Имеет ли учитель право повышать голос на ученика?

Конфликт с учителем: какие меры наказания учеников незаконны? :: Частный Корреспондент

Имеет ли учитель право повышать голос на ученика?

Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей.

Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился.

Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель?

Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.

Учитель применяет физическое или психическое насилие к ученику

Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.

Это раньше можно было трактовать эту систему, как вертикаль – когда ученик смотрит на учителя снизу вверх, а преподаватель сверху вбивает ему в голову какие-то идеи и решения.

Сегодня отношения студента с преподавателем в меньшей степени вертикальные, а в большей – горизонтальные, и чем короче горизонталь, тем лучше. Их должен соединять диалог.

И нынешний и, тем более, университет будущего должен решать задачи для будущего и заглядывать вперед, четко представляя, какие вызовы ожидают страну, общество, будущего специалиста. И мы должны сделать так, чтобы наши студенты были готовы к адекватным ответам на эти вызовы.

Карта личности и паспорт здоровья

В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса.

Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст.

56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.

Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д.

В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру.

В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.

113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522.

и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н.

Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.

Так, к тяжкому вреду относятся в том числе:• вред, опасный для жизни человека;• потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций;• прерывание беременности;• психическое расстройство;• заболевание наркоманией либо токсикоманией;• неизгладимое обезображивание лица;• значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;

• полная утрата профессиональной трудоспособности.

К средней тяжести вреда здоровью относят:• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);

• значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.

К легкому вреду относят:• кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);

• незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.

Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.

Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).

Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.

Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет – в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.

Может ли учитель выгнать с урока или не пускает на урок?

Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу.

Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.

Наша российская школа устроена по принципу: ну, давай, постарайся, а я посмотрю. Учитель, как царевна в высоком тереме, сидит у оконца, а дети стараются допрыгнуть. Кто не сможет, тому отрубят голову. Допрыгнувшему царевна благосклонно улыбнется. Сама царевна вовсе не чувствует себя царевной.

Она тоже “прыгает до окна” — до окна, в котором сидит администрация и требует результатов, идеальных документов, и чтоб никаких ЧП. Чтоб дети хорошо писали ЕГЭ и пели песни на праздниках, а в остальное время были “парализованными и немыми” (слова участника одного тренинга для учителей).

Впрочем, немыми можно и во время ЕГЭ.

Марьиванна, как сказочная царевна

Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской – если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.

Учитель отнял у ученика записку и прочел в присутствии всего класса

Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст.

12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.

Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, записок учащихся.

Учитель поставил двойку за отсутствие на уроке

Этого учитель делать не вправе, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.

Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.

Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.

Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше.

Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).

Источник: letidor.ru

ОТПРАВИТЬ:      

Источник: http://www.chaskor.ru/article/konflikt_s_uchitelem_kakie_mery_nakazaniya_uchenikov_nezakonny_30644

Учитель оскорбляет учеников – что можно сделать?

Имеет ли учитель право повышать голос на ученика?

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя? 

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст.

45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе.

Также много зависит от возможности доказать факт унижающих действий и оскорбительных высказываний.

Дополнительно читайте по этму вопросу – Тайную диктофонную запись можно использовать как доказательство в суде. 

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым — попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса — очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение — он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается – родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Нематериальные блага

1.

Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ

Источник: https://usperm.ru/content/uchitel-unizhaet-uchenikov

Имеет ли учитель право повышать голос на ученика

Имеет ли учитель право повышать голос на ученика?

Сын моей знакомой последнее время приходит домой весь на взводе. Подростковый период итак дается тяжело, а тут учительница взъелась на него, постоянно срывается и кричит. Парень тоже не молчит, в итоге дело доходит до кабинета директора и вызова родителей в школу.

От затянувшегося конфликта страдают все, а в первую очередь ребенок, который забросил предмет и принципиально его не учит. Возникает вопрос: как должен вести себя педагог, и имеет ли право он повышать голос на учащегося при любых обстоятельствах? Об этом более подробно.

Крик и повышение голоса — допустимо ли это со стороны учителя?

Если поставить вопрос прямо, то ответ однозначный — нет. Преподаватель не может даже разговаривать с учеником на повышенных тонах. Это непедагогично и недопустимо. Так почему это тогда происходит?

Причины повышения голоса учителя

Часто дети становятся такими неуправляемыми, что справиться с ними проблематично, да и урок вести невозможно. Учитель не знает, как поддерживать дисциплину и срывается на крик. Естественно, его никто не слушает, а некоторые ученики еще и начинают подтрунивать.

Уважение к педагогу и его труду практически не прививается детям на сегодняшний день. Это является недоработкой родителей.

  • Если же учитель постоянно ведет себя агрессивно, то постепенно отбивает охоту любить его предмет и учить его. Он своим поведением наносит психологическую травму ребенку.
  • Но иногда сам ребенок методично провоцирует преподавателя на скандал и целенаправленно срывает урок, чувствуя свою безнаказанность. Это может происходить по разным причинам и зависит от воспитания, семьи и прочего.
  • Есть учителя, которые общение на повышенных тонах в классе считают нормальным, так как начинали карьеру еще в советские времена, когда с указкой можно было ходить по классу и кричать, даже выгонять с криком ребенка за дверь. Такие методы в 21 веке уже не работают — изменились дети, мир и методы преподавания.

Если имеет место конфликт на почве крика учителя на детей, то родителям необходимо идти в школу и разбираться в причинах. Но и дома обязательно провести беседу с ребенком.

Если он виноват, ведет себя отвратительно, грубит, срывает уроки, то начинать необходимо не со школы, а с отпрыска. Есть причины такого поведения: нехватка внимания, любви, подростковый период и прочее.

Если же вы понимаете, что с учителем происходит что — то непонятное, то тогда нужно с ним беседовать. Если беседы не помогают, результата нет, то каждый родитель имеет право пойти к директору школы и пожаловаться.

Психологическая сторона вопроса

Нередко, особенно молодой преподаватель, чувствует себя совершенно беззащитным в классе. Дети очень тонко «схватывают» эту неуверенность и неопытность, и начинают этим пользоваться — насмехаться, срывать уроки, вести себя просто ужасно, иногда открыто оскорбляют педагога.

В психологии считается, что человек начинает кричать или даже повышать голос по нескольким причинам:

  • Неуправляемое чувство страха.
  • Неуверенность в своих силах, неспособность управлять ситуацией.
  • Однако, учитель — такая профессия, которая требует максимальной собранности и умения управлять эмоциями. Внутренние конфликты, которые есть у каждого человека, в данном случае не должны выплескиваться на окружающих, а уж тем более на учеников.

    Мало того, педагог должен быть примером и показывать, как нужно разговаривать, выглядеть. Какие нормы приличия существуют, как общаться с женщинами, что можно сказать девочке, а что нельзя говорить никому. Учитель прививает ребенку нормы общения в социуме. Он только заходит в школу — и уже на работе.

    Преподаватель по праву является главным на уроке, он выбирает стиль преподавания. Формат общения в классе также должен быть под его контролем. Если этого не получается, то необходимо работать сначала над собой, искать причины, а только потом идти на преподавательскую работу.

    Нужно понимать, что авторитет может быть потерян безвозвратно, если взрослый человек не может совладеть с подростками или учащимися другого возраста. Он не только не сможет обучать детей, но и отобьет у них охоту к своему предмету.

    Однозначно, крик неприемлем в учебном заведении со стороны преподавательского состава. Если случаи повторяются, то нужно идти к администрации школы и разбираться в данном вопросе, писать жалобу и просить, чтобы провели переаттестацию и проверили профессиональную пригодность преподавателя.

    Есть ли законы?

  • Согласно Конституции, каждый человек не только имеет право на получение образования, но и защиту достоинства и чести. Прежде всего, ребенок — это личность, и государство его обязано защищать и оберегать, особенно, пока он находится в государственном учебном заведении.
  • Об этом необходимо сказать преподавателю на первой или последующих беседах. Возможно, что такие факты его убедят сдерживать эмоции и вести себя уравновешенно.
  • Существует также «Закон об образовании», который запрещает педагогам обращаться с детьми в непозволительном тоне, не говоря уже о крике или оскорблениях и унижениях перед всем классом. Это антипедагогично.
  • Если есть неопровержимые и доказанные факты, что преподаватель оскорбил учащегося, то его можно привлечь по ст. 5.

    65 КОАП.

  • Еще можно потребовать моральную компенсацию, если сказанное учителем принесло ребенку серьезные страдания и психологическую травму.

  • К тому же в последнее время в России участились случаи, когда родители обращаются с жалобами и исками в прокуратуру, так как преподаватели не только повышают голос, но и применяют физическую силу. А это уже не административная, а уголовная ответственность.
  • Родителям нельзя закрывать глаза на ситуацию, если их ребенок не хочет посещать школу. Пока сын или дочь жалуются, необходимо предпринимать действия по их защите.

    Если этого не делать, то ребенок начинает прогуливать и протестовать против негативного отношения своими, детскими, методами. И неважно — 10 или 16 ему лет. Мама и папа обязаны вместе с учителями обеспечить счастливое детство и достойный образовательный процесс ребенку.

    Заключение

    • Учитель ни при каких обстоятельствах не имеет права повышать тон и кричать на учеников. Если он не может справиться с дисциплиной в классе или доходчиво объяснять предмет, то значит пора менять профессию.
    • Родители, перед тем как пойти в школу на беседу, должны сначала обсудить конфликтную ситуацию с ребенком. Чтобы сделать выводы, нужно выслушать обе стороны.
    • Если виноват преподаватель, то родители имеют право жаловаться в дирекцию школы и добиваться, чтобы приняли меры. Иначе сломанная психика ребенка будет расплатой за равнодушие взрослых.

    Источник: https://yavmashine.ru/baza-znani/imeet-li-uchitel-pravo-povyshat-golos-na-uchenika/

    Права и обязанности учителей в школе по закону

    Имеет ли учитель право повышать голос на ученика?

    Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования — учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.

    Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.

    Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

    В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:

    • получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
    • иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
    • рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
    • пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
    • получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.

    Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

    Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

    Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

    О комендантском часе в СПБ для несовершеннолетних читайте по ссылке:

    Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

    Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях.

    Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года).

    Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

    Скачать ФЗ № 351

    В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

    Законно ли повышение голоса на учеников?

    Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

    Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.

    Инструкции по охране труда в школе можно изучить и скачать бесплатно по ссылке:

    Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

    Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

    • нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
    • оказывать физическое воздействие;
    • ставить в угол;
    • выгонять из классного кабинета;
    • забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
    • кричать с отходом от учебного процесса;
    • проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
    • Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.

    Ответственность за оскорбление ученика

    Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

    Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

    Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

    Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.

    В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:

    • работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
    • оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
    • не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
    • при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
    • выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.

    Популярные вопросы по данной статье Какие права у учителя в школе? В любой учебной организации преподаватель обладает следующими правами: получать денежное вознаграждение, иметь условия для оказания образовательных услуг, рассчитывать на помощь со стороны руководителя школы, пользоваться социальными и материальными гарантиями, получать положенный отпуск. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока? Вместо того, чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются. Позволяется ли учителю отобрать телефон у ученика? Применять самостоятельные меры воздействия по отношению к обучающимся нельзя. Это прописано в 351-ФЗ. Поэтому забирать телефон, даже на время урока – нельзя. Лучше обсудить неприемлемое поведение ученика с руководством школы и вызвать родителей в школу для решения проблемы. Имеет ли право учитель повышать голос на ученика? Не следует относиться к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением. Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким. Какие действия запрещено учителю делать по отношению к ученику? Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем: нельзя делать оскорбительных замечаний, оказывать физическое воздействие, ставить в угол, выгонять из классного кабинета, забирать личные вещи, кричать с отходом от учебного процесса, проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса. Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (9 3,44 из 5)
    Загрузка…

    Источник: https://classomsk.com/zashhita-prav-rabotnika-i-rabotodatelya/prava-i-obyazannosti-uchitelej-v-shkole-po-zakonu.html

    Какие права имеет учитель в школе: часто задаваемые вопросы

    Имеет ли учитель право повышать голос на ученика?

    В последнее время родители учеников различных школ, а также сами учителя данных образовательных учреждений, ввиду возникновения различных спорных ситуаций стали задаваться вопросом о том, какие права имеет учитель в школе.

    Согласно букве закона, все данные учителю права оговорены профессиональным Федеральным уставом, подготовленным специально для педагогической сферы деятельности.

    Дабы разобраться в этом вопросе более детально, предлагаем вам рассмотреть собранные нами по этому поводу сведения.

    Какие права имеет учитель в школе

    Вопрос №1. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?

    Согласно букве закона, учители подобным правом не наделены. Даже в том случае, когда конкретный ученик подрывает образовательный процесс своим поведением, учитель не может выгнать его из класса, так как в данном случае такое решение будет напрямую являться нарушением должностной инструкции представителей интересующей нас профессии.

    За подобное нарушение учитель даже может подвергнуться санкциям со стороны руководства школы.

    Однако, неподобающее поведение наглых учеников не должно оставаться без внимания. Лучшим выходом из данной ситуации станет:

    • снятие с себя какой-либо ответственности за определение мер пресечения дурного поведения школьника;
    • вызов руководства школы и введение его в курс дела непосредственно во время урока.

    Обратите внимание: только в том случае, если вы последуете нашей рекомендации, для вас не случится никаких правовых последствий. Разбираться с учеником должен будет уже директор школы, а не вы. Самостоятельно же принятые действия, направленные против ученика, пусть и самые безобидные (выгнал из класса, отчитал), могут принести вам впоследствии множество неприятностей.

    Поскольку законом подобное право не обозначено, учитель не может выгнать ученика с урока

    Вопрос №2. Имеет ли учитель право изъять у ученика телефон?

    Данная мера пресечения неприглядного поведения ученика также считается незаконной, противоречащей профессиональной инструкции учителя. Еще раз напоминаем вам: самостоятельно избранные учителем меры наказания и воздействия на ученика строго запрещены.

    В данном случае, если вы попали в ситуацию, когда ученик на протяжении всего урока играет в мобильный телефон, или переписывается, забирать у него его имущество нельзя. Вы можете действовать точно так же, как было указано в вопросе №1:

    • успокоиться;
    • позвать директора.

    Полномочия директора несколько шире, чем полномочия учителя, поэтому, он сможет воздействовать на ученика иначе. Тем не менее, если вы считаете, что поведение ребенка не изменится, можете попробовать поговорить об этом с его родителями, пригласив их в школу. Это, разумеется, законом не возбраняется.

    Телефон является личным имуществом ученика. Изымать его противозаконно

    Вопрос №3. Имеет ли учитель право повышать на учеников голос?

    Нужно заметить, что с точки зрения закона такое понятие, как «повышенный голос» у учителя, не рассматривается, так как оно является относительным. Например, ребенок нажаловался, что учитель кричал на уроке, а на деле:

    • учитель болел и вынуждено повышал голос;
    • у учителя голос от природы высокий.

    Поэтому, само повышение голоса на учеников считаться за нарушение не может. Однако, это не значит, что учитель может:

    • кричать на ученика;
    • оскорблять его честь и достоинство;
    • разговаривать с ним с использованием нецензурных слов;
    • переходить на личности и т.д.

    Повышение голоса подразумевается, как мера привлечения внимания.

    Повышение голоса на учеников может рассматриваться с разных точек зрения, определяющих, допустимо оно или нет в той или иной ситуации

    Что еще не имеет права делать учитель относительно учеников

    Дабы составить в голове полную картину, и не уделять время отдельному рассмотрению всех нюансов, которые запрещены учителю относительно своих подопечных – учеников, давайте рассмотрим нижеследующую таблицу.

    Таблица 1. Что не имеет права делать учитель

    Противозаконное действие учителяОписание
    Учитель не имеет права повышать голос на конкретного ученикаЕсли учитель повышает голос не ради привлечения внимания, то это противозаконно. Сюда же нужно отнести и то, что учителю также запрещено:
  • кричать на учеников;
  • оскорблять их;
  • разговаривать нецензурной бранью с учениками и т.д.

    Обратите внимание: делать все то же учитель не имеет права также в неформальной обстановке, например, если они с учеником встретились на улице, а не в классе.

  • Учитель не может воздействовать на ученика физическиКатегорически запрещено учителю ученика:
  • бить;
  • толкать;
  • швырять;
  • щипать;
  • применять иное физическое воздействие, направленное на причинение ученику вреда.

    Обратите внимание: если вы ударите ученика, вероятнее всего, вам придется распрощаться с местом работы, а кроме того, придется отвечать за свои действия перед законом в лице его официальных представителей.

  • Учитель не имеет права самостоятельно избирать неподобающе ведущему себя ученику меры наказанияИтак, учитель не может по своему усмотрению наказывать ученика, применяя к нему следующие меры наказания:
  • ставить в угол;
  • выгонять из класса;
  • оставлять после уроков или заставлять дежурить;
  • не пускать в класс без школьной формы;
  • не отпускать выйти в туалет;
  • ставить оценку «2» за плохое поведение и т.д.

    Такие меры не предусмотрены регламентом и должностной инструкцией преподавателя, и их применение может обернуться для него бедой.

  • Учитель не может отбирать у ученика принадлежащее ему имуществоДаже на время урока личные вещи ученика остаются его личными вещами, что бы то ни было:
  • еда;
  • телефон;
  • игрушки;
  • иные гаджеты и предметы.

    Отбирать их не просто неправильно, но и противозаконно.

  • Что делать, если педагог ведет себя неподобающе

    Какая ответственность ожидает учителя за превышение своих полномочий

    Итак, ответственность, которая ожидает учителя, нарушившего одну или несколько из перечисленных нами выше установок, может разниться в зависимости от степени тяжести его проступка.

    1. Так, единичное происшествие может окончиться дисциплинарным наказанием в виде:

    • написания объяснительной;
    • официального выговора;
    • штрафа.

    2. Систематические нарушения чаще всего оканчиваются увольнением с занесением подробностей в личное дело.

    3. При условии, что имел место быть факт избиения ученика, вам может грозить тюрьма.

    Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников

    Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:

    • мирными разговорами;
    • повышением тона для привлечения внимания и т.д.

    Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.

    В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):

    • прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
    • впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
    • предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.

    В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.

    К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.

    Учитель — первый друг ученика. Попав в спорную ситуацию, старайтесь помнить об этом

    Подведем итоги

    Современные дети, к сожалению, далеко не безобидны. Об этом лучше всех, пожалуй, знают именно учителя, вынужденные контактировать с учениками очень плотно.

    Поэтому, именно лицам, представляющим данную профессию, не понаслышке известно, какие проблемы могут возникать во взаимодействии с ними.

    Кроме того, в последнее время наметилась тенденция принятия родителями стороны своего чада без выяснения обстоятельств возникновения конфликта.

    Попав в такую ситуацию, важно помнить, что ваши задачи на данном этапе таковы:

    • обезопасить себя от последствий, сняв юридическую ответственность;
    • постараться ребенку помочь справиться с внутренними психологическими причинами, которые заставляют его вести себя подобным образом.

    Учитель не должен решать вопросы административного плана, он является другом каждого своего подопечного, и протянуть руку помощи тому, кому она особенно нужна, даже если это непросто – его первейшая обязанность.

    – Имеет ли учитель право отобрать телефон

    Источник: https://nalog-expert.com/grazhdanskoe-pravo/kakie-prava-imeet-uchitel-v-shkole.html

    Консультант закона
    Добавить комментарий