Как получить решение суда, если районный суд задерживает?

European Court of Human Rights: Case of Lykov v. Russia

Как получить решение суда, если районный суд задерживает?

Дело Лыков против России, Жалоба № 18557/06, 12 июля 2007 г.

Европейский суд по правам человека Первая Секция Дело Лыков против России Жалоба № 18557/06 Постановление Страсбург 12 июля 2007

В деле Лыков против России,

Европейский Суд по правам человека (Первая секция), заседая Палатой в составе:

C.L. ROZAKIS, Председатель

N. VAJIC,

A. KOVLER,

K. HAJIYEV,

D. SPIELMANN,

S.E. JEBENS,

G. MALINVERNI, Судьи

и S. NIELSEN, Секретарь Секции Суда

Заседая за закрытыми дверями 21 июня 2007г.,

Вынес, принятое в тот же день, следующее Постановление:

ПРОЦЕДУРА

1. Дело было инициировано жалобой (№ 18557/06), поданной в Европейский Суд против Российской Федерации гражданином России Михаилом Петровичем Лыковым (“заявитель”) 15 марта 2006г. в соответствии со Статьей 34 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (“Конвенция”).

2. Российское государство (“Правительство”) в Суде первоначально представлял бывший Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека П. Лаптев, а в последующем его новый Уполномоченный – В. Милинчук.

3. 22 июня 2006г. Суд решил уведомить об этой жалобе Правительство РФ. В соответствии со Статьей 29 § 3 Конвенции, Суд решил рассмотреть жалобу на приемлемость и по существу одновременно.

ФАКТЫ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА

4. Заявитель – 1949г.р. и проживает в Костроме.

5. 11 мая 2004г. Свердловский районный суд г. Костромы удовлетворил иск заявителя к Администрации города Костромы, и обязал Администрацию:

“…обеспечить Лыкова Михаила Петровича и членов его семьи: жену, Лыкову Ольгу Александровну, сына, Лыкова Сергея Михайловича и Шелепо Татьяну Павловну, благоустроенным жильем, отвечающего санитарным и техническим требованиям, с учетом его права на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты”.

6. Решение было оставлено без изменения по кассационной жалобе Костромским областным судом 21 июля 2004г.

7. 20 августа 2004г. было возбуждено исполнительное производство. Решение оставалось неисполненным, поскольку у Администрации не было ни жилья, ни финансовых средств для приобретения квартиры.

8. Администрация Костромской области обратилось в Федеральное Казначейство выделить ей финансовые средства для покупки квартиры общей площадью 82 квадратных метра, на которую заявитель и члены его семьи имели право по решению суда от 11 мая 2004г. В декабре 2004г.

на счет Областной Администрации было перечислено 738 000 рублей. Учитывая среднюю рыночную стоимость жилья в городе Кострома в 2005г., Областная Администрация была в состоянии приобрести квартиру жилой площадью только 57,3 квадратных метра.

Заявителю предложили эту квартиру, но он отказался принять ее, поскольку он имел право на большую квартиру по решению суда от 11 мая 2004г.

9. В январе 2006г. умерла теща заявителя, г-жа Шелепо. Судебный пристав-исполнитель обратился в Свердловский районный суд о разъяснении решения суда от 11 мая 2004г., учитывая г-жи смерть Шелепо. 14 августа 2006г. Свердловский районный суд отказал в удовлетворении заявления о разъяснении.

10. 21 августа 2006г. судебный пристав предложил заявителю ту же самую квартиру, которая была приобретена в 2005г. Заявитель снова отклонил предложение, отмечая площадь квартиры и ее ветхое состояние.

11. 7 сентября 2006г. исполнительное производство было окончено, а исполнительный лист был возвращен заявителю, поскольку он отказался от предложения судебного пристава.

12. 14 ноября 2006г. Свердловский районный суд г. Костромы отменил постановление пристава от 7 сентября 2006г. Районный суд постановил, что по решению суда от 11 мая 2004г., оставленное без изменения по кассационной жалобе 21 июля 2004г., заявитель имел право на благоустроенное жилье жилой площадью 82 квадратных метра, отвечающего санитарным и техническим требованиям.

Заявителю дважды предлагали меньшую квартиру, которая “не отвечала санитарным и техническим требованиям, была в ветхом состоянии, нуждалась в ремонте, и, таким образом, требовала существенных финансовых средств”. Районный суд также отметил, что смерть г-жи Шелепо не повлияла на право заявителя и его семьи на квартиру. Решение суда от 14 ноября 2006г.

не было обжаловано и вступило в силу.

13. В декабре 2006г. исполнительное производство было возобновлено. В марте 2007г. Администрации города Костромы сообщила заявителю, что в ее распоряжении имеется две квартиры, т.е., одна, которая была куплена в 2005г.

и уже предлагалась заявителю, и другая квартира, жилой площадью 75,6 квадратных метра. Заявитель мог выбрать любую из их. Он снова отклонил предложение, утверждая, что он имел право на квартиру большей жилой площадью.

ПРАВО

I. ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ НАРУШЕНИЕ СТАТЬИ 6 КОНВЕНЦИИ И СТАТЬИ 1 ПРОТОКОЛА № 1

14. Заявитель жаловался, что решение суда от 11 мая 2004г., оставленное без изменения 21 июля 2004г., осталось неисполненным. Суд считает, что эта жалоба подпадает под рассмотрение по Статье 6 § 1 Конвенции и Статье 1 Протокола № 1 (смотри Burdov v. Russia, № 59498/00, § 26, ECHR 2002-III). Соответствующие части этих норм гласят следующее:

Статья 6 § 1

“Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях … имеет право на справедливое … разбирательство дела в разумный срок … судом …”

Статья 1 Протокола № 1

“Каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права…”

A. Приемлемость

15. Суд отмечает, что жалоба не является явно необоснованной по смыслу Статьи 35 § 3 Конвенции. Суд далее отмечает, что она не является неприемлемой и по любым другим основаниям. Она, следовательно, должна быть объявлена приемлемой.

B. По существу

16. Правительство утверждало, что решение суда от 11 мая 2004г., оставленное без изменения 21 июля 2004г., осталось неисполненным ввиду того, что у Администрации города Костромы не было в распоряжении жилья или финансовых средств, и поскольку были сложные меж бюджетные отношения. Кроме того, заявитель отклонил ряд предложений, тем самым задерживая исполнительное производство.

17. Заявитель утверждал, что предложения Администрации и близко не подпадали под требования, установленные в решении суда от 11 мая 2004г.

18. Суд отмечает, что 11 мая 2004г. заявитель получил решение суда в свою пользу, по которому ему и членам его семьи должна быть предоставлена квартира. Решение было оставлено без изменения по кассационной жалобе, и вступило в силу 21 июля 2004г. Оно не исполнено до сих пор. Таким образом, оно остается неисполненным без малого три года.

19. Суд часто устанавливал нарушения Статьи 6 § 1 Конвенции и Статьи 1 Протокола № 1 в делах, поднимающих вопросы подобные в настоящем деле (смотри Malinovskiy v.

Russia, № 41302/02, § 35 и последующие, ECHR 2005; Teteriny v. Russia, № 11931/03, § 41 и последующие, 9 июня 2005; Gizzatova v.

Russia, № 5124/03, § 19 и последующие, 13 января 2005; Burdov, процитировано выше, § 34 и последующие, ECHR 2002-III).

20. Рассмотрев представленный ему материал, Суд отмечает, что Правительство не выдвинуло какой-либо факт или аргумент, способные убедить Суд придти к другому выводу в настоящем деле. Суд отмечает, что решение не было исполнено, поскольку у должника не было доступного жилья или финансовых средств для покупки квартиры.

Тем не менее, Суд повторяет, орган государства-ответчика не волен ссылаться на недостаточное финансирование в оправдание неуплаты долга, как например, жилье, установленного вступившим в силу решением суда (смотри Malinovskiy v. Russia, № 41302/02, § 35, 16 июня 2005; Plotnikovy v. Russia, № 43883/02, § 23, 24 февраля 2005).

Предполагается, что та или иная задержка исполнения судебного решения при определенных обстоятельствах может быть оправдана. Однако, задержка не может быть такой, что нарушала бы саму суть права, гарантируемого Статьей 6 § 1 Конвенции.

Заявитель не должен был быть лишен возможности извлечь выгоду из решения суда на основании предполагаемых финансовых трудностей Государства (смотри Burdov, процитировано выше, § 35).

Тот же принцип относится к трудностям, испытываемые Государственной службой судебных приставов и сложностью меж бюджетных отношений (смотри Wasserman v. Russia, № 15021/02, § 38, 18 ноября 2004 и Chernyshov and Others v. Russia, № 10415/02, § 14, 28 сентября 2006).

21. Суд также не убежден, что заявитель способствовал задержкам в исполнительном производстве, отклоняя предложения Администрации. В трех случаях заявитель отказался принять квартиры, которые не отвечали требованиям, установленным в решении суда от 11 мая 2004г. Согласно решению суда от 11 мая 2004г.

заявитель и три члена его семьи имели право на квартиру, отвечающую установленным санитарным нормам. 14 ноября 2006г. районный суд подтвердил право заявителя на квартиру жилой площадью не менее 82 квадратных метров. Предложения администрации не отвечали этим требованиям.

Внутренние органы государственной власти признали, что заявитель правомерно отклонил предложения Администрации (смотри пункт 12 выше). Суд считает, что заявитель не может быть обвинен в отказе от предложений меньших, на которые он имел право по решению суда от 11 мая 2004г., оставленное без изменения 21 июля 2004г.

(сравни Kornev v. Russia, № 26089/02, § 40, 28 сентября 2006).

22. Суд считает, что не исполняя в течение нескольких лет вступившее в силу решение суда в пользу заявителя, внутренние органы государственной власти подорвали сущность его права на суд, и препятствовали ему получить квартиру, которую он разумно ожидал получить.

23. Соответственно, было нарушение Статьи 6 Конвенции и Статьи 1 Протокола № 1.

II. ПРИМЕНЕНИЕ СТАТЬИ 41 КОНВЕНЦИИ 24. Статья 41 Конвенции предусматривает:

“Если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне.”

A. Ущерб

25. Заявитель требовал 50 000 евро, что касается морального вреда.

26. Правительство утверждало, что требование заявителя было чрезмерным и неразумным.

27. Суд повторяет, что в настоящем деле Суд установил нарушение Статьи 6 § 1 Конвенции и Статьи 1 Протокола № 1 в том, что решение суда в пользу заявителя не было исполнено.

Суд напоминает, что наиболее подходящая форма возмещения, что касается нарушения Статьи 6, поставить заявителя в такое положение, в котором он бы находился, если бы требования Статьи 6 не были нарушены (смотри Piersack v. Belgium (Статья 50), постановление от 26 октября 1984, Серия А № 85, стр. 16, § 12, и, mutatis mutandis, Gencel v.

Turkey, № 53431/99, § 27, 23 октября 2003). Суд считает, что в настоящем деле этот принцип также применим, учитывая установленные нарушения (сравни Poznakhirina v. Russia, № 25964/02, § 33, 24 февраля 2005). Неисполненная обязанность государства исполнить решение суда в пользу заявителя не оспаривается.

Суд, следовательно, считает, что Государство должно обеспечить соответствующими средствами исполнение решения суда от 21 мая 2004г., оставленное без изменения по кассационной жалобе 21 июля 2004г.

28. Суд далее считает, что заявитель понес страдания и расстройства, вытекающие из неисполнения органами государственной власти решения суда в его пользу.

Суд принимает во внимание важные аспекты, как например, длительность неисполнения и природу присужденного, и делая оценку на справедливой основе, присуждает заявителю 2 300 евро, что касается морального вреда, плюс любой налог, который может быть начислен на вышеуказанную сумму.

В. Судебные расходы и издержки

29. Заявитель не представил каких-либо требований о судебных расходах и издержках, понесенных во внутренних судах и Европейском Суде.

30. Соответственно, Суд ничего не присуждает по этому основанию.

C. Процентная ставка за просрочку платежа

31. Суд считает, что процентная ставка при просрочке платежей должна быть установлена в размере предельной годовой процентной ставки по займам Европейского центрального банка и плюс три процента.

НА ЭТИХ ОСНОВАНИЯХ СУД ЕДИНОГЛАСНО

1. Объявляет жалобу приемлемой;

2. Постановил, что имело место нарушение Статьи 6 Конвенции и Статьи 1 Протокола № 1;

3. Постановил,

(a) что государство-ответчик в течение трех месяцев со дня вступления постановления в законную силу в соответствии со Статьей 44 § 2 Конвенции обязано, приняв соответствующие меры, обеспечить исполнение решения внутреннего суда в пользу заявителя, и выплатить заявителю 2 300 евро (две тысячи триста евро) в качестве морального вреда, конвертированные в российские рубли на день выплаты, а также любой налог, который может быть начислен;

(b) что по истечении вышеупомянутых трех месяцев, на присужденные суммы подлежит начислению простой процент в размере предельной годовой процентной ставки по займам Европейского центрального банка и плюс три процента;

4. Отклоняет остальные требования заявителя о справедливой компенсации.

Совершено на английском языке и уведомление о Постановлении направлено в письменном виде 12 июля 2007 года в соответствии с §§ 2 и 3 Правила 77 Регламента Суда.

Soren NIELSEN                                 Christos ROZAKIS

Секретарь Секции Суда                   Председатель Палаты

Это постановление суда по данному делу вступит в силу в порядке, установленном Статьей 44 § 2 Конвенции. Оно может быть подвергнуто только редакционной правке.

страница || Договора || Поиск || Другие сайты

Источник: http://hrlibrary.umn.edu/russian/euro/Rlykovcase.html

Решение обжалованию не подлежит!

Как получить решение суда, если районный суд задерживает?

И хотя Латвия – не Америка, где очень любят судиться, но и мы семимильными шагами приближаемся к этому образцу. Латвийцы поняли, что во многих ситуациях суд – это их последняя надежда на справедливость. Однако судиться в обычном порядке бывает долго и дорого. Мы решили узнать, что такое третейский суд и в каких ситуациях он помогает.

Во многих странах имеется альтернатива государственному суду – третейский суд, решения которого признаются государством. Подробнее о третейском суде и о конфликтах, которые он разбирает, нам рассказал основатель и председатель Рижского третейского суда Юрий Никульцов.

Найдите пять отличий

– Чем третейский суд отличается от любого государственного суда Латвии?

– Первое отличие от государственного суда в том, что третейские суды могут рассматривать далеко не все споры. Второе отличие заключается в том, что решение третейского суда окончательное и обжалованию не подлежит. Третье отличие – в сроках судебных разбирательств.

Рассмотрение спора в третейском суде занимает в среднем до двух месяцев, а в государственном суде разбирательство может длиться и три года, а иногда и пять лет. И последнее: для того, чтобы дело рассматривалось в третейском суде, стороны должны договориться об этом и их договор должен быть письменно закреплен.

А для того, чтобы спор решался в государственном суде, никаких предварительных договоренностей не требуется.

Мы сможем вам помочь!

– Какие именно споры решает третейский суд?

– Исключительно гражданско-правовые, то есть споры, которые касаются денег, имущества, оспаривания сделок. Самыми частыми причинами для обращения в третейский суд являются споры по поводу невозврата или неполного возврата долга, споры между потребителем и исполнителем услуги, хозяином жилья и арендатором.

Хочу заметить, что мы не можем, к примеру, выселить нечестного жильца из квартиры или дать такое распоряжение представителям власти. Но мы можем рассмотреть спор о взыскании долга по арендной плате с тем, чтобы должник оплатил все счета. Мы не можем заставить фирму, которая делала у вас ремонт, переделать его качественно.

Но мы можем понять, во сколько оценивается ущерб от плохо выполненного ремонта, и судебным решением обязать ответчика его оплатить. Вот пример нашей работы: допустим, человек подписал договор об аренде квартиры на год, но через два месяца хозяин квартиры решил продать свое жилье, а квартиранта выгнать на улицу.

Мы не сможем запретить владельцу жилья сделать это, но арендатор через наш суд сможет требовать у ответчика оплатить материальные потери. Например, ему пришлось переехать в такую же квартиру, аренда которой на 100 евро дороже, чем была.

Значит, он может требовать у владельца квартиры 1000 евро в качестве компенсации за те 10 месяцев, что ему пришлось прожить в более дорогой квартире… Также в компетенции третейского суда вынести решение о том, чтобы сосед вернул вам долг. Но если долг связан с алиментами, то мы ничем не сможем помочь.

Особое внимание хочу обратить на то, что закон запрещает третейскому суду решать трудовые споры, которые возникают между работодателем и работником. Этот запрет действует, даже несмотря на то, что в трудовых договорах часто написано, что подобные споры решаются именно в третейском суде.

Быстро и четко

– Вы сказали, что рассмотрение дела в третейском суде проходит довольно быстро, максимум – за три месяца. Этот срок отсчитывается с момента подачи документов?

– Именно так. Как правило, процесс рассмотрения спора в третейском суде занимает пять-шесть недель, столько времени проходит с момента подачи иска до вынесения окончательного решения. В государственном суде процесс занимает гораздо больше времени, даже если ответчик не станет обжаловать решение суда первой инстанции.

Судите сами: иск малого размера (до 2500 евро) Рижский районный суд может рассматривать в течение примерно девяти месяцев. Если рассмотрение идет в любом другом городе Латвии, то этот срок ограничивается шестью месяцами.

Если одна из сторон спора решит оспорить сначала решение районного суда, а затем и окружного, то судебные тяжбы могут затянуться на срок от двух до пяти лет. И это не преувеличение, а привычная практика.

Отличие третейского суда от государственного заключается еще и в том, что ни одна из сторон не имеет возможности затягивать рассмотрение дела даже по причине своей болезни. Если ответчик заболевает и дело рассматривается в государственном суде, то судья имеет право перенести заседание на месяц, два, а то и полгода.

Бывали случаи, когда слушание переносилось сразу на год. Третейский суд действует иначе, мы стараемся переносить заседания суда из-за болезни одной из сторон на максимально короткий срок – на неделю, максимум 10 дней.

А если в деле нет объяснения, по какой причине ответчик не явился на суд, то можем рассмотреть дело без него и без его представителя.

Обжалованию не подлежит!

– Вы сказали, что решение третейского суда обжалованию не подлежит. То есть государство никоим образом не вмешивается в решения третейского суда?

– Решение третейского суда является окончательным, поэтому даже если одна из сторон будет им недовольна и захочет его оспорить в каком-то из государственных судов, то у нее не будет на это законной возможности. Постановление третейского суда для сторон является обязательным и подлежит исполнению в добровольном порядке в срок, установленный постановлением.

Но если ответчик проиграл, то он может в течение десяти дней добровольно исполнить решение суда. Если ответчик не хочет добровольно исполнить решение суда, то после получения исполнительного листа к делу приступают судебные исполнители.

Так как мы рассматриваем исключительно гражданско-правовые споры, то дело всегда идет о деньгах, которые следует взыскать с проигравшей стороны. Взыскиванием средств занимаются судебные исполнители, но для того, чтобы они приступили к работе, нужен исполнительный лист. Третейский суд не имеет права выдать истцу исполнительный лист.

Поэтому истец, получив от нас решение суда, обращается в районный суд и получает от него исполнительный лист, с которым затем идет к судебному исполнителю.

Районный суд, прежде чем выдать исполнительный лист, проводит проверку с целью обнаружить, не было ли нарушений в третейском процессе решения спора. Но сам спор он заново рассматривать не будет.

■ Решение может затронуть права или интересы лица, которое не является участником договора о третейском суде;

■ Если хотя бы одной стороной является государственное учреждение или учреждение самоуправления,

■ Если решение связано с внесением изменений в регистр записи актов гражданского состояния;

■ В спорах о правах, обязанностях или интересах лиц, состоящих под опекой или попечительством;

■ В спорах об учреждении, изменении или прекращении вещного права в отношении недвижимой собственности, если участником спора является лицо, для которого по закону ограничены права на приобретение в собственность, владение или пользование недвижимых вещей;

■ В спорах о выселении лиц из жилых помещений;

■ В спорах о правах и обязанностях лиц, объявленных до принятия постановления третейского суда неплатежеспособными.

■ Третейский суд не имеет права решать вопрос о разводе, алиментах, определении места жительства ребенка и т. д.

Об оплате

– Кто платит за рассматривание дела в третейском суде?

– Истец. Но хочу заметить, что за рассмотрение дела в государственном суде тоже платит истец. Однако некоторые споры, например, о размере средств содержания, об определении места жительства ребенка, между работодателем и работником государственный суд рассматривает бесплатно.

Рассмотрение споров в третейском суде всегда происходит за плату. Если истец выигрывает, то ответчик обязан возместить ему судебные расходы. Он либо по мировому соглашению их оплачивает, либо мы вносим эту сумму в решение о взыскании долга, и судебный исполнитель взыскивает деньги.

– Где дешевле рассмотреть дело: в третейском суде или в государственном?

– Я бы сказал так, что если мы говорим о суде одной инстанции, то малые иски дешевле рассматривать в государственном суде, рассмотрение исков среднего размера стоит примерно одинаково, иски крупного размера дешевле рассматривать в третейском суде. Приведу пример.

В государственном суде иск на сумму до 2134 евро рассматривается за 15% от суммы иска, то есть за 320 евро. В третейском суде рассмотрение исков на сумму до 5000 евро стоит 425 евро (без НДС), то есть на 105 евро дороже.

Сумма пошлины за рассмотрение спора зависит от суммы иска, чем больше сумма иска, тем больше пошлина.

Важные моменты

– Даете ли вы ответчику знать о том, что против него подан иск?

– Конечно! Получив исковое заявление, мы в обязательном порядке оповещаем об этом ответчика. В течение 14 дней он обязан либо подготовить свои возражения к иску и задокументировать их, либо согласиться с иском и пойти на мировую с истцом.

Если ответчик не хочет идти на мировую, то присылает нам свое видение дела и доказательства этого. В течение следующих 14 дней мы обязаны выслать двум сторонам информацию о составе суда и дате рассмотрения дела.

Само заседание происходит быстро – в течение одного дня.

– Чем еще третейский суд отличается от обычного?

– Например, тем, что по договоренности с ответчиком он может проходить не только на латышском, но и на русском языке, либо на других языках, так как у нас много судей, владеющих разными иностранными языками.

Есть и другие отличия. Государственный суд в большинстве случаев является открытым процессом, то есть любой человек может на него прийти и услышать то, что обе стороны не хотели бы предавать огласке.

Третейский суд всегда закрытый, конфиденциальность сторонам гарантирована.

Лица, не являющиеся участниками процесса (к примеру, журналисты, представители конкурентов), могут присутствовать на заседаниях исключительно с согласия обеих сторон.

Третье отличие: судебный процесс в третейском суде может быть как устным, так и письменным. Если стороны выбирают письменный процесс, то им не обязательно на него являться. А еще Рижский третейский суд предлагает уникальную возможность – разрешать споры, используя видеоконференцию!

– В каких случаях вы будете обращаться к помощи государственных организаций?

– Когда требуется их помощь, например, при проведении экспертизы подписи.

Истории третейского суда

Юрий Никульцов рассказал о нескольких ситуациях, которые были разрешены в Рижском третейском суде.

■ Собственник квартиры сдавал студенту квартиру. Между сторонами был заключен договор по найму жилых помещений. Студент первые три месяца оплачивал коммунальные услуги и не задерживал арендную плату. Но через некоторое время прекратил платить.

Хозяин квартиры расторгнул договор, попросил студента выехать из квартиры и оплатить все долги. Студент из квартиры выехал, но долги не оплатил, заявил, что на это нет средств. Хозяин жилья подал иск в третейский суд по взысканию долга. Суд в течение одного месяца вынес решение о взыскании долга.

Судебный исполнитель быстро и беспрепятственно взыскал задолженность с молодого человека.

■ Два товарища заключили договор займа, по нему один человек дал другому на развития бизнеса 10 000 евро, с условием, что заем будет возвращен через пять лет. Но в срок деньги возвращены не были, заемщик объяснил, что бизнес не удался и денег нет.

При заключении договора стороны договорились споры решать в Рижском третейском суде, поэтому от пострадавшего было подано исковое заявление с просьбой взыскать задолженность. После получения уведомления о возбуждении гражданского процесса ответчик высказал желание заключить с истцом мировое соглашения с графиком погашения задолженности.

В результате ответчик получил время, чтобы погасить задолженность, а истец – судебное решение. Если ответчик нарушает его, то у истца есть право взыскать долг принудительно через судебного исполнителя.

■ Между человеком и руководством гаражного кооператива был заключен договор об оплате членских взносов. Также в договоре были прописаны правила использования территории кооператива. Позже между этим лицом и руководством кооператива возник конфликт по поводу правил использования территории и гаража.

Вследствие чего человеку заблокировали электронный ключ от ворот, и он не мог попасть к своему гаражу. Пострадавший подал исковое заявление в Рижский третейский суд с просьбой установить права использования гаража и прекратить неправомерные действия кооператива.

Третейский суд установил, что кооператив не имеет права препятствовать в использовании гаража и обязан выполнять условия договора – то есть выдать электронный ключ члену кооператива.

■ Пенсионерка заказала фирме изготовление кухни. Был оформлен соответствующий договор, женщина заплатила задаток в размере 1100 евро. Но прошло много времени, а кухня так и не была сделана.

Женщина много раз звонила в фирму, требовала либо вернуть деньги, либо выполнить заказ, но ее только кормили «завтраками». Ей это надоело, и она решила обратиться за помощью в третейский суд, как и было предусмотрено договором.

Судом было вынесено решение взыскать задаток с ответчика, а также расходы пенсионерки на рассмотрение дела в третейском суде. В результате ответчик заключил с пенсионеркой мировое соглашение и без привлечения судебного исполнителя вернул ей задаток и оплатил расходы на суд.

К слову: если бы женщина обратилась за помощью в Центр защиты прав потребителей, то он бы не смог заставить ответчика вернуть ей деньги. Только наложить на него штраф за неисполнение договора.

■ Женщина заказала фирме установку пяти окон. Был заключен договор, в котором имелась оговорка, что споры между клиентом и заказчиком решает третейский суд.

Это очень помогло женщине, когда она поняла, что установив всего два окна, фирма решила, что закончила работу. Попытки решить ситуацию и добиться установки еще трех окон ни к чему не привели, фирма не собиралась выполнять свои обязательства.

Женщина обратилась в третейский суд и выиграла дело. Ответчик будет обязан вернуть ей деньги за три так и не установленных окна.

По всем вопросам о третейском судопроизводстве можно обращаться в канцелярию Рижского третейского суда по телефону 67365100 или по адресу ул. Бирзниека-Упиша, 18–7, Рига, LV-1050.

Ольга ВАХТИНА,
olga.vahtina@mk-lat.lv

Источник: https://rus.timeline.lv/raksts/novosti/2090-reshenie-obzhalovaniyu-ne-podlezhit

Порядок отбора кандидатов на должность судьи районного суда

Как получить решение суда, если районный суд задерживает?

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи районного суда

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статья 119) и Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (статья 4) судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации:

– имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;

– не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

– не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

– не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

– не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

– не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии вышеуказанным требованиям судьей районного суда может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях; в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Отбор кандидатов на должность судьи районного суда

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (экзаменационные комиссии).

Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Любой гражданин, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы, перечисленные в части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему требуемые документы и их копии.

Квалификационный экзамен на должность судьи районного суда принимается экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются документы, указанные в статье 6 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности представленных документов и сведений.

При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности представленных ими документов и сведений, а также с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки представленных документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей.

Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи районного суда немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом Президенту Российской Федерации и лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.

В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.

Порядок наделения судей районного суда полномочиями

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судьи районного суда назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей районного суда либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», за исключением требования о наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

В случае выявления факта назначения на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей районного суда предельного возраста пребывания в должности судьи (70 лет), а в случае досрочного прекращения полномочий – не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Источник: https://www.mos-gorsud.ru/rs/izmajlovskij/info/new-judge

Консультант закона
Добавить комментарий