Как законно рисовать платные портреты на улицах российских городов?

Как законно нарисовать граффити в Москве

Как законно рисовать платные портреты на улицах российских городов?

Все чаще на стенах домов появляются яркие рисунки — «граффити». Это с одной стороны способ самоутверждения, а с другой — желание оживить мрачный однотонный городской пейзаж, сделать его более живописным и ярким. Получается, любой житель, желающий творить и дарить свое творчество людям, может начать это делать на улицах города?

Законность граффити

Первое, что нужно понимать про граффити – это то, что данное изображение должно быть, прежде всего, законным. Законность граффити позволит рассматривать его как объект различных правоотношений: обязательственных, интеллектуальной собственности, рекламных.

И первое условие законности – нанесение граффити лишь на те участки строений, которые не являются чьей-либо частной собственностью. В противном случае можно получить штраф за порчу имущества в размере до ста тысяч рублей, а в иных случаях – и арест нарушителя.

О законности граффити часто возникают споры между представителями власти и искусствоведами.

Одни ратуют за то, чтобы в городах соблюдалась, другие же — представители художественной сферы — утверждают, что граффити — отличный способ украшения города, возводя данный вид искусства в ранг уникальных экспонатов, которые следует оберегать и, наоборот, мотивировать граждан, чтобы данный вид искусства развивался и в столице, и в других провинциальных городах.

Прислушиваясь к представителям арт-искусства, многие райтеры стали оставлять в нижнем правом углу своей работы подпись (как на полноценном полотне), по которой художников можно, при желании, найти. Если такие художества выполнены, не нарушая закон, не используя различные запрещенные знаки и слова, они признаются легальными граффити.

ГК РФ считает любые произведения искусства без учета ценности, назначения, способа выражения предметами авторского права, действующего в течение срока жизни автора, семи десятков лет после его смерти. Думается, такими гарантиями может обладать творец выполненных настенных символов.

Если у вас есть серьезные намерения нарисовать что-то на городских стенах, знайте, что легальные граффити часто создаются на заказ. Ими украшаются безликие заборы, обновляются здания. Заключается договор, и далее, по акту приемки выполненных работ, принимается художественное изображение.

Кроме того, сразу учтите: на улицах города возбраняется изображать запрещенные знаки, писать нецензурные слова и выражения, публиковать призывы агитационного характера. Такого рода художества обязательно удаляются представителями местных коммунальных служб.

Тем не менее, даже для выполнения граффити по всем правилам и законам необходимо получить разрешение у администрации того населенного пункта или района, где хотелось бы заняться творчеством.

Правила содержания территорий ↑

Муниципальные органы самостоятельно решают проблемы, связанные с экстерьером зданий. Неразрешенное распространение уличной символики нарушает принятый внешний облик территории.

И невыполнение установленных норм соблюдения порядка, чистоты в пределах населенных пунктов наказывается официальным порицанием или денежным взысканием с домовладельца до трех минимальных размеров его заработной платы, лицам, осуществляющим полномочия органов власти — до семи.

Как получить разрешение

Чтобы не попасть под статью о вандализме или порче имущества, площадку под граффити необходимо получить легально. Для начала надо придумать и разработать макет. Затем написать обращение на имя главы управы района или директора управляющей компании. Далее записаться на приём к главе района и утвердить макет, а также взять из управы бумагу о том, что проект согласован.

Но ключевой документ, дающий разрешение на граффити, — письменное разрешение собственника здания. Поэтому, чтобы разрисовать стену жилого дома, нужно провести общее собрание жильцов и получить поддержку более половины собственников дома. Этого требует Жилищный кодекс.

https://www.youtube.com/watch?v=z-M9VyIGTIc

А вот в случае с бойлерными проще: как правило, они принадлежат городу или подведомственным организациям, поэтому если глава управы не возражает против инициативы, то он окажет посильную помощь в получении разрешения от собственника.

Граффити – не реклама

Важным пунктом в нанесении красочных рисунков на стены является отсутствие в них рекламной информации. Телефон, адрес, прочие рекламные данные не могут содержаться на таких рисунках, иначе штраф настигнет художника.

Где найти деньги

По вопросу финансовой поддержки лучше сразу обращаться к жильцам дома. Чем больше людей поддержат идею, тем больше денег удастся собрать. Попытаться получить финансовую поддержку можно в управе или с помощью заинтересованных спонсоров: районного интернет-провайдера или местного магазина. Компании могут заплатить за граффити при условии, что их логотип будет размещён на рисунке. 

С таким предложением можно выйти на районного интернет-провайдера или магазин местного масштаба.

Финансовое подспорье может взять на себя управа района. Если макет покажется руководству привлекательным, то данная работа будет проведена за счёт управы в рамках благоустройства района. Иногда оплата может ограничиться только покупкой краски за счет управы, а в иных случаях это может быть заказ, в котором вам оплатят еще и работу.

Граффити на заказ

Огромный интерес общественности подвиг столичный Департамент культуры создать целый отдел, занимающийся направлением уличной живописи. 

В этом году летнюю площадку на Зубовском бульваре отдали в руки начинающих московских музыкантов, поэтов и художников. Весь июль и август Музей Москвы будет принимать заявки от молодых московских архитекторов, художников, поэтов, музыкантов, дизайнеров на проведение выставок или концертов, а также презентаций проектов во дворе музея.

До конца ноября в Москве планируют раскрасить более сотни безликих трансформаторных будок, электрощитовых и вентиляционных киосков. ГУП «Москоллектор» объявил конкурс на поиск подрядчика, который разрисует серые будки яркими эстетическими граффити. Заказчик намерен потратить на эти цели более четырех с половиной миллионов рублей.

Обязательным условием к потенциальным исполнителям – предоставление как минимум 30 эскизов. Представленные работы должны иметь художественное оформление и достойное эстетическое восприятие.

В СЗАО планируют преобразить здание на улице Берзарина в районе Щукино. Местные уличные художники одобрили проект и даже готовы поддержать начинание.

Фестивали граффити

Если у вас есть серьезные художественные способности и амбиции, то вы уже можете именовать себя райтером, а свои работы райтингом. Так предпочитают называть себя серьезные граффитисты, которые подписывают свои работы наподобие картин художников и по сути художниками и являются.

Серьезный уровень предполагает участие в фестивалях стрит-арта, которые в столице проводятся уже довольно часто.

Главный фестиваль стрит-арта в Москве – «MOST». В рамках этого Фестиваля все желающие художники могут абсолютно легально реализовать свои креативные идеи и стрит-арт проекты на реальных заранее согласованных площадках г.Москвы. Для участия в фестивале нужно подать заявку с эскизами на выбранную тему в оргкомитет фестиваля.

Кроме того, официальной реализацией темы стрит-арта и граффити в Москве занимается компания НОВАТЕК АРТ. Она создает связи между между чиновниками и художниками. Кроме того, НОВАТЕК АРТ занимается стрит-арт рекламой, что тоже может быть интересно тем, кто собирается вступить на этот путь профессионально.

Источник: https://www.molnet.ru/mos/ru/spare_time/o_539287

Арт‑Балашиха: как в Янтарном появились граффити поэтов

Как законно рисовать платные портреты на улицах российских городов?

В городских пабликах в соцсетях бурно обсуждают граффити, появившиеся на бойлерных подстанциях микрорайона Янтарный. Портреты Пушкина, Маяковского и Есенина вызвали восторг у местных жителей.

Но есть и сомнения: а вдруг городская администрация «выявит» автора и накажет его за несанкционированное творчество? Корреспондент «РИАМО в Балашихе» нашла художника «поэтических» шедевров – им оказался 25-летний Никита, основатель движения Crartex.

Граффити Балашихи: история России и фестиваль молодежи>>

– Никита, для начала успокойте неравнодушных жителей города: ваши рисунки были согласованы или вас могут за них наказать?

– Во-первых, всем спасибо за беспокойство. Во-вторых, спешу всех успокоить: проект курирует «Строй Ресурс» – компания, которая официально занимается художественным оформлением и облагораживанием бойлерных подстанций во всем Подмосковье. Соответственно, граффити были согласованы с администрацией Балашихи, как и эскизы рисунков.

 @Crartex

– Кому принадлежит идея граффити? Почему именно поэты? И почему Пушкин, Маяковский и Есенин?

– Аудитория наших рисунков очень большая и разная: и малыши, которые гуляют с мамами, и пожилые люди, и школьники. Одним словом – все жители микрорайона, без исключения.

Именно поэтому хотелось нарисовать что-то важное, глобальное. Так, чтобы взрослые люди улыбнулись, а дети усвоили какой-то урок.

Ведь не секрет, что многие школьники и понятия не имеют, как выглядит Пушкин. Надеюсь, мы внесем свою лепту и поможем исправить эту оплошность.

Школы искусств в Балашихе: от фотокамер до рукоделия>>

– Я была убеждена, что граффити – это 100% импровизация. Оказывается, такое мнение ошибочно?

– Художники граффити действительно часто импровизируют – рисуют по настроению. Но когда речь идет о государственных объектах, то места для импровизации не остается. Все серьезно: художник рисует эскизы, согласовывает с властями, и только после этого можно приступать к работе.

 @Crartex

– Если рисовать портреты на холсте размером со стену бойлерной маслом или акварелью, уйдут, наверное, месяцы. Как быстро вы закончили свою работу?

– Объясню. Художник использует кисти, и самая широкая из них – это один сантиметр. А у аэрозольного баллона есть разные насадки. Например, для фона используется десятисантиметровая. Разница очевидна!

Сначала мы готовимся к работе. В этот процесс, кстати, входит и «обертывание» стоящих рядом автомобилей – накрываем их пленкой, чтобы защитить от краски. Потом «катаем» фон, а затем приступаем непосредственно к рисованию.

На граффити с изображением поэтов ушло два с половиной дня.

Выставка наивного искусства в Балашихе>>

 @Crartex

– За это время к вам подходили местные жители, интересовались процессом?

– Любопытствующих было много, человек тридцать. Фотографировали, делали селфи, расспрашивали. В целом все были очень доброжелательны.

По опыту могу сказать, что 95% людей, которые видят достойное граффити, высказывают восхищение. А оставшиеся 5% всегда недовольны. Их бы устроила и кирпичная стена. Но я понимаю, что эти люди до сих пор как бы живут в Советском Союзе – им хочется, чтобы все и везде было одинаково: не хуже, но и не лучше.

Дворы Железнодорожного: сказочные персонажи, граффити и клоуны>>

 @Crartex @Crartex

Фото1из 2

– Бойлерные в Янтарном – ваша единственная работа в Балашихе?

– Нет, не единственная. В микрорайоне 1 Мая оформил две бойлерных подстанции. На одной изобразил аквариум с рыбами, а на второй недавно, в преддверии Дня Победы, нарисовал тематическое граффити. Все как полагается: идущий в бой солдат, красная звезда, георгиевская лента.

В микрорайоне Авиаторов вместе с моими коллегами-художниками оформили около 15 бойлерных подстанций. Рисовали разные граффити – на тему природы, электричества, космоса.

«Срок годности» граффити в среднем 6-7 лет. Под солнцем работы чуть выцветут, но я рад, что они долгие годы будут радовать балашихинцев.

Детские кружки и секции в Балашихе: платные и бесплатные>>

 @Crartex

– Человек, который рисует граффити, – это профессиональный художник?

– Не всегда. Лично у меня нет художественного образования. Я с детства любил рисовать, но не акварелью или маслом, а аэрозольной краской. Рисовать стилизованные граффити-буквы мне нравилось гораздо больше. А когда накапливается опыт, можно и большие портреты рисовать, и пейзажи, и в принципе все, что душе угодно.

 @Crartex

– Тем не менее: если человек не умеет рисовать, разве он сможет освоить граффити, пусть и под руководством опытного учителя?

– Талант – это замечательно. Но при желании и без него можно развить навыки рисования. Главное, чтобы был вкус. Умение сочетать цвета – вот что необходимо в нашем деле.

Художник Антон Кочубеев про зомбоящик и VR‑игры>>

– Лет 10 лет назад граффити-художников считали вандалами, правоохранительные органы их даже «отлавливали». Вы проходили через подобное?

– К сожалению, да. Куда тебе идти, когда ты только учишься, набиваешь руку? Естественно, ищешь заброшенное здание, гараж – тебе и самому не очень приятно, что люди увидят твои первые каляки-маляки. Но все равно тебя обзывают вандалом, на тебя жалуются властям, ты вечно прячешься и озираешься по сторонам. Рисовать без всеобщего одобрения – это то, с чего начинается граффити-карьера.

 @Crartex @Crartex @Crartex

Фото1из 3

– А специальные зоны для граффити в Москве и Подмосковье?

– В том и проблема – таких площадок нет. По крайней мере, официальных. Иногда проводят фестивали граффити, но для участия в них нужно пройти отборочный этап, показать уже сделанные работы. А где их взять? Ответ выше. Соответственно, на фестивали не допускают юных художников. Вот они и «мыкаются» по заброшкам.

Вывод такой: прежде чем писать портреты Пушкина и Маяковского, ты вынужден где-то рисовать нелегально. Поэтому на каждом художнике всегда висит маленький грешок. Но все меняется – ты растешь, нарабатываешь «скилл» и со временем можешь рисовать на законных основаниях.

Нам бы открыть 7-10 локаций в Москве и Подмосковье – таких мест, где каждый желающий мог бы осваивать азы граффити. Тогда все изменится! И каждый недовольный житель мог бы вполне обоснованно критиковать граффиста, который рисует на стене дома, когда он должен делать это на специальной площадке.

Лично я призываю быть терпимее к начинающим граффити-художникам. Человек, который выставляет свой рисунок на всеобщее обозрение, не подразумевает что-то плохое. Напротив, он делится с миром своими мыслями и идеями. Пусть они непонятны и не так красивы, как хотелось бы, но ведь все с чего-то начинают.

Источник: https://riamobalashiha.ru/article/278175/art-balashiha-kak-v-yantarnom-poyavilis-graffiti-poetov.xl

Авторское право художника и фотографа

Как законно рисовать платные портреты на улицах российских городов?
in Полезные статьи по рисованию

Как художнику, мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что мои картинки использовали без моего ведома, нарушая моя авторское право. Полагаю, фотографы с этим сталкиваются еще чаще.

Поэтому тема авторского права в среде искусства – больная мозоль.  Это и понятно – кому хочется, чтобы его права нарушали?

Однако объективно и другое – мы все в той или иной мере нарушаем закон об авторском праве.

Полагаю, среди читателей нет ни одного человека, кто не имел бы на своём компьютере хоть одну нелицензионную программу, кто не скачивал бы материалы с торрентов и не использовал бы чужие произведения.

Это происходит как от безграмотности, так и  от безысходности.

Купить некоторые программы простому пользователю бывает просто не под силу. Скачать фильм проще и быстрее, чем дождаться выхода его лицензионной версии. Источник вдохновения многие находят в чужих картинах, копируют их и, бывает, выставляют на продажу.

Ответственность за нарушение авторских прав

Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.

Конечно, такие строгие меры применяются не всегда. В каких-то случаях назначается штраф в сумме двукратной стоимости продукта, в каких-то — блокируется доступ к интернет-ресурсу, нарушающему закон.

Но в любом случае,  происходит восстановление положения до нарушения права.

Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.

В чем заключается авторское право?

Человек, создавший что-либо своим интеллектуальным или творческим трудом (книгу, картину, фильм, скульптуру, чертеж, карту, базу данных, компьютерную программу, рекламу и т.д.), имеет исключительное право на данное произведение.

Он может оставить это право за собой или передать его при помощи договора другому лицу, который становится легальным правообладателем.

Никто больше не имеет право без четкого согласования с владельцем использовать эти произведения:

  • воспроизводить,
  • копировать,
  • публиковать,
  • получать доход с этого продукта.

Правда, существуют некоторые частные случаи, где согласие автора не требуется, все они описаны в Гражданском Кодексе РФ.

Сроки действия авторского права

Право на имя – бессрочно.

Если вы что-то создали, то этот продукт навсегда будет связан с вашим именем. Никто другой не может написать свое имя на вашем произведении, даже если он купил его оригинал.

Имущественные права, которые включают воспроизведение, переработку, распространение, публичный показ, импорт, перевод, публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю, действуют в течение всей жизни автора и еще семьдесят лет после его смерти. (По закону РФ. В других странах этот срок может быть меньше.)

По окончании этого срока произведение становится общественным достоянием.

Возникновение авторских прав

Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.

https://www.youtube.com/watch?v=wI6_SmZgUZU

Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл.

Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.

Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.

Для  оповещения о праве на произведение автор  может  использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.

И все же лучшая защита своего творения — официальная регистрация авторского права в одной из общественных организаций по коллективному управлению имущественными правами с участием нотариуса.

Процедура заключается в депонировании — принятии на хранение одного экземпляра с указанием даты представления и выдачи соответствующего свидетельства.

Что можно делать без разрешения правообладателя?

1. Можно использовать купленный авторский продукт для личных целей.

Купленную книгу, например, вы можете продать. А вот копировать  текст, распространять скопированный материал – нет.

Кстати, относительно перепродажи картин всё интересней. Здесь вступает в силу право следования. Художник имеет право требовать процент с каждой последующей перепродажи его картины.

2.Можно воспроизводить произведение, но только в личных некоммерческих целях.

Т.е. можно, например, копировать картину другого художника в целях обучения. Но эту копию нельзя продавать, демонстрировать  на выставках и в общественных местах (к коим Интернет тоже принадлежит).

3. Произведение разрешается использовать в информационных, научных, учебных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Так, цитирование вполне допускается.

4. Чужое произведение можно использовать, если вы делаете на него пародию или карикатуру.

Полагаю, в этом случае нужно обязательно указать, что это именно пародия, и на какую картину…

5.Разрешается распространение тиража, выпущенного с согласия автора.

Т.е. можно распространять оригиналы или копии, если они выпущены с согласия автора. Например, книги, открытки, постеры.

6.Можно использовать произведения, ставшие всеобщим достоянием.

Если автор умер более 70 лет назад, то его произведение открыто для использования всеми.

«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети

С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.

Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.

Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам.

Как на , так и на есть специальные разделы, в которых собрана информацию по поводу авторского права. Она включает перечень объектов, подлежащих защите, действия в случае нарушения ваших авторских прав, а также действия в случае, если вам пришло уведомление о нарушении чьих-то прав.

Разделы об авторском праве в соцсетях:

  • Раздел об авторском праве в
  • Раздел об авторском праве в

Ютьюб предлагает также специальный инструмент — Content ID, при помощи которого владелец контента может выявить нарушение своих авторских прав. Размещена здесь и информация по поводу принципов добросовестного использования аккаунта, которые в некоторых случаях позволяют использовать чужой контент, пользуясь специальной программой защиты.

С фотографиями и аналогами фотографий все немного сложнее.

Например, присутствие вашего изображения на фото еще не означает, что у вас есть авторские права на него. Другой пользователь в большинстве случаев может безнаказанно публиковать вашу фотографию, даже если вы против этого.

К вопросам размещения чужих картинок в соцсетях пока нет столь строгих мер, как к музыкальному контенту.

Для свободного воспроизведения в некоммерческих целях можно использовать изображения,  “которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю”.  К месту, открытому для свободного посещения, Интернет, как вы понимаете, тоже относится. Но вот как трактовать этот пункт закона, я не совсем понимаю. Позволяет ли он использовать в некоммерческих целях любое опубликованное в Интернете фото?..

Судя по тому, что на фотографии существуют различные виды лицензий их использования, нет… Давайте разберемся с лицензиями:

Виды лицензий

Создатель произведения может, сохраняя свои авторские права, позволить другим людям использовать каким-то образом свое творение при помощи заключения соответствующего договора и выдачи одной из лицензий.

Такие лицензии особенно широко используются в Интернете. При покупке изображения в фотобанке вы, например, можете встретить следующие виды:

1. Attribution (Атрибуция) CC BY

Дает самые многочисленные права, разрешает брать за основу произведение автора, редактировать, распространять и даже использовать в коммерческих целях, но с указанием авторских прав.

2. Attribution-ShareA (Атрибуция — На таких же условиях) CC BY-SA

Лицензия дает возможность брать за основу произведение, редактировать, распространять и даже использовать его в коммерческих целях, но с указанием авторских прав и лицензирования новых произведениях на таких же условиях, как авторский продукт.

3. Attribution-NoDerivs (Атрибуция — Без производных произведений)CC BY-ND

Разрешает коммерческое и некоммерческое распространение произведения, но целиком, в неизменном виде, с указанием авторства.

4. Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование)CC BY-NC

Лицензия позволяет брать за основу произведение некоммерческим образом, изменять и поправлять его.

Новые произведения должны быть некоммерческим, указывать авторство, но не обязаны быть лицензированы на тех же условиях.

5. Attribution-NonCommercial-ShareA (Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях)CC BY-NC-SA

Лицензия дает те же права, что и вышеуказанная Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование) CC BY-NC, но новые творения должны быть лицензированы на тех же условиях, какие получены от автора.

6. Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений)CC BY-NC-ND

Самая «жесткая» лицензия, разрешает только использование продукта в некоммерческих целях, без возможности изменения, с указанием авторства.

Что делать, если ваши права нарушили

Автор вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Если вы обнаружили незаконное использование своей авторской работы, к примеру, в интернете, то сначала попробуйте урегулировать вопрос без суда.

Для пресечения дальнейшего использования авторских объектов нужно отправить претензию провайдеру хостинга или владельцу сайта и добиться удаления материалов с портала или закрытию доступа к ресурсу.

Если защищенное авторским правом произведение используется без разрешения  на Фейсбуке, то стоит обратиться с жалобой к администрации через заполнение специальной формы или связаться с агентом, приложив к жалобе полное описание претензий.

 также способствует соблюдению авторских прав на своем портале и разбирает жалобы по поводу незаконного использования работ.

При невозможности урегулировать вопрос самостоятельно, можно обратиться для защиты своих прав в суд.

Автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (ст. 49 Закона).

и следуйте им

И, напоследок, несколько сайтов, занимающихся регистрацией авторских прав.

Сopyright.ru  —

АртРеестр  —

Надеюсь, эта информация была полезной для вас. Поделитесь ею в соцсетях, чтобы как можно больше людей знали о своих правах и не нарушали чужие.

Источник: https://izo-life.ru/avtorskoe-pravo/

Вокруг света без гроша в кармане

Как законно рисовать платные портреты на улицах российских городов?

«… Наш город посетит художник-путешественник Сергей Баловин. Слава о его проекте «Натуральный обмен» прокатилась по всему свету.

По версии Forbes, он возглавил пятерку людей, «которые отказались от денег и не умерли».

Заменив финансовые расчеты на обмен подарками, со своей стороны предлагает портреты, выполняемые с натуры в технике краткосрочного наброска тушью.

В 2013-2014 годах совершил кругосветное путешествие без денег, посетив около 100 городов в 36 странах. Нарисовал более 5000 портретов, расплачиваясь ими за еду, жилье и перемещения.

На встрече Сергей Баловин расскажет о своих приключениях и секретах выживания без использования денежных знаков, а также обеспечит портретами тех, кто решит накормить, приодеть авантюриста или просто что-то подарить. Именно так предпочитает называть себя художник, считающий, что качество его портретов оставляет желать лучшего».

«Накорми художника – получи портрет». «Одень художника – получи портрет». «Пополни счет мобильного телефона художника – получи портрет». «Отправь художника из города А в город В – получи портрет»…

Кто заходил к Сергею на сайт и в блог, тот знает: именно так звучат анонсы его многочисленных общественных акций.

Сам художник считает, что качество его портретов оставляет желать лучшего.

Опортреченный город

Образ жизни без денег художник Сергей Баловин практикует уже несколько лет. Проект под названием «Натуральный обмен» – такой, по его выражению, эксперимент над самим собой, идет, надо сказать, успешно.

Молодой человек 1984 года рождения не только ест, одевается и обставляет свои временные жилища исключительно благодаря подаркам, полученным за черно-белые портреты, но и действительно совершил принципиальную Money Free World Trip-кругосветку из родного Воронежа в Воронеж – через десятки стран и через множество портретов дарителей, с иными из которых, представьте себе, он, как активист соцсетей, ни разу в жизни даже не виделся.

Образ жизни без денег художник Сергей Баловин практикует уже несколько лет. Личная страничка героя публикации в соцсети

Задумав очередное безденежное путешествие под условным названием «Транссиб-портрет», Баловин оказался там, откуда, собственно, Транссибирская железнодорожная магистраль и начинается – во Владивостоке. Он планировал стартовать отсюда на поезде до Москвы вместе с девушкой, итальянкой Клаудией Беккато. Но пришлось на время расстаться: Клаудия заболела и, минуя Приморье, полетела домой в Италию.

Сергей прибыл во Владивосток один. Устроился в маленькой недорогой гостинице в центре города. Расплатился за проживание портретами (хозяин и персонал хостела остались довольны) и, пригласив всех желающих, назначил здесь же, в холле очередное мероприятие по «Натуральному обмену»: портрет – подарок.

Чтоб граждане не несли ерунды, предусмотрительный Сергей, как это у него заведено, вывесил накануне в интернете целый список того, что сегодня для него актуально – от флэшки и завтрака (хоть на траве, хоть на вашей кухне или в ресторане) до ноутбука и авиабилета из Хабаровска до Москвы.

К назначенному часу в холле было не протолкнуться. С полсотни владивостокцев, в основном, конечно, девушки, (но были и солидные граждане обоих полов), как когда-то, в советское время, за колбасой, буквально встали в очередь к художнику за портретами. И тот, болтая практически без умолку, энергично взялся за дело.

На встрече с художником-путешественником. Наталья ОСТРОВСКАЯ

Пять – десять минут, и чистый лист бумаги превращается не то чтобы в произведение живописи и искусства, но в предмет ручной работы, выполненной здесь и сейчас, прямо на публике. Линии, уловив какие-то твои черты, складываются в портрет. Заканчивая, художник ставит автограф в правом нижнем углу листа. Все. Готово. Следующий!

Если рисунок не нравится, его можно не забирать, подарка можно не дарить. Если хотите, чтоб очередь двигалась побыстрей, соглашайтесь на минутный портрет, т.е.

от первого штриха до последнего художник имеет в своем распоряжении не более шестидесяти секунд.

А вообще-то, не замолкал, усердно работая, Сергей, однажды он рисовал двенадцать часов подряд, в итоге получилось 85 портретов за встречу!

Он рассказывал про кругосветное путешествие. Говорил про свободу, мол, это для него самое важное.

Но наблюдаемое действо – людская очередь, лимит времени на выполнение работы, портреты на потоке, зависимость от чужого выбора по части подарков – какая ж это свобода?! Свобода, в обычном сегодняшнем понимании, – это что-то другое.

Например, много денег, а не бартер и натуральный обмен. А жизнь без денег? Ее мы «проходили» в минувшие 90-е, и больше туда не хочется. Баловин – чудак…

Судя по фотографиям, оставшимся на память о десятках стран мира, Сергею есть о чем рассказать. Личная страничка героя публикации в соцсети

А он тем временем, продолжая водить кисточкой по бумаге и принимать подарки (галеты, кофе, вино, чехлы на мобильник), чистосердечно признался, что завтра ему надо на поезд, а билета до Хабаровска пока нет.

– Можно скинуться мне на билет и, пока я работаю, сбегать купить. Могу дать паспорт, – предложил художник.

Вот так вот запросто отдать первому встречному паспорт?! Чудак. Однозначно.

Назавтра мы с ним встретились, чтобы поговорить. Билет и паспорт были у Баловина в кармане. Фокус, как всегда, удался.

«Осhen halaso!»

Если б он был обычным таким человеком, то стал бы миллионером. Ну, даже если не миллионером, то точно не бедным художником. Но он сам, добровольно отказался от денег. И не потому, что их не хватало, а потому, что было их слишком много.

Сергей Баловин неожиданно разбогател в Китае, где оказался волею беспокойной судьбы. Если заглянуть в записи его «Незаконченной книги», ему, мальчишке, начиная с самого раннего детства, все время «хотелось куда-нибудь свалить».

Видимо, к этому располагала перенаселенная двушка на улице Лизюкова в Воронеже. И он, даже студентом, копя стипендию, постоянно «сваливал» со своим этюдником в Крым. Потом, повзрослев, проник в составе коллективных молодежных выставок в Европу.

А дальше у него случился бурный роман с …Китаем.

Однажды в Воронеже, в пединституте, где Сергей работал преподавателем живописи, в том числе и в группе китайских студентов, появился товарищ Шень, художник из Чунчиня. Получив от Сергея помощь в организации персональной выставки в Воронеже, благодарный Шень позвал своего молодого российского коллегу с его лирическими акварелями с ответной выставкой в Китай.

– Я приехал, а он испарился, – рассказывает Сергей. – Нормальное для китайцев явление – пообещать и не сделать. Ничего – нашелся другой китайский товарищ. Он и свел меня с людьми, оценившими мои акварели как…

безнадежные. Сказали, нет смысла их выставлять – никто не купит, не поймет.

Нужна а-ля Третьяковка: русские пейзажи, избы, березки, много снега… А если их еще и снабдить «золотыми» рамами, будет то, что надо: «Осень халасо»!

Статья о Сергее Баловине в японской прессе. Личная страничка героя публикации в соцсети

– И вот , – продолжает Сергей, – мне предоставили студию, накупили холстов, красок. Чудо! Я, конечно, понимал, что лучше Шишкина не напишешь, даже близко к нему не подступишься. И нет в этом смысла. Шишкин, Серов – они уже есть и висят в Третьяковке. Если им подражать, получится пародия. Вот я и начал создавать эти пародии для китайских заказчиков.

Около сотни «шедевров» за полтора месяца. Баловин называет этот этап своего пути производством халтуры. Эксперимент окончился персональной выставкой и гонораром размером с рюкзак, набитым юанями и прочей валютой. Картинки (не картины, так их называет Сергей) раскупались оптом и в розницу. Один посетитель в спортивном костюме «взял» сразу пятьдесят две (!).

– Я понял, что есть смысл пожить в Китае, пусть даже занимаясь такой ерундой. К тому времени я был уже разведен, назад в Воронеж не тянуло. Сделал еще одну выставку и опять все продал. Я там купался в деньгах. И даже наметил купить квартиру.

Нет, не в Китае и не в Воронеже, а в Париже (у меня в тот момент была подружка – француженка). И я прикинул, что мне хватит года-двух, чтоб накопить нужную сумму. Отключился от мира, погрузился в зарабатывание денег.

Превратился в счетную машину – сколько надо написать картинок, сколько продать…

Девушка не выдержала и уехала.

– И вот сижу я в Шанхае в шикарной съемной квартире и думаю: о кей, зачем мне эти деньги? Я же все теряю – время, любимых людей…Мне было тоскливо.

Но Шанхай – город яркий, интересный, там можно замечательно спускать деньги, чем я срочно и занялся. Началась кабацкая жизнь. Ходил по трактирам, знакомился с художниками, музыкантами.

Всех тащил в гости, и моя квартира сама собой превратилась в собрание шанхайской богемы.

– Все деньги спустил, как-то все они сдулись. Что-то, конечно, дочке отправил… Но я сильно не беспокоился. Думаю, сейчас накрашу очередную порцию пейзажей со снегом…

– Сделал очередную выставку. И не продал ни одной картинки! То ли удрученные они получились, то ли рынок насытился, но я это воспринял как знак: пора завязывать. Не мое. Да и жизнь, в общем-то, наладилась. «Русский клуб» в Шанхае сделал из моей квартиры такой арт-центр с платным входом, я уже начал заниматься натуральным обменом – этого хватало и на аренду жилья, и на все остальное.

Баловин не был бы Баловиным, если б через какое-то время такая стабильность ему не наскучила. Есть, пить, одеваться без денег он научился. А дальше? Что еще можно без денег? Допустим, можно ли совершить кругосветку?

Как мы уже знаем, он ответил себе на этот вопрос, закольцевав земной шар без гроша в кармане.

Бульдозер свободы

Кто из нас хотя бы раз не пытался начать новую жизнь? С понедельника, с зарядки по утрам, с ужина не позже шести… Художник Баловин начал новую жизнь с… бульдозера.

Натурально: вывез на шанхайский пустырь непроданные картинки и, самолично управляя бульдозером, их подавил. Груду «живописного» мусора собрали и отвезли, нет, не на свалку, а в Галерею современного искусства.

Высыпали на пол, установили свет, включили видео с записью сурового перфоманса – получилась оригинальная инсталляция!

– В виде пейзажей мои картинки никогда бы туда не попали, – смеется Сергей. – А в виде кучи они стали современным искусством. На самом деле в этой груде мусора больше информации, чем в красивой картинке. Сегодня миллионы людей снимают на мобильники не хуже, чем иные из нас пишут «картины маслом».

Я спрошу, как это все называется? И сама же отвечу: это называется «Красиво уйти».

А дальше – путешествие без денег, без ценника, без страховки (буквально и переносно).

В одиночку, на все четыре стороны – в кругосветку, в круговерть, в карусель, в колесо…

Рисуя всегда и везде – в Воронеже, в Брюсселе, в Шанхае, в Мехико…

Опортречивая все прогрессивное человечество, неважно, кто перед тобой – торговец овощами или (было дело!) министр финансов Швейцарии…

Ночуя там, куда устроят и пустят – в суперотеле, в хибаре…

Поедая, что принесут, и там, куда отведут – блюда в дорогих ресторанах и, с таким же аппетитом, уличные пирожки…

Рассчитывая только на себя и при этом (ох, не каждому дано!) стопроцентно доверяя первому встречному…

И, наконец, главное: предпочитая легкой свободе тратить и покупать самую трудную свободу – сознательного выбора…

Про Это

Сергея частенько спрашивают, остается ли у него во всей этой карусели время для серьезной живописи, читай, для искусства? Не грустит ли по недавнему прошлому, когда что ни год, выставлялся персонально и участвовал в интереснейших выставках – в Москве, Воронеже, Санкт-Петербурге, Гамбурге, Париже, Шанхае…

Мне он ответил так:

– Я делаю то, что хочу делать. Люди приходят, чтоб получить портреты, им это надо. Меня это греет. Я рисую – мне в кайф. Портреты – это ремесло. И я его оттачиваю. А серьезная живопись? Мне вот и мама моя иногда говорит: пора писать серьезную картину.

Но что такое серьезная картина? «Явление Христа народу»? Можно, конечно, реализовать свои навыки и создать некое подобие монументальной станковой живописи. Но смысл-то какой? Зачем? , смысл можно передать не обязательно на холсте. Холст, кисти, краски – это только материал, инструмент.

Мне кажется, у меня холстом стала моя собственная жизнь. И эта жизнь открыта для обозрения.

Кто-то назовет его чудиком. Кто-то скажет: «Голь перекатная…» Да нет. Он просто другой. И у него есть то, чего не купишь за деньги – линия жизни, и эта линия ведет туда, где его непременно ждут. Что само по себе, согласитесь, немало. Он отправился бы и на Северный Полюс, если б там, кроме белых медведей, были те, кому нужен портрет.

А еще эта линия всегда ведет его домой, в Россию.

Когда Баловин был маленьким, он мечтал улететь с нашей планеты. «Повзрослев, – пишет он, – понял, что достаточно покинуть страну. Еще повзрослев, пришел к выводу, что и возвращаться в эту самую страну не менее увлекательно, чем ее покидать. Каждый раз совершаешь открытие.»

Может, он потому и возвращается, что правильно, так, как надо, взрослел – когда и где бы ни был, кого бы ни рисовал, какие бы гонорары и подарки ни получал?

Ему еще 32. Нет, ему уже 32. И все у него по-взрослому, в том числе и в личной жизни. Художник Баловин недавно собрался жениться, о чем, конечно же, сообщил «по секрету» интернету. На той самой девушке из Италии, с которой они вдвоем собирались пересечь Россию в поезде «Владивосток – Москва» в плацкартном вагоне.

«Мне очень хочется, чтоб Клаудия увидела Россию, – поделился со всеми Сергей. – Такой, какая она есть. Не только Собор Василия Блаженного и Эрмитаж.

Пусть увидит настоящую жизнь: нашу природу, наши подъезды, квартиры, автобусы, плацкарты. Наш народ.

Ведь где бы я ни жил, сколько бы кровей во мне не было намешано, на каких бы языках я ни говорил, я всегда буду русским. В этой стране я родился и вырос, и она неизбежно будет со мной.»

А может, они совершат эту транссибирскую – честную! – поездку уже после того, как реализуют другой широкообъявленный проект – «Свадьба без денег»? Дальнейший маршрут Баловина лежит, по плану, в страну Черногорию, где их с Клаудией тоже, конечно же, ждут.

И если это любовь, пусть у них все обязательно сбудется. Как задумано. Согласно той самой линии. А с деньгами или без денег – в делах сердечных это не столь уж и важно.

Источник: https://m.kompravda.eu/daily/26528/3545441/

Консультант закона
Добавить комментарий