Как грамотно уйти из школы, в которой обучается ребенок?

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное

Как грамотно уйти из школы, в которой обучается ребенок?

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования. 

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

                                                                                                                                              Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомном обучении остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому. Утверждается индивидуальный учебный план, расписание, определяются учителя, которые будут посещать ребёнка.   

Плюсы надомного обучения

  1. Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  2. Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  1. Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  2. В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, будет не аттестован.  
  3. Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  4. Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде какие-нибудь работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно. 

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).  

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

                                                                                                                                               Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  1. Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  2. Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  1. Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные.   
  2. Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  3. Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

                                                                                                                                          Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой. Когда учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным обучением возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью.

Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем.

Организация учебного процесса лежит на родителях, компенсация за семейное образование предусмотрена не во всех регионах.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  1. Это полноценная форма получения образования.
  2. Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.  
  3. Доступно всем.
  4. Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  5. Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  1. Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  2. Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально. 

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.  

Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождает интерактивное домашние задание и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/3-vida

6 советов, когда нужно менять школу и почему это совсем не страшно, а иногда даже полезно

Как грамотно уйти из школы, в которой обучается ребенок?

Смена школы — серьёзное решение. И очень часто стресс для ребёнка. Все боятся изменений. Даже если школа совсем не устраивает — ни ребёнка, ни вас, мы всё равно не решаемся её сменить и боимся, что ребёнку станет только хуже. Но иногда менять школу действительно нужно, а страхи напрасны. О том, когда стоит задуматься о другой школе, — психолог Ирина Беляева.

Первый класс. Рассылка

Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников

Родители пытаются найти «свою» школу. Чтобы место, где проводишь большую часть времени 11 лет, было комфортным, делало ребёнка умнее и счастливее. Если ребёнок в школе несчастлив, если там откровенно скучно или школа вообще стала просто опасным для жизни и здоровья местом. Что тогда? Тогда школу можно и нужно менять.

Самое опасное думать, что «ненавидеть школу — нормально», «дети и учителя везде одинаковы» или «всё это нужно пережить». Опасно, потому что нет ничего, что человек «просто переживает».

Из опыта детства формируется наша личность, наш характер и наше будущее. И оставляя ребёнка в ненавистном ему месте, вы вряд ли «закалите его характер». Скорее, наоборот: научите покорности и неуверенности в себе.

Да, мы с вами как-то выросли, но у наших родителей зачастую просто было не из чего выбирать.

Конечно, не стоит бежать забирать документы, как только ребёнок громко объявил о своей ненависти к школе. Возможно, сегодня просто неудачный день. Или двойка. Или ещё что-то. Но в некоторых случаях о смене школы стоит задуматься. И не только когда вы переехали в отдалённый район и ребёнку приходится полтора часа добираться на электричке до школы.

Когда школу нужно менять

1. Ребёнок вообще ничем не интересуется

Ничем не увлекается, совсем перестал играть (а в младшем школьном возрасте — это очень важно), отказывается от новых впечатлений (поездок, походов, игр), замыкается в себе, жалуется на головную боль.

Тут нужно поговорить с учителем, а иногда и с психологом, чтобы понять, насколько школьная программа, обстановка или коллектив подходят вашему ребёнку. На этом пункте многие родители наверняка скажут: «Скучно, ничего не интересно — точно про моего!». Но не спешите с выводами.

Возможно, ребёнку не интересно то, что кажется важным именно вам, зато есть море других «неважных» увлечений (по вашему мнению).

2. Ему всё легко даётся, а на уроках он откровенно скучает

Ваш сын или дочь — отличник, у него всё получается, его любят учителя, всё делается одной левой.

Можно просто порадоваться, но иногда стоит спросить себя и ребёнка: а есть ли в учёбе хоть какой-то вызов, может ли ваш ребёнок реализовать в этой школе свой потенциал? Всё-таки развитие происходит на грани того, что мы умеем и не умеем.

Возможно, стоит найти школу подходящего уровня. Но не раньше средней школы. В начальной школе детям важно чувствовать себя компетентными и не испытывать стресс из-за оценок.

3. Методы преподавания учителя (иногда жёсткие) не подходят ребёнку

Некоторым детям тяжело учиться у педагога с жёстким стилем работы. Чувствительные дети начинают тревожиться, а это только тормозит обучение.

Кажется, что ответственным детям только помогает излишняя строгость: они вскакивают по ночам, вспомнив, что не сделали домашнее задание, и переживают из-за школьных обязанностей.

При этом теряют всякий интерес (ведь мотивация одна — избежать негатива) и зарабатывают невроз, бессонницу и стойкое неприятие учёбы. В основе интеллектуального развития должны лежать психологическая безопасность и доверие, а не замечания в дневнике и вызовы к директору.

4. В школе слишком сложно учиться. И ребёнок чувствует себя неудачником

Трудная программа, неподходящий профиль обучения (ребёнок силён в языках, а вы его отдали в математическую школу), ему интереснее то, что преподают за пределами школы (спорт, искусство).

Если человек постоянно думает, что у него что-то не получается или получается хуже, чем у всех, формируется выученная беспомощность.

В какой-то момент мы просто говорим себе: «Мне не дано, я не буду и пробовать».

5. Над ребёнком все смеются и даже издеваются

Издевательства, унижения, высмеивания — прямая угроза для психики детей. Причём не только тех, кто был жертвой, но и тех, кто был свидетелем или инициатором. При малейших признаках буллинга (бойкот, обзывательства) — нужно вмешаться. Вы же не будете смотреть, как ребёнок перебегает автостраду в надежде, что «как-нибудь обойдётся». А если нет?

Если кажется, что учителя или администрация школы не относятся к проблеме серьёзно, а ребёнок страдает — срочно забирайте его из школы. Главное, не думать, что в других школах будет точно так же — эта мысль ставит вас в один лагерь с теми, кто издевался над ребёнком или игнорировал проблему, считая, что «жертва сама виновата». В других школах будет точно по-другому.

6. В школе все с айфонами последний модели — а вы не можете такого позволить

Ценности школы не соответствуют ценностям вашей семьи. Есть гимназии, в которых дети мамы-одиночки с зарплатой библиотекаря и наследники директоров больших корпораций сидят за одной партой и никаких проблем нет.

Даже если одни отдыхают на Барбадосе, а другие — на даче в Комарово. Важно, какие ценности транслирует сама школа.

Если «белые люди» лишь математики, а способность ребёнка стоять на одной руке, цитируя Шекспира, вызывает саркастические усмешки, — стоит задуматься, а не ошиблись ли вы дверью.

Чего чаще всего боятся (напрасно) родители, когда думают о смене школы

Ребёнок банально не сможет найти новых друзей. Да, отношения с бывшими одноклассниками чаще всего рвутся. Снова нужно проходить стадию оценивания, искать своё место в классе.

Умение построить взаимоотношения с людьми — важный навык в жизни, если вы не планируете просидеть десять лет в одной школе, потом пять лет в одном вузе и дальше до конца жизни — в одном научно-исследовательском институте.

И как можно научиться быстро выстраивать новые отношения, если десять лет проводишь в одном и том же коллективе, с одним и тем же главным хулиганом или ботаном. Смена школы — повод наконец избавиться от всех ярлыков, навешенных в пятом классе, и получить навыки коммуникации.

Будут новые учителя, с которыми ребёнок не поладит. К учителям предыдущей школы мы долго притирались, привыкали к их требованиям. Они знали нашего ребёнка несколько лет. А что будет в новой? Вдруг попадётся какой-нибудь плохой учитель? Да, и так бывает, но хороших педагогов всё-таки больше, чем плохих. Поверьте.

Придётся попрощаться со статусом отличника. Это тоже может быть, но иногда нужно и важно попробовать свои силы в новом месте. Все опасения связаны с боязнью изменений и появлением новых людей, правил, знаний.

Тут родителям может помочь одна простая мысль: вся жизнь — это изменения и адаптация к новому. А умение узнавать новое — это как раз та самая учёба, которая длится всю жизнь.

В новых обстоятельствах родители не должны бросать ребёнка и просто отойти в сторонку — нужно, наоборот, бережно помогать и всегда поддерживать.

Чем помочь своему ребёнку, когда он перешёл (или собирается перейти) в новую школу

1. Обсудите с ребёнком, что хорошего его ждёт в новой школе

Возможно, в новой школе и не будет розовых единорогов, но, скорее всего, там будет пара-тройка ребят, которые разделят интересы вашего ребёнка. А ещё там отличная химическая лаборатория и классная баскетбольная площадка! Обсудите это с ребёнком.

2. Не забудьте погрустить о том, с чем расстаётесь

И даже если школа была не такой, как нам хотелось бы, всегда найдётся то, о чём погрустить и с чем попрощаться. Будь то один любимый учитель, кружок робототехники или каникулы каждую шестую неделю.

3. Организуйте «знакомство» с новой школой

Сходите вместе с ребёнком в школу на какое-нибудь открытое мероприятие или день открытых дверей. Погуляйте вокруг школы, присмотрите кафе рядом, где можно будет перекусить после школы с друзьями. Идти в школу будет уже не так страшно.

4. Попросите учителей или учеников помочь первое время

Спросите, можно ли организовать ребёнку экскурсию. Поговорите с будущим классным руководителем, как лучше представить ребёнка классу. Учитель тоже заинтересован в том, чтобы адаптация новичков проходила быстро.

Возможно, стоит сделать презентацию об увлечениях ребёнка или принести пару-тройку важных для него предметов, которые бы рассказали о его интересах. Здорово, если в школе дети помогают новичкам на первых порах.

Мои дети меняли школу несколько раз. Когда мы переехали в середине учебного года в США, были приятно удивлены, увидев на двери классов плакаты «добро пожаловать» на русском языке. А в их первый день в школе всё утро посвятили рассказам о России.

5. Спрашивайте ребёнка про новую школу: как там всё устроено, что получается, а что нет, как зовут одноклассников

Не фокусируйтесь на учёбе и академических достижениях, даже если отметки сначала поползут вниз. Обязательно находите время, чтобы обсудить школьный день, открытия и разочарования. Спрашивайте, как зовут одноклассников, что они любят и не любят, с кем бы хотелось подружиться, что сегодня было на переменах. Поговорите о стиле преподавания учителей, какие у них привычки и особенности.

6. Первое время помогайте ребёнку собираться в школу (если он позволяет)

Встречают по одёжке, поэтому в первое время хорошо бы помочь ребёнку последить за внешним видом. Нет, не нужно скупать дорогую брендовую одежду. А просто помочь аккуратно уложить волосы, последить, чтобы брюки были не мятые, а рюкзак не порван.

7. Расспросите знакомых (и знакомых знакомых), не учился/учится ли кто-нибудь в этой школе

Может, тут учился кто-то из друзей. Или работал сосед Иван Петрович. Они могли бы поделиться впечатлениями, дать какие-то советы. Это поможет снизить градус тревоги. И ваш, и ребёнка. Особенно если отзывы хорошие. А если нет — тоже повод ещё раз подумать.

8. Познакомьтесь с родителями и учителями, можно даже устроить поездку классом

Можно отпроситься с работы, чтобы съездить с ребёнком и его новыми одноклассниками в «Эрмитаж». Зачем? Одно дело без конца слушать рассказы про абстрактных Сидорова и Кукушкину, а совсем другое — представлять себе вполне конкретную смешливую кареглазую шестиклассницу или долговязого подростка в больших наушниках и синей чёлкой.

Главное, поймите: если вас и вашего ребёнка что-то серьёзно не устраивает в школе — можно всё изменить. Гимназии и лицеи, хоумскулинг и школы-интернаты, дворовая школа вашего детства и инновационное учебное заведение, которое открылось на другом конце города, — что-то вам точно подойдёт. Ну а если нет — всегда можно создать свою школу. Так тоже можно.

Источник: https://mel.fm/shkola/7834915-school_change

С утра восьмиклассница Катя включает Интернет и приступает к учебе

«Он пришел из школы с рассеченной бровью и весь в грязи»

Сын Марии из Волгоградской области учится в 7‑м классе. В этом году ему пришлось перейти на семейное обучение.

Все предыдущие шесть лет мальчик тяжело ходил в школу, плакал по утрам, и чем дальше, тем становилось хуже. У ребенка не складывались отношения с учителями и одноклассниками.

Все чаще Миша (имя изменено) приходил из школы избитый — одноклассники издевались над ним, а учителя этому не препятствовали.

Сейчас, когда Мария забрала ребенка из школы, у нее есть сомнения, сможет ли она сама объяснить Мише нужную тему, например, по химии или физике. Она даже начала слушать онлайн-лекции по химии.

Мария занимается оформлением детских праздников и далека от педагогики, да и школьную программу почти забыла. Но время вспомнить есть — аттестацию сыну нужно будет пройти только в 9‑м классе, от промежуточной они пока отказались.

На экзаменах нужно будет решить задания, которые дадут учителя-предметники, сделать доклады или пересказать параграфы учебника. Мария считает, что они справятся.

— Сегодня встали с утра — и за уроки. Позанимались географией, перешли к математике, задачки старшая сестра объяснила. Но вот мои родственники не одобряют мой выбор, говорят, я лишила ребенка социализации.

Я так не считаю — он гуляет во дворе, у него есть друзья, будет ходить на секции.

Видя его слезы по утрам и все эти драки, я не хочу, чтобы мне однажды позвонили из школы и сказали: заберите труп ребенка!

У другой семьи — другая причина. Когда дочь Ирины Евстратовой из Санкт-Петербурга пошла в 1‑й класс, женщина и не предполагала, что уже в следующем году она перейдет на семейное обучение.

Школа давала хорошие знания, дети изучали два языка, большинство потом поступали в вузы. Однако вскоре Ирина стала понимать, что высокий рейтинг и отличные успехи в учебе достигаются за счет дополнительных занятий с репетиторами.

90% учеников в 1‑м классе занимались или с репетиторами, или с родителями.

— У нас в первом классе был ребенок, который не умел читать, но боялся в этом признаться, — рассказывает Ирина. — Учительница орала на него: читай, я сказала! Как-то раз она задала выучить одно из двух стихотворений на выбор, и другой ребенок выучил по ошибке третье, оно было по программе следующим. Так учитель за такое поставил «двойку».

Она всегда раздавала прозвища типа «двоечник», «двоечница». По предмету «окружающий мир» частенько задавали на дом упражнения, которые без помощи родителей детям просто не выполнить, к тому же нужен был принтер для печати этих заданий.

У нас пару раз заканчивались чернила, в те моменты на дворе стоял уже вечер, и ехать в город за чернилами было уже поздно — мы живем в пригороде. За невыполненное задание дочь получала «двойки», хотя саму тему отлично знала. Пару раз мы опаздывали, учительница говорила менторским тоном: завтра будешь учиться в коридоре, а сейчас стой и жди, когда я тебя позову.

Есть детки, которые пропускают подобное поведение учителей мимо ушей. Моя дочь не такая. Вдобавок она даже в туалет школьный сходить не может, потому что там часто не закрываются двери.

Ирина написала заявление в местный департамент образования о том, что переводит дочь на семейное образование. Затем нашла учителя, который приходит несколько раз в неделю. Что-то проходят сами. Изучают все предметы, кроме рисования и физкультуры.

О том, эффективно ли семейное образование, мы спросили у учителей, принимавших экзамены у детей на этой форме обучения.

— Если подходить с умом, грамотно и адекватно, исходя из особенностей ребенка, то толк будет, а если такую форму обучения выбирают с позиции «в школе все дураки» — то и результат соответствующий, — считает учительница математики Елена Владимировна из Перми.

— «Мой» семейник с «пятерок» ушел в полный минус! Дома не делал ничего, и это разрешали родители. В 5–6‑м классах еще выкарабкался, хотя и с пересдачей, а 7–8‑й классы — в полном провале.

Хотя мама имеет два высших образования и уверяла, что ее ребенок выше всех остальных детей на голову.

— Сталкивался с очень обеспеченной семьей на домашнем обучении. Результаты были очень впечатляющие, — говорит педагог Антон Дягтерев. — Те темы, что не тянули родители, давали репетиторы. Индивидуальный подход в любом случае лучше станочного. Другое дело, что такое обучение не каждая семья может себе позволить.

Есть такая категория — это дети-бездельники, которых родители избавили от уроков.

Они кое-как сдают аттестацию, хотя по предметам, которые они любят, могут быть глубокие знания, так как на семейном обучении ребенка начинают усиленно готовить именно в той сфере, где он потом будет развиваться профессионально, чего в школе нет.

Заочное обучение начинается уже со школы

Алина из Подмосковья, мама восьмиклассницы Кати, в сентябре перевела дочь на дистанционное обучение.

Когда-то они пришли в лицей как в лучшую школу района. Даже квартиру поменяли, чтобы взяли по прописке. Однако Алина стала замечать, что знания в лицее дают не те, к тому же в программе много внеурочки, которую нужно было посещать.

— Я поняла, что моя дочь в школе просто тратит время. Не все предметы преподают качественно. В итоге она, просидев пять часов в школе, приходила домой, и мы начинали проходить тему урока заново.

Поступление в вуз не за горами, и мы начали ходить на дополнительные занятия по разным предметам.

Когда я поняла, что у дочери от учебы уже идет кругом голова, пришлось выбросить из графика самую неэффективную часть подготовки, а именно посещение школы.

Изначально Алина решила перевести свою дочь в более сильную школу. Однако «пятерка» в старой школе обернулась «двойкой» на вступительном экзамене в специализированную московскую школу. На очное обучение попасть не удалось. Тогда решили попробовать дистанционное и записались в онлайн-школу.

…С утра восьмиклассница Катя включает Интернет и приступает к учебе. Занятие проходит по типу вебинара: девочка заходит в класс, видит учителя и слышит его объяснения. Обычный урок длится два часа с перерывом.

Учитель детей не видит, а только может прочитать от них сообщения. Раз в неделю присылают оценки. Дети в течение года дистанционно также пишут контрольные, а аттестация проходит три раза за год и тоже онлайн.

— В день обычно у нее по три урока длительностью по два часа, — говорит мама. — Количество уроков примерно такое же, как в обычной школе. Но мы взяли еще пять дополнительных нужных курсов: по занимательной физике, например, и другим предметам.

Раньше ребенок физику на дух не переносил, потому что в прошлой школе ей не объяснили даже суть предмета. Сейчас Катя занимается с большим удовольствием. У нас есть куратор, который решает все проблемы, которые возникают по ходу обучения.

Плюс еще и в том, что родители могут всегда присутствовать на онлайн-уроке.

Новое пространство для тех, кто обучается «через компьютер»

Впервые о семейном образовании заговорили в 1992 году, когда на смену советской системе, при которой здоровые дети должны были обязательно посещать школы, пришли разные формы обучения, которые были прописаны в новом законе «Об образовании…». Однако на тот момент забирать своих детей из школ никто и не думал. Не было и механизма перехода на эту форму обучения.

Что касается дистанционного обучения, то оно не является юридически отдельной формой, а просто подразумевает использование информационных технологий в учебе. Как на семейном, так и на дистанционном обучении ребята не посещают школу.

Но разница между ними огромна: если на семейном обучении образовательный процесс полностью лежит на плечах родителей, то на дистанционном ребенок фактически обучается так же, как и в обычной школе: у него есть уроки, контрольные, оценки и учителя.

Специалисты утверждают, что уже сегодня нужно создавать новое пространство для тех детей, кто обучается вне школы.

— Родители в последнее время все чаще стали обращаться к форме семейного обучения в связи с тем, что их не устраивает организация обучения их детей в школе, — говорит директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.

— Их не устраивает либо нагрузка, либо отношения, либо родители не могут отдать ребенка в ту школу, которую хотят, и предпочитают, чтобы ребенок учился дома. Тенденция к тому, чтобы часть детей уходила из школы, есть, к этому ведет и цифровизация школьного образования. Растет также число тех, кто выбирает дистанционное обучение.

Но нужно подумать: а где такие дети будут социализироваться? Нужно создать для них какое-то пространство, чтобы они общались не с компьютером, а со своими сверстниками.

— Обычно люди, которые забирают детей на семейное обучение, более самостоятельные, — рассуждает психолог Елена Улитова. — Родители таких детей сами реализованы в жизни, и у них доверительные отношения с детьми. Они верят, что их дети будут самостоятельно учиться, без школьного контроля.

Я бы посоветовала тем, кто решил обучать ребенка вне школьных стен, передавать ответственность за успеваемость самому ученику. К примеру, семейное обучение не связано с системой как в школе, а связано с внутренней мотивацией ребенка. Поэтому особенно важно ее развивать.

Также можно увлекать его собственным примером.

Сложности перехода на семейное обучение

О том, с какими проблемами сталкиваются родители, забирая ребенка из школы, мы спросили у трижды мамы, а сегодня эксперта по семейному образованию — Юлии Ивлевой из подмосковного Пушкино.

Трое ее детей обучались в форме семейного образования. Сейчас старшие уже получили аттестат.

Еще во время учебы старшего сына в начальной школе, после его долгого отсутствия на уроках из-за болезни, мама решила самостоятельно позаниматься с мальчиком математикой, чтобы наверстать упущенное.

Глеб быстро и успешно осваивал параграф за параграфом, что заставило Юлию задуматься: почему же таких успехов не было в школе?

Юлия поняла, что, обучаясь дома, ребенок продвигается в изучении предмета гораздо быстрее и эффективнее. И тогда решила: ее дети будут учиться дома. Все это происходило в 2009 году, когда семейное обучение еще не было широко известным и к этой форме образования в обществе относились скептически.

Во время прохождения промежуточных аттестаций нередко приходилось сталкиваться с несправедливостью.

— Когда мой ребенок сдавал геометрию в 7‑м классе, мы с учителем заранее определили форму аттестации, и мне был дан объемный список вопросов к ней. После того как сын вытянул первый билет и успешно ответил, ему предложили тянуть второй, а потом третий. Это было нарушением.

Ребенок был подготовлен отлично. Но в итоге он получил «тройку», потому что одна учительница посчитала недостаточным только устный ответ для получения высокой оценки и предложила решить задачи, о сдаче которых мы не договаривались.

Я думаю, у учителей есть некая ревность к тому, что дети могут сами учиться, без их помощи.

СПРАВКА “МК”

Семейное образование — это форма получения образования, при которой ученики учатся вне школы. Они могут изучать программу с помощью репетиторов, родителей, самостоятельно — главное, пройти аттестацию в 9‑м классе в форме ОГЭ и в 11‑м в форме ЕГЭ.

Проходить промежуточную аттестацию они могут по своему желанию, прикрепившись к любой школе, где такая форма обучения предусмотрена. Родители должны написать заявление о своем решении в местный департамент образования. С этого момента ответственность за обучение ребенка несут они.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал экзамены.

Дистанционное образование не является самостоятельной формой обучения, дети, находящиеся на ней, являются заочниками в какой-либо общеобразовательной школе.

Они изучают ту же программу, что и их сверстники в школе, и также с помощью учителей, только дистанционно, применяя современные технологии при посредстве информационно-телекоммуникационных сетей.

Сегодня существуют также онлайн-школы, которые имеют договоры с обычными общеобразовательными учреждениями. Ответственность за обучение в данном случае лежит на школе.

Источник: https://www.mk.ru/social/2018/12/19/reshili-ne-khodit-v-shkolu-istorii-detey-na-semeynom-obrazovanii.html

Как уйти из школы?

Как грамотно уйти из школы, в которой обучается ребенок?

Разные причины побуждают родителей однажды констатировать: “Мой ребенок не может находиться в школе”, – и организовать ему домашнее обучение.

Наша с дочкой персональная история заключается в том, что мы не пошли в школу изначально. Все в семье знали, что будет именно так – и поддержали наше решение, спасибо им за это.

Дело в том, что школа не нравилась мне в моем детстве, не нравилась она и двум старшим дочерям. Я не видела пользы для своих детей от ежедневного обязательного посещения школы – разочаровали результаты.

Кроме того, наблюдая за младшей, за ее увлеченным погружением в работу или изучением чего-то нового (ее нельзя отвлекать в такие моменты, будет катастрофа), за ее манерой воспринимать информацию (когда кажется, что она не здесь, отстранена, или удостоит одним беглым взглядом – и опять займется своим делом, а потом оказывается, что она многое запомнила, зафиксировала и пользуется в своем творчестве), наблюдая за ее потребностями в подвижности, желании быть почаще во дворе, ближе к природе, – я понимала, что от школы будет больше вреда, чем пользы. И будет еще сложнее, чем со старшими дочерями.

Выходит, она сама подготовила меня к домашнему обучению. Она мой учитель, я так и воспринимаю ее.

Наблюдая за ребенком, за его увлечениями и манерой воспринимать информацию, за его потребностями в подвижности и желанием быть ближе к природе, – можно понять, что от школы будет больше вреда, чем пользы

Мне часто задают вопросы: как забрать ребенка из школы? Можно ли так делать? Опишу коротко.

Просто забрать ребенка и не ходить в школу – не вариант.

Есть такой термин в педагогике “педагогическая запущенность”, догадались, о чем он? Любящие родители этого не допустят. Заниматься с ребенком надо, где бы он ни учился – в школе, дома, в группе единомышленников и так далее.

К тому же, куда деться родителям от ответственности за ребенка и перед законом?

Я верю, что именно ответственные и осознанные родители задаются вопросом, обозначенным в заголовке.

Сразу скажу: да, это возможно – забрать ребенка из школы. Для этого нужно:

– найти школу с дистанционной формой образования или экстернат;

– продумать процесс обучения;

– перевести документы из вашей школы в выбранную;

– придерживаться плана.

Теперь подробней о каждом пункте.

Школа с дистанционной формой образования или экстернат

Такие школы не часто, но встречаются.

Что такое дистанционная форма обучения? Ребенок учится на расстоянии от школы, даже в другом городе или государстве – а школа обеспечивает контроль знаний и юридический статус, то есть аттестат государственного образца.

Некоторые еще и обеспечивают получение знаний на расстоянии, например, с помощью интернета.

Каждая школа со своими особенностями и требованиями.

Ребенок может учиться на расстоянии от школы, даже в другом городе или государстве

При поиске подходящей вы всё подробно узнавайте из первых рук, непосредственно от администрации каждой школы, так как эти данные могут меняться из года в год.

Прежде всего, узнайте в своей нынешней школе – может, они согласятся на такой вариант или предложат другую альтернативу, приемлемую для вас.

Есть хороший интернет ресурс со всеми рекомендациями, советами, списком школ, лояльных к домашнему обучению, – doinua.org.

С каждым годом открываются новые возможности и новые школы, или действующие образовательные заведения открывают возможность дистанционного обучения.

Как организовать процесс обучения

Ответственность и контроль за качество знаний – полностью на родителях.

Это и вдохновляет, и пугает. Через год, обнаружив результаты, страх у меня прошел, а вдохновение с каждым шагом растет.

На родительские плечи ложится много забот: организовать, увлечь, реализовать, подготовить – жизнь становится насыщенной событиями.

Сложности в соблюдении: режим дня, учебный план, равномерность нагрузок.

Родитель, помимо своей воли, становится более собранным, целеустремленным, ответственным – а ребенок за ним подтягивается. Вместе учимся доводить дело до конца, работать рациональней, коммуницировать друг с другом и другими людьми.

О том, какой объем информации на нас обрушился за год (только один, первый год) здесь не буду писать – это отдельная тема.

На родительские плечи ложится много забот: организовать, увлечь, реализовать, подготовить – жизнь становится насыщенной событиями

Итак, как лично вы организуете процесс обучения своему ребенку – выбирать только Вам:

1) прибегнете к помощи педагога/-ов или справитесь сами;

2) где будет проходить основная часть обучения: дома, в самоорганизованной группе единомышленников, в организованной альтернативной школе;

3) какие конкретные методики, учебники, материалы будете использовать – можно советоваться с педагогами, родителями, учениками;

4) когда, сколько времени займет обучение, в какие дни – это тоже надо заранее продумать, чтобы обеспечить равномерную нагрузку в течение учебного года (и даже каникул), и чтобы правильно составить расписание на неделю, учитывая занятия спортом, дополнительные интересы и увлечения (осваиваем логистику и тайм-менеджмент).

Чисто технический пункт

Перевести документы из вашей школы в выбранную или собрать нужные документы для поступления.

Подробней узнавайте у администрации школы.

Для поступления обычно нужны заявление, медицинская справка, ксерокопия свидетельства о рождении.

Дорогу осилит идущий!

Сами понимаете, одно дело – задумать, и совсем другое – осуществить. Будут трудности, препятствия, испытания, но все можно преодолеть, если есть желание идти по этому пути.

Прежде всего, родителям должна нравиться и подходить выбранная форма обучения, школа, учитель, материалы – тогда и ребенку все это подойдет. Если же есть недовольство системой, учителем или чем-либо еще – ребенок “считывает” это состояние близких, и учеба не в радость, и мотивация на нуле.

Мы первый класс прошли группой из шести детей с мамами.

До начала учебного года между мамами распределили зоны ответственности: по 1-2 человека на школьный предмет (математика, грамота, украинский язык, природа).

Английский преподает профессиональный педагог.

Мы первый класс прошли группой из шести детей с мамами

Мамы – не профессионалы, у каждой есть своя деятельность, работа, у многих маленький ребенок.

Но мы, мамы, как ни один профессионал, знаем и чувствуем своих детей. Если они не воспринимают материал, задаемся вопросом “что происходит?” – им скучно, не интересно, слишком сложно или заумно, устал, плохо себя чувствует? Причин может быть масса.

Изначально были обозначены приоритеты:

– во-первых, поддерживать и разжигать живой интерес к познаниям, к изучению нового, строить мотивацию к обучению на имеющейся у каждого человека жажде знаний;

– во-вторых, оптимизировать все обучение с целью минимизировать время в пользу занятий спортом и других интересов, подвижных и свободных игр, прогулок, путешествий.

Скоро мы поняли, что смена уроков в один день не дает продуктивных результатов – и перешли к системе погружений в один предмет эпохами-периодами в 2 недели.

Дальше задумались, как в этот период напоминать, вспоминать остальные предметы и одновременно построить все обучение на интересной и полезной деятельности.

Так из 3-х встреч в неделю по часу произошли проекты.

И теперь я считаю, что проектная деятельность – самый подходящий для обучения метод.

Проект не ограничивается школьным предметом (обычно всегда нужно писать, читать, зарисовывать, оформлять, часто подсчитать, замерить, смастерить или начертить модель, прочее.) – можно подстроить ход занятий таким образом, чтоб охватить максимально широкий спектр вопросов.

Часто у детей возникают вопросы по ходу. И эти вопросы могут уходить далеко в старшие классы школьной программы – это хорошо! Стараемся объяснять, чтобы было понятно.

Больше деланья, проживания. Дети многое воспринимают образно, не стоит увлекаться логическими разъяснениями. Важный навык тренируется в работе с проектами: умение ставить цель и достигать ее, составлять план действий и придерживаться его.

А сколько положительных эмоций по завершению проекта и у детей, и у родителей!

В итоге, по времени проект длится 2 недели (3 встречи в неделю по часу-полтора, всего 6 встреч).

Проводим проекты по очереди: проходят 2 проекта – и наступает снова моя очередь. За этот месяц рождается новая идея для проекта, и есть время не спеша подготовиться.

По затратам. Учитель английского, общие закупки расходных материалов, учебной литературы, поездки на экскурсии, еда (сами готовили, иногда с детьми), праздники – все расходы делим поровну.

*   *   *

Мой вывод:

Обучать самому финансово выгодней. Дело даже не в экономии, а в рациональном использовании средств.

Время тратится интересно и, главное – не впустую, и тоже экономней.

Сил и энергии требуется много, но они восполняются новым вдохновением и ощущением свободы.

Обучение становится неразделимым со всей остальной жизнью. Едем в поход или в магазин, или планируем праздник – я уже примерно знаю, где может ребенок получить практический навык применения своим знаниям и умениям или научиться новому.

Понятно, что домашнее обучение – это время и работа для родителей. Но я могу себе позволить тратить свое время и силы на свои интересы.

Мои дети, их воспитание и образование – в моих интересах. Ведь мы – члены одной семьи.

Живите в радость, сами стройте свою жизнь!

Ольга Зеленина, руководитель центра обновления родительской культуры “Семечко”, педагог художественной мастерской, педагог домашней школы и авторского курса “Подготовка к школе”, специально для УП.Жизнь

Текст написаний у рамках освітнього вікенду “Діти. Освітній експеримент”.

Источник: https://life.pravda.com.ua/columns/2016/08/29/217108/

Консультант закона
Добавить комментарий