Какие у меня шансы в суде, если виновное лицо откажется платить за ремонт?

Обосновать расходы на ДТП

Какие у меня шансы в суде, если виновное лицо откажется платить за ремонт?

Итак, предположим, автомобиль организации попал в аварию. Учет затрат на ремонт в этом случае будет зависеть от того, кого признают виновным в ДТП. Рассмотрим две ситуации. Первая – в ДТП виноват водитель организации. И вторая – водитель оказался потерпевшей стороной.

Сначала рассмотрим первую ситуацию. Считаем, что автомобиль организации застрахован по договорам ОСАГО и КАСКО. Напомню, что ОСАГО – это обязательный вид страхования.

Заключив такой договор, компания страхует свою гражданскую ответственность за причинение вреда. КАСКО – это договор добровольного страхования.

По договору КАСКО организация, как правило, страхует имущественные риски на случай аварии, угона и т. д.

Если виновник ДТП – водитель организации, могут возникнуть следующие виды расходов. Во-первых – это расходы на ремонт собственного автомобиля после аварии.

Замечу, что компенсацию на восстановление автомобиля от страховой компании можно получить только по договору КАСКО. По договору ОСАГО виновной стороне компенсация не выплачивается. И во-вторых, расходы на возмещение ущерба потерпевшей стороне в части, не покрытой страховкой по договору ОСАГО.

Все эти расходы организации должен компенсировать виновный сотрудник, причем в полном объеме. На это прямо указывает пункт 6 статьи 243 Трудового кодекса РФ.

То есть по закону он обязан возместить и стоимость ремонта автомобиля, и сумму, перечисленную пострадавшей стороне сверх страховой выплаты по договору ОСАГО.

Разумеется, если страховка по ОСАГО полностью покрывает ущерб, нанесенный автомобилю другой организации, то перечислять ей ничего не нужно. Это следует из пункта 1 статьи 1068 и статьи 1072 Гражданского кодекса РФ.

– Нужно ли заключать с водителями организации договоры о полной материальной ответственности? – Нет, договоры о полной материальной ответственности с водителями заключать нельзя.

Такие договоры оформляются только с теми сотрудниками, должности или вид выполняемых работ которых поименован в Перечне, утвержденном постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85. Это, к примеру, кассиры, кладовщики, начальники строительных и монтажных цехов, а также работники, которые их замещают.

Что касается должности водителя, то она в этом перечне не поименована. Поэтому если вы заключили договор о полной материальной ответственности с водителем, его нужно расторгнуть. Поскольку он заключен неправомерно.

Как я вам уже говорила, если авария произошла по вине вашего водителя, он должен полностью возместить ущерб без какого-либо договора о материальной ответственности. Такова норма пункта 6 статьи 243 Трудового кодекса РФ.

– У нас водитель выполняет по совместительству функции экспедитора. И мы заключили с ним договор о полной материальной ответственности. Это правомерно? – Если водитель совмещает работу экспедитора, то такой договор с ним можно подписать. По этому договору он несет полную материальную ответственность за груз, который сопровождает.

Напомню, для взыскания суммы ущерба с работника у вас должен быть соответствующий приказ руководителя. Приказ об удержании нужно составить не позднее месяца с момента определения размера ущерба. На основании этого приказа вы можете удержать сумму ущерба лишь в пределах среднего месячного заработка работника. ( Статья 248 Трудового кодекса РФ)

Сумму ущерба, превышающую средний месячный заработок, можно взыскать лишь через суд.

Не забывайте, что общая сумма удержаний из месячной зарплаты по инициативе организации ограничена. Она не должна превышать 20 процентов. Об этом сказано в статье 138 Трудового кодекса РФ.

Поэтому возмещение ущерба в размере среднего месячного заработка может растянуться на несколько месяцев.

Если идут одновременно удержания по инициативе администрации и по исполнительным документам, то их общая сумма не должна превышать 50 процентов зарплаты работника.

Если же водитель согласен возместить всю сумму ущерба добровольно, то из его зарплаты можно удерживать любые согласованные с ним суммы. Никаких ограничений на размер удержаний по инициативе работника законодательство не предусматривает. Единственное, прежде чем удержать сумму ущерба, вы должны из дохода работника удержать НДФЛ*. ( Пункт 1 статьи 210 Налогового кодекса РФ)

Допускается также возмещение с рассрочкой платежа по соглашению сторон. Соглашение составляется в письменной форме и передается в бухгалтерию. Вместо соглашения работник может написать заявление на имя руководителя с просьбой разрешить ему возместить ущерб выбранным способом.

Хочу обратить ваше внимание, что по решению руководителя виновный сотрудник может возместить ущерб частично либо совсем его не возмещать. В таком случае расходы на ремонт автомобиля после ДТП организация не сможет учесть при расчете налога на прибыль.

По мнению налоговиков, такие расходы считаются экономически не обоснованными и их нельзя списать на основании пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ. Поскольку данная норма может применяться к ремонту, который проводится с целью восстановления имущества после аварии, если затраты на него возмещены за счет виновного лица.

Об этом говорится, в частности, в письме УМНС России по г. Москве от 10 января 2003 г. № 26-12/02226.

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/30701-esli-avtomobil-kompanii-popal-vdtp-ili-ugnan

В чем опасность европротокола для виновника дтп?

Какие у меня шансы в суде, если виновное лицо откажется платить за ремонт?

Как известно, при оформлении дорожной аварии в рамках ОСАГО стороны вправе обойтись без инспекторов ГИБДД. Такой порядок взаимодействия участников происшествия и страховщиков называется «Европротокол». Он позволяет существенно сэкономить время, если машины получили незначительные повреждения.

Многие автовладельцы все еще относятся к «Европротоколу» с недоверием. Причем речь идет как о потерпевших, так и о виновниках ДТП. Опасения последних вполне оправданы, ведь для них оформление аварии без участия инспектора ГИБДД может иметь серьезные последствия. О чем нужно знать водителю-виновнику, чтобы не столкнуться с неприятным сюрпризом?

Правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по «Европротоколу» не хватает на ремонт автомобиля. При этом потерпевший не может предъявлять имущественные претензии страховщику, выплатившему возмещение.

Другими словами, восстановление автомобиля потерпевшего оплачивает виновник, но только когда стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты по «Европротоколу».

При этом потерпевший вправе требовать возмещения ущерба без учета износа деталей. Как правило, в подобных обстоятельствах виновные водители не соглашаются добровольно оплачивать ремонт.

Естественно, разрешить спор между участниками дорожного происшествия может только суд.

Примечательно, что размер долга виновника определяется на основании оплаченных счетов за ремонт. Конечно же, для виновной стороны подобный вариант развития события становится сущим кошмаром, особенно когда речь заходит о крупной денежной сумме.

Получается, что водитель-виновник заплатил за страховку, но все равно должен частично оплатить ремонт автомобиля потерпевшего. В довершении всего для него увеличится тариф в калькуляторе ОСАГО , ведь страховая компания произвела выплату в пределах суммы возмещения по «Европротоколу».

Таким образом, виновник дорожного происшествия всегда рискует столкнуться с неожиданными расходами. Следовательно, нужно очень внимательно подходить к оформлению происшествия без вызова инспекторов ГИБДД. Кроме того, в случае с «Европротоколом» виновный водитель всегда может прибегнуть к маленькой хитрости.

Допустим, водитель не сомневается в том, что происшествие спровоцировал именно он, а пострадавший предлагает оформить происшествие по «Европротоколу». В этой ситуации нужно первым делом оценить характер и масштабы повреждений. Конечно же, порой очень трудно определить, сколько стоит ремонт какой-либо детали чужой машины.

https://www.youtube.com/watch?v=dWOHcyZZbSo

В таком случае желательно связаться с дилером производителя автомобиля, чтобы иметь хотя бы примерное представление о цене восстановительных работ. При этом не стоит доверять оценке потерпевшего, ведь он может ошибаться. Кроме того, он может попросту солгать, чтобы получить возможность отремонтировать машину без учета износа.

Если у виновника происшествия есть малейшие подозрения относительно того, что стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты в рамках «Европротокола», следует оформлять аварию при участии сотрудников дорожной полиции.

Это займет больше времени, но виновный водитель будет точно уверен, что в будущем ему не предъявят финансовые претензии. При оформлении аварии с участием полицейских максимальная выплата составляет полмиллиона рублей. Виновнику придется доплачивать за ремонт машины потерпевшего, только если цена восстановления автомобиля превысит указанную сумму.

Если же пострадавший по какой-либо причине не хочет обращаться за помощью к дорожным полицейским, виновнику аварии следует получить от него расписку об отсутствии претензий. В этом документе должно быть указано:

«Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках «Европротокола».

Потерпевший обязательно должен поставить дату выдачи расписки и подпись. Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.

  • Дата и обстоятельства происшествия.
  • Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
  • Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.

При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.

Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере.

Пример

В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло. Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу». При этом независимый эксперт указал в своем заключении, что бампер и крыло можно отремонтировать, а фару следует заменить.

В дальнейшем потерпевший передал автомобиль для ремонта сотрудникам дилерской СТОА. В процессе ремонта выяснилось, что бампер и крыло необходимо заменить. Соответственно, это автоматически увеличило стоимость восстановления машины. В итоге потерпевшему не хватило возмещения по «Европротоколу» для полной оплаты ремонта.

Он обратился в суд, чтобы взыскать с виновника аварии разницу между ценой ремонта и размером страховой выплаты. Суд удовлетворил иск, использовав при оценке ущерба счета автосервиса. Виновник происшествия почти не имеет шансов оспорить такое судебное решение, а значит будет вынужден оплачивать все расходы потерпевшего на ремонт.

Кроме того, нужно помнить, что потерпевший получил выплату по «Европротоколу», следовательно, водитель-виновник дороже заплатит за пролонгацию страховки. Как известно, наличие аварий увеличивает стоимость ОСАГО у всех без исключения страховщиков.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_opasnost_evroprotokola_vinovnik_dtp

Как судиться по КАСКО и не проигрывать. Инструкция по применению

Какие у меня шансы в суде, если виновное лицо откажется платить за ремонт?

28.10.2014 | 45897 просмотров

Мы уже писали о том, как судиться со страховой компанией (СК), если вас не устраивают ее действия по полису ОСАГО.

А что делать, если то же самое произошло в отношении КАСКО — добровольного страхования транспорта? Случаи, когда СК, задействуя весь свой бюрократический ресурс, снижает сумму выплаты, затягивает ее сроки или вообще отказывает в ней, увы, встречаются.

Конечно, емкость рынка КАСКО с точки зрения количества клиентов меньше, чем в ситуации с «принудительным» ОСАГО. Но нужно учитывать и то, что сейчас все реже новый автомобиль покупается за «живые» деньги. Банк же, кредитующий приобретателя на полную его стоимость, разумеется, требует застраховать покупку.

При этом если заключение договора об ОСАГО почти не имеет нюансов (что говорить, все-таки обманывают и здесь), а судебное разбирательство проходит шаблонно, то каско в обоих случаях просит едва ли не творческого подхода — от клиента и нанятого им юриста.

Изучить до..

Желаете купить в кредит автомобиль? В таком случае надо выбирать не только саму машину, но и СК, с которой будет в обязательном порядке заключен договор КАСКО, и условия по которым это произойдет (понятия «ущерб» и «хищение» лишь верхушка айсберга).

Причем делать это необходимо не в дилерском центре, когда близость покупки раздражает сознание и деньги жгут карман. В подобной обстановке большинству людей просто нереально изучить все нюансы страхования, часть из которых прописана в полисе, другая сведена в брошюрку под названием «Правила добровольного страхования транспортных средств».

Обычно мелкий шрифт, который нужно штудировать под лупой, большой объем информации и сухой юридический язык не позволяют сделать этого. А объяснять всех тонкостей вам никто не будет. Между тем, именно в этих «правилах» предлагается узнавать те условия, на которых при наступлении страхового случая придется контактировать с СК.

Законами РФ они почти никак не регламентируются — фактически это свод внутренних установок страховщика, отличающийся у разных компаний.

Шрифт в «правилах» некоторых СК будто специально такой, чтобы клиент испытывал трудности в усвоении информации

Скажем, что подразумевается под самим страховым случаем? У ряда компаний, к примеру, достаточно поверхностно прописываются различные стихийные бедствия. У других — с точностью вплоть до размера градин или скорости ураганного ветра.

Какие-то СК не считают страховым случаем повреждения картеров агрегатов или топливного бака. Иные не готовы платить за ущерб салона, нанесенный животными. Либо за точечные сколы краски при целых кузовных панелях. А у других компаний страховые случаи прописаны в общих чертах. Где-то есть такое понятия как УТС — утрата товарной стоимости. Некоторые это игнорируют.

Обращать внимание стоит на то, как будет проводиться оценка повреждений автомобиля — с учетом износа либо без него.

Итоговая страховая премия (то есть стоимость полиса каско), скорей всего, будет значительно отличаться. И на то, сколько раз за страховой период можно восстанавливать те или иные детали.

И будет ли при этом уменьшаться страховая сумма (правовым языком — лимит ответственности страховщика).

В конце концов, нельзя сбрасывать со счетов франшизу, то есть сумму, которую СК при возмещении убытков страхователя может «оставить себе». Франшиза может быть установлена в виде определенного процента от страховой суммы или быть конкретной величиной.

Также она бывает условной и безусловной. В первом случае, если стоимость ремонта меньше ее значения, выплата вообще не производится. Или производится в полном объеме, если размер ущерба больше франшизы.

Во втором случае ее сумма из размера возмещения вычитается всегда.

Само собой, спрогнозировать все вероятные повреждения невозможно. Однако представлять, от чего страхуется автомобиль, само собой, необходимо.

И тем более нужно решить вопрос об УТС, учете или неучете износа при оценке, наличии франшизы в тех или иных ее видах. Эти позиции непосредственно влияют на стоимость полиса КАСКО.

Всю информацию по ним еще до посещения дилеров или офисов СК можно найти на сайтах компаний.

Деньгами или сервисом

Что, собственно, может послужить причиной недовольства клиента своей СК? Известно, что в случае с КАСКО (а с 1 октября этого года и с ОСАГО) есть два варианта возмещения ущерба — деньгами и направлением на СТО, с которой у компании заключен договор. Но при любом раскладе в первую очередь будет оценка СК повреждений автомобиля и калькуляция стоимости ремонта.

Если по договору учитывается износ деталей автомобиля, то тут все более-менее ясно. Страховщик использует это по максимуму и выплатит минимум (конечно, при выборе клиентом возмещения деньгами).

Однако и в том случае, если амортизация деталей в документе не фигурирует, у СК есть возможность порезать итоговую сумму — например, сыграв на нормочасах, или просто приняв решение не платить какую-то часть.

Менять ли все поврежденные детали, или что-то ремонтировать — при выплате ремонтом эти вопросы остаются на усмотрение сервиса

Действия тут, как и в случае с ОСАГО. Извещение СК о том, что вы не удовлетворены размером выплаты и требуете большего, независимая экспертиза и обращение в суд. Напомним, что с лета 2012 года страховая деятельность подпадает под Закон о защите прав потребителей.

А это обязывает страховщиков уплачивать штраф в половину стоимости иска, если дело они проигрывают. В результате, не желая расставаться с лишними деньгами, СК удовлетворяют претензии еще в начале процесса, до принятия судом решения по делу. Вроде бы все просто, тем не менее, есть один нюанс.

Автомобиль полностью куплен в кредит? Тогда выгодоприобретателем (лицом, назначенным страхователем для получения страховых возмещений и заинтересованным в сохранении застрахованного имущества) выступает банк, в котором взят кредит, и средства перечисляются на его счет. Зачастую они идут на погашение этого самого кредита.

А могут ли прийти на ваш счет? И если да, то как и когда? Неприятные вопросы, однозначно ответить на которые с учетом нашей действительности довольно сложно.

https://www.youtube.com/watch?v=Ris6shdx054

У второго варианта — ремонта в сервисе страховой компании — свои особенности. С одной стороны, владелец автомобиля застрахован от потери средств на чьем-то счете, поскольку живых денег не видит — взаиморасчет происходит между СТО и СК. Но, во-первых, в случае некорректной калькуляции ему, возможно, придется доплачивать за восстановление из своих средств.

Во-вторых, процесс этого самого взаиморасчета может затянуться, ну или, точнее, не начаться. Несмотря на то, что сроки согласования законом, опять же, не прописаны, в договорах и «правилах» они значатся — 15-30 дней, в зависимости от компании. На деле лишь отдельные СК соблюдают свои же установки.

Остальные… В сервисе будут говорить о том, что в страховой не согласовали стоимость восстановления. В СК — пенять на ремонтников и далее в том же духе. Классическая схема отфутболивания. Более того, может неожиданно «потеряться» отвечающий за вас сотрудник. Либо, что еще хуже, документы. Идеальный для компании вариант — вообще забыть о том, что такой клиент существует.

Тут можно отодвинуть все условности и постараться стать надоедливым — звонить, требовать, напоминать о том, что вы существуете и вам не все равно.

Но можно подавать в суд и сразу после истечения сроков, в которые клиент должен получить направление на ремонт. Здесь могут быть варианты. Первый, классический — оценка и исковое заявление с требованием заплатить сумму.

Как альтернатива — обратиться в сторонний сервис и, получив предварительный расчет, также писать исковое. Для некоторых людей это открывает возможность восстановить машину там, где они хотят. Ведь не секрет, что подобная услуга при заключении договора КАСКО стоит дополнительных денег.

При этом сервис, имеющий договор с компанией, далеко не всегда способен обеспечить желаемое качество работ.

Наконец, третий вариант — заниматься ремонтом за свои средства и судиться, имея на руках оплаченные счета. Кстати, по тому же закону о защите прав потребителей истец вправе требовать компенсации морального вреда. И требование будет удовлетворено. Правда, размер подобного возмещения зависит от конкретного судьи.

Отказ в выплате

Этот пункт в «правилах» нужно изучить особенно тщательно, поскольку знать, в каких случаях вам откажут в компенсации, конечно, нужно. Оставим последствия ядерного взрыва, военных действий, народных волнений (уничтоженные футбольными фанатами машины СК восстанавливать откажется).

Или ситуации, когда на момент наступления страхового случая человек был под воздействием чего-либо (пьян и т. д.). Что-то здесь из разряда фантастики, но за собственные неадекватные поступки, пожалуй, даже по-человечески логично и честно нести ответственность самому.

А вот иные формулировки вызывают вопросы. Скажем, вот такая: «страховщик освобождается от возмещения убытков, возникших вследствие того, что страхователь умышленно не принял разумных и доступных ему мер, чтобы уменьшить возможные убытки».

О чем речь? Не всегда ясны выражения по поводу транспортировки автомобиля и определение мест его хранения.

Нередко в полисах КАСКО важные условия выплат — к примеру, каким образом будет осуществляться возмещение ущерба — не указаны вообще

Вместе с тем, даже если вы обнаружили в своем договоре нечто подобное, наступил страховой случай и СК отказывает в выплате, опускать руки не стоит. По некоторым позициям, несмотря на то, что они прописаны в «правилах» компаний, суд изначально будет на вашей стороне. Так, после принятия Верховным судом РФ в середине 2013 г.

постановления №20 СК отказать в выплате не вправе, если на момент наступления страхового случая за рулем был человек, не прописанный в договоре. То же касается угона машины с оставленными в ней ключами и документами или их утеря. Точнее, компания, уповая на незнание клиентом юридической базы, разумеется, вам откажет.

Однако после иска, вероятнее всего, удовлетворит требования еще до окончательного решения суда. Закон будет на стороне истца и в том случае, если речь идет о компенсации утраты товарной стоимости. Опять же, вне зависимости от того, есть этот пункт в «правилах» СК или нет.

При любых обстоятельствах стоит найти юриста и проконсультироваться — можно ли в данной ситуации что-то получить со страховой.

Проблемы с КАСКО и без КАСКО

Встречается и такое. Называется суброгацией, или правом страховщика, компенсировавшего своему клиенту убыток, требовать эту сумму с лица, причинившего ущерб. В подавляющем большинстве случаев — с СК, в которой по ОСАГО застрахован виновник ДТП. Но здесь есть нюанс. К примеру, по КАСКО жертва аварии получила 300 тыс. руб.

А по закону об ОСАГО его страховая может затребовать со своих коллег только 120 тысяч. Оставшуюся сумму станет взыскивать с виновника ДТП. С 1 октября этого года лимит выплат по «автогражданке» увеличится до 400 тыс. руб., но только для тех застраховавшихся, которые приобрели полис уже на новых условиях.

Что делать всем остальным, имеющим только «120-тысячную гарантию своей финансовой неприкосновенности»? Либо тем, кто нанес ущерба более чем на четыре сотни?

Не будем вдаваться в подробности. В конце концов, это работа адвокатов. Скажем лишь, что существенным моментом является вина лица в ДТП.

Иными словами, если грамотно обжаловать постановление ГАИ, через определенный срок суд просто не установит в ДТП виновных. И вряд ли это решение будет оспариваться СК.

При этом ваш оппонент по аварии получит свое по КАСКО, его страховая возьмет с вашей положенный максимум, а вы останетесь с разбитой машиной, но при деньгах.

https://www.youtube.com/watch?v=HvmGXoEzj3Y

Этой статьей мы ни в коем случае не собираемся демонизировать институт добровольного страхования или отговаривать тех, кто решил таким образом обезопасить свою колесную собственность.

Хотя если раньше по КАСКО автовладелец был куда более защищен, чем по ОСАГО, то с принятием нового лимита выплат по автогражданской ответственности преимущество иногда сводится к нулю. Впрочем, выбора — страховать добровольно или нет — порой вовсе не существует.

И все-таки жаль, что этот рынок регулируется государством довольно условно.

И, тем не менее, КАСКО — не ОСАГО, где все однозначно и каждый последующий шаг оппонента известен.

Несмотря на то, что играть приходится по неутвержденным законом внутренним правилам СК, под ними стоит подпись клиента, который с этим согласился.

Тут уже вопрос в трактовке различных формулировок, в выяснении всех подробностей наступления страхового случая. Каждое дело оригинально, каждое начинаешь с чистого листа.

P.S. У Drom.ru есть некоторый опыт общения со страховыми компаниями по КАСКО — все «блогомашины» страхуются. Давайте пройдемся по конкретным случаям.

Mazda6 и ДТП с мотоциклом. Вот, что бывает, когда полис КАСКО покупается без каких-либо ограничений. Единственное, что здесь напрягает — это потенциальный отказ в покраске элемента с переходом. Ведь окраска соседних кузовных панелей при относительно серьезных ремонтах обычное дело. При покупке полиса этот нюанс нужно уточнять.

Гранта Спорт против Infiniti FX37. Классическая ситуация: невысокая цена за полис, неизученные «Правила» и единственный сервис на весь многомиллионный город, с которым у СК есть договоренность. Сильно затянутое время согласования стоимости ремонта, из-за чего можно было смело подавать в суд.

Северное ДТП Гранты и лошади. Здесь небольшая стоимость и ограничения. В данном случае повезло, что ДТП «позволило» уложиться в условия СК и страховая полностью оплатила стоимость восстановления.

Разбитый VW Polo. Скрупулезное изучение полиса КАСКО и «Правил страхования» поможет избежать подобных казусов. И, тем не менее, ситуация с дромовским Polo более чем наглядно демонстрирует, как СК может «футболить» клиента. Экспертиза проведена, а ответа от страховой нет. Что делать? Делать собственную экспертизу и уверенно обращаться в суд. Сейчас он целиком и полностью на стороне истца.

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/30308.html

Вс рф разъяснил порядок решения споров из-за затопленных квартир

Какие у меня шансы в суде, если виновное лицо откажется платить за ремонт?

Полезное разъяснение сделала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ, когда пересмотрела спор соседей из-за коммунальной аварии.

На первый взгляд ,ситуация банальная – сосед затопил квартиру соседки этажом ниже. Ремонт обошелся недешево. Договориться о компенсации не вышло.

Верховный суд РФ приравнял нападение с игрушечным пистолетом к разбою

Пришлось обращаться в суд. Пострадавшая соседка в районном суде рассказала, что виновники ее неприятностей – соседи этажом выше, провели в своей квартире незаконную перепланировку инженерных коммуникаций, результатом которой и стал залив ее квартиры.

Поэтому она просит суд обязать виновников ее проблем, компенсировать ей материальные затраты на ремонт и оплатить моральный ущерб.

Каково же было удивление нашей истицы, когда районный суд, выслушав ее доводы, ей в иске отказал. Суд сослался на такой аргумент – дама нарушила статью 56 Гражданского процессуального кодекса. То есть не представила доказательства размера причиненного ей ущерба.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению теми, кто этот вред причинил

А имеющиеся в распоряжении суда материалы дела не позволяют ему установить размер ущерба. Районный суд записал – “фактическое изложение в тексте иска таблицы видов работ с указанием их объема, стоимости и стоимости материалов, не является надлежащим доказательством причинения ущерба и его размера имуществу истца”.

Такие таблицы, по мнению суда, не соответствуют закону и не могут быть допустимым доказательством подтверждающим ущерб и его размер. Никаких других доказательств, по мнению райсуда, им истицей представлено не было.

https://www.youtube.com/watch?v=QdmsmO4iTiw

Апелляция такое решение утвердила, полностью согласившись с подобными доводами. Пришлось даме идти дальше – до Верховного суда РФ. Там перечитав дело, изучив представленные в деле доказательства, заявили об ошибочности выводов коллег.

Верховный суд напомнил про постановление своего же пленума (от 19 декабря 2003 года N23). Назывался пленум – “О судебном решении”. Там было сказано, что решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, “которые подлежат применению к данному правоотношению”.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами.

Верховный суд заявил, что судебное решение считается обоснованным, если имеющиеся в деле факты, подтверждены исследованными судом доказательствами. По закону (ГПК ст. 56) суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, а какие – нет.

ВС защитил от наказания людей, которых контрабандисты используют втемную

А еще суд решает, какой стороне спора надо эти обстоятельства доказывать. Ну а потом выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-то из них не ссылались.

По Гражданскому кодексу (ст.15) гражданин, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере.

В другой статье того же Гражданского кодекса РФ (ст.1064) записано, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный юридическому лицу, подлежит возмещению в полном объеме. И возмещают его те, кто этот вред причинил. Размер же убытков, которые надо возместить, должен быть установлен “с разумной степенью достоверности”.

Верховный суд напомнил, что по смыслу статьи 15 Гражданского кодекса, в удовлетворении требования о возмещении ущерба нельзя отказать только на том основании, что их точный размер нельзя установить.

В таком случае, размер подлежащих возмещению убытков “определяется судом, с учетом всех обстоятельств дела и исходя из принципов справедливости, соразмерности, ответственности допустившему нарушение”.

При таких обстоятельствах, сказал Верховный суд РФ, обязанностью суда, прописанной в действующем законодательстве является выяснение действительных обстоятельств дела.

Проще говоря, районному суду надо было установить факт залива и лица, виновного в заливе. Кроме того следовало установить факт причинения вреда имуществу истца, и его оценки в материальном выражении. Но районный суд почему то от этой прямой своей обязанности уклонился, – заметила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда.

Специально для своих коллег Верховный суд подчеркнул следующее. Он сказал, что пострадавшая дама в обоснование своих материальных требований представила в районный суд акт жилищной организации с описанием обнаруженных на месте повреждений от залива.

По мнению высокой судебной инстанции, суд у нас наделен и “иными процессуальными возможностями”, которые позволяют ему установить размер убытков.

Но почему-то суд первой инстанции в нарушении действующего законодательства этими возможностями не воспользовался.

А еще Верховный суд РФ напомнил, что обязанность по возмещению вреда и случаи, когда от таких обязанностей можно избавиться, известны, и они предусмотрены законом. Недоказанность размера вреда к основаниям, позволяющим освобождать причинившего вред от такой ответственности, законом не отнесена.

Верховный суд назвал незаконные условия в брачных контрактах

Суд апелляции, который должен был, пересматривая дело, заметить эти ошибки коллег из районного суда и их исправить, почему-то это не сделал. Это нарушение норм права, сказал Верховный суд и они считаются существенными.

По мнению Верховного суда, допущенные судом апелляционной инстанцией , проверявшим законность решения суда первой инстанции, нарушения норм права являются непреодолимыми.

Поэтому они могут быть исправлены только отменой апелляционного определения.

Поэтому Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда решила, что дело про залив соседями нижестоящей квартиры надо перерешать именно в апелляционной инстанции.

https://www.youtube.com/watch?v=PLSruWF_HR8

Если перевести сложные юридические термины, которыми пользовался Верховный суд на общепонятный язык, то получится следующая ситуация.

Получив иск от пострадавшей с ее расчетами затрат на ремонт, районный суд должен был решить – был залив или нет, проверить акт об этом от жилищной организации и если появились сомнения в цене ремонта и количестве пострадавших вещей, то назначить своим решением соответствующую экспертизу для подтверждения фактов, которые предоставила гражданка.

В итоге Верховный суд велел пересмотреть дело с учетом его замечаний.

Источник: https://rg.ru/2017/05/22/vs-rf-raziasnil-poriadok-resheniia-sporov-iz-za-zatoplennyh-kvartir.html

Арбитражный суд Волго-Вятского округа

Какие у меня шансы в суде, если виновное лицо откажется платить за ремонт?

Проблемы правового регулирования страховых отношений

ВОПРОС 1. В соответствии с частью 5 статьи 10 Закона РФ от 27.11.

1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Когда и в какой форме страхователем (выгодоприобретателем) должен быть выражен такой отказ от прав на поврежденное застрахованное имущество?

Может ли собственник застрахованного имущества отказаться от своих прав на него после выплаты страховщиком страхового возмещения не в полном объеме, а за вычетом стоимости годных к реализации остатков, при условии, что годные остатки находятся в распоряжении страхователя (выгодоприобретателя)? 

Рекомендации НКС: Применительно к статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации страхователю или выгодоприобретателю необходимо в срок, установленный договором для осуществления страховой выплаты, принципиально и однозначно выбрать способ выплаты страхового возмещения.

При этом страхователь (выгодоприобретатель) обязан письменно уведомить страховщика об отказе от своих прав на поврежденный автомобиль и явно выразить свою волю на получение страхового возмещения в полном объеме.

Одновременно страхователь вправе предложить страховщику в определенный срок принять годные к реализации остатки транспортного средства.

Страховая организация самостоятельно определяет размер страхового возмещения и производит выплату страхового возмещения в размере страховой суммы за вычетом амортизационного износа и стоимости годных остатков автомобиля в случае, если годные к реализации остатки транспортного средства остались у страхователя, а собственник имущества не отказался от своих прав на него в пользу страховщика и не уведомил последнего о таком намерении, при этом в адрес страховщика поступили только заявления о перечислении страхового возмещения на расчетный счет без указания иных вариантов выплаты страхового возмещения.

После исполнения страховщиком своих обязательств по договору имущественного страхования какие-либо перерасчеты суммы страхового возмещения или доплаты не допускаются.

Такая практика страховых выплат (за минусом стоимости годных остатков) применяется по договорам КАСКО (страхование ущерба), где предусмотрено уменьшение суммы выплаты на сумму стоимости годных остатков, либо выплата в полном размере, но так называемые годные остатки транспортного средства страховая компания оставляет себе.

Положения пункта 5 статьи 10 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» не применимы к ОСАГО, так как пункт 4 статьи 3 названного Закона предусматривает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Договор ОСАГО заключается на определенных условиях, не зависящих от воли страховой компании, а именно – на условиях Правил № 263, принятых во исполнение Закона об ОСАГО.

https://www.youtube.com/watch?v=jvuiJUyCShk

С учетом подпункта «а» пункта 63 Правил № 263 страховые компании должны выплатить полную стоимость без каких-либо удержаний стоимости годных остатков (с учетом лимита в 120 000/160 000 рублей), поскольку ни Правила № 263, ни Закон об ОСАГО не предусматривают никаких вычетов из этой суммы. При чем даже если в этом случае возникает неосновательное обогащение вследствие полной страховой выплаты, такое обогащение не подпадает под действие статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.

ВОПРОС 2. Каков предельный размер страховой выплаты каждому потерпевшему на основании ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших?

Рекомендации НКС: В системе обязательного страхования гражданской ответственности величина страховой суммы определена в законодательном порядке.

Согласно статье 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая возместить потерпевшим причиненный вред, составляет в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, – 160 тысяч рублей и не более 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.

Исходя из системного толкования названной нормы права в корреспонденции со статьями 3, 6, 7, 12 и пунктом 3 статьи 13 названного Закона при определении подлежащей возмещению суммы одновременно нескольким потерпевшим устанавливается общая предельная сумма выплаты на всех потерпевших в размере 160 000 рублей, которая выплачивается пропорционально отношению страховой суммы к сумме заявленных требований, но не более 120 000 рублей на одно лицо.

Иными словами, если один из потерпевших понес убытки на сумму менее 40 000 рублей, то другому потерпевшему не может быть выплачена сумма, превышающая 120 000 рублей.

В противном случае ущемлялись бы права единственного потерпевшего в ситуации, когда вред причинен имуществу одного лица.

Кроме того, ограничение размера выплаты в пределах 120 000 рублей на одно лицо (при нескольких потерпевших) служит также для защиты прав остальных потерпевших, поскольку не исключается вероятность их более позднего по сравнению с первым потерпевшим обращения за выплатой страхового возмещения.

ВОПРОС 3. Страховая компания в порядке суброгации требует взыскать со страховщика (ОСАГО) виновного в ДТП лица страховое возмещение.

Может ли быть при этом удовлетворено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации) или о взыскании законной неустойки (ст.

13 Закона об ОСАГО) в связи с просрочкой выплаты страхового возмещения по ОСАГО?

Рекомендации НКС: В соответствии с пунктом 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

При заявлении страховой компанией одновременно с требованием о взыскании со страховщика (ОСАГО) виновного в ДТП лица страхового возмещения либо требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации), либо о взыскании законной неустойки (ст. 13 Закона об ОСАГО) в связи с просрочкой выплаты страхового возмещения по ОСАГО следует учитывать следующее.

Неустойка, предусмотренная в статье 13 Закона об ОСАГО, – это специальная ответственность страховщика перед потерпевшим, поэтому переходить в порядке суброгации право требования такой неустойки не может.

Право на получение неустойки, о которой идет речь в статье 13 Закона об ОСАГО, не включено в содержание деликтного обязательства, возникающего между потерпевшим и причинителем вреда.

Неустойка по статье 13 Закона об ОСАГО нацелена на обеспечение защиты прав потерпевшего, поэтому применяется только в случае предъявления потерпевшим к страховщику требования о выплате страхового возмещения.

https://www.youtube.com/watch?v=QFpFES7NC9o

Статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации носит общий характер и применяется при неосновательном пользовании или удержании денежных средств лицом, обязанным выплатить денежные средства, в связи с чем именно данная норма подлежит применению при обращении страховщика, выплатившего страховое возмещение, в порядке суброгации к страховщику причинителя вреда. 

ВОПРОС 4. Потерпевший в ДТП предъявил иск к страховщику (ОСАГО) гражданской ответственности причинителя вреда о взыскании 120 000 рублей страхового возмещения за причиненный вред имуществу и 5000 рублей расходов по оценке стоимости ремонта транспортного средства. Подлежит ли удовлетворению иск в части взыскания расходов по оценке ущерба?

Рекомендации НКС: В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется возместить причиненный вред имуществу одного потерпевшего, составляет не более 120 000 рублей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» стоимость независимой экспертизы включается в состав убытков, подлежащих возмещению страховщиком.

Анализируя сочетание этих двух правовых норм, можно утверждать, что стоимость независимой экспертизы, проведенной страхователем, включается в страховую выплату в размере 120 000 рублей.

Если же стоимость экспертизы не укладывается в рамки закрепленного законом лимита ответственности страховщика, то оставшаяся денежная сумма в силу статьи 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит возмещению с причинителя вреда.

ВОПРОС 5. Федеральным законом от 01.12.

2007 № 306 были внесены изменения в статью 12 Закона об ОСАГО, согласно которым размер подлежащих возмещению убытков при повреждении имущества потерпевшего определяется в размере расходов на материалы и запасные части (с учетом износа комплектующих), необходимые для восстановительного ремонта и расходов на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Изменился ли в связи с этим подход к решению вопроса о взыскании величины утраты товарной стоимости транспортного средства?

Рекомендации НКС:  В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются реальный ущерб (стоимость утраченного имущества, иные расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права), а также упущенная выгода (неполученные доходы, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).

Утрата товарной стоимости представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением внешнего (товарного) вида автомобиля и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта, поэтому наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится к реальному ущербу и возмещается в денежном выражении.

Отсутствие в законодательстве специальных норм, регулирующих вопросы, связанные с утратой товарной стоимости и определением ее величины, не может служить основанием к отказу в возмещении в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств причиненного в результате уменьшения стоимости автомобиля реального ущерба, размер которого может быть определен специалистами в области автотехнической экспертизы.

Источник: http://fasvvo.arbitr.ru/node/13139

Консультант закона
Добавить комментарий