Как поступить в таком случае

Как восстановиться в вузе после отчисления: разбор причин, прав, возможностей студента

Как поступить в таком случае

Большинство абитуриентов уверено: самое главное – поступить в университет. А там само как-нибудь. На самом деле статистика показывает, что 95% отчислений происходит на первых двух курсах именно потому, что студент слишком расслабился.

Давайте разберем более подробно, по каким причинам чаще всего отчисляют, через сколько лет можно восстановиться в вузе/колледже/институте/университете и как же бедным студентам вернуться в «альма матер», восстановив утерянный статус.

Причины отчисления

Как бы то ни было, отчисление – первый серьезный неприятный опыт любого учащегося. Оно становится огромной неожиданностью, хотя часто все к этому вело: систематические пропуски, нарушения установленных вузом правил и так далее. Есть и другие причины, которые приводят к потере места в университете.

Уважительные причины

В это сложно поверить, но есть студенты, которые добровольно прерывают обучение, решив отправиться в вольное плаванье. А кто-то уже на последних курсах понимает, что выбрал не ту специализацию. Есть и те, кому просто не хватает финансовых средств на оплату учебы.

отличительная черта уважительных причин для отчисления – заявление на отчисление по собственному желанию. И у таких студентов есть возможность восстановиться в институте/вузе в течение 5 лет с даты отчисления. Как правило, это предусмотрено уставом любого университета.

Однако восстановиться в институте до, а не после 5 лет в этом случае будет возможно только при соблюдении следующих нюансов:

  1. Имеются вакантные места на той же специальности и том же факультете, куда пытается восстановиться студент.
  2. У претендента на восстановление отсутствуют академические задолженности по предметам.

Федеральный закон “О высшем образовании” гарантирует учащемуся восстановление на ту уже форму обучения, с которой он был отчислен (при соблюдении всех прочих требований). Это значит, что при восстановлении бюджетник возвращается на бюджетную форму обучения, а «платник» снова будет вносить фиксированную сумму за каждый семестр.

Были случаи, когда в деканате убеждали студентов, что после добровольного ухода и речи не может идти о последующем восстановлении. Это не так: вы можете смело ссылаться на Федеральный закон, который действует по всей территории РФ.

Какие еще могут быть уважительные причины, чтобы можно было вернуться без проблем?

  • Командировка по работе,
  • академический отпуск,
  • отсутствие финансовых средств для оплаты контрактного обучения,
  • уход за несовершеннолетним ребенком или инвалидом,
  • состояние здоровья,
  • роды,
  • служба в армии.

Довольно большой список причин, которые позволяют взять небольшую отсрочку от учебы.

А вот как восстановиться в вуз после 5 лет? Да, собственно, никак. Если срок истек, придется либо заново поступать в выбранный вуз, либо идти по жизни дальше без заветного диплома.

Неуважительные причины

Можно ли восстановиться в институте/университете/вузе/колледже после отчисления, если это не было инициативой студента? Обычно, принуждение – это результат длительных и регулярных правонарушений. Кстати, пропуск на парах – одна из самых популярных причин отчисления. Так что будьте с этим осторожны.

Осталось лишь выяснить, какие правонарушения могут привести к такому неприятному итогу. Это могут быть:

  • неаттестация по 80% предметам и более;
  • несдача 3-х и более экзаменов во время сессии.

Как правило, преподаватели дают студентам возможность подтянуть хвосты. Но если студент не справляется с задачей или не укладывается в установленные сроки, ректор подписывает «письмо счастья» – свидетельство окончания студенческой жизни студента.

К такому итогу приводят: плохое обучение, регулярное отсутствие на парах, нарушение устава вуза или общежития, нарушение элементарных правил поведения, неуважительное отношение к преподавательскому составу. Впрочем, есть много причин, почему отчисляют студентов из университета.

Как можно восстановиться в таком случае в вузе/колледже/институте/университете? Для этого необходимо знать свои права. Но всегда нужно помнить, что жизнь продолжается, даже если вас отчислили. Здесь стоит жить так же, как если бы не поступил в вуз.

Права и возможности студентов после отчисления

После отчисления из вуза можно восстановиться не только в свой, но и в другой вуз/колледж/институт/университет с той же аккредитацией.

После выхода ректорского приказа студенту на руки выдают официальную справку по форме о неоконченном высшем образовании. На основании этого документа можно зачислиться на первый или другой курс другого учебного заведения. Но и для этого должен выполняться ряд условий:

  • наличие вакантных мест,
  • подача заявлений только на начало учебного года.

В противном случае теряется еще один год.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Можно ли восстановиться в другом или своем вузе на бесплатное отделение в университет, если отчислили из института по неуважительной причине? К сожалению, нет. В этом случае возможно лишь дальнейшее обучение на платной основе.

Что делать, если вакантное место одно, а претендентов на восстановление несколько? В этой ситуации деканат проводит конкурс, отбирая лишь самого достойного кандидата.

Решение будет принято специальной аттестационной комиссией, которую собирают именно на такой случай. Комиссия в индивидуальном порядке будет оценивать уровень знаний каждого претендента.

Другие студенты должны будут искать другое место или снова ждать освобожденного места.

Если у студента будут задолженности по предметам, ни о каком восстановлении не может быть и речи! Сперва придется закрыть задолженности, затем можно просить деканат как можно скорее восстановить учащегося, дав допуск к занятиям.

Как восстановиться в институт на заочное после отчисления

Если студенту сообщили, что его ждет отчисление, есть небольшая хитрость, которой он может воспользоваться и продолжить учебу. Для этого достаточно осуществить переход на заочную форму, если до этого вы обучались на дневной.

Не стоит паниковать и расстраиваться раньше времени. У заочной формы есть масса скрытых преимуществ:

  1. Не придется покидать университет и ждать год для восстановления.
  2. Не придется заново сдавать вступительные экзамены.
  3. Есть возможность обучаться на той же специальности, которая была выбрана изначально.
  4. Можно работать с тем же преподавательским составом.
  5. Стоимость обучения на заочном гораздо ниже, чем на дневном платном.

Подведем итоги

Теперь давайте систематизируем и соберем вместе всю полученную информацию:

  1. В какой срок можно восстановиться в вузе? Начиная со следующего года до пяти лет с момента отчисления. Если вас мучает вопрос, можно ли восстановиться в институте через 10 лет, то ответ отрицательный. Для этого придется заново сдавать вступительные экзамены и проходить все курсы заново.
  2. Сколько стоит восстановиться в вузе? Эта процедура бесплатная. Единственный нюанс: если вас отчислили с бесплатного дневного отделения, а восстановиться вы хотите на заочное, то придется оплачивать стоимость заочного обучения.
  3. Как восстановиться на целевое направление в вуз? Только если студентка (или студент) сама забрала документы из института, она может восстановиться в течение пяти лет на свою специальность на ту же форму обучения, с которой ушла по собственному желанию (бюджетники на бюджет, платники на платное).
  4. В какое время можно восстановиться в вузе? Делать это нужно к началу учебного года, иначе придется снова ждать год, чтобы продолжить обучение.
  5. Могу ли я восстановиться в институте/колледже на бесплатное, если меня отчислили по неуважительной причине? Нет, к сожалению. Отчисленным бюджетникам навсегда придется забыть о бесплатном образовании, они потеряли свой шанс.
  6. Что еще является уважительной причиной, кроме собственного желания? Командировка по работе, академический отпуск, отсутствие финансовых средств для оплаты контрактного обучения, уход за несовершеннолетним ребенком или инвалидом, состояние здоровья, роды, служба в армии.
  7. Что нужно для отчисления по собственному желанию? Для этого достаточно будет всего лишь написать заявление на имя ректора с указанием причины. По возможности лучше приложить дополнительные документы (например, справку о доходах, которые не позволяют и далее оплачивать учебу).

И последнее: никогда не робейте перед походом в университет и рассказать о своей ситуации, даже если после отчисления прошло 13 лет. В деканате всегда найдется кто-то, кто посоветует, как поступить.

А чтобы не доводить до такой крайней степени, лучше всегда иметь под рукой надежных помощников, у которых всегда можно заказать контрольную, курсовую или другой вид работ на привлекательных условиях!

Источник: https://zaochnik-com.ru/blog/kak-vosstanovitsya-v-vuze-posle-otchisleniya-razbor-prichin-prav-vozmozhnostej-studenta/

Кто, как и когда может поступить в штудиенколлег

Как поступить в таком случае

Ежегодно тысячи студентов из стран СНГ, решивших поступать в Германию, начинают свой путь к знаниям через штудиенколлег. В этой статье мы расскажем о том, кто и когда имеет право поступать в штудиенколлег, а также что для этого нужно.

 О штудиенколлегах мы уже упоминали ранее в наших предыдущих статьях (тыц, клац, тап).

Однако, как показывает практика, у многих наших читателей оставались вопросы после их прочтения, поэтому мы решили написать ещё один материал с максимальным количеством сухого остатка информации.

Кто может поступать в штудиенколлег?

В штудиенколлег могут поступать исключительно люди, не имеющие оконченного высшего образования у себя на родине или (в отдельных случаях) отучившиеся в отечественном вузе не более одного учебного года, который можно было бы подтвердить соответствующей академической справкой. Несмотря на это, бывают редкие исключения, когда люди поступают в штудиенколлег и при других условиях — иначе было бы скучно. Такими исключениями являются:

  • недостаточный уровень немецкого языка абитуриента (в таком случае его могут отправить на DSH-курс в штудиенколлеге) и
  • недостаточная компетенция членов приёмной комиссии, которые не знаю, что делать с бумажками со смешными кириллическими буквами, даже если они и переведены на немецкий язык.

Избежать первой ситуации можно, дотянув уровень немецкого до необходимого на языковых курсах дома или в Германии, а второй — оспорив решение приёмной комиссии в письменной форме. Условия поступления в штудиенколлег варьируют от страны к стране. Ниже приведены условия для некоторых из них.

На момент написания статьи абитуриенты могут поступить в штудиенколлег, если у них имеется в наличии:

Украина

  1. Школьный аттестат с отличием/медалью.
  2. Школьный аттестат школы с углублённым изучением немецкого языка.
  3. Школьный аттестат без отличия, выданный после 2012 года включительно.
  4. Законченный один курс университета при наличии:
    1. Школьного аттестата, выданного до 2012 года и не попадающего под пункты 1 и 2.
    2. Диплома молодого специалиста.
    3. Диплома квалифицированного работника.

Россия, Казахстан

  1. Школьный аттестат с отличием/медалью.
  2. Школьный аттестат школы с углублённым изучением немецкого языка.
  3. Школьный аттестат без отличия, выданный после 2015 года включительно.
  4. Законченный один курс университета при наличии:
    1. Школьного аттестата, выданного до 2015 года и не попадающего под пункты 1 и 2.
    2. Диплома ПТУ.
    3. Диплома среднего спец. училища.

Беларусь

  1. Школьный аттестат с отличием/медалью.
  2. Аттестат Национального гуманитарного лицея имени Якуба-Коласа в городе Минск.
  3. Законченный один курс университета при наличии:
    1. Школьного аттестата, выданного до 2015 года и не попадающего под пункты 1 и 2.
    2. Диплома ПТУ.
    3. Диплома среднего спец. училища.

Абитуриенты из Молдовы могут поступать сразу в штудиенколлег после школы уже с 2001 года, а для большинства остальных стран постсоветского пространства правила одинаковые: есть аттестат с отличием — можно сразу поступать, нет — надо учиться год в университете. Подробнее можно узнать в базе данных anabin. При этом следует обратить внимание на то, что имеет значение только страна школы, аттестат которой вы получили, а ваша собственная национальность не играет никакой роли.

Когда можно поступить в штудиенколлег?

Набор в большинство штудиенколлегов (но не во все!) проводится два раза в год, на зимний и на летний семестр. Обычно сроки подачи документов в штудиенколлег не отличаются от университетстких: с 15 мая по 15 июля для зимнего и с 15 декабря по 15 января для летнего семестров соответственно.

Бывают исключения, когда иностранцев просят подать документы за несколько месяцев до начала «немецких» сроков подачи документов.

Впрочем, чем раньше вы отправите документы, тем лучше для вас — зачастую штудиенколлегам требуется около шести недель для того, чтобы вынести положительное или отрицательное решение по вашим документам.

Планируя ваше поступление, советуем заранее обратить внимание на то, насколько запрашиваемые тем или иным штудиенколлегом сроки подачи документов вам подходят: практика последних лет показала, что пока штудиенколлег/уни-ассист не получит полный пакет бумаг, рассмотрение документов не начнётся. В частности, если вы находитесь в выпускном классе, вы можете не успеть получить и перевести аттестат к крайнему сроку подачи документов во многие из существующих на сегодняшний день государственных штудиенколлегов. Выбрать правильный штудиенколлег — это искусство, требующее многих часов поиска, звонков и электронных писем в случае, если вы решите выбирать штудиенколлег своими силами. Однако от правильности выбора многое зависит, ведь в этом месте вам или вашему ребёнку предстоит провести целый год, и во многом впечатление от Германии будет зависеть именно от этого первого года.

При этом стоить учесть, что штудиенколлег штудиенколлегу рознь. Эти учебные заведения делятся на частные (платные) и государственные, а также на штудиенколлеги от ФХ (фаххохшуле) и университетов.

 Стоимость года учёбы в частном штудиенколлеге составляет от пяти тысяч евро за академический год.

В государственном штудиенколлеге учёба бесплатная, если не считать обязательный семестровый студенческий взнос, который составляет от 200 до 400 евро/семестр.

Если с отличием частный-государственный всё понятно, то разницу между вторым качеством стоит описать детальней.

Существуют штудиенколлеги, которые не позволят вам учиться в университете — только в ФХ (в чём разница между университетом и ФХ мы писали ранее), что может устроить некоторых абитуриентов, но стать неприятным сюрпризом для других.

Также есть штудиенколлеги, которые могут быть как ФХ, так и университетскими и менять свою функцию в зависимости от того, подаёте вы в них документы через ФХ или университет соответственно.

Как подавать документы в штудиенколлег

Для поступления в штудиенколлег вам понадобятся:

  1. Школьный аттестат или его заменитель, идентичный натуральному (например, диплом среднего проф. училища, см. выше).
  2. Справка о сданном вступительном экзамене в вуз (например, ЕГЭ, ЗНО или аналогичные — если имеется).
  3. Академическая справка из вуза (если имеется).
  4. Справка, подтверждающая владение языком на уровне не ниже B1 (зависит от требований конкретного коллега и может доходить в отдельных случаях до С1).
  5. В отдельных случаях — биография, мотивационное письмо, скан первой страницы загран паспорта, фотография, справка о тесте на проф. ориентацию и так далее.

Имея все эти документы на руках, вы можете приступать к подаче документов.

Подача документов в большинство государственных штудиенколлегов осуществляется не напрямую. Для начала вам нужно выбрать университет, за которым этот штудиенколлег закреплён, а после проделать такие действия:

  1. Изучить сроки подачи документов в коллеге и в университете — придерживаться придётся и тех, и других.
  2. Ознакомиться со списком документов, которые требует университет от поступающих на выбранную вами специальность.
  3. Ознакомиться с процедурой подачи документов в университет. Если подача документов происходит при помощи uni-assist, то нужно особенно поспешить с пересылкой. Например, воспользоваться службой экспресс-доставки или заблаговременно переслать документы вашим знакомым в Германии (или нам).
  4. Подать документы, ждать ответа.

В случае, если вы всё сделаете правильно, вы получите от штудиенколлега приглашение на вступительный экзамен. Если вы подаёте документы в несколько вузов (а мы советуем именно так и поступать), то обращайте внимание на даты экзаменов.

Уже на этапе выбора штудиенколлегов можно выбрать такие, у которых экзамены будут идти друг за другом в течение одной или нескольких недель, что позволит вам сэкономить время и деньги на то время, пока вы будете находиться в Германии в состоянии неопределённости и ожидания ваших результатов.

 Стоит отметить, что среди государственных штудиенколлегов бывают исключения, и документы в них нужно подавать напрямую, как, собственно, и во все частные.

После получения приглашения из штудиенколлега на вступительный экзамен вам нужно будет обратиться в ближайшее к вам немецкое консульство и на основании этого приглашения подать документы на студенческую национальную визу.

Если звёзды окажутся к вам благосклонны — вы получите визу за достаточное до сдачи экзамена время. В таком случае вы приезжаете в Германию, сдаёте экзамены, ждёте несколько дней результатов и, если результаты окажутся положительными, бронируете общежитие и приступаете к учёбе через несколько недель после. Если вы не успели получить национальную визу, у вас два варианта:

  • сдаться и попробовать в следующем семестре,
  • поехать сдавать экзамен с туристической визой несмотря на отдельный запрет так делать — иногда срабатывает. Однако в долгосрочной перспективе вам всё равно нужна будет национальная виза, поэтому посольство лучше тормошить.

Здесь стоит предупредить читателя, что обучение немецкому языку в Германии для иностранцев лимитировано двумя годами, и штудиенколлег входит в этот срок.

То есть, если вы уже посещали языковые курсы в Германии в течение года, вам будет категорически нельзя оставаться на второй семестр или заваливать в штудиенколлеге одну из сессий — не окончив заведение за год, у вас не будет возможности попробовать ещё раз!

Вторая опасность подстерегает вас при поступлении. Согласно немецкому законодательству, провалив экзамен в штудиенколлег два года подряд, вам будет запрещено пробовать поступить в третий раз.

 Это значит, что у вас больше не будет возможности учиться в штудиенколлеге, по крайней мере в этой жизни.

 Поэтому при поступлении вам стоит стараться изо всех сил и готовиться со всей ответственностью — конкурсы на место в Германии из года в год только растут и падать не планируют.

Вместо эпилога

Мы знаем на своём опыте, насколько сложным и непонятным может быть поступление в штудиенколлег на первых порах. Надеемся, что данная статья внесла немного ясности и помогла разобраться.

Если это так, вы можете рассказать о ней вашим друзьям. Если нет — оставляйте комментарии под статьей с вашими вопросами. Если же у вас есть срочные вопросы или нужна помощь с поступлением — напишите нам на info@studieren.

ru с темой письма «Хотим в штудиенколлег».

Кстати говоря, вы можете поддержать проект, подарив нашей редакции вайссбир с брецелем в качестве допинга для написания новых статей. Самых щедрых наших читателей ждёт приятный сюрприз 🙂

Источник: https://studieren.ru/studienkolleg-wer-wann-wie/

История студентки из России: поступить на медицину

Как поступить в таком случае

Schönen guten Tag всем читающим мой сегодняшний рассказ!

Наверняка вы приготовились услышать очередное повествование о переезде и начале новой жизни в Германии? В таком случае, забегая вперед, я немного разочарую, а заодно и заинтригую вас. В моей истории был переезд, и была учеба, да и начало новой жизни также имело место быть, куда же без этого, вот только на данный момент я продолжаю свое обучение на родине, в Московском университете.

Но вернемся к истокам, а именно, в 2015 год. Весной того года я закончила школу и готовилась к своему переезду в Германию. Безусловно, приготовления начались заранее, еще летом 2014. Мысль получать высшее образование за границей посещала меня довольно давно, и в 2014 году, за год до окончания школы, я обратилась за консультацией в одно из многочисленных агентств.

Мой выбор пал на Германию: привлек уровень медицинского образования (я будущий стоматолог), отсутствие платы на обучение, относительная близость к России, богатство культурного и исторического наследия страны.

Я поняла, что подходящий для меня вариант- начать обучение в Studienkolleg-е, а после его окончания поступить в университет на факультет Zahnmedizin. Единственной проблемой на тот момент оставался мой уровень знания немецкого языка, а точнее, его отсутствие.

Всю свой жизнь я довольно успешно изучала английский, французский, корейский языки, а вот германскую группу до этого я не рассматривала.

Однако мое желание было велико, поэтому встал вопрос о поиске интенсивных курсов немецкого языка. В разгаре был июнь 2014, а уже в апреле 2015, то есть, через 9 месяцев мне предстояло сдать экзамен на сертификат уровня немецкого языка В2.

Да, некоторые ВУЗы согласны рассмотреть документы абитуриентов и с сертификатом уровня В1, однако таких университетов гораздо меньше, а вступительный экзамен, который вам предстоит сдавать для зачисления в Коллег, рассчитан на знание немецкого минимум на уровне В2.

Учитывая также довольно высокую конкуренцию при поступлении, мне, вне сомнений, требовался именно сертификат В2.

С курсами немецкого языка мне повезло просто невероятно.

Скорее, даже не с курсами, а с чудесным преподавателем, с помощью которого (однако не без собственного упорства и труда) я добилась своей цели и в апреле 2015 с достоинством сдала экзамен на сертификат Гёте-Института В2.

Занятия начались 1 июля 2014 года, в течение двух летних месяцев я посещала курсы 5 дней в неделю по 4 астрономических часа в день. С наступлением сентября и учебных будней курсы я стала посещать по выходным, уже по 6 часов в день.

Приходилось совмещать подготовку к ЕГЭ, посещение автошколы, дополнительные занятия по французскому, английскому, но мои старания были вознаграждены. Кстати, обратите внимание, что сертификат Гёте-института С1 для поступления в большинство уже университетов Германии не годится (подойдёт Тест DaF или DSH).

Таким образом, весной долгожданный сертификат открыл мне дорогу к активному сбору необходимых пакетов документов. В сборе нужных бумажек и отправки заявлений в университеты нам помогало одно московское агентство, которое, я категорично не рекомендую.

Отобрав 5 университетов и отправив туда необходимые документы, я принялась терпеливо ждать приглашения. По иронии судьбы, именно в это лето бастовала немецкая почта. Дата записи в немецкое посольство приближалась, письма, на основании которых подается прошение на визу, не шли, ситуация накалялась.

Однако в конце концов, судьба сжалилась, и буквально за неделю до дня Х пришло одно из приглашений: из университета Дрездена (своего коллега у Дрездена нет, поэтому он посылает своих возможных будущих студентов учиться в Studienkolleg Лейпцига).

В конце августа я получила свою визу категории D, мне успели прийти остальные 4 приглашения, что означало, что все 5 университетов готовы пригласить меня на вступительные испытания для зачисления в Коллег. И в этот момент проявилась первая отрицательно-ложная информация от агентства, которое работало со мной.

«Специалист» объяснила, что несмотря на то, что на руках у меня имеются все 5 приглашений, сдавать экзамены я имею право только в том городе, название которого прописано в моей национальной визе, в моем случае это был Лейпциг. Также, она

добавила, что при входе в аудиторию, в которой проходит экзамен, у меня в обязательном порядке проверят наличие ОРИГИНАЛА школьного аттестата, который к тому времени я успела отдать в один из российских медицинских университетов, решив подстраховать себя на случай непредвиденных обстоятельств. Пришлось в срочном порядке брать штурмом деканат московского вуза и чуть ли не силой требовать отчисления.

Безусловно, на самом экзамене аттестат, даже его заверенная копия, мне не понадобился. Все, что требуют экзаменаторы- наличие действующей визы и приглашение от университета, будь оно оригинальным документом или сканом на экране смартфона. По жизни я- перестраховщик и довольно ответственный человек.

Всегда готовлю «запасные» варианты, готовлюсь заранее ко всему, что мне предстоит, и продумываю возможные трудности и пути их решения. И когда еще в Москве от меня прозвучал вопрос моему агенту на тему подготовки к вступительным испытаниям и уровня их сложности, меня заверили, что экзамен- всего лишь формальность, и не сдать его практически невозможно.

Для зачисления в Штудиенколлег Лейпцига претенденты М-курса сдают экзамен по немецкому и по математике.

К слову, в большинстве коллегов, например, в Мюнхене сдается лишь немецкий язык.

Я понимала и, скорее, подсознательно чувствовала какой-то подвох, поэтому для подготовки к экзаменам я тщательно прорешала примеры вступительных испытаний, которые были бережно вложены в конверт с приглашением от университета Дрездена-Коллега Лейпцига.

Кстати, такие примеры высылают не все университеты, так что я была очень благодарна заботливому Дрездену. Однако этого, безусловно, мало для полноценной подготовки. Экзамен по немецкому состоит из Lückentext-ов, успешное заполнение которых подразумевает наличие довольно обширного словарного запаса.

Так как язык я учила в кратчайшие сроки, я понимала, что именно обширности мне может не хватать, поэтому после завершение курсов уровня В2, я продолжила ходить на курсы С1, которые продолжались с апреля по август.

Также по совету своего преподавателя (ловите отличный лайфхак по изучению языков) я брала немецкие статьи из журналов вроде «Der Spiegel» и кропотливо переводила каждое непонятное слово, разбирая текст за текстом. Подготовка к экзамену по математике проходила не в таком напряженном режиме.

Недавно закончив школу, я прекрасно помнила весь пройденный материал, тем более, что школу я закончила с золотыми медалями по нескольким критериям (отличная учеба/победа в олимпиадах/высокие баллы по ЕГЭ). Поэтому мне достаточно было освежить свои знания. Хочу отметить, что в экзамен по математике включены не такие сложные задания, однако программа довольна обширна.

Здесь и интегралы, и пределы, и прогрессии, и производные. Не обходится и без заданий по геометрии, но они довольно просты для среднестатистического русского школьник: найти площадь/периметр треугольника/трапеции, рассчитать объем несложной трехмерной фигуры по известным данным, пользуясь одной-двумя формулами.

Сам экзамен прошел в довольно напряженном ритме, но в спокойной обстановке. Главный враг- время. Его действительно хватает тютелька-в-тютельку, поэтому действовать лучше не мешкая.

Во время работы по немецкому я еще раз мысленно поблагодарила себя и своего преподавателя за усердную работу, честно скажу, что мне было нелегко, даже при условии наличия всех пройденных курсов, усердных трудов и постоянного нарабатывания словарного запаса.

Интересно, что в отличие от наших строгих ЕГЭ и прочих государственных аттестаций, телефоны здесь не отбирают, вариант у всех один, однако при входе в зал у вас обязательно уточнят страну, из которой вы прибыли, чтобы в итоге вы не оказались соседом русскоговорящего абитуриента.

Конкурс действительно не маленький, а число кандидатов, особенно, на Т- и М- курсы с каждым годом увеличивается. В основном, это русскоговорящие ребята из стран СНГ, абитуриенты из Китая и из арабских стран.

Я также не без оснований подозреваю, что на каждую страну отведено определенное количество мест, хотя об этом открыто не сообщается, иначе как объяснить, что на моем курсе обучалось около десяти сильных русскоговорящих ребят наравне с довольно слабыми и плохо разговаривающими по-немецки товарищами из арабских/азиатских стран.

После сдачи экзамена (в мой год он проходил 3 сентября) спустя несколько дней вы получаете письмо с извещением о том, зачислены ли вы в коллег. В противном случае вам предлагают платные курсы по немецкому языку (около 2000-3000 евро за семестр), по окончании которых вы можете снова попытать свой шанс.

Итак, по истечение трех-четырех дней телефон в очередной раз призывно звякнул и уведомил меня о получении нового электронного письма, в котором я и прочитала заветную фразу: «Поздравляем! Вы зачислены в Studienkolleg Leipzig». Передо мной открылась дорога в новую жизнь.

В Коллеге мне предстояло проучится 2 захватывающих, интересных, но отнюдь не легких семестра.

Итак, 14 сентября 2015 года стартовал первый семестр. Нам это может показаться непривычным, но первый день учебы- это всего лишь начало занятий.

Утром, зайдя в здание нашего Штудиенколлега, мы ознакомились с расписанием занятий на этот семестр и со со списком нашей группы (всего на М-курсе сформировались 2 группы по 19-20 человек в каждой).

В основном, в группах обучаются ребята из России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Китая, Вьетнама, Сирии, Албании, Марокко, стран Латинской Америки. Занятия проходят по расписанию и начинаются в 8:00 утра.

В зависимости от количества «пар», то есть, сдвоенных уроков по 45 мин каждый (итого 1,5 часа без перерыва), учебный день заканчивается около 13:30, либо около 15:00. На М-курсе изучают немецкий, математику, химию, биологию, физику и информатику.

По каждому из предметов в конце второго семестра сдают FSP- выпускной экзамен, который в сумме с двумя «Клаузурами», то есть, контрольными в течение второго семестра по каждому из предметов, решает ваш итоговый балл аттестата.

Первый семестр также включает в себя два периода «Клаузуров» по каждому из предметов, но оценки за них нигде не учитываются, поэтому он служит репетицией перед наиболее важным заключительным семестром. Структура занятий напоминает привычные нам школьные классы, однако без строгой проверки домашней работы, хотя она, безусловно, есть. Дело в том, что если вы будете выполнять ее недобросовестно или не делать в принципе, вам не поставят плохую оценку, но вы действительно упустите важный материал, который обязательно вынесут на итоговые контрольные работы и FSP. Поэтому учить приходится достаточно.

Также у каждой группы есть своя «классная руководительница» по одному из изучаемых предметов (у нас ей была преподавательница по немецкому языку), которая отвечала за какие-то минимальные организационные вопросы.

Обратите также внимание на то, что опоздания и пропуски пар здесь строго отслеживаются и караются отметками об опоздании/отсутствии.

Эти отметки, при достижении определенного, не такого уж и большого, количества, грозят вам отчислением.

Говорят, что в каждом коллеге система обучения все-таки немного отличается. Где-то студентам чуть легче, где-то сложнее.

Отмечу, что Клаузуры, например, для каждой группы составляет свой прикрепленный учитель, поэтому у нашей, второй медицинской группы, они оказывались почему-то сложнее, чем у параллельной. В коллегах это норма.

Задания довольно объемные, а время строго ограничено, вплоть до секунд, поэтому нужно действительно хорошо ориентироваться в материале, чтобы получить достойную оценку. Программы химии/физики немного отличаются от российской программы.

Какие-то моменты действительно легки и понятны, есть материал, который русскому студенту действительно сложен для понимания, в таком случае опять же следует не запускать непонятную тему и сразу же в ней разбираться. Упорный, я бы сказала, очень упорный труд, и все получится! И учитесь работать быстро!

По окончании Штудиенколлега, в июле, вы получаете заветный «немецкий аттестат» с вашим итоговым баллом. Теперь вам открывается следующая дверь, ведущая в немецкий университет. Рассылая документы в неограниченное количество вузов (помните, что за рассылку нужно платить), вы с нетерпением ожидаете ответных писем о зачислении в ряды студентов заветного факультета.

Конкурс на лечебное дело и стоматологию действительно большой. Поэтому ваш балл должен быть достаточным для того, чтобы вашу кандидатуру рассмотрели. Вас также могут занести в лист ожидания, если на данный семестр места для вас не нашлось. Некоторые студенты, получившие не отличные оценки, подают и на такие факультеты, как фармация, химическая/биологическая промышленность и т.д.

Там конкурс, конечно, ниже.

Безусловно, вас интересует и мой личный опыт в подаче документов, однако по личным семейным причинам, которые я не хотела бы озвучивать, в немецкие ВУЗы я не подавала. Обстоятельства сложились таким образом, что мне в срочном порядке пришлось вернуться на родину. Однако от своей давней мечты стать стоматологом я не собиралась отказываться.

Вы ведь помните, что у меня всегда наготове запасные варианты. Мои 294 балла по ЕГЭ (действуют 4 года с момента сдачи) позволили мне с легкостью получить бюджетное место в одном из московских медицинских ВУЗов. Сейчас я обучаюсь на 4 курсе (7 семестр) и активно постигаю все стороны своей профессии, при этом не забывая и о языках.

Я с интересом занимаюсь наукой, участвую в конференциях и конкурсах, пишу статьи, сборники с которыми выходят каждый год. В свободное от учебы время я занимаюсь переводами с немецкого и английского языков, помогаю школьникам с программой по химии, биологии и немецкому языку, являюсь волонтером-медиком. Я абсолютно открыта для любых поворотов судьбы.

Впереди меня ждут ординатура по моей специальности, а в дальнейшем я планирую поступать и в аспирантуру.

Кто знает, как повернется жизнь, но мой вам совет- хватайтесь за любую возможность и трудитесь. Очень-очень упорно. Удача, безусловно, также важна, но она- штука переменчивая, а вот ваши знания вас никогда не подведут.

А еще я не устаю повторять, что знание иностранных языков- наш самый ценный багаж и самая драгоценная инвестиция.

На данный момент я поддерживаю и развиваю 6 иностранных языков, и с каждым новым мне становится все интереснее и легче постигать этот мир.

Я желаю вам ни в коем случае не останавливаться на достигнутом. Помните, что если перед вами закрываются одни двери, значит, где-то с другой стороны открываются другие. И все-таки удачи вам! Без нее тоже бывает нелегко.

Если у вас остались какие-то вопросы, я буду рада ответить на них в своем Инстаграме annie_secret1.

Mit freundlichen Grüßen, Anna.

Источник: https://studieren.ru/studienkolleg-m-kurs/

Как поступить в аспирантуру — Молодой ученый

Как поступить в таком случае

Наверное, меньше всего о поступлении в аспирантуру знал герой Савелия Крамарова, Тимохин, из советского фильма «Большая перемена». Он хотел поступить из одной любви к науке.

Но оказалось, что ему нужно сначала закончить школу, а потом отучиться пять лет в институте. Тимохин был озадачен.

С тех далеких времен поступление в аспирантуру не стало легче: нужно не только закончить школу и институт, но обратить внимание еще на некоторые вещи. На какие? Мы расскажем в этой статье.

Подойдем к проблеме немного издалека. Будущие ученые – люди степенные и на скорую руку ничего не решают, в том числе и вопрос поступления в аспирантуру. К такому событию готовятся, рассчитывая разные варианты. А вариантов этих может быть два.

Вариант 1. Поступление в своем вузе

Это самый распространенный вариант – когда зовут на кафедру в своем вузе. Вы знаете преподавателей, они знают вас. В таком случае аспирантура получается мягким продолжением высшего образования.

Лучше всего, если человек, собирающийся в аспирантуру, увлечен какой-то конкретной научной областью. Плюс не только в том, что в этой области он хорошо разбирается, но и в том, что ему легче будет выбрать тему диссертации.

Также рекомендуем: Зачем поступать в аспирантуру

Или даже – если говорить о поступлении – не диссертации, а пока еще реферата. Практически везде от аспирантов-абитуриентов требуется реферат по теме, соответствующей будущей диссертации.

Поэтому совет такой: заранее определите область своих научных интересов и наметьте тему, которой вам будет интересно заниматься.

Вариант 2. Самостоятельный выбор вуза и аспирантуры

По этому варианту пошел автор данной статьи. Высшее образование я получил в Москве, а потом вернулся на родину – в Вологодскую область. Жизнь закружила – семья, работа – однако давняя мечта об аспирантуре не оставляла меня.

И тогда я просто пришел в вуз ближайшего к моему поселку города – Череповца – разузнать насчет аспирантуры. Ну, а дальше – меня тепло встретили, посоветовали отличного научного руководителя, мы познакомились, определили тему для реферата – и вскоре я поступил в аспирантуру. По этому пути тоже можно идти, правда, он несколько сложнее.

Поэтому, если у вас нет возможности поступить в аспирантуру в своем институте или имеются еще какие-то сложности, а учиться в аспирантуре хочется –

Совет: ищите удобный для вас в пространственном, финансовом плане вариант, но самое главное – обратите внимание на возможного научного руководителя, от него очень во многом зависит ваша научная судьба в ближайшие годы.

Оговоримся, что самостоятельно искать аспирантуру можно не только «методом наименьшего сопротивления» – поближе или подешевле.

Можно идти как раз от обратного – искать самую лучшую кафедру или самого лучшего научного руководителя по выбранному вами направлению. Престиж – выше, но и конкуренция выше.

Это такая «американская мечта» в действии – учиться у лучших ученых, чтобы самому попасть в их круг. Перед такими аспирантами – снимаю шляпу.

Почему так важен научный руководитель

Научный руководитель – это, как правило, профессор, доктор наук, которому разрешено вести аспирантов. Что он может сделать для аспиранта:

  • ввести в круг новейших научных проблем, актуальной полемики;
  • обучить научному стилю (то есть, если по-простому, научить писать научные статьи);
  • дать подсказку в выборе темы исследования, правильных формулировок и т.д.;
  • обрисовать круг научных журналов, где может напечататься аспирант, конференций, где он может принять участие;
  • ну и, конечно, всячески мотивировать аспиранта на написание статей и диссертации. Аспиранты тоже люди, и ничто человеческое – в частности, лень – им не чуждо. А научный руководитель может вовремя разогнать эту лень и сподвигнуть аспиранта на тяжелый научный труд.

В любом случае вклад научного руководителя – неоценим, а во многих случаях является определяющим.

А теперь представьте, что научный руководитель вами совершенно не интересуется: вы числитесь в его аспирантах, но встречаетесь разве что на промежуточной аттестации.

Все остальное вам приходится делать самому. В каком-то смысле – изобретать велосипед, ведь научный руководитель может вам все это объяснить, но по каким-то причинам не делает этого.

Теперь понимаете, насколько важен выбор научного руководителя?

Написание реферата – важное дело при поступлении в аспирантуру

Написание реферата – почти всегда обязательное условие для поступления в аспирантуру. Обычно реферат делается из дипломной работы – если, конечно, будущий аспирант собирается продолжать исследовать ту тему, которой посвятил диплом.

Если же тема другая, то реферат скорее должен быть эскизом будущей диссертации.

Абитуриенту аспирантуры нужно не только «показать глубокие знания» в своей области, но и наметить научные проблемы, над которыми он будет работать во время обучения.

Требования к реферату везде примерно одинаковы. Впрочем, недавние студенты и так многократно писали разнообразные рефераты. Правда, тот, с которым поступают в аспирантуру, должен быть более представительным, чем любая студенческая работа.

Требования примерно таковы:

  • объем около 25-40 машинописных страниц;
  • обычная структура (введение, основная часть, заключение, список литературы);
  • во введении обосновывается выбор, актуальность темы, цели и задачи исследования;
  • основная часть – 2-3 параграфа: 1). Суть исследуемой проблемы 2). Анализ и оценка существующих теоретических подходов к этой проблеме 3). Изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения;
  • в заключении – формулировка основных результатов;
  • список литературы – в соответствии с правилами библиографического описания.

Если выражаться несколько высокопарно, цель написания реферата – убедить своего научного руководителя и отдел аспирантуры в том, что вы имеете к науке самое непосредственное отношение и сможете написать диссертацию.

Выбор формы обучения

Форму обучения будущий аспирант, как правило, выбирает заранее. При обращении в отдел аспирантуры он только уточняет это в документах.

Существуют две формы обучения в аспирантуре – очная и заочная. Правда, оговоримся, что есть еще такая форма, как соискательство.

В этом случае человек, не обучаясь в аспирантуре, готовит диссертацию и сдает кандидатский минимум самостоятельно.

Но соискательство, во-первых, не везде есть, во-вторых, к поступлению в аспирантуру отношения не имеет, поэтому сосредоточимся только на очной и заочной форме.

Очная форма подходит для тех, кто закончил институт и имеет возможность продолжать образование дальше, не особенно заботясь о своем финансовом положении. Заочники, как правило, – люди занятые и совмещающие образование с зарабатыванием денег.

Поэтому прежде всего стоит решить для себя, что в данное время уместнее: преданность науке или финансовая независимость.

Документы, которые нужны для поступления

Списки документов, которые нужны для приема в аспирантуру, в разных вузах могут несколько отличаться. Но костяк тут неизменен:

  • Заявление (анкета-заявление)
  • Фото (не менее 2-х)
  • Оригинал и копия диплома (и вкладыша) специалиста или магистра. Согласно ФЗ №273 в ред. от 17.06.19, ст. 69, п. 4 бакалавры к обучению в аспирантуре не допускаются.
  • Документ, удостоверяющий личность поступающего (оригинал и копия; оригинал, конечно, отдадут обратно).

Помимо этого, обычно требуется:

  • Портфолио абитуриента – оно может называться по-разному. Смысл в том, что абитуриент предоставляет список своих научных публикаций, достижений.
  • Реферат по теме предполагаемой диссертации.
  • Отзыв научного руководителя на реферат.
  • Иногда – заключение научного руководителя – нечто вроде характеристики на будущего аспиранта. Впрочем, заключение и отзыв на реферат во многом дублируют друг друга, поэтому заключение требуется не всегда.
  • Согласие на обработку персональных данных.
  • Расписка (в том, какие документы у вас приняты).
  • В некоторых местах для очников нужна еще медицинская справка. Плюс иногда требуется автобиография, но это уже специфические моменты отдельных аспирантур.

Также рекомендуем: Как найти рецензента

Стоит отметить, что, если портфолио будущего аспиранта (как бы оно ни называлось) внушительно и вызывает уважение, то реферат может и не потребоваться. Впрочем, эти моменты лучше заранее обговаривать с научным руководителем и отделом аспирантуры. Но в любом случае «толщина» портфолио никогда лишней не будет.

Еще несколько слов о портфолио

Остановимся на портфолио чуть подробнее. Для большинства поступающих оно почти не играет роли, хотя по идее является конкурентным преимуществом. В портфолио – помимо плюса для поступления – есть еще один существенный момент.

Те пункты, которые в нем перечисляются, к работе аспирантов имеют даже большее отношение, чем к поступающим. И правильно: назвался груздем – полезай в кузов.

Ну, в смысле: пункты портфолио – это и есть то, чем должен будет в ближайшее время заниматься аспирант. Вот они:

  • Научные публикации (среди них – своя иерархия: ВАКовские журналы, журналы, индексируемые в РИНЦ и eLIBRARY, материалы конференций – все эти виды изданий ценятся по-разному. С этим аспирант обязательно столкнется в первый же год обучения, так что стоит заранее обратить внимание на перечень публикаций).
  • Участие в конференциях (если нацелились на науку – лучше участвовать в конференциях еще студентом – не пропадет «ваш скорбный труд»).
  • Участие в студенческих олимпиадах.
  • Участие в грантах (тоже – особая система, которую в двух словах не объяснить. Но участвовать в системе грантов могут даже студенты – хотя для них, конечно, гранты поменьше).
  • Патенты, авторские свидетельства на продукты интеллектуальной собственности.
  • Всяческие награды за победы и участие в конкурсах, премии за научные достижения, а также научные стажировки.

В общем, целый список – если что-то из этого у вас есть – обязательно укажите при поступлении. А если поступать вам еще нескоро – попробуйте сделать что-то из этого списка!

Также рекомендуем: Как сформировать портфолио для поступления в магистратуру

Экзамены в аспирантуру и их специфика

Вступительных экзаменов в аспирантуру три – специальность, философия и иностранный язык. Обычно на сайтах вузов представлены вопросы для подготовки к этим экзаменам.

Экзамен по специальности – самый простой и самый сложный одновременно. Простой – потому что именно по этой дисциплине аспирант и будет писать диссертацию, именно по ней он больше всего знает.

Сложный – потому, что требования, предъявляемые аспиранту, отличаются от тех, которые предъявляются к студенту. Аспирант, безусловно, должен показывать более высокий уровень подготовки.

К тому же по специальности потом необходимо будет сдавать еще и кандидатский экзамен.

На экзамене по философии проверяются знания абитуриентов по общему курсу философии, который читается студентам. Здесь придется вспоминать. Особенно трудно тем, кто к философии относился как к лишней дисциплине – не такой уж и лишней она оказалась.

Кстати, в кандидатский минимум, который аспиранты сдают во время учебы, также входит экзамен по философии – но уже не по общей, а по истории и философии науки. Очень специфическая, но чрезвычайно полезная для аспирантов область знаний, над которой тоже придется основательно попотеть.

Впрочем, как вопросы к вступительному экзамену по философии, так и ответы на них легко найти в интернете. Конечно, формулировки на 100 процентов не совпадут, но будущему аспиранту несложно достроить картину до нужной.

А вот про еще один вступительный экзамен – иностранный язык – такого не скажешь. Готовых ответов тут нет. А экзамен состоит из нескольких заданий:

  1. Перевод небольшого научного текста той тематики, которой занимается аспирант: химику дают текст про химию, литератору – про литературу. Можно пользоваться словарем (удобнее, конечно, не бумажным, а иметь в телефоне), но перевод должен быть очень близким к тексту. Практически «слово в слово».
  2. Второе задание – конспект научного текста и его пересказ (на иностранном языке). И снова – текст той науки, которой вы занимаетесь, но теперь нужно понять общий смысл, сделать конспект и суметь пересказать его. А также ответить на вопросы.
  3. Третье задание – беседа. Обычно нужно подготовить рассказ о себе, о своей научной работе. По ходу рассказа экзаменатор может спросить что-нибудь, уточнить. Но по большому счету это самое простое задание.

Если по специальности и философии еще можно поднапрячься и подготовиться за пару недель, то по иностранному языку сделать это практически нереально. Поэтому – лучше учите язык, пока вы студенты. Тем более что в нашем мультикультурном мире без него скоро нельзя будет шагу ступить. По крайней мере, в науке.

Также рекомендуем: Как изучать иностранные языки

Счастливый аспирант

Итак, вы нашли ту аспирантуру и научного руководителя, которого искали. Вы написали реферат и получили хороший отзыв научрука. Сдали все необходимые документы в отдел аспирантуры. Сдали экзамены. Теперь можете поздравить себя: вы – аспирант. С этого момента начинается самое сложное и интересное – обучение в аспирантуре. Но об этом – как-нибудь в другой раз.

Бонус: Примерные формы документов

Источник: https://moluch.ru/information/kak-postupit-v-aspiranturu/

Консультант закона
Добавить комментарий