Какие права имеет учитель в школе, если родители ученика прослушивают ребенка на уроке?

Дети и телефоны, Школьная жизнь

Какие права имеет учитель в школе, если родители ученика прослушивают ребенка на уроке?

Можно заставить своего ребенка тайком включать в классе диктофон, чтобы узнать, о чем говорит учительница, пока родителей нет рядом. Но надо помнить о последствиях.

Можно заставить своего ребенка тайком включать в классе диктофон, чтобы узнать, о чем говорит учительница, пока родителей нет рядом. Но надо помнить о последствиях.

В Германии Федеральное сетевое агентство запретило детские «умные часы» со встроенным микрофоном. Через приложение эти часы были связаны с телефоном родителей. Взрослые могли включить микрофон в часах своего ребенка и услышать то, что происходит вокруг него.

Однако немецкие семьи использовали приложение не так, как рассчитывали разработчики: например, когда ребенок выходит из зоны видимости и отправляется неизвестно куда. Родители тайком активизировали микрофон «умных часов» в школе.

Им очень хотелось узнать, что говорят их детям учителя.

Многие российские семьи тоже охотно используют мобильные приложения(Life360, MamaBear, Family Locator и т.п.), которые позволяют наблюдать за передвижениями ребенка. В их программу можно внести определенные адреса – и поглядывать на сообщения, добрался ли ребенок до этого места. Можно задать границы безопасной территории и получать сигнал тревоги всякий раз, как только дети пересекли их.

Психологи считают, что слежка за ребенком – распространенное явление в современном обществе. Она свидетельствует не столько об уровне развития новых технологий, сколько о кризисе доверия между родителями и детьми.

Родители, которые слишком заняты на работе, хотят компенсировать это с помощью новых технологий: им надо знать о каждом шаге своих детей.

Почему родители хотят подслушать урок в школе?

Именно школа остается загадочной территорией для родителей из разных стран. Информация из учебного заведения зачастую не внушает им доверия.

Чаще всего это происходит в случаях, когда ребенок учится хуже, чем надеялись мамы и папы.

Психологи давно подметили, что родители, которые учились в школе на «хорошо», требуют от своих детей только пятерок, те, кто получал тройки, уверен, что дети должны стать хорошистами, а бывшие отличники склонны предъявлять своим детям непомерно высокие требования.

Поэтому в неуспехах своих детей большинство родителей склонны винить учителей. И это, как мы видим, общий родительский феномен в разных странах.

Законно или нет?

Вернемся в Россию. Законно ли заставлять ребенка тайком вести запись в школе?

Да, отвечают юристы, если запись велась на уроке, и родители просто хотели прослушать его дома.

Школьный урок не выдает детям никакой секретной информации и не содержит государственных тайн. Это звучит как шутка? В дискуссиях на тему, почему надо запретить запись уроков на диктофон, выдвигаются самые невероятные аргументы.

Не сообщается на уроке и сведений о личной жизни учителя или учеников (которые защищается 24 статьей Конституции РФ). Напротив, желание родителей записать школьный урок поддерживает Закон «Об образовании в РФ». Ст. 44 дает российским семьям право познакомиться с методами обучения и воспитания их детей в школе.

И все же юристы считают, что родителям лучше и безопаснее реализовывать это право в других формах.

Права других

Тот, кто стремится тайно записывать голоса школьной жизни, неизбежно вторгается в частную жизнь учителей и учеников. Даже у первоклассника есть своя частная жизнь, и она, по Конституции РФ, неприкосновенна. Ни аудио, ни видео, ни фото одноклассников нельзя выкладывать в сети без согласия их родителей.

А тот, кто не соблюдает это правило, должен принимать последствия, которые из этого вытекают.

За последние годы в России стало известно о нескольких громких скандалах, начавшихся с того, что дети или их родители выкладывали подслушанную информацию в Интернет.

После этого школьнику гарантированы проблемы с одноклассниками, а его родителям – обещания других родителей подать на них в суд.

«- Иногда родители говорят, что они контролируют действия своего ребенка, и он не выложит запись в Сети без их одобрения. Но он может дать прослушать запись одноклассникам, чтобы вместе посмеяться», – говорит Анна Александровна Вавилова, старший научный сотрудник Лаборатории образовательного права МГПУ.

На самом деле смеяться придется недолго. Даже сам факт, что ребенок тайно записывал слова учителя и разговоры одноклассников, может превратить его школьную жизнь в ад.

Иногда родители возражают: мы настраиваем время записи так, чтобы оно совпало с началом урока. Юристы предупреждают: нет, это не гарантирует, что на запись не попадут личные разговоры.

Учитель может задержаться, урок может начаться позже, перемена может быть передвинута – одним словом, диктофон будет писать разговоры в классе.

А это, по определению, – личные разговоры, не подлежащие записи.

Тайная запись урока бесполезна в суде

Большинство (52%) родителей готовы подключиться к школьным делам лишь в исключительных ситуациях, «когда, – говорят они социологам, – происходящее в школе несет риски для детей, их благополучия». Поэтому о правах своих детей такие родители вспоминают лишь во время конфликта с учителями.

Сделав тайную запись с урока этого учителя и опубликовав ее в интернете, они надеются заявить о своей правоте и заставить школу уволить этого педагога.

А вот это уже ошибка.

Анна Вавилова объясняет ее причину.

«- Экспертная оценка поведению педагога на записанном уроке дается только профессиональным сообществом, – говорит она. – Для такой экспертизы нужна открытая и легально сделанная запись урока в течение его полного времени. Даже если директор школы, прослушав запись, поверит, что на ней действительно был голос педагога, доказательств, что все было именно так, у него нет. Если речь идет о тайной записи (и никто не видел и не слышал, как она проводилась), можно предположить, что она могла быть сделана в другое время и в другом месте. Поэтому к учителю, чей голос был записан на диктофон, нельзя применить меры дисциплинарного взыскания».

Более того: даже если такого учителя уволят, он подаст в суд и, скорее всего, выиграет процесс. Потому что повода для увольнения не было: тайно сделанная запись (а особенно – смонтированная из фрагментов разных уроков, как это уже было проделано недавно в Сети) будет отвергнута экспертами. По ней никто не станет судить о профессиональном мастерстве педагога.

Хорошо, думают некоторые родители, мы не будем ничего требовать от школы.

Мы пойдем с этой записью прямо в суд!

«- Запись, сделанная тайком, не подходит для суда, – объясняет Анна Вавилова. – И уж тем более суд не примет смонтированные фрагменты разных уроков. Суду надо знать точное время, когда были сказаны те или иные фразы, и контекст, в котором они были произнесены».

Если родители хотят доказать, что учительница пристрастна к их ребенку (делает ему замечания там, где другим все прощается, жестче реагирует на его ошибки, требует больше, чем от других), суд потребует от них полную запись многих уроков с этим педагогом. А затем – передаст на профессиональную экспертизу школьным учителям.

Можно ли попросить школу сделать запись урока?

Родители имеют право открыто, по согласованию со школой, организовать запись урока (или уроков). Ее профессиональный анализ выявит многие проблемы учителя и класса.

Этот ход применяют наиболее активные родители, члены коллегиальных органов управления школой, по согласованию с директором и школьной администрацией.

Чтобы сделать запись урока, надо принять соответствующее решение на родительском комитете и согласовать его с администрацией школы.

Перед началом записи следует объявить классу, что урок будет записан. Надо назвать календарную дату и точное время (минуты и часы) начала урока, номер кабинета школы. Для видеозаписи достаточно зафиксировать только день, час и минуту (если в классе нет больших часов и календаря). Урок должен записываться от звонка до звонка. Нельзя прерывать запись на середине.

Только в этом случае запись урока (или уроков) можно проанализировать и обсудить вместе со школой.

Более того, администрация хорошо оснащенных школ говорит, что она могла бы организовать для родителей даже он-лайн трансляции уроков.

Но родители школьников (большинством ) от этого отказываются.

Такой опыт был за истекшие два года в нескольких регионах России. Родители спорили со школой, требовали соблюдения прав своих детей, жаловались в СМИ, но… Когда им предложили записывать каждый урок на камеры, они отказались!

На практике семьи учеников начальной школы (именно они чаще всего конфликтуют со школой из-за обид на учительницу) редко соглашаются с тем, чтобы их дети весь день находились под камерами.

«Да, у нас есть проблема, – говорят они, – да, нам не нравится этот учитель или какой-то ребенок в классе, но мы не хотим, чтобы за нашими детьми весь день кто-то следил»

Педагоги и психологи говорят о том, что многие современные дети получают удовольствие от того, что на них обращена включенная камера.

Однако не всем детям и взрослым нравится, когда за ним следят.

И закон защищает тех, кому это не нравится.

Об этом напоминают и немецкие производители, которые отказываются от выпуска детских смарт-часов со встроенным микрофоном.

Родители всего мира похожи.

Они ревниво следят с помощью телефона за своими детьми, но могут подать в суд, обнаружив, что за их детьми наблюдает кто-то другой.

Светлана Кириллова

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1297_deti-i-telefony.html

Умные часы с прослушкой в школе. Законно ли это?

Какие права имеет учитель в школе, если родители ученика прослушивают ребенка на уроке?

В начале лета петербургские родители начали массово покупать через Интернет детские «умные» часы. Часы, кроме всего прочего, умеют подслушивать и передавать на родительский телефон все, что происходит рядом с ребенком.

«Фонтанка» протестировала самый дешевый и популярный китайский образец и убедилась – прослушка реальна. Юристы в один голос предупреждают — за покупку таких часиков можно получить срок. Но, даже если правоохранительные органы не сочтут часы спецсредством, остается открытым вопрос, как «прослушка» со стороны родителей повлияет на ребенка.

Похоже, 1 сентября этого года в каждом петербургском классе найдется как минимум один ребенок с китайскими «умными часами» на руке.

Такие часы мамы активно заказывают на Aliexpress и через системы совместных закупок в различных “родительских” сообществах.

А тем, кто не хочет месяцами ждать доставки, уже на следующий день часы привезет курьер из компании-посредника — правда, вдвое дороже. Цена, в зависимости от модели и способа покупки, колеблется в диапазоне от 1,5 до 6 – 7 тысяч рублей.

С точки зрения функционала спрос выглядит оправданным. Часы совершают и принимают телефонные звонки на несколько запрограммированных номеров.

С помощью приложения, установленного на родительский смартфон, можно отслеживать перемещения ребенка. Погрешность, правда, составляет несколько сотен метров.

Но родители спешат укомплектовать детей часиками не только ради GPS-трекера. Самая интересная функция «умных часов» – прослушка.

Технически это работает так. Мама через приложение посылает запрос на «обратный звонок». Часы «перезванивают» – при этом никак внешне не выдавая своей активности. Родительнице остается лишь снять трубку — и прослушивать свое чадо по тарифу мобильной сети. запись часы делать не могут, но если на принимающий смартфон установлена программа записи звонков, это не проблема.

А чтобы родители были уверены, что девайс всегда на посту, в ремешок вмонтирован специальный датчик. Если ребенок без разрешения попытается часы снять, мама получит СМС-сообщение.

«Умные часы», в отличие от обычного телефона, ребенок не забудет в классе и не выронит из кармана. В них нет ни игр, ни интернета, из-за которых в ряде школ использование гаджетов запрещено. Кроме того, ребенок сможет звонить только на записанные в памяти устройства номера — и принимать звонки только с них же.

Родители получают ощущение контроля над тем, что происходит с ребенком, пока их нет рядом. Все это, возможно, в наше опасное время для кого-то и хорошо.

Если бы не функция «прослушки», которая фактически делает набирающую популярность игрушку «специальным техническим средством, предназначенным для негласного получения информации».

В СМИ каждый месяц появляются сообщения о людях, пошедших под суд за то, что заказали в интернете «шпионскую ручку». В начале июня за такую покупку была осуждена жительница Соликамска.

Женщина получила год ограничения свободы. Чтобы сесть на срок до 4 лет по статье 138.1 УК РФ, посылку даже не обязательно получать — сомнительное отправление вскроют на таможне и передадут куда следует.

Вместе с данными заказчика.

«Фонтанка» решила проверить, действительно ли работает заявленная функция «обратного звонка» (продавцы в инструкциях к часам термин «прослушка» предусмотрительно не используют).

На то, чтобы установить на «родительский» смартфон приложение, настроить его и загрузить в память часов номер «мамы», ушло около часа.

Ремешок оказался рассчитан на узкое запястье младшеклассника, поэтому часы были просто положены на стол коллеги, который знал об их технических особенностях. «Обратный звонок» поступил в течение пары минут после запроса.

Выяснилось, что самая простая китайская модель «умных часов» для детей обеспечивает отличную слышимость в радиусе полуметра от гаджета. То есть отчетливо звучит каждое слово, сказанное самим носителем часов или рядом с ним. Звук на большем расстоянии от носителя становится менее разборчивым. Но все же, но все же.

Юристы, к которым «Фонтанка» обратилась с просьбой прокомментировать ситуацию, посоветовали держаться от таких «умных часов» подальше. Хранение, использование и распространение информации о частной жизни граждан без их согласия не допускается Конституцией. Поэтому в России было введено лицензирование спецсредств для негласного добывания информации.

Адвокат Евгения Бурмасова отмечает, что «умные часы» позволяют получать аудиальную информацию негласно, при этом у владельца не будет лицензии на приобретение и использование спецсредств.

«Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации, отнесены законодательством РФ к числу продукции, использование которой физическим и юридическим лицам, не уполномоченным на то Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», запрещено, – подчеркивает Евгения Бурмасова.

– Вряд ли родитель, купивший такие часы ребенку, окажется субъектом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Но правоохранительные органы могут счесть его лицом, нарушающим действующее законодательство РФ».

Адвокат, управляющий партнер юридической компании “Ди Си Оу”, Василий Давыдов, отмечает, что использование функции «обратный звонок» нарушает права как самого ребенка, так и его собеседника вне зависимости от возраста.

Необдуманное использование «умных часов» может привести к серьезным судебным разбирательствам — даже между родителями, особенно если они в разводе.

«Взрослый человек, который о чем-то поговорил с вашим ребенком, а потом узнал, что вы этот разговор прослушивали, получит основания обратиться в суд, – предупреждает Василий Давыдов.

– Кроме того, если между родителями существует конфликт и один из них «вешает» на ребенка часы с прослушкой, то второй также может обратиться в суд как законный представитель несовершеннолетнего, чтобы защитить его права.

В соответствии с Конституцией, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Право несовершеннолетнего на индивидуальность предполагает наличие у него права на личную жизнь, что зафиксировано в статье 16 Конвенции о правах ребенка. В ней, в частности, предусмотрено, что «ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции».

Список видов спецсредств для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию, содержится в постановлении Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 214.

Строчки «часы детские с функцией обратного вызова» в этом перечне, конечно, нет. Но есть «радиоаппаратура, предназначенная для негласного получения и регистрации акустической информации».

Насколько соответствуют «умные часы» этому описанию, возможно, скоро будут решать правоохранительные органы.

Индивидуальный предприниматель, у которого были куплены детские «умные часы» для тестирования, искренне удивился вопросу о лицензии на его товар. «Женщина, возьмите себя в руки, – сказал продавец. – Это, действительно, не совсем законно. Товар не сертифицирован на территории РФ.

Но функционал сделан для безопасности ребенка и используется только в экстренных случаях. Если вы боитесь использовать эти часы, не используйте — мы оформим возврат. В Интернете более тысячи продавцов этих часов, сотни тысяч родителей уже используют их.

Вас по этому вопросу никто не будет трогать».

Но даже если «никто не будет трогать» родителей, открытым остается вопрос, как повлияет на ребенка осознание, что мама в любой момент может нажать кнопку и подслушать его разговоры. Или то, как он ходит в туалет.

Основатель классической гимназии № 610 и учитель истории Лев Лурье считает, что современных школьников не надо недооценивать — функцию «прослушки» они быстро научатся обходить. «Ничего тоталитарного я в этом не вижу, – говорит Лев Лурье.

– Если бы у детей в лагере в Карелии были такие часы, возможно, трагедии бы не случилось. Существуют рискованные ситуации, в которых использование этого гаджета оправданно».

Лев Лурье отмечает, что между детьми и родителями постоянно идет борьба за личное пространство — родители неизбежно нарушают его границы. Хотя бы требованиями, чтобы ребенок был дома строго к определенному времени и делал уроки.

«Я вполне допускаю, что на своего маленького ребенка надел бы такие часы, – говорит Лурье. – Особенно если он едет куда-то без меня, в лагерь отдыха или на праздник».

Директор лицея № 369 Константин Тхостов отмечает, что «умные часы», несмотря на то что покупаются в целях безопасности, могут и сами представлять угрозу для ребенка. Во-первых, как и мобильный телефон, часы излучают электромагнитные волны.

Во-вторых, дорогой гаджет на руке маленького ребенка — это соблазн для злоумышленников, которые могут напасть, чтобы его отобрать. «На своего ребенка я не стал бы надевать такие часы, – говорит Константин Тхостов.

– Я не вижу в них смысла, ведь по закону Санкт-Петербурга ребенок до 12 лет должен постоянно находиться в сопровождении взрослых. Кроме того, надежда на помощь спецсредств ослабляет внимание.

Запрещать ли ношение этих часов в школе? Если в лицей придут ученики с такими часами, я, как минимум, буду беседовать с родителями, чтобы найти точки соприкосновения по этому вопросу». При этом Константин Тхостов отмечает, что часы, действительно, могут научить ребенка тому, что любой закон может быть нарушен.

«Личное пространство — это вещь, которая четко регламентируется законом. Но мы прекрасно понимаем, что, по сути, покупая «айфон», мы подписываем негласное соглашение, что мы открыты для всех, – говорит директор лицея. – Наши разговоры и персональные данные могут попасть в общий доступ. Вот только ребенок это негласное соглашение не подписывает, так как гаджет приобретают родители».

Пользователи форума петербургских родителей «Littleone» разделились — большинство не против снабдить своих детей «умными часами» из соображений безопасности, и лишь некоторые видят в гаджете скрытую угрозу.

«Мой ребенок просит такие часы. Про подслушку знает, его это абсолютно не напрягает», – пишет пользователь под ником ашкымка (орфография и пунктуация оригинала сохранены. – Прим. ред.).

«Мир сошел с ума, кругом враги, и все за всеми следят, – пишет пользователь Sheyla. – Ну даже у младшеклассников есть уже свои секретики какие-то, и не думаю, чтобы им было приятно, что мама 24 часа в сутки может слушать, о чем он говорит, с друзьями, например. А то сказал “Петя-дурак”, а мама дома – а ты зачем Петю так называл?»

«Ну, да, конечно, безопасность. Не смешите мои тапочки, – отмечает пользователь под ником Сарафанное радио. – Я – та еще паникерша-истеричка и то для себя допускаю только возможность “GPS-слежения”.

Причем ребенок будет об этом знать. А прослушка – это уж слишком. Если что-то с ребенком не так, он мне расскажет. Постесняется мне рассказать – скажет папе. А уж выяснить, что к чему, потом всегда можно».

Между тем у поставщиков китайских «умных часов» появилась новинка — модель нейтрального дизайна, без «лапочек» и «розочек», рассчитанная на взрослую руку. Производитель позиционирует их как гаджет для пожилых людей, которые могут потеряться, как и маленькие дети.

В принципе, такой «браслет» можно надеть на супруга – для полной прозрачности отношений. Конечно, при условии, что он достаточно ручной.

ссылка:

Источник: https://multiurok.ru/blog/umnyie-chasy-s-proslushkoi-v-shkolie-zakonno-li-eto.html

Учитель оскорбляет учеников – что можно сделать?

Какие права имеет учитель в школе, если родители ученика прослушивают ребенка на уроке?

Что делать, если учитель систематически «шуточно» обзывает ребёнка, ссылаясь, например, на его внешние данные? Если он явно и умышленно несправедлив к конкретному учащемуся? Имеет ли учитель право прилюдно критиковать, высмеивать учеников? Как бороться с неэтичным поведением учителя? 

В настоящее время законодательством не определены конкретные требования к профессиональному поведению педагогов общего образования. Как правило, образовательные учреждения утверждают кодексы профессиональной этики педагогов собственными локальными нормативными актами.

Право на уважение человеческого достоинства в школе

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья (статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений (статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»).

Учитель не имеет права: кричать на детей, поднимать руку, оскорблять его достоинство, унижать его перед одноклассниками, наказывать ребенка негуманным способом. В случае дисциплинарного нарушения со стороны ученика, учитель должен руководствоваться Уставом школы и решать вопрос с родителями и администрацией школы.

Что делать родителям, если педагог позволяет себе оскорблять ученика?

В соответствии со ст.

45 данного закона родители (законные представители) вправе защищать интересы своих детей путем направления соответствующих обращений в органы управления образовательного учреждения или в комиссию по урегулированию споров (если таковая создана в ОУ) с требованием о проведении дисциплинарного разбирательства в отношении педагога и привлечении его к дисциплинарной ответственности, в том числе и увольнения. Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя. Конкретные шаги зависят от личных особенностей данного учителя, директора и общей ситуации в школе.

Также много зависит от возможности доказать факт унижающих действий и оскорбительных высказываний.

Дополнительно читайте по этму вопросу – Тайную диктофонную запись можно использовать как доказательство в суде. 

Шаг первый. Если учитель готов к диалогу, может помочь личный разговор. Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми.

Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Чтобы ваша жалоба не была воспринята как наговор, а ваш ребенок не оказался виноватым — попробуйте привлечь других родителей. Наверняка у них подобные проблемы. Жалоба к директору подписанная родителями класса — очень эффективный способ. Директор не игнорировать подобное обращение — он обязан провести служебное расследование и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности.

Шаг третий. Направить заявление в Комиссию по урегулированию конфликтов. Такая комиссия должна собираться в каждой школе и рассматривать поступившие обращения. Обращение может быть направлено как от имени учащихся, так и от имени родителей. В состав комиссии в обязательном порядке должны входить родители.

Шаг четвертый. Обращение в суд, прокуратуру, полицию, инспекцию по контролю за образованием может последовать как после проведения дисциплинарного разбирательства, так и в тех случаях, когда дисциплинарное разбирательство не проводилось или в ходе этого разбирательства, не были установлены, описанное Вами поведение педагога.

Если исправить ситуацию не получается – родитель может поставить вопрос о переводе ребёнка в другой класс или к другому учителю. Порядок перевода и другие организационные моменты, связанные с деятельностью школы, должны быть отражены в Уставе общеобразовательного учреждения. Родители имеют право ознакомиться со всеми документами, которые регулируют деятельность школы и затрагивают их права.

Последствия

После установления фактов непрофессионального и неэтичного поведения педагога Вы вправе требовать:

1) привлечь к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения (при обращении в администрацию школы или в комиссию по урегулировании споров);

2) привлечь к административной или уголовной ответственности (при обращении в полицию, прокуратуру, инспекцию по контролю за образованием);

  • Административная ответственность. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.(ст. 5.61. Кодекс об административных правонарушениях)

3) к компенсации морального вреда (при обращении в суд с требованием о взыскании с педагога и школы).

В любом случае, поднимать вопрос оскорблений стоит поскольку даже педагог не будет наказан, возможно, что на его поведение все же повлияет факт наличия жалоб, либо беседа с директором с глазу на глаз.

Цитаты из закона:

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

пункт 1 статьи 21 Конституции Российской Федерации

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья

Статья 34 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в РФ»

Нематериальные блага

1.

Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.

Статья 150 Гражданского кодекса РФ

Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.61. Кодекса об административных правонарушениях РФ

Источник: https://usperm.ru/content/uchitel-unizhaet-uchenikov

Родители могут следить за учителем. К сожалению, это законно

Какие права имеет учитель в школе, если родители ученика прослушивают ребенка на уроке?
«Не думала, что столкнусь с таким ужасом… Это нашаучительница. Скажите, если это не профнепригодность, то что?!» «Не смогласлушать долго…   расстроилась. Бедныедети! Проблема профессионального выгорания педагогов для школ очень актуальна»,- пишут родители.

Запись, на которую они ссылаются, ужасна. Тот, ктоее слышал, знает. Впрочем, уже вчера появилось известие, что это компиляция.Учительница говорила это на разных уроках, а какие-то недоброжелатели записалии смонтировали это единым блоком.

Впрочем, если учительница произносила хотя быодну такую фразу за весь урок, это уже повод для размышления.

В данном случае важнее другое.

Почему родители стремятся первым делом выложить в интернетзаписи, которые свидетельствуют, что педагоги не всегда соблюдают профессиональную этику? Да потому что для них норма – замечательный учитель, мама длясвоих учеников. Когда родители сталкиваются с чем-то иным, это для них потрясение.

Сделанная ребенком из-под парты запись на телефон позволяетвзрослым – впервые в истории – заглянуть в тайную «кухню» школы. Конечно, онине могут удержаться от желания подсмотреть за ней хоть одним глазком. И,конечно, они далеко не всё в ней понимают. 

Каков их учитель с детьми, когда родители его не видят? Что происходит во время святая святых – таинства урока? Это для них загадка.

И вот некоторые родители (поколебавшись и посоветовавшись сдрузьями из соцсетей) просят своих детей нажать на кнопочку «запись». И сделатьэто незаметно, в конце перемены…

Мнения родительской и педагогической общественности запоследние дни разделились.  

«Это не использование мобильных средств связи, а использованиезаписи разговора без разрешения собеседника», – считает одна мама. «Нельзядетей привлекать к подлости!» – возмущается другая.

«Значит, детей можнобезнаказанно унижать?» – возражают им третьи. «У знакомых было подобное – изкласса ушли трое или четверо детей, учитель остался.

Остальные родителипретензий не имеют, хотя запись слышали».

А есть и совсем жесткие мнения: «Донос у нас поощряется нагосударственном уровне. А дальше уже личное дело каждого…»

Вот что думает по этому поводу Анна Александровна Вавилова, кандидат юридических наук, старший научныйсотрудник Лаборатории образовательного права МГПУ:

– Сразуоговорюсь: записи я не слышала, поэтому не могу оценить, похожа она накомпиляцию или на запись урока «от звонка до звонка».

Понять родителей, которыезахотели услышать запись с урока, я могу: они – законные представители своих детей, фактически, защитники их прав.

Поэтому ониимеют право знакомиться с методами обучения и воспитания в школе, имеют правозащищать права своих детей. Но достигнуть цели они могли бы другими способами,более безопасными с юридической точки зрения.

– Телефон был включен на запись, аучительницу об этом не предупредили…

– Телефон- частная собственность ребенка, пользоваться им в стенах школы разрешено.Поэтому, теоретически, он мог работать и в режиме записи. Школа – это нечастная квартира педагога, в которой запись была бы незаконной. Но здесьвозникает множество вопросов.

Как быть с правами тех лиц, которые находилисьрядом во время записи? Могли быть нарушены, например, права одноклассниковребенка: а вдруг, пользуясь отсутствием или невниманием учителя, они решили быобсудить какие-то вопросы своей частной жизни? Кроме того, где гарантии, что ребенокзаписывал только то, что происходит во время урока, а не факты, относящиеся кличной жизни окружающих? Тем самым он нарушал бы тайну переговоров. Несомненно,есть вопросы к факту публикации этой записи в соцсетях. То есть возникаютнарушения, которые можно было бы назвать «процедурными».

– Значит, запись с урока не поможетродителям решить школьные проблемы своих детей? 

– Вбеседе с администрацией школы – а родителям такая беседа предстоит – опиратьсяна запись с урока, сделанную без предупреждения, несомненно, можно. Для родительскойобщественности это – повод обсудить со школой вопросы организацииобразовательного процесса. Для них не существенно, каково доказательноезначение этой записи на гражданском судебном процессе.

Важнее другое: педагогнедопустимо вела себя по отношению к их детям. Остальное – дело руководителяшколы: как решить вопрос с этим педагогом и при этом не нарушить праваучеников. Необходимо помнить, что и родители могут понести ответственность заподобные действия. Это зависит от содержания записи.

Если из нее очевидно, что педагогсовершил аморальный поступок (например, применял психическое насилие), то процедурныевопросы (то, как была сделана эта запись, примут ли ее как доказательство всуде) должны отступить на второй план. Если же учитель просто разговаривал сдетьми на повышенных тонах – это другое.

Еще вопрос: не посчитает ли сам педагог,что его пытаются заведомо ложно обвинить в совершении преступления? Ситуация вданном случае неоднозначная.

– Можно ли уволить учителя на основании такойзаписи?

– Чтобы диктофоннаязапись была признана доказательством, надо соблюсти массу требований к порядку ееосуществления.

Запись, сделанная при таких обстоятельствах – я сужу по известноймне информации – точно не может стать доказательством! А при увольнении педагогаособенно важны доказательства его вины.

Добавлю: запись на диктофон может НЕстать формальным поводом даже для служебного взыскания к педагогу. Правовыхпоследствий для учителя не возникнет именно потому, что запись не будетпризнана доказательством.

– Даже если все узнали голос учительницы?

-Конечно! Суд ориентируется на доказательства, и «узнали» в данном случае никакне решает многих вопросов; а вдруг это – монтаж? А вдруг просто похожий голос? Авдруг запись была сделана в иной обстановке (это не урок, а, например, школьныйспектакль, в котором педагог разыгрывает сценку с ролью «злой учитель»)?

– Получается, что у директора школы не такуж много возможностей для действия?  

– Директордолжен предпринимать меры не только в том случае, когда у него на руках – неоспоримыедоказательства, юридически признаваемые в рамках судебного процесса. Даже приотсутствии таких доказательств повышенное внимание такому учителю должно бытьобеспечено.

Каких-то общих рекомендаций тут быть не может: очень многое зависитот содержания записи, позиции педагога, родителей, детей из класса, даже самогокласса. Одно дело запись, сделанная в классе из 25 человек в возрасте 16 лет, исовсем другое на уроке у первоклассников.

(Чтобы восстановить обстоятельствапроисшествия, возраст учеников имеет ключевое значение). Если директор уверен, чтозапись – подлинная, он может провести с учителем разъяснительную беседу, самостоятельнопроверить, как тот проводит уроки. Руководитель должен быть заинтересован втом, чтобы в его школе не работали такие педагоги.

Многое зависит и от позиции самогоучителя. Если он признает, что на записи – его голос, директор может убедитьродителей, что такое больше не повторится. Педагог принесет им извинения, ашкола организует онлайн-трансляцию с его уроков, чтобы доказать, что это былразовый случай.

Если учитель и директор сомневаются в правдивости записанного(подозревают, что это – компиляция, монтаж, изменение голоса и т.п), значит, содним классом у педагога возник неразрешимый конфликт. В таком случае удиректора есть решение: передать класс другому педагогу.

– Родители спрашивают: можно ли наосновании такой записи потребовать заменить учителя в классе?

-Родители могут требовать соблюдения законодательства в отношении их детей, настаиватьна реализации всех своих прав (в том числе – права знакомиться с образовательнымпроцессом для защиты прав детей).

Но указывать администрации, какого педагога вкакой класс выбирать для работы, они не вправе. Они могут обратиться кадминистрации школы с просьбой поменять учителя для своего класса, илиперевести своего ребенка в другой класс.

Это можно сделать в любой момент, поразным обстоятельствам и без всякой связи с подобными записями.

Фото Марии Голубевой

Источник: http://ug.ru/article/958

Вас прослушивают на уроке?!

Какие права имеет учитель в школе, если родители ученика прослушивают ребенка на уроке?
Уважаемые коллеги! В прошлом учебном году я случайно узнала, что одна из мам прослушивает все мои уроки. У девочки на руке часы. Мама сидит на работе и слушает…(так потом она мне сказала).

Сначала родительница мотивировала тем, что просто “следит” за ребенком , слушает, как ее дочь отвечает на уроках. Я на перемене поинтересовалась у девочки-действительно ли мама “слушает” все уроки? Тут же раздался звонок.

Мама меня строго спросила: ” По какому праву вы допрашиваете моего ребенка?” И я поняла, что все это так и есть.

Уважаемые коллеги, у вас в классе есть такие часы-прослушки и разрешены ли они администрацией? Мне сказали, что это законно.

Родитель имеет право знать , что происходит на уроке. Но ведь она слушает не только меня и своего ребенка, но и ответы других ребят. Прошу высказать свои мнения..

Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией Нигириш Светлана Владимировна

Знаете, как-то не очень приятно знать, что тебя ежеминутно слушают .

Но после прошла информация, что родители имеют право “слушать” то, что происходит на уроке. Вот интересно, слушала ли мама , что происходит у нас на переменах?::smile0:: Но уточнять не стала…

Хотя такая “прослушка” будет стимулировать учителя …да еще как!

Мезенцева Ирина Ивановна(эксперт сообщества)

Светлана Владимировна, я работаю в детском саду и у нас многие новенькие детки посещают группу именно с такими часиками)) Сначала было удивительно, а сейчас привыкли)) даже спокойнее… МАМА всё слышит и не переживает за своего ребёнка)) Носят часы ну, месяц от силы))) а потом они становятся ни к чему…Возникает доверие между взрослыми и человеческое общение.)))

Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)

Очень хотелось бы знать конкретно, на основании какого закона, статьи, пункта “родитель имеет право знать, что происходит на уроке”. И почему тогда учитель не имеет право знать, как готовится к урокам ребенок дома, как и что рассказывает о полученных им оценках!?

Елена Сергеевна(эксперт сообщества)

Ну и слушают и ладно. Я ничего незаконного не совершаю

Коробова Елена Викторовна

Вот такую информацию нашла в 2016 г. мужу, когда у него на работе хотели установить видеонаблюдение. На каком сайте уже не знаю.

И можно ли данное положение каким то образом совместить с частным лицом?”Компания может использовать только открытое видеонаблюдение – то, о котором работники предварительно осведомлены.

Для этого компании нужно ознакомить работника с информацией о том, что в определенных помещениях ведется (будет вестись) видеонаблюдение, и сохранить доказательства такого уведомления.

Подпись работника об ознакомлении может содержаться как в отдельном документе (например, в специальном листе ознакомления с локальным нормативным актом, вводящем видеонаблюдение), так и в трудовом договоре. Кроме того, на практике в каждом помещении, где ведется видеонаблюдение, еще размещают табличку с информацией о ведении видеонаблюдения.”

Коробова Елена ВикторовнаИнтересно почитать про это на сайте: http://xn—-ctbsbazhbctieai.ru-an.

info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%BB%D0%B8-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%83%D1%8E-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/ Аладышева Татьяна Петровна(эксперт сообщества)

Никогда не была против, чтобы родители присутствовали на моих уроках. Но записывать и слушать – это всё равно, что подслушивать. Некрасиво! Учитель должен дать согласие или не согласиться с подобным способом контроля над ним со стороны родительницы. Здесь речь идёт не только о правовой, но и этической стороне ситуации. Такое впечатление, что учителей и школу желают в чём-то подловить и уличить.

Косякова Марина Николаевна(эксперт сообщества)

У нас дети с такими умными часиками пока замечены не были. А вот одна мамочка однажды на портфель своему ребёнку подслушивающее устройство установила (где она его только взяла?).

А учительница в отсутствии детей имела неосторожность высказать коллеге своё отношение к этой мамочке. Хорошо, что сделала она это в тактичной форме. Разборки были на уровне отдела образования.

Нервов учителю потрепали, а ребёнка были вынуждены перевести в другую школу.

Елена Сергеевна(эксперт сообщества)

Сейчас практически все цифровые устройства могут записывать и передавать что происходит вокруг. Запретами использования ничего не добьётесь. Так как не будете же вы обыск ребенка проводить. Ну послушают раз другой и надоест… Если ничего противозаконного не происходит, то чего бояться?

Елена Сергеевна(эксперт сообщества)

Следят за всеми и всегда. Вы не задумывались о том, что в любом магазине нас снимают (хорошо если не в примерочной кабинке), на улицах городов тысячи (если не миллионы) камер. А больницы, вокзалы, школы…. Всё под камерами… Сейчас ещё принят закон Яровой, по которому вся наша переписка сохраняется … Так стоит ли обращать на это внимание?

Медведева Татьяна Петровна(эксперт сообщества)

Признаюсь, слышу впервые про такие заумные штучки и ни у кого из детей не видела таких часиков. Не очень приятно, когда тебя “подседают”

Язенина Ольга АнатольевнаЯ поражаюсь: у родителей и их детей сейчас столько прав!!! А вот у учителя прав нет! Только обязанности! До чего дошёл прогресс! Скоро не только прослушку будут ставить, но ещё каждый родитель видео установит…

Тогда мы будем бедные: не так сказали, не так посмотрели, не то спросили….

Ужас! Елена Сергеевна(эксперт сообщества)

Часы предназначены для безопасности ребенка и имеют отслеживание местоположения, историю перемещений, датчик снятия с руки, кнопку SOS, могут передавать ые сообщения, ииеют шагомер, уведомляют о выходе из разрешенной зоны… Они не для слежки за учителем!

Сысуева Екатерина Сергеевна

Добрый день! Светлана Владимировна, мне хочется выразить мнение по этому вопросу. У нас в школах сейчас прозрачная система образования, позволяющая посещать родителям уроки.

Но однажды ко мне на урок без моего ведома пришла родительница, вот тогда у меня возник вопрос по поводу посещения родителями уроков, когда им вздумается. Директор и завуч не возражали, но только при одном условии – согласованности с учителем.

Родители тоже разные, проявляют чрезмерную гиперопеку к своим детям.

Если у них возникли какие-то сомнения, пусть почаще приходят на родительские собрания, вступают в родительский комитет, принимают участие во внеурочной деятельности, проводят беседы, мастер-классы, тогда они будут отслеживать, все что происходит в школе. А так заниматься прослушиванием ::smile19:: и отсиживаться – это каждый может. Вы также можете осуществлять контроль родителей детей на их рабочем месте.

Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)

Не понимаю и не пойму никогда.Между людьми должно быть доверие.Смогу ли я уважать родителя,который следит за мной?О каком уважении может быть речь,о каком воспитании?

Елена Сергеевна(эксперт сообщества)

Объясните мне хоть кто-нибудь ЧЕМ вам эти часы мешают??

Пономарева Ирина Анатольевна”…Мама сидит на работе и слушает…” У меня вопрос: “Где и кем работает мама, чтобы иметь возможность слушать, как её дочь отвечает на уроках?” Если часы предназначены для безопасности ребенка, то почему бы родителю не предупредить об этом классного руководителя.

Что за тайна? В учебном процессе все хотят чувствовать себя комфортно: и дети, и педагоги. В противном случае – это очередное унижение учителя. Елена Сергеевна(эксперт сообщества)

Никто из высказавшихся так и не обосновал свое мнение, кроме “неприятно”.
Но в нашей жизни много неприятных вещей…

А польза от этих часов для безопасности ребенка перекрывает неприятные ощущения учителя

Юсупова Т. И. (эксперт сообщества)

Как-то всё равно неприятно о том, что вас прослушивают, узнать СЛУЧАЙНО. Если бы родительница предупредила педагога, сказав, что такие часы исключительно для того, чтобы смотреть, как учится ее ребёнок, тогда понятно. А так ::smile9:: как-то неприятно…

Отредактировано 02-08-2018 18:04

Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)

После прочтения многих комментариев у меня возникло стойкое убеждение, что желание контролировать все и вся усиливается ежеминутно, передачи по перетряхиванию грязного белья способствуют этому желанию. Но тут же напрашивается вопрос: а что будут делать родители с привычкой к этому тотальному контролю, когда дети взрослеть начнут? Надо бы пересмотреть фильм про Дениску Караблева и подзорную трубу.

Любовь(эксперт сообщества)Законность ношения часов с прослушкой стала объектом многих споров и разногласий. С одной стороны, согласно законодательству, конкретного подтверждения или опровержения найти не удаётся.

Но, если детально рассмотреть этот вопрос со всех сторон, можно отметить, что: – Существует запрет, касающийся использования любых прослушивающих устройств.

– Сложные технические приборы, скрывающиеся под видом бытовых (ручки, часы, брелоки, и прочие, которые таят в себе аудио- и видеозаписывающие устройства), относятся к спецсредствам для негласного получения информации и разрешены только правоохранительным органам.

– За незаконное приобретение и использование устройств прослушки предусмотрена уголовная ответственность. С другой стороны, функциональность часов весьма оправдана со стороны родителей. Можно найти множество причин для их использования. Поэтому, единственным выходом из сложившейся ситуации – принятие локального акта.

Где прописать, что использование во время занятий запрещено. И проблема будет решена. Ведь как не крути, но законодательство запрещает использовать средства для негласного получения информации. Марина Сергеевна

у нас Министерство образования в Республике приняли закон о запрете использования мобильных устройств в учебных учреждениях, но как пользовалась детвора так и пользуется и ни какими способами не отвадить

Отредактировано 07-08-2018 22:56

Зайтуна

У нас один мальчик не регулярно ходил в садик, в неделю один день или два. Мама приносила справку, что ребенок болел, хотя мы его всегда видели на улице. А когда появлялись, постоянно предъявляла претензии детям или воспитателям, что его обижают. А в середине года стал носить такие часы.

Я приглашала маму на занятия, но пообещав она никогда не приходила. Зато записывала и слушала не то как ребенок отвечает и что знает, а слушала чем занимаются другие дети, воспитатели и логопед, то есть впечатление, что она желает нас в чем – то подловить или уличить.

Я тоже считаю что это Некрасиво! Учитель должен дать согласие или не согласиться с подобным способом контроля над ним со стороны родительницы.

Пушенко Ольга Александровна

Прочитала многие мнения. Коллеги, обидно, что нам перестают доверять, пытаются, как уже сказали, нас на чём-либо подловить. Всё это неприятно! И должно быть на законодательном уровне рассмотрено.

Надежда Сергеевна

Здравствуйте, а у меня случай был ребенок вместо того, чтобы классную работу в тетради выполнять записал урок на диктофон. На мой вопрос: – Почему не работаешь в тетради? Ответил: -Домой приду перепишу. Я же все на диктофон записал. Одним словом студент пришел на лекцию. Маму вызывали на педсовет, разговаривали. А она считает это нормально. Куда мы катимся. В шоке.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/discussions/437389.html

Консультант закона
Добавить комментарий