Должен ли я за свой счет доставлять машину?

Поступление автотранспорта на предприятие

Должен ли я за свой счет доставлять машину?

Автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения и перевозки грузов. Во многих организациях автомобильные перевозки производятся силами собственного транспорта. Его количество зависит от рода деятельности данной организации и определяется производственной необходимостью.

Время от времени каждая организация совершает дорогостоящие покупки. При этом выбирается самый выгодный вариант вложения денег. При покупке автотранспортного средства нужно учитывать множество факторов.

Предположим, торговая фирма «Жаклин» расширяет свою деятельность и открывает еще один магазин. Для доставки товара решено приобрести автофургон «Газель». Как это сделать?

Во-первых, можно купить машину за счет собственных средств. Однако при одинаковой цене автомобиля у разных продавцов нужно учитывать, кто из них является плательщиком НДС.

Лучше покупать машину у тех, кто начисляет данный налог. В этом случае частично расходы предприятия может компенсировать государство.

Фактически покупатель уменьшает свой долг перед бюджетом на сумму налога, которая составляет примерно 16,67 % общей стоимости машины.

Если предприятие покупает автомобиль у частного лица, не являющегося предпринимателем, получить вычет по НДС оно не может. Поэтому его цена должна составлять 83,33 % рыночной цены.

Приобретая машину, организация уменьшает и налог на прибыль. (На стоимость автотранспортных средств начисляется амортизация, которая уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.)

Во-вторых, можно взять кредит или заем. При этом организация платит по долгам не сразу, а через некоторое время, следовательно, кредит может принести немалую прибыль.

За привлеченные средства надо платить. Но такие платежи учитываются при налогообложении прибыли. Кроме того, организация может вложить свои средства в производство или торговлю, а это позволит получить дополнительную прибыль.

Деньги возвращаются кредитору через какое-то время, и к моменту возврата они частично обесценятся.

В-третьих, грузовик можновзять в лизинг. При этом фирма станет его собственником только через определенный в договоре срок. Учитывать на своем балансе лизинговое имущество может как лизингодатель, так и лизингополучатель, только это условие необходимо сразу оговорить в договоре.

Тем не менее фирмам выгодно получать основное средство в лизинг. Амортизацию по такому транспортному средству можно начислять в три раза быстрее. В зависимости от того, на чьем балансе учитывается лизинговое имущество, этим правом может воспользоваться как лизингодатель, так и лизингополучатель.

А лизинговые платежи уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, чтобы обзавестись автотранспортным средством, можно использовать любой вариант его приобретения. На наш взгляд, выгоднее всего купить автотранспортное средство по договору лизинга. Если же это сделать не удается, то целесообразно взять кредит на приобретение автомобиля. И, наконец, если кредит взять невозможно, придется покупать транспорт за счет собственных средств.

Автомобиль можно арендовать. Однако в этом случае предприятие не получает машину в собственность. Кроме того, стоимость аренды может увеличиться. Такой способ не стоит использовать организациям, которым транспорт нужен постоянно, зато подходит тем, кому автомобиль нужен время от времени. И опять гораздо выгоднее арендовать у организации, которая является плательщиком НДС.

Мы перечислили наиболее распространенные варианты. Теперь рассмотрим некоторые из них подробнее с точки зрения бухгалтерского и налогового учета.

Покупка транспортного средства

Покупка транспортного средства, независимо от того, новое оно или бывшее в употреблении, осуществляется по договору купли-продажи. Фирму, в которой выгоднее всего приобрести автомобиль, найдет руководитель предприятия, технические данные оценит водитель. Отражение же покупки автомобиля в учете – задача бухгалтера.

Приобретая автотранспортные средства, организация получает от поставщика счет-фактуру и накладную, подтверждающую количество, стоимость и факт передачи приобретенного имущества, а также техническую документацию.

Бухгалтерский учет

Приобретаемый организацией автомобиль принимается к бухгалтерскому учету как объект основных средств (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н; далее — ПБУ 6/01).

Первоначальная стоимость автомобиля складывается из всей совокупности затрат на приобретение (п. 7 ПБУ 06/01). Такими затратами, например, могут быть:

  • сумма, уплаченная в соответствии с договором продавцу;
  • сумма, уплаченная за доставку автомобиля в организацию;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения посредникам;
  • регистрационные сборы и другие расходы, связанные с регистрацией в ГАИ;
  • другие затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобиля.

В стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплект инструментов.

Все расходы на приобретение автомобиля учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Проводка, связанная с приобретением автомобиля, будет такой:

Дебет счета 08 субсчет 4 «Приобретение основных средств» Кредит счета 60 — учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобиля.

Затем, когда предприятие вводит автомобиль в эксплуатацию, эти расходы списываются в дебет счета 01 «Основные средства». В бухгалтерском учете эта операция отражается следующим образом:

Дебет счета 01 Кредит счета 08 — автомобиль введен в эксплуатацию.

Принятие автомобиля к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств, составленного по форме ОС-1. Согласно этим документам в бухгалтерии организации открывается инвентарная карточка на автомобиль по форме ОС-6. Эти формы утверждены постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7.

НДС

Сумма НДС, уплаченная при приобретении легкового автомобиля, подлежит налоговому вычету в общеустановленном порядке (ст. 171–172 НК РФ).

Для того чтобы возместить НДС, должны быть выполнены следующие условия:

  • автомобиль принят к учету;
  • цель приобретения автомобиля связана с осуществлением производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, или для перепродажи;
  • организация получила от продавца счет-фактуру на приобретенный автомобиль, в котором указана сумма налога.

Если автомобиль будет использоваться для осуществления деятельности, которая НДС не облагается, то сумма налога к вычету не принимается, а увеличивает первоначальную стоимость автомобиля (ст. 170 НК РФ). Это может быть в том случае, когда организация:

  • освобождена от обязанности плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ;
  • операции, осуществляемые налогоплательщиком, не являются объектом обложения НДС на основании ст. 146 НК РФ или не подлежат обложению этим налогом на основании ст. 149 НК РФ;
  • реализует свои товары за пределами РФ (ст. 148 НК РФ).

В бухгалтерском учете суммы НДС отражаются следующим образом:

Дебет счета 19 Кредит счета 60 — на основании полученного счета-фактуры учтен НДС по затратам, связанным с приобретением автомобиля;

Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 — сумма НДС предъявлена к налоговому вычету.

Вполне возможно, что организация, которая продала свое основное средство, выставит счет-фактуру, где будет указан НДС, начисленный не на полную стоимость автотранспортного средства, а лишь на часть этой стоимости. Это означает, что у предыдущего владельца данный объект учитывался по стоимости, включающей «входной» НДС.

В таких случаях налогом облагается только разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью (п. 3 ст. 154 НК РФ). Причем НДС в этом случае рассчитывают так: сначала умножают указанную разницу на 18 %, а затем делят полученный результат на 118 % (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Пример 1

В марте 2008 г. ООО «Верея» приобрело микроавтобус за 559 000 руб. По данным организации-продавца остаточная стоимость автомобиля составляла 500 000 руб. с учетом включенного в нее НДС.

При продаже в счете-фактуре была указана сумма НДС в размере 9000 руб. ((559 000. – 500 000) × 18 / 118).

Указанную сумму НДС ООО «Верея» сможет принять к налоговому вычету. Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете будет составлять 550 000 руб. (559 000 – 9000).

Регистрация в ГАИ

Купив новый автомобиль, фирма должна зарегистрировать его в государственной автоинспекции. В противном случае транспортное средство не будет допущено к дорожному движению (ст.

15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г.

№ 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»).

Правила регистрации автомобилей в ГАИ установлены приказом МВД от 27 января 2003 г. № 59. На нее отводится пять дней после приобретения машины или в течение срока действия регистрационного знака «Транзит».

Если предприятие в этот срок не уложится, его могут оштрафовать на сумму от 1000 до 3000 руб. (ст. 19.22 КоАП). Потребовать уплатить штраф в размере от 100 до 300 руб.

могут и с должностных лиц провинившейся фирмы.

Регистрировать автомобили в ГАИ нужно по месту нахождения организации. Если же машина приобретена для филиала или представительства, то ее можно поставить на учет по месту нахождения этого подразделения.

Для регистрации собственники транспортных средств обязаны представить документы об уплате платежей за выдачу и замену регистрационных документов, паспортов транспортных средств (подп. «г» п. 35 Правил).

Затраты на регистрацию в ГАИ включаются организацией в фактические расходы на приобретение автомобиля (п. 8 ПБУ 06/01) и увеличивают первоначальную стоимость транспортного средства в бухгалтерском учете.

Помимо государственной пошлины в первоначальную стоимость следует включать и плату за проведение государственного технического осмотра, уплачиваемую в связи с приобретением автомобиля (письмо Минфина РФ от 5 июля 2006 г.

№ 03-06-01-04/138).

Поскольку все автомобили подлежат государственной регистрации в ГАИ, проводку по дебету счета 01 нужно делать после того, как такая регистрация проведена.

Пример 2

В 2008 г. ООО «Валентин» приобрело по договору купли-продажи новый легковой автомобиль ВАЗ-21099. Стоимость автомобиля согласно договору с продавцом — 236 000 руб., в том числе НДС — 36 000 руб. Услуги сторонней организации, которая доставила автомобиль, стоят 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Валентин» были сделаны следующие проводки:

Дебет счета 08 Кредит счета 60 — 200 000 руб. (236 000 – 36 000) — оприходован автомобиль на балансе организации (без НДС);

Дебет счета 19-1 Кредит счета 60 — 6000 руб. — учтена сумма НДС согласно счету-фактуре;

Дебет счета 60 Кредит счета 51 — 236 000 руб. — оплачен счет продавца;

Дебет счета 08-4 Кредит счета 76 —  10 000 руб. (11 800 – 1800 руб.) — отражены расходы на доставку автомобиля (без НДС);

Дебет счета 19-1 Кредит счета 76 — 1800 руб. — учтена сумма НДС по расходам на доставку;

Дебет счета 76 Кредит счета 51 — 11 800 руб. — оплачены услуги по доставке автомобиля.

За регистрацию автомобиля в ГАИ (технический осмотр, получение свидетельства о регистрации транспортного средства и номерных знаков) было заплачено 1000 руб.

Дебет счета 71 Кредит счета 50 — 1000 руб. — выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты регистрационных сборов;

Дебет счета 08-4 Кредит счета 71 — 1000 руб. — плата за регистрацию учтена в балансовой стоимости автомобиля на основании авансового отчета подотчетного лица.

Когда автомобиль будет введен в эксплуатацию, необходимо сделать такие проводки:

Дебет счета 01 Кредит счета 08-4 — 211 000 руб. (200 000 + 10 000 + 1000)— – автомобиль зачислен в состав основных средств организации;

Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 — 37 800 руб. (36 000 + 1800) — произведен налоговый вычет.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон № 40-ФЗ) обязывает предприятия, имеющие автотранспорт, страховать риск своей гражданской ответственности.

Застраховать гражданскую ответственность необходимо не позднее, чем через 5 дней после того, как организация получит право владения автотранспортным средством (п. 2 ст. 4 Федерального закона № 40-ФЗ).

В противном случае автомобиль не допустят к техосмотру, не зарегистрируют в ГАИ, а организацию оштрафуют на сумму 300 руб. (ст. 12.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Кроме того, если риск ответственности владельцев транспортных средств не застрахован, то вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, они возмещают за свой счет.

Суммы расходов по обязательному и добровольному страхованию автомобиля не учитываются в его первоначальной стоимости (письмо УФНС по г. Москве от 2 марта 2006 г. № 20-12/16322).

Источник: https://www.profiz.ru/se/7_2008/transport_na_predpriyatii/

Все о ремонте авто по ОСАГО после ДТП

Должен ли я за свой счет доставлять машину?

Денежные выплаты пострадавший в ДТП теперь сможет получить только в исключительных случаях, но скажу вам честно, некоторые страховые компании не рискуют направлять клиентов на ремонт по ОСАГО, так как они понимают связанные в этим трудности, схема еще не обкатана и не известно как пройдет ремонт, некоторые страховщики пробуют, что из этого получится и направляют на ремонт часть автомобилей, которые не слишком сильно пострадали, но деньги получить еще вполне реально.

У вас есть несколько вариантов решения вопроса с восстановительным ремонтом вашего авто, ведь ремонт может проходить не только в строго определенном страховой месте:

  • Самый популярный вариант это направление от самой страховой на ремонт в сервис с которым у страховщика заключен договор;
  • Ремонт может проходить у официального дилера;
  • Клиент может предложить свою станцию ремонта, которую он лично выбрал;
  • Страхователь предлагает клиенту список сервисов с которыми у него заключены договоры и клиент уже сам выбирает в какой сервис ему обратиться для ремонта.

Если клиент предлагает свой сервис, то такой вариант всегда обязательно согласовывается со страховой компанией. Одобрит страховая или нет будет зависеть от того, есть ли в сервисе специализированное оборудование для ремонта вашего авто и наличие запасных частей и инструмента. Скажу сразу, страховые компании не так уж часто соглашаются на требования клиента, здесь нужны веские причины.

Самый простой вариант это согласиться на ремонт в автосервисе который предлагает страховая компания, так конечно будет быстрее но вот не всегда качество будет на высоте.

Порядок возмещения ущерба по ОСАГО

Но при ремонте в автосервисе страховщика есть так же преимущества:

  • Установка новых деталей;
  • Страховая будет подгонять сервис, что бы были соблюдены сроки ремонта;
  • Вам дадут гарантию на произведенные работы;
  • Вам не придется делать доплаты за ремонт.

Но это в случае если ваша страховая компания подойдет к работе ответственно, хотя все не так радужно как может показаться на первый взгляд. Ведь страховая это коммерческая организация созданная с целью извлечения прибыли и страховая свою прибыль не упустит.

Возмещение вреда здоровью по ОСАГО

Как происходит направление на ремонт?

После ДТП потерпевший идет в свою страховую компанию с необходимыми документами и заявлением о страховой выплате.

После подачи полного комплекта документов, страховщик должен назначить в течении 5 дней осмотр на который вы должны предоставить ваш автомобиль на экспертизу или осмотр.

После того как был проведен осмотр, представитель страховой компании выдаст вам направление на ремонт вашего авто, при чем как вы понимаете ремонт оплачивается за счет страховой компании.

После проведения осмотра вам в течении 20 дней должны выдать направление на ремонт в автосервис с которым у страховой компании заключен договор.

После того как выдано направление вы можете загонять ваш автомобиль на ремонт.

Если машина не на ходу, то с доставкой автомобиля в мастерскую вам должна оказать страховая компания, так же страховая прежде чем вы поставите авто на ремонт должна перечислить деньги на ремонт вашего авто в автосервис где будет происходить ремонт, так же к моменту постановки на ремонт страховая уже должна разработать полный список запасных частей с указанием их стоимости.

Порядок ремонта по ОСАГО и в каких случаях выплаты будут деньгами?

В автосервисе лишь должны подготовить задание для кузовщиков и маляров которые будут заниматься ремонтом вашего автомобиля.

Скажу сразу не является вашей заботой поиск запасных частей, пусть страховая вместе с автосервисом ищут детали на ваш авто, если взялись за ремонт, это не ваша проблема и вы не обязаны оказывать никакой помощи в ремонте по ОСАГО.

При чем ремонт должен проводиться с использованием только новых запасных частей которые приобретаются официально. Установка бывших в употреблении запасных частей допускается только после письменного согласия собственника автомобиля.

В кратце направление на ремонт происходит следующим образом:

  1. Вы получаете в ГИБДД документы о ДТП (справка и определение);
  2. Берете остальной пакет документов (полис, СТС, ПТС, ВУ, заявление о страховой выплате, паспорт гражданина РФ)  и подаете эти документы в страховую компанию;
  3. После страховая направит вас на экспертизу, где эксперт определит какие повреждения были получены вашим автомобилем, экспертиза будет готова через 5 дней после проведения осмотра;
  4. Далее вы должны выбрать СТО на которой и будет происходить ремонт;
  5. Далее страховая выдает вам направление на ремонт;
  6. Вы приезжаете в сервис по направлению, заполняете акт приема передачи авто, имеете полное право проверить заказ наряд на ремонт вашего автомобиля и посмотреть расчет цен на запасные части для вашего авто;
  7. После ожидаете окончания ремонтных работ;
  8. Получаете автомобиль.

В направлении на ремонт обязательно должна быть следующая информация:

  • Реквизиты автосервиса;
  • Расчет стоимости работ для полного восстановления автомобиля после ДТП;
  • Сведения о вашем автомобиле по тех паспорту;
  • Если требуется доплата за ремонт, об этом указывается информация, но доплата берется только с согласия собственника авто;
  • Информация на случай возникновения споров в случае если ремонт оказался некачественным или дополнительно были обнаружены скрытые повреждения.

Знайте, что направление на ремонт должно быть выдано вам в течении 20 дней.

Здесь очень важно не подписывать никаких документов пока вы не увидите отремонтированный автомобиль и не проверите его работу, лучше на прием работ возьмите с собой специалиста, который сможет увидеть недочеты и откровенную халтуру и требуйте в случае обнаружения недостатков их устранения.

Лучше всего фиксировать недостатки письменно, путем подачи претензии страховщику, сообщить ему, что ремонт выполнен с недостатками и вы отказываетесь забирать машину пока недостатки не будут полностью устранены.

Дело в том, что если вы подпишете акт о приеме авто, то далее уже доказать наличие дефектов будет сложнее и гораздо сложнее, поэтому лучше сразу все делать вовремя.

Что делать если у виновника поддельный полис ОСАГО?

В какие сроки производится ремонт по ОСАГО?

На основании пункта 15.2 статьи 12 «Закона об ОСАГО» срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства должен составлять не более 30 рабочих дней с момента передачи поврежденного транспортного средства на СТО для проведения восстановительных работ.

Как я вам говорил, направление на ремонт должно быть выдано страховщиком в течении 20 календарных дней со дня принятия заявления о страховом возмещении и прочих документов.

Знайте, что если страховая компания опоздала и задержала сроки выдачи направления на ремонт, то страховая компания обязана уплатить клиенту неустойку в размере 1% от суммы страхового возмещения за каждый день прострочки выдачи направления на ремонт.

В случае если страховая задерживает авто и просрочила сроки ремонта, то в такой ситуации страховая уплачивает неустойку собственнику авто в размере 0,5% от суммы страхового возмещения за каждый день просрочки.

Если автомобилю направляемому на ремонт менее 2 лет с момента выпуска, то страховая обязана направить такой автомобиль на ремонт в СТО, занимающееся сервисным обслуживанием таких автомобилей в соответствии с договором заключенным с производителем.

Знайте, что удаленность СТО о места проживания потерпевшего или от места ДТП не должна превышать 50 километров, но расстояние может быть и больше, но в таком случае страховая компания обязана за свой счет осуществить транспортировку ТС к месту проведения ремонта.

Потерпевший имеет полное право самостоятельно организовать ремонт своего транспортного средства в рамках закона об ОСАГО и такое право ему предоставляется пунктом 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО.

Такой момент согласовывается со страховщиком и в случае положительного решения клиент направляет страховщику заявление в котором указываются полные реквизиты СТО и также реквизиты для перевода денежных средств на ремонт авто.

В случае если в ходе проведения ремонта выяснилось, что объем работ будет значительно больше чем предполагалось или изменились условия ремонта, то все эти моменты должны быть согласованы с потерпевшим. Такие моменты оформляются исключительно подписанием соответствующих соглашений или оформляется дополнение к направлению.

В случае если ремонт выполнен некачественно, то в такой ситуации за данные нарушения ответственность ложится на плечи страховой компании и клиент предъявляет претензии страховой компании на основании пункта 17, статьи 12 Закона об ОСАГО.

Если у вас остались вопросы, то задайте их нашему юристу, он проконсультирует вас, ответит на самые сложные вопросы и обязательно поможет решить вашу проблему.

Источник: https://yurist174.ru/autopravo/osago/vse-o-remonte-avto-po-osago-posle-dtp

Подменный автомобиль на время ремонта по гарантии

Должен ли я за свой счет доставлять машину?

статьи:

Подменный автомобиль – автомобиль, предоставляемый дилером или станцией технического обслуживания на время проведения ремонтных работ вашего автомобиля. Подменный автомобиль выдается бесплатно.

Обязанность предоставления подменного автомобиля

Многие автовладельцы считают, что пока проводятся работы с их автомобилем, дилерский центр или СТО обязаны предоставить им подменную машину.

Вы наверняка видели на дорогах своего города авто с соответствующей надписью на кузове «подменный автомобиль». Таким образом изготовители лишний раз привлекают внимание к своей марке, подчеркивая, что заботятся о своих клиентах и не оставляют их на время проведения работ «без колес».

Цель предоставления подменного автомобиля в том, чтобы автовладелец не чувствовал дискомфорта от отсутствия его автомобиля, т.е. для дилера цель состоит в улучшении качества сервиса и формировании положительного отношения к своей марке автомобиля.

Большинство крупных марок изготовителей автомобилей практикуют в работе своих дилерских сетей предоставление подменных автомобилей, поэтому не делать этого сегодня – было бы для них большим упущением перед конкурентами.

В связи с этим, когда на время проведения ремонта человеку не дают замену – он возмущен и считает, что его законные права были нарушены. Так ли это на самом деле? Разберемся с точки зрения действующего законодательства.

Итак, согласно п.2 ст.20 потребительского закона, в течение 3 дней после того как потребитель потребовал проведения работ по гарантии, его обязаны обеспечить таким же товаром длительного пользования, как и его собственный. Причем сделать это бесплатно. Закон не дает определения понятию «подменный» товар.

«В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации»

п.2 ст. 20 Закона “О защите прав потребителей”

Как видно из указанной нормы закона, она содержит исключения и не все категории товаров потребителю обязаны подменять. Смотрим перечень товаров, на которые требование владельца дать ему на время проведения работ аналога не распространяется.

«Автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства.»

п. 1 “Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара”

Первый же пункт перечня – «Автомобили». Значит, у дилерской станции нет обязанности предоставлять замену аналогичным автомобилем на время проведения работ, в т.ч. по гарантии.

Предоставление подменного автомобиля возможно, только если по какой-то причине дилер сам этого хочет. Заставить его дать Вам аналогичный автомобиль, пока Ваш находится в ремонте – невозможно.

Следовательно, ответственность в виде пени, установленной потребительским законом, за то, что не обеспечил Вас заменой – дилер тоже не несет.

Единственное исключение – это когда информация о предоставлении дилером подменных автомобилей где-то содержится, например, в разделе про гарантийные обязательства в сервисной книжке на автомобиль, или в договоре купли-продажи, либо в рекламных материалах дилера.

В этом случае не предоставление подменки как это было обещано, будет являться нарушением со стороны дилера и его можно обязать принудительно выдать автомобиль на время ремонта или получить компенсацию расходов на аренду авто.

В каких случаях предоставляется подменный автомобиль

Очевидно, что количество подменных машин у дилеров ограничено, то есть подменных автомобилей у них меньше, чем обычно одновременно находящихся автомобилей в ремонте.

Обеспечить подменными машинами всех желающих очень сложно, даже когда дилер очень сильно заботится о лояльности своих клиентов и хочет им во всем угодить.

Поэтому приходится устанавливать некоторые критерии, по которым дилер принимает решение, предоставлять подмену или нет.

Как правило, у дилеров всегда есть в запасе несколько автомобилей для «особых случаев» или особо требовательных и «сложных» клиентов. Поэтому, бывает, что самым настойчивым удается получить машину.

Итак, в каких случаях обычно дают подменное авто:

Срок предоставления подменного автомобиля обычно устанавливается исходя из срока предполагаемого ремонта. В случае если срок ремонта превышает изначально запланированный, то срок предоставления в пользование подменного автомобиля продлевается соответственно.

Каким должен быть срок проведения гарантийного ремонта смотрите здесь.

Если давать подменные машины не входит в политику изготовителя, то повлиять на решение дилера о том, чтобы дать его именно Вам – вероятнее всего только в тех случаях, когда он понимает ответственность за длительность нахождения Вашего авто в ремонте и риск наступления для него неблагоприятных последствий.

Так, при просрочке устранения недостатков ст.23 потребительского закона установлена обязанность дилера выплатить потребителю пени равную 1% цены товара в день.

При цене автомобиля в полтора миллиона рублей, неустойка составит 15 000 руб. в день за каждый день, пока автомобиль не будет отремонтирован. При этом время на поставку необходимых для проведения работ запчастей также учитывается и включается в период просрочки.

Естественно, дилер понимает, что человек, ждущий окончания ремонта уже месяц или два потенциально для него опасен в юридическом смысле – он может потребовать выплаты пени, или, что еще хуже, обратиться в суд и требовать уже заменить автомобиль на новый, либо вернуть его стоимость.

Чтобы сгладить вероятное недовольство в связи с невозможностью пользоваться своим автомобилем в течение долгого времени дилеры обычно готовы идти на уступки и предоставлять подменные авто, пока не завершится ремонт.

Как заставить дилера дать подменный автомобиль на время проведения работ

Для того чтобы с большей вероятностью получить на время проведения работ замену, дилер должен понимать, что Вы знаете свои права относительно порядка проведения гарантийного ремонта.

Шансы на получение подменного автомобиля на время гарантийного ремонта значительно увеличатся, если Вы правильно зафиксируете свое обращение к дилеру с требованием о проведении гарантийного ремонта.

Большинство автовладельцев считает, что срок ремонта автомобиля по закону составляет 45 дней. Это не так.

«Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.»

п.2 ст. 20 Закона “О защите прав потребителей”

При этом отсутствие нужных для проведения работ запчастей не может влиять на его длительность. То есть если срок устранения недостатка составляет, например, двадцать нормо-часов, но у дилера нет нужной для проведения работ запчасти, то срок устранения недостатков все равно считается равным двадцати нормо-часам, а после его истечения наступает ответственность в виде неустойки.

Сорок пять дней – это максимально допустимый законом временной отрезок для проведения гарантийных работ, о котором потребитель и дилер могут договориться в письменном соглашении.

Важно! Если Вы не хотите, чтобы срок проведения работ был сорок пять дней – не нужно подписывать заказ-наряд или иные документы, где это указано. Это не обязательно и не дилер решает, сколько будет длиться ремонт.

У нас на сайте есть подробная статья про срок гарантийного ремонта автомобиля.

Есть такое заблуждение у автовладельцев, что если Вам на время ремонта выдали подменный автомобиль, то сколько бы ремонт не длился, Вам уже не получить компенсацию за нарушение срока ремонта. Это не так.

Этот вопрос затрагивался в одной из публикаций Российской газеты:

«В случае несоблюдения срока ремонта (запчасть может ехать от производителя, базирующегося на другом континенте, несколько месяцев) покупатель вправе требовать от продавца пеню за каждый день просрочки. И моральную компенсацию, даже если автосалон выдал клиенту подменный автомобиль»

“Уполномочен разорить” Российская Бизнес-газета – Новое законодательство №1026 (47)

И действительно, с точки зрения закона, дилер не обязан выдавать Вам подменку, поэтому, он может ее выдать, а может и не выдать, но на исполнение своих обязательств по проведению гарантийного ремонта в установленный законом срок это никак не влияет.

Когда срок гарантийного проведения работ не был определен в письменной форме Вашим соглашением с дилером, то есть Вы отказались подписывать документы, содержащие указание на то, что работы проводятся в сорок пять дней, то дилер понимает, что:

  • перед ним человек, который понимает свои права
  • в случае задержки сроков гарантийного проведения работ с Вами нужно будет договариваться.

При таких обстоятельствах дилер с большей вероятностью пойдет на первоочередное предоставление Вам подменного авто на период ремонта.

Ниже Вы можете ознакомиться и скачать образец заявления дилеру о предоставлении на время подменного автомобиля для ситуации, когда дилером допущена просрочка проведения работ.

Образец заявления о предоставлении подменного автомобиля

✎ Скачать образец заявления о предоставлении подменного автомобиля в формате doc.

Наименование дилера (уполномоченной изготовителем организации):__________________________________________ ОГРН___________________ Адрес местонахождения: ___________________ От: Ф.И.О.

автовладельца: __________________________________________ Адрес: ____________________________________ Тел.: ___________________

Источник: https://potreballiance.ru/podmennyj-avtomobil-na-vremya-remonta-po-garantii

Гарантия в чистом поле

Должен ли я за свой счет доставлять машину?

Участники нашей редакционной экспедиции на Аральское море и по сей день, спустя пять лет, с содроганием вспоминают, как посреди безлюдного плато Устюрт загорелся Great Wall Hover. Помнят и последующий телефонный звонок в московский дилерский центр: – Что, хотите прислать эвакуатор? Да, мы уже за МКАДом. Сколько километров? Примерно три тысячи…

Тогда мы своими силами дотолкали-дотянули Hover за три сотни километров – до ближайшего автосервиса. Естественно, «серого». Меж тем российские законы давали нам шанс компенсировать затраты и на эвакуатор, и даже на «самопальный» ремонт! Но законы надо знать, по крайней мере, – закон «О защите прав потребителей».

Вот теперь знаем. Кто должен платить за доставку машины на гарантийный ремонт? Как выбить компенсацию за дополнительные хлопоты, а в каком случае даже сдать неисправный автомобиль обратно в салон, вернув деньги?

Тактично замалчивая имена и марки машин, адвокат Владимир Рубанов рассказывал нам любопытные случаи из своей почти что двадцатилетней практики. Например, такая история.

Самостоятельно провести ремонт «гарантийной» неисправности и получить за это компенсацию можно, если эксплуатация машины с дефектом невозможна или недопустима, а устранение его иным способом, равно как и доставка к дилеру, – неразумны или невыполнимы

Счастливый обладатель семейного компактвэна повез семью в отпуск из Нижневартовска в Новороссийск. Но под Самарой у машины отказал блок управления двигателем. Автомобиль тогда доставили в ближайший официальный дилерский сервис, случай признали гарантийным, но запасного блока на складе не нашлось…

Отпуск испорчен? Глава семейства решил, что нет: путешественники оставили машину у дилера, а сами отправились к морю на поезде.

И каково же было удивление сервисменов, когда вернувшийся через полторы недели владелец машины потребовал не только компенсировать затраты на доставку машины в ремонт, но и железнодорожные билеты до Новороссийска и обратно, а также ночевку в самарской гостинице, разъезды на такси и даже бутылку шампанского в честь спасенного отпуска!

А все потому, что автомобилист въедливо прочел статью 18 российского закона «О защите прав потребителей» – и узнал, что при возникновении дефекта в гарантийный период продавец или производитель любого товара обязан не только обеспечить за свой счет его доставку в ремонт (это касается любого товара тяжелее пяти килограммов, а уж автомобиля – и подавно), но и возместить клиенту убытки, возникшие из-за поломки. А к ним могут относиться и расходы на незапланированные переезды, и проживание – причем не только для водителя, но и для пассажиров, – и даже компенсация морального ущерба.

После совещания с московской штаб-квартирой и адвокатами автопутешественникам подобру-поздорову возместили почти все затраты, за исключением разве что бутылки шампанского.

Это не единичный случай! Автопроизводители и впрямь часто идут на мировую, потому что больше половины подобных тяжб в судах заканчиваются победой автовладельцев. Главное – следовать трем правилам. Во-первых, после поломки собрать все документы, доказывающие размер убытков и их неизбежность.

Во-вторых, не раскатывать губы, а руководствоваться соображениями разумности и добросовестности: перелеты бизнес-классом и банкеты по случаю завершения гарантийного ремонта вряд ли компенсирует даже самый гуманный суд в мире. Ну и в-третьих, смириться с тем, что кое-что придется оплатить из собственного кармана.

В любом случае, нужно дождаться благополучного окончания ремонта, получив на руки подтверждающие документы, и после этого выдвигать требования о компенсации.

А что делать, если добропорядочность противоречит разумности? Например, как было в нашей аральской истории, когда вызов эвакуатора и путь до ближайшего официального сервиса грозили обойтись едва ли не дороже самого автомобиля?

Оказывается, закон и в этом случае на стороне автовладельца!

Еще пример из практики Рубанова. У одной народной иномарки где-то на просторах Сибири в нескольких сотнях километров от фирменного техцентра вытек амортизатор.

На свой страх и риск владелец принял решение не гнать эвакуатор к «официалам», а провести диагностику и ремонт в ближайшей неофициальной мастерской и заменить неисправный узел новым, но только не оригинальным, а единственным подходящим по параметрам, который был в наличии, от «неродного» поставщика.

Правда, при этом владелец вовремя озаботился доказательствами и снял копии сертификатов автосервиса и магазина, полностью задокументировал «диагноз» машины, а заодно сохранил и сам дефектный амортизатор. А позже, во время очередного ТО уже в фирменном техцентре, потребовал компенсировать расходы на ремонт.

После недолгих юридических консультаций ему также ответили согласием: не только вернули деньги, но и сохранили гарантию.

А все потому, что та же статья 18 разрешает клиенту «требовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом».

А кто сказал, что «третьим лицом» не может быть сторонний автосервис? В законе о монополии «официалов» нет ни слова.

Но грань толерантности автопроизводителей к таким случаям очень тонка, а значит, есть вероятность, что автомобилистам с похожей историей все-таки придется отстаивать свои права в суде. И для этого потребуются уже не только счета, сертификаты и заказ-наряды.

Чтобы претендовать на возмещение расходов за самостоятельно проведенный «гарантийный ремонт», придется доказывать как наличие неисправности и ее гарантийный характер, так и то, что дальнейшая эксплуатация машины с этим дефектом была невозможна или недопустима, а устранять ее иным способом или срочно доставлять автомобиль к дилеру было неразу­мно или же вовсе нереально. Необходимо будет запастись документами от ремонтников, подтверждающими, что работали они именно с вашим автомобилем, а заменяли или исправляли именно те детали и узлы, которые вы демонстрируете как дефектные. И конечно, сам ремонт должен быть проведен грамотно и добросовестно.

Если ваш автомобиль сломался в гарантийный период,­ его обязаны не только бесплатно доставить в ремонт, но и возместить возникшие из-за этого убытки

Возможны и частные случаи этой ситуации, как, например, тот, что произошел в Финляндии, где на автомобиле российских автотуристов вышел из строя топливный насос.

Машина на гарантии, но куплена в России, а по финским программам обслуживания – вот незадача! – на такой дефект гарантия не распространяется. Так что ремонтировать автомобиль пришлось хоть и в фирменном центре, но за свои.

Однако, вернувшись в Россию, туристы обратились к своему дилеру за компенсацией – и деньги вернули.

Кстати, к подобным сюрпризам должны быть готовы и владельцы «серых» иномарок в том случае, если на них еще распространяется остаточная гарантия производителя.

Бывают и ситуации, когда можно либо обойтись вовсе без ремонта, либо, наоборот, никакого смысла ремонтировать уже нет.

Вот зачем автовладельцу из южных краев восстанавливать, например, отказавший по ходу гарантийного срока подогрев сидений? Ведь ни одни правила не запрещают эксплуатировать машину в таком состоянии, равно как не могут навязать владельцу никакой, пусть даже бесплатный, ремонт.

Но поломка есть поломка, и это, в свою очередь, дает право потребовать от продавца компенсации в виде пересмотра покупной цены – то есть возврата части денег, заплаченных за автомобиль при покупке. Но – соизмеримо со стоимостью такого ремонта. Звучит, может, и абсурдно, но раз закон гласит, что выбор формы возмещения всегда остается за потребителем, значит, норма должна работать.

А если у автомобиля выявлен существенный дефект, который невозможно устранить, или же на ремонт требуется больше 45 дней, а также в случае, когда из-за гарантийных поломок машина каждый год простаивает больше 30 дней, то владелец, согласно той же статье 18, имеет полное право требовать уже не ремонта и компенсаций, а отмены сделки. То есть сдать машину обратно продавцу или производителю – и получить назад деньги, причем в полном объеме.

Или даже чуть больше.

Пособие для таких случаев – опыт одного московского владельца премиум-внедорожника, у которого во время путешествия по Италии отказал двигатель.

По мнению итальянских сервисменов, случай был негарантийный, поэтому владелец вызвал эвакуатор из Молдавии (ему легче пересекать границы) – и, отправив машину в Россию, сел на самолет до Москвы.

В итоге дилеру были выставлены и счета за транспортировку, и за авиабилеты, и за лишние дни в гостинице.

А так как машине прописали полную замену двигателя, которая затягивалась больше чем на месяц, клиент, посчитав чашу невзгод переполненной, от дилерского предложения отказался – и потребовал вернуть ему деньги за покупку. Дилер, понимая законность требований, и тут пошел на мировую, причем сумма в итоге оказалась даже на несколько сотен тысяч рублей больше – с учетом компенсации морального ущерба.

Впрочем, в этом случае защита прав потребителей уже больше напоминает наступление. А это совсем другая история.

Что по закону может требовать потребитель, обнаруживший недостатки в товаре?*

– замены на товар этой же марки (этой же модели и/или артикула);

– замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

– соразмерного уменьшения покупной цены;

– незамедлительного­ безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– возврата уплаченной за товар суммы (с обязательной передачей продавцу дефектного товара);

– полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества (продавцу, изготовителю или импортеру на это отводится 10 дней).

На каких основаниях можно требовать расторжения договора купли-продажи и возвращения денег за дефектный технически сложный товар после истечения 15 дней с момента покупки?*

– обнаружен существенный недостаток товара (то есть многократно повторяющаяся неисправность или неисправность, требующая комплексной замены ключевых агрегатов);

– нарушены установленные сроки устранения недостатков товара (максимум – 45 дней);

– из-за неоднократного устранения различных недостатков товар невозможно использовать в совокупности более чем 30 дней в течение каждого года гарантийного срока.

* Условия изложены в соответствии со ст. 18, 20 и 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1 в действующей редакции

Источник: https://autoreview.ru/articles/avtomobil-i-obschestvo/garantiya-v-chistom-pole

Консультант закона
Добавить комментарий