Дает ли диплом учителя начальных классов право работать учителем предметником?

Хочу стать учителем, но у меня нет образования. 3 способа это сделать

Дает ли диплом учителя начальных классов право работать учителем предметником?

Ещё недавно поступать в педагогические вузы считалось непрестижным. Но ситуация меняется и последнее время появляется всё большей людей, которые хотят стать учителями. Правда, иногда они осознают это, уже получив высшее образование. «Мел» и «Спасибо от Сбербанка» рассказывают, как осуществить свою мечту и начать работать в школе.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и уметь бороться с буллингом в коллективе, помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.

Для учителей русского языка и математики есть даже дополнительные условия. Но всё-таки без профессионального образования на работу в школу не попасть.

Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.

От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка

Где учат. Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).

Вам так не терпится начать работать в школе, что вы не готовы тратить ещё несколько лет на педагогические образование или переподготовку. Ваша цель — стать учителем, а параллельно получать профессиональное образование. Это не самый простой вариант, но и в этом случае решение есть.

Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает. Если вы хорошо знаете предмет, работали в частной школе, репетитором и у вас есть рекомендации, велик шанс, что вам будут рады. Для начала пойдите в августе на заочную педагогическую переподготовку, а затем принесите в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.

Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку. В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.

После окончания гуманитарного факультета устроиться на работу в школу тоже нетрудно. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания.

В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.

По словам учителей, некоторые их коллеги, которых администрация очень хотела взять на работу, получали заветные корочки о дополнительной профессиональной переподготовке за несколько месяцев. Школьная администрация заинтересована в том, чтоб сохранить хорошие кадры, уверены преподаватели.

Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий

Администрация сама порекомендует, что делать в такой ситуации, какие корочки или сертификаты получить. В хороших учебных заведениях молодым учителям всегда помогают старшие коллеги, на уроки часто приходит психолог. Таким образом, даже без серьёзного педагогического образования они получают необходимые педагогические навыки.

2 года — профильная переподготовка

Где учат. Например, Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, Факультет педагогического образования МГУ.

Не все школы готовы взять на работу учителя только на основании справки о начале учёбы на курсах заочной педагогической переподготовки. Если мечты о школе всё же не дают вам покоя, вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.

Выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.

На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть.

Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью. Например, будущий учитель химии после окончания РХТУ им. Д. И. Менделеева вряд ли узнает что-то новое о самом предмете.

Зато ему расскажут о методической подготовке, планировании уроков, демонстрационных экспериментах.

От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура

Где учат. Любой педагогический вуз.

По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.

Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры. К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет.

Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.

Может быть, администрация не разрешит вам сразу вести предмет, но доверит кружки или дополнительные занятия.

Частные школы, в отличие от государственных, иногда не так строго относятся к наичию дипломов и корочек: главное — начичие знаний и умение делиться ими с детьми.

«Мел» и «Спасибо от Сбербанка» поздравляют педагогов с Днём учителя. Не забудьте и вы поблагодарить их за всё, что они для вас сделали. Скажите любимым учителям спасибо!

Источник: https://mel.fm/teachersday/1086432-become_a_teacher

Как дважды два — Статьи

Дает ли диплом учителя начальных классов право работать учителем предметником?

Юлия Данкова

Категория: Образование, наука

Можно ли каждое занятие, которое проводят преподаватели младших классов (а это примерно 700-800 уроков в год), сделать интересным, познавательным, поучительным, а главное, доступным для восприятия?

Для непосвященных профессия учителя начальных классов может показаться такой же простой и незамысловатой, как таблица умножения.

В самом деле, неужели так сложно научить маленьких детей элементарному счету и письму, ну пусть даже и сочинительству на вольную тему «Как я провел лето»? «Для этого-то и образования специального не нужно, тем более, высшего!» — подумают многие и… ошибутся.

Ведь наставник первоклашек должен знать ничуть не меньше, чем любой преподаватель-предметник. А, вероятнее всего, намного больше…

Педагогическая поэма

Не приходилось ли вам задумываться, какой колоссальнейший груз ответственности лежит на учителе начальных классов. В отличие от своих коллег, читающих химию или историю старшеклассникам, педагог младшей школы должен не только давать новые знания, но и воспитывать: развивать способности и высокие моральные качества учеников.

«Хороший учитель ведет урок так, будто всю жизнь знал то, о чем прочитал только вчера вечером», — гласит школьная мудрость.

В этой шутке есть доля правды, ведь к каждому рабочему дню преподаватель обязан основательно подготовиться: просмотреть массу книг, методичек и журналов, подобрать яркие примеры из жизни и литературы, подыскать подходящие таблицы и иллюстрации… Но вот о том, как правильно продумать ход занятия, найти индивидуальный подход и к медлительному Коленьке, и к сообразительной Катюше, какие методы обучения использовать — этого-то за один вечер не постигнешь. Здесь не обойтись без фундаментальных знаний, и не только педагогических.

Где обучают? Профессию преподавателя младших классов сегодня дают только высшие специализированные учебные заведения: педагогические училища, колледжи, институты и университеты.

Упрощенная схема «взращивания» специалистов, позволившая довольно эффективно справиться с кадровым дефицитом в послевоенные годы (когда в стране катастрофически не хватало квалифицированных кадров, и для преподавания достаточно было окончить народные учительские курсы) оказалась мерой вынужденной.

Многие понимали: заниматься воспитанием молодого поколения можно, лишь заручившись основательной подготовкой. Так, классик отечественной педагоги Василий Сухомлинский, будучи директором Павлышской сельской школы, заставил всех учителей, под угрозой увольнения, получить высшее образование.

Столь конструктивный подход не утратил актуальности и в наши дни.

Куда поступить? Государственный классификатор профессий утверждает: для работы учителем начальных классов необходим диплом младшего специалиста.

Неудивительно, что обучение по этому направлению до недавнего времени считалось прерогативой учебных заведений I-II уровней аккредитации (педагогических колледжей и училищ). Однако профильные факультеты все чаще открываются и в университетах.

Диплом бакалавра по специальности «начальное обучение» сегодня можно получить в Национальном педагогический университете имени Михаила Драгоманова и Киевском городском педагогическом университете имени Бориса Гринченко.

Кстати, по решению столичной мэрии, с 2008 года в состав последнего вошли три киевских педагогических колледжа: городской; имени Ушинского; а также Главного управления образования и науки Киевской городской государственной администрации.

Испытание на… К сожалению, специальность учителя бьет все рекорды по непопулярности. По данным последних социологических исследований, занимает третье место в рейтинге самых непрестижных профессий (что связано с низкими зарплатами в бюджетной сфере и тяжелыми условиями труда).

Но хотя основные потоки молодежи устремляются к юридическим и финансовым факультетам, приемные комиссии педагогических вузов не спешат снижать планку требований к поступающим, особенно на госзаказ.

Абитуриентов тестируют на знание украинского языка и литературы, а также истории или математики.

Что выбрать? Преподаватель начальных классов призван быть мастером на все руки: и педагогом, и воспитателем, и художником, и музыкантом.

В его прямых обязанностях — проведение не только уроков чтения и математики, но и занятий по пению, трудовому обучению, физкультуре… Впрочем, некоторые дисциплины (иностранный язык, изобразительное искусство или информатику) иногда поручают узкопрофильным специалистам.

Но обязательно тем, которые не просто знают свой предмет, а и умеют обучать ему детишек младшего школьного возраста. Каждый абитуриент педагогического вуза может выбрать одну из специализаций:

  • начальное обучение и практическая психология;
  • начальное обучение и иностранный язык;
  • начальное обучение и изобразительное искусство;
  • начальное обучение и информатика;
  • начальное обучение и спортивно-организационная деятельность.

Дифференциация позволяет молодым специалистам работать не только классными руководителями, но и учителями-предметниками в начальной школе или специалистами психологических кабинетов.

Профессиональный рост

Хотите расширить сферу трудоустройства? Поступайте в магистратуру, разумеется, предварительно позаботившись о получении диплома бакалавра. Звание магистра педагогики дает право занимать должности:

  • учителя начальной школы;
  • преподавателя педагогики в высшем учебном заведении;
  • практического психолога или учителя-предметника (иностранного языка, информатики, изобразительного искусства).

Пособие для начинающих

В учебных планах факультетов начального обучения — до полусотни предметов. Будущие макаренки и сухомлинские изучают психологию и педагогику, языки и литературу, историю и правоведение, политологию и экономику, физику и математику, химию и анатомию, музыку, рисование и даже… хореографию.

Специалисты уверены, в столь насыщенном списке нет ни одной лишней дисциплины. Преподаватель должен быть всесторонне развитой личностью — только тогда он сможет стать достойным примером для учеников.

Язык и литература

Грамотная речь — визитная карточка любого специалиста, тем более педагога.

Кто, как не учитель младших классов обязан научить детей правильно формулировать и излагать свои мысли (строить грамматические конструкции: словосочетания, предложения, тексты), использовать яркие художественные обороты? Не говоря о самой ответственной задаче, которая ложится на плечи наставника малышей, — обучении чтению и письму. Прежде чем работать с первоклашками, студенты получают всеобъемлющие знания по родному языку: орфоэпии, фонетике, лексикологии, грамматике. В рамках вузовской программы по литературе рассматриваются не только произведения отечественной и зарубежной классики, но и детские сказки, стихи, повести… А иначе как учитель сможет донести детям воспитательный смысл рассказа, если сам читал его в первом классе?!

Математика

«Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей», — согласитесь, классик прав. Особенно, если речь идет об арифметике. Неправильные ответы могут серьезно подпортить авторитет преподавателя. А ведь программа младших классов — не только таблица умножения и простейшие предметные задачки о яблочках-цветочках.

Обязательно рассматриваются и уравнения, и неравенства, и некоторые формулы. Этот нехитрый материал студенты должны, глубоко осмыслив и проанализировав, пройти фактически заново.

Особое место отводится приемам изучения математических действий и понятий с использованием наглядного материала: общеизвестную истину о том, что 2+2=4 объяснять малышам придется не на пальцах, а с помощью ярких картинок и познавательных игр.

Психология

Каждый педагог должен учитывать возрастные психологические особенности ребенка, нюансы его темперамента и поведения, специфику внимания, памяти, мышления… Забудь учитель о том, что маленькие дети не могут воспринимать сухой неинтересный текст, монотонный голос — и эффективность обучения оказывается под сомнением! Будущие преподаватели штудируют общую и возрастную психологию, учатся формировать отношения в детском коллективе, позитивный микроклимат в классе. Но основное внимание уделяется изучению принципов и приемов активизации мыслительных процессов младших школьников, развитию внимательности, памяти, коммуникабельности, наблюдательности — всего, что помогает им учиться на «отлично».

Педагогика

Один из основных профильных предметов, не освоив который нельзя правильно провести урок, да и просто стать преподавателем.

Какие принципы, методы, формы обучения и воспитания может использовать учитель? Насколько эффективны те или иные приемы актуализации знаний и навыков учеников? Какие дидактические, воспитательные и развивающие цели у разных типов занятий (лекций, экскурсий, контрольных и лабораторных работ)? Ответы на все эти и многие другие важные вопросы дает только педагогика. Интересно, что в рамках дисциплины обязательно изучаются труды известнейших зарубежных и отечественных гениев педагогической мысли: Яна Амоса Коменского, Константина Ушинского, Михаила Драгоманова, Антона Макаренко, Василия Сухомлинского… Именно благодаря признанным классикам студенты узнают, как можно достичь высот в профессии.

Музыка и хореография

Если вы до сих пор не умеете танцевать и играть на музыкальных инструментах, в педагогическом вузе быстро исправят это упущение, ведь многим учителям младших классов приходится самостоятельно проводить уроки пения и ритмики в школе.

Полученные за студенческой партой знания — намного глубже, чем изучение семи нот и основных балетных «па».

Будущие преподаватели вынуждены не только постигать азы игры на фортепиано и баяне (даже если раньше не брали инструменты в руки), но и самостоятельно придумывать небольшие музыкальные и танцевальные композиции!

Практика

Стать настоящим педагогом невозможно, даже перечитав самые умные книжки и в совершенстве освоив методику изучения имени существительного. Чтобы напрямую приобщиться к плеяде профессионалов, понадобится (кроме неподдельной любви к детям) нечто большее — уметь применить полученные знания на практике. Заметим сразу: задача не из легких, поэтому решают ее поэтапно.

Сначала студенты оттачивают умения и навыки в стенах аудиторий, проводя фрагменты уроков чтения или математики перед одногруппниками. Со временем, вузовские преподаватели выводят их «в свет» — на показательные уроки лучших школьных учителей, у которых действительно есть, чему поучиться.

И лишь потом свежеиспеченные специалисты могут попробовать себя в деле, проводя занятия для малышей (рисование, пение, физкультура — не исключение!).

Только после этого дают разрешение на преддипломную практику — а это несколько недель непрерывной учительской работы! Молодые преподаватели полностью заменяют классных руководителей: проводят уроки и родительские собрания, выставляют оценки за успеваемость и поведение, заполняют дневники и классные журналы…

Спросите, имеют ли право после успешного прохождения столь ответственного испытания студенты называться учителями? Отнюдь.

Но им предоставляется возможность понять, правильно ли они выбрали профессию: открыты ли их души малышам. А это не менее важно, чем накопленные годами старательной учебы педагогические знания и навыки.

Ведь, как утверждал сам Сухомлинский, чтобы стать настоящим педагогом и воспитателем, «нужно отдать свое сердце детям».

Источник: http://www.rabotaplus.com.ua

Другие статьи в категории: Образование, наука

Источник: https://www.education.ua/articles/74/

Как стать учителем без педагогического образования?

Дает ли диплом учителя начальных классов право работать учителем предметником?

Получить новую специальность в Амурском областном институте развития образования можно всего за 10 месяцев

Теперь аттестационная комиссия образовательной организации по представлению работодателя вправе рекомендовать человека на работу в школу, если у него нет педагогического образования. Он же при этом должен в это время пройти переподготовку. О том, как можно пройти педагогическую переподготовку, рассказала ректор Амурского областного института развития образования Лидия Дмитриева.

Желающие получить переподготовку

– Лидия Ефимовна, кто имеет возможность пройти переподготовку?

– Первая категория людей – это те, которые имеют среднее профессиональное образование, работают в образовательных организациях, но не имеют педагогического образования. Например, мастера производственного обучения, среди них и электрики, и механики, и технологи.

Они получили в свое время среднее образование, у них достаточный стаж работы в образовательном учреждении, но они не имеют педагогического образования. Они должны пройти обучение и получить диплом о профессиональной переподготовке на право ведения нового вида деятельности. По окончании они будут педагогами профессионального образования.

В таком случае они могут спокойно работать, потому что их квалификация подтверждена, а также они имеют право на получение категории, в том числе первой и второй.

В Приамурье не хватает: педагогов-психологов, педагогов-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-медиаторов, менеджеров образования

– А те, кто имеет высшее, но непедагогическое образование, тоже идут на учебу к вам?

– Это как раз вторая группа наших слушателей. Это могут быть юристы, экономисты, работники сельского хозяйства, которые в силу обстоятельств нашли работу в школе. Они не имеют педагогического образования, но их взяли учителями-предметниками по направлениям их подготовки.

Несмотря на то, что они имеют высшее образование, они также должны пройти переподготовку и получить диплом. В будущем они могут быть менеджерами образования, педагогами профильной школы, педагогами профессионального образования – у них более широкий спектр реализации себя.

В конце концов они могут быть социальными педагогами, педагогами-психологами.

– Вы занимаетесь также подготовкой педагогов для работы в дошкольных учреждениях?

– Ну и третья категория – это те, кто работает в дошкольных образовательных учреждениях, так как для работы с маленькими детьми обязательно нужна профессиональная подготовка.

Это очень серьезный вопрос, потому что сейчас проходят проверки штатного расписания и кадрового обеспечения образовательных организаций.

В ходе этой ревизии выясняется, что даже на руководящих должностях в детских садах работают люди, которые по квалификационному списку не имеют на это право. Но эти люди там работают по многу лет, поэтому имеют право пройти переподготовку и продолжить трудиться.

Компромиссы в учебе

После курсов переподготовки учителем может работать и юрист, и фермер

Фото depositphotos.com

– А какие варианты обучения предоставляете слушателям?

– По новому закону есть три вида программ, по которым мы обучаем будущих педагогов: программа основного образования, базовый уровень; дополнительная программа и сетевая программа.

Сейчас существует возможность проводить переподготовку не только очно, но и очно-заочно и дистанционно. Это имеет огромное значение для многих территорий и различных организаций.

Сейчас существует множество сетевых программ, которые позволяют общаться преподавателям и ученикам в онлайн-режиме. Мы садимся в аудиторию и таким образом начитываем курс лекций.

– Сколько по срокам длится переподготовка?

– Раньше программа переподготовки была от 500 часов и выше, сейчас мы ее можем корректировать. Если человек работает в отрасли много лет, но ему не хватает методологической основы своей работы, мы можем обучить его по более сокращенным вариантам программ. Переподготовка в среднем длится 10 месяцев, студенты сдают три сессии по 21 дню.

Теория и практика

– Как занимаются очники на курсах переподготовки?

– Все программы по профпереподготовке модульные, а также есть персонифицированная система по повышению квалификации и переподготовке. Очное обучение – это несколько модулей.

Слушатели обязательно изучают нормативно-правовую часть, затем проводится предметная подготовка, т.е. каждый слушает курс лекций в своей области работы, а также практико-ориентированное направление. Эти модули слагают общую программу.

Иногда модули предлагаются по выбору и подбирается то, что нужно конкретному человеку получить, какие знания ему нужны.

Педагогическая переподготовка стоит 7 тыс. рублей за каждый из трех семестров

– А какая программа для очно-заочной и дистанционной форм обучения?

– В межсессионный период они пишут контрольные работы, курсовые, готовят выпускные работы и сдают экзамены.

– А как проходят практику студенты и как работают над выпускной работой?

– Как правило, выпускные работы пишутся исходя из ситуации, которая складывается в образовательном учреждении слушателя.

В том учреждении, в котором он работает, студент берет аналитические материалы, ведет мониторинг ситуации и делает выводы в своей работе. Практика также нарабатывается на рабочем месте.

Если у студента нет места работы в образовательном учреждении, то мы организуем стажировку.

– Получается, что помогаете с дальнейшим трудоустройством?

– Мы нацеливаем человека на работу, договариваемся с отделом образования, и ему пытаются подобрать место. Мы рекомендуем этого человека, чтобы к нему присмотрелись.

Что в итоге?

После окончания педагогических курсов амурчанам помогают трудоустроиться в местных школах

Фото depositphotos.com

– Какие документы получают на руки выпускники?

– Раньше диплом, который выдавали после прохождения переподготовки, был государственного образца.

Сейчас закон дает право устанавливать образец документа тем учреждениям, в которых эта переподготовка проводится. Т.е.

если человек проходит переподготовку в центре развития образования, то документ установленного образца позволяет ему в будущем работать в любом субъекте России, а не только в Амурской области.

Не имея педагогического образования, могут пройти переподготовку и работать в школе:

1. Специалисты со средним образованием, работающие в школе

2.  Специалисты с высшим непедагогическим образованием, чтобы работать учителями-предметниками или менеджерами образования

3.  Специалисты, работающие в дошкольных образовательных организациях

Источник: https://2x2.su/job/article/prohodim-perepodgotovku-i-rabotaem-v-shkole-39382.html

Профессия учителя: где изучать в Чехии, как поступать и к чему готовиться

Дает ли диплом учителя начальных классов право работать учителем предметником?

Профессия учителя одна из самых востребованных в Чехии. Ежегодно тысячи абитуриентов подают заявления на педагогические факультеты разных чешских вузов.

 Например, только Карлов университет каждый год получает около 8000 «приглашек» на специальности, которые так или иначе связаны с преподавательской или учебной деятельностью.

Подобный интерес вызван, в первую очередь, большим спросом европейских школ и гимназий на высококвалифицированных преподавателей, учителей и педагогов. В отличие от большинства стран СНГ, в Чехии к профессии учителя относятся очень уважительно.

О том, где проходят обучение будущие учителя и что необходимо для поступления на педагогический факультет, расскажем в нашем обзоре.

Основные направления подготовки

Вы, возможно, удивитесь, но на педагогических факультетах готовят не только учителей. Здесь же получают образование социальные работники, воспитатели детских садов, ассистенты преподавателей, логопеды и педагоги дополнительного образования. Будущая профессия напрямую зависит от выбранной студентом специальности.

Если абитуриент останавливает свой выбор на таких учебных программах, как «Педагогика» или «Специальная педагогика», то быть учителем ему не позволит его квалификация, зато он сможет работать в детских досуговых центрах или специализированных учебных заведениях для ребят с особенностями развития.

На направлении «Школьный менеджмент» или, как его еще называют, «Менеджмент в системе образования» готовят управленческие кадры для школ, гимназий и лицеев. Учить какому-либо предмету не выйдет, вместо этого придется заниматься организацией учебного процесса, подбирать преподавательский состав и решать финансовые вопросы школы.

Программы бакалавриата «Воспитательная работа» и «Учительство в детских садах» позволяют работать в дошкольных образовательных учреждениях.

Законченная магистратура по специальностям «Учитель начальных классов» или «Учитель-предметник» уже дает возможность выпускникам преподавать в начальной или средней школе.

“Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими”. – Ральф Уолдо Эмерсон

лучших педагогических факультетов Чехии

В 2016 году известное чешское маркетинговое агентство «SC&C» представило общественному вниманию собственный рейтинг лучших университетов страны, обучающих дисциплинам «Педагогика» и «Учительство».

В конечный список попали всего 9 педагогических факультетов из 8 государственных и 1 частного вузов Чехии.

Самые высокие шансы на поступление на педагогический факультет в Техническом университете Либерца.

Условия поступления на педагогические факультеты в Чехии

Все педагогические факультеты чешских вузов базируются на довольно схожих между собой учебных программах. Связано это, прежде всего, во многом с введением во всех европейских вузах Болонской системы обучения, призванной гармонизировать высшее образование в странах ЕС и позволить студентам без потери лет и знаний учиться в разных университетах Европы.

Основные предметы: Введение в психологию, Педагогика, Основы социологии, Психология подростка, Социальная педагогика и т.д.

Обучение на педагогических факультетах ведется по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры. Для того, чтобы стать полноценным учителем и иметь право преподавать в школах или гимназиях, важно получить звание магистра, одного бакалавриата будет недостаточно.

Общие условия зачисления

Условия поступления на педагогические факультеты идентичны, небольшие различия есть только в крайних датах приема заявлений и их стоимости. В целом же, для того чтобы стать студентом «педа» необходимо:

  • Вовремя подать электронную версию заявления на официальном сайте выбранного вуза
  • Своевременно внести оплату за ту самую «приглашку»
  • Показать нострифицированный аттестат о среднем полном образовании или подтвержденный диплом бакалавра
  • Предоставить сертификат на знание чешского языка, как минимум, на уровне В2.

*Для поступления на некоторые специальности важно также иметь при себе, например, справку от врача об общем состоянии здоровья

Вступительные экзамены

Количество предметов, назначенных для сдачи вступительных экзаменов, а также форма их проведения меняются в зависимости от специальности, на которую подается абитуриент.

Зачастую будущих студентов просят написать тесты на предпосылки к обучению и какой-либо одной профилирующей дисциплине. Если же студент планирует работать с детьми дошкольного возраста, то ему также необходимо пройти творческий экзамен.

Тест на предпосылки к обучению. Он может называться по-разному: OSP или TSP, но суть его от этого нисколько не меняется. Задача данного тестирования – проверить, насколько хорошо у студента развиты навыки, необходимые для учебы в вузе.

Сам тест состоит из 4х частей: вербальной, логической, технической и культурной. На прохождение каждой отводится строго ограниченное количество времени. Пропустить вопрос, вызывающий затруднение, и вернуться к нему позже, к сожалению, не выйдет. За каждый правильный ответ абитуриенту начисляют 1 балл, за каждый неправильный – балл вычитают.

Тест по профильным предметам.Чаще всего тесты по профильным предметам приходится сдавать поступающим на специальность «Учитель – предметник». В зависимости от выбранного направления проверяются школьные знания по той или иной дисциплине.

Интересно, что в Чехии нельзя выбрать какой-то конкретный предмет, который уже выпускник факультета будет преподавать впоследствии, важно, чтобы это было, как минимум, 2 предмета. Например, если абитуриент хочет стать учителем иностранных языков, то он должен выбрать 2 языка и именно их он будет сдавать на вступительных испытаниях.

Собеседование. Одним из этапов вступительных экзаменов на педагогическом факультете может быть и устное собеседование с приемной комиссией, состоящей из преподавателей кафедры, на которой планируется дальнейшее обучение абитуриента.

На интервью, чаще всего, обсуждается список прочитанной ранее профильной литературы и выясняются причины, по которым студент выбрал именно эту специальность.

Творческий экзамен.

Как уже было описано выше, творческий экзамен сдается студентами, которые поступают на специальности, связанные с работой в детских садах, социальных и досуговых центрах.

Экзамен включает в себя несколько разного рода заданий, например, сыграть на фортепиано или исполнить песню, сдать минимум по акробатической гимнастике, плаванию или бегу на 1000 метров.

Программы подготовки

Не стоит даже надеяться на то, что педагогический факультет одного из чешских вузов станет своеобразной «палочкой-выручалочкой» или запасным «планом Б» в случае не поступления на более предпочтительные программы.

Как видите, вступительные экзамены на направления «Педагогика» и «Учительство» по степени сложности практически ничем не уступают большинству других востребованных специальностей, а это значит, что и подготовка к поступлению должна быть максимально тщательной и целенаправленной.

Все программы Пражского образовательного центра разработаны в соответствии с Общеевропейской шкалой языковых компетенций, что позволяет студентам уже всего за один семестр достигнуть невероятных результатов. Узнать о том, как выучить чешский язык всего за семестр, и послушать реальные истории наших студентов можно в разделе «Семестровый курс в Праге».

Для подготовки к поступлению на педагогический факультет, стоит обратить внимание на одну из самых популярных программ Пражского образовательного центра – «Standard», которая рассчитана на 910 академических часов и включает в себя интенсивные занятия по чешскому языку и изучение профильной терминологии.

Если же вы хотите подготовиться по профильным гуманитарным предметам, стоит отдать предпочтение программе Complex, которая включает 1120 академических часов. В нее входит не только изучение чешского языка и профильной терминологии, но и профильные предметы. 

Рассказать больше о языковых курсах PEC и подобрать оптимальную программу подготовки, полностью отвечающую вашим предпочтениям и пожеланиям, смогут консультанты Prague Education Center, вам осталось только лишь подать заявку.

Трудоустройство выпускников педагогического факультета в Чехии

Чаще всего место будущей работы студенты находят еще во время обучения в университете благодаря ежегодной практике, которая является обязательной частью учебного процесса.

Средняя зарплата молодого специалиста составляет приблизительно 25 000 чешских крон.

Уровень заработной платы во многом зависит от того, в какой школе преподает учитель, частной или государственной, и в каком городе Чехии располагается данное учебное заведение.

Для тех, кто все еще взвешивает все «за» и «против» учительства, ниже приводим список 4 положительных моментов от работы в школе. Над его составлением специально для чешского студенческого издания «StudentMag» трудились уже выпускники педагогических факультетов.

1. Каникулы

В отличие от представителей других профессий учителя могут рассчитывать на куда более продолжительный отдых, чем 20 дней в году. Одни только летние каникулы растягиваются на 2 месяца.

2. Самостоятельная работа

Вы сами решаете, каким образом будете выстраивать работу с детьми и как построите свой урок.

3. Престижность

В списках самых уважаемых профессий учитель наравне с врачом занимает лидирующие позиции.

4. Рабочее время

На преподавание отводится не больше 21 часа в неделю, то есть в день у учителя в среднем по 3-4 урока. Но не стоит забывать, что сюда также следует добавить часы, потраченные на подготовку занятий и проверку домашнего задания.                                      

Пожалуйста, оцените данную страницу:

текущий рейтинг: 4.36 из 5 (количество : 14)

Источник: https://www.educationcenter.cz/blog/professiya-uchitelya-gde-izuchat-kak-postupat-i-k-chemu-gotovitsya/

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Дает ли диплом учителя начальных классов право работать учителем предметником?

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Консультант закона
Добавить комментарий