Как бороться с налоговой

Оптимизация налоговых задолженностей. Как бороться с налоговой кабалой

Как бороться с налоговой

При наличии налогового долга вести нормальную деятельность предприятию практически невозможно. Поэтому задача минимум плательщика налогов — освободить предприятие

от негативных факторов, сопутствующих налоговой задолженности; задача максимум — ликвидировать саму налоговую задолженность

“Налоговым долгом считается налоговое обязательство с учетом штрафных санкций, согласованное плательщиком налогов либо установленное судом, но не уплаченное в срок, а также пеня, начисленная на такое обязательство”, — определяет понятие Закон Украины “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами”.

Налоговое обязательство плательщика в части основного платежа возникает двумя способами: может быть самостоятельно определено (указано в декларациях), но несвоевременно уплачено или определено плательщику налоговым органом.

Последний вид долга возникает по результатам налоговых проверок, когда происходит так называемое “доначисление” налоговых обязательств путем принятия налогового решения-уведомления.

Таким решением плательщику определяется дополнительное к задекларированному налоговое обязательство.

Размер штрафных санкций

Налоговое обязательство в части штрафных санкций может составлять от 10 до 50%, в зависимости от количества дней просрочки. Так или иначе, штраф не может составлять более 50% суммы основного платежа.

Пеня за несвоевременную уплату налогового обязательства также является одним из видов и составной частью налогового долга предприятия. Размер пени составляет 120% годовых учетной ставки НБУ. Однако особенность пени состоит в отсутствии пределов ее начисления (в отличие от штрафов). Основанием для прекращения начисления пени как составной части налогового долга является его погашение.

В случае когда плательщик налогов просрочил уплату обязательства, которое сам задекларировал, он по крайней мере осознает негативные последствия, которые влечет наличие налогового долга, и, возможно, к ним готов.

В том же случае, когда налоговое обязательство определяет налоговый орган по результатам проверки, плательщик налогов оказывается в затруднительном положении. Это связано в первую очередь с объективной экономической ситуацией предприятия.

Понятно, что при декларировании определенной суммы налоговых обязательств плательщик одновременно с этим рассчитывает свои платежи таким образом, чтобы в следующем периоде погасить самостоятельно определенное обязательство.

Иная ситуация у плательщика налогов, если по результатам проверки налоговый орган определяет (“доначисляет”) сумму налогового обязательства. В таком случае к плательщику автоматически применяется штрафная санкция, так как налоговая проверка проводится относительно налоговых периодов, которые уже прошли.

Естественно, что при определении налогового обязательства в части основного платежа по прошедшему периоду автоматически насчитывается штраф с даты, когда насчитанное предприятию “сегодня” налоговое обязательство должно было быть уплачено в прошедших периодах.

Выражаясь проще, в результате определения налогового обязательства налоговой службой по результатам налоговой проверки у плательщика одновременно возникает обязательство не только в части уплаты основного платежа, но и штрафных санкций.

Даже имея желание погасить такой налоговый долг, предприятие может быть не готово к этому экономически, так как не планировало такие расходы.

Негативные последствия

Безусловным негативным последствием для налогоплательщика, имеющего налоговый долг, является налоговый залог.

Особенность налогового залога в том, что он возникает автоматически, в силу закона, с первого дня просрочки уплаты обязательства.

Под действие налогового залога подпадает все имущество плательщика налогов, любые активы: основные и оборотные средства, деньги на счетах, продукция предприятия и т. д.

В налоговой службе принимается решение о назначении для предприятия налогового управляющего. С этого момента хозяйственные операции плательщика налогов должны согласовываться с налоговым управляющим.

Кроме того, последствием налогового долга может стать административный арест активов плательщика налогов. Такой арест накладывается налоговым органом на срок до 96 часов. На практике это означает, что денежные средства на счетах могут быть заблокированы на срок до четырех суток.

Иными словами, вести нормальную деятельность предприятия при наличии налогового долга практически невозможно. Поэтому задача минимум плательщика налогов — освободить предприятие от негативных факторов, сопутствующих налоговой задолженности; задача максимум — ликвидировать саму налоговую задолженность.

Варианты погашения

Самый простой способ погасить долг — это добровольно оплатить его деньгами или путем продажи активов.

Особым случаем уменьшения налоговой задолженности является налоговый компромисс. Но компромисс возможен по закону только в отношении того налогового обязательства, которое предприятию определяет сама налоговая служба.

Имеется в виду, что налоговая служба определила (дополнительно начислила) обязательство плательщику, а после может предложить компромисс, то есть пойти на уменьшение части этого обязательства.

Здесь суть вопроса в том, нужен ли плательщику компромисс на часть суммы начисленного обязательства, если он изначально не согласен с начислением всей суммы.

Источником погашения налоговой задолженности может служить зачет непогашенных требований. Он возможен в случае, если у плательщика есть переплата по другому виду налога или сбора, который уплачивается в тот же бюджет, в отношении которого плательщик является должником по определенному виду обязательного сбора.

Закон не запрещает привлекать средства других лиц для уплаты своих обязательств перед бюджетом. Такой путь решения проблемы может быть осуществлен посредством займа. Но заемные средства нужно будет возвращать.

В чистом виде возможность одним предприятием погасить налоговое обязательство другого может быть реализована при наличии постоянной задолженности бюджета перед таким предприятием (к примеру, задолженности по бюджетному возмещению перед экспортерами) либо в случае ликвидации предприятия с переплатой в бюджет.

В таком случае переплата одного может быть зачислена в качестве погашения обязательств другого предприятия.

Отсрочить выплаты

Закон Украины “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами” № 2181-ІІІ, дает возможность плательщику налогов отсрочить либо рассрочить уплату налогового долга. В каждом отдельном случае принимается отдельное решение.

Рассрочка налогового долга, предусмотренная ст.14, 18 закона, дает возможность рассрочить либо отсрочить уплату налогового долга. Под проценты, на условиях бюджетного кредита. Кроме того, договор о рассрочке может быть расторгнут налоговой службой в одностороннем порядке по целому ряду причин.

Особенность отсрочки состоит в невозможности налоговой службы отказать плательщику в отсрочке уплаты налогового обязательства, если плательщик подал соответствующее заявление.

Здесь важно соблюсти все технические требования для избежания формального отказа: подать правильный пакет документов и соблюсти сроки подачи.

Отсрочка уплаты налогового долга предоставляется не под проценты, но ее особенность в принятии одностороннего решения со стороны налоговой службы. То есть плательщик в данном случае может только просить об отсрочке. Решение полностью зависит от налоговой службы.

При этом плательщик обязан обосновать обстоятельства непреодолимой силы, которые не дают ему возможности уплатить налоговое обязательство в срок.

Важно понимать, что решение об отсрочке носит крайне субъективный характер со стороны налоговой службы и полностью зависит только от желания налогового органа.

Комплексное урегулирование

Для нормализации работы предприятия, имеющего налоговый долг, высвобождения его расчетов из-под контроля налоговых органов, недопущения принудительной реализации продукции предприятия в рамках процедур налогового залога, а также избежания иных негативных последствий налогового долга необходим комплексный правовой подход к решению указанной проблемы.

Налоговое законодательство не позволяет просто избавиться от налоговой задолженности, разве что полностью ее погасить. Поэтому необходимо системное использование всего массива законодательства, которым урегулирована хозяйственная деятельность предприятий в Украине.

В частности, использование норм Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника либо признании его банкротом” позволяет действительно оздоровить на предприятии ситуацию с налоговым долгом. Необходимо особо оговорить, что в рамках процедуры о банкротстве очень важно правильно сделать каждый шаг, чтобы не ухудшить положение предприятия.

Ни при каких условиях недопустимо реальное производство по такому делу, когда на предприятии вводится внешнее управление, формируется и заседает комитет кредиторов и т. д.

В данном случае речь идет исключительно о получении предприятием процессуального (юридического) статуса “должника”, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, и как следствие — введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

Одним из кредиторов должника, в отношении которого возбуждено производство в деле о банкротстве, является налоговая служба в части взыскания налоговых долгов. Все кредиторы имеют равные права, поэтому и норма о моратории на удовлетворение их требований будет для всех кредиторов равной.

Позитивные последствия моратория

В соответствии со ст. 12 Закона Украины “О восстановлении платежеспособности должника либо признании его банкротом” мораторий на удовлетворение требований кредиторов вводится одновременно с возбуждением дела о банкротстве.

На протяжении действия моратория запрещается взыскание с должника на основании исполнительных и иных документов и — что особенно важно — не насчитывается неустойка (штраф и пеня), не насчитываются иные санкции за неисполнение либо ненадлежащее исполнение денежных обязательств относительно уплаты взносов пенсионного страхования, налогов и сборов.

Таким образом, введение моратория автоматически приостанавливает начисление штрафов и пени по несвоевременно уплаченным налоговым обязательствам. Кроме того, при введении моратория не действуют нормы о налоговом залоге.

Все имущество предприятия освобождается от налогового залога и его негативных последствий. Несмотря на введение моратория, закон позволяет предприятию производить расчеты по текущим обязательствам.

То есть деятельность предприятия не останавливается с возбуждением дела о банкротстве.

Практика показывает, что разумное применение норм налогового законодательства и законодательства о банкротстве в комбинации с использованием процессуальных норм, регулирующих порядок рассмотрения дел о банкротстве судами, позволяют должнику сроком от полугода до года находиться в состоянии моратория, не доводя дело о банкротстве до реального рассмотрения судом.

Ведь главное для плательщика, попавшего в налоговую задолженность, — уплатить в бюджет не более основного платежа по налогу, того, который он сам обозначил в налоговой декларации, и не платить на законных основаниях штрафы и пеню, а также обязательства, которые определила (“доначислила”) плательщику налоговая служба.

Тот временной промежуток, в который по отношению к предприятию будет действовать мораторий, должнику необходимо системно разобраться со своим налоговым долгом.

Нужно определить, какую часть налогового долга возможно отменить в судебном порядке, и немедленно начать в этой части активные процессуальные действия; на какую часть налогового долга возможно подписать соглашение с налоговыми органами о компромиссе, зачете, ином варианте, если такой возможен.

Результатом приведенных действий должна стать оптимизация размера налогового долга, который предприятие согласно уплатить и имеет для этого соответствующие внутренние возможности.

После совершения всех действий по ликвидации налогового долга, производство по делу о банкротстве предприятия необходимо прекратить в судебном порядке. Сделать это нужно так же правильно и последовательно, как и возбуждалось производство в таком деле.

Кратко и по делу в Telegram

Источник: https://investgazeta.delo.ua/praktika/optimizacija-nalogovyh-zadolzh-267476/

Что делать, если налоговая насчитала слишком много налогов

Как бороться с налоговой

Пока Россия не стала Эстонией и налоги не высвечиваются у нас автоматически раз в год в личном кабинете на сайте банка, предприниматели периодически будут сталкиваться с пересчётом платежей в бюджет.

Это довольно неприятная история: бизнесмен не только теряет деньги, но и чувствует, что его честное имя запятнано. «Секрет» вместе с юристами составил инструкцию, как этого избежать и доказать свою правоту.

1. Не подчиняться

Налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования. Эту неправомерность можно обосновать во время анализа акта налоговой проверки.

Ведущий налоговый консультант ООО «Консалт-Трейдинг»

Когда речь идёт о доначислениях в результате налоговой проверки, у плательщика есть право оспорить вынесенное решение.

Первое и главное, что нужно делать, увидев непомерные суммы в акте, — не паниковать. С момента вручения акта у плательщика есть месяц на предоставление возражений, а после их рассмотрения — месяц на обжалование решения.

Но даже если этот срок пропущен, решение может быть обжаловано в течение года в вышестоящем налоговом органе.

2. Изучить декларацию

Сначала нужно разобраться, почему ФНС доначислила налоги. От этого зависит дальнейший порядок действий. Причины могут быть следующими: подали неверную декларацию, перечислили налог с ошибочными реквизитами, произошёл сбой в базе налоговой, налоговая доначислила налоги по итогам проверки. Первым делом проверьте сданную декларацию.

Именно на основе её показателей налоговая производит начисления. По случайной ошибке налоговая база в декларации могла оказаться завышенной, из-за чего и налог получился больше. Чтобы это исправить, придётся подготовить уточнённую декларацию с реальной налоговой базой и правильной суммой налога.

Велика вероятность, что налоговая запросит подтверждающие документы, поэтому лучше заранее привести их в порядок.

3. Проверить реквизиты

Порой даже из-за самой безобидной ошибки деньги зависают в невыясненных платежах и требуют уточнения. Самые важные реквизиты в платёжке: наименование получателя, ИНН — КПП получателя, реквизиты банка получателя и счёт получателя.

Если эта информация указана верно, значит, деньги точно дошли до налоговой и пени и штрафы вам не грозят.

Ошибки в остальных реквизитах не влекут неперечисление налога в бюджет, но нужно обратиться в налоговую с заявлением на уточнение платежа и копией платёжки.

4. Свериться с налоговой

Запросить сверку по платежам в бюджет из ИФНС можно через специализированного оператора связи, с которым заключены договоры у налогоплательщика, либо отправиться в ИФНС и сдать данный запрос в канцелярию. Разногласия могут быть из-за того, что не прошла платёжка, либо некорректно прошли начисления по одной из сданных в ИФНС деклараций, из-за технической ошибки или опечатки.

Чтобы исправить ситуацию, следует обратиться в инспекцию для личной сверки, прихватив с собой платёжки по налогу и копию сданного отчёта.

5. Найти ошибки налоговой

Директор департамента судебной практики Legal Studio

Обязательно обращайте внимание на сроки получения документов. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.

Если сроки не соблюдены, об этом обязательно надо заявлять в суде в рамках оспаривания требования об уплате налога.

Под днём выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации — следующий после её представления день.

6. Запросить все платежи по конкретному налогу

Исполнительный директор Группы компаний «Штарк»

Нужно запросить все платежи и начисления по налогу, по которому обнаружено расхождение. Зачастую налоговая инспекция, получая платёжное поручение, распределяет его на другой ОКТМО.

Вследствие чего по одному ОКТМО у вас переплата, а по другому — недоимка. Так часто случается при смене налогоплательщиком юридического адреса. Налоговая инспекция должна самостоятельно переносить переплаты на новый ОКТМО, но на практике не делает этого.

Если это чисто техническая ошибка и неправильно указаны ОКТМО или КБК, нужно в письме ИФНС указать правильные данные.

7. Подготовить письменные возражения

Старший юрист BGP Litigation

На их подготовку даётся месяц со дня получения акта проверки.

Важно привести убедительные аргументы по предъявленным претензиям со ссылками на нормы закона, судебную практику, полученные экспертизы и нотариально заверенные допросы.

Помимо оспаривания предъявленных налоговых претензий в возражениях следует указать нарушения, допущенные инспекцией при проведении проверки.

8. Вызвать дополнительную проверку

Если начисления сделали после проведения выездной проверки и вы с ними не согласны, вы можете в течение месяца представить в инспекцию свои аргументированные возражения на акт налоговой проверки. В течение 10 дней их рассмотрит группа проверяющих инспекторов и руководство налоговой инспекции.

Как правило, эти возражения не имеют никакой практической пользы. Эта стадия нужна только тем, у кого есть веские возражения не только по нарушению процедуры проверки, но и по качеству проведённой проверки.

Обычно налоговики или не учитывают эти замечания, либо назначают мероприятия дополнительного налогового контроля — допрос, истребование документов или экспертиза. Со 2 июня 2016 года стало возможно представлять возражения и после этих мероприятий.

Оценив все возражения, налоговики вынесут решение в 10-дневный срок по результатам налоговой проверки и укажут сумму недоимки, пени и тот штраф, который инкриминируют налогоплательщику.

9. Оспорить решение

После того как вы разобрались в причинах доначисления, можно подавать жалобу.

Её следует оформить в письменном виде как официальное письмо и указать: ваши реквизиты; название, номер, дату обжалуемого решения и наименование ИФНС, которая его вынесла; ссылки на законодательство, которые подтверждают, что действия налоговой неправомерны; ваше требование отменить решение налоговой о доначислении налога; перечень подтверждающих документов. Жалобу отнесите в налоговую, чьё решение требуете отменить. А уже затем она перенаправит в вышестоящий орган — региональное управление ФНС.

10. Обратиться в суд

Эксперт сервиса «Контур.Эльба»

Как только налоговая примет решение по вашей жалобе, в течение трёх рабочих дней его направят вам. Если решение окажется не в вашу пользу, в течение трёх месяцев в арбитражный суд нужно подать заявление о признании решения налогового органа недействительным.

Перед обращением в суд налогоплательщик обязан соблюсти процедуру досудебного урегулирования спора — обратиться в вышестоящее УФНС с апелляционной жалобой на результаты проверки.

11. Попросить об обеспечительных мерах

Если суд неизбежен, подготовьте требования о применении обеспечительных мер. По ходатайству налогоплательщика суд вправе приостановить действие оспариваемого решения налогового органа, что защитит вас от обращения за взысканием денежных средств и имущества.

Соберите документы, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер затруднит или сделает невозможным исполнение судебного решения или причинит заявителю значительный ущерб.

Как правило, это документы о финансовом состоянии налогоплательщика, доказательства, свидетельствующие об угрозе неисполнения кредитных или лизинговых обязательств, обязательств в рамках государственных или муниципальных контрактов, риске невыплат зарплат, утраты или повреждения имущества.

Налогоплательщик также должен подтвердить, что принятие обеспечительных мер не повлечёт за собой невозможность взыскания доначисленных сумм. Для этого предоставляют документы, свидетельствующие о наличии ликвидных активов, стабильности деятельности компании и её репутации на рынке. Будьте готовы в короткие сроки предоставить встречное обеспечение: банковскую гарантию, поручительство или иное финансовое обеспечение.

Управляющий партнёр Группы юридических и аудиторских компаний СБП

Если налогоплательщик не согласен с суммой недоимки, которая начислена ему за «сотрудничество» с фирмами-однодневками, то при оспаривании решения налоговиков ему нужно сосредоточиться на двух вещах.

Первое — на доказательстве своей добросовестности при выборе контрагента. Для этого надо доказать, что он собрал необходимые документы о бизнесе этой компании, у него есть рекомендации, он знаком с директором, видел рекламу контрагента.

Второе — сосредоточиться на доказательстве реальности этих сделок. Это будет иметь больший вес для суда.

К примеру, в строительстве это будет наличие построенного с помощью «недобросовестного» подрядчика объекта — одно это «отобьёт» в суде доначисленные налоговиками немалые суммы налога на прибыль.

Генеральный директор аудиторской компании «Уверенность»

Обычно отстоять свою позицию на комиссии удаётся лишь тем компаниям, у которых убыток вызван действием однозначно трактуемых, понятных и очевидных факторов.

Например, комиссия удовлетворилась объяснениями возникшего у компании-импортёра убытка, поскольку этот убыток целиком был обусловлен курсовыми разницами.

Для обоснования своей позиции компания предоставила объяснение, содержащее подробнейшее описание ситуации, и расчёт, который убедительно доказывал, что в сложившихся обстоятельствах компания сделала всё от неё зависящее, чтобы избежать убытка.

Фотография на обложке: Flickr / Sami / CC BY-SA 3.0

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе

Источник: https://secretmag.ru/business/methods/chto-delat-esli-nalogovaya-naschitala-slishkom-mnogo-nalogov.htm

Куда жаловаться на налоговую инспекцию, если не возвращают налоговый вычет, не возвращает НДФЛ, не берут трубку, налоговая списывает деньги со счета

Как бороться с налоговой

Налоговая проводит выездные и камеральные проверки. При выездных приезжают в офис, просматривают отчетность, разговаривают с сотрудниками, осматривают помещение. Иногда приглашают в инспекцию, если, например, ИП работает дома. Камеральная проверка проходит в налоговой.

По результатам проверок инспекторы могут доначислить налоги или пени за просрочку, взыскать штраф. Это законно, но можно попробовать оспорить, если предприниматель считает, что прав. Еще инспекторы могут ошибиться не только на проверке — например, начислить налог, хотя предприниматель его уже заплатил. Или, например, нарушить процедуру проверки.

Можно ли сразу подать в суд, а не обращаться в налоговую?

Жаловаться в налоговую — чаще всего формальность. Если налоговая начислила штраф, вряд ли она же отменит это решение. Например, в 2017 году налоговая одобрила только 13% жалоб. Но сразу пойти в суд нельзя — нужно сначала попробовать решить проблему в досудебном порядке. Этого требует закон. Если пойти в суд в обход налоговой, то арбитражный суд вернет ИП заявление обратно.

С чего начинаем?

Образец возражения по акту проверки на сайте налоговой

Первый вариант — письменные возражения. Их нужно подать в ту инспекцию, которая проводила проверку.

Вообще проверка проходит так:

  • Налоговая изучает работу и документы предпринимателя. Выездная проверка длится до двух месяцев, но ее могут продлить до четырех или даже полугода — если нужно проверить много документов или ИП не успел их все принести. Камеральная длится три месяца;
  • Пункт 3 статьи 100 НК — что должно быть в акте проверки

  • В последний день ИП получает справку о проведенной проверке. С этого дня инспектор начинает готовить акт с результатами. При выездной проверке на это уходит два месяца, при камеральной — 10 дней. Затем инспекция выдает акт с результатами проверки. В нем — факты нарушения законов, информация о том, что делала налоговая при проверке, предложения, как устранить нарушения. С момента получения есть месяц, чтобы подать письменные возражения;
  • Если возражений не было, налоговая готовит решение, например, привлечь ИП Починкова к ответственности за неуплату налогов. Решение инспекция отдает в течение пяти дней.
  • Затем решение вступает в силу. Это происходит через месяц после того, как инспектор вручил решение предпринимателю.

Письменные возражения подаются на акт проверки. Так предприниматель объясняет налоговой, почему он не платил налоги или не подавал декларацию. Возражения можно принести в налоговую или отправить по почте, лучше лично в двух экземплярах. Инспектор отдаст один экземпляр с отметкой о принятии и можно быть уверенным, что возражения не потеряются.

Что делать, если не успел подать возражения?

Образец апелляционной жалобы на сайте налоговой

Если ИП или компания не успели подать возражения, налоговая выносит решение. Пока оно не вступило в силу, можно подать апелляционную жалобу. Если она сработает, не придется платить штрафы или доплачивать налоги.

На апелляционную жалобу есть месяц после решения. Если предприниматель уже писал возражения, то можно взять их за основу для апелляции.

Есть такой момент: жалобу подают в вышестоящую налоговую, но через ту инспекцию, на которую жалуется предприниматель. Для территориальных и межрайонных инспекций вышестоящая — управление ФНС по субъекту. Например, если проверку проводила инспекция ФНС России № 7 по Москве, то нужно отнести жалобу туда же, но указать, что она подается в УФНС по Москве.

Выглядит это вот так:

Вот так выглядит первая страница жалобы: кто проводил проверку и по какому вопросу, какое решение вынесла налоговая. В самом низу — отметка налоговой о принятии жалобы

Если предприниматель не успел подать апелляционную жалобу — можно подать обычную. На это есть год. Правда, решение все равно придется выполнить: если выписали штраф, нужно его сначала заплатить, а уже потом оспаривать.

Написать жалобу на сайте ФНС

Жалобу можно написать от руки, напечатать на компьютере или подать через сайт налоговой. На форумах говорят, что через сайт — самый надежный способ, но на практике без разницы. Налоговая будет рассматривать жалобу 30 дней.

Сервис «Узнать о жалобе» на сайте налоговой

Чтобы узнать, как дела с жалобой, можно позвонить в ту налоговую, куда ее подавали, назвать ИНН и дату подачи, и узнать статус. Или посмотреть в сервисе «Узнать о жалобе».

Источник: https://delo.modulbank.ru/all/zhalovatsya_na_nalogovuyu

Как бороться с незаконными действиями налоговиков

Как бороться с налоговой

Жалоба в прокуратуру — эффективный инструмент борьбы с налоговиками, которые превышают свои полномочия.

Такой способ защиты позволит налогоплательщику отстоять свою позицию и к тому же сэкономить на судебных расходах. Однако прежде чем обращаться в прокуратуру нужно оценить свои шансы и доказательную базы.

А также быть готовым к тому, что прокуроры проверят не только ревизоров, но и инициатора жалобы.

В каких случаях стоит обращаться в прокуратуру

Жалоба в прокуратуру подействует только в случае, если налоговики допустили грубые нарушения и налогоплательщик способен это доказать. А именно, обращаться в прокуратуру стоит в следующих случаях.

Незаконно заблокировали расчетные счета. Например, если компания вовремя не подала декларацию по налогу на прибыль за квартал. Пункт 3 статьи 76 Налогового кодекса не говорит об обеспечительных мерах, в случае если налогоплательщик не предоставил квартальный расчет авансового платежа. Следовательно, налоговики не вправе блокировать счета компании.

Нарушили срок ознакомления с материалами проверки. Ревизоры в извещениях о рассмотрении материалов налоговой проверки указали неверные дату и время. Это нарушает пункт 1.25 приказа ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@.

Представитель проверяемой организации вправе ознакомиться с материалами проверки в течение двух дней с момента подачи заявления (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, ему нужно направить  в течение месяца со дня получения акта письменные возражения (абз. 1 п. 6 ст. 100 НК РФ).

Когда налоговики указывают неправильное время и дату рассмотрения материалов, это затрудняет защиту прав налогоплательщика.

Не учли в акте проверки смягчающие обстоятельства. В описательной части акта проверки налоговики должны указать документально подтвержденные факты правонарушений, а также обстоятельства, которые смягчают или отягчают ответственность (п. 3.2 приложения № 24, п. 3 приложения № 23 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@).

Налоговики обязаны определить перечень смягчающих обстоятельств уже при оформлении акта. Однако практика показывает, что они этого никогда не делают, хотя у них есть для этого вся необходимая информация. Дело в том, что ревизоры ждут, когда налогоплательщик сам в возражениях на акт попросит снизить штраф и опишет причины.

Но если в акте проверки отсутствуют смягчающие обстоятельства, это процессуальное нарушение. Компания вправе  обратиться в прокуратуру даже не дожидаясь рассмотрения возражений.

Истребовали документы, которые не связаны с проверкой. К примеру, налоговики заявляют компании, что та получит возврат НДС, только если представит дополнительные документы. При этом их составление не предусмотрено Налоговым кодексом или они не имеют отношения к объекту проверки. Подобный запрос – прямое превышение полномочий инспекции, оговоренных в статье 31 НК РФ.

Привлекли к ответственности после истечения срока давности. К примеру, налоговики привлекли руководителя организации к административной ответственности спустя четыре месяца со дня совершения правонарушения.

В этом случае ревизоры нарушают статью 4.5 КоАП РФ и часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ. Закон указывает, что постановление должно быть вынесено не позднее двух месяцев.

В случае если дело дошло до суда, постановление представляют в течение трех месяцев.

Неверно возбудили административное дело. К примеру, ИФНС возбудила дело об административных правонарушениях и не предупредила об этом компанию. По крайней мере протокол об этом умалчивает. КоАП РФ так делать запрещает.

В протоколе должны быть указаны:

  • место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы должностного лица;
  • сведения о нарушителе;
  • место, время и факт преступления.

При составлении протокола инспектор обязан разъяснить нарушителю его права и обязанности.

Проигнорировали запрос. Если инспекторы игнорирует заявление налогоплательщика о возврате излишне уплаченных налогов, он вправе пожаловаться на ревизоров в прокуратуру.

Согласно пункту 8 и 9 статьи  78 НК РФ инспекторы обязаны вынести решение о возврате в течение 10 дней со дня получения заявления или акта совместной сверки. Руководитель компании или его представитель под расписку должен получить это решение в течение пяти последующих дней.

Если налоговики нарушили сроки возврата переплаты, налогоплательщик вправе получить проценты за каждый день просрочки. Процентная ставка равна ставке рефинансирования ЦБ РФ на дни задержки.

Не соблюли процедуру ареста имущества. К примеру, во время ареста имущества контролеры не пригласили двух понятых. Это нарушает пункт 7 статьи 77 НК РФ и статью 198 НК РФ. Арестовывать имущество налоговики вправе только при участии понятых в дневное время. Ночью арест имущества возможен в случаях, «не терпящих отлагательств».

Кроме этого ревизоры не вправе запретить представителям компании присутствовать во время ареста имущества. Свидетельства понятых налоговики обязаны отразить в протоколе. Понятые должны сверить арестованные предметы с имуществом, указанным в документе.

Разгласили коммерческую тайну. Для налоговых инспекторов разглашение коммерческой тайны может закончиться уголовной ответственностью (ст. 183 УК РФ) — штрафом до 1,5 млн рублей или лишением свободы сроком до трех лет.

Так же обратиться в прокуратуру можно, если инспекторы без разрешения разгласили персональные данные налогоплательщика.

Не ответили на обращение. Если инспекция не отвечает на письменные обращения компании, например, о тех же налоговых переплатах, обращайтесь в прокуратуру. Срок рассмотрения письменного обращения — 30 дней со дня регистрации (Федеральный закон от 02.05.06 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).

Пример из представления прокуратуры Воронежской области:

дословно

«В период с 2012 по 2015 гг. заявителю, являющемуся собственником менее 20% доли жилого дома, расчет налога на имущество физических лиц производился исходя из инвентаризационной стоимости всего домовладения. В итоге Иванову А.Н.

на протяжении 4 лет предъявлялись требования о уплате налога в десятикратном размере. Несмотря на многочисленные обращения заявителя, нарушения инспекцией не устранялись. (…) Вопреки положениям п. 2 ч. 1 ст. 32, п. 1.1 ст. 139 НК РФ в ходе разрешения управлением жалобы Иванова А.Н.

на действия инспекции меры по устранению нарушений прав лица не приняты.

Лишь после вмешательства прокуратуры области доводы Иванова А.Н. признаны обоснованными, ему произведен перерасчет налога, уплачиваемого с 2010 года».

Не приняли жалобу. Ситуация: УФНС дважды не приняла у организации апелляционную жалобу на решение ИФНС. Налоговики посчитали, что у заявителя было недостаточно полномочий. Однако на документе была подпись генерального директора компании. Такие действия контролеров нарушают статью 139.3 НК РФ и право на использование внесудебных процедур разрешения спора.

Отказались рассматривать пояснения после проверки. Ситуация: по итогам выездной налоговой проверки проверяющие доначислили налоги и пени. Компания не согласилась с решением налоговиков и пожаловалась на акт ИФНС. Однако в досудебном порядке решить спор не удалось. Ревизоры так и не дали оценку пояснениям и документам заявителя и оставили решение без изменения.

Позже суд встал на сторону налогоплательщика. Пункт 2 статьи 140 Налогового кодекса указывает, что в ходе рассмотрения жалобы заявитель вправе представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы.

Руководитель вышестоящего налогового органа обязан известить налогоплательщика-заявителя о времени и месте рассмотрения аппеляционной жалобы. Срок вынесения решения — от 15 до 30 дней.

Он может быть продлен еще на 15 дней, если руководитель потребует дополнительные документы.

Когда нужно действовать заранее

В прокуратуру можно подавать жалобу не только постфактум. В статье 25.1 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что прокурор вправе действовать на опережение. А именно, направить предостережение должностному лицу. Для этого у него должны быть сведения о том, что налоговики планируют нарушить закон.

К примеру, в компании прошла выездная налоговая проверка. Из решения по итогам проверки видно, что вышестоящая налоговая инспекция готовится к повторной проверке. Но у них нет оснований, чтобы ее провести. Компания вправе пожаловаться в прокуратуру и попросить вынести прокурорское предостережение.

Если должностное лицо не исполнит требования, указанные в предостережении, ему грозит выговор или штраф. Но скорее всего ревизоры не пойдут на конфликт и откажутся от проверки.

Источник: http://www.nalogplan.ru/article/4136-kak-borotsya-s-nezakonnymi-deystviyami-nalogovikov

№ 33 Инспекторов учат, как бороться с однодневками :: Бухгалтерский учет, налоги, аудит

Как бороться с налоговой

(по материалам газеты “Учет, налоги, право”)

Инспекторов учат, как бороться с однодневками

Анна Тихонова, корреспондент «УНП»

Работать с компаниями, обладающими, с точки зрения инспекторов, признаками налоговой неблагонадежности, нужно все с большей осторожностью. Столичное УФНС в приказе от 15.08.07 № 426дсп (см.

выдержки на стр.??) рассказало подчиненным, как не допускать регистрации однодневок и выявлять конечных выгодоприобретателей от их функционирования.

Банкам настоятельно не советуют открывать счета однодневкам

Ряд положений новой директивы повторяет прежние указания столичного налогового начальства по разоблачению однодневок, другие же появились впервые. Прежде всего неизменными остались признаки однодневки. Компания «прописана» по «массовому» адресу (соседствует более 10 фирм).

Либо зарегистрирована на имя «массового» учредителя или ее возглавляет «массовый» директор, либо документы на регистрацию подал «массовый» заявитель.Воспрепятствовать появлению однодневки налоговики при всей их богатой фантазии могут не всегда.

Так, в прошлом году на восемь случаев регистрации фирм с признаками однодневки приходился только один отказ (см. врезку). Поэтому особые надежды инспекторы возлагают на банки, которые, по расчетам налоговиков, под всякими благовидными предлогами не будут открывать счета подозрительным фирмам.

«Черный» список из порядка 8 тыс. адресов более года назад передан во все банки столицы. До сих пор многие банкиры предпочитали не замечать этот документ непонятного юридического статуса. Теперь УФНС решило сообщать об ослушавшихся банках в центральный аппарат налоговой службы.

По задумке столичного налогового начальства далее эти сведения попадут в Центробанк и Росфинмониторинг, которые возьмут «непослушный» банк на заметку.

От первого до последнего звена

С недавних пор инспекторам предписано выявлять «источники денежных средств» (реально работающие фирмы, использующие однодневки для минимизации налогов) и «получателей денежных средств» (последние в цепочки перед обналичиванием денег).

Анна Тихонова, корреспондент «УНП»

Основа информации для их поиска – банковские выписки о движении средств по счетам однодневки. Перед этим инспекторы, следуя новому указанию УФНС, опросят арендодателя либо собственника помещения по «массовому» адресу. Опрос – одна из форм налогового контроля, в рамках которого можно запросить выписку (п. 1 ст. 82, п. 2 ст. 86 НК РФ).

На ее основе инспектор должен определить фирмы, которые перечислили однодневке либо получили от нее 10 млн рублей (за все время ее существования), и собрать по ним всевозможную информацию. У выявленных таким образом компаний также определяются контрагенты, расчеты с которыми превысили 10 млн рублей. И так далее, пока не найдутся получатели и источники денег.

И уже в этих фирмах проводятся выездные ревизии. А если обнаруживается недоимка на «уголовную» сумму, материалы передаются милиционерам для возбуждения уголовных дел.Сегодня описанный механизм только набирает обороты. Если с признаками однодневок регистрируются десятки тысяч компаний, то счет выявленных выгодоприобретателей идет на десятки.

Так, за второй квартал налоговики нашли всего 11 источников и 89 получателей денег. Впрочем, нет сомнений, что поиск выгодоприобретателей продолжится. Ведь число распутанных цепочек однодневок – теперь один из показателей, по которым оценивается работа инспекций.

«Число распутанных цепочек однодневок – один из показателей, по которым оценивается работа инспекций»

Когда налоговики откажут в регистрации компании с признаками однодневки

Сегодня попытка зарегистрировать компанию в Москве точно окажется неудачной, если:1) собственник «массового» адреса не дал согласия на прописку фирмы (в случае его договоренности с налоговиками об обязательном наличии такого разрешения);2) по указанному адресу нет здания или помещения либо там невозможно расположить офис;3) имеется обращение гражданина с просьбой не осуществлять регистрацию по его паспортным данным;4) использован недействительный паспорт;5) подделана подпись нотариуса на заявлении;6) подделан документ об уплате госпошлины.В остальных случаях, следуя новому указанию УФНС, компанию зарегистрируют и возьмут на контроль. Данные о «массовом» заявителе передадут сотруднику ГУВД по Москве, который на постоянной основе должен работать в регистрационной 46-й инспекции.

Премии и компенсации вызовут у налоговиков подозрения

Сергей Новиков,
корреспондент «УНП»

Источник: http://www.businessuchet.ru/content/document_r_6B9055B4-8299-4DD3-977B-B949067D6C10.html

Как бороться с незаконными действиями налоговых органов

Как бороться с налоговой

В некоторых случаях налоговая нарушает процедуру проведения проверки или превышает свои полномочия. В этой статье мы расскажем, как бороться с такими незаконными действиями налоговых органов.

Бывает так, что в ходе налоговой проверки представители налоговой нарушают процедуру её проведения или превышают свои полномочия:

  • Неправомерно блокируют расчётные счета;
  • Угрожают, что не вернут НДС, пока фирма не предоставит не относящиеся к объекту проверки документы;
  • Пытаются привлечь к ответственности после того, как истёк срок давности, и т. д.

Во всех этих случаях поможет жалоба в прокуратуру – наиболее эффективный способ борьбы с ошибающейся или намеренно превышающей свои полномочия налоговой службой.

В каких случаях можно обращаться в прокуратуру?

Только в тех, когда налоговая допустила грубые ошибки, а вы можете это доказать. Прокуратура поможет, если инспекторы:

  • Нарушили срок ознакомления с материалами проверки. Если ревизоры указали в извещении неверные время и дату, вам будет сложнее защитить свои права отправить возражения нужно в течение месяца со дня получения акта;
  • Незаконно заблокировали расчётный счёт. К примеру, если плательщик не подал своевременно декларацию по налогу на прибыль за квартал. Налоговая часто прибегает к обеспечительным мерам и блокирует счета, но во многих случаях они просто не имеют права этого делать;
  • Требуют не относящиеся к проверке документы. Если составление каких-то документов не предусмотрено НК России, или если документы не относятся к объекту проверки, налоговая не имеет права их запрашивать;
  • Игнорируют смягчающие обстоятельства. Перечень смягчающих обстоятельств должен быть указан в акте проверке, но, на практике, его никогда не включают в описательную часть. Налоговая ждёт до тех пор, пока налогоплательщик не подаст возражение, но это является процессуальным нарушением – можно сразу же обращаться в прокуратуру;
  • Неверно возбуждают уголовное дело. Например, возбудив дело об административном правонарушении, не уведомляют обо этом компанию. Это нарушение КоАП РФ;
  • Игнорируют срок давности. Например, пытаются привлечь руководителя организации к административной ответственности через четыре месяца после дня совершения правонарушения, тогда как по закону на вынесение такого постановления отводится два месяца;
  • Не соблюдают процедуру ареста имущества. Не приглашают понятых (или приглашают только одного), проводят арест в ночное время, запрещают присутствовать представителям компании – всё это очень распространённые нарушения;
  • Игнорируют запрос о возврате излишне уплаченного налога. По закону (78 статья Налогового Кодекса) налоговая инспекция обязана вынести решение о возврате налога в течение 10 дней с момента получения акта совместной сверки или заявления. Если эти сроки нарушаются, плательщик может получить проценты по ставке рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки;
  • Не отвечают на обращения. Срок рассмотрения письменного обращения составляет 30 дней с момента его регистрации, при превышении можно обращаться в прокуратуру;
  • Разглашают коммерческую тайну. Либо персональные данные плательщика, это тоже нарушение;
  • Не принимают жалобу. УФНС обязана принять апелляционную жалобу на решение ИФНС, но в этом тоже часто отказывают (разумеется, незаконно).

Подпишитесь на блог и получите скидку
на ближайшее мероприятие!

Как подать жалобу?

Обратитесь в канцелярию прокуратуры в том районе, где зарегистрирован налогоплательщик. Жалоба опускается в специальный ящик с меткой «Для обращений и заявлений», ответ вы получите в течение 30-и дней. Кроме того, можно подать жалобу:

  • На сайте территориального подразделения прокуратуры;
  • В интернет-приёмной Генеральной прокуратуры;
  • По почте, ценным письмом с описью или заказным с уведомлением.

Кстати, мы специализируемся на Налоговом планировании

Учтите, что в последнем случае к 30 дням на рассмотрение жалобы прибавится время на доставку письма.

И ещё один совет: чётко изложите в жалобе суть нарушений, ссылаясь на соответствующие нормы законов, постановления и приказ, но не требуйте наказать проверяющих – прокуратура может негативно отнестись к попытке повлиять на выбор мер реагирования. Просите только о том, чтобы по факту противозаконных действий налоговой службы были приняты меры прокурорского реагирования.

Источник: https://osnova.capital/blog/kak-borotsya-s-nezakonnymi-deystviyami-nalogovyh-organov

Консультант закона
Добавить комментарий