Каким образом исполнить решение апелляционного суда?

Судебные решения и порядок их исполнения

Каким образом исполнить решение апелляционного суда?

Положениями ст. 254 КАС определено, что постановление или определение суда первой инстанции, если иное не установлено этим Кодексом, вступает в законную сиу по истечении срока подачи заявления об апелляционном обжаловании, установленном этим Кодексом, если такое заявление не было подано.

Если было подано заявление об апелляционном обжаловании, но апелляционная жалоба не была подана в срок, установленный этим Кодексом, постановление или определение суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении этого срока.

При подаче апелляционной жалобы судебное решение, если оно не отменено, вступает в законную силу после возврата апелляционной жалобы, отказа в открытии апелляционного производства или вступления в законную силу решения по результатам апелляционного производства.

Если срок апелляционного обжалования будет возобновлен, то считается, что постановление либо определение суда не вступило в законную силу.

Постановление или определение суда апелляционной либо кассационной инстанции по результатам пересмотра, постановление ВСУ вступают в законную силу с момента провозглашения, а если они были приняты по результатам рассмотрения в письменном производстве, — через пять дней после направления их копий лицам, принимающим участие в деле.

Определения суда, которые не могут быть обжалованы, вступают в законную силу с момента постановления.

Согласно ст. 255 КАС постановление или определение суда, вступившее в законную силу, является обязательным для лиц, принимающих участие в деле, для их правопреемников, а также для всех органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, других физических лиц и подлежит исполнению на всей территории Украины.

Обстоятельства, установленные постановлением, вступившим в законную силу, по одному административному делу не могут оспариваться по другому судебному делу при участии тех же сторон.

Порядок исполнения судебных решений осуществляется должником самостоятельно в добровольном или принудительном порядке, определенном в Законе № 606.

В соответствии со ст. 258 КАС по каждому судебному решению, которое вступает в законную силу или которое надлежит исполнить незамедлительно, по заявлению лиц, в пользу которых оно определено, выдается один исполнительный лист.

 Если судебное решение определено в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд имеет право выдать несколько исполнительных листов, точно указав, какую часть судебного решения необходимо выполнить по каждом исполнительному листу.

Если судом приняты меры по обеспечению иска по заявлению лиц, в пользу которых определено судебное решение, суд вместе с исполнительным листом выдает копии документов, подтверждающих исполнение определения суда об обеспечении иска.

Исполнительный лист выдается судом первой инстанции.

Если по результатам пересмотра дела суд апелляционной либо кассационной инстанции оставит принятое по сути исковых требований решение без изменений, определит новое судебное решение по сути исковых требований либо изменит судебное решение, то исполнительный лист выдается судом апелляционной или кассационной инстанции при условии, что заявление лица о выдаче исполнительного листа поступило до момента возврата административного дела в суд первой инстанции.

Исполнительный лист о взыскании судебного сбора направляется судом в местные органы ГНС.

 Согласно ст. 263 КАС при наличии обстоятельств, усложняющих исполнение судебного решения (отсутствие денежных средств на счету, отсутствие присужденного имущества в натуре, стихийное бедствие и т.п.

), государственный исполнитель может обратиться в административный суд первой инстанции, независимо от того, суд какой инстанции выдал исполнительный лист, с представлением, а лицо, принимающее участие в деле, и сторона исполнительного производства — с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении или установлении способа и порядка исполнения судебного решения. Вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении или установлении способа и порядка исполнения судебного решения может быть рассмотрен также по инициативе суда.

Суд рассматривает вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении либо установлении способа и порядка исполнения судебного решения в десятидневный срок в судебном заседании с уведомлением государственного исполнителя или стороны исполнительного производства, обратившихся с представлением (заявлением), и лиц, принимающих участие в деле, и в исключительных случаях может отсрочить или рассрочить исполнение, изменить или установить способ и порядок исполнения решения. Неприбытие в судебное заседание лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному рассмотрению. В случае принятия решения об отсрочке или рассрочке исполнения постановления по административному делу суд изменяет срок подачи субъектом властных полномочий отчета об исполнении такого постановления.

Определение суда по результатам рассмотрения вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении либо установлении способа и порядке исполнения судебного решения может быть обжаловано в общем порядке.

 В соответствии со ст. 264 КАС при выбытии одной из сторон исполнительного производства по представлению государственного исполнителя или по заявлению заинтересованного лица суд может заменить сторону исполнительного производства ее правопреемником.

Суд рассматривает вопрос о замене стороны исполнительного производства в десятидневный срок в судебном заседании с уведомлением государственного исполнителя или заинтересованного лица, обратившихся с представлением (заявлением), и лиц, принимающих участие в деле. При этом неприбытие в судебное заседание лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному рассмотрению.

Определение суда по результатам вопроса о замене стороны исполнительного производства может быть обжаловано в общем порядке.

Достаточно часто на практике возникает ситуация, когда лицо, не в пользу которого вынесено решение, осуществляет его исполнение в добровольном порядке, а в установленных законодательством случаяхв принудительном порядке.

В дальнейшем это решение отменяется судом апелляционной либо кассационной инстанции, и возникает вопрос, как возвратить лицу то, что оно исполнило на основании решения, утратившего силу.

Законодателем в этом случае предусмотрен возврат исполнения судебного решения.

Так, ст.

 265 КАС определено, что вопрос о возврате исполнения судебного решения решает суд апелляционной или кассационной инстанции, если, отменив судебное решение (признав его недействительным или утратившим законную силу), он закрывает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения или отказывает в удовлетворении административного иска либо удовлетворяет исковые требования в меньшем размере.

В случаях, установленных частью первой ст. 265 КАС, суд, определяя новое судебное решение, должен обязать истца возвратить ответчику безосновательно взысканное с него по отмененному судебному решению или определить другой способ и порядок осуществления возврата исполнения.

Если вопрос о возврате исполнения судебного решения не был решен судом апелляционной либо кассационной инстанции, заявление ответчика о возврате исполнения рассматривается административным судом, в котором находится дело. Заявление о возврате исполнения может быть подано в течение одного года со дня возникновения оснований для возврата исполнения.

За подачу заявления о возврате исполнения судебный сбор не уплачивается.

Суд рассматривает заявление о возврате исполнения в судебном заседании с уведомлением лиц, принимающих участие в деле, и постановляет определение, которое может быть обжаловано в общем порядке. Неприбытие в судебное заседание лиц, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения дела, не препятствует судебному рассмотрению.

При этом возврат исполнения постановления о возмещении ущерба, причиненного субъектом властных полномочий увечьем, другим повреждением здоровья или смертью физического лица, постановления о присуждении выплаты пенсий или других периодических платежей из Госбюджета Украины или внебюджетных государственных фондов, а также постановления о присуждении выплаты заработной платы либо другого денежного содержания в отношениях публичной службы допускается, если отмененное постановление было обосновано на сообщенных истцом заведомо ложных сведениях или представленных им поддельных документах.

Владислав РОЗМОШ, заместитель директора Юридического департамента ГНА

Украины

— начальник отдела представительства интересов органов
ГНС в судах кассационной инстанции и обобщения судебной практики

Источник: http://www.visnuk.com.ua/ru/pubs/id/3850

Это вы поторопились!, или Как начислить компенсацию при повороте исполнения судебного решения

Каким образом исполнить решение апелляционного суда?

Поворот исполнения судебного решения – это не самый простой механизм. ВАС РФ неоднократно давал разъяснения по поводу самых разных его аспектов, однако иногда Суд вынужден возвращаться к некоторыми вопросам. 

В частности, недавно ВАС РФ акцентировал внимание судов на правильном исчислении процентов по ст. 395 ГК РФ при возврате неверно присужденных сумм.

Фабула дела

В 2011 году ОАО “Международный аэропорт Владивосток” обратилось в суд к ОАО “Владивосток Авиа”. Аэропорт требовал взыскать с авиакомпании долг за наземное обслуживание самолетов. Арбитражный суд Приморского края полностью удовлетворил этот иск своим решением от 6 июля 2011 года (решение арбитражного суда Приморского края от 6 июля 2011 г. по делу № А51-497/2011). 

КРАТКОРеквизиты решения: Постановление Президиума ВАС РФ от 21 января 2014 г. № 9040/13.Требования заявителя (ответчик по делу, решение по которому впоследствии было отменено): Начислить проценты по ст. 395 ГК РФ на сумму денег, которая уплачена истцу по первоначальному делу и подлежит возврату из-за отмены судебного решения.Суд решил: Удовлетворить требования заявителя.

Авиакомпания решила обжаловать это решение, но безрезультатно (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2009 г. по делу № А51-497/2011). Однако кассация встала на сторону заявителя, и в результате решение было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение.

Но несмотря на это, аэропорт уже успел получить исполнительный лист по решению суда первой инстанции и предъявил его к взысканию. В результате авиакомпания перечислила часть присужденного (619,4 тыс. руб.

) двумя платежами – 25 и 26 января 2012 года. После отмены первоначального решения она посчитала эту сумму неосновательным обогащением, в октябре 2012 года инициировала новый процесс и потребовала вернуть деньги, а также проценты по ст.

395 ГК РФ.

Позже, в декабре 2012 года, суд первой инстанции вынес определение о повороте исполнения – поэтому от основной суммы задолженности (619,4 тыс. руб.) авиакомпания отказалась, но вопрос о компенсации остался открытым. 

Аргументы судов

Аэропорт не признал иск: он заявил, что до вынесения определения о повороте исполнения речи о неосновательном обогащении (а следовательно, и о начислении процентов) быть не может.

По мнению ответчика, восстановление прав лица, исполнившей отмененное решение, осуществляется именно поворотом исполнения – а до этого момента считается, что перечисленные деньги используются правомерно.

Суды также опирались на формальное толкование норм. Арбитражный суд Приморского края подчеркнул, что АПК РФ допускает возможность принудительного исполнения решения на основании исполнительного листа (п. 2 ст. 318 АПК РФ).

Поэтому те 619,4 тыс. руб.

, которые авиакомпания заплатила аэропорту по исполнительному листу, подлежали такой уплате в обязательном порядке, и до вынесения определения о повороте эту сумму не нужно было возвращать авиакомпании.

Первоначально авиакомпания просила начислить проценты с 27 января 2012 года (то есть с момента фактического перевода денег) по 26 сентября 2012 года (иск был подан 8 октября 2012 года). В предварительном заседании истец попросил продлить этот период до 22 ноября 2012 года (дата предварительного заседания). 

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Примерная форма заявления о повороте судебного акта (судебный акт приведен в исполнение) (арбитражный процесс)

Другие бланки

Суд первой инстанции напомнил, что определение о повороте исполнения было вынесено только 14 декабря 2012 года, то есть за пределами периода, на который истец просил начислить проценты. Поэтому в иске авиакомпании было отказано (решение Арбитражного суда Приморского края от 24 декабря 2012 г. по делу № А51-23940/2012).

В апелляции авиакомпания попыталась доказать, что на отмененный судебный акт не распространяются требования ст. 16 АПК РФ об обязательности его исполнения. Более того, авиакомпания заявила, что поворот исполнения решения вообще не имеет значения для спора о взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ.

На Пятый арбитражный апелляционный суд эти аргументы впечатления не произвели. Краеугольный камень его позиции заключался в толковании понятия неосновательного обогащения.

Напомним, что один из признаков неосновательного обогащения – это отсутствие правового основания для приобретения или сбережения имущества (п. 1 ст. 1102 ГК РФ).

Но основание, по мнению суда, как раз имело место – им было исполнение решения суда. 

Апелляционный суд, к слову, отказался использовать положения гл. 60 ГК РФ  (“Обязательства вследствие неосновательного обогащения”) и по другой причине.

Он не смог расценить отношения по перечислению спорной суммы как гражданско-правовые – ведь для последних характерны равенство сторон и автономия их воли.

Исполнительный лист же не оставляет места для автономии воли, поскольку вступившие в силу судебные решения обязательны для всех, кого они затрагивают.

Затем суд дал свою оценку процессуальным нормам. По его мнению, поворот исполнения возможен только после принятия соответствующего судебного акта, а до этого момента АПК РФ допускает нахождение денежных средств в пользовании взыскателя (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2013 г. № 05АП-1369/13).

Кассация поддержала эти выводы и подчеркнула, что обязанность аэропорта вернуть деньги возникла только после вступления в силу определения о повороте исполнения (постановление ФАС Дальневосточного округа от 27 мая 2013 г. № Ф03-1586/13).

Суд решил 

Nota BeneКстати, поворот исполнения возможен и при добровольном перечислении денег, без предъявления исполнительного листа – на это в свое время обратил внимание ВАС РФ. Он подчеркнул, что обязательность судебного решения, необходимость его неукоснительного соблюдения и исполнения не должны зависеть от факта возбуждения исполнительного производства (Постановление Президиума ВАС РФ от 14 декабря 2010 г. № 3809/07).Очевидно, требование о начислении компенсации за неосновательное обогащение по ст. 395 ГК РФ можно предъявлять и в таком случае.

Многие юристы полюбили ВАС РФ за обращение к международным документам и юридической доктрине, и это постановление Президиума не стало исключением.

Аргументацию своей позиции ВАС РФ начал со ссылки на одно из решений ЕСПЧ, в котором тот сформулировал основание для исполнения судебного решения: его окончательность, которая свидетельствует о наличии правовой определенности по спорному вопросу (Решение ЕСПЧ от 25 июня 2009 г. по вопросу приемлемости жалобы № 42600/05 “ООО “Линк Ойл СПб” (OOO Link Oil SPB) против Российской Федерации” (Первая Секция).

Действительно, АПК РФ разрешает принудительное исполнение только тех судебных решений, которые уже вступили в силу (ч. 1 ст. 318 АПК РФ). Однако ВАС РФ обратил внимание на риски, которые несет сторона при предъявлении исполнительного листа.

Дело в том, что судебный акт может вступить в силу, но при этом не быть окончательным решением. Это происходит тогда, когда не исчерпаны все средства судебной защиты – как и произошло в споре аэропорта и авиакомпании.

Посмотрим, к каким основным выводам пришел Суд:

1

Момент, с которого отпали основания для принудительного исполнения решения. ВАС РФ определил его как день отмены актов нижестоящих судов – именно с этой даты, посчитал Суд, отсутствует вступивший в силу судебный акт, на основании которого был выдан исполнительный лист. Следовательно, исчезли и основания для возбуждения исполнительного производства.

2

Обязательность судебного решения для сторон не отменяет автономию их воли. ВАС РФ обосновал это тем, что исполнительный лист предъявляется взыскателем по собственной воле, а значит, эти действия находятся в сфере его контроля.

3

Поведение аэропорта можно признать недобросовестным и неправомерным. Он проявил, по мнению Суда, неуважение к принципу res judicata, который означает обязательность для сторон такого решения суда, которое вступило в силу и является окончательным.

Таким образом, правовых оснований для использования перечисленных денег у аэропорта не имелось. ВАС РФ счел, что он злоупотребил своим правом, воспользовавшись ситуацией правовой неопределенности.

Именно поэтому судам необходимо было начислить на переведенные средства проценты по ст. 395 ГК РФ – ведь в случаях заведомо недобросовестного поведения суд применяет предусмотренные ГК РФ меры (п.п. 1-2 ст. 10 ГК РФ).

За какой период можно требовать проценты?

К сожалению, ВАС РФ обошел вниманием один очень важный вопрос. При расчете компенсации за неосновательное обогащение нужно определить период, в течение которого деньги удерживались неправомерно.  

Дата окончания этого периода вопросов не вызывает. Если средства уже возвращены, то заявитель опирается на дату их возврата. Если нет, то в ходе рассмотрения дела исковые требования просто периодически уточняются с пересчетом требуемой компенсации.

Гораздо более спорный вопрос – это начало периода, за который начисляются проценты по ст. 395 ГК РФ. На практике встречаются три основных вариации по поводу этого момента времени:

1

Вступление в силу судебного акта, которым отменено приведенное в исполнение решение (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2013 г. по делу № А82-5535/2011, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2014 г.

№ 17АП-15510/2013-ГКу по делу № А60-35086/2013, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2010 г. по делу № А57-1217/2010, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2007 г. № 09АП-14435/2007-ГК по делу № А40-23364/07-134-130).

2

Вынесение определения о повороте исполнения.

По мнению судов, именно институт поворота исполнения определяет порядок возврата уплаченного по отмененному решению – следовательно, обязанность вернуть деньги возникает только после соответствующего определения (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 22 ноября 2013 г. № 05АП-13379/2013 по делу № А51-16673/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2010 г. № 09АП-9920/2010-ГК по делу № А40-76756/09-24-549).

3

Вступление в силу решения, принятого при новом рассмотрении спора. Эту версию три года назад сформулировал сам ВАС (Определение ВАС РФ от 7 июня 2011 г. № ВАС-6660/11 по делу № А76-10638/2010-27-391). 

В свежем решении ВАС РФ, которое мы рассмотрели, Суд не прокомментировал этот вопрос – но фактически склонился к первому варианту. Наверно, это и есть самое логичное решение, ведь проценты по ст.

395 ГК РФ начисляются на сумму неосновательного обогащения с того момента, как приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности (п. 2 ст. 1107 ГК РФ).

А это происходит как раз тогда, когда исполненное судебное решение отменяется.

Документы по теме:

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации

Источник: http://www.garant.ru/article/557653/

Обжалование судебных актов

Каким образом исполнить решение апелляционного суда?

ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ И ОПРЕДЕЛЕНИЙ МИРОВЫХ СУДЕЙ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

Апелляционное обжалование Решение мирового судьи может быть обжаловано в апелляционном порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в соответствующий районный суд через мирового судью (п.1 ст.320 ГПК РФ). Объектом права апелляционной жалобы является решение мирового судьи, не вступившее в законную силу.

Жалоба может быть подана на решение, как в целом, так и в части (мотивы решения, резолютивная часть). Апелляционные жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (ст. 321 ГПК РФ).

Жалоба, поданная по истечении этого срока, возвращается судьей лицу, подавшему ее, если при этом от него не поступило просьбы о восстановлении пропущенного срока либо в восстановлении этого срока мировым судьей отказано (подп. 2 п. 1 ст. 324 ГПК РФ). Апелляционная жалоба подается в письменной форме (ст. 322 ГПК РФ).

В ней должны быть указаны: 1) наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление; 2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения; 3) указание на решение суда, которое обжалуется; 4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным; 5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов. В апелляционной жалобе не могут содержаться требования, не заявленные мировому судье (ч. 2 ст. 322 ГПК РФ). Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя, если в деле не имеется такое полномочие. К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате. Апелляционная жалоба и приложенные к ней документы должны представляться с копиями по числу лиц, участвующих в деле. При подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным ст. 322 ГПК РФ, при подаче жалобы, не оплаченной государственной пошлиной, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, представления выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения, и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для исправления недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу. В случае, если лицо, подавшее апелляционные жалобу, представление, выполнит в установленный срок указания, содержащиеся в определении судьи, жалоба, представление считаются поданными в день первоначального поступления их в суд. На определение судьи об оставлении апелляционных жалобы, представления без движения могут быть поданы частная жалоба, представление прокурора. Основаниями возвращения апелляционной жалобы являются следующие обстоятельства: 1) невыполнение в установленный срок указаний мирового судьи, содержащихся в определении суда об оставлении жалобы без движения; 2) истечение срока обжалования, если в жалобе не содержится просьба о восстановлении пропущенного срока или в его восстановлении отказано. 3) по просьбе лица, подавшего жалобу (ст. 324 ГПК РФ) Отказ от апелляционной жалобы, представления допускается до вынесения судом апелляционного определения. Заявление об отказе от апелляционной жалобы, представления подается в письменной форме в суд апелляционной инстанции. О принятии отказа от апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующим апелляционным жалобе, представлению. Прекращение производства по апелляционным жалобе, представлению в связи с отказом от них не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами (ст. 326 ГПК РФ). В соответствии со ст. 325 ГПК РФ после получения жалобы, поданной в срок и с соблюдением требований, предусмотренных в ст. 322 ГПК РФ, мировой судья обязан направить лицам, участвующим в деле, копии жалобы и приложенных к ней документов. Лица, участвующие в деле, вправе представить мировому судье возражения в письменной форме относительно апелляционных жалобы, представления с приложением документов, подтверждающих эти возражения, и их копий, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле, и вправе ознакомиться с материалами дела, с поступившими жалобой, представлением и возражениями относительно них. По истечении срока обжалования суд первой инстанции направляет дело с апелляционными жалобой, представлением и поступившими возражениями относительно них в суд апелляционной инстанции. До истечения срока обжалования дело не может быть направлено в суд апелляционной инстанции (ч. 3 ст. 325 ГПК РФ).

Кассационное обжалование

Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в ч.1 ст.376 ГПК РФ, были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Учитывая положения ст. 377 ГПК РФ, кассационная жалоба или представление прокурора подаются на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения мировых судей в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции. Кассационные жалоба, представление должны содержать: 1) наименование суда, в который они подаются; 2) наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле; 3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; 4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; 5) указание на судебные постановления, которые обжалуются; 6) указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях; 7) просьбу лица, подающего жалобу, представление. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. Кассационная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Кассационные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле. К кассационной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных закономслучаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины (ст.378 ГПК РФ). Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Обжалование определений мировых судей

Определения мировых судей могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции (районный (городской) суд) отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление в случае, если: 1) это предусмотрено настоящим ГПК РФ; 2) определение суда исключает возможность дальнейшего движения дела. Частная жалоба на определения мирового судьи рассматривается районным судом. На остальные определения мирового судьи частные жалобы, представления прокурора не подаются, но возражения относительно них могут быть включены в апелляционные жалобу, представление (ст.331 ГПК РФ). Частная жалоба, представление прокурора могут быть поданы в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения судом первой инстанции (ст. 332 ГПК РФ). Частная жалоба, представление прокурора на определение мирового судьи, за исключением определений о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по делу, об оставлении заявления без рассмотрения, рассматриваются без извещения лиц, участвующих в деле (ст. 333 ГПК РФ). Определение суда апелляционной инстанции, вынесенное по частной жалобе, представлению прокурора, вступает в законную силу со дня его вынесения (ст. 335 ГПК РФ).

ОБЖАЛОВАНИЕ ПРИГОВОРОВ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ

МИРОВЫХ СУДЕЙ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

Апелляционное обжалование

Источник: http://minjust.tatarstan.ru/rus/obgalovanie.html

Побуждение государственных органов к исполнению судебных решений

Каким образом исполнить решение апелляционного суда?

17.03.2016

Случаи, когда органы государственной власти, органы местного самоуправления, их служебные или должностные лица безосновательно нарушают права общества, с каждым днем все учащаются.

На сегодняшний день, существует множество судебных решений, принятых в пользу граждан, и тут возникает вопрос: а как заставить чиновников исполнять эти решения?! Что касается исполнения судебного решения, где ответчиком является орган государственной власти Украины, следует отметить следующее.

Право граждан на судебную защиту является одним из основных прав, гарантированных Конституцией Украины – Законом прямого действия.

В частности, статья 124 Конституции Украины определяет, что судебные решения принимаются судами именем Украины, и являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, объединениями граждан и другими организациями, гражданами и юридическими лицами на всей территории Украины.

Органы государственной власти являются одним из компонентов государства и интересы этих органов должны совпадать с необходимостью надлежащего исполнения правосудия. Любой судебный процесс должен завершаться реализацией принятого решения. В свою очередь, невыполнение судебного решения приводит к ситуации, несовместимой с принципом верховенства права.

Исходя из изложенного, следует один единственный вывод: выполнение судебного решения является прямой обязанностью государственного служащего. Таким образом, неисполнение решения суда, имеющего силу закона, дискредитирует орган государственной власти в глазах общества, а, следовательно, и нарушает охраняемый законом интерес, и должно повлечь за собой ответственность.

Как показывает практика, далеко не все государственные служащие согласны с предписаниями законодательства и игнорируя их, сознательно не выполняют решения суда. Понятно, что нормативно-правовыми актами предусмотрена ответственность за невыполнение решения суда, ни порядок исполнения судебного решения, ни ответственность, предусмотренная за его неисполнение, не эффективны.

В свою очередь, предписаниями части второй статьи 19 Конституции Украины закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Законом, определяющим порядок принятия судебных решений в спорах с органами государственной власти является Кодекс административного судопроизводства Украины (далее – КАС).

Положениями статьи 2 КАС определено, что задачей административного судопроизводства является защита прав, свобод и интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц в сфере публично-правовых отношений от нарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, других субъектов при осуществлении ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий путем справедливого, непредвзятого и своевременного рассмотрения административных дел, роль суда не должна завершаться на этапе принятия решения и выдачи исполнительного документа. Быстрое рассмотрение административного дела и быстрое выполнение решения суда является залогом эффективности правосудия. Административные органы являются составной государства, руководствуются принципом верховенства права, а следовательно интересы этих органов совпадают с необходимостью надлежащего исполнения правосудия. Органы государственной власти вообще и государственный служащий в частности, обязаны неукоснительно выполнять законы, а решение суда имеет силу закона, поэтому подлежит исполнению немедленно и не требует выполнения в принудительном порядке. В соответствии с предписаниями статьи 254 КАС, судебные решения вступают в законную силу после рассмотрения апелляционной инстанцией, либо не обжалования решения первой инстанции. Постановление или определение суда, вступившее в законную силу, является обязательным для лиц, участвующих в деле, для их правопреемников, а также для всех органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных или служебных лиц, других физических лиц и подлежит выполнению на всей территории Украины. Обязательность решений суда признается одним из основных принципов судопроизводства. Статьей 256 КАС приведен перечень случаев немедленного исполнения постановлений суда, то есть такое постановление, или его часть, является обязательным для выполнения независимо от того вступило оно в законную силу или нет. Статьей 257 КАС предусмотрено, что в случае необходимости способ, сроки и порядок исполнения могут быть определены в самом судебном решении. Решение суда может быть выполнено в добровольном или в принудительном порядке. Судебный контроль над выполнением решения суда. Способы судебного контроля над выполнением решения суда закреплены в статье 267 КАС Украины. В частности, определены три специальных способа судебного контроля, а именно: • обязательства субъекта властных полномочий представить отчет о выполнении судебного решения; • наложение штрафа за невыполнение судебного решения; • признание противоправными решений, действий или бездействия, совершенных субъектом властных полномочий – ответчиком во исполнение такового постановления суда или в нарушение прав истца, подтвержденных ним. Этой норме корреспондируют положения абзаца седьмого пункта 4 части первой статьи 163, абзаца пятого пункта 4 части первой статьи 207 КАС, согласно которым в резолютивной части постановления суда первой или апелляционной инстанции отмечается установленный судом срок для подачи субъектом властных полномочий – ответчиком в суде отчета о выполнении постановления, если оно требует совершения определенных действий. Итак, установить судебный контроль за выполнением решения субъектом властных полномочий – ответчиком по делу суд первой или апелляционной инстанции может при принятии постановления по делу. Такой контроль осуществляется судом первой инстанции путем обязательства предоставления отчета о выполнении судебного решения, рассмотрения поданного отчета во исполнение постановления суда первой, апелляционной или кассационной инстанций, а в случае непредставления такого отчета – установлением нового срока для подачи отчета и наложением штрафа. Вместе с тем, обращаем ваше внимание, что в случае обращения истца с заявлением об обязательствах ответчика представить отчет о выполнении судебного решения после принятия постановления по делу, суд постановлением отказывает в удовлетворении такого заявления. В свою очередь, суд рассматривает административные дела не иначе как по исковому заявлению, поданному в соответствии с КАСУ, и не может выходить за пределы исковых требований. Суд может выйти за пределы исковых требований только в случае, если это необходимо для полной защиты прав, свобод и интересов сторон или третьих лиц, о защите которых они просят. Таким образом, еще на стадии подачи административного иска необходимо четко понимать содержание действий, к которым необходимо побуждать государственный орган в результате принятия соответствующего судебного решения. С целью побуждения государственного органа к исполнению судебного решения именно в добровольном порядке, целесообразно направить в его адрес официальное обращение с копией судебного постановления, вступившего в законную силу, или подлежащему немедленному исполнению. В обращении указывается об обязанности исполнения судебного решения. Обращение к государственному органу об обязанности исполнить судебное решение, необходимо направлять в течение всего периода побуждения, в том числе жалобы на неправомерные действия и бездействие в разные инстанции, изменяя при этом его содержание. Рассмотрение обращения будет проводиться государственным органом в течение месяца. Не дожидаясь результатов рассмотрения обращения, целесообразно инициировать начало процедуры принудительного исполнения судебного решения. Принудительное исполнение решений осуществляется органами Государственной исполнительной службы. Исполнение судебного решения по административному делу, вступившим в законную силу, или которое предстоит выполнить немедленно, начинается исполнительной службой на основании исполнительного листа. Исполнительный лист выдается на руки взыскателю. Исполнительный лист должен соответствовать требованиям к исполнительному документу, установленным Законом Украины “Об исполнительном производстве” (далее – Закон). В соответствии со статьей 22 Закона исполнительные документы (кроме удостоверения комиссий по трудовым спорам и постановлений по делам об административных правонарушениях) могут быть предъявлены к исполнению в течение года, со следующего дня после вступления в юридическую силу, если иное не предусмотрено законом. При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного решения (отсутствие средств на счете, отсутствие присужденного имущества в натуральном виде, стихийное бедствие и т.п.), государственный исполнитель может обратиться в административный суд первой инстанции, независимо от того, суд какой инстанции выдал исполнительный лист, с представлением, а лицо, участвующее в деле, и сторона исполнительного производства – с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения, изменении или установлении способа и порядка исполнения судебного решения. Как правило государственные органы злоупотребляют процессуальными правами и инициируют обращение в суд с вопросами о разъяснении способа и порядка исполнения судебных решений чем затягивают сроки исполнения судебных решений. Такие действия, как правило становятся возможными по молчаливому согласию государственного исполнителя. Соответственно уместно проводить жесткий контроль взыскателя за действиями исполнительной службы, осуществляя его, в том числе, путем обжалования его бездействия в административном и судебном порядке. Статьей 89 Закона установлено, что невыполнение постановления государственного исполнителя без уважительной причины влечет наложение государственным исполнителем штрафа на должностных лиц или юридическое лицо. В случае умышленного неисполнения судебного решения государственный исполнитель уполномочен составить акт и обратиться в правоохранительные органы с сообщением о совершении преступления в соответствии со статьей 90 Закона. Отдельно обращаем внимание на тот факт, что за умышленное невыполнение судебного решения, вступившего в законную силу, или препятствование его выполнению предусмотрена уголовная ответственность (статья 382 Уголовного кодекса Украины). Необходимо помнить, что за каждое исковое требование необходимо оплатить судебный сбор, что является сдерживающим фактором для обеих сторон административного спора, в связи с повышенными ставками, отсутствием льгот у органов государственной власти. Учитывая нынешнюю ситуацию с финансированием, шансы на то, что орган государственной власти не будет осуществлять обжалование решения вынесенного не в его пользу, или осуществит обжалование без уплаты судебного сбора, по результатам которого жалобу ему вернут, выглядят достаточно реалистично. Учитывая изложенное, уважаемые коллеги, нормативная база имеет достаточно механизмов для обеспечения выполнения судебных решений государственными органами. А для того, чтобы процесс проходил эффективно и без неожиданностей целесообразно дело поручить профессионалам.

Руководитель судебно-правового департамента

Никитин Олег

Понравилось ? Поделитесь с друзьями. Спасибо!

Источник: https://id-legalgroup.com/blog/pobyjdenie-gosydarstvennih-organov-k-ispolneniu-sydebnih-reshenii

Консультант закона
Добавить комментарий