Какое предусмотрено налогообложение при международных перевозках?

Транспортное обеспечение вэд. международные перевозки грузов. налогообложение услуг по перевозкам и транспортно–экспедиционных услуг (тэу) в 2019г

Какое предусмотрено налогообложение при международных перевозках?

В  период нестабильной ситуации в России в  настоящее время особенно тщательно надо оценивать предпринимательские риски,. возникающие при заключении контрактов на транспортно-экспедиционное обслуживание и на перевозку, как по территории России , так и при международных перевозках,

Данный  углубленный  курс позволит и начинающим бухгалтерам и уже работающим специалистам, в том числе юристам, генеральным директорам  ,не только  повысить свой профессиональный уровень, ознакомиться с наиболее важными и интересными аспектами гражданского, налогового и валютного законодательства, связанные с транспортно-экспедиционной деятельностью и перевозками , но и оценить возможные риски уже заключенных контрактов и контрактов, которые будут заключены в будущем.

Слушателям будет  предоставлен уникальный раздаточный материал, что позволит в дальнейшей при его использовании избежать многих ошибок.

Особое внимание будет уделено вопросам слушателей

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ: документальное оформление, бухучет и налогообложение в 2018 -2019гг

–Правовое регулирование договора транспортной экспедиции и две взаимоисключающие квалификации договора транспортной экспедиции.

–Преимущества и недостатки “посреднического” и “подрядного” договоров транспортной экспедиции

–Безупречный документооборот  по договору транспортной экспедиции: единые формы и требования к первичным документам  для целей налога на прибыль .

Департамент общего аудита по вопросу оформления экспедиторских документов. Стоит ли прислушаться?

Судебная практика  Позиция ВС РФ ( декабрь 2017г)

Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом при  оказании экспедиционных услуг,

Когда экспедитор не несет ответственность перед заказчиком.

Договор страхования гражданской ответственности экспедитора и договор страхования груза. Отличие. На что обратить  внимание заказчику

Пределы ответственности экспедитора при международных перевозках и внутрироссийских.

Как использовать законодательство для  изменения  размера ответственности экспедитора

Отражение страхования грузов  в торговых соглашениях

Новации 2018 и 2019 гг

———————————

Новые налоговые агенты по НДС с октября 2018 года

Стоит ли с 2018 года отказываться от нулевой ставки НДС  по услугам,  связанным с экспортом?

Отказ от права собственности на предоставляемые ж/д составы и контейнеры для международных перевозок

 Ошибочное применение ставки НДС продавцом – не повод для отказа в вычете у покупателя

Есть ли альтернатива перевыставления   экспедиторами  сводных счетов-фактур, заполнения книг продаж и журналов  с 1 октября 2017 года?

Место реализации транспортно-экспедиционных услуг и ставки НДС  :

Заказчик- резидент РФ, Исполнитель – иностранец

Заказчик – резидент РФ , исполнитель – член ЕАЭС

Заказчик член ЕАЭС , исполнитель – резидент РФ – транзитная перевозка.

Место реализации услуг по предоставлению вагонов ( контейнеров)  и отличие от услуг по аренде.

— при международных перевозках

—  для перевозок между станциями, находящимися на территории иностранного государства.

— резидент РФ предоставляет резиденту РФ ж/д состав для перевозок по территории ЕАЭС

— член ЕАЭС предоставляет резиденту РФ ж/д состав

К каким последствием приводит  отличие международных соглашений ЕАЭС от НК РФ.

Отличие налогообложения услуг по предоставлению  в  аренду  контейнеров( ж/д состава) от услуг по предоставлению контейнеров( ж/д состава)

Особенности налогообложения при оказании  транспортно-экспедиционных услуг при международной перевозке и  документальное подтверждение  нулевой ставки НДС :

–оказание услуг по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки 

–организация международной перевозки образцов товаров, а также деловой корреспонденции

–организация международной перевозки грузов, не предназначенных для реализации

–оказание  услуг экспедитором при организации перевозки товаров, ввозимых на территорию РФ

—  организация международной перевозки товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре   

    временного вывоза

Договор транспортной экспедиции без налоговых рисков

Схемы доставки экспедитором груза Заказчику. Кто и как заполняет транспортные накладные

–экспедитор осуществляют доставку собственным транспортом – наиболее простая и понятная схема.

–экспедитор осуществляют доставку привлеченным транспортом

Экспедитор организует от своего имени доставку товара привлеченным транспортом – посреднические услуги.

Когда резидент РФ  становится налоговым агентом по НДС. Бухгалтерские проводки .  Счета-фактуры, книги покупок и продаж .

Экспедитор-«упрощенец». Особенности налогообложения

 *****************************************************

ПЕРЕВОЗКИ ( в том числе международные) РОССИЙСКИМИ и ИНОСТРАННЫМИ КОМПАНИЯМИ

О документальном подтверждении заключения договора перевозки груза в целях налога на прибыль.

Документальное оформление перевозок: CMP, корнет TIR, таможенная декларация, ТТН, счет, акт об оказании услуг, счет-фактура и др.

Специфические моменты и особенности страхования при международных и внутренних перевозках

Страхование грузов или CMR страхование? Отличия. Что выбрать.

Лимит ответственности при международных перевозках.  Как заказчику использовать лазейки

международного законодательства и покрыть все  убытки , не предусмотренные  CMR страхованием.

Основные ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта

Проблемы документального  подтверждения  ставки НДС 0% в отношении услуг по международной перевозке товаров.

— Влияние базисов поставки по ИНКОТЕРМС 2010 на условия перевозок и  распределения обязанностей Продавца и Покупателя по доставке грузов  

— НДС  в отношении услуг по международной перевозке в случае оказания этих услуг несколькими лицами или с привлечением третьих лиц.  Позиция ВАС РФ, Минфина и ФНС России

Когда НДС, предъявленный перевозчиком экспортируемых товаров по ставке 18%,  можно принять к вычету

Какими документами можно обосновать перевозку грузов ?

— Поставщик самостоятельно осуществляет доставку товара покупателю

— Поставщик заключает договор с перевозчиком,

— Транспортировку осуществляет покупатель

НДС при простое транспортных средств , демередже, диспаче

Особенности налогообложения перевозок всеми видами транспорта ( в том числе  в рамках ЕАЭС)  в  2018-2019гг . 

—  Договор перевозки   заключен с иностранным  перевозчиком,  с перевозчиками из стран ЕАЭС..

 НДС при перевозке российской  транспортной  компанией  товара из Беларусии в Евросоюз

— Перевозка грузов (товаров) с территории одного участника ТС на территорию другого участника ТС через территорию РФ

НДС, если услуги по перевозке оказывает филиал российской организации ,  расположенной в стране ЕАЭС

НДС при перевозке ж/д транспортом  товаров, ввозимых на территорию РФ с территории Республики Беларусь ( Казахстана)

Когда услуги таможенного представителя облагаются НДС по ставке 18% при международных перевозках

О  налогообложении  налогом на прибыль   доходов иностранной организации от  международных перевозок и фрахта  .

Когда российский заказчик становится налоговым агентом по налогу на доходы.

Проблемы использования международных соглашений(конвенций) для льготного налогообложения с 2017 года. Как определить «реального» бенефициара.

Как отразить по бухучету налог на доходы с иностранных лиц.

Есть ли исключения для транспортно-экспедиционных услуг.

Источник: https://moscow-expert.ru/s1502.html

Налогообложение услуг международной перевозки

Какое предусмотрено налогообложение при международных перевозках?

При оплате услуг перевозки товаров из Италии в Россию. Оказываемых итальянским перевозчиком, российская организация не должна удерживать НДС и налог на прибыль.

При оплате иностранной компании услуг по перевозке товаров из Италии в Россию российская организация-покупатель данных услуг не признается налоговым агентом по НДС, так как местом реализации таких услуг Россия не является (п. 1 ст. 161, подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Если итальянская компания самостоятельно оказывает услуги российской организации на основании договора транспортной экспедиции, то для целей налогообложения прибыли деятельность иностранной компании признается международной перевозкой (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ).

А значит, при оплате таких услуг российская организация должна удержать налог на прибыль как налоговый агент. Такой порядок установлен Налоговым кодексом РФ и применяется, если иное не предусмотрено международным законодательством (п. 1 ст. 7 НК РФ).

Согласно статье 8 Конвенции между Правительством России и Правительством Италии от 09.04.1996 прибыль итальянского перевозчика от международных перевозок облагается налогом на прибыль только в Италию.

Следовательно, российская организация при оплате услуг итальянской компании за услуги международной перевозки не должна удерживать с платы налог на прибыль.

Обоснование

1.Из рекомендации

Ольги Цибизовой, начальника отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС

Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).

Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.

Признание организации налоговым агентом

Организация признается налоговым агентом по НДС:

  • если приобретает (в т. ч. на безвозмездной основе) товары (работы, услуги) у иностранных организаций и предпринимателей, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ, письмо Минфина России от 15 июня 2015 г. № 03-07-08/34227). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ).* Приобретая товары (работы, услуг) у иностранных граждан, не зарегистрированных в России или за рубежом в качестве предпринимателей, российская организация налоговым агентом не признается (письма Минфина России от 27 декабря 2012 г. № 03-07-08/350, от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);

2.Из Справочников

Как определить место реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС

Платите НДС с работ и услуг, только если реализовали их в России. Место реализации определяйте по статье 148 Налогового кодекса РФ. Вам в помощь – таблица с подсказками для разных ситуаций.

Работы (услуги), связанные с имуществом (строительство, монтаж, сборка, ремонт, техобслуживание и др.

)
Работы (услуги) в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта
Аренда, фрахтование
Перевозка, транспортировка
Подбор, предоставление персонала
Работы (услуги), связанные с использованием патентов, лицензий, торговых марок, товарных знаков, программ для ЭВМ, сертификацией продукции и т. п.
Прочие работы (услуги)

Вид работ (услуг)Работы (услуги) считаются реализованными в России, если:Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если:
Перевозка, транспортировка
Услуги по перевозке (транспортировке)*Товары перевозит (транспортирует) российская организация, российский предприниматель.Варианты:– пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ);– таможенный транзит по территории РФ от места прибытия в Россию до места убытия из нее (подп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 25 июля 2016 г. № 03-07-08/43358);– транспортировка трубопроводным транспортом природного газа России (подп. 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ).Исключение – перевозка по договору с заказчиком из ЕАЭСРоссийская организация (предприниматель) перевозит товары на территориях иностранных государств. Пункт отправления и пункт назначения – за пределами России (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, письма Минфина России от 15 августа 2014 г. № 03-07-08/40910 и от 24 мая 2006 г. № 03-04-08/108).Исключение – перевозка по договору с заказчиком из ЕАЭС
Товары перевозит (транспортирует) иностранная организация. При этом пункт отправления и пункт назначения находятся на территории России* (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).Исключение – перевозчик и заказчик из стран ЕАЭСТовары перевозит (транспортирует) иностранное лицо, которое не состоит на налоговом учете в России. При этом пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).*Исключение – перевозчик и заказчик из стран ЕАЭС
Товары перевозит (транспортирует) российская организация для заказчика из страны Таможенного союза. Где находятся пункты отправления и назначения, не важно (подп. 5 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе, письма Минфина России от 2 сентября 2015 г. № 03-07-13/1/50600, от 14 июля 2015 г. № 03-07-13/1/40343, от 19 марта 2015 г. № 03-07-13/1/15028) Товары перевозит (транспортирует) иностранная организация из страны – участницы Таможенного союза для заказчика из страны этого союза. Где находятся пункты отправления и назначения, не важно (подп. 5 п. 29 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе)
Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) (за исключением перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру международного таможенного транзита) Работы (услуги) осуществляет российская организация или российский предприниматель. При этом пункт отправления и (или) пункт назначения перевозки находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой, осуществляет не состоящее на налоговом учете в России иностранное лицо. При этом пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ)
Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой, осуществляет не состоящее на налоговом учете в России иностранное лицо. При этом пункт отправления и пункт назначения находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) Российская организация (предприниматель) осуществляет работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров из иностранного государства в другое иностранное государство (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ)
Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров по территории России (от пункта прибытия до пункта убытия), помещенных под таможенную процедуру международного таможенного транзита Работы (услуги) выполняет организация или предприниматель, осуществляющие деятельность в России. То есть российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России*** (подп. 4.2 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ) Работы (услуги) выполняет иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 4.2 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ)
Услуги по организации международной перевозки, оказываемые по договору транспортной экспедиции Услуги оказывает организация, осуществляющая деятельность в России. То есть российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России*** (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 1 февраля 2013 г. № 03-07-08/2075) Услуги оказывает иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 1 февраля 2013 г. № 03-07-08/2075)

2.Из рекомендации

ОлегаХорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

АндреяКизимова, действительного государственного советника РФ 3-го класса, кандидата экономических наук

Кто должен выполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль

Ситуация: нужно ли исполнять обязанности налогового агента по налогу на прибыль. Российская организация приобретает у иностранной компании, не имеющей в России постоянного представительства, услуги, связанные с перевозкой грузов в международном сообщении

Да, нужно, если иностранная компания самостоятельно оказывает услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции. При этом необходимо учитывать положения действующих соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение предусмотренных договором услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ).

Договор транспортной экспедиции может предусматривать два вида обязательств экспедитора:

  • экспедитор обязуется оказать услуги, предусмотренные договором, только своими силами;
  • экспедитор обязуется обеспечить организацию процесса перевозки груза (в т. ч. с привлечением для исполнения договора сторонних организаций).

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ российская организация должна удержать налог на прибыль из доходов, полученных иностранной компанией от международных перевозок.

При этом в целях налогообложения под международными перевозками подразумевается любая транспортировка грузов морским, речным, воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом, кроме перевозок исключительно между пунктами, которые находятся за пределами России.

Если иностранная компания самостоятельно оказывает услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции, ее деятельность признается осуществлением международных перевозок.

При таких условиях договора из дохода, выплаченного иностранной компании, российская организация должна удержать налог на прибыль. При этом необходимо учитывать положения действующих соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.

Аналогичная точка зрения отражена в письмах Минфина России от 6 мая 2009 г. № 03-03-06/1/302, УФНС России по г. Москве от 27 июня 2008 г. № 20-12/060998.*

Если экспедитор не участвует в процессе перевозки грузов, то фактически он выполняет лишь посреднические функции между грузоотправителем и грузополучателем. В этом случае оказанные им экспедиторские услуги не признаются осуществлением международных перевозок.

Следовательно, у российской организации не возникает обязанности по удержанию налога на прибыль из средств, выплачиваемых иностранной компании по договору транспортной экспедиции. Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 14 февраля 2014 г.

№ 03-08-13/6151 (доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 12 марта 2014 г. № ГД-4-3/4400).

3.Из Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от налогообложения от 9 апреля 1996 г.

Статья 8. Прибыль от международных перевозок3

1. Прибыль от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках облагается налогом только в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, получающее такую прибыль.

2. Положения пункта 1 применяются также к прибыли от участия в пуле, совместной предпринимательской деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств.*

Ответ утвержден Натальей Колосовой,
руководителем направления ВИП-поддержки

Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/193330-qqqm12y16-nalogooblojenie-uslug-mejdunarodnoy-perevozki

Международные перевозки и НДС. Налоги и бухгалтерский учет, № 38, Май, 20

Какое предусмотрено налогообложение при международных перевозках?

Поскольку международная перевозка охватывает как (1) услуги перевозки, так и (2) услуги, связанные с международной перевозкой (транспортно-вспомогательные услуги и транспортно-экспедиторские услуги), рассмотрим НДС-учет каждых из них.

Начнем с услуг по перевозке.

Международные перевозки

Международной перевозкой считают перевозку пассажиров и грузов с пересечением государственной границы ( ст. 1 Закона об автотранспорте).

Ее должен подтверждать единый международный перевозочный документ (о котором подробнее скажем дальше). При этом также важен статус перевозчика, т. е.

кто осуществляет перевозку: резидент или нерезидент.

Если перевозчик — резидент.

В таком случае имейте в виду, что услуги по международной перевозке грузов, пассажиров и багажа железнодорожным, автомобильным, морским, речным и авиационным транспортом — это самостоятельный (отдельный) объект налогообложения ( п.п. «е» п. 185.1 НКУ). Причем заметьте: без привязки (!) к месту поставки. Такие перевозки награждены «своей» ставкой НДС:

международные перевозки грузов, пассажиров и багажа облагают НДС по ставке 0 % ( п.п. 195.1.3 НКУ)

Учтите! Нулевую ставку НДС применяют ко всему (!) пути международной перевозки (ко всей протяженности маршрута, а не, скажем, к участку — по украинской территории).

Поэтому делить международную перевозку на «заграничную» и «украинскую» части для НДС не нужно.

Тем более, что оформление международной перевозки разными документами — в зависимости от отрезка («украинского»/«заграничного») — законодательством не предусмотрено ( вопрос 6 разд. II ОНК № 610; подкатегория 101.28 БЗ).

Таким образом, ставку 0 % применяют ко всему международному маршруту: пролегающему как по территории Украины, так и за ее пределами.

Главное, чтобы международную перевозку подтверждал единый международный перевозочный документ (согласно п.п. 195.1.3 НКУ — непременное условие применения нулевой ставки).

Им может быть ( ст. 9 Закона № 1955, разд. II ОНК № 610, подкатегория 101.09 БЗ):

— международная автомобильная накладная (CMR);

— железнодорожная накладная СМГС (накладная УМВС) и накладная ЦІМ (CIM);

— авиационная грузовая накладная (Air Waybill);

— коносамент (Bill of Lading);

— грузовая ведомость (Cargo Manifest) и

— другие документы, определенные законами Украины.

Тогда по первому событию ( п. 187.

1 НКУ) с услуг по международной перевозке перевозчик-резидент (плательщик НДС) выпишет налоговую накладную (НН) с НДС по ставке 0 % (код «нулевой» ставки НДС в гр. 8 НН — «902»; подробнее о заполнении НН см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 20). При этом международные перевозки отражают в стр. 3 декларации по НДС и в приложении Д5 не отражают.

Если перевозчик — нерезидент. Тут ситуация иная. Если «везет» нерезидент, то «нулевые» правила обложения международной перевозкине работают и ставку 0 % НДС не применяют.

Как разъяснили налоговики в ОНК № 610 (вопрос 10 разд. II), если перевозчик — нерезидент, то налоговые обязательства по НДС со стоимости услуг по перевозке не возникают.

Поэтому международную перевозку от перевозчика-нерезидента «нулевым» НДС не облагают.

Международная перевозка от нерезидента «выпадает» из-под налогообложения и не является объектом НДС

По этой причине не применяют и правила «нерезидентской» ст. 208 НКУ. А потому, скажем, начислять «нулевой» НДС с нерезидентской международной перевозки и выписывать «нулевую» ННзаказчику-резиденту в этом случае не нужно. Международные перевозки нерезидента — это не объект.

Поэтому международная перевозка от нерезидента проходит у заказчика-резидента «мимо» НДС-учета и в декларации по НДС не отражается (ведь в декларации фиксируют только покупки на таможенной территории Украины, см. название стр. 10 и 11.4). Кстати, на то, что услуги, полученные от нерезидента с местом поставки «за пределами» таможенной территории Украины, не отражают в декларации, указывают и налоговики (см. подкатегорию 101.20 БЗ).

В целом же, для себя заметьте следующее сходство международных перевозок с перевозками внутренними: и внутренние рейсы, и международные маршруты облагают НДС (соответственно, первые — по ставке 20 %, вторые — по ставке 0 %), если перевозчик — резидент. И наоборот: если перевозчик — нерезидент, ни внутренние, ни международные перевозки НДС не облагают (они — не объект налогообложения).

И для полноты картины еще пару «международных» тонкостей — «авиационных» и «морских»:

(1) в «авиационном» случае нулевая ставка НДС (0 %) «приготовлена» также для:

услуг по обслуживанию воздушных судов, выполняющих международные рейсы (перечень таких услуг приведен в п.п. «в» п.п. 195.1.3 НКУ);

заправки и обеспечения воздушных судов, выполняющих международные рейсы для навигационной деятельности или перевозки пассажиров или грузов за плату ( п.п. «б» п.п. 195.1.2 НКУ; письмо ГНСУ от 24.12.2012 г. № 3546/0/141-12/К/17-1215);

(2) в «морском» случае освобождаютсяот НДС— льготируются операции по поставке услуг, которые предоставляются иностранным и отечественным судам, осуществляющим международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, и оплачиваются ими в соответствии с законодательством Украины портовыми сборами ( п. 197.9 НКУ). Основное условие для применения НДС-льготы — наличие в порту документов, подтверждающих осуществление судном международных перевозок (письмо ГНСУ от 11.01.2013 г. № 247/5/15-3416

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2016/may/issue-38/article-17749.html

EY Tax Messenger

Какое предусмотрено налогообложение при международных перевозках?

View this page in English 

Загрузить в формате PDF

Налогообложение международных перевозок у источника вызывает всё больше вопросов
Авторы:  Виктор Калгин, Святослав Вайцеховский
27 февраля 2018 г

В последнее время у наших клиентов всё чаще возникают вопросы по поводу налога у источника в отношении услуг, которые оказывают иностранные организации в связи с перевозками грузов. Компании, занимающиеся импортом и экспортом, и логистические компании, оплачивая услуги иностранных перевозчиков, сталкиваются, например, со следующими проблемами:

  • Как убедиться, что иностранная компания имеет право на льготы по налоговому соглашению и нужно ли запрашивать у неё подтверждение, что она является фактическим получателем дохода?
  • Облагаются ли налогом у источника транспортно-экспедиторские услуги и нужно ли по ним собирать документы, подтверждающие льготы по налоговым соглашениям?
  • Как облагаются доходы от аренды имущества, используемого в международных перевозках?

Недавние разъяснения Минфина, а также формирующаяся арбитражная практика, будут интересны всем компаниям, которые оплачивают услуги иностранных перевозчиков.

Напомним, что если иностранная компания получает из России доход от международных перевозок, то этот доход облагается налогом у источника.1 Налог нужно удерживать по ставке 10%2, если более благоприятные правила не предусмотрены налоговым соглашением.

Льготы по налоговым соглашениям

Если перевозчиком выступает иностранная компания из страны, с которой Россия заключила налоговое соглашение, уплаты от налога у источника, как правило, можно избежать. Это связано с тем, что налоговые соглашения обычно предполагают, что доход от международных перевозок должен облагаться налогом только в той стране, резидентом которой является оказывающая услуги по перевозке компания.3

Таким образом, в силу предусмотренного налоговым соглашением освобождения налог у источника по международным перевозкам можно не уплачивать.

Для этого необходимо корректно и вовремя подтвердить налоговое резидентство иностранной компании – перевозчика.

Подтверждение постоянного местонахождения иностранной компании в иностранном государстве (известное как «сертификат налогового резидентства») необходимо предоставить до даты выплаты дохода.4

Кроме того, с 1 января 2015 года в налоговом законодательстве появились правила «фактического права на доход».5 Они предполагают, что если иностранная компания не является последним звеном в «цепочке» выплат и перечисляет доход иному лицу, обладает ограниченными функциями, активами и т.п.

, то такая компания не может претендовать на льготы по налоговым соглашениям. При этом с 1 января 2017 года иностранные компании, получающие доход от источников в России, обязаны предоставить российскому налоговому агенту подтверждение, что они являются фактическими получателями дохода.

Как и сертификат резидентства, подтверждение должно быть предоставлено иностранной компанией до даты выплаты дохода.6

Возникает вопрос: нужно ли подтверждать фактическое право на доход иностранных компаний, которые получают из России доходы от международных перевозок? С одной стороны, специальных исключений Налоговый кодекс РФ не содержит.

С другой, термин «фактическое право на доход» (или аналогичный ему – «бенефициарный собственник», «фактический получатель», «фактический собственник» дохода и т.п.

) в налоговых соглашениях, как правило, встречается только в статьях, относящихся к дивидендам, процентам и роялти, но не к международным перевозкам.

По мнению Минфина РФ, требование о подтверждении фактического права на доход распространяется в том числе и на международные перевозки.7

При этом стоит отметить, что на практике с подтверждением льгот по налоговым соглашениям возникают различные сложности, в частности:

  • Стандартная форма подтверждения отсутствует, а разъяснения Минфина РФ и налоговых органов не приводят исчерпывающий перечень информации и документов, которыми можно подтвердить фактическое право на доход;
  • Во взаимоотношениях с международными перевозчиками, да и с любыми независимыми контрагентами, получить детальную информацию (например, финансовую отчётность, данные о распоряжении доходом, численности персонала и т.п.) бывает крайне сложно в силу конфиденциального характера этих сведений. Поэтому подробное подтверждение трудно подготовить трудно, как и оценить сам риск оспаривания фактического права на доход;
  • Нередко суммы, выплачиваемые перевозчикам, являются небольшими (например, несколько сотен евро). В таких ситуациях бывает экономически нецелесообразно готовить специальное подтверждение, и даже сертификат резидентства контрагента удаётся получить не всегда.

С учётом этого зачастую на практике бывает важно определить, идет ли в конкретной ситуации речь о международной перевозке или же о каких-то иных услугах, которые по общему правилу не облагаются налогом у источника.8

Транспортно-экспедиторские услуги

Минфин РФ последовательно придерживается позиции, что транспортно-экспедиторские услуги (далее – «ТЭУ») не должны облагаться у источника в России, поскольку они не являются услугами по международным перевозкам и, как и все прочие услуги, не облагаются у источника.9 Это серьёзно упрощает ситуацию, поскольку отсутствие налога у источника означает, что не нужно подтверждать льготы по налоговому соглашению, т.е. получать сертификат резидентства и подтверждение фактического права на доход у иностранной компании – экспедитора.

Стоит отметить, что в недавнем разъяснении10 Минфин высказался менее категорично и указал, что важно учитывать объем и характер ТЭУ, и в случае, если ТЭУ можно классифицировать как международные перевозки, то следует руководствоваться соответствующими правилами НК РФ и налогового соглашения.

Природа договора с иностранным перевозчиком (международные перевозки или ТЭУ) для целей налога у источника исследовалась и в арбитражной практике.

Например, в рамках дела АО «АР Картон»11, суд пришел к выводу, что общество заключило экспедиторские договоры с иностранными компаниями и, следовательно, доходы этих иностранных компаний при отсутствии у них российских постоянных представительств не подлежат налогообложению у источника.

Аренда оборудования и транспорта для международных перевозок

Вопрос налогообложения у источника возникает и в ситуациях, когда иностранная компания не занимается перевозкой самостоятельно, а предоставляет для этого в аренду транспортные средства или оборудование (например, контейнеры). В таком случае возникает вопрос о применимой ставке налога у источника: специальная ставка 10% (подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ) или общая ставка 20% (подп. 1 п. 2 ст.

284 НК РФ). Минфин в ряде разъяснений12 высказал точку зрения, что ставка зависит от характера перевозки. Если речь идёт об аренде для использования в международных перевозках, когда один из пунктов назначения находится в России, а другой за её пределами, то применяется ставка 10%. Если же оба пункта находятся на территории России, то налогообложение у источника происходит по ставке 20%.

К выплатам по аренде оборудования также могут применяться льготы, предусмотренные налоговыми соглашениями.

В зависимости от ситуации, для целей соглашения такие доходы могут попадать под разные категории (например, «Прибыль от предпринимательской деятельности» или «Роялти») и не подлежать налогообложению у источника, либо облагаться по пониженным ставкам.

В любом случае, для применения льгот потребуется сертификат резидентства и подтверждение того, что иностранная компания является фактическим получателем дохода.

Рекомендации

Мы разобрали далеко не все спорные ситуации и проблемы, которые возникают в отношении уплаты налога у источника в связи с международными перевозками. На практике возникает множество других вопросов, например:

  • Как будет облагаться доход, если у иностранной компании есть (или существует риск признания) постоянного представительства в России?
  • Как применять льготы по налоговому соглашению в ситуациях, когда перевозка осуществляется видом транспорта, не указанном в статье 8 «Доходы от международных перевозок» (или аналогичной ей статье) соответствующего соглашения?
  • Можно ли применять «неналоговые» международные соглашения, касающиеся сотрудничества в транспортной сфере?13
  • Как облагаются иные выплаты, связанные с международными перевозками (например, демередж и диспач)?
  • Признаются ли услуги международными перевозками, если перевозка осуществляется между пунктами за пределами России, однако в России происходит дозаправка или подготовка судна?

Чтобы разобраться в сложных ситуациях, спланировать налоговую нагрузку в связи с международными перевозками и защитить пониженные ставки по налоговым соглашениям, мы помогаем нашим клиентам:

  • Проанализировать существующие и планируемые договоры с иностранными перевозчиками, чтобы определить их природу (в первую очередь, являются ли эти договоры ТЭУ или международными перевозками);
  • В отношении прошлых выплат, облагаемых у источника, проверить наличие сертификатов резидентства и, если выплата происходила после 1 января 2017 года, подтверждений фактического права на доход;
  • Внести коррективы в заключаемые договоры, чтобы избежать неопределённости в трактовке и, по возможности, классифицировать услуги как ТЭУ;
  • Обосновать для контрагента необходимость запроса сертификата резидентства, подтверждения фактического права на доход и обосновывающих документов в ситуациях, когда услуга облагается у источника (международная перевозка, аренда транспорта и т.п.);
  • Проанализировать риски, которые возникают в связи с возможностью признания наличия у иностранной транспортной компании постоянного представительства в России;
  • Проверить, корректно ли составлялась отчётность о выплаченных иностранным организациям доходах и удержанных налогов, а также подготовиться к очередной подаче этой отчётности вместе с налоговой декларацией по прибыли за 2017 год.14

1 Подп. 8 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса РФ («НК РФ»). При этом к международным перевозкам относятся любые перевозки за исключением тех, которые осуществляются между пунктами, находящимися за пределами России.

3 Ст. 8 Модельной Конвенции ОЭСР.

5 Пп. 2-4 ст. 7 и пп. 1-1.4 ст. 312 НК РФ.

6 П. 1 ст. 312 НК РФ в редакции закона № 32-ФЗ от 15 февраля 2016 г.

7 В контексте международных перевозок подтверждение фактического права на доход, в частности, упоминается в письмах Минфина РФ от 4 июля 2016 г. № 03-08-05/38921 и от 21 декабря 2016 г. № СД-4-3/24561.

9 См., например, письма Минфина РФ от 20 февраля 2014 г. № 03-08-05/7196, от 7 апреля 2014 г. № 03-08-05/15428, от 13 октября 2014 г. № 03-08-05/51478, от 23 декабря 2014 г. № 03-08-05/66584, от 8 августа 2016 г. № 03-08-05/46308 и от 27 февраля 2017 года N 03-08-05/10881.

10 Письмо Минфина РФ от 11 августа 2017 г. № 03-08-05/51807.

11 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 мая 2016 года № Ф08-1995/2016 по делу № А32-7642/2015.

12 Письма Минфина России от 4 октября 2017 года № 03-08-05/64556 и № 03-08-05/64673.

13 Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21 сентября 1992 г.

14 Форма предусмотрена п. 4 ст. 310 НК РФ и утверждена Приказом ФНС России от 2 марта 2016 № ММВ-7-3/115.

Задайте вопрос

Ирина Быховская Партнер, руководитель практики налоговых и юридических услуг в СНГ

Тел.: + 7(495) 755 9886

Отправить сообщение

Более подробную информацию вы можете получить у партнеров компании EY.

Информационный бюллетень

Читайте самые свежие новости
.com/groups/EYTaxRussia.

Источник: https://www.ey.com/ru/ru/services/tax/ey-tax-messenger-27-february-2018

Консультант закона
Добавить комментарий