Как забрать аттестат ребенка, если руководство школы препятствует этому?

Защищаем права ребенка в школе

Как забрать аттестат ребенка, если руководство школы препятствует этому?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

С утра восьмиклассница Катя включает Интернет и приступает к учебе

«Он пришел из школы с рассеченной бровью и весь в грязи»

Сын Марии из Волгоградской области учится в 7‑м классе. В этом году ему пришлось перейти на семейное обучение.

Все предыдущие шесть лет мальчик тяжело ходил в школу, плакал по утрам, и чем дальше, тем становилось хуже. У ребенка не складывались отношения с учителями и одноклассниками.

Все чаще Миша (имя изменено) приходил из школы избитый — одноклассники издевались над ним, а учителя этому не препятствовали.

Сейчас, когда Мария забрала ребенка из школы, у нее есть сомнения, сможет ли она сама объяснить Мише нужную тему, например, по химии или физике. Она даже начала слушать онлайн-лекции по химии.

Мария занимается оформлением детских праздников и далека от педагогики, да и школьную программу почти забыла. Но время вспомнить есть — аттестацию сыну нужно будет пройти только в 9‑м классе, от промежуточной они пока отказались.

На экзаменах нужно будет решить задания, которые дадут учителя-предметники, сделать доклады или пересказать параграфы учебника. Мария считает, что они справятся.

— Сегодня встали с утра — и за уроки. Позанимались географией, перешли к математике, задачки старшая сестра объяснила. Но вот мои родственники не одобряют мой выбор, говорят, я лишила ребенка социализации.

Я так не считаю — он гуляет во дворе, у него есть друзья, будет ходить на секции.

Видя его слезы по утрам и все эти драки, я не хочу, чтобы мне однажды позвонили из школы и сказали: заберите труп ребенка!

У другой семьи — другая причина. Когда дочь Ирины Евстратовой из Санкт-Петербурга пошла в 1‑й класс, женщина и не предполагала, что уже в следующем году она перейдет на семейное обучение.

Школа давала хорошие знания, дети изучали два языка, большинство потом поступали в вузы. Однако вскоре Ирина стала понимать, что высокий рейтинг и отличные успехи в учебе достигаются за счет дополнительных занятий с репетиторами.

90% учеников в 1‑м классе занимались или с репетиторами, или с родителями.

— У нас в первом классе был ребенок, который не умел читать, но боялся в этом признаться, — рассказывает Ирина. — Учительница орала на него: читай, я сказала! Как-то раз она задала выучить одно из двух стихотворений на выбор, и другой ребенок выучил по ошибке третье, оно было по программе следующим. Так учитель за такое поставил «двойку».

Она всегда раздавала прозвища типа «двоечник», «двоечница». По предмету «окружающий мир» частенько задавали на дом упражнения, которые без помощи родителей детям просто не выполнить, к тому же нужен был принтер для печати этих заданий.

У нас пару раз заканчивались чернила, в те моменты на дворе стоял уже вечер, и ехать в город за чернилами было уже поздно — мы живем в пригороде. За невыполненное задание дочь получала «двойки», хотя саму тему отлично знала. Пару раз мы опаздывали, учительница говорила менторским тоном: завтра будешь учиться в коридоре, а сейчас стой и жди, когда я тебя позову.

Есть детки, которые пропускают подобное поведение учителей мимо ушей. Моя дочь не такая. Вдобавок она даже в туалет школьный сходить не может, потому что там часто не закрываются двери.

Ирина написала заявление в местный департамент образования о том, что переводит дочь на семейное образование. Затем нашла учителя, который приходит несколько раз в неделю. Что-то проходят сами. Изучают все предметы, кроме рисования и физкультуры.

О том, эффективно ли семейное образование, мы спросили у учителей, принимавших экзамены у детей на этой форме обучения.

— Если подходить с умом, грамотно и адекватно, исходя из особенностей ребенка, то толк будет, а если такую форму обучения выбирают с позиции «в школе все дураки» — то и результат соответствующий, — считает учительница математики Елена Владимировна из Перми.

— «Мой» семейник с «пятерок» ушел в полный минус! Дома не делал ничего, и это разрешали родители. В 5–6‑м классах еще выкарабкался, хотя и с пересдачей, а 7–8‑й классы — в полном провале.

Хотя мама имеет два высших образования и уверяла, что ее ребенок выше всех остальных детей на голову.

— Сталкивался с очень обеспеченной семьей на домашнем обучении. Результаты были очень впечатляющие, — говорит педагог Антон Дягтерев. — Те темы, что не тянули родители, давали репетиторы. Индивидуальный подход в любом случае лучше станочного. Другое дело, что такое обучение не каждая семья может себе позволить.

Есть такая категория — это дети-бездельники, которых родители избавили от уроков.

Они кое-как сдают аттестацию, хотя по предметам, которые они любят, могут быть глубокие знания, так как на семейном обучении ребенка начинают усиленно готовить именно в той сфере, где он потом будет развиваться профессионально, чего в школе нет.

Заочное обучение начинается уже со школы

Алина из Подмосковья, мама восьмиклассницы Кати, в сентябре перевела дочь на дистанционное обучение.

Когда-то они пришли в лицей как в лучшую школу района. Даже квартиру поменяли, чтобы взяли по прописке. Однако Алина стала замечать, что знания в лицее дают не те, к тому же в программе много внеурочки, которую нужно было посещать.

— Я поняла, что моя дочь в школе просто тратит время. Не все предметы преподают качественно. В итоге она, просидев пять часов в школе, приходила домой, и мы начинали проходить тему урока заново.

Поступление в вуз не за горами, и мы начали ходить на дополнительные занятия по разным предметам.

Когда я поняла, что у дочери от учебы уже идет кругом голова, пришлось выбросить из графика самую неэффективную часть подготовки, а именно посещение школы.

Изначально Алина решила перевести свою дочь в более сильную школу. Однако «пятерка» в старой школе обернулась «двойкой» на вступительном экзамене в специализированную московскую школу. На очное обучение попасть не удалось. Тогда решили попробовать дистанционное и записались в онлайн-школу.

…С утра восьмиклассница Катя включает Интернет и приступает к учебе. Занятие проходит по типу вебинара: девочка заходит в класс, видит учителя и слышит его объяснения. Обычный урок длится два часа с перерывом.

Учитель детей не видит, а только может прочитать от них сообщения. Раз в неделю присылают оценки. Дети в течение года дистанционно также пишут контрольные, а аттестация проходит три раза за год и тоже онлайн.

— В день обычно у нее по три урока длительностью по два часа, — говорит мама. — Количество уроков примерно такое же, как в обычной школе. Но мы взяли еще пять дополнительных нужных курсов: по занимательной физике, например, и другим предметам.

Раньше ребенок физику на дух не переносил, потому что в прошлой школе ей не объяснили даже суть предмета. Сейчас Катя занимается с большим удовольствием. У нас есть куратор, который решает все проблемы, которые возникают по ходу обучения.

Плюс еще и в том, что родители могут всегда присутствовать на онлайн-уроке.

Новое пространство для тех, кто обучается «через компьютер»

Впервые о семейном образовании заговорили в 1992 году, когда на смену советской системе, при которой здоровые дети должны были обязательно посещать школы, пришли разные формы обучения, которые были прописаны в новом законе «Об образовании…». Однако на тот момент забирать своих детей из школ никто и не думал. Не было и механизма перехода на эту форму обучения.

Что касается дистанционного обучения, то оно не является юридически отдельной формой, а просто подразумевает использование информационных технологий в учебе. Как на семейном, так и на дистанционном обучении ребята не посещают школу.

Но разница между ними огромна: если на семейном обучении образовательный процесс полностью лежит на плечах родителей, то на дистанционном ребенок фактически обучается так же, как и в обычной школе: у него есть уроки, контрольные, оценки и учителя.

Специалисты утверждают, что уже сегодня нужно создавать новое пространство для тех детей, кто обучается вне школы.

— Родители в последнее время все чаще стали обращаться к форме семейного обучения в связи с тем, что их не устраивает организация обучения их детей в школе, — говорит директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.

— Их не устраивает либо нагрузка, либо отношения, либо родители не могут отдать ребенка в ту школу, которую хотят, и предпочитают, чтобы ребенок учился дома. Тенденция к тому, чтобы часть детей уходила из школы, есть, к этому ведет и цифровизация школьного образования. Растет также число тех, кто выбирает дистанционное обучение.

Но нужно подумать: а где такие дети будут социализироваться? Нужно создать для них какое-то пространство, чтобы они общались не с компьютером, а со своими сверстниками.

— Обычно люди, которые забирают детей на семейное обучение, более самостоятельные, — рассуждает психолог Елена Улитова. — Родители таких детей сами реализованы в жизни, и у них доверительные отношения с детьми. Они верят, что их дети будут самостоятельно учиться, без школьного контроля.

Я бы посоветовала тем, кто решил обучать ребенка вне школьных стен, передавать ответственность за успеваемость самому ученику. К примеру, семейное обучение не связано с системой как в школе, а связано с внутренней мотивацией ребенка. Поэтому особенно важно ее развивать.

Также можно увлекать его собственным примером.

Сложности перехода на семейное обучение

О том, с какими проблемами сталкиваются родители, забирая ребенка из школы, мы спросили у трижды мамы, а сегодня эксперта по семейному образованию — Юлии Ивлевой из подмосковного Пушкино.

Трое ее детей обучались в форме семейного образования. Сейчас старшие уже получили аттестат.

Еще во время учебы старшего сына в начальной школе, после его долгого отсутствия на уроках из-за болезни, мама решила самостоятельно позаниматься с мальчиком математикой, чтобы наверстать упущенное.

Глеб быстро и успешно осваивал параграф за параграфом, что заставило Юлию задуматься: почему же таких успехов не было в школе?

Юлия поняла, что, обучаясь дома, ребенок продвигается в изучении предмета гораздо быстрее и эффективнее. И тогда решила: ее дети будут учиться дома. Все это происходило в 2009 году, когда семейное обучение еще не было широко известным и к этой форме образования в обществе относились скептически.

Во время прохождения промежуточных аттестаций нередко приходилось сталкиваться с несправедливостью.

— Когда мой ребенок сдавал геометрию в 7‑м классе, мы с учителем заранее определили форму аттестации, и мне был дан объемный список вопросов к ней. После того как сын вытянул первый билет и успешно ответил, ему предложили тянуть второй, а потом третий. Это было нарушением.

Ребенок был подготовлен отлично. Но в итоге он получил «тройку», потому что одна учительница посчитала недостаточным только устный ответ для получения высокой оценки и предложила решить задачи, о сдаче которых мы не договаривались.

Я думаю, у учителей есть некая ревность к тому, что дети могут сами учиться, без их помощи.

СПРАВКА “МК”

Семейное образование — это форма получения образования, при которой ученики учатся вне школы. Они могут изучать программу с помощью репетиторов, родителей, самостоятельно — главное, пройти аттестацию в 9‑м классе в форме ОГЭ и в 11‑м в форме ЕГЭ.

Проходить промежуточную аттестацию они могут по своему желанию, прикрепившись к любой школе, где такая форма обучения предусмотрена. Родители должны написать заявление о своем решении в местный департамент образования. С этого момента ответственность за обучение ребенка несут они.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал экзамены.

Дистанционное образование не является самостоятельной формой обучения, дети, находящиеся на ней, являются заочниками в какой-либо общеобразовательной школе.

Они изучают ту же программу, что и их сверстники в школе, и также с помощью учителей, только дистанционно, применяя современные технологии при посредстве информационно-телекоммуникационных сетей.

Сегодня существуют также онлайн-школы, которые имеют договоры с обычными общеобразовательными учреждениями. Ответственность за обучение в данном случае лежит на школе.

Источник: https://www.mk.ru/social/2018/12/19/reshili-ne-khodit-v-shkolu-istorii-detey-na-semeynom-obrazovanii.html

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Как забрать аттестат ребенка, если руководство школы препятствует этому?

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

Как уйти из школы?

Как забрать аттестат ребенка, если руководство школы препятствует этому?

Разные причины побуждают родителей однажды констатировать: “Мой ребенок не может находиться в школе”, – и организовать ему домашнее обучение.

Наша с дочкой персональная история заключается в том, что мы не пошли в школу изначально. Все в семье знали, что будет именно так – и поддержали наше решение, спасибо им за это.

Дело в том, что школа не нравилась мне в моем детстве, не нравилась она и двум старшим дочерям. Я не видела пользы для своих детей от ежедневного обязательного посещения школы – разочаровали результаты.

Кроме того, наблюдая за младшей, за ее увлеченным погружением в работу или изучением чего-то нового (ее нельзя отвлекать в такие моменты, будет катастрофа), за ее манерой воспринимать информацию (когда кажется, что она не здесь, отстранена, или удостоит одним беглым взглядом – и опять займется своим делом, а потом оказывается, что она многое запомнила, зафиксировала и пользуется в своем творчестве), наблюдая за ее потребностями в подвижности, желании быть почаще во дворе, ближе к природе, – я понимала, что от школы будет больше вреда, чем пользы. И будет еще сложнее, чем со старшими дочерями.

Выходит, она сама подготовила меня к домашнему обучению. Она мой учитель, я так и воспринимаю ее.

Наблюдая за ребенком, за его увлечениями и манерой воспринимать информацию, за его потребностями в подвижности и желанием быть ближе к природе, – можно понять, что от школы будет больше вреда, чем пользы

Мне часто задают вопросы: как забрать ребенка из школы? Можно ли так делать? Опишу коротко.

Просто забрать ребенка и не ходить в школу – не вариант.

Есть такой термин в педагогике “педагогическая запущенность”, догадались, о чем он? Любящие родители этого не допустят. Заниматься с ребенком надо, где бы он ни учился – в школе, дома, в группе единомышленников и так далее.

К тому же, куда деться родителям от ответственности за ребенка и перед законом?

Я верю, что именно ответственные и осознанные родители задаются вопросом, обозначенным в заголовке.

Сразу скажу: да, это возможно – забрать ребенка из школы. Для этого нужно:

– найти школу с дистанционной формой образования или экстернат;

– продумать процесс обучения;

– перевести документы из вашей школы в выбранную;

– придерживаться плана.

Теперь подробней о каждом пункте.

Школа с дистанционной формой образования или экстернат

Такие школы не часто, но встречаются.

Что такое дистанционная форма обучения? Ребенок учится на расстоянии от школы, даже в другом городе или государстве – а школа обеспечивает контроль знаний и юридический статус, то есть аттестат государственного образца.

Некоторые еще и обеспечивают получение знаний на расстоянии, например, с помощью интернета.

Каждая школа со своими особенностями и требованиями.

Ребенок может учиться на расстоянии от школы, даже в другом городе или государстве

При поиске подходящей вы всё подробно узнавайте из первых рук, непосредственно от администрации каждой школы, так как эти данные могут меняться из года в год.

Прежде всего, узнайте в своей нынешней школе – может, они согласятся на такой вариант или предложат другую альтернативу, приемлемую для вас.

Есть хороший интернет ресурс со всеми рекомендациями, советами, списком школ, лояльных к домашнему обучению, – doinua.org.

С каждым годом открываются новые возможности и новые школы, или действующие образовательные заведения открывают возможность дистанционного обучения.

Как организовать процесс обучения

Ответственность и контроль за качество знаний – полностью на родителях.

Это и вдохновляет, и пугает. Через год, обнаружив результаты, страх у меня прошел, а вдохновение с каждым шагом растет.

На родительские плечи ложится много забот: организовать, увлечь, реализовать, подготовить – жизнь становится насыщенной событиями.

Сложности в соблюдении: режим дня, учебный план, равномерность нагрузок.

Родитель, помимо своей воли, становится более собранным, целеустремленным, ответственным – а ребенок за ним подтягивается. Вместе учимся доводить дело до конца, работать рациональней, коммуницировать друг с другом и другими людьми.

О том, какой объем информации на нас обрушился за год (только один, первый год) здесь не буду писать – это отдельная тема.

На родительские плечи ложится много забот: организовать, увлечь, реализовать, подготовить – жизнь становится насыщенной событиями

Итак, как лично вы организуете процесс обучения своему ребенку – выбирать только Вам:

1) прибегнете к помощи педагога/-ов или справитесь сами;

2) где будет проходить основная часть обучения: дома, в самоорганизованной группе единомышленников, в организованной альтернативной школе;

3) какие конкретные методики, учебники, материалы будете использовать – можно советоваться с педагогами, родителями, учениками;

4) когда, сколько времени займет обучение, в какие дни – это тоже надо заранее продумать, чтобы обеспечить равномерную нагрузку в течение учебного года (и даже каникул), и чтобы правильно составить расписание на неделю, учитывая занятия спортом, дополнительные интересы и увлечения (осваиваем логистику и тайм-менеджмент).

Чисто технический пункт

Перевести документы из вашей школы в выбранную или собрать нужные документы для поступления.

Подробней узнавайте у администрации школы.

Для поступления обычно нужны заявление, медицинская справка, ксерокопия свидетельства о рождении.

Дорогу осилит идущий!

Сами понимаете, одно дело – задумать, и совсем другое – осуществить. Будут трудности, препятствия, испытания, но все можно преодолеть, если есть желание идти по этому пути.

Прежде всего, родителям должна нравиться и подходить выбранная форма обучения, школа, учитель, материалы – тогда и ребенку все это подойдет. Если же есть недовольство системой, учителем или чем-либо еще – ребенок “считывает” это состояние близких, и учеба не в радость, и мотивация на нуле.

Мы первый класс прошли группой из шести детей с мамами.

До начала учебного года между мамами распределили зоны ответственности: по 1-2 человека на школьный предмет (математика, грамота, украинский язык, природа).

Английский преподает профессиональный педагог.

Мы первый класс прошли группой из шести детей с мамами

Мамы – не профессионалы, у каждой есть своя деятельность, работа, у многих маленький ребенок.

Но мы, мамы, как ни один профессионал, знаем и чувствуем своих детей. Если они не воспринимают материал, задаемся вопросом “что происходит?” – им скучно, не интересно, слишком сложно или заумно, устал, плохо себя чувствует? Причин может быть масса.

Изначально были обозначены приоритеты:

– во-первых, поддерживать и разжигать живой интерес к познаниям, к изучению нового, строить мотивацию к обучению на имеющейся у каждого человека жажде знаний;

– во-вторых, оптимизировать все обучение с целью минимизировать время в пользу занятий спортом и других интересов, подвижных и свободных игр, прогулок, путешествий.

Скоро мы поняли, что смена уроков в один день не дает продуктивных результатов – и перешли к системе погружений в один предмет эпохами-периодами в 2 недели.

Дальше задумались, как в этот период напоминать, вспоминать остальные предметы и одновременно построить все обучение на интересной и полезной деятельности.

Так из 3-х встреч в неделю по часу произошли проекты.

И теперь я считаю, что проектная деятельность – самый подходящий для обучения метод.

Проект не ограничивается школьным предметом (обычно всегда нужно писать, читать, зарисовывать, оформлять, часто подсчитать, замерить, смастерить или начертить модель, прочее.) – можно подстроить ход занятий таким образом, чтоб охватить максимально широкий спектр вопросов.

Часто у детей возникают вопросы по ходу. И эти вопросы могут уходить далеко в старшие классы школьной программы – это хорошо! Стараемся объяснять, чтобы было понятно.

Больше деланья, проживания. Дети многое воспринимают образно, не стоит увлекаться логическими разъяснениями. Важный навык тренируется в работе с проектами: умение ставить цель и достигать ее, составлять план действий и придерживаться его.

А сколько положительных эмоций по завершению проекта и у детей, и у родителей!

В итоге, по времени проект длится 2 недели (3 встречи в неделю по часу-полтора, всего 6 встреч).

Проводим проекты по очереди: проходят 2 проекта – и наступает снова моя очередь. За этот месяц рождается новая идея для проекта, и есть время не спеша подготовиться.

По затратам. Учитель английского, общие закупки расходных материалов, учебной литературы, поездки на экскурсии, еда (сами готовили, иногда с детьми), праздники – все расходы делим поровну.

*   *   *

Мой вывод:

Обучать самому финансово выгодней. Дело даже не в экономии, а в рациональном использовании средств.

Время тратится интересно и, главное – не впустую, и тоже экономней.

Сил и энергии требуется много, но они восполняются новым вдохновением и ощущением свободы.

Обучение становится неразделимым со всей остальной жизнью. Едем в поход или в магазин, или планируем праздник – я уже примерно знаю, где может ребенок получить практический навык применения своим знаниям и умениям или научиться новому.

Понятно, что домашнее обучение – это время и работа для родителей. Но я могу себе позволить тратить свое время и силы на свои интересы.

Мои дети, их воспитание и образование – в моих интересах. Ведь мы – члены одной семьи.

Живите в радость, сами стройте свою жизнь!

Ольга Зеленина, руководитель центра обновления родительской культуры “Семечко”, педагог художественной мастерской, педагог домашней школы и авторского курса “Подготовка к школе”, специально для УП.Жизнь

Текст написаний у рамках освітнього вікенду “Діти. Освітній експеримент”.

Источник: https://life.pravda.com.ua/columns/2016/08/29/217108/

Консультант закона
Добавить комментарий