Как составить ходатайство для снятия надзора после освобождения?

Снятие судимости с лица в период условно-досрочного освобождения от отбывания наказания: практика против теории

Как составить ходатайство для снятия надзора после освобождения?

Данная норма сформулирована законодателем в отношении всех осужденных.

В соответствии с указанной нормой каждый осужденный имеет право в случае безупречного поведения и возмещения им вреда, причиненного преступлением (то есть фактически в случае правопослушного поведения, свидетельствующего об отсутствии необходимости в дальнейшем наличии у него судимости), на снятие судимости судом до истечения срока погашения судимости, установленного уголовным законодательством.

Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, предусмотренные Уголовным кодексом, связанные с судимостью (ч. 6 ст. 86 УК РФ). В частности, при совершении нового преступления лицо с погашенной (снятой) судимостью считается совершившим преступление впервые. Следовательно, снятие судимости может рассматриваться в качестве применяемой к осужденному меры поощрения.

Вопрос о снятии судимости в период оставшейся неотбытой части наказания при условно-досрочном освобождении в настоящий момент разрешается не в пользу осужденного.

Суды зачастую отказывают осужденным в снятии судимости вследствие того, что, по мнению судов, осужденных в данном случае нельзя считать отбывшими наказание.

Так, например, судебная коллегия по уголовным делам Камчатского краевого суда, отменила постановление суда о снятии судимости при следующих обстоятельствах.

Грызайкин В.С. обратился в суд первой инстанции с ходатайством о досрочном снятии судимости, рассмотрев которое, суд удовлетворил его.

В кассационном представлении был поставлен вопрос об отмене постановления суда, в связи с тем, что 21 мая 2009 года осужденный освобожден условно-досрочно от отбывания наказания на 1 год 3 месяца 3 дня, срок условно-досрочного освобождения истекает 24 августа 2010 года, то есть Грызайкин В.С.

не отбыл полностью наказание, назначенное по приговору суда от 25 августа 2008 года, в связи с чем снятие с него судимости является преждевременным. Судебная коллегия отменила постановление суда, поскольку по смыслу ст.

86 УК РФ, безусловным основанием для постановки вопроса о досрочном снятии судимости и принятия положительного решения, является отбытие назначенного приговором суда наказания. При условно-досрочном освобождении срок, на которое лицо освобождается, считается не отбытым наказанием. Конец срока отбывания наказания Г.

– 24 августа 2010 года. Таким образом, как на день обращения с ходатайством в суд, так и на день вынесения по нему судебного решения, Г. нельзя считать лицом, отбывшим наказание, назначенное приговором суда от 25 августа 2008 года, следовательно, в отношении него не могло быть принято решение о досрочном снятии судимости [2].

Аналогичный отказ в удовлетворении ходатайства о досрочном снятии судимости с условно-досрочно освобожденного также содержится в Постановлении Вилючинского городского суда Камчатского края от 06 апреля 2015 года [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания считаются отбывшими наказание и имеют право на обращение с ходатайством о снятии судимости только по истечении неотбытой части срока наказания.

Следовательно, снятие судимости в период оставшейся не отбытой части наказания, исходя из действующего уголовного законодательства и сложившейся судебной практики, не предусмотрено.

Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания , то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний (ч. 4 ст. 86 УК РФ).

Неотбытым наказанием следует считать срок, на который осужденный был фактически условно-досрочно освобожден от дальнейшего отбывания наказания (п. 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 г. № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» [4]).

При этом судимость при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания погашается:

  1. в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, – по истечении трех лет после отбытия наказания;
  2. в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания;
  3. в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, – по истечении десяти лет после отбытия наказания (п.п. «в»-«д» ч. 3 ст. 86 УК РФ).

Стоит отметить, что в научной доктрине неотбытая часть наказания при условно-досрочном освобождении приравнивается к «испытательному сроку» [5].

При этом снятие судимости в период испытательного срока предусмотрено действующим уголовным законодательством применительно к лицам, осужденным условно. При условном осуждении судимость погашается при истечении испытательного срока, устанавливаемого судом в соответствии с ч. 3 и 3 ст. 73 УК РФ.

Отмена условного осуждения и снятие судимости допускается в случае, если до истечения испытательного срока условно осужденный своим поведением доказал свое исправление, возместил вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда. При этом условное осуждение может быть отменено по истечении не менее половины установленного испытательного срока (ч. 1 ст. 74 УК РФ).

Подобный механизм снятия судимости при условно-досрочном освобождении действующим уголовным законодательством Российской Федерации не предусмотрен.

Таким образом, у лица, освобожденного условно-досрочно от отбывания наказания, в период неотбытой части наказания отсутствует право на снятие судимости, предусмотренное ч. 5 ст. 86 УК РФ.

На наш взгляд, данное положение ущемляет права условно-досрочно освобожденного, а также приводит к отсутствию у лица мотивации к правопослушному поведению (а именно, к безупречному поведению и возмещению вреда, причиненного преступлением) в период неотбытой части наказания, то есть сразу же после условно-досрочного освобождения.

Проиллюстрируем наличие проблемы снятия судимости в период неотбытой части наказания при условно-досрочном освобождении нижеследующим примером.

Если лицо приговорено к 4 годам 6 месяцам лишения свободы за преступление средней тяжести, освобождено условно-досрочно по отбытии 1/3 срока наказания (пункт «а» ч. 3 ст.

79 УК РФ), то есть по отбытии 1 года 6 месяцев лишения свободы, неотбытая часть наказания составит 3 года лишения свободы.

При этом срок погашения судимости является также 3 года с момента условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания (п. «в» ч. 3 ст. 86 УК РФ).

В изложенной ситуации лицо фактически лишается права на снятие судимости до наступления срока погашения судимости, то есть в течение 3 лет с момента условно-досрочного освобождения.

Таким образом, в течение всех 3 лет неотбытой части наказания у лица отсутствуют дополнительные основания (стимулы) для правопослушного поведения, так как лицо в любом случае будет считаться не судимым только по истечении трехлетнего срока.

Отсутствие возможности снятия судимости, на наш взгляд, негативно сказывается на личности и ущемляет права осужденного.

Характер и содержание устанавливаемых уголовным законом мер должны определяться исходя не только из их обусловленности целями защиты конституционно значимых ценностей, но и из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого эти меры применяются) тому вреду, который был причинен в результате преступных деяний [6].

При избыточном применении государственного принуждения законодатель обязан привести уголовно-правовые предписания в соответствие с новыми социальными реалиями [7].

С учетом сложившейся на сегодняшней день тенденции к гуманизации уголовного законодательства Российской Федерации, считаем целесообразным разрешить имеющуюся изложенную проблему путем внесения соответствующих изменений в действующее уголовное законодательство.

На наш взгляд, необходимо правовое закрепление в действующем уголовном законодательстве соответствующих сроков, по истечении которых допустимо снятие судимости в период неотбытой части наказания при условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

На наш взгляд, ч. 5 ст. 86 УК РФ должна быть изложена в следующей редакции:

«5. Если осужденный после отбытия наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания вел себя безупречно, а также возместил вред, причиненный преступлением, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.»

Также статью 86 УК РФ необходимо дополнить частью 51 в следующей редакции:

«51. Суд вправе снять судимость с лица, освобожденного условно-досрочно, только в том случае, если со дня условно-досрочного освобождения прошло не менее половины неотбытой части срока наказания, при этом судимость не может быть снята ранее одного года со дня условно-досрочного освобождения.»

Указанные в предложенной выше норме срок в размере не менее половины неотбытой части срока наказания приведен по аналогии со сроком, предусмотренными ч. 1 ст. 74 УК РФ для отмены условного осуждения и снятия судимости при условном осуждении. В соответствии с ч. 1 ст. 74 УК РФ условное осуждение может быть отменено по истечении не менее половины установленного испытательного срока.

Минимальный срок в размере одного года со дня условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания обусловлен необходимостью установления достоверного факта правопослушного поведения условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания. Данный срок в размере одного года представляется минимальным сроком, необходимым для «испытания» осужденного (по аналогии с испытательным сроком, устанавливаемым при условном осуждении).

При применении предлагаемых норм на приведенном ранее примере, лицо, освобожденное условно-досрочно от отбывания наказания, приобретает право снятия судимости уже по истечении 1/3 неотбытой части срока наказания, то есть по истечении 1 года.

В данном случае осужденный имеет дополнительный стимул к правопослушному поведению (безупречному поведению и возмещению вреда, причиненного преступлением), так как имеется возможность для получения осужденным поощрения, а именно снятия судимости в период неотбытой части наказания.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что предложенные выше меры совершенствования уголовного законодательства необходимы для изменения в лучшую сторону ситуации с совершением новых преступлений лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также для окончательного их исправления и формирования у них правопослушного поведения.

Источник: http://femida-science.ru/index.php/home/vypusk-8/item/240-snyatie-sudimosti-s-litsa-v-period-uslovno-dosrochnogo-osvobozhdeniya-ot-otbyvaniya-nakazaniya-praktika-protiv-teorii

Административный надзор

Как составить ходатайство для снятия надзора после освобождения?

   В РФ принят федеральный закон № 64 от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регулирующий вопросы административного надзора за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы.

   Указанный надзор заключается в том, что контролирующие органы наблюдают за тем, чтобы лицо, которое вышло из мест лишения свободы, соблюдало ограничения его прав и свобод, установленные судом, а также выполняло обязанности, которые предусмотрены законом.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Решение об установлении административного надзора

   Решение об установлении административного надзора принимается районным судом. Для того, чтобы суд принял такое решение, ОВД обращается в суд с административным иском по правилам КАС РФ об установлении административного надзора в отношении конкретного лица. Производству по таким делам в КАС РФ посвящена целая 29 глава.

   Также в суд может обратиться исправительное учреждение в отношении лица, которое только освобождается.

Максимальный срок административного надзора

   Максимальный срок надзора зависит от того, какое по тяжести и по составу преступление было совершено лицом, в отношении которого устанавливается надзор.

Если лицом было:

  • совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • имелся рецидив преступлений;
  • лицо совершило два и более преступления по статьям, которые предусмотрены в законе, касающиеся преступлений с наркотическими, психотропными веществами,

    Административный надзор может быть установлен от 1 года до 3-х лет, НО этот срок не может превышать срок погашения судимости, который установлен законом.

Если лицом было совершено:

  • умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • преступление, связанное с половой неприкосновенностью и половой свободой несовершеннолетнего;
  • имелся опасный или особо опасный рецидив;
  • совершено преступление по статьям, которые перечислены в п.3 ч.2 ст. 3 закона № 64, связанные с убийством по мотивам политической, расовой ненависти, с террористическими актами и другими подобными преступлениями;
  • если лицо находилось под надзором и в этот период совершило преступление, за которое ему было назначено наказание в виде лишения свободы и было направлено для отбывания наказания,

   Административный надзор устанавливается на срок, который установлен законом для погашения судимости.  

   Если лицо совершило в возрасте старше 18 лет преступление, связанное с половой неприкосновенностью несовершеннолетнего, который не достиг 14 лет, и которое является педофилом, при этом его вменяемость не исключается, надзор устанавливается на срок, на который ему назначены принудительные меры медицинского характера, НО при этом такой срок не может быть меньше срока погашения судимости, который установлен законом.

   Максимальный срок для погашения судимости установлен 10 лет после того как лицо отбыло наказания, соответственно, с учетом вышеуказанных положений закона № 64, максимальный срок на который может быть установлен надзор равен 10 годам, все зависит от тяжести совершенного преступления.

ВАЖНО: стоит отметить, что не всегда может быть установлен надзор, если лицо, например, совершило тяжкое преступление. Более подробно о том, в каких случаях устанавливается надзор, смотрите ниже в разделе «как избежать надзора после освобождения».

Как снять надзор после освобождения?

   После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:

  • заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
  • до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
  • в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.

   Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.

ИНТЕРЕСНО: читайте, как убрать судимость из базы данных ИЦ по ссылке

Как избежать надзора после освобождения?

   Как мы уже знаем надзор устанавливается при совершении определенных преступлений, а также с учетом того, имелся ли рецидив.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в части 3 статьи 3 закона 64 говорится, что надзор в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за то, что совершил:

  • ♦ тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • ♦ имеющий рецидив преступлений;
  • ♦ умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • ♦ два и более преступления по перечисленным в законе статьям, касающихся преступлений с наркотическими, психотропными веществами

устанавливается только в том случае, если:

  • лицо, когда отбывало наказание в виде лишения свободы, признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания;
  • лицо отбыло наказание, судимость у него не снята и не погашена, и оно совершает в течение 1 года 2 и более административных правонарушения против порядка управления или совершенные правонарушения посягают на общественный порядок и безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность или совершены по ч.7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ.

   С учетом указанного, чтобы обозначенной категории лиц избежать надзора после освобождения следует не допускать нарушений при отбывании наказания и после освобождения.

Обжалование административного надзора

   При установлении судом лицу административного надзора, путем принятия соответствующего решения, лицо вправе обжаловать такое решение суда, если считает его незаконным и нарушающим его права.

   Суд разъясняет при оглашении решения суда право на обжалования, а также в самом решении суда, в какой срок и куда можно обжаловать решение суда.

Помощь адвоката по административному надзору

   Если у Вас возникли вопросы, связанные с административным надзором, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам по уголовным делам, которые

  • ► проконсультируют по вопросам административного надзора
  • ► разъяснят положения действующего законодательства, регулирующего порядок установления, продления, прекращения надзора
  • ► подготовят процессуальные документы, такие как возражения на заявление об установлении административного надзора, заявление о прекращении надзора и другие
  • ► могут представлять Ваши интересы в суде
  • ►окажут иную юридическую помощь по Вашей проблеме

Источник: https://katsaylidi.ru/blog/administrativnyj-nadzor/

Административный надзор. Помощь адвоката при назначении административного надзора

Как составить ходатайство для снятия надзора после освобождения?

Уголовное законодательство характеризуется определенной гибкостью в назначении наказания. Это нужно для достижения его главной цели — исправления осужденного и защиту он него иных лиц.

В связи с этим статьи Особенной части Уголовного кодекса содержат минимальные и максимальные пределы назначения наказания, возможность выбора наказаний. Предусмотрены также и меры для смягчения ответственности: условное осуждение, замена наказания и другое.

Однако действия государства, направленные на достижение целей наказания, не прекращаются с его отбытием.

Одним из подобных действий является установление административного надзора — комплекса ограничений и запретов для лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также контроля органами внутренних дел за соблюдением таких ограничений и запретов.

Административный надзор может быть назначен лицу в случаях, если лицо имеет неснятую либо непогашенную судимость за:

  1. Совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего;
  2. Совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  3. Совершение преступления в период, когда лицо находилось под административным надзором;
  4. Совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;
  5. Совершение преступления при рецидиве преступлений, то есть лицо  сначала совершило одно преступление, а затем совершило второе, еще будучи судимым за совершение первого преступления;
  6. Совершение преступления против несовершеннолетнего;
  7. Совершение двух и более преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В последних 4 случаях административный надзор устанавливает лишь в случаях, если после освобождения лицо совершает административные правонарушения либо в период отбывания наказания признавалось злостным нарушителем порядка его отбывания.

Исходя из того, что административный надзор может быть назначен лицу лишь в случае, если оно имеет неснятую либо непогашенную судимость, то и срок административного надзора не может превышать срок судимости.

Суд, устанавливая в отношении лица административный надзор, накладывает на него ряд ограничений:

  1. Обязанность являться в ОВД с периодичностью от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц;
  2. Не выезжать за пределы определенной территории (если было совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего).

Также суд может установить лицу, освобожденному из мест лишения свободы, иные ограничения:

  1. Запрет находиться в определенных местах;
  2. Запрет посещения и участия в массовых мероприятиях;
  3. Запрет покидать место пребывания или место жительства в определенное время суток.

Существует определенная процедура установления, изменения, продления либо прекращения административного надзора. Она регламентирована Федеральным Законом “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”.

Все указанные вопросы разрешаются судом в судебном заседании, в том числе установление административного надзора. В этой ситуации помощь лицу, освобожденному из места лишения свободы, может оказывать адвокат по административному надзору.

Судебное заседание происходит в порядке, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства. Административным истцом выступает администрация исправительного учреждения либо орган внутренних дел. При этом бремя доказывания лежит на административном истце. В защиту интересов поднадзорного лица может выступать адвокат по административному надзору.

Бремя доказывания необходимости установления либо продления административного надзора лежит на административном истце.

Так, в суде должностные лица указанных органов предоставляют сведения, свидетельствующие, что лицо ведет антиобщественный образ жизни, во время отбывания наказания имело взыскания, совершает административные правонарушения и так далее.

В свою очередь, адвокат по административному надзору доказывает наличие обстоятельств, подтверждающих, что лицо не является общественно опасным. Для этого адвокат по административному надзору предоставляет документы, свидетельствующие о наличии у поднадзорного лица семьи, детей.

Также важное значение имеют поведение лица во время и после отбытия наказания. Так, адвокат по административному надзору вправе направить в администрацию исправительного учреждения адвокатский запрос, чтобы получить копию личного дела осужденного. Отказ адвокату по административному надзору в предоставлении указанных сведений допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Досрочное снятие административного надзора также возможно. В этом случае поднадзорное лицо либо адвокат по административному надзору подает административное исковое заявление.

В его обосновании указывается, что оснований для продления административного надзора нет: поднадзорное лицо устроилось на работу, не нарушает общественный порядок. К исковому заявлению адвокат по административному надзору прикладывает справку с места работы.

Для подтверждения поведения поднадзорного лица адвокат по административному надзору представляет положительные характеристики поднадзорного лица с места работы или места жительства.

Административный надзор является по большей части превентивной мерой, способствующей защите общества от лица, освободившегося из места лишения свободы. Однако административный надзор имеет и воспитательную функцию, так как прививает поднадзорному лицу правопослушное поведение.

Однако при административном надзоре на лицо накладывается ряд ограничений. Задачей адвоката по административному надзору является избрание того количества ограничений, которое соответствует личности поднадзорного лица.

В случае, если административный надзор как мера воздействия достиг своей цели, по заявлению самого лица либо его представителя — адвоката по административному надзору, возможно его прекращение.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/administrativnyj-nadzor-pomoshh-advokata-pri-naznachenii-administrativnogo-nadzora/

Административный надзор за освобожденными: правила игры на воле

Как составить ходатайство для снятия надзора после освобождения?

08:05, 30 июля 2012

Под административным надзором понимается система осуществляемых органами внутренних дел временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы…

Среди задач социального контроля, возложенных на государство, особое значение имеет административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Ведь основная цель такого надзора – недопущение совершения повторных преступлений. К кому применим административный надзор, порядок его применения и последствия его несоблюдения выясняла «Судебно-юридическая газета».

К кому применяется административный надзор

В соответствии со ст.

 1 ЗУ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон), под административным надзором понимается система осуществляемых органами внутренних дел временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Устанавливается такой надзор в отношении совершеннолетних лиц нескольких групп.

К первой группе относятся совершеннолетние, осужденные за тяжкие, особо тяжкие преступления или осужденные два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбывания наказания их поведение свидетельствовало об упорном нежелании становиться на путь исправления и если такие лица остались опасными для общества.

Вторую группу составляют осужденные к лишению свободы за тяжкие, особо тяжкие преступления или осужденные два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, но уже при условии, что после отбывания наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания они, несмотря на предупреждения органов внутренних дел, систематически нарушают общественный порядок и права других граждан, совершают другие правонарушения.

К последней группе относятся осужденные за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Порядок установления надзора

Административный надзор устанавливается в судебном заседании единолично судьей районного, районного в городе, городского или горрайонного суда по местонахождению учреждения исполнения наказаний по представлению начальника учреждения исполнения наказаний в отношении лиц, отнесенных к первой и третьей группам.

В отношении же лиц второй группы это происходит также в судебном заседании – решение принимается единолично судьей районного, районного в городе, городского или горрайонного суда по месту жительства лица, освобожденного из мест лишения свободы, по представлению начальника органа внутренних дел.

При этом в представлении для поднадзорного должны быть определены ограничения, которые предлагает установить начальник учреждения исполнения наказаний или органа внутренних дел (например, запрет выхода из дома (квартиры) в определенное время), и обоснование целесообразности таких мероприятий.

Вместе с представлением в суд направляются копия приговора и материалы, свидетельствующие о необходимости установления административного надзора за этим лицом.

В судебное заседание вызывается лицо, в отношении которого внесено представление об установлении административного надзора, а при его ходатайстве – и защитник, а также представитель органа, начальник которого внес представление.

Рассмотрение вопроса начинается с доклада о содержании представления и материалах, поступивших вместе с ним, после чего заслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание.

После рассмотрения дела судья удаляется в совещательную комнату для принятия решения, после чего возвращается в зал заседаний и объявляет постановление об установлении административного надзора и ограничений, которые устанавливаются относительно поведения поднадзорного.

Далее постановление судьи направляется для исполнения начальнику районного (городского) отдела внутренних дел по месту жительства лица или же начальнику учреждения исполнения наказаний.

Администрация учреждения исполнения наказаний в последний день заключения направляет постановление судьи для исполнения органу внутренних дел по месту жительства, которое выбрал отбывший наказание.

Порядок осуществления надзора

Административный надзор осуществляется милицией. Лиц, в отношении которых установлен административный надзор, берут на учет, фотографируют, а в случае необходимости у них берут отпечатки пальцев.

Сотрудники милиции обязаны систематически контролировать поведение этих лиц, предотвращать нарушения ими общественного порядка и прав других граждан и пресекать такие нарушения, а также проводить розыск лиц, которые избегают административного надзора.

Срок административного надзора

Согласно ст. 6 Закона, срок административного надзора устанавливается продолжительностью от одного года до двух лет и начинается со дня объявления лицу постановления судьи. Однако срок надзора не может превышать сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости.

В случае же, когда есть основания полагать, что лицо, в отношении которого установлен административный надзор, остается опасным для общества, административный надзор по представлению соответствующего органа внутренних дел может быть продлен в установленном порядке каждый раз на шесть месяцев, но не более срока, предусмотренного законом для погашения или снятия судимости.

Обязанности поднадзорных

В соответствии и со ст.

 9 Закона, лица, в отношении которых установлен надзор, обязаны вести законопослушный образ жизни, не нарушать общественный порядок и соблюдать некоторые правила: прибыть в определенное учреждение исполнения наказаний или по месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел в установленный срок; являться по вызову милиции в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с выполнением правил административного надзора; сообщать работникам милиции, которые осуществляют административный надзор, об изменениях места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам; в случае отъезда по личным делам с разрешения милиции в другой населенный пункт и пребывания там более суток зарегистрироваться в местном органе внутренних дел.

Ограничение действий поднадзорных

К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, постановлением суда также могут быть применены (частично или в полном объеме) некоторые ограничения. Согласно ч. 1 ст.

 10 Закона, к таким ограничениям относятся запрет выхода из дома (квартиры) в определенное время (не может превышать восьми часов в сутки); запрет пребывать в определенных местах района (города); запрет выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); регистрация в милиции от одного до четырех раз в месяц.

При осуществлении административного надзора суд по представлению начальника органа внутренних дел с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения может уменьшать или увеличивать объем ограничений, предусмотренных этой статьей.

Порядок прекращения надзора

Административный надзор прекращается постановлением судьи по представлению начальника органа внутренних дел в нескольких случаях. Так, надзор снимается в случае погашения или снятия судимости с лица, находящегося под надзором. При этом поднадзорный может сам подать ходатайство о снятии надзора по данным основаниям.

Досрочно надзор снимается, если поднадзорный не является опасным для общества и положительно характеризуется по месту работы.

Административный надзор автоматически прекращается в трех случаях: при истечении срока, на который он установлен, если органом внутренних дел не подано ходатайство о продлении надзора или судья отказал в продлении надзора; если поднадзорный осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания; если поднадзорный умер.

В соответствии с нормами ст. 395 УК Украины, самовольное оставление лицом места жительства с целью уклонения от административного надзора, а также неявка без уважительных причин в установленный срок на избранное при освобождении из мест лишения свободы место жительства наказываются арестом на срок до шести месяцев.

Егор Желтухин,

«Судебно-юридическая газета»

Источник: https://sud.ua/ru/news/publication/41091-nadzor

Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Как составить ходатайство для снятия надзора после освобождения?

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.

его цель – предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается  надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.

Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.

Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.

Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.

Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.

Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве – на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.

Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.     

Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.

Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.

Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.

В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.

За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.

Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.

Санкцией этой статьи предусмотрено  наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Источник: https://38.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2600347

Консультант закона
Добавить комментарий