только покредитной карте. Вот какой мир хотят навязать нам издатели.

Если выпокупаете Amazon Kindle (мы называемего Swindle [1]) или Sony Reader (мы называем его Shreader [2] за то, что онгрозит сделать с книгами), вы платите за то, чтобы построить именно такоймир.

В Swindle даже есть оруэлловский“потайной ход”, позволяющий удалять книги дистанционно. КомпанияAmazon продемонстрировала эту возможность, стерев купленные у них копиикниги Оруэлла “1984”. Очевидно, выбранное компанией названиеэтого продукта отражает намерение сжигать наши книги.

Возмущение общества против цифрового управления ограничениями растетмедленно, и сдерживается оно потому, что такие пропагандистские выражения,как “интеллектуальнаясобственность” и “защита авторов”, убедиличитателей, что их права значения не имеют. Эти выражения неявнопредполагают, что издатели заслуживают особой власти от имени авторов, чтомы морально обязаны склониться перед ними и что мы поступаем с кем-то дурно,если видим или слышим что-то, не заплатив за разрешение.

Организации, которые получают от законов об авторском праве наибольшуюприбыль, юридически пользуются ими от имени авторов (большинство из которыхполучает не много).

Они хотели бы заставить вас поверить, что авторскоеправо есть естественное право авторов и что мы, общественность, должнытерпеть это, независимо от того, насколько это болезненно.

Они называютобмен “пиратством”, приравнивая помощь своему соседу к нападениюна корабль.

Они также сообщают нам, что война с обменом — единственный способсохранить живое искусство. Если бы даже это было верно, это не оправдывалобы такой политики; но это неправда. Обмен копиями в обществе, скорее всего,увеличит продажи большинства работ и снизит их только для произведений,расходящихся крупными тиражами.

Популярные произведения вполне можно хорошо продавать и без запрета наобмен. Стивен Кинг получил сотни тысяч долларов, когда он продавалнезашифрованную серию электронных книг, не препятствуя копированию ираспространению. (Он был разочарован этой суммой и считал экспериментпровалом, но мне кажется, что это успех).

Группа “Рейдиохед”собрала в 2007 году миллионы, приглашая поклонников копироватьальбом и платить, сколько они захотят; при этом альбом распространялся такжев одноранговых сетях. В 2008 году группа“Найн инч нейлз” выпустила свой альбом с разрешением нараспространение копий и собрала 750 тысяч долларов за несколько дней.

Возможность успеха без притеснений пользователей не ограничена толькопопулярными произведениями. Многие артисты разного уровня известности сейчасполучают достаточно для жизни с помощью добровольнойподдержки: пожертвований со стороны поклонников и продажи имсувениров. По оценке Кевина Келли, для этого артисту нужно набрать всегооколо 1000настоящих поклонников.

Когда компьютерные сети предоставят легкий анонимный метод пересылкикому-нибудь небольшого количества денег без кредитной карты, будет легкопостроить значительно лучшую систему для поддержки искусства. Когда выувидите произведение, там будет кнопка, на которую можно нажать, с надписью“нажмите для отправки артисту 1 доллара”. Неужели вы ненажимали бы ее, хотя бы раз в неделю?

Другой хороший способ поддержки искусства — налоговые фонды: к примеру, налог на пустыеносители или на подключение к Интернету. Государство должно распределять всеналоговые деньги между деятелями искусства, не тратя их на руководителейкорпораций.

Но государству не следует распределять их прямо пропорциональнопопулярности, потому что это означало бы передачу большей части денегнескольким наиболее выдающимся исполнителям, а на поддержку всех остальныхоставалось бы мало. Исходя из этого, я рекомендую применять функциюкубического корня или что-то подобное.

При прямой пропорциональностизнаменитый исполнитель А, в 1000 раз более популярный, чем известныйартист Б, получит в 1000 раз больше денег, чем Б. Если взять кубическийкорень, А получает в 10 раз больше, чем Б.

Таким образом, на долюкаждого знаменитого артиста приходится больше, чем на долю менее популярногоартиста, но фонды по большей части идут на поддержку тех артистов, которыедействительно в ней нуждаются. Эта система будет поддерживать искусство,используя наши налоговые средства эффективно.

Предложения глобальногопротекционизма объединяют аспекты этих двух систем, соединяяобязательные платежи с добровольным распределением между артистами.

Для того чтобы авторское право соответствовало новому сетевому веку, мыдолжны узаконить некоммерческое копирование и распространение всехопубликованных работ, а также запретить цифровое управлениеограничениями.

Но пока мы не выиграем эту битву, вы должны защищаться: непокупайте никакой продукции с цифровым управлением ограничениями, еслитолько лично у вас нет средства взломать его.

Никогда не пользуйтесьпродуктом, спроектированным для нападения вашу свободу, если только вы неможете нейтрализовать нападение.

Примечания переводчиков

  1. Swindle —англ. надувательство
  2. Shreader —созвучно с англ. shredder(шинковщик).

Источник: https://www.gnu.org/philosophy/freedom-or-copyright.ru.html

Консультант закона
Добавить комментарий