Как заставить работодателя принять на работу после целевого обучения?

Целевики три года должны будут отработать на родном предприятии

Как заставить работодателя принять на работу после целевого обучения?

С этого года вузы могут поменять правила целевого приема. Министр образования и науки Ольга Васильева на встрече с ректорами педвузов предложила несколько мер для повышения эффективности целевого обучения в педвузах.

Речь идет о заключении трехстороннего договора между работодателем, абитуриентом и вузом до начала приемной кампании. В планах обязать целевиков отрабатывать по три года на муниципальных предприятиях.

Такая схема может подойти и другим отраслевым вузам.

За год в вузах проходят обучение 250 тысяч студентов-целевиков. Возвращаются к работодателям в свои регионы не более 20-30 процентов. Вот свежий пример. В Вологодской области к нынешнему февралю за направлениями в департамент здравоохранения обратились более 120 выпускников школ.

При этом на работу в прошлом году пришли только 46 молодых специалистов. Ответственности за то, что нарушили условия договора, целевики чаще всего не несут. А потому целевые направления в некоторые вузы нередко рассматриваются как удобный способ стать студентом с невысоким баллом ЕГЭ.

Целевые направления нередко становятся способом поступить в вуз с невысоким баллом ЕГЭ

Кому дать направление, решает регион или ведомство. По закону конкурс среди целевиков должен быть. Но если вуз берет 30 целевиков, а заявлений 31, можно считать, что конкурс есть. Средний балл целевиков – 62. При этом для всех остальных он может быть в вузе и 75, и 80.

В Московском государственном педуниверситете целевики из регионов готовы выстраиваться в очередь.

Экс-глава Рособрнадзора: История может стать обязательной на ЕГЭ

– В 2016 году было 366 заявок, в 2015-м – 286, в 2014-м – 162, – рассказывает проректор по учебной работе Елена Болотова.

Но взять всех их вуз не может. По закону вузы обязаны согласовывать квоты с региональными департаментами и министерствами. Не всегда эти решения принимаются в интересах приезжих целевиков.

Столичные целевики научились извлекать пользу даже из строгих правил приема. Вот как это делается: вузы сейчас зачисляют выпускников в две волны. Конкурс среди целевиков, как известно, ниже, чем у всех остальных поступающих, и зачислять их вуз обязан чуть раньше, чем тех, кто идет в первую волну.

Человек подает заявления и на целевое место, и на обычное. Его зачисляют как целевика, а дальше он смотрит: если проходит по баллам в первую волну, то забирает заявление с целевого места и поступает в вуз как все остальные. Без всяких обязательств перед будущим работодателем.

“Никакого наказания за то, что человек отказался идти по целевому направлению, нет”, – поясняет проректор Елена Болотова.

Если выпускник школы видит, что по баллам не проходит с основным потоком, то остается в целевиках. Можно ли как-то противостоять этой схеме?

– Думаю, всех абитуриентов надо принимать на общих основаниях. Целевой прием можно оставить только для тех, кто приезжает поступать с направлением из своего региона и обязательством вернуться обратно. Во всех остальных случаях надо переходить на расширение целевого обучения.

При этом выстроить отношения со студентом так, чтобы работодатель его подхватывал только после зачисления на первый курс.

В договоре обязательно должно быть прописано, где человек будет проходить практику, кто и как оплатит дорогу, питание, проживание в общежитии, – считает Елена Болотова.

– Может быть, надо проводить среди целевиков тестирование на профпригодность, ведь педвузы имеют на это право? – спрашиваю.

– Такой опыт был. Кто-то получал ожидаемый результат, кто-то огорчался. Было много трагедий. Допустим, родители отправляли ребенка в педвуз, а он приносил им результаты тестирования, из которых было ясно, что в системе “человек-человек” ему будет трудно работать. Мама с папой настаивали… И потом, тестирование – очень затратное мероприятие, – говорит проректор МПГУ.

В технологическом университете МИСиС с целевыми направлениями поступает около 1 процента абитуриентов. Почему так мало? Не набирают на ЕГЭ нужных для зачисления 210 баллов. Еще недавно порог был гораздо меньше и целевиков с направлениями приезжало очень много. По данным вуза, возвращались домой от 3 до 12 процентов.

При этом общее количество целевиков в вузе – около трети всех студентов. В филиалах – до 80 процентов. Работодатели начинают присматривать для себя будущих сотрудников уже во время учебы.

И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал многодетным отцом или уехал в другую страну?

– Обычно это происходит начиная со второго курса,- рассказала ректор университета Алевтина Черникова. – Приведу вам пример, как подбирал для себя кадры один из горнорудных комбинатов.

Сначала представители комбината протестировали 86 студентов, после собеседований осталось 54, после дополнительного тестирования 34. Дальше началась индивидуальная работа, потому что компания искала людей, которые поедут работать в Кузбасс. В итоге осталось 10 человек.

Этим летом они были там на практике. Между вузом и этой компанией был заключен договор о ежемесячной материальной поддержке студентов.

У университета 1200 партнеров-работодателей, которые предлагают разные формы договоров с целевиками и заключают их на 3 – 4 курсах.

Все договоры – индивидуальные. Кому-то предлагают дополнительную к основной стипендию 3 тысячи, кому-то 20.

Оговариваются условия практики, проезд к месту (все металлургические предприятия разбросаны по стране), помощь наставников. По целевому набору можно поехать на работу за границу.

Например, однажды работодателю потребовались 30 молодых специалистов для работы в Зимбабве. В другой раз нужны были выпускники для объекта в Мьянме.

– Эффективная модель – когда работодатель связан напрямую со студентом. Причем договор лучше всего заключать на старших курсах, когда студент уже понимает, пойдет он в магистратуру или нет, займется наукой или готов работать на производстве, – считает Алевтина Черникова.

Тестовая часть останется только в ЕГЭ по иностранным языкам

Еще один способ заинтересовать студента будущим рабочим местом – предложить ему учебную программу, разработанную при участии работодателей и возможность получить сертификат о дополнительных компетенциях. Например, на кафедре бизнес-информатики теоретически за 4 года можно получить до 40 сертификатов разных IT-компаний и выбрать себе место будущей работы.

Бывают случаи, когда целевики, отобранные работодателями, все же не доезжают до места работы. Предприятия, как правило, на конфликт не идут. Даже если выплачивали дополнительную стипендию.

Владимир Глибовец, помощник Хорошевского межрайонного прокурора Москвы, поступал в Московскую юридическую академию им. Кутафина по целевому направлению от Генпрокуратуры.

– Конкурс в специалитет для нас был точно такой же высокий, как для всех остальных абитуриентов, прибавки к стипендии за целевое направление не было. Но мне гарантировали будущее место работы. А я мечтал попасть в прокуратуру, – рассказал Владимир.

О том, чтобы нарушить условия договора, он и не думал. Это среди целевиков-юристов вообще большая редкость. Но соглашается с тем, что государственные структуры не очень охотно разыскивают “своих” целевиков, если те не доходят после окончания вузов до места работы.

– Гражданско-правовые отношения требуют того, чтобы одна из сторон обратилась в суд, – поясняет Глибовец.

250 тысяч студентов ежегодно проходят целевое обучение в вузах. Возвращаются в свои регионы не более 20-30 процентов

На это надо время и деньги. Правда, потом все судебные издержки можно взыскать с виновного, но сначала его надо найти. Если, к примеру, больница или школа захотят пойти в суд и наказать целевика, который к ним не дошел, придется для начала потратить не меньше 30 тысяч рублей.

Зачем им это, если они не потратили ни рубля на подготовку “своего” целевика? И как быть, если целевика отчислили за плохую учебу, он стал инвалидом или многодетным отцом, уехал жить в другую страну? А если вообще понял, что ошибся с выбором профессии и ушел из вуза? Подавать за это в суд или нет?

И ректоры, и эксперты единодушны – для того чтобы целевики возвращались на работу туда, откуда их направили, нужно два условия: участие рублем в подготовке студента и достойная зарплата.

Источник: https://rg.ru/2017/02/06/celeviki-tri-goda-dolzhny-budut-otrabotat-na-rodnom-predpriiatii.html

Выпускников-бюджетников отправят работать по распределению: закон уже одобрен

Как заставить работодателя принять на работу после целевого обучения?

Следующий прием абитуриентов (2019-2020 учебный год) в вузы и профучилища будет иметь некоторые особенности. Благодаря Федеральному закону от 03.08.2018 N 337-ФЗ, первокурсники, а также их старшие коллеги, при желании (заставлять никто не будет), смогут заключать договоры о целевом обучении. Второй стороной соглашения выступят:

  • федеральные государственные органы;
  • органы государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • органы местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели.

Так называемый заказчик целевого обучения обязуется предоставлять различные меры поддержки будущему сотруднику – оплачивать дополнительные образовательные услуги, предоставлять на период обучения жилье, различными способами стимулировать к развитию молодого человека. Платить за обучение заказчику не придется, эти расходы будут лежать на государстве (речь идет о бюджетниках). В свою очередь будущий работник обязан гарантировать, что по окончании образовательной программы в течение 3 лет будет трудиться на заказчика.

Поправки также предусматривают гарантии для обеих сторон договора.

Если заказчик откажется трудоустроить выпускника, последнему будет положена компенсация в размере трехкратной среднемесячной зарплаты в том регионе, где планировалось трудоустройство.

Если выпускник откажется от сотрудничества, ему придется возместить все расходы, которые понес заказчик. Кроме того, нарушителю обязательств придется выплатить штраф в размере суммы, израсходованной на обучение выпускника.

По закону, квоты приема на целевое обучение, а также специальности, для которых оно будет доступно, утверждаются Правительством. Чиновники работают в этом направлении и уже выпустили список специальностей и направлений подготовки, по которым проводится приём на целевое обучение в вузы (Распоряжение от 11 февраля 2019 года №186-р).

В перечне сейчас 500 специальностей по различным направлениям, среди которых математика, физика, химия, биологические и технические науки, архитектура, строительство, приборо- и машиностроение.

Это значит, что организации, работающие в этих сферах, смогут заключать договоры о целевом обучении со студентами и по окончании образования получать молодых специалистов минимум на 3 года.

В правительстве считают, что предложенная альтернатива советской системе распределения выпускников-бюджетников поможет навести порядок на рынке труда: выпускники смогут заранее подбирать работодателей, у бизнеса появится возможность дополнительно обучать студентов и готовить себе молодые кадры. При этом чиновники рассчитывают, что разрешится проблема нехватки работников в определенных регионах, поскольку власти субъектов смогут оставлять оценивать спрос и предложение на рынке и, исходя из этого, составлять планы по квотированию.

Отметим, что договоры о целевом обучении – для российской системы образования не новы. Его типовая форма утверждена Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 N 1076. Но до 1 января 2019 года их заключали только вузы и по собственному усмотрению. Сейчас регулирование этой сферы передали региональным и федеральным властям.

Какими будут результаты такой работы, говорить пока рано. Вместе с тем у депутатов Госдумы уже есть другой вариант, как «отбить» деньги, потраченные на обучение молодых людей.

Отработать или вернуть деньги государству: позиция депутатов

Член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Сергей Вострецов вместе с коллегами по фракции обсуждает законопроект, который вернет советскую систему распределения выпускников ВУЗов.

Автор инициативы предлагает, чтобы выпускники, обучавшиеся за счет бюджетных средств, отрабатывали по направлениям столько лет, сколько обучались бесплатно. То есть бакалаврам придется после вуза трудиться у выбранного государством работодателя 4 года, специалистам — 5 лет, а магистрам — 6 лет.

Если выпускник откажется, ему придется вернуть деньги за свое обучение.

Вострецов объясняет: государство ежегодно вкладывает в образование молодых людей огромные суммы денег.

Так, минимальная стоимость 1 года обучения в вузе составляет порядка 40 000 рублей, а в ведущих университетах типа МГИМО и РАНГХиС образование можно получить, заплатив от 250 до 540 тысяч рублей в год.

При этом ежегодно выделяется около полумиллиона бюджетных мест для выпускников школ. И все расходы, связанные с их обучением, ложатся на госказну.

В то же время многие студенты идут учиться в вуз только для того, чтобы получить диплом. Часто они потом работают не по специальности, и в итоге появляется нехватка работников, хотя, если судить по количеству выпускников, их должен быть избыток. Работа по распределению после окончания вуза позволит решить проблему нехватки кадров, особенно в сельской местности.

С идеей Вострецова частично согласна его коллега, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова.

Но, по ее словам, не всех выпускников-бюджетников нужно заставлять отрабатывать. Такую обязанность можно было бы ввести для тех, кто поступает с заведомо меньшим проходным баллом.

Работа по распределению будет своего рода благодарностью государству за высшее образование, считает депутат.

Нарушение Конституции и отсутствие общей госполитики в кадровой сфере: реакция экспертов

Многие помнят, насколько несправедливой и некорректной была система распределения выпускников в советское время. Чтобы не уезжать по направлениям, использовали связи, деньги, фиктивные браки, иные ухищрения.

Что будут придумывать современные выпускники, если их заставят отрабатывать по 4-6 лет, остается только догадываться. Но большинство опрошенных экспертов считает, что прежде чем такую инициативу принимать, надо хорошо все продумать.

Не исключено, что она просто не подходит для решения существующих проблем.

Так, по мнению ректора Московской школы антрепризы и арт-менеджмента имени С.И. Зимина Сергея Войтковского, проблема нехватки специалистов по невостребованным рабочим профессиям не решится потому, что в стране в принципе не налажена работа в этом направлении.

— В стране отсутствует система кадровой работы на всех уровнях государственного управления: никто точно не осведомлен о том, каких специалистов требует экономика и действующие ее субъекты сегодня, каких затребуют завтра, а какие нужны в стратегическом масштабе, — подчеркивает Войтковский.

— Поэтому система подготовки (образования), сложившаяся в 90-х годах прошлого века, продолжает штамповать никому не нужные кадры.

Они не нужны никому и по распределению — никто из работодателей не подаст заявку на привет от старых штиблет! Что делать в таком случае? Выстраивать систему взаимоувязки экономики и обучения, чтобы место ожидало и жаждало получить своего специалиста. Это задача верхнего государственного уровня.

Это же задача и регионального уровня. Что касается дел на местах, то здесь все зависит от структуры складывающейся местной промышленности и задач экономического развития городов и муниципальных образований, — негодует эксперт.

Если же говорить о необходимости выпускников вузов по распределению самим работодателям, то ситуацию можно рассматривать с двух сторон, считает Войтковский.

— Работодателю нужны молодые кадры. Но он сам отбирает с первых шагов обучения конкретных претендентов, а не на выходе из образовательного учреждения. Работодатель в процессе обучения участвует в формировании своего будущего сотрудника и создает необходимые условия его профессиональной и карьерной ориентации.

Так поступает заинтересованный в своих реальных долгосрочных достижениях работодатель. Но их можно по пальцам сосчитать, — говорит ректор. — Если же речь идет об учреждениях и предприятиях, где исповедуют «экономику освоения бюджета», там десятилетиями не будет вакантных мест.

А если что-то и откроется в связи с выходом на пенсию, то есть уже «свои» на замещение этого места.

У преподавателя английского языка Владимира Ключникова немного другой взгляд на ситуацию. Он говорит, что работодатели из бюджетной сферы почти всегда готовы принять молодых специалистов, особенно, если речь идет о рабочих специальностях и сельской местности.

«Другой вопрос, что условия жизненного быта там таковы, что никакие компенсирующие финансовые средства не исправят дефицита минимального комфорта, — сетует Ключников.

— Поэтому если данный закон будет принят, выпускник попадает в коррупционный капкан и будет распределен в такие далекие уголки нашей Родины, куда добираться «три дня на оленях». Гораздо актуальнее был бы закон о невозможности получения образования за рубежом детям депутатов и крупных чиновников.

А если все-таки «золотые детки» получили образование заграницей, то должны потом отработать по распределению в России от 4 до 6 лет — в зависимости от того, сколько лет они обучалась за счет российских налогоплательщиков».

Юрист Валерий Иванов, в свою очередь, не может понять, как инициатива о распределении выпускников вузов соответствует Конституции РФ, гарантирующей, что высшей ценностью является человек, его права и свободы.

— Как же быть с Конституцией в таком случае, — недоумевает Иванов. — Статья 43 п. 3 гласит: «Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

В этом случае система распределения будет противоречить и ограничивать права выбора человеком своего рабочего места после окончания государственного университета.

Государственные вузы созданы для того, чтобы подготовить специалистов, но они никак не связаны с государственными предприятиями и системой распределения! Поступление в государственный вуз — это право каждого человека, закрепленное в Конституции РФ, а распределение и отработка 4 или 6 лет — это обязательство, которое будет наложено на выпускника, — объясняет знаток права. — А если выпускник хочет получить работу в частной компании? Система распределения сломает молодого специалиста на государственном предприятии и убьет его желание развиваться в данной сфере. И что делать? Не отпускать? Приказать отработать, взыскать денежные средства на обучение?

Предложенный метод также не поможет решить проблему нехватки кадров. Возьмем выпускника педагогического вуза. После его окончания он попадает в школу, через полгода он понимает, что не может найти общий язык с детьми, да и профессия ему эта не по нраву.

Но мы обязали его отработать 5-6 лет в школе по профессии преподавателя. А будет ли такой преподаватель эффективен как работник в данной образовательной организации? Человеку придется пойти на нарушение трудовой дисциплины для того, чтобы его уволили.

И что, теперь взыскивать с него через суд сумму его обучения? Ведь он поступал на конкурсной основе и в 17 лет мечтал быть педагогом…

Но, конечно, студенты из небогатых семей имеют право обучаться и делать это лучше остальных, и почему бы не обязать государственные предприятия нанимать к себе на работу 2-3 молодых специалистов из вузов? Ведь можно брать самых лучших! Тогда предприятия и государственные органы уже с 3-4 курса будут интересоваться выпускниками сами и жаждать получить наиболее благополучного из них, — уверен Валерий Иванов.

— Нужно еще и еще раз глубоко просчитать предмет подобной инициативы о распределении выпускников-бюджетников. Ведь большой объем рабочих мест и так занят. Кроме того, нам не импонирует сам тезис, что для выходцев из небогатых семей прямой путь только в рабочие профессии.

По опыту известно, что именно из подобных семей последние 150 лет чаще всего выходят выдающиеся деятели экономики, производства, науки, искусства и государства, — напоминает Сергей Войтковский. — Поэтому нужна система социальных лифтов и способов попадания талантливых людей на свои места и в образовании, и на профессиональном поприще в другой сфере.

Но тогда нужны другие стимулы и совершенно точные государственные ориентиры. Все зависит от того, какую экономику мы строим: освоения бюджетов или прорывных достижений.

Источник: https://clubtk.ru/vypusknikov-byudzhetnikov-otpravyat-rabotat-po-raspredeleniyu

Целевая подготовка специалистов ОПК: как повысить эффективность?

Как заставить работодателя принять на работу после целевого обучения?

Глава правительства Дмитрий Медведев провёл 14 октября селекторное совещание о повышении эффективности целевого приёма и целевого обучения. Медведев признал систему целевого приёма неэффективной, а содержание договоров о целевом обучении назвал профанацией. Решения, предлагаемые Минобрнауки, предполагают длительную проработку вопроса.

Целевики: основные проблемы

Для начала давайте разберёмся, чем отличается целевой приём от целевого обучения.

Целевой приём предполагает поступление в вуз не по общему конкурсу, а в рамках определённой квоты, выделяемой отдельным отраслям и регионам.

Регион или конкретные предприятия оплачивают обучение такого студента с условием, что после окончания вуза он придёт на работу в соответствующую компанию или учреждение.

К сожалению, программы целевого обучения не пользуются популярностью среди абитуриентов с хорошей успеваемостью.

Планировать карьеру на много лет вперёд в России не принято, да и какой смысл связывать себя обязательствами выпускнику с высокими баллами ЕГЭ, если его и так возьмут на бюджетное отделение? Вот и получается, что средний балл ЕГЭ у целевиков (62,3 – profiok.com) в этом году оказался аж на четыре балла ниже, чем в среднем по России.

Более того, даже при «тепличных», по выражениею Медведева, условиях, которые создаёт целевикам государство, в целом по стране на целевое обучение пока недобор.

Понятно, что по разным отраслям показатели различаются, но в среднем общая квота на целевое обучение, а сейчас это 15 процентов от общего количества бюджетных мест, была заполнена лишь на две трети.

Если на бюджетные места конкурс в среднем по России составил восемь человек на место, то на целевой приём конкурса не было вообще: на каждое место претендовал в лучшем случае один абитуриент.

Всё это означает, что на целевом обучении оказываются заведомо более слабые студенты.

Вице-премьер Дмитрий Рогозин, много внимания уделяющий формированию кадрового потенциала ОПК, в недавнем интервью ТАСС заявил, что поручил Минобрнауки продумать стратегию и тактику работы с бюджетниками и целевиками.

Постановка вопроса вызвана тем обстоятельством, что «целевики присылают ребят, на основе которых мы не сможем создать новый конструкторский потенциал».

«При том что целевой приём даёт преимущества абитуриенту, система не работает эффективно, – считает Дмитрий Медведев, – во всяком случае в полной мере, как мы рассчитывали».

В случае с целевым обучением абитуриент поступает в вуз на общих основаниях – по обычному конкурсу. После окончания второго курса бакалавриата или при поступлении в магистратуру студенту предлагается заключить трёхсторонний договор с вузом и регионом, желающим трудоустроить его после окончания обучения.

Здесь ситуация примерно такая же, кроме того, практически невозможно заставить выпускника трудоустроиться именно туда, где он нужен и где его ждут.

Выяснилось, что больше половины действующих договоров о целевой поддержке и целевом обучении специалистов не содержат ни информации о социальной поддержке будущего молодого специалиста, ни конкретных сроков по трудоустройству выпускника на предприятия.

В действующем законодательстве нет механизмов, обеспечивающих ответственность работодателя за поддержку полученного таким образом специалиста и возможность применить какие-либо санкции к выпускнику, который отказывается соблюдать условия договора. Таким образом, у работодателя, то есть, по сути, у конкретного заказчика на подготовку кадров, нет ни прав, ни ответственности.

Дмитрий Медведев напомнил о системе распределения, существовавшей в СССР и достаточно успешно работавшей на протяжении многих лет.

После окончания высшего учебного заведения выпускники должны были в обязательном порядке отработать несколько лет на предприятиях, которые нуждались в такого рода кадрах. В итоге регионы получали нужных специалистов, а выпускники вузов – гарантированные рабочие места.

После того, как в 1990-е годы «изменилась экономика», пояснил Медведев, система рухнула, и госзаказ на подготовку кадров стал неактуален.

Заметив, что в возвращении к системе распределения в полной мере «нет ни оснований, ни необходимости», глава правительства, тем не менее, заявил, что «государство должно быть уверено, что выпускник пойдёт работать туда, где он реально нужен, а каждый бюджетный рубль будет потрачен с максимальной отдачей»

«Систему нужно настроить таким образом, чтобы университеты готовили действительно востребованных профессионалов, регионы и работодатели, соответственно, могли найти нормальных специалистов, ну а студенты после учёбы гарантированно получали работу по специальности», – поставил задачу Дмитрий Медведев.

Целевики: предложения Минобрнауки

Как сообщила глава Минобрнауки Ольга Васильева, её ведомство предлагает скорректировать действующее законодательство с тем, чтобы более чётко зафиксировать права и ответственность образовательной организации высшего образования, заказчиком и абитуриентом.

Трёхсторонний договор о целевом приёме будет заключаться до начала приёмной кампании в вуз.

Причём именно вуз будет оценивать качество договора: если в документе не будут чётко прописаны обязательства сторон и ответственность за их невыполнение, вуз не будет вправе принимать такого абитуриента по квоте целевого приёма.

Заказчик будет обязан предоставить студенту меры социальной поддержки, организовать прохождение практики и обеспечить трудоустройство на период не менее трёх лет на должность с соответствующими квалификационными требованиями.

Студент, согласно договору, должен будет хорошо учиться, осваивать образовательную программу (критерии успешности обучения также будут фиксироваться в договоре).

По окончании обучения студент будет обязан не менее трёх лет проработать в организации, указанной в договоре, и на тех условиях, которые обозначены в этом документе.

Если выпускник вуза не пойдёт работать на предприятие, указанное в договоре, ему придётся возместить государству средства, затраченные на его обучение.

Наконец, вуз со своей стороны должен обеспечить проверку качества трёхсторонних договоров и создать все условия для успешного освоения учащимися образовательных программ.

Изложенное представление пока схематично, пояснила Ольга Васильева. По её словам, детальная схема «потребует большой работы». В частности, придётся вносить изменения в закон «Об образовании» и Бюджетный кодекс, а также разработать информационные системы, которые обеспечат прозрачность работы.

Кадры для ОПК: поддержка талантов

Напомним, что в настоящее время Минобрнауки реализует программу «Новые кадры для ОПК». В 2014-2015 годах в рамках программы было трудоустроено три тысячи человек, а на реализацию программы было выделено более миллиарда рублей. В период до 2020 года на предприятия ОПК будет трудоустроено ещё шесть тысяч молодых специалистов.

Дмитрий Рогозин уверен, что ведомству следует пересмотреть подходы к реализации программы.

«Я поручил сегодня Минобрнауки на базе программ подготовки кадров для ОПК ещё раз пересмотреть эти программы и сформировать новые финансовые стимулы для поддержки талантов, в том числе, которые пробиваются через бюджетные отделения», – цитирует Рогозина ТАСС.

По мнению вице-премьера, на бюджетных отделениях вузов учатся талантливые ребята, которых также можно было бы привлекать к работе в ОПК. В частности, следует не заставлять талантливого студента, прошедшего жёсткий конкурсный отбор, «работать по ночам, разгружая вагоны», а профинансировать его дальнейшее образование и карьеру в отрасли.

Адаптацию образовательных программ для подготовки кадров для ОПК, по словам Рогозина, следует провести на примере Московского авиационного института (МАИ). Ректор МАИ Михаил Погосян ранее возглавлял ОАК.

По словам Рогозина, он имеет серьёзный опыт внедрения двух технологических направлений: моделирования поведения техники в экстремальных ситуациях и цифрового проектирования как деталей для авиатехники, так и самих изделий.

Вице-премьер считает, что на базе МАИ следует создать центр одного из приоритетных технологических направлений.

Дмитрий Рогозин ратует за принципиально новый подход к технологическим разработкам. По его словам, следует отказаться от практики, когда новые проекты «сажаются на институты РАН». В вузах уже есть базовые кафедры, сформированные генеральными конструкторами, а также сконцентрированы талантливые студенты и молодые специалисты.

«Сам бог велел исследовательскую работу поручать вузу, в том числе, исполнение ГОЗ», – заявил вице-премьер. По мнению Рогозина, МАИ вполне может взять на себя задачу внедрения научных разработок в реальное производство – как для ОАК, так и для ОДК, ОСК, Роскосмоса и других корпораций.

Аналогичная работа, добавил Рогозин, будет вестись и на базе других ведущих вузов, и в эту работу необходимо включать талантливых студентов.

Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=3427

Как уволиться целевику

Как заставить работодателя принять на работу после целевого обучения?

Бесплатная юридическая консультация:

Можно ли уволиться, согласно условиям, прописанным в данных контрактах без выплат организации? Прилагаю фото договоров

— юридическая консультация

Я нигде не увидела условия об обязательной отработке.

В связи с этим считаю, что Вы вправе расторгнуть трудовой договор с предупреждением работодателя за две недели согласно ст. 80 ТК РФ.

Предлагаю посмотреть ответ директора департамента госполитики в сфере высшего образования Минобрнауки А. Соболева

Несмотря на то, что в законе содержится прямое требованиео мерах социальной поддержки и по трудоустройству выпускников, более половины договоров о целевом приеме вообще не содержат мер социальной поддержки. Это прямое нарушение закона. Более 62% договоров не содержат сроков трудоустройства, а, соответственно, выпускник не обязан выполнять

Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://consjurist.ru/consultation/detail/mozhno_li_uvolitsya_celeviku_po_sobstvennomu

Неотложное лечение острой тяжелой гипертензии

Неотложное лечение острой тяжелой гипертензии во время беременности и в послеродовом периоде ( ACOG , декабрь 2018 ) . https://diseases.medelement.com/material/%D0%BD%D0%B5%D0%BE%D1%82%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9.

Стажировка и курсы повышения квалификации врачей в Израиле

Врачебная ошибка может стоить пациенту жизни. Поэтому долг каждого медика – постоянно совершенствовать свои знания и практиковаться. Все чаще врачи из стран СНГ приезжают повышать квалификацию в Израиль. Объясняют свой выбор просто: здесь можно перенять опыт экспертов мирового уровня и опробовать но.

Подводный камень «тонкого» эндометрия

Добрый вечер, уважаемые коллеги! Очень скучаю по нашему общению, но что-то совсем слова в предложения не складываются: напишу пост, читаю, думаю — да кому это интересно. Хотя, если честно, я редко думаю о чьем-то мнении, но всегда надеюсь и жду диалога, дискуссий, споров и обсуждений.. Стираю. Сегодняшний

Есть ли патология на ЭКГ.? Мужчина 30 лет. Жалобы на дискомфорт в области грудной клетки, одышку инспираторного характера.

Бесплатная юридическая консультация:

Уважаемые коллеги, Какие тесты наиболее информативны для выяснения причин резких подъемов АД (без видимой причины): катехоламины и серотонин в крови или их метаболиты в суточной моче? Если предпочтительнее определение в моче, то насколько важно соблюдение диеты перед сбором?

Коллеги, нужен совет по поводу лечения аскаридоза. У приятельницы ребёнку 9лет длительный сухой кашель. Сдавали анализы на антитела к микоплазме, токсоплазме, лямблиям и аскаридам. Результат антитела к аскаридам — 2,28 КП, лямблии — 0,2КП, токсоплазма-

Источник: http://www.doktornarabote.ru/Publication/Single/162747?isRecommended=False

Расторжение договора с работодателем, я целевик

Я обучалась за счет компании 3 года.

В 2017 году спустя 4 месяца после окончания университета мне позвонили и потребовали, чтобы я пришла к ним на работу (о нарушении договора со своей стороны до этого я не знала: обязана была прийти к ним через месяц).

Но по прибытии я узнала, что свободной вакансии по моей специальности у них нет, поэтому они меня приняли по срочному трудовому договору на время отпуска основного работника. Работник вернулся, меня уволили.

Рассчитывала, что освободят меня, но ни тут то было! Оказывается, очередной работник как раз собирался в отпуск тоже. И в итоге меня опять приняли по срочному договору на месяц.

Вопрос: имеет ли компания право принимать меня постоянно по этим срочным договорам? Ведь получается, что отпуск я еще не скоро получу(т.к.каждый раз заново устраиваюсь на работу).

Бесплатная юридическая консультация:

Хочу добавить, что начальники делают всё, чтобы я ушла и оплатила им долг( моральное насилие и обзывательства).

P.s.: + позже выяснилось, что они оплачивают обучение только экономистам в горной сфере, а я закончила торговое направление, т.к. на то время родители «достали» мне это целевое обучение. В этом мне тоже попрекают.

П.с.п.с. в договоре был составлен не верно по дате окончания: указано, что он действует по 2016 год, а университет я закончила в 2017.

Помогите мне сбежать из этого ада.

Спасибо за прочтение.

Бесплатная юридическая консультация:

Исходя из описанной Вами ситуации, налицо явное злоупотребление работодателя своими полномочиями и нарушение норм ТК РФ. Вы вправе обращаться по данному факту с жалобой в трудовую инспекцию.

Действительно в соответствии со ст.

249 ТК РФ, при увольнении без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Однако применяться эти условия должны при этом должны при соблюдении общих требований, закрепленных в ч. 2 ст. 232 ТК. В соответствии с ними договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем — выше, чем это предусмотрено ТК или иным федеральным законом.

Поскольку работодатель именно уволил Вас после истечения срока срочного трудового договора, а не перевел на другую должность, то и требовать от Вас повторного трудоустройства он не может. Так как это будет явным злоупотреблением с его стороны.

Хотелось бы конечно посмотреть полный договор! Но.

Бесплатная юридическая консультация:

Согласно ст.

249 ТК РФ, В случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Но Вам должны дать возможность отработать оговоренный период, а не заключать срочные трудовые договоры. Я полагаю, что работодатель не прав. Вам имеет смысл обратиться в жалобой в трудовую инспекцию города.

Источник: http://md-computers.ru/kak-uvolitsja-celeviku/

Если в компании нет специалиста по охране труда

Как заставить работодателя принять на работу после целевого обучения?

Волкова М. Н., эксперт журнала

В каждой ли компании должен быть штатный специалист по охране труда? Можно ли соответствующие обязанности поручить другому сотруднику на условиях совместительства? В каком случае возможно поручение обязанностей специалиста по охране труда иным работникам на условиях совмещения? Каким требованиям должны соответствовать сотрудники, которым поручается дополнительная работа?

Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб.

А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно.

Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?

Специалист или служба?

 Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Чтобы система работала, нужно выстроить целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Обычно для этого разрабатывается система управления охраной труда.

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Статья 217 ТК РФ говорит, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля их выполнения у каждого работодателя, который осуществляет производственную деятельность и численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Это общее требование, оно распространяется и на тех, кто производит нематериальные блага, например, оказывает услуги. Минтруд в Письме от 10.06.2016 № 15‑2/ООГ-2136 обращал на это внимание.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. То есть компания не обязана принимать на должность специалиста по охране труда сотрудника, для которого эта работа будет основной.

К сведению:

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Кроме того, работодатель вправе заключить гражданско-правовой договор с организацией либо специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.

Даже если должность специалиста по охране труда ввести необходимо (численность компании больше 50 человек), Трудовой кодекс не требует выделять отдельного сотрудника – специалистом по охране труда не обязательно будет сотрудник, для которого эта работа станет основной. Значит, обязанности специалиста можно распределить между другими сотрудниками компании или поручить кому‑то одному, если их квалификация соответствует требованиям закона.

Кому поручим обязанности специалиста по охране труда?

 Скажем сразу: не важно, какую должность занимает сотрудник согласно штатному расписанию. Если у него есть соответствующие подготовка и опыт, ему вполне можно поручить работу по охране труда в организации.

Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н утвержден профессиональный стандарт специалиста по охране труда.

Согласно его требованиям работник, выполняющий функции охраны труда в компании, должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности. Если профильного высшего образования нет, работник должен пройти профессиональную переподготовку в данной области.

При наличии у работодателя опасных производственных объектов работник должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.

Функции специалиста по охране труда может выполнять и работник со средним профессиональным образованием, если он прошел переподготовку в области охраны труда и имеет стаж работы в данной области не менее трех лет.

То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области. Если же у рассматриваемого кандидата среднее профессиональное образование и нет опыта работы в охране труда, то поручить ему работу по охране труда нельзя.

Варианты поручения функций специалиста по охране труда

 Давайте рассмотрим два варианта в зависимости от численности компании.

Численность работников более 50 человек.

Варианты действий работодателя различаются в зависимости от того, имеется должность специалиста по охране труда в штатном расписании или нет.

1. Совместительство. Если должность имеется, можно заключить трудовой договор о работе по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ).

Напомним, что совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). В трудовом договоре необходимо указание на то, что работа является совместительством.

В данном случае оформляется договор о внутреннем совместительстве. В нем должны быть прописаны обязанности по охране труда, которые будет выполнять сотрудник, либо содержаться ссылка на должностную инструкцию.

По желанию можно установить срок действия такого договора или же не ограничивать его. Но учтите: срочный договор вы не сможете расторгнуть по ст. 288 ТК РФ, когда решите принять на должность специалиста по охране труда основного сотрудника.

2. Совмещение. По правилам ст. 60.

2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая дополнительная работа может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).

При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

Срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника путем заключения соглашения.

Он имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Если чувствуете, что один работник не справится, можете распределить функции специалиста по охране труда между несколькими работниками. В таком случае заключать соглашение о поручении дополнительной работы придется с каждым. Приведем пример соглашения на стр. .

На основании заключенного соглашения издайте приказ о совмещении (см. стр. 65).

Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, придется ввести ее, поскольку в ч. 1 ст. 217 ТК РФ однозначно говорится о введении такой должности в штатное расписание или создании целой службы.

Численность работников менее 50 человек.

В таком случае тоже следует заглянуть в штатное расписание. Если должность специалиста по охране труда присутствует, возможно заключение с работником компании либо трудового договора о работе по совместительству, либо соглашения о совмещении функций по данной должности.

Дополнительное соглашение № 1

к трудовому договору от 10.10.2012 № 21

19 октября 2017 г. г. Киров

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ООО «Ромашка»), именуемое в дальнейшем Работодателем, в лице директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании устава и трудового договора от 14.02.2010, с одной стороны, и специалист отдела кадров Петрова Анна Петровна, именуемая в дальнейшем Работником, с другой стороны, заключили соглашение о нижеследующем:

1. С 23.10.2017 Работник выполняет дополнительную работу в порядке совмещения должности специалиста по охране труда.

2. Работник выполняет должностные обязанности в объеме 40 % работы, определенной должностной инструкции специалиста по охране труда, утвержденной приказом ООО «Ромашка» от 14.01.2016 № 05/01:

2.1. Проводит вводный инструктаж по охране труда, координирует проведение первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа, обеспечивает обучение руководителей и специалистов по охране труда, обучение работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

2.2. Контролирует проведение обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями.

2.3. Осуществляет проверку знаний работников о требованиях охраны труда.

2.4. …

3. За совмещение должности специалиста по охране труда Работник получает ежемесячную доплату в размере 10 000 (десять тысяч) руб.

4. Действие соглашения может быть прекращено по истечении трех рабочих дней со дня письменного предупреждения Работником Работодателя или письменного уведомления Работодателем Работника о прекращении выполнения дополнительной работы.

Работодатель: Работник:

ООО «Ромашка» А. П. Петрова

Источник: https://www.audar-press.ru/specialist-po-ohrane-truda

Консультант закона
Добавить комментарий