Как оформляется дополнительная обязанность учителя?

Кодекс прав и обязанностей учителей, родителей и учеников в МБОУ СОШ № 3

Как оформляется дополнительная обязанность учителя?

  1. На хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные условия труда, охрану жизни, бесплатную медицинскую помощь, рациональный режим, качественное питание в школе.

  2. На уважение и защиту прав, чести, достоинства,  профессиональных интересов, моральную и материальную помощь.

  3. На обращение в любой оран самоуправления школы и вышестоящие организации в случае несогласия с принятым в школе решением, при нарушении его прав, не предоставлении предусмотренных законодательством льгот

  4. На социальную защищенность, на дополнительную оплату за дополнительный труд.

  5. На первоочередное обеспечение специальной и художественной литературой, удовлетворение общекультурных потребностей и интересов

  6. На участие в выработке и принятие школьных законов, уставов, положения управлении школьными делами, на высказывание своего мнения, в том числе критического, по любому вопросу школьной жизни, в адрес  любого работника, ученика или органа самоуправления.

В учебно-воспитательном процессе: самостоятельно выбирать вариант или корректировать учебные программы,  определять формы, методы и приемы обучения и воспитания учащихся;

  • выбирать форму оформления плана урока (оформлять или не оформлять письменного плана урока или другого заведения при условии, если достигнуты высокие результаты в работе;

  • проводить эксперимент с разрешения вышестоящих органов, если они не наносят ущерб здоровью, качеству обучения и воспитания учащихся;

  • работать в режиме доверия и самоконтроля при высоких результатах учебно-воспитательной работе (с учетом итогов аттестации или по решению педсовета, совета школы);

  • установить свободное посещение своих уроков для хорошо успевающих (по письменному заявлению родителей, если организованы занятия по индивидуальному плану и решению педсовета).

  • На  свободу совести и вероисповедания, членство в общественных организациях, объединениях  и соответствующую в них деятельность в свободное от работы время, не противоречащую закону и Уставу школы.

  • Избирать и быть избранным в любом орган самоуправления школы.

  • На аттестацию, использование любых реальных имеющих путей повышения своей квалификации, на методический день для самообразования за счет  рациональной организации труда, на творческий отпуск до семи дней в год, дополнительный отпуск сроком до одного года (порядок и условия определяются учредителем), представляемый  не реже, чем через 10 лет непрерывной педагогической работы.

  • На защиту прав, чести и достоинства. В случае оскорбления со стороны родителей, учащихся проводится служебное расследование, директором назначается конфликтная комиссия.

  •  Учитель обязан:

    1. Выполнять Устав школы, ее режим, правила внутреннего трудового распорядка, решение органов школы, самоуправления, распоряжение администрации, соответствующие трудовому законодательству, своевременно и аккуратно вести школьную документацию и отчетность.

    2. Обеспечить охрану жизни и здоровья учащихся, соблюдать требования техники безопасности и охраны  труда, производственной и личной  санитарии и гигиены, противопожарной безопасности.

    3. Принимать необходимые меры по обеспечению сохранности школьного оборудования и имущества, воспитания бережное отношение к ним  у учащихся; заботиться о пополнении дидактического материала кабинета.

    4. Уважить и оберегать права, честь  и достоинства всех участников учебно- воспитательного процесса, неукоснительного соблюдать педагогическую этику;  соблюдать право учащегося на независимость духовной и личной жизни, считаться с его мнением по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.

      1. В образовательном процессе: добиваются глубоких и прочных знаний, учений и навыков  учащиеся и творческих их применения в учебе, труде и жизни;

      2. всемерно поощрять любознательность, активность, самостоятельности и самодеятельность учащегося, обеспечивать сотрудничество с ними в процессе обучения и во внеурочной работе;

      3. изучать индивидуальные особенности школьников, их семейно – бытовые условия, использовать в работе современные достижения  психолого-педагогической науке и методике; оказывать дополнительную учебную помощь учащемуся по уважительной причине отставшим  или не справляющиеся с учебным материалом;

      4. воспитывать учащихся на основе общечеловеческих ценностей, демократии и гуманизма, показывать личный пример следования им;

      5. по распоряжению директора школы разрабатывать  общеобразовательные и дополнительные программы, принимать участие в разработке учебных планов, графиков, индивидуальных планов обучения, осуществлять классное руководство.

    5. Систематически повышать свою квалификацию. Проходить аттестацию.

    6. Поддерживать постоянную связь с родителями учащихся, оказывать им практическую и консультативную помощь в воспитании ребенка, привлекать родителей к посильному участию в учебно-воспитательном процессе; активно пропагандировать педагогические знания, предоставлять родителям о возможность посещать свои уроки.

    1. Требования от администрации школы создания нормативных условий для получения их детьми полноценных знаний.

    2. Требовать соблюдения школой санитарно-гигиенического режима, правил техники безопасности.

    3. Принимать участие в выборах органов школы: Совета родительского комитета, общешкольного  комитета.

    4. Получать методическую помощь со стороны учителя по  вопросам обучения и воспитания ребенка.

    5. Открыто выражать сове мнение о работе учителя и других работников школы, соблюдать нормы делового общения, этики, аргументируя свои выводы.

    6. Посещать уроки с целью  определения уровня знаний и воспитанности своего ребенка с ведома завуча и согласия учителя.

    7. Участвовать в организации внеклассных мероприятий.

    8. Вносить вклады, создавать классные и школьные фонды  на  организацию дополнительных занятий, досуга детей.

    9. Выбирать школу, класс для обучения своего ребенка, переводить в другую школу в случае несогласия с требованиями учителя или настоящего Устава.

    10. Выбирать профиль и формы обучения, существующие в школе, любой вид внеклассной и внешкольной деятельности, занятия по интересам.

    1. Создать нормальные условия для жизни ребенка, его учебы и проведения досуга, контролируя выполнение домашнего задания, чтения художественно литературы.

    2. Воспитать уважение к общественно-полезному труду, общепринятым нормам поведения, мораль, и личные примеры, пропагандировать здоровый образ жизни.

    3. Возмещать ущерб, нанесенный ребенком в школе, в пределах стоимости испорченный предметов или личных вещей в соответствии с актом расследования причин порчи.

    1. Получение всестороннего образования, соответствующего требования общества, обеспечивающего его продолжение, с учетом выбранной профессии в соответствии с призванием, интересами и способностями каждого, исходя из общественной потребности.

    2. На создание благоприятных психолого-психологических и санитарно-бытовых условий обучения, своевременное и качественное питание.

    3. Представлять школу на конкурсных смотрах, соревнованиях, олимпиадах и других мероприятиях  в соответствии со своими возможностями, знаниями, умениям.

      В учебе: пользоваться учебными кабинетами, лабораториями, библиотекой, другими учебными, учебно-вспомогательными помещениями, техническими средствами, оборудованием, учебниками и учебными пособиями, сооружениями, спортивными инвентарем учебного комплекса;

      1. в установленном порядке избирать профиль обучения;

      2. в установленном порядке претендовать на  медицинское обслуживание;

      3. при организации производственного обучения и практики, общественно – полезного производственного труда требовать обеспечение безопасных условий труда;

      4. через органы самоуправления школы и своей общественной организации участвовать в обсуждении и принятии решений по  вопросам совершенствования
        прять активность в приобретении знаний, вместе с родителями выбирать профиль и формы обучения, существование в школе;

      5. на своевременное уведомление о сроках и объеме  письменных контрольных работ, зачетов, смотров знаний;

      6. на дополнительную учебную помощь в виде занятий в классах (коррекции);

    4. На переход в другую школу, параллельный или другой класс при наличии в них свободных места.

    На уважение личного достоинства, обращение в случае  необходимости к педагогам и другим школьным работникам, получение от них помощь и поддержки.

  • На разносторонне развитие своих задатков и способностей; выбирать любой вид внеклассных и внешкольных занятий по интересам.

  • Ученик 5-9 классов имеет право:

    1. На равноправное со школьными работниками положение в школе, уважение своей части и достоинства, на обращение в случае конфликтной ситуации к педагогам, в органы школьного самоуправления и получение от них помощи и поддержки.

    2. Избирать и быть избранным в органы школьного самоуправления, участвовать  в выработке и принятии школьных законов, в управлении делами школы, открыто выражать сове мнение, высказывать критические замечания в адрес школьного работника, ученика, не унижать их достоинства.

    3. В учебе:

      1. На всесторонне развитие своих способностей и наклонности; выбирать любой вид внеклассной и внешкольной деятельности, занятий по интересам, участвовать в производственном труде, распределении его результатов и заработанных денег.

      2. На образование разных клубов, студий, секций, кооперативов, общественной организации, если  их деятельности не противоречит Устав школы, нормам морали и общежития.

    Ученик 10-11 классов имеет право:

    1. На равноправное  со школьными работниками положение в школе, уважение, защиту своей чести и достоинства, независимый дух жизни.

    2. Участвовать в управлении школьными делами,  открыто выражать свое мнение, не унижать при этом достоинства других людей.

    а) В учебной деятельности: проявлять активность в приобретении знаний, выбирать профиль и формы  обучения, существующие в школе, определять темпы  и сроки освоения обязанностей и дополнительного образования, избирать индивидуальную программу обучения;

    б) на своевременное уведомление об уроках и объеме письменных контрольных работ, зачетов, смотров знаний;

    в) на сдачу экзаменов по любому предмету; в случае несогласия с годовой, полугодовой или текущей  оценкой.

    3. На всесторонне развитие способностей и дарований,   реализаций профессиональных интересов, участвовать в производственном труде, распределение его результата и денежных награждений.

    4. На создание различных самодеятельных объединений, обществ, организаций, если их деятельность не противоречит Уставу школы и нормам морали и общежития.

    Обязанности учащихся

    Учащиеся 1-4 классов обязаны:

    1. Прилежно учиться, выполнять все требования учителя.

    2. Примерно вести себя в школе, в общественных местах, выполнять требования работников школы, дежурных учащихся.

    3. В своем поведении следовать общепринятым нормам морали: быть честным, правдивым, вежливым, уважительно относиться друг к другу и старшим.

    4. Участвовать в общественно полезном труде, самообслуживании по разрешению родителей (законных представителей)

    5. Бережно относиться к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, быть опрятным, аккуратно одетым.

    6. Соблюдать режим дня, правила личной гигиены, с пользой проводить свободное время.

    Учащиеся 5-9 классов обязаны:

    1. Настойчиво овладевать знаниями, определить путь завершения среднего образования.

    2. Активно участвовать в общественно – полезном, самообслуживании по разрешению родителей (законных представителей).  Строго соблюдать правила безопасности с техническим оборудованием .

    3. Принимать посильное участие в общественной жизни школы и класса,  в работе самоуправления. Стремиться сочетаться личные интересы и интересы коллектива.

    4. Бережно относиться к школьному имуществу, к своим вещам, быть опрятным, аккуратно одетым в школьную форму.

    5. Правильно организовать учение, труд, отдых, соблюдать санитарно-гигиенические нормы.

    6. Уважать родителей и старших, быть дисциплинированным, вежливым.

    7. Выполнять решения органов ученического самоуправления, требования работников школы, если они не противоречат настоящему Уставу.

    Учащиеся 10-11 классов обязаны:

    1. Систематически глубоко овладевать знаниями и овладевать навыками, развивать свои  способности, вырабатывать умение самостоятельно пополнять знания и применять их на практике.

    2. Участвовать в общественно – полезном производственном труде,  самообслуживании  по разрешению родителей (законных представителей) и соблюдать правила внутреннего распорядка школы.

    3. Быть дисциплинированным и организованным, вести здоровый образ жизни. В школе запрещается курить, выражать нецензурной бранью, организовывать драки, появляться в состоянии наркотического, алкогольного опьянения. Запрещается иметь при себе и распространяться в школе наркотические вещества.

    4. Беречь и укреплять государственную, общественную школьную собственность, беречь природу, охранять ее богатство.

      Неукоснительно соблюдать законы, уважать правила общежития, нетерпимо относиться к антиобщественным проявлениям.

      а) По решению Совета школы за совершение противоправных действий, неоднократные нарушения Устава допускается исключение учащихся, достигших 15 лет. Об исключении учащегося  в трехдневный срок проинформировать РУНО.

    5. Укреплять здоровье, заниматься физической культурой.

    6. Беречь и умножать лучшее традиции школы, коллектива, принимать посильное участие в работе  ученического самоуправления, помогать учителям в организации внеурочной работы.

    7. Быть аккуратно одетым.

    Источник: http://www.mou-3-chelyabinsk.edusite.ru/p29aa1.html

    Порядок замещения временно отсутствующих учителей — что разъяснил Общероссийский Профсоюз образования

    Как оформляется дополнительная обязанность учителя?

    Как показывает практика, нередко учителям приходится заменять временно отсутствующих своих коллег. При этом возникает немало вопросов, особенно по оплате труда за замещение.

    Общероссийским Профсоюзом образования подготовлены Разъяснения о порядке замещения временно отсутствующих работников, а также условий оплаты труда лиц, обеспечивающих их временное замещение (далее — Разъяснения) применительно к порядку и условиям, установленным статьями 60.

    2 и 151 ТК РФ и положениями приказа Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601. В Разъяснениях отдельный раздел посвящён особенностям замещения временно отсутствующих учителей.

    Что такое замещение временно отсутствующих учителейЗамещение временно отсутствующих учителей — это выполнение учителями наряду со своей основной работой, определенной трудовым договором, с их письменного согласия (по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме) учебной (преподавательской) работы учителей, временно отсутствующих в связи с болезнью, получением дополнительного профессионального образования и по другим причинам.

    Порядок замещения и условия оплаты труда при замещении

    В Разъяснениях описан порядок замещения временно отсутствующих учителей, а также условия оплаты труда лиц, обеспечивающих их временное замещение, в следующих случаях.

    1.Замещение отсутствующего учителя учителем той же специальности по тому же учебному предмету

    В разъяснениях сказано, что при длительности замены менее 2 месяцев оплата производится на условиях почасовой оплаты, размер которой определяется с учетом квалификации замещающего работника.
    Если же замена длится непрерывно свыше 2 месяцев, то со дня его начала уточняется недельный объема учебной нагрузки, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором указывается, что дополнительный объем учебной нагрузки замещающему учителю устанавливается на период замены. Производится перерасчет месячной оплаты труда учителя с учетом увеличенного объема учебной нагрузки.Если заранее известно, что замещение учителя будет осуществляться более двух месяцев, например, на период нахождения учителя в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, оформление дополнительного соглашения к трудовому договору об увеличении объема учебной нагрузки на период замены целесообразно осуществлять с первого дня замены без использования почасовой оплаты, т.е. производить оплату труда из установленного замещающему учителю размера ставки заработной платы пропорционально объему учебной нагрузки, определенному с учетом часов замещения.

    2. Замещение временно отсутствующего учителя другим учителем того же предмета, принятым на работу на период исполнения обязанностей временно отсутствующего работника

    На период замещения временно отсутствующего учителя может быть принят другой учитель того же предмета. В этом случае с ним должен быть заключен срочный трудовой договор на период исполнения обязанностей временно отсутствующего работника.
    3. Замещение отсутствующего учителя учителем, преподающим другой предмет
    Уроки временно отсутствующих учителей, как правило, должны замещаться учителями той же специальности. В исключительных случаях, когда учителя временно заменить учителем того же предмета невозможно, может иметь место замещение отсутствующего учителя учителем, преподающим другой предмет.В этом случае учитель, преподающий другой предмет, проходит с обучающимися учебную программу по своему предмету несколько вперед, а при выходе на работу отсутствовавшего учителя он отдает ему эти часы, чтобы отсутствовавший учитель мог восполнить пропущенные учебные занятия.В Разъяснениях отмечается, что по сложившейся практике, оплату труда указанных учителей при таком замещении целесообразно осуществлять следующим образом:

    учитель, замещающий отсутствовавшего учителя в период замены дополнительную оплату не получает;

    — при возвращении отсутствовавшего учителя, замещавший его учитель передает ему свои часы, при этом за ним сохраняется заработная плата, установленная при тарификации;
    отсутствовавшему учителю, который при возвращении будет проводить учебные занятия по своему расписанию и по расписанию учителя, замещавшего его в период отсутствия, кроме заработной платы, установленной при тарификации, должна производиться из установленного размера ставки заработной платы почасовая оплата за часы занятий, данные сверх фактического объема своей учебной нагрузки, установленного при тарификации.
    4. Замещение временно отсутствующего учителя другим работником, который может вести преподавательскую работу по соответствующему предмету, например педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогом-библиотекарем, методистом и др.Отмечено, что в этом случае согласно подпункту «ж» пункта 2 постановления Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 работа совместительством не считается и не требует заключения отдельного трудового договора.

    Замещение оформляется дополнительным соглашением к трудовому договору, заключенному по основной должности, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты.

    Разъяснено, что замещение временно отсутствующих учителей у того же работодателя (особенно на длительное время) может осуществляться путем временного перевода, к примеру, педагога-психолога, социального педагога, педагога-библиотекаря или другого работника, с его согласия, на должность учителя на период до выхода отсутствовавшего работника на работу. Если с временно отсутствовавшим учителем трудовые отношения по каким-либо причинам прекращаются, а замещавшему работнику прежняя работа не предоставлена, и он не настаивает на ее предоставлении, продолжая работать учителем, условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным, т.е. трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
    О почасовой оплате труда учителейВ Разъяснениях отмечено, что почасовая оплата труда учителей применяется:— за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей в течение не более 2 месяцев;— за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, сверх объема, установленного им при тарификации;— при оплате за педагогическую работу специалистов организаций, привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;— при оплате труда за часы педагогической (преподавательской) работы в объеме 300 часов в год в другой общеобразовательной организации (в одной или нескольких) сверх учебной нагрузки, выполняемой по совместительству на основе тарификации.

    Разъяснено, что почасовая оплата производится пропорционально фактически выполненному объему учебной нагрузки.

    При этом размер оплаты за один час учебной (преподавательской) работы определяется путем деления месячной ставки заработной платы, предусмотренной за установленную норму часов педагогической работы в неделю по замещаемой должности с учетом квалификации замещающего работника, на среднемесячное количество рабочих часов по замещаемой должности.

    Среднемесячное количество рабочих часов определяется путем умножения нормы часов педагогической работы в неделю, установленной за ставку заработной платы педагогического работника, на количество рабочих дней в году по пятидневной рабочей неделе и деления полученного результата на 5 (количество рабочих дней в неделе), а затем на 12 (количество месяцев в году).
    Учет замещений
    В школах учет замещений уроков ведется в Журнале учёта пропущенных и замещённых уроков ответственным за замещения, как правило, заместителем руководителя. Основанием для записей в журнал являются данные, зафиксированные в приказах, изданных по школе, больничных листах, соответствующих записях в классных журналах и иных документах. Учитель, проводивший урок по замещению, в обязательном порядке должен поставить свою подпись в данном Журнале.Учителя, замещающие отсутствующего учителя, делают соответствующие записи в классном журнале.

    Источник: Разъяснения Общероссийского Профсоюза образования о порядке замещения временно отсутствующих работников

    Источник: https://eduinspector.ru/2018/04/01/poryadok-zameshheniya-vremenno-otsutstvuyushhih-uchitelej-chto-razyasnil-obshherossijskij-profsoyuz-obrazovaniya/

    УчПортфолио.ру

    Как оформляется дополнительная обязанность учителя?

    Шаврина Ирина Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель начальных классов, МБОУ НОШ № 2, г. Южно-Сахалинск,

    Сахалинская область

     

    Обязан ли учитель по просьбе директора школы замещать отсутствующего по болезни коллегу?
     

           Многие учителя сталкиваются с такой проблемой, как выход на замену вместо заболевшего учителя. И по этому поводу возникает очень много трудовых споров, в результате которых учителю приходится против своего согласия выходить на замену, а некоторые попытки разрешить этот спор  приводят к досудебным и судебным разбирательствам. Так вот в ТК РФ ст.

    24 КЗоТа РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Кроме того, п.

    56 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 года, предусматривает, что администрация может изменять объем учебной нагрузки (ее норматив равен 18 часам в неделю) только с письменного согласия педагогических работников.

    Изменение установленного объема учебной нагрузки допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев уменьшения, связанных с сокращением количества классов или количества часов по учебному плану.
        Увеличение учителю учебной нагрузки, в т. ч. в связи с замещением временно отсутствующего работника, согласно ч. 1 ст. 72.

    2 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (далее – ТК РФ) фактически является временным переводом на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя. Такой перевод требует получения согласия работника и оформляется письменным соглашением сторон трудового договора.

    Ранее в ТК РФ действовало положение, в соответствии с которым работодатель имел право без согласия работника на период до одного месяца “по производственной необходимости” привлекать работника для замещения временно отсутствующего работника.

    В настоящее время это право ограничено только случаями, вызванными чрезвычайными обстоятельствами, исчерпывающий перечень которых (катастрофа природного или техногенного характера, пожар, наводнение, землетрясение, эпидемия и др.) указан в ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ        /Статья 72.2.

    Временный перевод на другую работу По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, – до выхода этого работника на работу.

    Если по окончании срока перевода прежняя работа работнику не предоставлена, а он не потребовал ее предоставления и продолжает работать, то условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

          В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.     Перевод работника без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя допускается также в случаях простоя (временной приостановки работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера), необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если простой или необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны чрезвычайными обстоятельствами, указанными в части второй настоящей статьи. При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.     При переводах, осуществляемых в случаях, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

           Таким образом, учитель не обязан по просьбе директора школы замещать отсутствующего по болезни коллегу. Если же он согласился, то замещение должно осуществляться в соответствии с порядком и условиями, установленными ст. 60.2

         /Статья 60.2. Совмещение профессий (должностей). Расширение зон обслуживания, увеличение объема работы. Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором    С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).    Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня/, и 151 ТК РФ     /Статья 151. Оплата труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором     При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.      Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса)/, а также с учетом особенностей регулирования рабочего времени педагогических работников и особенностей оплаты их труда.    Однако такие проблемы неведомы работодателям других отраслей. Заболел работник, его нужно подменить? Пожалуйста, есть ч. 2 ст.25 КЗоТа РФ: “Не требует согласия работника перемещение его на том же предприятии, в учреждении, организации на другое рабочее место, в другое структурное подразделение в той же местности, поручение работы на другом механизме или агрегате в пределах специальности, квалификации или должности, обусловленной трудовым договором (контрактом)”. Если недостаточно и этого, то еще одна статья – ст. 26 КЗоТа РФ – разрешает администрации “переводить работников на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором (контрактом) работу на том же предприятии, в учреждении, организации либо на другом предприятии, в учреждении, организации, но в той же местности” в ряде случаев в том числе и для замещения отсутствующего работника.     Но Верховный Суд РФ трактует понятие “перевод” совсем по другому: “Переводом работника на другую работу… следует считать поручение ему работы, не соответствующей специальности, квалификации, должности, либо работы, при выполнении которой изменяются размер заработной платы, льготы, преимущества и иные существенные условия труда, обусловленные при заключении трудового договора (контракта)”. Из этого можно сделать вывод: перевод на другую работу означает освобождение от основной. То есть директор школы имеет право сроком на один месяц освободить работника от работы в тех классах, где он ведет уроки, и перевести его в другие классы. Но не может просто добавить ему еще несколько часов в неделю.       Подобные проблемы возникают в образовательных учреждениях периодически, просто не все учителя знают о своих правах и мало кто решается обжаловать действия работодателей в суде. Пока же ситуация такова: заставить работника выходить на замены без его согласия нельзя. А если попытаться это сделать, например, ссылаясь на ст. 26 КЗоТа РФ, учитель может потребовать оплачивать замены уроков в любом размере! Ведь ст. 87 КЗоТа РФ предусматривает, что за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы работнику полагается доплата в размере, определяемом “по соглашению сторон” трудового договора. А с действующими ставками по оплате заменяемых уроков учитель может запросто не согласиться.     Однако можно сказать, что в законодательстве есть пробел. Положения статей 25, 26, 54, 55 и 87 КЗоТа РФ оказываются в отношении учителей бездействующими.       В Министерстве образования, считают, что замена отсутствующих – это производственная необходимость (ст. 26 КЗоТа РФ), а потому учитель обязан беспрекословно замещать своего коллегу. Но ведь перевод – это и освобождение от основной работы, и перевод на другую должность с сохранением средней зарплаты, если ее размер вдруг окажется меньшим, чем на предыдущей должности. А что предлагается педагогам? Приплюсовать к своим 18 часам в неделю еще несколько дополнительных часов. Более того, если замещение длится меньше двух месяцев, оплата идет не по тарификации, а почасовая, которая всегда меньше. Если больше двух месяцев (причем необходимо, чтобы дни замены шли подряд, не прерывались), делается перерасчет зарплаты. Отсюда вывод: для педагогов замены – это не производственная необходимость, а выполнение дополнительной работы. Если в ряде отраслей промышленности установлены доплаты за выполнение обязанностей отсутствующего работника по договоренности между работником и администрацией, в соответствии со ст. 87 КЗоТа РФ, причем эти обязанности выполняются в рабочее время, то педагогов заставляют работать сверх его продолжительности.    Можно ли в таких случаях применить статьи КЗоТа РФ о сверхурочных работах? В образовании нет сверхурочных – за исключением работающих в две смены детских садов, где есть возможность отработать часы за внезапно не явившегося на работу сотрудника-сменщика. Учителю разрешается с его согласия работать с более высокой нагрузкой, но сверхурочными это не считается. А если нет сверхурочных, то без согласия учителя обязать его выйти на замены нельзя.    Чтобы решить проблему, можно предусмотреть в коллективных договорах норму, при которой оплата замещаемых уроков осуществляется по более выгодной схеме – по тарификации, а не по часовой ставке. В колдоговоре должен быть также раздел, регулирующий порядок замещения, либо инструкция, являющаяся приложением к колдоговору. Тогда работнику придется выполнять локальный нормативный акт, имеющий силу закона, и выход на замену станет обязательным. И такое требование будет вполне законным: ведь администрация посредством колдоговора предоставляет работнику дополнительные дни отдыха, определенный набор льгот и преимуществ. Следовательно, взамен она имеет право потребовать от работников определенных уступок. Администрация должна подходить к учителю не с позиций силы, а с позиций разума. Источники: 1. Трудовой кодекс РФ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года) 2. Справочная система «Образование».

    http://hr9.narod.ru/vnperevod.html

    Источник: https://uchportfolio.ru/articles/read/1775

    Дополнительная работа учителя с точки зрения закона

    Как оформляется дополнительная обязанность учителя?

    Вы – учитель. Вы не хотите мыть окна в кабинете или работать на ГИА, или выполнять обязанности воспитателя в школьном лагере. Какие статьи законов помогут вам отстоять свое право всего этого не делать? Как составить отказ? Как не дать возможности администрации вас заставить выполнять дополнительную работу.

    Нам для работы понадобятся: – Трудовой кодекс РФ; – Трудовой договор; – должностная инструкция; – иные локальные акты организации (правила внутреннего трудового распорядка и т.д.). Обращаю ваше внимание на то, что статья будет написана по анализу норм ТК РФ, которому не могут противоречить три других документа.

    Они просто дополнительно раскрывают и разъясняют, что входит в рабочие обязанности, и порядок их выполнения. Сразу предупреждаю, не надо утрировать и идти на поводу у того, что работодатель в должностную инструкцию может включать все, что угодно.

    Даже если таковой факт имеется, это не означает, что мы обязаны исполнять незаконные приказы и распоряжения. 

    По ст.

    8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения. 

    Трудовой договор

    И так приступим. При трудоустройстве с нами обязаны заключить трудовой договор в порядке главы 11 ТК РФ. Что такое трудовой договор определено в ст. 56 ТК РФ, согласно этой статьи сторонами договора являются работник и работодатель. В трудовом договоре может быть предусмотрена дата, с которой работник приступает к выполнению своих трудовых функций.

    В случае если работник фактически приступил к работе, работодатель обязан заключить трудовой договор в течении 3 рабочих дней (Ст. 57, 67 ТК РФ). Трудовой договор содержит (ст.

    57 ТК РФ): – фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя – физического лица), заключивших трудовой договор; – сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя – физического лица; – идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями); – сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; – место и дата заключения трудового договора; – место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (актуально для Москвы в связи с объединениями школ); – трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы); – дата начала работы; – условия оплаты труда; – режим рабочего времени и времени отдыха; – условия труда на рабочем месте; – условие об обязательном социальном страховании работника. Все остальное вносится в трудовой договор по желанию работника и работодателя.

    Согласно ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

    Как подписывать трудовой договор

    ОБРАЩАЮ внимание на один момент: НАСТОЯТЕЛЬНО рекомендую всегда подписывать все документы на каждой странице, будь то трудовой договор, должностная инструкция или что-то еще, и с ЭТОГО документа уже снимать копию, и ставить подпись, что копию получил ФИО дата и т.д. (в общем надеюсь понятен порядок действий). Объясню зачем.

    Это делается для того, чтобы работодатель не мог манипулировать изменением документов (ведь подпись ставится на последней странице, и ни что не мешает работодателю расшить документ, вставить листы с нужными формулировками и скрепить обратно, а потом вы доказывайте почему на руках у вас отличный экземпляр от того, который на руках у работодателя). 

    Далее, после заключения трудового договора в отношении работника в соответствии со ст. 68 ТК РФ работодатель издает приказ (распоряжение). приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

    Должностная инструкция

    Итак, место вашей работы, трудовая функция указаны в вашем трудовом договоре. Дополнительно они раскрываются в должностной инструкции и в локальных актах. Инструкция и локальные акты раскрывают и дополнительно конкретизируют, КАК и КАКИМ ОБРАЗОМ исполняется трудовая функция.

    Условно говоря, трудовая функция – это учить детей, согласно должностной инструкции, учитель обязан проводить только комбинированные занятия. Таким образом у нас выпадают в чистом виде лекционные и практические уроки.

    Или в период учебного занятия обязательно проводить опрос учеников (а вот выбор методики такого опроса остается за преподавателем). Логика понятна?

    Ни должностная инструкция, ни локальные акты организации НЕ МОГУТ возлагать дополнительные трудовые функции

    Итак, согласно ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Т.к.

    работодатель не может издавать федеральные законы, то он никоим образом не может требовать выполнять дополнительные трудовые функции.

    А вот договориться с работником, чтобы последний начал их выполнять, вполне реально.

    Работа по совместительству

    Если вы хотите кроме своей педагогической работы выполнять еще какую-либо (социальный педагог, психолог и т.д.), то можете работать по совместительству (внешнему или внутреннему) согласно ст. 60.1 ТК РФ.

    В соответствии с ранее названной статьей работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

     
    Обращаю ваше внимание, что при работе по совместительству заключается трудовой договор. А заключение трудового договора это ПРАВО работника, а не обязанность.

    Дополнительная работа

    В соответствии со ст. 60.

    2 ТК РФ с ПИСЬМЕННОГО согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 ТК РФ).

    Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

    Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

    Таким образом, без письменного согласия работника, работодатель не имеет права включить или внести в какие-либо списки работника для выполнения дополнительных трудовых функций. Поэтому, если вас привлекают против вашей воли к выполнению дополнительных трудовых функций, оспаривайте это, пишите письменные обращения на имя руководителя, об отказе выполнять дополнительную работу, и всегда сообщайте, что в случае нарушения своих прав, будете вынуждены обратиться за их защитой в трудовую инспекцию.

    Единый квалификационный справочник

    В заключении обращаю ваше внимание, что существует такой документ как Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г.

    N 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”.

    Там указаны все возможные ДОЛЖНОСТНЫЕ обязанности, плюс то, что работник обязан знать, и требования к квалификации. Должность “учитель и преподаватель” находятся в 3 Разделе документа (сюда не копирую, чтобы не раздувать статью). 

    Таким образом, ваша должностная инструкция не должна противоречить Единому квалификационному справочнику (далее – ЕКС) должностей, в нашем случае работников образования. 

    Как указал Минтруд РФ в п.5 Постановления от 9 февраля 2004 г.

    N 9 “Об утверждении Порядка применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих” (с изменениями и дополнениями):”…

    Квалификационные характеристики служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, их прав и ответственности…”.

    Поэтому, хоть официально это только рекомендация, работодателю необходимо будет “попотеть”, чтобы объяснить необходимость и обоснованность вмененной обязанности работнику, если она будет противоречить положениям ЕКС. 

    Резюме

    Подводя итог вышеизложенному: – Любая дополнительная работа не предусмотренная трудовым договором и занимаемой должности производится только с ПИСЬМЕННОГО согласия работника; – Должностная инструкция не может содержать в себе все прихоти работодателя, для нее так же есть требования; – Если вы не давали согласия на выполнение доп. работы, НЕ НАДО ее выполнять.

    Прилагаю шаблон документа, в случае, если требуют выполнения дополнительной работы. Обращаю внимание, что документы подаются в двух экземплярах, на втором ставится отметка об их получении. Или вы отправляете документ заказным письмом с описью вложения.

    Опись вложения нужна для того, чтобы потом администрация не говорила, что письмо они получили, но оно было о том, что они идеально выполняют свою работу.

    Директору ГБПОУ СОШ №200

    Иванову И.И.

    От учителя математики

    Петровой О.В.

    Докладная записка

    Источник: https://pedsovet.org/beta/article/dopolnitelnaa-rabota-ucitela-s-tocki-zrenia-zakona

    Консультант закона
    Добавить комментарий