Какие варианты продажи земли есть в такой ситуации:.?

Голод в Ирландии и продажа земли на Украине: опасные параллели

Какие варианты продажи земли есть в такой ситуации:.?
Принятие Верховной радой Украины закона о свободном рынке земли в самом Киеве уже пытаются преподнести чуть ли не как “уход от векового феодализма и крепостного права”.

Впрочем, такие благостные оценки можно встретить, скорее, на каналах и в блогах платных пропагандистов киевского режима — в то время как украинская улица по поводу принятия нового земельного закона протестует, бушует и подсознательно чувствует: “Грабят!”

Конечно, вопрос свободной продажи и покупки украинской сельскохозяйственной земли в первую очередь касается именно жителей Украины, однако принятие этого земельного закона породило второй круг дискуссии и в России. Где, как ни странно, свободная продажа сельхозземель существует уже почти два десятилетия — впервые она была разрешена в федеральном законе “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” еще в далеком 2002 году.

Почему же свободная продажа земли в украинских условиях грозит стать для страны национальной катастрофой? И стоит ли бояться повторения украинских сюжетов на просторах России?

Черт из табакерки

Судя по всему, скорейшее принятие земельной реформы входило в пул абсолютно непубличных, но обязательных условий избрания Владимира Зеленского на пост президента Украины. Затерявшееся где-то на последних страницах его предвыборной программы обещание открыть рынок продажи земли внезапно стало чуть ли не основой выживания Украины — если верить официальной властной пропаганде.

Мало волнующие простых украинцев изменения в правах на свободное распоряжение сельскохозяйственной землей стали настолько важными для Зеленского и его партии, что они даже пошли на публичный скандал — двух депутатов из фракции “Слуга народа”, которые проали против земельного закона, буквально в тот же день исключили из партии и фракции.

Из этого стало тут же понятно: Зеленскому и его фракции закон не просто надо было принять, но было необходимо сделать это максимально срочно и без каких-либо неудобных вопросов о содержании документа.

А вопросов о законе было и есть предостаточно. Причем возникли эти вопросы не только у критиков земельного закона внутри самой Украины, но и у, казалось бы, лояльного к либеральной земельной реформе Евросоюза.

Оказалось, что в спешке на Украине забыли обо всех формальностях, сопровождающих открытие рынка земли.

Например, выяснилось, что из почти что 40 миллионов гектаров сельскохозяйственной земли в стране правильными и полными кадастровыми документами снабжены сегодня меньше половины — лишь около 19 миллионов гектаров.

Никто не подумал в Киеве и о создании земельного банка, который бы мог цивилизованно брать землю в залог и выдавать под ее обеспечение кредиты — все это “слуги народа” посчитали абсолютно лишним и несущественным. Ну и, наконец, совершенно в стороне от формирующегося рынка земли оказались территориальные общины — о них в тексте нового закона просто “забыли”.

Такой откровенно наплевательский подход к “обрамлению” свободного рынка земли заставляет серьезно задуматься — а какого “кота в мешке” продают сегодня украинским гражданам под видом мифического “ухода от крепостного права”?

Право сильных

Процесс либерализации рынка земли и его последствия уже не раз проверены на самых разных странах. По сути дела, в современном глобальном мире это приводит раз за разом к одной и той же ситуации — местные крестьяне, фермеры и даже крупные землевладельцы рано или поздно сгоняются со своей земли, которую за бесценок скупают транснациональные компании-монополисты.

Процесс этот уверенно шел вперед на Украине и без открытого рынка земли: самый крупный украинский землевладелец, украинский олигарх Олег Бахматюк уже владел более чем полумиллионом гектаров украинской земли, а самые крупные иностранные владельцы — американцы Джордж Рор и Морис Табасиник — немногим от Бахматюка отставали, сосредоточив в своих руках более 400 тысяч гектаров сельхозугодий. При этом этап отобрания земли у Бахматюка в пользу неизвестных выгодополучателей стартовал буквально на днях — против олигарха, который не занимает никаких государственных постов, внезапно открыло дело Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ), которое должно заниматься исключительно чиновниками. В итоге “главный латифундист” страны теперь грозит правительству Украины уже из-за границ Незалежной, а над его земельной империей сгущаются тучи.

На такой сценарий создания иностранных мегалатифундий у “слуг народа” тоже есть свой подготовленный пропагандистский ответ: мол, а что плохого, если украинскую землю скупят иностранцы — либо сами, либо через своих подставных менеджеров? Придут инвестиции, принесут новые технологии на наши плодородные черноземы — и сделают нам “сельскохозяйственную сказку”. Нам-то и делать ничего не надо будет!

Однако на деле ситуация оборачивается совсем иначе. Ведь свои сельскохозяйственные монополисты на Украине уже когда-то были — и после себя оставили они не только дворцы и заповедники, но и абсолютно другую землю.

Малоизвестный факт — знаменитые Алешковские пески, пустыня, расположенные сегодня в низовьях Днепра, еще два века тому назад была сочной ковыльной степью. В XVIII веке туда начали завозить овец.

Один только барон Фальц-Фейн, основатель заповедника Аскания-Нова, владел на Украине огромными стадами до миллиона голов. Овцы в результате перевыпаса полностью уничтожили растительный покров, освободили пески, а ветровая эрозия дала им возможность свободно расширяться.

В итоге от опустынивания юг Украины пришлось спасать буквально всем миром, а Аскания-Нова стала своеобразным искупительным даром Фальц-Фейна за уничтоженную ковыльную степь.

Новые кочевники

Сегодняшние мультинациональные компании в чем-то гораздо хуже барона Фальц-Фейна — ведь они совершенно не заинтересованы в выращивании на Украине всего того, что страна сегодня производит в сельском хозяйстве.

Украинские черноземы хорошо подходят для производства подсолнечника и рапса — их и будем сажать! И без разницы, если через десять-двадцать лет эти масличные культуры истощат плодородный слой почвы — важны прибыли сегодня, а не плодородие почв когда-то через десятилетие.

Так что ничего удивительного в том, что картофель или лук в киевских магазинах чуть ли не дороже, чем в московских, нет — овощи в стране лучшего чернозема в мире просто некому растить. Крестьяне уехали на заработки, а латифундистам это неинтересно.

Но гораздо опаснее другое. Приход мультинациональных компаний поставит крест на биологическом разнообразии сортов культурных растений и пород домашних животных, которое более-менее сохранялось до сих пор на Украине.

Глобальные компании, такие как “Монсанто”, “Синджента”, “Пионер”, “Байер” и еще десяток других, уже давным-давно рассматривали семена растений и породы домашних животных как свою коммерческую собственность. При этом крестьяне, фермеры и мелкие производители просто попадают в “новое рабство” от таких сортов и пород, так как не могут их воспроизвести в своих хозяйствах.

Самый простой и чаще всего используемый сегодня способ — это гибридизация сортов и пород, когда фермерам на местах передаются лишь гибриды, дающие хороший урожай или привес только в первом поколении — и вырождающиеся уже во втором. Компании-монополисты же хранят и патентуют у себя “чистые линии”, которые они каждый год используют для производства следующей порции одноразовых гибридов.

К тому же компании-монополисты всячески пытаются уничтожить местных конкурентов, производящих свои сорта обычной селекции, часто даже лучше приспособленные к местным условиям.

Так, одним из первых шагов глобальных международных сельхозкомпаний стало посильное уничтожение на Украине всех местных семенных и племенных хозяйств, которые могли сохранить сорта и породы, могущие составить конкуренцию их гибридам.

Результат выращивания одной или нескольких монокультур хорошо известен и предельно прост — это громадный риск для страны и ее населения. Классический пример — это голод XIX века в Ирландии, которая тогда критически зависела от одного-единственного растения — картофеля.

К началу XIX века ирландцы практически полностью лишились своих земельных владений, которые были массово скуплены англичанами — и вынуждены были массово сажать картофель. В итоге почти все ирландские поля в стране к 1845 году были засажены одним сортом картофеля, который попал под удар фитофтороза — гнили, погубившей практически весь урожай.

За несколько страшных лет последующего голода и массовой эмиграции Ирландия потеряла 20-25 процентов своего населения.

А что в России?

Хорошо, скажет внимательный читатель. А что вы нас пугаете свободным рынком земли на Украине, когда в России продажу сельхозземель разрешили уже давным-давно?

Да, действительно, Россия в середине 2000-х годов чуть не угодила в такую же ситуацию, как и Украина сегодня.

Тогда, с либерализацией рынка земли, в страну пытались проникнуть те же самые мультинациональные компании и подчинить себе всю сельскохозяйственную отрасль страны.

И только в результате сложного и достаточно неочевидного процесса противодействия эту активность удалось остановить и даже обратить вспять.

Рассмотрим как пример семенную отрасль.

Десятилетие тому назад Россия в этом вопросе стояла на грани поражения.

Дошло до страшных фактов — семена из знаменитой коллекции Вавилова бесконтрольно вывозились за пределы России, прежде всего — в “Хранилище Судного дня” на Шпицбергене, и эти операции никак не согласовывались ни с одним из контролирующих органов. Ну а преступная деятельность иностранных эмиссаров в других российских селекционных хозяйствах и вовсе цвела буйным цветом.

Еще десять лет назад были серьезные опасения, что могут наступить такие времена, когда земледельцам придется закупать семена на новый посев у глобальных монополистов, которые бы владели всеми производственными факторами для сельского хозяйства.

“Свальбард” тогда был единственным столь крупным семенным банком, с достаточно жесткой политикой по выдаче семян желающим.

Ведь получить всепланетную монополию на все сорта сельскохозяйственных растений было голубой мечтой владельцев транснациональных корпораций и тех, кто за ними стоит.

Ситуацию в России смогли переломить только к началу 2010-х годов. Принятая федеральная программа сохранения биологического разнообразия позволила создать современное национальное хранилище семян под Якутском.

В нем на начальном этапе уже хранится около 100 тысяч образцов, а вскоре по плану его емкость будет доведена до одного миллиона образцов.

Российское криохранилище расположено в толще вечной мерзлоты: природные условия позволяют поддерживать там постоянную температуру минус два градуса, что даст возможность хранить семена десятки и даже сотни лет.

После создания национального хранилища семян в России по такому же пути пошли в Китае, Индии, ОАЭ и ряде других стран, фактически уничтожив или как минимум поставив под сомнение монополию транснациональных корпораций на “семена будущего”.

А в украинской Верховной раде о таких или подобных защитных мерах совершенно не думают — ведь приказы “слугам народа” отдают именно те, кто по-прежнему хочет получить всепланетную монополию на семена, земли и производство продуктов питания. После чего повторение ирландских сюжетов XIX века на Украине станет лишь вопросом времени и стечения обстоятельств.

Источник: https://ria.ru/20191120/1561131242.html

Фермеру на заметку: что будет в Украине после введения рынка земли

Какие варианты продажи земли есть в такой ситуации:.?

В следующем году Украине придется отказаться от очередного продления действия моратория на свободный оборот сельскохозяйственных земель. На рынке, по разным оценкам, могут быть предложены около 3 млн га угодий. К началу марта Кабинет Министров должен передать в Верховную Раду проект закона, который предусматривает продажу земель сельскохозяйственного назначения.

Под давлением запада

Когда именно заработает рынок земли, спрогнозировать трудно. Известно лишь то, что затягивать этот вопрос Верховная Рада уже не сможет. Во-первых, этого требуют влиятельные структуры Запада.

Еще  весной прошлого года Европейский суд обязал Украину снять мораторий на продажу земли, поскольку это нарушает Конвенцию по правам человека.

С аналогичным требованием выступает и МВФ, который продолжает быть нашим главным кредитором.

Во-вторых, конституционные ограничения на права собственности не могут длиться вечно. Учитывая это при последнем продлении моратория на продажу земли (который будет действовать до 2020 года) Верховная Рада решила обязать чиновников подготовить проект закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Речь идет о возможной продаже сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной, коммунальной и частной собственности (такие операции должны проводиться исключительно на конкурсной основе путем электронных торгов).

Владелец, который продает землю, обязан сначала предложить ее своим арендаторам (они имеют преимущественное право на приобретение земли), а в случае отказа – другим пользователям.

Обязательное условие для свободного оборота сельскохозяйственных земель – завершение их инвентаризации с одновременным внесением полученных данных в Государственный земельный кадастр. Но отсутствие у власти стратегического видения главных целей и задач возникает множество вопросов. Ведь сам по себе рынок земли не может быть самоцелью.

По формуле ренты

Законодательные инициативы открывают широкие двери для продажи земель, но при этом не дают четкого ответа на их оценивание. Это означает, что сотки и гектары уйдут с молотка по действующим правилам, связанными с нормативной и реальной оценками земли.

Нормативная цена земли равна стократно размера земельного налога за нее. Для ее определения пользуются нормами еще двух законов – «Об оценке земли» и «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине».

Кроме того, существует ряд нормативных методик. Например, прибыльный способ предусматривает анализ и прогнозирование чистой прибыли (полученных от эксплуатации земельного надела).

Сравнительный – связан с оценкой стоимости соседних (аналогичных) наделов. Третий способ – метод остатка земли: он состоит в детальных расчетах финансовых затрат, которые необходимо осуществить для улучшения урожаев. Речь идет о расчете убытков (в случае искусственной замены почвы, внесение удобрений, мелиорации почвы и т.д.).

По реальной оценке земли, то сегодня она вычитается из той ренты, которую приносит данный участок: определяется с учетом денежной суммы, что приносит ежегодный доход (в виде банковского процента).

То есть продавец-землевладелец рассчитывает получить по меньшей мере такую ​​сумму, которая в дальнейшем принесет доход в виде банковского процента – равнозначного летней ренте с данного земельного участка.

В свою очередь покупатель получает не саму землю, а доход, который она должна приносить.

Следовательно, цена земли – это капитализированная земельная рента, или рентный доход за определенное количество лет, которым компенсируется сумма сделки. В таком случае, как утверждают специалисты, оценку земли целесообразно определять по формуле:

ЦЗ = (ЗР: NБ) х100%,

где ЦЗ – цена земли; ЗР – земельная рента; NБ% – норма банковского процента.

Например, ежегодная рента с 1 га земли составляет 7000 гривен, а банкиры предлагают в среднем 10% годовых. Исходя из этого, 1 га будет стоить в пределах 70 000 гривен. Таким образом, потенциальный покупатель может отнести в банк свои кровные и получать такие же доходы, как и землевладельцы (которые рассуждают так же, вынашивая свои планы на будущее).

Конечно, в нынешних реалиях такие расчеты выглядят скорее теоретическими, чем практическими. Ведь конкретная цена земли как товара будет определяться конъюнктурой рынка – спросом и предложением, достаточно ясно (может расти или уменьшаться в зависимости от изменения цены).

Величина спроса зависит от различных факторов: размера земельного налога, транспортных коммуникаций, электросетей и даже инфляции (поскольку земля – ​​реальный актив).

На земельную стоимость также влияют снижение доходов фермерских хозяйств, местоположение, плодородие и тому подобное.

Оценка участка должно базироваться на результатах геодезических и геологических исследований (информации о составе почвы, уровень протекания грунтовых вод, рельеф).

При этом следует обратить внимание и на кадастровую оценку, которая позволяет количественно установить уровень ценности участка среди окружающих земель (ориентировочную стоимость). Более подробно говорить о рынке земель можно будет только после того, как он заработает. На данный момент можно руководствоваться только пожеланиями со стороны землевладельцев и арендаторов.

Кто сколько даст?

Земля в Украине дорожает из года в год. Это вызвано рядом причин: повышением размеров земельной ренты (вследствие роста индустрии отдыха и туризма), высоким спросом на сельскохозяйственную продукцию и медленным ростом урожаев.

Также не надо забывать, что в результате процессов урбанизации значительная часть земель изъята из сельскохозяйственного оборота и передана под строительство небоскребов, дорог, «рукотворных» морей (вспомнить хотя бы о Киевском водохранилище, ради которого в советские времена уничтожили около полутора десятка окружающих сел).

Эти и другие факторы указывают на то, что рынок земельных отношений будет развиваться, а вместе с ним – пользоваться повышенным спросом и сама оценка земли. После снятия моратория ожидается рост цен, как это наблюдалось в соседней Польше (где стоимость одного гектара иногда подпрыгивала до 10 000 евро).

По мнению экспертов, стартовая цена за 1 га сельскохозяйственной земли в среднем составит $ 2 500 (около 70 000 гривен). По крайней мере так считает доктор экономических наук, заведующий отделом земельных отношений и природопользования Института аграрной экономики Ольга Ходаковская.

По ее данным, свои земельные паи хотят продать около 10,4% владельцев. Если говорить языком цифр, то предложение на рынке земель составит 1,5-2,8 млн га сельхозугодий.

В то же время для трети землепользователей (32%) приемлемой для выкупа земель является цена, не превышающей $ 500 за 1 га. Еще 22,2% могут предложить землевладельцам вдвое больше – около $ 1000. Доля лиц, которые могут заплатить $ 2000, составляет лишь 10,7%. Указанные суммы свидетельствуют об очевидной попытке потенциальных покупателей и продавцов выдавать желаемое за действительное.

Принцип «кто больше даст» может привести к тому, что значительная часть земли окажется в руках представителей иностранных структур (через подставных лиц), которые будут спекулировать земельными участками в Украине.

Как это возможно реализовать на практике? Схема довольно проста: на первом этапе создается общество с ограниченной ответственностью «А» с последующим распределением уставного капитала: 99% + 1% (99% – нерезидент, 1% – физическое лицо, гражданин Украины).

На втором – создается ООО «Б» с новым распределением уставного капитала: 99% + 1% (99% – ООО «А», 1% – физическое лицо, гражданин Украины).

И именно это ООО ( «Б») уже не будет иметь признаков иностранного предприятия (о котором упоминается в Земельном кодексе), поскольку де-юре основано гражданином Украины и юридическим лицом Украины.

Еще один вариант возможен при создании ООО «нужным» гражданином Украины, а после госрегистрации права собственности осуществляется выкуп долей в уставном капитале непосредственным заказчиком – иностранным субъектом.

Впрочем, юристы могут назвать еще с десяток способов обойти ограничения на продажу земли нерезидентам, установленные Земельным кодексом.

Это вызвано тем, что действующее законодательство не содержит существенной запрета на то, чтобы иностранные компании или граждане других государств выкупали доли в уставном капитале юридических лиц (имеющих в собственности земельные участки сельскохозяйственного назначения).

Такой путь капитализирует аграрные отношения, но не способствует формированию реального владельца и хозяина земли.

Процедура

По данным Государственного земельного кадастра, уже внесены данные о 18 млн участков с 25 млн имеющихся (эту информацию еще нужно согласовать с Государственным реестром прав на недвижимое имущество).

Перед введением рынка нужно завершить инвентаризацию государственных земель. А именно снятие моратория нужно проводить в два этапа: сначала снять запрет на отчуждение земли коммунальной и государственной собственности, в дальнейшем – предоставить разрешение на отчуждение частных участков через проведение прозрачных торгов.

В любом случае на этом рынке нужно навести порядок, поскольку там процветают теневые схемы: значительную часть земель еще не зарегистрировали и незаконно передают в аренду.

Также надо четко очертить круг субъектов, которые будут покупать земли сельскохозяйственного назначения. Сейчас это юридические и физические лица, которые не имеют подтверждения о своей аграрной квалификации.

Сегодняшняя стоимость 80% участков, которые выставлены на продажу, гораздо завышена. Такие цены, как правило, продиктованы не условиями рынка, а лишь желанием продавцов. Чтобы избежать подобных ошибок, надо воспользоваться выводами экспертов.

Новые законодательные инициативы предусматривают деятельность лицитатора – физического лица со спецподготовкой, которая непосредственно проводит аукционы и фиксирует самую высокую цену во время проведения земельных торгов. Лицензированием субъектов этого вида деятельности будет заниматься орган исполнительной власти – Государственное агентство земельных ресурсов Украины.

Публичные торги должны начинаться с объявления лицитатором стартовой цены с одновременным ударом гонга (молотка). Если в течение трех минут никто не отреагировал, лот снимается с продажи. Всем участникам, которые отказались приобрести землю, гарантийные взносы не возвращаются. Землю продадут тому, кто предложит самую высокую цену.

Победитель обязан в течение 10 банковских дней заключить договор купли-продажи и перечислить средства на соответствующий номер банковского счета. Срок оплаты может быть продлен с согласия заказчика, но не более 30 календарных дней. Если же победитель отказывается подписать протокол, то автоматически лишается права на дальнейшее участие в аукционе.

Стартовая цена сельскохозяйственных земель, относящихся к государственной собственности, не может быть ниже ее стоимости: она определяется на основании результатов экспертной денежной оценки (которая проводится в соответствии с методикой, утвержденной Кабмином).

С момента продажи участка сельскохозяйственного назначения не допускается изменение его целевого назначения в течение 10 лет.

Зарубежный опыт

По данным различных исследований, средняя цена за 1 га сельскохозяйственной земли в Венгрии составляет $ 4000, Эстонии – $ 5000, Румынии – $ 6000, Польше – $ 11 000. Самыми дорогими считаются земли Нидерландов и Швейцарии, где цены за 1 га достигают $ 63 700 и $ 70 000 соответственно.

Запрет на продажу сельскохозяйственной земли установлена ​​в американском штате Айова, Канаде, а также Израиле: там только разрешено брать землю в долгосрочную аренду – до 50 лет.

Во многих европейских странах отчуждения земли разрешается при определенных ограничений. Например, в Польше преимущественно практикуют семейные фермерства, которые обрабатывают около 80% земель.

Максимальная площадь участка для одного владельца – 500 га. Земельный рынок находится под пристальным контролем государства – Агентства сельскохозяйственной собственности (которое выкупает землю по рыночной цене).

А вот разрешения на покупку земли иностранцами отменили еще в 2016 году.

В Дании земельные участки сельскохозяйственного назначения могут продавать только при условии сохранения их статус-кво. Покупатели должны прожить последние восемь лет в сельской местности и заниматься только фермерством. Продавать землю разрешается только для нужд физических лиц – фермеров (максимальный лимит – до 150 га).

Зато у немцев все наоборот: 55% сельскохозяйственной земли принадлежит мощным по европейским стандартам агропредприятиям (или обрабатывается ими на правах аренды). Лимит колеблется от 400 до 500 га.

Остальные земли – в собственности средних и мелких фермеров. Ограничений для покупки иностранцами нет.

Но надо учитывать порядок отчуждения земель с разрешения местных органов власти: они должны получить обоснование со стороны потенциального покупателя и подтверждения его профессиональной подготовки.

В Болгарии купить землю могут граждане страны, члены Европейского Союза, юридические и физические лица, которые находятся там более пяти лет (речь идет только о представителях тех стран, с которыми заключены международные соглашения). На землю свободная, лимиты земельной собственности отсутствуют. Такая же ситуация и в Эстонии, где иностранцы могут приобрести землю для фермерских целей и даже изменять его целевое назначение (через пять лет).

Источник: https://uteka.ua/publication/news-14-delovye-novosti-36-fermeru-na-zametku-chto-budet-v-ukraine-posle-vvedeniya-rynka-zemli

Война за чернозем. Что пропагандируют идеологи рынка земли и чего страшно боятся фермеры и владельцы паев

Какие варианты продажи земли есть в такой ситуации:.?

Земля – совсем не дешевое удовольствие, потому что требует денег, технологий и знаний.

Северная Корея, Таджикистан, Венесуэла, Конго, Беларусь и Украина – страны, где отсутствует рынок земли. Именно там живут самые бедные крестьяне. Однако на этой неделе Верховная Рада под крики “ганьба” и со свиньей в гробу сделала первый шаг, чтобы выйти из списка стран.

Запустить рынок земли в нашей стране уже пробовали. В частности, угодьями можно было свободно торговать c 1998-го gо 2001 год. В 2001-м появился первый мораторий, который затем продлевался девять раз.

Власть начала выполнять свои предвыборные обещания: открыть рынок земли снова, говорится в сюжете ТСН.Тиждень.

Уполномоченный президента развенчал самые распространенные мифы об открытии рынка земли в Украине

Битва за землю стала самой жаркой в новом парламенте. Один вопрос на повестке дня не только разделил парламент, но и едва не вывел из строя монобольшинство. Провластные депутаты выступили “за”, а остальной разгневанный зал был против. Но у депутатов и украинцев интересы не всегда совпадают.

Земельный портрет

Пока правительства и парламентарии нескольких созывов разрабатывали неповторимый дизайн украинского рынка земель, этот рынок давно сложился сам собой. Не помог даже 18-летний мораторий. Наоборот, этот запрет на продажу существенно усугубил модель.

Закон об обороте земли приняли еще в 1992 году, когда надо было что-то делать с колхозами. Поэтому пока распаевывали их земли среди крестьян, рынок заморозили на шесть лет.

Сейчас рынок земли выглядит так: полностью серенький, со схемами и черными пятнами рейдерства, с раздутой настоящей и фиктивной арендой и кладбищенским крестом на горизонте.

По мнению советника главы украинского правительства Алексея Мушака, парламент не создал рынок, а его детенизировал.

Украина владеет 43 миллионами гектаров сельскохозяйственной земли. По площади черноземов – четвертое место в мире после России, США и Китая. Большая половина – это паи.

Из семи миллионов землевладельцев – полтора уже умерли, так и не передав землю в наследство; более миллиона гектаров отданы в аренду на 49 лет, что фактически означает навсегда продан.

Но делалось по серым схемам и более низкой цене, чем это было бы при открытом рынке земли.

Милованов обещает кредиты под очень низкие проценты для покупки земли

Владелец аграрного предприятия Иван Миколюк сообщил, что на селе конкуренция за землю крайне серьезная. Однако эта ситуация не сказывается на рыночной стоимости гектаров. За пай людям платят 12 тысяч гривен, зерном или сахаром.

Владельцы земли и фермеры возмущены возможной продажей земли. Так, на Киевщине было собрание фермеров Тетеевской общины. Все, кто были в зале, выступили против рынка.

Эти голоса заглушают доказательства того, что открытый рынок не заберет у крестьян землю.

Земельная перспектива

“Цели аграрной отрасли экономики не развиваются нормально. Это отношение можно сравнить с тем, что люди не вкладывают существенный ремонт в квартиру, которая в аренде, а в свою вкладывают”, – рассказал народный депутат Николай Сольский, который длительное время работал в аграрном бизнесе.

Для того, чтобы приобрести землю стало наконец возможным, депутаты предложили конкретный вариант: во-первых, после отмены моратория каждый украинец, территориальная община или украинская компания смогут торговать сельхозземлей через электронные аукционы. Если пайщик или община захотят продать землю, в первую очередь должны предложить арендатору после окончания срока аренды.

Главные страхи противников сводятся к трех коротких слов: деньги, концентрация и иностранцы.

Разумков анонсировал референдум относительно возможной продажи земли иностранцам

На самом деле иностранный капитал уже есть в Украине. 1300 агропредприятий созданы людьми с паспортами других стран, поэтому мораторий никак им не помешал получить землю в Украине.

Теперь же в законе четко прописано, даже если земля достанется гражданину другой страны в наследство – он должен ее продать в течение года. С фирмами сложнее. Предприятия, где учредитель иностранец, не сможет покупать до 2024 года. Более того, президент Владимир Зеленский уже пообещал, что этот вопрос вынесут на референдум.

Когда это произойдет – пока тоже вопрос, потому что закона нет. Верховная Рада уже над этим работает, подтвердил спикер Дмитрий Разумков.

Еще одна страшилка – украинскую землю массово скупят богатые корпорации. Справедливости ради, сейчас никто не может спрогнозировать, сколько черноземов окажется в их руках. И закон предусматривает ограничение не более 35% территорий общин, 8% областей и полпроцента страны должно быть в руках один.

И вот против такой концентрации и восстали аграрные ассоциации. “Представьте себе ситуацию, если эти предприятия между собой аффилированы. То есть у них есть одна компания, но есть дочери и фактически они могут претендовать на большую часть территории Украины и сосредотачивать в своих руках.

Поэтому мы категорически против”, – заявил Денис Марчук, заместитель председателя Всеукраинской аграрной совета.

Киевсовет обратился к президенту, парламенту и правительству с требованием запретить продажу земли

Впрочем по закону, каждое такое предприятие пройдет проверку и на конечного владельца. Любые махинации не пройдут, уверяет нардеп Николай Сольский. И вот здесь выплывает еще один страх.

Не истощат ли украинскую землю владельцы латифундий, которых интересуют только прибыли? “Кроме каких-то отдельных случаев, земля в Украине не истощается.

По одной причине – это невыгодно ни тому, кто обрабатывает 100 га, 1000 га, 100 тысяч га”, – сказал политик.

Ибо логика агрария проста: плохая земля не приносит урожая, а соответственно и денег. Земля – совсем не дешевое удовольствие. Главное, что нужно понять: только шесть стран в мире и дальше держат запрет на продажу земли – Таджикистан, Северная Корея, Белоруссия, Венесуэла, Куба и Конго.

Ирина Прокофьева

Решения в Верховной Раде в первом чтении поддержали 240 народных депутатов. Голосованию предшествовало блокирование трибуны, переговоры президента с фракцией “Слуга народа” за закрытыми дверями, критика от всех парламентских фракций, а также пикет под ВР. Проект закона о рынке земли предусматривает с 1 октября 2020 отмене запрета на продажу земли.    

ТСН. Тиждень 17 ноября 19:58

  • Telegram
  • Messenger
  • Viber

Источник: https://tsn.ua/ru/politika/voyna-za-chernozem-chto-propagandiruyut-ideologi-rynka-zemli-i-chego-strashno-boyatsya-fermery-i-vladelcy-paev-1444719.html

Рынок земли в Украине: Все, что нужно знать о противоречивой реформе

Какие варианты продажи земли есть в такой ситуации:.?

С избранием Владимира Зеленского президентом в Украине возобновили рассмотрение вопроса об отмене моратория на продажу сельскохозяйственных земель и земельной реформы, дискуссия по которой продолжается уже почти 20 лет. Глава государства начал решительные действия и поручил правительству уже до 1 декабря этого года представить модель реформы и отменить мораторий на землю, на что получил масштабную волну критики

Топ-новость из открытых источников

Рассказываем все, что известно о рынке земли в Украине – историю вопроса, преимущества и недостатки, а также почему украинцы так боятся, что их землю можно будет продать.

Земельный потенциал Украины

Земельные ресурсы Украины составляют более 60 миллионов гектаров, из которых 70% (более 42 миллионов гектаров) составляют сельскохозяйственные угодья с высоким плодородием. При этом стоит отметить, что земельный потенциал является мощным конкурентным преимуществом нашей страны и составляет почти 6% от общеевропейского.

Примерно 40% сельскохозяйственных земель Украины составляют черноземы (самые урожайные почвы).

Держгеокадастр

В 1991 году начал действовать первый Земельный кодекс Украины, а согласно второй редакции Кодекса, в 1992 году ввели временный мораторий на продажу земли сроком на 6 лет.

Тогда значительная часть сельскохозяйственных угодий принадлежала коллективным предприятиям (бывшим колхозам), а с 1999 года начался процесс распределения земельных паев между участниками этих коллективных предприятий. Это происходило в связи с земельной реформой, принятой в 1995 году указом президента Украины.

Впоследствии процесс выделения украинцам паев приобрел массовый характер, вследствие чего акты на право собственности получили миллионы граждан.

В 2001 году закончился срок действия моратория на продажу земельных участков, следовательно ввели следующий – еще на 4 года. С тех пор парламент неоднократно продлевал мораторий, а последний был принят в 2018 году, который действует до конца этого года.

Когда и кто заговорил о рынке земли

В 2011 году Верховная Рада приняла законопроект “О рынке земель”, который предусматривал отмену моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения с 2013 года и создание Государственного земельного банка.

Проект закона также предусматривал возможность продажи земельных участков только гражданам Украины и не более 100 гектаров в одни руки, в то же время максимальная площадь арендованной земли должна ограничиваться 6 тысячами гектаров или 5% от общей площади земли в области.

Однако дальнейшего рассмотрения этот законопроект так и не получил.

Весной 2017 года Кабинет министров утвердил план действий до 2020 года, в котором проблема моратория была описана как ограничение граждан Украины в их конституционном праве на собственность, а также помеха на пути развития сельскохозяйственной отрасли рынка.

В мае 2019 года Большая Палата Верховного суда постановила, что закон не запрещает возможность обмена сельскохозяйственными участками, что является одним из пунктов моратория.

А в начале сентября этого года действующий президент Украины Владимир Зеленский поручил правительству разработать и принять модель земельной реформы, а также отменить мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения до 1 декабря 2019 года. В то же время, законопроект о введении рынка земли правительство должно вынести на рассмотрение в парламент до 1 октября этого года.

Что предполагает рынок земли Зеленского

Согласно поручению президента, 25 сентября этого года Кабинет министров утвердил и зарегистрировал в парламенте Проект Закона “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения” №2178.

Соответствующий законопроект предусматривает введение возможности приобретения права собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения гражданами и юридическими лицами Украины, территориальными общинами, а также государством.

Вместе с тем, предусматривается приобретение права собственности на землю иностранцами, однако только в порядке получения наследства и при условии обязательного ее отчуждения (продажи или иной формы передачи в собственность резидентам Украины) в течение одного года.

При этом, объем сельскохозяйственной земли в собственности гражданина или юридического лица не должен превышать установленного ограничения, а именно:

  • в пределах одной области или АР Крым – не более 15% от общего объема с/х земель;
  • в пределах всей территории Украины – не более 0,5% от общего объема с/х земель.

Преимущество для приобретения права собственности на земельные участки будут иметь ее арендаторы, при условии уплаты той цены, по которой она продается.

Граждане, которым принадлежит право постоянного пользования или пожизненно наследуемого владения участками земли, будут иметь право выкупить их с рассрочкой до 5 лет без проведения торгов.

Земельная реформа, согласно законопроекта, должна заработать с 1 октября 2020 года, а ограничения по объему площади владения участками с/х назначения вступают в силу со дня принятия закона.

10 октября представители фракции “Слуга народа” зарегистрировали альтернативный законопроект, в котором добавили пункт об отсрочке даты приобретения иностранцами права на землю до 2024 года.

Также были изменены условия ограничения площади земель в собственности.

Так, гражданин или юридическое лицо имеет право: в пределах одной территориальной общины не более чем на 35% земли в этой общине, а в пределах одной области или АР Крым – не более 8%.

Вскоре после этого на сайте Офиса президента было опубликовано обращение Владимира Зеленского, в котором он подчеркнул, что земельная реформа непредусматривает права на покупку и продажу сельскохозяйственных земель иностранцами, а соответствующее право может быть предоставлено только по результатам всеукраинского референдума.

Дискуссия о создании рынка земли в Украине

Группа экономистов-аналитиков “VoxUkraine” в 2017 году представила анализ влияния законодательного регулирования оборота сельскохозяйственных земель Украины на показатели эффективности сельскохозяйственной отрасли.

Так, эксперты опровергают связь между действием моратория на продажу земель с ростом объемов урожая в течение последнего десятилетия. Причиной этого роста они называют окончательную либерализацию цен на сельскохозяйственную продукцию при правительстве Ющенко в 2000 году, что создало экономические стимулы для производителей.

Вместо этого, экономисты считают, что показатели урожайности были бы даже выше, если бы мораторий был отменен, но незащищенность прав пользователей и владения землей неэффективными собственниками препятствуют привлечению новых технологий и инвестиций, и как следствие – повышению добавленной стоимости произведенной продукции.

В то же время главный экономист Европейского банка реконструкции и развития заявил, что Украина ежегодно теряет около 1% от ВВП из-за отсутствия рынка земли. Он добавляет, что создание эффективного и прозрачного рынка земли в настоящее время вполне возможно, и путем к этому является отмена моратория.

Специалист по финансам Всемирного банка добавляет, что отмена моратория на продажу земли позволит небольшим сельскохозяйственным предприятиям получить широкий доступ к кредитованию. В то время, когда директор Всемирного банка по делам Украины считает, что соответствующая инициатива повлечет рост экономики на 2% в течение следующих лет.

Примечательно, в этом году аналогичное мнение высказали и в министерстве аграрной политики и продовольствия. Там считают, что эффективный рынок земли по разным подсчетам может приносить в бюджет Украины от 700 до 1500 миллионов долларов или 1,5% ВВП каждый год.

С другой стороны, основным аргументом относительно недопущения отмены моратория на продажу сельскохозяйственных угодий есть опасения ситуации, при которой всю украинскую землю скупят иностранцы или крупные землевладельцы и будут диктовать свои правила игры в этой отрасли.

При этом противники реформы акцентируют на неизбежном обнищании населения, особенно сельского.

Так, больше всего отмена моратория является невыгодной для крупных сельскохозяйственных предприятий и лиц, в пользовании которых находятся огромные земельные участки, ведь после внедрения земельной реформы им придется выкупать за большую рыночную цену то, чем они сейчас владеют безвозмездно.

Помимо этого бытует мнение, что государство должно вмешиваться в функционирование экономики, чтобы защищать интересы простых людей.

Как украинцы относятся к земельной реформе

В уже упомянутом 2017 году в рамках проекта “USAID Агроинвест” в Украине был проведен социологический опрос граждан об отношении к отмене моратория на продажу земли и введение конкурентного рынка земли.

По его результатам примерно 70% опрошенных высказались против отмены моратория, однако половина всех опрошенных поддержала возможность продажи своих земельных участков.

При этом, около 17% людей заявили, что осведомлены в деталях земельной реформы из СМИ и от других людей, а 6% ответили, что самостоятельно анализируют земельное законодательство. Почти 60% не смогли вспомнить, откуда слышали о земельной реформе и конкретно ответить, что она предусматривает. А 7% опрошенных вообще никогда не слышали об этом.

Последний опрос по земельным вопросам был проведен в Украине 1-7 ноября этого года Центром Разумкова. По его результатам, 67,7% украинцев уверены, что вопрос введения рынка земли и отмены моратория на куплю-продажу земель необходимо выносить на всеукраинский референдум. В то же время, 68,3% потенциальных участников референдума отметили, что выступили бы за продление моратория.

Так, 11 ноября в Украине стартовали массовые протесты против земельной реформы Зеленского. Всеукраинская Аграрная Рада на своей страничке сообщила, что на акции с лозунгом “Нет распродаже Украины” вышли работники сельскохозяйственной отрасли в 13 областях Украины.

Накануне, 12 ноября, под зданием парламента в Киеве фермеры и активисты собрались на акцию протеста “Нет продаже земли”.

Люди, которые протестуют против отмены моратория на продажу земли и введения рынка земли, считают, что это повлечет такую ситуацию в стране, при которой доступ к сельскохозяйственным угодьям получат самые богатые землевладельцы Украины или просто их скупят иностранцы.

В добавок, митингующие выражают возмущение обращением президента о возможности продажи земли иностранцам.

Акцию протеста поддержали также некоторые активисты и политические силы. В частности, к митингу присоединились представители ВО “Свобода” во главе с Олегом Тягнибоком, который призвал провести всеукраинский референдум по вопросу продажи земли.

“Депутаты, которые проголосуют за рынок земли, должны понимать, что земля у них будет гореть под ногами, они не возвратятся домой”, – такое заявление сделал Олег Тягнибок.

А в стенах парламента сопредседатель партии “Оппозиционная платформа – За жизнь” Вадим Рабинович призвал парламентариев “стать на защиту украинской земли”. Другие члены партии развернули в Раде баннер с лозунгом “Не дадим разворовать землю”.

“Каждый умный человек в любой политической силе осознает – это не вопрос политический, это вопрос выживания и существования нашего государства, нашей Украины”, – подчеркнул Рабинович.

*****

Заметим, именно в этот день Верховная Рада Украины должна была рассматривать в первом чтении законопроект о введении рынка земли сельскохозяйственного назначения. Однако  позже стало известно, что его не включили в повестку дня. Рассмотрение вопроса ориентировочно перенесли на сегодня, 13 ноября. Поэтому, он до сих пор открыт. И ожидаются очередные протесты.

Редакция не несет ответственности за мнение, которое авторы высказывают в блогах на страницах ZIK.UA

Если Вы заметили ошибку в тексте новости, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: https://zik.ua/ru/news/2019/11/13/rynok_zemli_v_ukraine_vse_chto_nuzhno_znat_o_protivorechivoy_reforme_944436

Консультант закона
Добавить комментарий