Как узнать о ходе расследования, проводимого полицией?

Проверки ОЭБиПК, полномочия сотрудников ОБЭП

Как узнать о ходе расследования, проводимого полицией?

Проверка ОЭБиПК

Полномочия сотрудников ОЭБиПК, Основания проведения полицейской проверки, ее порядок.

Как себя вести во время проверки работниками ОБЭП. Как себя вести в присутствии сотрудников ОБЭП

Статья подготовлена адвокатом, налоговым консультантом, выпускником факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Нижегородской академии МВД РФ, имеющим опыт работы прокурорским следователем по экономическим и коррупционным преступлениям, так и адвокатом по экономическим и налоговым преступлениям.

В статье даны ответы на вопросы:

  • организационной деятельности УЭБИПК;
  • какими законами руководствуется криминальная полиция экономической безопасности;
  • полномочиях при доследственных проверках организаций всех форм собственности;
  • чем может быть полезен адвокат в ОЭБиПК при полицейской проверки;
  • вы не в Москве, узнайте о возможности получения юридической помощи (консультаций) дистанционно;
  • поведению должностных лиц и рядовых сотрудников организаций при оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых УБЭП;
  • о гласных и негласных действиях полиции;
  • о стоимости услуг адвоката в ОБЭП;
  • вызвали на допрос в ОБЭП адвокат окажет услугу;
  • об оформлении результатах проверки ОБЭП;
  • нажмите ссылку и узнаете какие действия проводят в отношении поставщиков Налогоплательщика-смотреть здесь;
  • как вести себя при появлении сотрудников в офисе организации в ходе обследования;
  • об особенностях сопровождения проверки ОБЭП;
  • разъясняется есть ли внеплановые проверки ОЭБиПК Москва;
  • узнайте, к чему быть готовым в ходе допроса как в ФНС, так и в ОБЭП и СК РФ-смотреть здесь;
  • о процессуальных возможностях силовых структур прослушивать телефонные разговоры и другие вопросы;
  • на  консультации у адвоката узнаете о порядке действий директора компании при запросе из отдела по борьбе с экономическими преступлениями документов;
  • о том, возможно ли руководителю ликвидированного юридического лица или ПФ избежать уголовной или налоговой ответственности уже ликвидированной организации.

Откройте полиция! Все наверное смотрели этот увлекательный авантюристический французский фильм. Переживали за главных героев-коррумпированных полицейских, закрывающих глаза на нарушения предпринимателями закона.

Произведение и реальная жизнь предпринимателей отличается от художественного вымысла и не так увлекательна при «наезде» сотрудников экономической полиции.

Давайте разберемся в полномочиях указанных лиц, ваших законных правах во время доследственной проверки, проводимой подразделениями УБЭП.

Проверки организаций, индивидуальных предпринимателей сотрудниками подразделений Министерства внутренних дел России по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, или проще ОБЭП, проводятся последними регулярно. Поэтому объектом пристальной полицейской проверки УБЭП может быть любая фирма, занимающаяся коммерческой деятельностью.

Кто такие сотрудники ОБЭП?

Подразделения ОЭБ и ПК (ОБЭП) структурно входят в состав органов внутренних дел, в городе Москве например, есть отделы ОЭБИПК округов, города Москвы. В отделениях МВД по районам должностей оперативных сотрудников ОБЭП не предусмотрено.

В каждом округе Москвы – ЦАО, ВАО, СВАО, САО, ЗАО, СЗАО, ЮВАО,ЮЗАО имеются  свои отделы, которые подчиняются как начальнику МВД округа, так и вышестоящему руководителю по  линии ОЭБиПК, расположенному в городе Москва по адресу: Шаболова, д.

6, то есть управлению МВД России по г.Москве.

При получении запроса из ОБЭП надо быть внимательным к информации, указанной в требовании.

При незаконном требовании (запросе) сотрудника полиции следует “вежливо” в письменной форме изложить отказ в предоставлении первичных документов и информации.

Если не обладаете необходимыми знаниями обратитесь к адвокату за консультацией. Стоимость такой услуги мизерна по сравнению с последствиями необдуманных действий.

Оперативные подразделения УБЭП являются органом дознания, поэтому следователей ОБЭП не существует, последние являются сотрудниками следственных отделов с соответствующей специализацией.

  ОЭБиПК это оперативное подразделение МВД РФ и их главная задача – выявлять лиц, совершающих экономические преступления и коррупционные преступления, соответственно данный орган не разрабатывает планов проверок организаций и ИП на 2018, 2019 годы и т.д. Поэтому и не существует внеплановых (выездных) проверок ОБЭП в отличие от налоговых органов.

Подпункт 2 п.3 ст. 2 ФЗ-294 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” исключил органы, правомочные на осуществление ОРМ из действия этого Закона.

Так называемые “Внеплановые проверки ОБЭП” – это проще говоря, рейды, организуемые как правило при получении информации о злоупотреблениях.

Например, совместные с прокуратурой проверки торговых предприятий, магазинов, рынков на предмет соответствия продовольственных товаров предусмотренным стандартам или указаний о проведении проверки исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктам питания, не соответствующим требованиям законодательства и тд. Примером может быть статья 14.16 КОАП РФ об ответственности  за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”. Однако решение о наказании принимает суд в порядке административного производства на основании представленных материалов.

Оперуполномоченные БЭП в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, но прежде всего:

  • Федеральным законом о Полиции;
  • Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности (ОРД);
  • Статьями 36, 37 и 82 Налогового кодекса РФ;
  • Приказом МВД РФ от 01 апреля 2014 года № 199 «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно- розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», предусмотренное пунктом 8 статьи 6 ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в пункте 1 статье 40 которого сотрудники ОБЭП отнесены к органам дознания: «органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»;
  • Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Источник: https://advokat-chernov.ru/article/47/

Правовые основы проводимых органами полиции оперативно-розыскных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности

Как узнать о ходе расследования, проводимого полицией?

Статьей 6 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» определен перечень из 15 видов оперативно-розыскных мероприятий,  в том числе обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, наиболее  часто  проводимое в отношении  субъектов предпринимательской деятельности.

Одним  из оснований для   проведения  оперативно-розыскных  мероприятий являются сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

О проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия — обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств руководителем органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность,  издается  распоряжение, которое  перед началом  обследования предъявляется представителю юридического лица или физическому лицу с вручением под роспись его  копии.

Проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности,  а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных, совершеннолетних  граждан, не заинтересованных в результатах мероприятия.

При этом не допускается  привлечения в этих целях родственников,  лиц, подчиненных или подконтрольных  сотрудникам, проводящим  оперативно-розыскное  мероприятие, а также  являющихся работниками  правоохранительных органов, наделенных  полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или  предварительного расследования.

В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения.

В соответствии с требованиями  закона «Об оперативно-розыскной  деятельности» в случае изъятия документов, предметов, материалов составляется протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

Если изымаются документы  и электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, а  по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации, она  копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем, и  передаются лицу, у которого были изъяты,  о чем делается запись в протоколе.

Не допускается копирование документов, информации, содержащейся на изымаемых электронных носителях информации, если это может воспрепятствовать осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

В случае невозможности   изготовить   копии  документов и информации с электронных носителей в процессе изъятия и передать  их законному владельцу, они передаются ему в течение  пяти дней.

Если по истечении пяти дней после изъятия документов  их заверенные копии не были ему переданы, они в течение трех дней должны быть направлены по почте по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе,  заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Результаты изъятия предметов и документов оформляются протоколом, в котором должны быть указаны  место и  время проведения  обследования,  должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в обследовании, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности; перечень изъятых  предметов и документов, сведения о применении  технических средств.

После составления протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании, с разъяснением права делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно,  и подписывается лицами, участвовавшими в обследовании, и сотрудником,  составившим его.  Об отказе лица от подписания протокола в него вносится соответствующая запись, удостоверенная  подписями  других лиц, участвовавших в проведенном  оперативно-розыскном мероприятии.

Копия протокола передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись.

 В случае отказа от получения, а также при невозможности вручить копию протокола по иным обстоятельствам она  направляется юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, по почте заказным письмом не позднее рабочего дня, следующего за днем окончания обследования.

По итогам проведенного обследования сотрудниками органов полиции принимаются решения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд.

Источник: https://mosoblproc.ru/explain/pravovyie-osnovyi-provodimyih-organami-politsii-operativno-rozyisknyih-meropriyatiy-v-otnoshenii-subektov-predprinimatelskoy-deyatelnosti/

Юридическая помощь при полицейских проверках

Как узнать о ходе расследования, проводимого полицией?

В обыденном понимании полицейские проверки – это разнообразные мероприятия, которые полиция проводит в отношении фирм или ИП, если эти мероприятия имеют хоть сколько-нибудь проверочный характер.

Условно можно выделить следующие виды проверок либо проверочных мероприятий, которые могут проводить сотрудники полиции.

– проверка органов полиции, чаще всего УЭБиПК (бывшие УБЭПы и ОБЭПы), в связи с поступившим заявлением о возбуждении уголовного дела, например от бывшего сотрудника компании в связи с невыплатой зарплаты;

– запрос бухгалтерской и иной документации в соответствии с ФЗ “О полиции” в рамках проверки деятельности организации;

– проведение проверки по поручению налоговых органов в рамках выездной налоговой проверки;

– вызов сотрудников на опрос; 

– визит полицейских в офис компании с целью обследования самого помещения, поиска и изъятия каких-либо документов, в рамках ФЗ “О полиции” вне рамок возбужденного дела;

– обыск, выемка документов, компьютеров, серверов, в рамках возбужденного уголовного дела, допрос сотрудников в качестве свидетелей либо обвиняемых;

Полицейская проверка (доследственная) без возбужденного уголовного дела

Вне рамок возбужденного дела правоохранительные органы, чаще всего органы УЭБиПК (Управление экономической безопасности и противодействию коррупции), в соответствии с ФЗ «О полиции», УПК РФ, Налоговым кодексом имеют право:

– запрашивать информацию, сведения, документы;

– вызывать сотрудников на опрос для выяснения необходимых обстоятельств;

– проводить обследование помещения (офиса), изымать документы, компьютеры;

Срок проверки обычно не превышает 30 суток.

Следует ли предоставлять документы на основании запроса?

Закономерен вопрос: следует ли отвечать на запросы полиции, направлять запрашиваемые документы?

Сотрудники полиции вправе затребовать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях (пп. 4 п. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции»).

Из этого следует, что в том запросе, который получила ваша организация, должны быть указаны данные о том, на основании чего именно проводится проверка (номер входящего заявления о преступлении и т.д.).

В том случае, если в запросе не указаны необходимые данные об основаниях проверки, у организации появляется формальный повод не исполнять запрос.

Однако не стоит забывать, что за непредставление информации по запросу (содержащему законные требования), в том числе и за нарушение сроков предоставления информации предусмотрен административный штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей для юридических лиц и от 300 до 500 рублей для физических лиц.

Прежде чем исполнять запрос, поступивший из органов внутренних дел, нужно тщательно взвесить все возможные риски и последствия. На этом этапе уже необходимо проконсультироваться с юристами и адвокатами, чтобы выяснить, в связи с чем проводится проверка.

Если в результате такого анализа вы придете к выводу, что запрашиваемые документы могут быть использованы против вас, то стоит очень тщательно подойти к подготовке ответа на запрос, возможно не предоставляя под благовидным предлогом сведения.

Полностью игнорировать запрос все же нельзя, рекомендуется выстроить разумные отношения с сотрудником, проводящим проверку.

Вызов сотрудников на опрос

В рамках доследственной проверки сотрудник полиции имеет право вызвать на опрос любых сотрудников компании. Чаще всего вызывают генерального директора, главного бухгалтера, т.к. рядовые сотрудники вряд ли могут дать поянения о финансово-экономической деятельности компании.

Следует сказать, что явка на опрос не является обязательной, т.к. обязательная явка возможна только в рамках возбужденного дела, однако игнорировать полностью опрос не следует, т.к.

отсутствие в материалах проверки пояснений руководителя юридического лица, скорее всего, приведет к тому, что проверка будет неоднократно продлеваться, а сотрудники полиции – продолжать беспокоить организацию.

Рекомендовано проанализировать основания проверки, выработать линию поведения и подготовить правильные пояснения для того, чтобы продолжать проверку не было смысла.

Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи объяснений при проведении опроса не предусмотрено.

Отсутствует и возможность привлечения вас к ответственности за дачу ложных объяснений.

Этим опрос отличается от такого следственного действия – как допрос свидетеля или подозреваемого/обвиняемого, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела.

Обследование помещения, изъятие документов, компьютеров

Сейчас такой вид проверочных мероприятий встречается все реже, однако полиция имеет право в рамках ФЗ «О полиции» проводить обследование офиса без судебного разрешения на основании постановления о проведении обследования, изымать необходимые документы и предметы.

При появлении сотрудников полиции в офисе следует:

– проверить удостоверения сотрудников полиции и переписать все данные, указанные в удостоверении;

– внимательно изучить постановление о проведении обследования. В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения обследования, и перечень оперативных работников, которым поручено проведение обследования.

Обследование может проводиться только на основании письменного распоряжения начальника органа внутренних дел либо его заместителя. Объем помещений в здании, подлежащих обследованию, зависит от формулировки места проведения данного ОРМ в постановлении.

Если указан только номер здания – сотрудникам полиции предоставляется возможность обследовать полностью все помещения, независимо от того, расположены ли в них сотрудники проверяемой организации или третьи лица. Необходимо сверить фамилии лиц в постановлении с теми, кто фактически пришел к вам на территорию и предъявил вам удостоверения сотрудников полиции.

Также проверьте, соответствует ли адрес и наименование компании реквизитам вашей организации. Следует отметить, что сотрудники полиции могут проводить обследования не только офисных помещений, но и складов, торговых точек и т. д. Копия постановления должна быть вручена руководству компании.

Важно отметить, что при производстве обследования любое физическое лицо вправе пользоваться квалифицированной юридической помощью, хотя зачастую из-за внезапности это бывает тяжело сделать.

Все действия, которые полицейские совершают при обследовании помещений, обязательно должны проводиться в присутствии двух понятых, то есть посторонних лиц, не заинтересованных в ходе расследования.

По результатам обследования полицейские должны составить акт, в котором фиксируются все обстоятельства данного мероприятия: дату, место и время проведения, перечислить всех участвующих лиц — самих полицейских, представителей организации, понятых. Также в акте указывается информация о том, в каких именно помещениях произведено обследование и описаны его результаты, то есть должны быть указаны обнаруженные документы и предметы с указанием точного места и обстоятельств их обнаружения.

Обнаруженные документы и предметы полицейские имеют право изъять. При этом они обязаны составить еще одни документ — протокол, содержащий опись изымаемых предметов и документов. Одновременно с проведением обследования сотрудники полиции имеют право опросить сотрудников организации.

Когда возбуждено уголовное дело

Зачастую под полицейской проверкой также ошибочно понимаются мероприятия, проводимые в рамках уголовного дела. Это не так.

Когда возбуждено уголовное дело и организация попала в сферу интересов следственного органа ситуация гораздо более серьезная.

Чаще всего это уголовные дела о незаконной банковской деятельности, мошенничестве, уклонение от уплаты налогов и т.д., т.е. так называемые «экономические преступления».

Если к этому имеются основания, в рамках уголовного дела, следователь имеет право:

– провести в офисе обыск/выемку документов, при этом в нежилом помещении без судебного разрешения, в жилом помещении – с последующим получением судебного разрешения; изымать любые документы и предметы, имеющие отношение к уголовному делу – в рамках обыска, конкретные предметы – в рамках выемки;

– допрашивать сотрудников об обстоятельствах уголовного дела;

В случае если в организации проводится обыск или выемка, алгоритм действий руководства похож на порядок действий при обследовании.

Необходимо тщательно фиксировать все происходящее, получать копии документов: удостоверения и данные всех лиц участвующих в этом мероприятии, постановление о производстве обыска/выемки, протокол обыска/выемки, в котором отображаются хронологически все действия сотрудников во время обыска/выемки, указаны данные и подписи всех лиц, указано, что и как изъято и опечатано.

Почти всегда обыск или выемка внезапна, и сотрудники полиции не будут ждать прибытия адвоката, хотя и не имеют права не пускать его, когда он прибудет.

Необходимо помнить, что во время обыска следственная группа может изъять вообще любые документы или имущество в офисе и лишь спустя значительное время вернуть его за ненадобностью, равно как и проникать в любые помещения, вскрывать сейфы в случае если их добровольно не открывают.

Поэтому, представляется, что разумное взаимодействие с следственными органами, «не агрессивное» поведение позволит минимизировать ущерб от такого мероприятия, возможно позволит избежать изъятия важных документов, всех компьютеров и т.д.

В каждом отдельном случае, после анализа ситуации, желательно вместе с практикующим адвокатом, руководство должно решить, в какой степени сотрудничать с следственными органами.

Изъятое во время обыска, если это не признано вещественными доказательствами, подлежит возврату организации по ее заявлению. В случае если это не происходит, данные действия можно обжаловать.

Одновременно с обыском или после него, следователь имеет право вызывать на допрос в качестве свидетелей по делу сотрудников компании. Это уже следственное действие, поэтому отказаться от допроса нельзя, равно как нельзя не давать показания, т.к.

за это предусмотрена уголовная ответственность.

Не надо говорить о том, что только тщательный анализ обстоятельств уголовного дела, оснований его возбуждения, выявление направления интереса следственных органов касаемо конкретных фактов вместе с практикующим адвокатом, позволит избежать крайне неблагоприятных последствий.

Источник: https://msk-legal.ru/politseyskie_proverki/

Полицейские проверки: правила поведения — Audit-it.ru

Как узнать о ходе расследования, проводимого полицией?

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

taxCOACH

Сама по себе возможность проведения в отношении налогоплательщика полицейской проверки – в том понимании термина «проверка» какое обычно подразумевается при проведении такого контрольного мероприятия налоговыми или иными контролирующими органами, Законом о полиции не предусмотрена. Самостоятельных проверок полицейские проводить не могут.

Подобная возможность в свое время была исключена еще из Закона о милиции.

Однако, как и до введения в действие закона о полиции, полицейские могут привлекаться представителями налоговой службы в ходе проведения выездных налоговых проверок. Такое право закреплено в ст. 36 Налогового кодекса. Соответствующая норма предусмотрена и  Законом о полиции (подп. 28 п. 1 ст.13).

Если же говорить о проведении полицейских проверок, направленных на выявление налоговых преступлений, то в данном случае речь следует вести о предварительных  оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на выявление факта совершения налогового преступления.

К таким мероприятиям, которые органы полиции вправе производить в ходе оперативно-розыскной деятельности, относятся:

– проведение опроса;

– сбор образцов для исследования;

– осуществление проверочной закупки;

– проведение оперативного эксперимента;

– исследование предметов и документов;

– наблюдение;

– обследование помещений, сооружений, участков местности, транспортных средств;

– контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

– прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи;

– оперативное внедрение;

– контролируемая поставка и т.д.

Следует отметить, что оперативно-розыскные мероприятия принято делить на гласные и негласные. Особенность проведения негласных ОРМ заключается в том, что оперативники собирают информацию без ведома и без согласия проверяемого лица. Это может быть прослушивание телефонных переговоров, отслеживание электронной почты компании, наблюдение.

При осуществлении гласных ОРМ,  оперативник обращается непосредственно в компанию и обязан при этом представиться и сообщить какое мероприятие он проводит. Например, это может быть опрос или обследование помещений.

В отличие от негласных  – гласные ОРМ проводятся только с согласия проверяемого лица и с обязательным его уведомлением о предстоящем проведении ОРМ.

Как правило, до проведения какого-либо гласного ОРМ, начало осуществления которого уже дает определенный сигнал налогоплательщику о возможном в скором будущем возбуждении в его отношении уголовного дела, сотрудники полиции проводят предварительный сбор информации о деятельности налогоплательщика. В частности, полицейские подробно выясняют, кто является учредителем, генеральным директором, кто фактически управляет компанией, есть ли взаимозависимые или аффилированные структуры, как организована финансовая деятельность и распределен поток денежных средств, как компания экономит на налогах. Учитывая тесное взаимодействие полиции и налоговых органов в ходе рассмотрения вопросов о наличии в действиях налогоплательщика состава преступления – получить необходимые сведения для сотрудников полиции не представляется затруднительным.

Собрав необходимые первоначальные сведения о компании, сотрудники полиции далее, как правило, приступают к сбору доказательств, подтверждающих наличие признаков уголовно наказуемого деяния.

Для этого, наряду с негласными ОРМ, полиция вправе запрашивать у организации документы, проводить обследование помещений, осуществлять изъятие документов, компьютерной техники, опрашивать сотрудников организации.

Важно при этом внимательно проверять основания для проведения таких мероприятий, по возможности максимально точно фиксировать ход проведения любого ОРМ и в письменной форме отображать любые замечания, возникающие в ходе проведения проверочных мероприятий.

Так, п.4, ч.1, ст. 13 Закона о полиции предусматривает право сотрудников полиции запрашивать документы в связи с проводимой проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях.

Исходя из  данной нормы  запрос должен в обязательном порядке содержать информацию о проверке – номер материалов проверки, основания для ее проведения, в отношении какой компании она проводится.

Соответственно, отсутствие всех сведений, позволяющих идентифицировать проверку, основания ее проведения и вашу компанию в качестве проверяемого лица, может быть основанием для отказа в предоставлении запрашиваемых сведений и документов.

При появлении оперативных работников с целью проведения обследования помещения, в первую очередь, необходимо внимательно проанализировать постановление о проведении данного ОРМ.

В нем должно быть указано основание для проведения обследования, лицо, в отношении которого оно проводится, место проведения обследования, и перечень оперативных работников, которым поручено проведение обследования.

Постановление должно быть объявлено под расписку руководителю, главному бухгалтеру, любому иному лицу, являющемуся работником/должностным лицом проверяемой организации.

Объем помещений в здании, подлежащих обследованию, зависит от формулировки места проведения даного ОРМ в постановлении. Если указан только номер здания – сотрудникам полиции предоставляется возможность обследовать полностью все помещения, независимо от  того, расположены ли в них сотрудники проверяемой организации или третьи лица.

Цель обследования – поиск и изъятие доказательств, как правило, документов и электронных носителей информации.

Важно отметить, что при производстве обследования, как и любого другого ОРМ, любое физическое лицо вправе пользоваться квалифицированной юридической помощью и при выражении волеизъявления о необходимости присутствия адвоката в ходе проведения ОРМ – без его наличия в месте проведения ОРМ сотрудники полиции начать обследование не вправе.

Любые замечание о ходе проведения обследования и изъятия каких-либо документов, вещей, техники обязательно следует фиксировать в протоколе, оформляемом сотрудниками полиции по итогам проведения ОРМ.

В случае отсутствия каких-либо замечаний в протоколе, доказать впоследствии факт нарушения оперативными работниками процедуры проведения ОРМ практически невозможно.

Положительным моментом в случае необходимости доказывания незаконности действий сотрудников полиции является также наличие в организации системы видео- и аудионаблюдения.

Достаточно часто одновременно с проведением обследования, пытаясь воспользоваться фактором внезапности, сотрудники полиции проводят опрос сотрудников организации. Под опросом понимается право работника полиции задать вам вопросы и зафиксировать полученные от вас ответы, то есть составить объяснение.

Важным моментом является тот факт, что опрос может быть проведен только с согласия опрашиваемого лица. Никакой ответственности за отказ от дачи объяснений при проведении опроса не предусмотрено. Отсутствует и возможность привлечения вас к ответственности за дачу ложных объяснений.

Этим опрос отличается от такого следственного действия – как допрос свидетеля или подозреваемого/обвиняемого, проводимого уже в ходе расследования уголовного дела.

При этом право отказа от дачи объяснений касается не только полицейской, но и налоговой проверки. В ходе проведения допроса налоговым органом отказ от участия в допросе либо дача ложных показаний ненаказуемы.

Исходя из отмеченных выше особенностей проведения ОРМ можно выделить следующие необходимые действия сотрудников организации при взаимодействии с работниками полиции:

– обязательная проверка служебных документов оперативных работников и сопоставление их данных с данными лиц, указанных в постановлении о проведении ОРМ как имеющих право на его проведение.

При необходимости следует переписать такие данные  или сделать копии документов. – важно внимательно изучить постановление о проведении обследования на изучение описание места проведения ОРМ.

Если указан, например, точный номер обследуемого кабинета, в любые другие помещения сотрудники полиции заходить права не имеют.

важно не путать ОРМ, проводимые на стадии доследственной проверки (до факта возбуждения уголовного дела) и в рамках расследования уголовного дела. Так, значительно сильно отличаются права и обязанности сотрудников полиции и ваши при проведении опроса и допроса, обследования помещения и обыска.

– если говорить о превентивных мерах защиты от последствий полицейских проверок следует отметить важность грамотной организации хранения документов.

Наиболее компрометирующие лучше хранить вне места основной деятельности организации. Ни в коем случае не следует хранить документы и печати разных организаций в одном месте.

То же касается и информации, содержащейся на жестких дисках компьютеров, внешних носителях и т.д.

– также заранее стоит подготовить сценарий поведения сотрудников в случае внезапной проверки. Этот план действий поможет не паниковать, действовать быстро и эффективно.

Каждый сотрудник будет знать, что ему делать и как реагировать. Вести переговоры с проверяющими должен заранее определенный, а следовательно, подготовленный сотрудник.

Это касается не только полицейский проверок, но и любых других контрольных мероприятий.

Соблюдение хотя бы самых простых мер безопасности и должная внимательность к мелочам в ходе проведения ОРМ позволит в дальнейшем избежать многих сложностей и отстоять свою позицию в возможном далее расследовании уголовного дела или избежать начала проведения такого расследования.

Обсудить материал с автором…

Коллектив Центра структурирования бизнеса и налоговой безопасности – taxCOACH

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/455697.html

Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Как узнать о ходе расследования, проводимого полицией?

Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.

Визит к Минотавру

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений.

А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально.

С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей.

Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки».

Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит.

А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает.

Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура».

И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место.

Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан.

Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении).

Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ.

Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:

  • приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=6371

Полномочия сотрудников правоохранительных органов при проведении доследственной проверки

Как узнать о ходе расследования, проводимого полицией?

Владимир Китсинг, партнер «Князев и партнеры»

Артем Чекотков, юрист «Князев и партнеры»

Проявление силовиками внимания к коммерческим организациям стало неотъемлемым атрибутом осуществления предпринимательской деятельности в современных российских политико-экономических реалиях.

Сотрудники коммерческих организаций нередко оказываются вовлеченными в оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в рамках так называемой полицейской (доследственной) проверки, организованной в целях возбуждения уголовных дел экономической направленности.

Полученные в результате такой проверки данные впоследствии могут стать доказательствами по уголовному делу. При этом полномочия силовиков, закрепленные в законе, зачастую разительно отличаются от действий, совершаемых ими на практике.

Термин «полицейская проверка» во многом условен и употребляется лишь постольку, поскольку проверки коммерческих организаций проводятся сотрудниками полиции, в частности работниками ставшего уже легендарным отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ОЭБиПК), в то время как подобные мероприятия могут проводить и иные силовые ведомства, например ФСБ России. Законодатель именует данный вид деятельности проверкой сообщения о преступлении, в профессиональных кругах также используется термин «доследственная проверка». В первую очередь необходимо осветить, какие полномочия правоохранителей охвачены данным понятием и почему полицейская проверка применяется в отношении бизнеса.

Всю деятельность по расследованию и раскрытию преступлений можно разделить на два этапа: до возбуждения уголовного дела и после.

  • С точки зрения закона, сотрудники правоохранительных органов должны концентрировать основные усилия, направленные на раскрытие преступлений, в период после принятия решения о возбуждении уголовного дела, когда они наделены широким кругом полномочий, среди которых основная роль отводится возможности проводить следственные действия, ограничивающие права и свободы лиц, посредством которых можно получить доказательства по уголовному делу;
  • в период до возбуждения уголовного дела наблюдается обратная ситуация. Собственно, обозначенный этап и определяется как «полицейская проверка». В его рамках, опять же сугубо с точки зрения закона, предполагается установление лишь тех данных, которые свидетельствуют о наличии признаков преступления, и полномочия сотрудников силовых ведомств ограничены. В частности, на данном этапе проводятся оперативно-розыскные мероприятия, а не осуществляется сбор доказательств. Вместе с тем, в соответствии с практикой расследования экономических преступлений, одним из центральных элементов в расследовании уголовных дел данной категории становится именно полицейская проверка.

Обозначенная ситуация обусловлена многими причинами, однако главная, с нашей точки зрения, заключается в неэффективности установленных критериев оценки деятельности правоохранительных органов.

Несмотря на многочисленные заявления представителей силовых структур о том, что хорошо известная всем «палочная система» оценки эффективности ушла в прошлое, основные ее элементы продолжают существовать. Примером служит Приказ МВД России от 31.12.2013 № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации».

В нем в качестве отрицательных показателей установлены, например, такие, как число оправданных лиц или число лиц, в отношении которых дела прекращены в связи с отсутствием состава преступления либо непричастностью, а положительным критерием, помимо прочих, выступает количество уголовных дел, направленных в суд.

В ходе практической деятельности указанные обстоятельства приводят к тому, что в подавляющем большинстве случаев уголовное дело возбуждается лишь тогда, когда правоохранители уверены в том, что оно будет направлено в суд для дальнейшего рассмотрения и вынесения обвинительного приговора.

В результате этап, на котором принимается решение о возбуждении уголовного дела (т.е. полицейская проверка), становится одним из определяющих.

Именно в этот период оценивается информация, необходимая для привлечения лица к уголовной ответственности.

И только будучи уверенным в судебной перспективе собранного оперативными сотрудниками материала, следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела по результатам проверки.

Основной целью полицейской проверки применительно к расследованию экономических преступлений является сбор информации, которая впоследствии станет доказательствами по уголовному делу. В данной связи необходимо отметить, что в первую очередь правоохранителей интересуют три блока информации, которую они могут получить от коммерческой организации:

  • документы – учредительная, договорная и отчетная документация, выписки по счетам организации, закрывающие документы по договорам, книги покупок и книги продаж и т.д.;
  • электронные данные – рабочая переписка, информация, хранящаяся на сервере и в рабочих компьютерах сотрудников организации;
  • свидетельские показания – прежде всего информация, полученная от генерального директора и главного бухгалтера, а также показания иных сотрудников организации и представителей контрагентов.

Обозначенную информацию собирают путем проведения оперативно-розыскных мероприятий и реализации полномочий, предоставленных Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции).

Источник: http://legalinsight.ru/polnomochiya-sotrudnikov-pravoohranitelnyh-organov-pri-provedenii-dosledstvennoy-proverki/

Консультант закона
Добавить комментарий