Как получить прилегающий земельный участок в пользование?

Россиянам разрешили регистрировать в собственность излишки земли

Как получить прилегающий земельный участок в пользование?

С первого взгляда обычный человек может и не понять, что замечательного скрыто под скучным названием публикуемого документа: “О внесении изменений в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” и Федеральный закон “О государственной регистрации недвижимости”. Но новый закон не только полезный, но и во многом даже революционный.

Какие штрафы придется платить дачникам в этом сезоне

Главное его новшество вот в чем. Закон, который заработает через 90 дней после его официального опубликования, позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли.

А теперь об этом подробнее. Из текста нового закона следует, что если при проведении комплексных кадастровых работ выяснится, что владелец участка использует больше земли, чем у него значится по документам, то он сможет оформить на себя эти излишки земли.

В Росреестре говорят, что часто площадь фактически используемых земельных участков превышает ту, что указана в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на 10 процентов, что является минимальным размером.

Публикуемый закон вносит изменения в два важных действующих закона – “О кадастровой деятельности” и “О государственной регистрации недвижимости”. Задача нового закона – упростить проведение комплексных кадастровых работ.

Для тех, кто не сталкивался с кадастровыми работами, сразу уточним – они бывают, если так можно выразиться, индивидуальными и комплексными.

С индивидуальными познакомился почти каждый владелец дома, дачи, огорода, когда заказывал обмер и узаконивал свои сотки. Комплексные же кадастровые работы заказывают власти, как правило, городские или муниципальные. И такие работы выполняются за госсчет.

Закон заработает через 90 дней после его опубликования и позволит владельцам земельных участков зарегистрировать излишки используемой земли

Поправки в Федеральный закон “О кадастровой деятельности” позволят снять барьеры при выполнении комплексных кадастровых работ.

Так, исключается требование о подготовке проекта межевания территории во всех случаях выполнения комплексных кадастровых работ. Это серьезно сэкономит бюджетные деньги.

А там, где это оправдано и предусмотрено Градостроительным кодексом, например, на территории, занятой многоквартирными домами, проект межевания будет разрабатываться и дальше.

Определяются особенности проведения комплексных кадастровых работ для участков, занятых объектами общего пользования, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства и огородничества, в отношении лесных участков. Устанавливается порядок выявления самовольного занятия участков и порядок уточнения границ участков, площадь которых не соответствует указанной в ЕГРН.

Госдума уточнила условия для компенсаций по ипотеке

Органы госвласти и органы местного самоуправления, которые и выступают заказчиками комплексных кадастровых работ, получают право бесплатно получить технические паспорта, оценочную и прочую нужную им документацию.

В законе также прописаны правила устранения ошибок в местоположении границ участков и административных границ силами самого Росреестра. В ведомстве подчеркнули – результаты комплексных кадастровых работ позволяют местным органам власти “повысить эффективность управления территориями, сократить количество земельных споров и защитить права собственников”.

Проект закона был разработан по инициативе минэкономразвития после анализа итогов комплексных кадастровых работ в 2017-2018 годах в 16 регионах. В 2019 году работы пройдут в 33 субъектах России. Они будут профинансированы из бюджета и обойдутся казне в 205 миллионов рублей. Популярность таких услуг растет.

На 2020 год в Росреестр поступили заявки от 46 субъектов РФ.

Прямая речь

Виктория Абрамченко, заместитель министра экономического развития РФ – руководитель Росреестра:

– Закон выгоден как гражданам, так и государству. Если в ходе проведения комплексных кадастровых работ выяснится, что гражданин использует площадь земли, которая больше, чем это предусмотрено документами, закон дает ему возможность оформить такие излишки.

С момента начала выполнения комплексных кадастровых работ в 2017 году площадь земельных участков, учтенных в реестре недвижимости в результате таких работ, увеличилась на 20 процентов.

Проведение комплексных кадастровых работ позволяет органам власти обеспечить справедливое налогообложение на своих территориях.

Источник: https://rg.ru/2019/06/18/rossiianam-razreshili-registrirovat-v-sobstvennost-izlishki-zemli.html

Оформление прирезок к земельным участкам: новые возможности

Как получить прилегающий земельный участок в пользование?

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления “прирезок” (Федеральный закон от 23 июня 2014 г.

№ 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

“Прирезка”: что это такое и с чем ее едят

“Прирезкой” называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории.

Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные “прирезки”, а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.

4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными.

Земля, за счет которой осуществляется “прирезка”, не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы “красных линий” – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне.

Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением “прирезки” может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах.

Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Цена вопроса

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет “добавить” к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ).

“Для расчета итоговой цены “прирезаемого” земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за “прирезку”, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости”, – объясняет заместитель генерального директора юридической компании “Прайм Лекс” Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел “Сервисы” (подраздел “Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online”) и поискать кадастровую стоимость там.

Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости).

Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб.

(платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

“Цена “прирезок”, вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены”, – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления “прирезок”

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями.

В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ).

Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).

В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании “ИнвестКонсалт Системс”, к. ю. н.

Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории.

Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет “прирезать” землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион.

“Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления “прирезки” к нему потребуется разрешение банка”, – разъясняет Александр Агафонов.

Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка.

“Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор”, – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы “ФинЭкспертиза” Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.

РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения.

“Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб.

Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях”, – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания.

Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения.

Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления “прирезок”

Оформление “прирезок” выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте.

“А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости”, – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании “Генезис” Артур Стариков.

Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности.

А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

***

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления “прирезок” у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Источник: http://www.garant.ru/article/617655/

ТОП-советы, как оформить земельный участок: закон и хитрости – 24 Канал

Как получить прилегающий земельный участок в пользование?

Каждый украинец имеет право на бесплатный земельный участок для строительства или ведения хозяйства. Такое право нам гарантирует Конституция. Однако мало кто задумывается над этим своим правом.

Журналисты “24” уверены, что вода камень точит, и выяснили, какие трудности ждут на пути получения бесплатной земли от государства, и как их преодолевать.

Конечно, оформить землю можно и платно – воспользовавшись услугами специальных компаний. Например в Киеве их существует немалое количество, они предлагают за полгода оформить земельный участок в собственность “под ключ”. Цена такой услуги составляет от 5 тысяч гривен. Конечно, это сохранит ваши нервы, но фактически то же самое, что купить землю.

Наша же цель – воспользоваться законным правом, обойти коррупцию, и не дать на себе заработать.

Оформить бесплатно право собственности на землю согласно законодательству, граждане Украины могут в следующих случаях:

на участок, находящийся в пользовании лица на основании договора аренды или госакта на право постоянного пользования землей;

на землю, где расположен жилой дом, право собственности на который зарегистрировано в законном порядке (так же – на садовый участок);

когда лицо собирается применить свое право на бесплатное получение земельного участка из земель коммунальной и госсобственности в частную.

Последний пункт в соответствии со статьей 121 Земельного кодекса Украины разъясняет, в каких размерах каждый гражданин Украины имеет право на бесплатное получение земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности:

для ведения фермерского хозяйства – в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий, расположенных на территории сельского, поселкового, городского совета, где находится фермерское хозяйство,

для ведения личного крестьянского хозяйства – не больше 2,0 гектара;

для ведения садоводства – не больше 0,12 гектара;

для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в селах – не больше 0,25 гектара, в поселках – не больше 0,15 гектара, в городах – не больше 0,10 гектара;

для индивидуального дачного строительства – не больше 0,10 гектара;

для строительства индивидуальных гаражей – не больше 0,01 гектара.

Заметим, что гражданин может приватизировать несколько участков – по каждому виду целевого назначения земли. То есть, использовав свое право на приватизацию земли, отведенной для садоводства, может получить еще и участок, предназначенный для строительства и обслуживания жилого дома и тому подобное.

Самое главное – определиться, какой именно участок просить у государства. С этим, скажем откровенно – сложно.

“Основная проблема, почему люди не могут воспользоваться своим правом на приватизацию участка – когда они обращаются к тому же сельсовету с заявлением предоставить землю в собственность, им нужно конкретно указать, какой именно участок они хотят взять в собственность. Но откуда людям знать?

Нам говорят: смотрите в публичной кадастровой карте – какие участки сформированы. Но у нас 80 процентов сформированных участков нет в “публичке”. Кроме того, например в Киеве, есть участки которые проинвентаризированы за людьми, которых и в живых нет.

Взять в собственность такой участок никто не сможет”, – рассказала в комментарии “24” директор юридической компании “Укрземконсалт” Татьяна Белогурова. По ее словам, получить бесплатно землю для приватизации в крупном городе, особенно в столице – задача почти нереальная для простого человека.

Потому что нет такой базы, из которой можно было бы выбирать.

Единственный вариант, который эксперт рекомендует своим клиентам – идти к главе сельсовета или горсовета и просить выкопировку из генплана определенной территории.

“Если люди увидели какой-то пустой участок , нужно идти к председателю местного совета. Показать участок на карте и попросить выкопировку из генплана, чтобы узнать числится ли за кем эта земля.

Но для этого человеку нужно объездить все село, увидеть собственными глазами каждый участок.

Тогда есть небольшая вероятность того, что она свободна и ее можно приватизировать”, – поделилась секретом дела юрист.

Предположим, что вы стали счастливцем, который нашел-таки свободный участок. Тогда чтобы получить его в собственность, нужно сделать следующее.

1. Подать ходатайство в орган, уполномоченный осуществлять распоряжение земельными участками государственной или коммунальной собственности, с заявлением о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность.

В ходатайстве следует указать:

ориентировочный размер участка;

целевое назначение;

прикрепить карту или графический рисунок с указанием места расположения выбранного участка.

На основе этого ходатайства компетентные органы должны сделать выводы,

возможно предоставление этой земли в собственность. Это решение согласно закона должно быть принято в течение месяца на основании предоставленных технических материалов и документов.

Далее соответствующие органы одобряют разработку проекта или обосновывают отказ. Мотивом для отказа может быть только несоответствие расположения участка требованиям закона, генеральных планов местности или другой градостроительной документации. И если вы видите в отказе неправомерные действия – вы имеете право на обжалование его в суде.

Если же подобных проблем не возникло — гражданину выдают разрешение на разработку проекта приватизации земли.

Процедура изготовления проекта приватизации земельного участка подробно описана на многих специализированных информационных порталах, с пояснениями и советами юристов – в свободном доступе и бесплатно.

К сожалению, пока что в нашем государстве никто не принесет вам земельный участок “на тарелочке”. Собственно, такого сервиса нет ни в одной стране. Но закон есть, инструментарий – понятен. Поэтому нужно действовать!

Источник: https://24tv.ua/ru/topsovety_kak_oformit_zemelnyj_uchastok_zakon_i_hitrosti_n605999

EPAM

Как получить прилегающий земельный участок в пользование?
04 августа 2016

Особенности определения придомовой территории и ее использования | статья Юлии Поцилуйко, «Юрист & Закон»

Определение и использование придомовой территории многоквартирного дома уже продолжительное время являются объектом дискуссий как среди самих совладельцев такого дома, так и среди органов государственной власти и местного самоуправления. Такая заинтересованность земельным участком вокруг многоквартирного дома имеет материальное основание и связана не только с вопросом обеспечения комфорта и потребностей жителей многоквартирного дома.

Понятие придомовой территории и ее использование

Правовой режим земель жилой и общественной застройки определен главой 6 Земельного кодекса Украины (далее – ЗК Украины). Среди земель этой категории выделяют земельные участки, предназначенные для строительства и обслуживания многоквартирного жилого дома.[1]

По мнению Конституционного Суда Украины, такое функциональное назначение, как обслуживание многоквартирного дома, имеет и придомовая территория вокруг него.[2]

Наиболее полное определение понятия «придомовая территория» находим в Законе Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» № 417-VIII от 14.05.

2015 (далее – Закон), в соответствии с которым придомовая территория – территория вокруг многоквартирного дома, определенная на основании соответствующей градостроительной и землеустроительной документации, в пределах земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и относящиеся к нему здания и сооружения, необходимая для обслуживания многоквартирного дома и удовлетворения жилищных, социальных и бытовых нужд владельцев (совладельцев и нанимателей (арендаторов) квартир, а также нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона). Аналогичный подход к определению придомовой территории закреплен в Налоговом кодексе Украины, что обусловлено исчислением платы за землю.

Вместе с тем, следует сосредоточить внимание на практическом понимании придомовой территории.

Фактически, этот прилегающий к дому земельный участок используется для размещения детских или спортивных площадок, обустройства автостоянок для жителей многоквартирного дома, высадки зеленых насаждений и т. п.

В пределах придомовой территории вокруг современных жилых комплексов размещают также пропускные и охранные пункты, что повышает уровень защищенности жителей дома.

В соответствии с Методическими рекомендациями по определению придомовых территорий многоквартирных домов (далее – Методические рекомендации) в состав такой придомовой территории могут также входить: площадки для мусоросборников, хозяйственных зданий и сооружений, въезды и выезды подземных гаражей и автостоянок и др. [3]

Определение придомовой территории

Размеры и конфигурация земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяются на основании соответствующей землеустроительной документации (ч. 4 ст. 42 ЗК Украины).

Следует отметить, что на законодательном уровне не предусмотрен четкий критерий определения размера придомовой территории для обслуживания многоквартирного дома, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого из объектов такой застройки, а также наличием или отсутствием свободных земель в пределах определенного населенного пункта, которые можно было бы выделить.

При этом п. 3 Методических рекомендаций предусмотрено, что минимально допустимая величина придомовой территории не может быть меньше чем территория технического обслуживания соответствующего многоквартирного жилого дома, если указанное возможно в существующей застройке. [4]

Законодательство Украины требует от застройщика надлежащего оформления прав на земельный участок – права собственности или пользования – еще до начала строительства. В пределах выделенного под строительство земельного участка, с учетом проекта застройки, определяется придомовая территория многоквартирного дома.

Если речь идет об уже существующем многоквартирном доме, и права на территорию вокруг такого дома не оформлены, однако его совладельцы инициируют приобретение таких прав, размер придомовой территории, вероятно, будет определяться с учетом действующей градостроительной и землеустроительной документации, а также существующей застройки, то есть не нарушая при этом прав и интересов владельцев и пользователей соседних земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Права на земельный участок

Важным в указанном контексте является вопрос оформления прав на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и его придомовая территория. Отсутствие надлежащим образом оформленного земельного участка на прилегающую к дому территорию может привести к ее передаче в собственность или пользование третьим лицам.

Особенно это актуально для застройщиков смежных территорий, стремящихся закрепить за собой как можно большую площадь.

Актуален этот вопрос и в случае парковки на придомовой территории транспортных средств жителями соседних домов или иного ее использования третьими лицами, чему совладельцы многоквартирного дома не могут воспрепятствовать при отсутствии надлежаще оформленного титула на земельный участок.

С целью защиты своих прав и интересов и недопущения отвода земельного участка в пользу третьих лиц, совладельцам многоквартирного дома следует совершить действия, направленные на приобретение прав на земельный участок, на котором расположен дом и прилегающая к нему территория, чему способствуют последние изменения в законодательстве Украины в этой части.

Так, Законом № 417-VIII от 14.05.

2015 внесены изменения в ЗК Украины, что позволило совладельцам многоквартирного дома получить бесплатно в собственность или в постоянное пользование земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовая территория, находящиеся в общей совместной собственности владельцев квартир и нежилых помещений (ч. 2 ст. 42 ЗК Украины).

Новая редакция ч. 2 ст. 42 ЗК Украины предусматривает возможность оформления прав на земельный участок под многоквартирным домом и прилегающей к нему территорией на совладельцев такого дома.

Следовательно, теоретически создание отдельного юридического лица – объединения совладельцев многоквартирного дома (далее – ОСМД) не требуется. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст.

116 ЗК Украины приобрести права на землю из земель государственной и коммунальной собственности могут граждане и юридические лица.

В то же время Законом № 417-VIII от 14.05.2015 (п. 6 ч. 1 ст. 1; ч. 1 ст. 5) и Гражданским кодексом Украины (ч. 2 ст.

382) права на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и его придомовая территория, включены в перечень общего имущества, принадлежащего совладельцам такого дома на праве общей совместной собственности.

Однако необходимым условием является государственная регистрация таких прав, что соответствует требованиям ст. 125 ЗК Украины.

Итак, приобретение владельцами квартир и нежилых помещений прав на землю под многоквартирным домом и вокруг него, несмотря на общий характер такого имущества, требует совместных действий совладельцев многоквартирного дома, направленных на их оформление. При этом речь не идет об оформлении таких прав по каждому из совладельцев, а предполагает их коллективное участие, поскольку земельный участок не может быть поделен между совладельцами многоквартирного дома или выделен в натуре.

Учитывая вышеизложенное, наиболее вероятной представляется реализация прав на землю под многоквартирным домом и его придомовой территорией через ОСМД, целью создания которого, среди прочего, является надлежащее содержание и использование общего имущества многоквартирного дома.[5]

Законодатель предусмотрел два альтернативных способа приобретения прав на землю совладельцами многоквартирного дома – передача безвозмездно в собственность или в постоянное пользование.

В соответствии с ч. 3 ст.

42 ЗК Украины порядок использования земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяется совладельцами.

Вероятно, в зависимости от того, как планируют использовать такой земельный участок совладельцы многоквартирного дома, будет зависеть оформление ими прав на землю: собственность или постоянное пользование.

В этом контексте следует отметить, что право постоянного пользования предусматривает право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока (ч. 1 ст. 92 ЗК Украины).

То есть возможность распоряжаться земельным участком у землепользователей отсутствует. Кроме того, право постоянного пользования нужно отличать от права пользования земельным участком, которое означает его аренду и регулярное внесение арендной платы.

Право собственности, в отличие от права постоянного пользования, дает возможность распоряжаться земельным участком. Однако в этом случае следует учитывать, что земельные участки совладельцев многоквартирного дома, в случае надлежащей регистрации прав на них, становятся объектом общей совместной собственности (п. «г» ч. 2. ст.

89 ЗК Украины). Законом № 417-VIII от 14.05.2015 принятие решения относительно распоряжения общим имуществом многоквартирного дома отнесено к полномочиям собрания совладельцев (п. 1 ч. 2 ст. 10 Закона).

Вполне вероятно, что совладельцы примут решение передать какую-то часть прилегающей к дому территории в пользование юридическим или физическим лицам.

Кроме того, порядок безвозмездной передачи земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относящиеся к ним здания, сооружения и придомовая территория, в собственность или в постоянное пользование их совладельцам пока не определен, хотя этого требует ЗК Украины.

Обязательства Кабинета Министров Украины привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом № 417-VIII от 14.05.2015 предусмотрены п. 6 Заключительных и переходных положений данного Закона.

Законодатель отвел на этот процесс полгода, но необходимый порядок так и не был разработан, что, фактически, затрудняет реализацию совладельцами своего права на получение бесплатно в собственность или постоянное пользование земельного участка под многоквартирным домом и прилегающей к нему территорией.

Теоретически отсутствие такого порядка не лишает совладельцев многоквартирного дома или созданного ими ОСМД возможности обратиться за передачей им земельного участка в силу закрепления такого права на законодательном уровне.

Кроме того, процедура приобретения права постоянного пользования земельным участком кажется понятной, и в целом вопрос передачи земельного участка в постоянное пользование будет зависеть от воли уполномоченного органа, который может отказать в его выделении в связи с отсутствием установленного порядка или дополнительно обратиться в Кабинет Министров Украины с просьбой установить соответствующий порядок.

ВЫВОД:

Подытоживая, придомовая территория – прилегающая к многоквартирному дому территория, предназначенная для его обслуживания и удовлетворения потребностей владельцев его квартир и нежилых помещений, которые совместно определяют правовой режим ее использования.

Размер земельного участка, который может быть выделен под многоквартирный дом и его придомовую территорию, ограничен существующей застройкой, наличием свободных земель и волей органа, принимающего решение о его выделении.

При этом минимальный размер придомовой территории должен соответствовать и определяться на основании действующих технических, строительных и санитарных требований.

С целью защиты собственных интересов совладельцам многоквартирного дома следует совершить действия, направленные на приобретение прав на земельный участок под таким домом и его придомовой территорией, что хотя и не исключает риск его использования третьими лицами, однако минимизирует его. При этом чем раньше совладельцы обратятся с такой инициативой, тем больше у них шансов получить земельный участок желаемого размера.

Последние изменения в законодательстве способствуют защите прав совладельцев многоквартирного дома на его придомовую территорию, однако требуют от органов государственной власти определения механизма реализации предоставленных совладельцам прав, предусмотрев порядок безвозмездной передачи в собственность или в постоянное пользование земельного участка под многоквартирным домом и его придомовой территорией. В то же время совладельцы многоквартирного дома (ОСМД) могут обратиться за получением земельного участка на основании закрепления за ними такого права на уровне закона, хотя результат такого обращения, при отсутствии установленного порядка, зависит от воли органа, уполномоченного принимать решения о его выделении.

Источник: http://www.epap.ua/rus/publishes/view/osobennosti-opredeleniya-pridomovoi-territorii

Землепользование и соответствующие учреждения | База данных по гендерной проблематике и правам на землю | Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций

Как получить прилегающий земельный участок в пользование?

База данных по гендерной проблематике и правам на землю

– Частной собственности на землю не существует. Земля принадлежит государству и не подлежит купле-продаже, обмену, дарению, залогу, как оговорено в Земельном кодексе 1998 года.

Земельный кодекс также предусматривает, что физические лица могут иметь земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования, аренды и  совместного владения и пользования (12).

Право пользования земельным участком прекращается в случае если оговоренные условия пользования земельным участком постоянно нарушаются. (22). 

– Земли сельскохозяйственного использования находиться в разных формах пользования. Разные виды землепользования могут сосуществовать в нескольких сочетаниях: 

i. Земельные участки, предоставляемые домохозяйству, включают земли, на которых расположен жилой дом, и небольшой сад. Земельные участки, предоставляются домохозяйствам на условиях бессрочного владения и передаются по наследству, хотя только жилой дом может действительно считаться  частной собственностью (7). 

ii. Таморка является частным приусадебным участком, обычно прилегающим к дому, предоставляемый в личное пользование, и на который имеют право все граждане. Размер этих участков, установленный законодательством, вырос сначала с 0.06 га до 0.

25 га, а затем до 0.35 га орошаемых земель, и 0.5 га неорошаемых земель.

Однако выделение земли зависит от ее наличия, поскольку эти участки обычно выделяются из земель запаса колхозов на основании хозяйственных операций между коллективом и главой домохозяйства. (7). 

iii. Ширкаты, бывшие совхозы, были преобразованы в коллективные хозяйства и занимают основную часть земель сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится примерно 50 процентов суммы всех зерновых культур (7). 

Ширкат состоит из земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственных сооружений и поселений, формирующих поселки городского типа.

Ширкат ежегодно предоставляет фермерам земли на условиях определения культивируемых сельскохозяйственных культур и уровня производства.

Ширкат, в качестве коллективного хозяйства, владеет землей на условиях пожизненного наследуемого владения. В некоторых районах фермеры годами обрабатывают одни и те же земельные участки (22).

iv. Фермеры могут также создавать самостоятельные фермы в качестве самостоятельных юридических лиц на условиях долгосрочной аренды до 50 лет (7). 

Специально уполномоченный орган в области сельского хозяйства и органы территориального общественного самоуправления определяют земли, подлежащие приватизации, выделяют фермеров из числа претендентов, определяют виды сельскохозяйственных культур, устанавливают уровни производства, финансируют фермерское хозяйство, продают семена и закупают и реализуют всю продукцию. Отбор фермеров основан на проявленном опыте управления и ведения сельского хозяйства. Максимальный срок аренды составляет 49 лет, однако для мелких фермерских хозяйств со средней площадью в 2 га, срок аренды составлял 10-15 лет. Кроме хлопководства или молочного производства арендованная ферма включает приусадебный участок для выращивания овощных культур. 

Лишь небольшой процент ферм были приватизированы. По состоянию на 2002 год, на долю самостоятельных ферм приходилось 6 процентов всей пахотной земли (7). 

v. Дехканское хозяйство – это семейное мелкотоварное хозяйство, которое может быть создано на основе письменного обращения к правлению ширката.

Земля может использоваться как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для индивидуального жилищного строительства и предоставляется в пожизненное наследуемое владение. На приусадебных земельных участках могут трудиться только члены семьи.

Максимальный размер земельного участка, предоставляемого дехканскому хозяйству, варьируется от 0.35 до 1 га. 

Законодательство, принятое в 1998 году, проводит различие между дехканским хозяйством и самостоятельными фермерами (7). 

– Земельные участки могут также предоставляться гражданам для ведения коллективного садоводства, виноградарства и огородничества, как установлено статьей 56 Земельного кодекса 1998 года. Размеры этих земельных участков определяются из расчета до 0.06 га на каждого члена садово-виноградарского и до 0,08 гектара – огороднического товарищества (12).

– Кабинет Министров и местные государственные учреждения являются основными органами власти, ответственными за принятие и реализацию нормативных актов о регулировании земельных отношений, как установлено статьей 4 Земельного кодекса 1998 года (12). 

– Одной из задач Госкомзема, или Государственного комитета по земельным ресурсам, образованного Указом Президента № УП-2059 от 24 июля 1998 года, является обеспечение соблюдения земельного законодательства (12).

– Земельные споры между юридическими и физическими лицами разрешаются судами и хозяйственными судами, как установлено статьей 89 Земельного кодекса, которая разъясняет, что земельные споры разрешаются судом в порядке, определяемом законодательством (12).

– Кабинет Министров и местные государственные органы ответственны за землеустройство, как установлено статьей 12 Земельного кодекса 1998 года. 

– Ведению хокимов, глав органов государственной власти районов, или туманов, подлежат:

i. предоставление земель во владение, пользование и аренду гражданам и юридическим лицам; ii. изъятие земель; iii. предоставление земель гражданам для ведения фермерского хозяйства; iv. реализация гражданам на аукционной основе права на пожизненное наследуемое владение земельными участками; v.

организация землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного земельного кадастра; vi. организация государственной регистрации земельных прав и сервитутных договоров об аренде земли; vii.

Прекращение прав владения, распоряжения и пользования земельными участками, как установлено статьей 6 Земельного кодекса (12).

– Ведению органов государственной власти областей и городов, среди прочего подлежат организация землеустройства, мониторинг земель и ведение государственного земельного кадастра, предоставление в аренду земельных участков и прекращение прав владения и пользования землей, как установлено статьями 5 и 7 Земельного кодекса (12).

– Две правительственные организации разделяют ответственность за регистрацию прав на земельные участки: Государственный комитет по земельным ресурсам, или Госкомзем, и Главное управление геодезии, картографии и государственного кадастра при Кабинете Министров Республики Узбекистан, или Узгеодезкадастр. 

Госкомзем отвечает за ведение кадастра и регистрацию земель сельскохозяйственного использования; Узгеодезкадастр отвечает за ведение кадастра и регистрацию земель городов, а также за регистрацию прав на строения и сооружения (23). 

В 2004 году вновь образованный Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, или Госкомземгеодезкадастр,   объединил задачи и функции Госкомзема, Узгеодезкадастра и Бюро технической инвентаризации, ответственного за регистрацию жилых помещений (24).

В 1998 году правительство выделило  9 770000 сомов в качестве займов из  Фонда поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств фермерским хозяйствам, возглавляемым женщинами (16).

– Принцип равноправия мужчин и женщин, закрепленный в Конституции, не отражен в земельной политике и программах, создавая возможность для преимущества патриархальных ценностей, благоприятствующих мужчинам, при предоставлении земельных прав (21). Женщины не являлись в равной степени целевой группой при реализации программ аграрной реформы, проиграв по сравнению с мужчинами в ходе приватизации и при отводе земель (21). 

– Вследствие патрилинейной схемы наследования семьи с дочерьми часто получают меньше земли от коллективных хозяйств. Более того, правила распределения земель неопределенны, оставляя за руководителями коллективных хозяйств и местными государственными должностными лицами свободу неравноправно распределять земли в соответствии с неформальными правилами (25). 

– Формальное членство в коллективном хозяйстве является решающим для доступа к ресурсам, таким как личные земельные участки, фураж, топливо и социальное обеспечение.

Однако женщины редко выступают от своего собственного имени, а относятся к категории домохозяйства (26).

Фактически, правоустанавливающие документы на землю и другие сопутствующие документы выдаются на домохозяйство, на имя главы домохозяйства, которым обычно является старший мужчина в доме (27).

– Снижение возможностей трудоустройства, также вследствие реструктурирования ширката, в особенности затронуло женщин, которые вынуждены вернуться к неоплачиваемому домашнему производству. Ограниченный доступ женщин к оплачиваемой занятости также способствует снижению их возможности влиять на принятие решений в домохозяйстве и сообществе (10).

– После обретения независимости в 1991 году, возрождение культурных стереотипов в отношении роли и положения женщин, особенно стойких в сельской местности, воспрепятствовало женщинам занять руководящее положение в семье и сообществе (21).

Например, хотя все фермеры, ведущие дехканское хозяйство, имеют право на земельные участки равной площади, отсутствие влияния женщин на решения, касающиеся распределения земель, может означать, что женщины получат земельные участки худшего качества (7).

– Женщины находятся в невыгодном положении в том, что касается доступа к производственным ресурсам и услугам, таким как вода и кредит, вследствие их недостаточного представительства в органах, занимающихся управлением и распределением таких ресурсов (7). 

– Низкое количество зарегистрированных брачных контрактов, вследствие высокой стоимости официальной регистрации, негативно влияет на земельные права женщин.

Поскольку женщины зависят от мужей в доступе к земле, они могут столкнуться с трудностями при обеспечении соблюдения своих прав, особенно в случае развода или смерти мужа, если у них нет письменного документа, подтверждающего их правовое положение (7).

– Даже если женщинам технически  принадлежит доля наравне с главой домохозяйства, признание   на формальную регистрацию остается проблематичным, оставляя имущественное право женщин незащищенным. Например, могут возникнуть следующие обстоятельства: 

i. Глава домохозяйства может проводить сделки с землей без обязательного извещения других членов семьи, лишая их права на ведение сделки, а также права на участие в принятии решения.

ii.. В отсутствие мужчины-главы домохозяйства другие члены не имеют юридического права сдавать в аренду или давать в залог землю, или участвовать в сделках с землей. 

iii. Права, принадлежащие формально незарегистрированным членам фермерского хозяйства остаются неопределенными.

iv. Наиболее вероятно, что в случае развода земля останется у мужа, даже если речь идет о семейном наделе (25).

– Фермеры сталкиваются с трудностями в доступе к займам, поскольку банки не считают собственность в сельской местности ликвидной, хотя дехканские (крестьянские) хозяйства, и арендованные фермы теоретически признаются в качестве залога. Женщины находятся в еще более затруднительном положении вследствие того, что очень немногие из них оформляют на себя договоры аренды или фермерские хозяйства (22).

Источники: цифры в скобках (*) обратиться к источникам, отображаются в списке литературы.

Источник: http://www.fao.org/gender-landrights-database/country-profiles/listcountries/landtenureandrelatedinstitutions/ru/?country_iso3=UZB

Консультант закона
Добавить комментарий