Каким образом происходит возврат исполнительного листа взыскателю?

Порядок исполнения взысканий по исполнительным листам в учреждении — Audit-it.ru

Каким образом происходит возврат исполнительного листа взыскателю?

Кравченко Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Появление исполнительных документов в учреждении даже у опытного бухгалтера-расчетчика может вызывать волнение и неуверенность, поскольку регламент их обращения строгий и отклонения недопустимы. Еще раз остановиться на всех этапах порядка исполнения взысканий и разобрать наиболее сложные моменты призвана настоящая консультация.

Поступил исполнительный документ

Чаще всего исполнительные документы присылаются ФССП, но в ряде случаев взыскатель может обратиться к работодателю должника и самостоятельно. Законом об исполнительном производстве установлены всего два вида исполнительных документов, которые могут быть направлены на исполнение, минуя службу судебных приставов:

1) о взыскании периодических платежей (исполнительный лист или судебный приказ о взыскании алиментов, нотариально удостоверенное соглашение об уплате алиментов, исполнительный лист о взыскании сумм в возмещение вреда от потери кормильца и т. д.);

2) о взыскании денежных средств, если в нем содержится указание на взыскание с должника единовременно не более 25 000 руб.

Самостоятельное обращение ускорит исполнение тех исполнительных документов, которые предполагают регулярное удержание сумм из заработной платы должника или выданы на сумму, удержание которой эффективнее за счет зарплаты, нежели путем продажи имущества должника.

В этом случае взыскатель передает работодателю подлинник исполнительного документа и письменное заявление, в котором указывает реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя-гражданина, либо наименование, ИНН налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и юридический адрес взыскателя – юридического лица, а также банковские либо почтовые реквизиты, на которые следует перечислять взысканные денежные средства.

Во всех остальных случаях, а также в случае, если взыскатель не располагает сведениями о месте работы или учебы должника, исполнительный документ направляется на исполнение в службу судебных приставов и уже от них передается в учреждение.

Поступивший исполнительный документ необходимо зарегистрировать в журнале (книге) учета исполнительных листов.

Нормативно-правовые акты содержат только косвенное упоминание этого регистра, его форма и содержание определяются учреждением самостоятельно.

Это может быть самая обычная ученическая тетрадь, но пронумерованная и прошнурованная – такое требование предъявляется ко всем журналам регистрации. В графах журнала рекомендуем отражать следующие данные:

  • порядковый номер записи регистрации;
  • вид исполнительного документа;
  • дату поступления и входящий номер;
  • номер исполнительного документа, когда и кем выдан;
  • фамилию, имя, отчество и местожительство взыскателя;
  • фамилию, имя, отчество и местожительство должника;
  • размер удержаний;
  • сумму задолженности;
  • фамилию и подпись бухгалтера о получении исполнительного документа;
  • отметку о завершении взыскания по исполнительному документу;
  • отметки о возврате исполнительного документа – куда и когда отправлен, фамилию и подпись работника о возвращении исполнительного документа.

Бухгалтер-расчетчик подтверждает получение исполнительного листа своей подписью в журнале, и именно на него целесообразно возложить ответственность за хранение исполнительных документов, например, в должностной инструкции. Храниться документы должны в сейфе, как бланки строгой отчетности.

Получение исполнительного документа от судебного пристава необходимо подтвердить обратным уведомлением.

Чаще всего сам исполнительный лист имеет отрывную часть – уведомление; если ее нет, то уведомление составляется в произвольной форме с указанием входящего номера и даты получения документа, контактного телефона. Уведомление подписывается бухгалтером, его подпись заверяется печатью учреждения.

База доходов по исполнительным документам

Отметим, что обращение взыскания на заработную плату производится чаще всего по периодическим платежам, например, алиментам. Их необходимо удерживать с каждой выплаты должнику до полного исполнения документа.

Закон не устанавливает открытых или закрытых перечней видов выплат, на которые обращаются взыскания, в его формулировках это «заработная плата и иные доходы».

Более подробно раскрываются те выплаты, на которые взыскания не обращаются (ст. 101 Закона об исполнительном производстве).

Перечень объемный и закрытый, но далеко не все они могут встретиться в составе выплат у работодателя, поэтому приведем только основные из возможных.

Итак, не обращаются взыскания на доходы:

  • в виде сумм страхового обеспечения по социальному страхованию, кроме пособия по временной нетрудоспособности;
  • в виде компенсационных выплат в рамках трудовых отношений, например, командировочные, подъемные или компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях, если же с сотрудником заключен договор аренды его автомобиля, то суммы арендной платы войдут в состав базы доходов;
  • в виде сумм материальной помощи, выплачиваемой работодателем в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака.

При этом законодатель установил, что с денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью (пп. 1 п. 1 ст.

101), и компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф (пп. 4 п. 1 ст.

101), алиментные обязательства на несовершеннолетних детей должны исполняться.

Следовательно, если работодатель производит своему работнику выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в результате несчастного случая на производстве из своего фонда заработной платы, установленные, скажем, коллективным договором, то с таких выплат алименты на несовершеннолетних детей удерживать обязательно. В то же время, если работник является получателем ежемесячных страховых выплат в рамках социального страхования от несчастных случаев на производстве, эти выплаты в базу доходов не включаются. См., например, Определение Пермского краевого суда от 15.06.2011 № 33-5699.

Размер удержания по исполнительному листу исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов (п. 1 ст. 99 Закона об исполнительном производстве).

Предельные размеры удержаний и несколько исполнительных листов на одного работника

Законом установлены предельные размеры удержаний по разным основаниям (очередям), и если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Также пропорционально количеству рабочих дней (смен, часов и т. д.), приходящихся на период несовершеннолетия ребенка, рассчитывается сумма алиментов в месяце, в котором удержания должны закончиться, например, по достижении 18 лет.

Представим таблицу очередности удовлетворения требований взыскателей.

Очередность Вид удержания Максимальный размер удержания (от суммы, причитающейся работнику на руки, за вычетом НДФЛ)
Первая очередьАлименты на несовершеннолетних детей.Возмещение вреда, причиненного здоровью другого лица.Возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца.Возмещение ущерба, причиненного преступлением70% в совокупности по всем исполнительным документам первой очереди
Первая очередьВозмещение морального вреда50% в совокупности по всем исполнительным документам
Вторая очередьЛюбые другие основания (возмещение материального ущерба, задолженность по договору, задолженность по платежам в бюджет и т. д.)

В вопросе удержания алиментов с сумм выплачиваемых авансов по заработной плате до сих пор можно встретить разночтения, поскольку нормативно-правового акта с точными указаниями не существует.

На основании анализа имеющихся правовых актов можно сделать вывод, что алименты достаточно удерживать один раз в месяц (ст. 109 СК РФ) после расчета сумм НДФЛ, который также исчисляется в конце месяца (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Полагаем, это правило применимо и к другим основаниям удержаний по исполнительным документам.

Пример.

Сотрудник Иванов А. П. с 5 по 9 июня находился в командировке, за это время ему был начислен средний заработок в размере 5 000 руб., компенсация расходов на проезд и проживание в сумме 30 000 руб., суточные за время командировки – 3 500 руб.

За оставшиеся дни июня была начислена заработная плата в размере 30 000 руб., сотруднику предоставляется стандартный вычет на ребенка – 1 400 руб.

В учреждении на Иванова А. П. получено 3 исполнительных документа: алименты на несовершеннолетнего ребенка в размере 1/4 доходов (ИЛ № 1); возмещение вреда, причиненного здоровью, в сумме 17 000 руб. всего (ИЛ № 2); долг по кредиту в размере 50 000 руб. всего (ИЛ № 3).

Необходимо определить сумму удержаний по исполнительным документам.

1. Определим базу удержаний.

В указанном месяце в базу войдут заработная плата и суммы среднего заработка за время нахождения в командировке. Иные компенсационные выплаты в расчет не включаются.

База удержания рассчитывается после удержания НДФЛ и составит 30 632 руб. (30 000 + 5 000 – (30 000 + 5 000 – 1 400) х 13%).

2. Определим предельные размеры удержаний.

Исполнительные листы по алиментам и причинению вреда здоровью относятся к первой очереди, и размер удержаний по ним составляет 70% – 21 442,40 руб. (30 632 руб. х 70%).

Долг по кредиту относится ко второй очереди, и его предельный размер равен 50% – 15 316 руб.

3. Рассчитаем удержания в первый месяц.

Первая очередь: ИЛ № 1 – 7 658 руб. (30 632 руб. х 1/4), № 2 – 17 000 руб. Вместе они составляют 24 658 руб. (7 658 + 17 000), что больше предельного размера удержаний – 21 442,40.

Поскольку средств недостаточно для удовлетворения обоих требований в полном объеме, необходимо произвести удержания пропорционально каждой сумме взыскания.

ИЛ № 1 – 6 659,34 руб. (21 442,40 руб. / 24 658 руб. х 7 658 руб.);

ИЛ № 2 – 14 783,06 руб. (21 442,40 руб. / 24 658 руб. х 17 000 руб.).

Вторая очередь: ИЛ № 3 в этом месяце не исполняется, поскольку сумма уже произведенных удержаний превышает предел по этому документу.

Итого за первый месяц удержано 21 442,40 руб., и за работником осталась задолженность, которая перейдет на следующий месяц в размере:

– 998,66 руб. (7 658 – 6 659,34) – по ИЛ № 1;

– 2 216,94 руб. (17 000 – 14 783,06) – по ИЛ № 2;

– 50 000 руб. – по ИЛ № 3.

4. Рассчитаем удержания во второй месяц. Предположим, что база доходов составила 34 800 руб. после удержания НДФЛ. Тогда предельный размер первой очереди – 24 360 руб. (34 800 руб. х 70%), второй очереди – 17 400 руб. (34 800 руб. х 50%). ИЛ № 1 в этом месяце – 8 700 руб. (34 800 руб. х 1/4).

Первая очередь: ИЛ № 1 – 9 698,66 руб. (8 700 + 998,66), ИЛ № 2 – 2 216,94 руб. Вместе они составляют 11 915,60 руб., что позволит удовлетворить требования первой очереди в полном объеме, при этом ИЛ № 2 полностью погашен.

Вторая очередь будет исполнена в размере 5 484,40 руб. (17 400 – 11 915,60), остальной долг перейдет на следующий месяц.

5. В третьем месяце и последующих месяцах удержания по ИЛ № 3 будут производиться после удержания первой очереди (ИЛ № I) в общем размере удержаний не более 50% базы доходов.

Правильность удержания и перечисления денежных средств по исполнительному документу может быть проверена судебным приставом-исполнителем. При проведении проверки учреждение обязано предоставить бухгалтерские и иные документы (ст. 64 Закона об исполнительном производстве).

Отметим, что все расходы на доставку удержанных платежей взыскателям (почтовые, банковские) производятся за счет должника и ограничения по размеру удержаний из заработной платы не применяются.

Бухгалтерский (бюджетный) учет производимых удержаний осуществляется на счете 0 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда».

Окончание исполнения. Увольнение сотрудника с исполнительными документами

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/stuff/a58/913526.html

������������ � �������������� ������������

Каким образом происходит возврат исполнительного листа взыскателю?

��������� � ��������� ��������������� ���������� �������

��������� ������������ ������� �������� ��������������� ������������

1. ����� �������� ����� ������������ �������������� ���������� � ���������� �������� ��. 12 ������ � 1404. ������ ��� ����������:

����� ���� � � ������� ���� ���;

���� ������������ � ���������� ������������� �������� �� �������� ������, �������������� ����������, �� ������� ����������� �������� ����������� ��� ��������������� �����, � � ������� 3 �������.

������������� ��������, ��� � ����� ������ � 1404, � ������� �� ������ � 606, ����������� ����� ��������� ��� ���������� ����� �������� ������������ ��������������� ��������� � ����������, ��� ��������� ���������� ������� ���������.

2. ��� ������ ��������������� ���������� ������� ������������ ����� ������ ���������� ������ (��. 26 ������ � 1404). ��������������, � ��������� � �������������� ���������� ������� ���������� ������ ��������� ��������� �� ������ ���������� ������ � �������:

�� �������� �������������� ��������� � 2 % �����, ���������� ���������, �� �� ����� 10 ����������� �������� ���������� �����;

�� �������� ���������������� ��������� � � ������� 1 ������������ ������� ���������� ����� � �������� � ����������� ���� � 2 ����������� �������� ���������� ����� � �������� � ������������ ����.

� ���� �������, ���������������� ������������� ������ ���������� ������ �������� ���������� ��� �������� ��������������� ��������� ���������� ��� ��������. ������� � 1404 ����� ��������� ���� ���, ������� ������������� �� ������ ���������� ������.

3. �������� ���� ��� ��������� ������������� �� �������� ��������������� ������������ � 3 ������� ���� �� “���������� �������� ���” �� ��� ����������� ��������������� ��������� � ������������ �� ��. 26 ������ � 1404.

����� ������������� ����� ����������� ��� ��������, ��������� � ���������� ������ �������������, � ����������� ���������� � ������� � ���������, � ��� ����������� ��������� � ������������� � ������������� �������� �� ��������������� �� ���������������� ����� ���������� ��� �������� � ��� �������� ����������� ��������.

4. ���� ������ ��� ������������ ���� ��� ���������������� ���������� ������� � �� 7 ���� � ������� ��������� �������������, �� ����� � 1404 ������ ������� �� ���������������.

���� ������ ��������, ��� �� ������� ���������������� ��������� ����������� � ������������� �� �������� ��������������� ������������ ��������� � ������������� ���������� ��������� ������� � ������� 10 ������� ���� (����� �������, ���������� ����������������� ����������) � ������������ �� ��. 26 ������ � 1404.

5. ��������� ����������� ����� ������� ������������� ���������� ������� � ��������� ������������� �������� (��. 7 ������ � 1404).

� ������������ � ���� �������� �������������� �������� � ��������� ������������� �������� ����� ���� �������������� ��������� ����������� ��������������� �����������, ����������, �����������, ����������� ���� � ���������������, ����������� ����, ������� ����������� �������� �������������� ���������� �����, ������, ��������� � ������ ������.

6.

����������� ����������� �������������� ����������� ��������������� ������������ � �������� ������������������ ������� ��������������� ������������ (����� � �������) �� ������ ������� ���������������� ������� �������������� �����������, ��� ������� ��������� ������ � ���������� ��������������� ������������, ��������� � ����� ������� ������������� ����������� �������������� ����������, ���������� ��������������� ������������, ������������ �������������� �������� (��. 8 ������ � 1404).

������ ������������ ��������� � ����������� ������ � ������� � ���� �������� �� ����� ����������� ���-�����, ��� ����������� � �������������.

7. ������������������ �������� ��������������� ������������ ����� �������������� � ������������ ������� ������� ��������� � ������������ �� ��. 9 ������ � 1404.

������ ������ ��������� � ��� ������������������� ���� ������ � ���������, ������� ������� � ����� ������������� � ������ ��������� ������� ���������� � ������������� ������������� �������������� ��������� � �������������� ���������� ���������� ���������.

�������� � ���������, ���������� � ������ ������ ���������, ����� �������� ��������� � ����������� �� ����������� ���-����� �������.

�������� � �������� �������� � ������ ������ ��������� ������������ � ���������� ������������� �� �������� ��������������� ����������������������� ������������ � ���������� ������������� �� ��������� ��������������� ������������ / �������� ��������������� ��������� ���������� / �������� ��������������� ��������� � ��� ��� � ���� ������������ ������������ ����� ���������� ������������� �� �������������� ���������� � ��������� ������������� ��������.

�������� ���������� � �������� � ������ ������ ��������� ����� ��������� �����������:

� ������������ ������ ���� �� ���������� ��������� � �� �����������, � ������� � ����� ���������� ������ ������������ ���������� ��������� ��������� �������, ��������� �� ���� ��������� � ������ ������ ���������, � ������ ���������� � ��� ���������� � ��������� ������ ������������ �� �������� ��� ��������� �������� ������� �������� � ���������� ��������������� �������� � � ���� ��������� �������� ��������� ����������� �� ���������, ������������ ���������� �������� ��������� �������.� ����������� �� ������� ���������� �������� ��� �� ��� ��������� ������ ����������� ������ ������� ������� � ��������� ������ �� ��������� � ��������� ��������������� ������������� ��������� �����;

� ���� � ������, ������������ ����, ����� ������ ����� ���������, ��� �������, ��� ��� ������� � ������������� ������������� ���������� ���������� �� ���� ������ ���������, ��� �������� ���������� ��� ��������� ������ ����������������.

��������� ������������ ������������� �������������� ��������

1. ���������� ���� ��� ����������� ��� ��������� � �������� ���������� ��������������� ������������ � �� ������� ���������� �������� ��� �� ��� �� ��������� (��. 28 ������ � 1404).

2. �������� �������� �������������, �� ������� ������������������ �������������� ������������.

������ ������� � 606 ���� ������������� ��������������, ��������������� ������������ ��������������� ��������������� ������������, � ��������������, ��� ������� �������� ����� ���������������.

������ 34 ������ � 1404 �������� ������ �������������� �������� �������������, ��� ������� ����������� ���������������� ���������� �������������� ��������.

� ����� �������������� �� �������� ��������������, ������� ����� ���� ���������� ��� ��������� ��� ��������������� (��������, � ������ ���������� �������� �� ������� � ������������ �������� ���������, ���� ������� ���������� ��������� ��� ��� �������, � �. �.).

3. ��������� ����� ���������, ��� ������� �� �������������� ��������� ��������� �� ������������ ����� �������� � ��������� �������, �� ������� ����������� ����� �����, � � 10 �� 20 �������� ����������� ���������� ����� (��. 48 ������ � 1404).

4. �������� ��. 51 ������ � 1404 ��������� ��������� ��� �������������� ���������� �����������, �� ���������� �����������������, ��� ����� � �������� ����������� �������� ���������������.

5. �������� ��������� �������� ��������� ��� ������ ������������ ������ �� ����� ��������� (�������) �������� ��� ��� ����� (�. 4 ��. 59 ������ � 1404).

6.

����� ��������� ������� ���������� ���������, �� ������� �������� ���������, � ��� ����� ������������ ���� �� ��������� � ������� ����������� ������; ��������� ����� ��� �������� � ���������� ��� �������� ������ ��������� (��. 57 ������ � 1404).

7. ���������� 2 ����� ��������� ��� �������� ��������������� ��������� ���������� (��. 37 ������ � 1404):

� ����������� �������� ���������� �� ��������� �������� ����������� � �������, ��������������� ������� � 1403;

� �������� ��������� ������������� �����-��������, ����� ������� ���������������� ���������.

8. �������� �������� ��������� ��� ��������� ��������������� ������������ 2 ������ (��. 39 ������ � 1404):

� ���� ���������� � �������� � ������ ������ �������� �� ����������� ����������� � ������� ���� � � ����� � ���� ����������� � ���������;

� ���� �������, ����������� �� ���������� ����������� ��������� (�� ��������������� ��������� �� ��������� ��������� �� ���������� ���������), ������������ ��� �������������� ���������� ����������-���������������, � ����� ���� ���������, ���������� ��������� �������, �������� ���������������� ��� ����������� �� � ������������ � ������������ ������ ������� “�� �������” �� ��������������� ��������� �� ��������� ��������� �� ���������, ���������� ��������� �������. ������, �� ������ � 606 ��� ���� ���������� ��� �������� ��������������� ��������� ����������, ��� �� ������ ���������� ����� �������� ���������� �������������� �������� � ����������.

9. ��������� �������� ��������� �� �������� �������� �� ������ ������ ���.

��� ������� �������� ����� ��. 1213, ����������������� ����� �������������� ���� ������������ ���������� �������� ��������� �� ������������� �������� �� ������ ��� �������� ��������, ������� ��������� �� ������ ����� ��� � ����������� ������ � ������ ���������� �����������.

��������� ������������ ��������������� � �������������� ������������

����������� �������� ������ ��������������� �� ������������ �������, ���������� �������� ��������� ������������ ��������, � ������� � �������������� �� ������.

� ������, �������� ������ ������:

������������ �������� � ����������� ���� � �� 100 (���� �� 10 �� 20) ����,

������������ ����������� ��� � �� 200 (���� �� 20 �� 40) ����,

������������ �������� � ������������ ���� � �� 300 (���� �� 40 �� 60) ����.

��������� ���� ������� � � ��. 18813 ����� ������������ ���������� ������� ������ �� ������������ �������� ���������� ���������������� �����������, �������� ����������� � �� 50 �� 100 ���� (���� �� 20 �� 70).

������������ ���������� � ���� ������ ������ �� �������������� ������������

Источник: http://bz.ligazakon.ua/magazine_article/BZ009625

Взыскательские работы — PRAVO.UA

Каким образом происходит возврат исполнительного листа взыскателю?

Одна из специфических проблем исполнительного производства — неурегулированность проблем снятия ареста с имущества должника в рамках исполнительного производства, которое уже является оконченным или завершенным.

Для юристов не является секретом, что не всегда за окончанием исполнительного производства следует снятие ареста с имущества должника.

А вопрос дополнительно усложняется, поскольку законодательство различает два понятия относительно производств, по которым не проводится взыскание: окончено исполнительное производство и завершено исполнительное производство.

Завершено, но не окончено

Предлагаю рассмотреть специфический случай, когда в рамках исполнительного производства имущество должника арестовано, однако взыскание такого имущества не состоялось, а исполнительный документ был возвращен взыскателю.

В данном случае исполнительное производство не является автоматически оконченным и фигурирует в Едином реестре исполнительных производств как завершенное, что в соответствии с предписаниями статей 30 и 50 Закона Украины «Об исполнительном производстве» (Закон) не служит основанием для окончания производства и снятия ареста с имущества.

Однако надо разобраться, как соотносятся такие формы завершения исполнительного производства, как возврат исполнительного листа взыскателю и окончание исполнительного производства.

Итак, согласно статье 47 Закона, возврат исполнительного документа взыскателю на основаниях, предусмотренных настоящей статьей, не лишает его права повторно предъявить исполнительный документ к исполнению в течение сроков, установленных статьей 22 настоящего Закона.

В соответствии со статьей 22 вышеуказанного Закона исполнительные документы по судебным решениям могут быть предъявлены к исполнению в течение года.

Таким образом, если исполнительный документ не был предъявлен в течение года с даты возврата взыскателю, по общему правилу производство по такому документу уже не может быть восстановлено.

Но говорит ли это о том, что невозможность возобновить производство в данном случае фактически означает его окончание с соответствующими последствиями? Думаю, на данный вопрос можно ответить утвердительно.

А именно: согласно статье 49 Закона, исполнительное производство подлежит окончанию в случае окончания срока, предусмотренного законом для соответствующего вида взыскания.

По окончании исполнительного производства государственный исполнитель выносит постановление с обязательной мотивировкой оснований для его вынесения, утверждаемое начальником отдела, которому он непосредственно подчинен. Копия постановления в трехдневный срок направляется сторонам, и постановление может быть обжаловано в десятидневный срок в порядке, установленном настоящим Законом.

Причем закон не делает исключений по этому вопросу для исполнительных документов, по которым взыскание происходит в данный момент, и исполнительных документов, которые были возвращены взыскателю. Соответственно и производство по таким исполнительным документам, согласно статье 49 Закона, должно быть окончено.

Получается достаточно интересно — по предписаниям закона завершенное исполнительное производство после того, как прошел срок предъявления исполнительного документа к исполнению, автоматически должно изменить свой статус на новый — статус оконченного исполнительного производства.

Как быть с арестами?

Но мы еще не рассмотрели наиболее важный с практической точки зрения вопрос — снятие ареста с имущества.

Согласно предписаниям статьи 50 вышеуказанного Закона, в случае если в исполнительном производстве государственным исполнителем наложен арест на имущество должника, в постановлении об окончании исполнительного производства государственный исполнитель делает отметку о снятии ареста, наложенного на имущество должника.

В соответствии с пунктом 3.

17 Инструкции по организации принудительного исполнения решений в постановлении об окончании исполнительного производства, возврате исполнительного документа взыскателю или возврате исполнительного документа в суд или другой орган (должностному лицу), который (которое) его выдал(о), государственный исполнитель указывает на основание для этого со ссылкой на соответствующую норму Закона, результаты исполнения, а также последствия завершения соответствующего исполнительного производства (снятие ареста и т.п.).

Таким образом, исполнитель в данном случае должен вынести постановление об окончании исполнительного производства и снять все аресты, наложенные в рамках соответствующего исполнительного производства.

Понятно, что необходимость такой активной позиции часто не находит отклика у государственных исполнителей, которые просто отказывают в ходатайствах взыскателя об окончании производства и снятии арестов. А зря, ведь такими действиями нарушается одно из самых важных прав — право собственности.

Согласно статье 316 Гражданского кодекса (ГК) Украины, право собственности — это право лица на вещь (имущество), которое оно осуществляет в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц.

В соответствии со статьей 319 ГК Украины собственник владеет, пользуется, распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению. Государство не вмешивается в осуществление владельцем права собственности.

Деятельность владельца может быть ограничена или приостановлена, либо владельца могут обязать допустить к пользованию его имуществом других лиц лишь в случаях и в порядке, установленных законом.

То есть вопрос не только в неисполнении предписаний закона, но и в нарушении прав юридических и физических лиц, которые имеют конкретное выражение. Думаю, читатели догадались, что описание ситуации подается на базе реального дела.

По данному делу взыскатель после возврата ему исполнительного листа не обращался в течение года в орган ГИС, а это фактически означало, что производство не может быть возобновлено, и аресты должны быть сняты. Противоположный подход означал бы, что аресты имущества должника действуют бессрочно. Естественно, для субъекта хозяйствования — это не что иное, как смерть его компании.

Разумеется, заинтересованной стороной в этой ситуации был должник. Но относительно соответствующих ходатайств орган ГИС выбрал самую простую тактику — не реагировать вовсе.

В личном общении исполнители заявляли о понимании «некоторых неудобств» ситуации, однако четко говорили о том, что о снятии арестов на основании норм закона не может быть и речи, однако требовали судебное решение, руководствуясь которым можно было бы совершить действия по отмене ареста.

С чем идти в суд?

Таким образом, должник вынужден был подавать документы в суд. Полагаю, для читателей интерес представляет вопрос исковых требований, которые в данном случае являются комплексными и взаимозависимыми.

Прежде всего нужно признать, что действия исполнителя по неснятию арестов незаконны. После этого следует решить вопрос с размещенными в реестре исполнительных производств неотмененными постановлениями о наложении арестов.

Необходимо просить суд о признании незаконными постановлений исполнителя и их отмене.

Прошу обратить внимание, что такое признание должно касаться как основных постановлений, которыми налагался арест, так и производных от них, скажем, постановлений о розыске имущества.

Ну и только после этого нужно ставить вопрос о самом необходимом для взыскателя — обязании соответствующего отдела ГИС снять аресты с имущества.

По нашему делу суд воспринял аргументы взыскателя и удовлетворил все требования жалобы (http://reyestr.court.gov.ua/Review/33007359).

К слову, некоторые юристы в подобных случаях применяют другой правовой механизм и просят суды по аналогии права приравнять завершенное исполнительное производство вследствие возврата исполнительного документа взыскателю к оконченному исполнительному производству с соответствующими последствиями. В частности, такой подход содержится в определении Хозяйственного суда Херсонской области от 24 декабря 2012 года по делу № 5024/1394/2011.

К сожалению, на этом вопрос не исчерпывается, и проблемы могут возникнуть на стадии исполнения определения суда и фактического снятия арестов, однако это несколько иная тема, которую можно и нужно рассмотреть отдельно.

ЕНИЧ Владимир — адвокат, юридическая компания «Дешунин и Партнеры», г. Киев

Источник: https://pravo.ua/articles/vzyskatelskie-raboty/

У взыскателя есть возможность повторного предъявления исполнительного документа после его возврата

Каким образом происходит возврат исполнительного листа взыскателю?

Учитывая нюансы ук­раинского законодательства в сфе­ре исполнительного про­изводства, мож­но утверждать, что ис­полнение решения суда — достаточно сложный и долгий процесс. Поэтому взыскателю в большинстве случаев выгоднее получить определенную сумму средств от должника, нежели продолжать неэффективное принудительное взыскание.

Как правило, у последнего имеется еще не один кредитор, а его активы отягощены арестами или вообще отсутствуют. Это способствует поиску альтернативных путей исполнения решения суда.

Один из них — заключение сделки, в которой должник платит определенный процент от суммы долга, а взыскатель предоставляет гарантии окончания процесса дальнейшего принудительного взыскания.

Без гарантий

Осуществить указанную сделку можно несколькими способами, среди которых — заключение мирового соглашения на стадии исполнительного производства, что возможно на основании части 3 статьи 12 Закона Украины «Об исполнительном производстве» (Закон) и статьи 372 Гражданского процессуального кодекса Украины.

Однако более простым и часто применяемым на практике остается вариант погашения задолженности должником (в объеме, оговоренном сторонами исполнительного производства) на счет взыскателя без заключения мирового соглашения.

При этом на основании договоренностей взыскатель гарантирует возврат исполнительного листа без исполнения, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 47 Закона. В данной статье остановлюсь на втором варианте погашения долга, так как указанная схема используется очень часто, но, тем не менее, имеет много подводных камней.

Во-первых, у должника нет гарантии (кроме устных договоренностей), что взыскатель исполнит свое обязательство и подаст заявление в исполнительную службу о возврате исполнительного документа без исполнения.

Во-вторых, подача такого заявления не лишает возможности взыскателя повторно обратиться в исполнительную службу и предъявить исполнительный документ к исполнению. И если первый риск для должника стоит рассматривать лишь в контексте добросовестности взыскателя, то второй  имеет сугубо юридический характер.

Так, возможность повторного предъявления исполнительного документа к исполнению (в случае его возврата без исполнения по заявлению взыскателя) стала предметом дискуссий среди адвокатов, юристов, государственных исполнителей и юридической общественности.

Действительно, многие юристы банков, факторинговых и прочих финансовых компаний, а также адвокаты должников считают, что в случае возврата исполнительного документа взыскателю (на основании пункта 1 части 1 статьи 47 Закона) его повторное предъявление в исполнительную службу невозможно.

Такая позиция объясняется положениями пункта 7 части 1 статьи 26 Закона, которыми законодатель обязал государственного исполнителя отказывать в открытии исполнительного производства в случае возврата исполнительного документа взыскателю по заявлению последнего.

Именно такие гарантии будет давать взыскатель должнику, предлагая сделку, без утверждения мирового соглашения судом. Однако следует отметить, что данная гарантия от взыскателя не основана на юридической позиции, и кредитор сможет повторно предъявить исполнительный документ к исполнению.

Так, согласно предписаниям пункта 1 части 1 статьи 47 Закона, исполнительный документ, на основании которого открыто исполнительное производство, по которому исполнительное производство не осуществлялось или осуществлялось частично, возвращается взыскателю по его заявлению.

Пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона установлено, что государственный исполнитель отказывает в открытии исполнительного производства в случае, если исполнительный документ возвращен взыскателю по его заявлению.

Однако не стоит забывать о части 5 статьи 47 Закона, в которой указано, что возврат исполнительного документа взыскателю, на основании этой же статьи, не лишает его права повторно предъявить исполнительный документ к исполнению в пределах установленного законом срока.

Очевидна несогласованность положений пунктов 7 части 1 статьи 26 и части 5 статьи 47 Закона.

Проанализировав судебную практику, приходим к выводу о том, что суды трактуют положения пункта 7 части 1 статьи 26 Закона совместно с предписаниями пункта 1 части 1 статьи 49 указанного Закона, которыми установлено, что исполнительное производство подлежит окончанию в случае признания судом отказа взыскателя от принудительного исполнения решения.

Таким образом, возврат исполнительного документа взыскателю по его заявлению не лишает последнего права повторно обратиться в исполнительную службу для предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного законом (определение Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел от 13 ноября 2013 года по делу № 6-32936св13, определение Апелляционного суда г. Киева от 11 декабря 2014 года по делу № 22-ц/796/15065/2014, определение Апелляционного суда Сумской области от 9 марта 2016 года по делу № 587/2820/15-ц, определение Апелляционного суда Львовской области от 19 ноября 2013 года по делу № 442/5411/13).

Исходя из вышеизложенного, отметим, что у взыскателя есть возможность повторного предъявления исполнительного документа после его возврата.

При этом даже в случае отказа государственного исполнителя в повторном открытии исполнительного производства на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Закона его действия можно будет легко обжаловать в суде.

Должникам же в свою очередь следует посоветовать внимательно подходить к вопросу сделки с взыскателем и заключать ее лишь путем утверждения судом мирового соглашения или утверждения судом отказа взыскателя о принудительном исполнении решения.

МАСЕХА Богдан — главный юрисконсульт юридического департамента ПАО «Диамант­банк», г. Киев

http://pravo.ua/article.php?id=100113690

Источник: https://lezolaw.com/publications/podacha-zajavlenija-o-vozvrate-ispolnitelnogo-dokumenta-ne-lishaet-vozmozhnosti-vzyskatelja-povtorno-predjavit-dokument-k-ispolneniju/

В круге вечного исполнения | юрліга

Каким образом происходит возврат исполнительного листа взыскателю?
Проблематику сохранения мер принудительного исполнения в исполнительном производстве даже в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, в том числе и по его заявлению, в своих статьях я уже поднимал уже не раз.

Проблематику сохранения мер принудительного исполнения в исполнительном производстве даже в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, в том числе и по его заявлению, в своих статьях я уже поднимал уже не раз.

Так, статья 47 Закона Украины «Об исполнительном производстве» предусматривает право государственного исполнителя возвратить исполнительный документ взыскателю, что оформляется соответсвующим постановлением. Такое возвращение исполнительного документа может происходить в ряде предусмотренных законом случаев, в частности:

– на основании письменного заявления взыскателя;

– если у должника отсутствует имущество на которое возможно обратить взыскание либо имущество которое он обязан передать взыскателю;

 –  если взыскатель отказался оставить за собой нереализованное имущество должника;

 – взыскатель отказывается авансировать затраты исполнительного производства либо препятствует исполнительным действиям;

-невозможно установить личность либо местонахождение должника (кроме определенных законом исключений);

 -установлен законодательный запрет на обращение взыскания на имущество должника;

При этом, возврат исполнительного документа взыскателю (даже по его заявлению), не охватывается понятием «окончание исполнительного производства» (статья 49 Закона).

Таким образом, на этот случай не распространяются последствия завершения исполнительного производства, предусмотренные статьей 50 Закона Украины «Об исполнительном производствае», в частности, в виде снятия ареста с имущества должника и отмены мер принудительного исполнения.

Также в этом случае в отошении должника будет бессрочно действовать, если таковое применялось судом, ограничение в праве выезда за пределы Украины.

Таким образом, возникает ситуация, при которой исполнительный документ возвращен взыскателю, о чем государственным исполнителем вынесено соответствующее постановление, а исполнительное производство не окончено.

Но и продолжаться в виду отсутствия нахождения на исполнении исполнительного документа либо против воли взыскателя направленной на исполнение решения суда (в случае его отзыва самим же взыскателем), оно тоже не может.

В Законопроекте 2507а «Об исполнительном производстве» принятом ВРУ в первом чтении, этот вопрос также законодательно не разрешен. Кроме того, законопроектом предусмотрено ведение Единого реестра должников. В этот реестр  одновременно с вынесением относительно лица постановления об открытии исполнительного производства, вносятся соответствующие сведения о нем как о должнике.

Исключаются же сведения о должнике из Единого реестра должников одновременно с окончанием исполнительного производства.

Однако в законопроекте 2507а, как впрочем и в действующем законе, предусмотрены определенные последствия окончания исполнительного производства, которые в тоже время не наступают в случае возвращения исполнительного документа взыскателю.

Так, возврат исполнительного документа взыскателю по прежнему не будет влечь за собой последствий в виде снятия ареста с имущества должника а так же исключения должника из Единого реестра должников.

Законопроектом предусмотрено, что в случае, если в банк, либо к нотариусу, либо в орган который осуществляет регистрацию имущества, обращается с целью осуществления какой-либо сделки относительно имущества или денежных средств лицо, сведения о котором имеются в Едином реестре должников, упомянутые органы обязаны в тот же день сообщить об этом исполнителю.

Такие случае вполне возможны – ведь должник может обратиться с к примеру, с заявлением о регистрации права собственности на новосозданное имущество, либо с заявлением о принятии наследства и т.п..

Исполнитель в свою очередь принимает решение об аресте такого имущества.

Однако нельзя исключать возникновения ситуации, при которой исполнительное производство на исполнении у исполнителя уже не находиться в связи с   возвращением исполнительного документа взыскателю вследствие отсутствия у должника имущества, на которое было бы возможно обратить взыскание.

Однако в Едином реестре должников этот должник по -прежнему будет числится.

Как же поступать в таком случае исполнителю, законопроект не поясняет.

Сообщать взыскателю, о том, что у должника выявлено имущество и предлагать ему вновь предъявить исполнительный документ на исполнение? Но что же происходит тогда в случае если взыскатель, к примеру, не предъявил исполнительный документ, либо давно пропустил срок его предъявления к исполнению, и суд отказал ему в возобновлении такого срока? На каком основании и с какой целью тогда необходимо накладывать арест на имущество должника?

На мой взгляд, решение проблемы можно почерпнуть из законодательства об исполнительном производстве Финляндии.

Так, в Финляндии после безрезультатного взыскания взыскатель может оставить свое дело под контролем исполнителя на два года. Такое  исполнительное производство имеет название «пассивное дело». Во время пассивной регистрации взыскание может быть обращено на имущество и доход, которые будут обнаружены.

Таким образом, считаю, что в отечественном законодательстве об исполнительном проиизводстве следует наконец разрешить вопрос правовых последствий возврата исполнительного документа взыскателю.

На мой взгляд возможны два варианта такого разрешения- либо же законодательно приравнять по своим правовым последствиям возврат исполнительного документа к окончанию исполнительного производства, что бесспорно необходимо, к примеру, как минимум для случая возврата исполнительного документа по заявлению самого взыскателя.

В случаях же отсутствия у должника имущества, или в других случаях, когда невозможно окончить исполнительное производство, можно предложить изменения к Закону таким образом, чтобы у взыскателя была альтернатива- либо нахождение исполнительного документа у исполнителя под условным названием «пассивное исполнение» (с оплатой связанных с этим расходов), либо же окончание исполнительного производства.

В дальнейшем, с учетом принятия закона о банкротстве физических лиц, должнику также может быть предоставлен законодательно закрепленный  выбор- либо жить с «шлейфом» неисполненных исполнительных документов, не имея в будущем возможности регистрировать имущество на свое имя из -за риска его ареста, либо же обратиться в суд с заявлением о своем банкротстве и иметь возможность начать дальнейшую финансовую жизнь с «чистого листа».

АндрейАвторгов, к.ю.н., партнер ЮФ «Агентство по вопросам долгов и банкротства»

Подготовлено специально для Платформы ЛІГА:ЗАКОН Связаться с редактором

Источник: https://jurliga.ligazakon.net/experts/27/623_v-kruge-vechnogo-ispolneniya

Консультант закона
Добавить комментарий