Какой КБМ должен учесть агент в страховом полисе ОСАГО?

Онлайн калькулятор страховых продуктов

Какой КБМ должен учесть агент в страховом полисе ОСАГО?

Компания moneymatika (www.moneymatika.ru) провела исследование рынка ОСАГО. Эксперты оценили, как на стоимость полиса повлияют нововведения в законодательстве и практике действий страховых компаний.

Основные выводы исследования:

  • Введение единой базы страховых историй вызывает на первый взгляд незаметное, но от этого не менее существенное подорожание стоимости полиса для большинства автовладельцев
  • «Агенты на газелях» больше не смогут продавать полисы со скидкой 40% на основании неподтвержденных сведений о безаварийном 8-летнем стаже (как и присваивать эту скидку себе)
  • Если агент, продающий полис ОСАГО, не имеет технической возможности для проверки коэффициента бонус-малус, то он может записать значение КБМ со слов клиента, но в случае обмана страховая компания потребует у клиента и агента доплаты разницы стоимости, а в случае убытка – возмещения его пропорциональной части
  • Если водитель не является собственником ТС и его КБМ>1.0, то страховку ОСАГО на следующий год рекомендуется сделать с неограниченным количеством водителей – при этом водитель с высоким КБМ будет считаться не вписанным полис, и его история обнулится через 12 месяцев
  • Повышение лимитов выплат по ОСАГО приведет к росту цен от 25% до 55%

Цены не менялись, но ОСАГО подорожало

В январе 2013 года произошло важное изменение в системе ОСАГО, которое осталось практически незамеченным, но при этом способное до 5 раз увеличить стоимость ОСАГО для неаккуратных автовладельцев.

В прессе появилось много сообщений о внедрении единой базы страховых историй автовладельцев (ОСАГО АИС), однако мало кто посчитал, как это ударит по карманам клиентов.

Мы все еще ожидаем изменений в лимитах страховых выплат по ОСАГО, которое, скорее всего, повлечет за собой и повышение тарифов ОСАГО (по разным оценкам – на 25-55%), но фактическое подорожание ОСАГО для большого количества клиентов произошло уже в январе 2013 года.

АИС ОСАГО РСА или единая база страховых историй и злосчастный КБМ

С момента введения ОСАГО в России прошло уже почти 10 лет, и наконец-то страховщики смогли договориться о введении единой базы страховых историй, откуда и берется КБМ (коэффициент бонус-малус). Все это время, начиная с 2003 года, предполагался расчет тарифа ОСАГО с учетом КБМ, причем этот коэффициент мог варьироваться в пределах от 0.5 до 2.

55, что означает пятикратную разницу между самой дешевой и самой дорогой страховкой на одну и ту же машину/водителя. Для всех, кто страхуется впервые, коэффициент равен единице (1.0), а на последующие годы должен вычисляться на базе убыточности данного клиента.

Как правило, скидка за безаварийную езду составляет 5% за каждый год, а надбавка за один убыток в год – в среднем 30%, за два убытка в год – в среднем 80%.

Но на практике страховой историей не пользовались, если только она не давала скидку, а при первом же убытке автовладельцы меняли страховую компанию и начинали с единицы.

И вот с 1 января 2013 года страховые компании под руководством РСА договорились о введении АИС ОСАГО, куда все страховые компании в обязательном порядке введут страховые истории всех своих клиентов за последние 2 года, а также все новые проданные полисы ОСАГО и произведенные выплаты по страховым случаям ОСАГО в течение 15 рабочих дней.

Таблица 1: КБМ ОСАГО

moneymatika получила соответствующие указания от всех своих партнеров – страховых компаний – в начале января 2013, и такая слаженная работа страховщиков подчеркивает серьезность намерений по ведению АИС ОСАГО РСА. Мы также на практике убедились, что данные условия выполняются страховыми компаниями и на все проданные нами полисы ОСАГО уже имеется страховая история в единой базе АИС ОСАГО.

В таблице приведены значения КБМ после N-го количества убытков за текущий год и стоимость текущей страховки ОСАГО на примере ТС свыше 150 л.с. и опытного водителя с возрастом свыше 22 лет и стажем свыше 3 лет для г. Москвы.

На сегодняшний день минимальная стоимость ОСАГО для данного случая может составить 3.485 рублей (КБМ=0.55), так как прошло 9 полных лет с момента внедрения ОСАГО, а максимальная стоимость ОСАГО составляет 15.523 рублей и для достижения этой цены достаточно совершить два страховых случая в течение одного года.

Невидимое повышение цен – особенно «повезло» агентам на газелях

Для начала приведем несколько примеров избегания высоких КБМ со стороны клиентов и страховых агентов до 01.01.2013 года.

Если у клиента были убытки за прошлый год и ему полагался КБМ выше единицы, то он мог спокойно поменять страховую компанию и начать свою страховую историю с чистого листа, так как раньше КБМ вычислялся по заявлению автовладельца, если он новый клиент в данной страховой компании. Более того, он мог заявить, что он уже 8 лет за рулем без каких-либо убытков, и требовать КБМ=0.60. При этом не все страховые компании требовали доказательств безубыточности, и спокойно выписывали полис со скидкой 40%.

Особенно усердствовали на этом поприще страховые агенты на газелях, перед пунктами ТО и выдачи государственных номеров.

Более порядочные из них могли отдать всю скидку клиенту (ведь страховую историю никто не проверяет), а менее порядочные продавали полис ОСАГО клиенту по полной стоимости с КБМ=1, присваивая себе всю скидку за безубыточность в размере 40-45% от стоимости полиса (для нашего примера она составит почти 3.000 рублей). Поэтому ели автовладелец в пункте 7.

«Страховая сумма» своего полиса видит пустую строку без цифр, то он оказался очень выгодным клиентом для своего страхового агента, который заработал 50% уплаченных за полис денег, тогда как стандартная комиссия агента за проданный полис ОСАГО составляет 10%.

Теперь же со всеми подобными приемами покончено. При продаже нового полиса ОСАГО агент обязан проверять страховую историю клиента по базе АИС ОСАГО, и вынужден применять корректный КБМ. Moneymatika уверена, что это приведет к росту цен на более чем 40% для полисов, выписанных страховыми агентами!

За обман системы – 35.000 рублей из кармана клиента и +50% на все будущие полисы

Также в новой редакции закона об ОСАГО есть очень важный пункт. Если агент, продающий полис ОСАГО, не имеет технической возможности (компьютера и интернета) для проверки страховой истории, то он может записать значение КБМ со слов клиента, но при этом КБМ не может быть ниже единицы.

Однако стоит учесть, что если при проверке страховой компанией окажется, что КБМ клиента выше 1.

0, то в лучшем случае страховая компания потребует у клиента и у агента доплаты разницы в стоимости, а случись за этот промежуток времени убыток – клиент должен будет возместить пропорциональную часть убытка.

Допустим, клиент недоплатил 35% стоимости полиса и «привез» убыток в размере 100.000 рублей после ДТП. В таком случае страховая компания потребует у клиента возмещение в размере 35.

000 рублей – и при этом будет абсолютно права по закону! Кроме того, она в обязательном порядке присвоит клиенту с занесением в АИС ОСАГО коэффициент грубых нарушений (Кн), равный 1.50, и следующий полис ОСАГО клиента будет дороже еще на 50%.

Поэтому moneymatika настоятельно рекомендует не пытаться обмануть систему и покупать полис ОСАГО только в точках продаж с возможностью проверки страховой истории по единой базе страховщиков.

Мы поинтересовались у своих партнеров – страховых компаний, часто ли они применяли коэффициент грубых нарушений в прошлом? Они не смогли припомнить такие случаи, но мы уверены, что в появлением АИС ОСАГО они начнут его применять и записывать в единой базе.

Как правильно рассчитать ОСАГО и избежать проблем

Опыт показывает, что немногие клиенты разбираются в деталях КБМ и в этом вопросе полностью полагаются на совесть агента или компании, продающих полис. Мы рекомендуем требовать у агента проверку истории через систему АИС ОСАГО и принять тот КБМ и цену полиса, которую выдаст система.

Если же клиент хочет заранее прицениться к полису ОСАГО, то moneymatika создала калькулятор, способный учитывать историю клиента – для этого достаточно зайти на сайт по адресу http://www.moneymatika.ru/strahovanie/osago/kalkulyator.

html и ответить на 2 вопроса в разделе «Дополнительные параметры» калькулятора ОСАГО. Калькулятор вычислит новую стоимость полиса ОСАГО.

При продаже новых полисов ОСАГО moneymatika обязательно проверит страховую историю по АИС ОСАГО и предварительно сообщит клиенту о стоимости нового полиса ОСАГО.

Практические советы при нежелательном КБМ

Что может сделать автовладелец, если его КБМ=1.55 или 2.45?

По закону об ОСАГО, страховая история (КБМ) ведется на каждого водителя, допущенного к управлению ТС, и обнуляется, если водитель не был вписан ни в один полис ОСАГО в течение полного года.

Стоимость полиса ОСАГО вычисляется исходя из максимального КБМ/стоимости полиса для каждого водителя, вписанного в полис ОСАГО.

Если происходит ДТП, то повышение КБМ получает только тот водитель, кто управлял данным ТС, а не все водители, вписанные в полис ОСАГО.

Если водитель не является собственником ТС и у него КБМ>1.0, то мы рекомендуем сделать страховку ОСАГО на следующий год с неограниченным количеством водителей. При этом водитель с высоким КБМ (если только он не совершит убытка) считается не вписанным полис, и его история обнулится через 12 месяцев. К следующему полису ОСАГО его КБМ будет равен 1.0.

Если же КБМ>1.0 у собственника ТС, то придется отъездить 1-2 года без убытков или же отказаться от страховки/эксплуатации ТС в собственности. Но это кажется нам непрактичным, так что придется пару лет переплачивать и ездить предельно аккуратно.

Повышение цен по-настоящему. Когда?

В конце 2012 года происходило активное обсуждение повышение лимитов выплат по ОСАГО. В настоящий момент лимиты составляют 120.000 рублей за ущерб имуществу с учетом износа и 160.

000 за вред здоровью на одного пострадавшего.

Эти лимиты были установлены в 2003 году и с тех пор не индексировались, а накопленная инфляция в России с тех пор составила свыше 150% и всем понятно, что лимиты надо повышать.

Активно обсуждались новые уровни лимитов в 400.000 рублей без учета износа по имущественным рискам и 500.000 рублей за вред здоровью потерпевшего.

В январе 2013 года с внедрением АИС ОСАГО разговоры об этом вроде бы утихли, но в начале февраля появилось «письмо шести» от ведущих страховых компаний, которые под угрозой выхода из рынка ОСАГО предлагают правительству поднять базовые ставки ОСАГО и поскорее принять изменения к закону с учетом новых лимитов.

По разным мнениям на рынке, повышение цен может составить от 25% до 55%. С учетом вышеизложенных моментов в статье, стоимость ОСАГО для неудачливого водителя после применения новых лимитов и цен может составить до 25.000 рублей! А ОСАГО по 3.000 рублей явно останется в истории.

Источник: https://www.moneymatika.ru/strahovanie/analitika/vnedrenie-ais-osago-rsa-privelo-k-podorozhaniyu-polisov-osago-v-2013-godu-7.html

Афера с Кбм, или Как страховщики крысят миллиарды

Какой КБМ должен учесть агент в страховом полисе ОСАГО?
Вас когда-нибудь обвешивал на рынке жуликоватый продавец, вымогал стольник лже-парковщик? Тогда вам знакомо гадкое ощущение, которое я испытал, столкнувшись с попыткой страховой компании обсчитать при оформлении очередного полиса ОСАГО, неправильно рассчитав Кбм.

К сожалению, этот случай не единичный: страховые махинации с Кбм цветут махровым цветом уже 2 года, их жертвами стали едва ли не миллионы водителей, а страховые компании неправомерно присвоили как бы не миллиарды рублей. Поговорим о том, кто виноват и что делать.

Что такое Кбм и чем он важенКбм (коэффициент бонус-малус) – система скидок за безаварийную езду и надбавок за езду аварийную, один из множителей при расчете стоимости полиса ОСАГО. Работает это так. При первом страховании вам присваивается коэффициент 1.

Если за год по вашей вине не было аварий и выплат по ОСАГО, на следующий год полис обходится на 5% дешевле (тариф умножается на 0,95), еще через год на 0,9 и так далее. В итоге за 10 безаварийных лет ваш коэффициент достигает минимального значения 0,5, так что полис становится в 2 раза дешевле.

Если же вы стали виновником ДТП, коэффициент, наоборот, растет, его максимальное значение 2,45. Насколько он вырастет, зависит и от вашего текущего коэффициента, и от количества аварий (выплат) по вашей вине в течение года.

Сводная таблица расчета Кбм по ОСАГО

Механизм этот совершенно правильный: он не только поощряет аккуратных водителей, но и стимулирует виновников мелких повреждений ценой вопроса 2-3 тысячи рассчитываться на месте, чтобы не терять накопленную скидку и потом не переплачивать за полис.

В чем же проблема?

До 01 января 2013 года все было более-менее просто: при оформлении очередного полиса агенты спрашивали, не было ли за год аварий по вашей вине – и если не было, руководствовались данными прошлого полиса, делая еще 5% скидки от базового тарифа. За сокрытие страховых случаев виновник нес ответственность: при новом ДТП возмещение могли и не выплатить. Справедливости ради заметим, что коэффициент-малус “на увеличение” работал не всегда: некоторые недобросовестные страхователи просто меняли страховую компанию и страховались с Кбм=1, вместо 1,55-2,45. Но тут уж страховщики были сами себе злобные Буратины, целых 10 лет промедлив с созданием единой базы и потому не имев возможности контролировать недобросовестных страхователей.

Но вот наконец с 01 января 2013 года единая база (АИС РСА для ОСАГО)заработала. И тут же выяснилось, что данные Кбм этой базы неверны по огромному количеству людей, причем почти всегда отличия в большую сторону.

Многих страхователей в базе вообще не оказалось, и люди, коэффициент которых уже был 0,6-0,7, вдруг обнаружили, что все скидки обнулены и Кбм снова равен единице! (Кстати, проверьте свой коэффициент: если уж вас ждет неприятный сюрприз, об этом полезно знать заранее).

Исправить ошибку базы совсем не просто: мало того что «бремя доказательства» возложили на человека, так еще брокеры и РСА не могут ни вносить правки в базу, ни заставить страховую компанию. А страховые компании, мягко говоря, не торопятся.

Почему я считаю происходящее с Кбм аферой, а не техническими ошибками? Прежде всего несоответствий уж больно много: жалобами пестрят форумы, о них пишут сами люди, автоюристы, брокеры.

К тому же ошибки принято исправлять, а страховые компании за 2 года не только не проявили инициативы в этом вопросе (много вы знаете людей, которым сделали перерасчет и вернули разницу по прошлому полису с ошибочно завышенной стоимостью?), так они еще и очень неохотно восстанавливают правильные данные! Даже если им предоставить полисы за много лет, свидетельствующие о вашей безаварийной езде. Именно так было с Кбм моей жены, в итоге коэффициент ей поправили лишь через полгода, причем только по личному контакту брокера (письма в РСА результатов не дали).

Коэффициент Беззастенчивого Мошенничества: как нас обсчитывают

У страховщиков немало уловок, как не учесть реальные данные полиса и завысить Кбм. Первая: при внесении ваших данных (ФИО, дата рождения, серия и номер прав) оператор «допускает ошибку». Скажем, вместо русского «с» введет ”c” латинское, пробел пропустит или заведет в поле «фамилия» еще и имя-отчество. Да, разумеется, совершенно случайно. Вторая: вы вписаны еще чей-нибудь полис, водитель (не вы) стал виновником ДТП, а Кбм повысят до 1 не только ему, но и вам. Судя по всему, так и произошло с моей супругой – ага, тоже «совершенно случайно». Третья: СК просто не отвечает на ваши письма с копиями полисов за несколько лет и просьбой поправить Кбм, а РСА разводит руками и лепечет «а мы не можем их заставить». Четвертая: СК все-таки правит Кбм, но не до положенных по вашему стажу безаварийности, а где-нибудь посередине. Никак не мотивируя, почему: «ну раз торгуется, уступим чуть-чуть», как хабалки на базаре. Пятая: если вы меняли водительское удостоверение, Кбм могут проверить по новому номеру, в результате он “сбрасывается” до 1; по номеру старых прав, указанному на новых, проверить «забывают».

Это не все: бывают случаи потери полиса в страховой или агентом, продажи «левых» полисов, сбоев базы, непередачи данных в базу страховыми компаниями-банкротами и прочего раздолбайства или криминала.

В этой жульнической технологии двойная подлость.

Во-первых, неверный Кбм – один из инструментов «страхового рабства»: некоторые компании удерживают клиентов тем, что предлагают оформить полис по внутренней базе, где Кбм верный, а если все-таки уйдешь к другой компании – или страхуйся с коэффициентом 1, или замучаешься пыль глотать, доказывая скидки. Особенно этим грешит репутационный анти-лидер рынка Росгосстрах.

Во-вторых, жлобский психологический расчет: все построено на том, что за 1-2 тысячи рублей никто ни переписываться, ни тем более судиться не будет, а плюнут и застрахуются по выставленному тарифу. На этом не так давно был построен “бизнес” лже-парковщиков в Москве. Даже зная, что это жулики, почти все водители скрепя сердце платили 100-200 рублей: мало кому охота, вернувшись, обнаружить машину с проколотым колесом или царапиной на весь борт. А звонить и жаловаться за эту сумму большинству было лень.

Кто-то скажет «Да подумаешь, 1000-2000 рублей, это всего-то бак бензина, стоит ли обращать внимание?» Да, стоит. Тут дело не в сумме, а в принципе: «Ни копейки ворам и жуликам!» К тому же это совсем не копейки: всего по 1500 рублей в год с 10% (4 млн) водителей – это уже 6 миллиардов рублей в год! Никому не позволено проворачивать такие аферы в масштабах страны.

Кто виноват и что делать?

Натурально, страховые компании и их защитники нам расскажут, как страховщикам плохо живется, как база велика, а навести в ней порядок сложно. Но такие разговоры сродни игре на публику в попытках оправдать уличенного продавца или пойманного с поличным карманника.

А по сути описанные «ошибки в Кбм» мало чем не отличаются от действий вороватого кассира, который не только пытается вас обвесить, так еще и сдачу норовит недодать.

Не технические сложности, а лишь жадность страховых компаний, их бескорыстная любовь к деньгам не дает навести порядок в базе.

И еще безнаказанность: зачем стараться, раз наведение порядка сокращает доходы, а за крысятничество никто не наказывает?

Очевидно, со стороны государства нужен целый комплекс мер по принуждению автостраховщиков к честности и аккуратности.

Прежде всего следует вернуться к существовавшей ранее практике страхования по данным Кбм предыдущего полиса. Основание для повышения может быть единственное: наличие в базе РСА сведений о виновности водителя в ДТП и сопутствующих выплат по ОСАГО по его вине.

В таком случае страховщик обязан оформить полис с учетом этих данных и (важно!) «открыть карты», предоставив страхователю сведения о страховых случаях по его вине.

Если же в базе РСА таких сведений нет, данные полиса должны по умолчанию считаться верными – и страховать нужно по ним, а данные базы – ошибочными – и страховщика следует обязать их исправить.

Далее, необходимо вернуть либо зачесть застрахованным переплаченные по вине страховых компаний деньги. За время работы базы РСА ошибочный завышенный коэффициент наверняка насчитали очень многим.

Если это ошибки, их следует исправлять; если жульничество, тем паче нельзя оставлять ворам краденое. Все переплаченные деньги страховые компании обязаны вернуть людям, организовав перерасчет, как это происходит в коммунальных платежах.

Сложно? Но коммунальщики как-то справляются, и страховщики не дурнее паровоза.

А чтобы страховым было впредь неповадно «ошибаться», следует ввести штраф за полис, оформленный по заведомо завышенному Кбм. Скажем, в 20-кратном размере от суммы завышения: 50% в пользу страхователя, 50% в пользу государства.

За многократные попытки такого рода следует ввести уголовную ответственность для руководства страховой компании, включая реальные тюремные сроки и запрет на профессию. Жестко? По мне, так в самый раз: если государство ввело обязательный платеж для граждан, оно обязано дать рынку недвусмысленный сигнал «не сметь людей обсчитывать!».

Вы не поверите, насколько быстро после такой новеллы база РСА станет на 100% верной и кристально прозрачной, а все поправки будут вноситься с лету.

Кому и что писать?

Если вас обманул-обсчитал продавец на рынке, можно пожаловаться директору. В нашем случае “директор” – это саморегулируемый Российский союз автостраховщиков. Но лично у меня на РСА надежды нет. Ворон ворону глаз не выклюет.

А профсоюз страховых компаний, который защищает интересы страховых компаний от граждан, не захочет принуждать своих членов к порядочности.

Возможно, даже и не сможет – например, в нашем случае сотрудник колл-центра РСА расписался в бессилии: «мы переслали ваши данные страховщикам, но не можем их заставить ввести их базу, они нас не слушают».

Ко всему прочему наш «жуликоватый продавец» вместо «извините, бес попутал, ошибся, сейчас пересчитаю и больше так не буду» еще и встает в пассивно-агрессивную позу, делая вид, будто так и надо.

А вокруг ходят его симпатизанты и укоризненно выговаривают “ну что ты пристал к парнишке? ему платят мало, цены низкие, а у него дети; не может он работать в полную силу, и не воровать тоже не может!”. В таких случаях остается звонить в департамент потребительского рынка и в полицию.

А в случае с ОСАГО надо писать в Банк России и в Генеральную прокуратуру.

Банк России ака Центральный банк Российской Федерации является мега-регулятором и осуществляет надзор за соблюдением закона на страховом рынке. Именно он обязан «принудить к миру» обнаглевших страховых котов, выступить инициатором и контролером аудита базы РСА и возврата (зачета) страхователям переплаченного. Ну а Генеральная прокуратура России осуществляет надзор за соблюдением законов в принципе. Лично мне отсутствие реакции ЦБ на массовые «ошибки», особенно на фоне недавнего повышения тарифов ОСАГО на 30-40%, кажется более чем странным.

Чтобы Центробанку и Генпрокуратуре работалось дружней и веселей, направил эту статью двум депутатам Госдумы, имеющим прямое отношение к дорожно-транспортной сфере, Вячеславу Лысакову и Александру Васильеву, а также в Общероссийский народный фронт. Посмотрим, кто из них как отреагирует.

Если хотите присоединиться, примерный текст обращения в ЦБ и Прокуратуру под спойлером, и лучше переписать его своими словами [Spoiler (click to open)]Я, ФИО, стал жертвой неправомерных действий страховой компании «Х» и недостоверных данных базы РСА, по итогам которых мне насчитали Кбм = Х вместо верного Y. Копии полисов прилагается, виновником ДТП не становится никогда / становился последний раз [дата], страхую ОСАГО с Х года. Прошу дать поручение данной страховой компании внести изменения в базу РСА и привлечь ее к ответственности согласно закону.

Кроме того, обращаю внимание, что мой случай не единичен. За 2 года работы базы РСА жертвами ошибок в базе, случайных или намеренных, стало большое количество людей, каждый из которых из-за этого переплатил страховым компаниям сотни, а то и тысячи рублей. Прошу вас принять немедленные меры по наведению порядка на рынке, в том числе:

–          обязать страховщиков страховать ОСАГО по данным прошлого полиса (за исключением наличия в базе фактических данных о виновности гражданина в ДТП за прошлые годы в базе РСА),
–          возложить бремя доказывания повышенного Кбм на страховщиков, обязав их направлять страхователям данные о виновности в ДТП с указанием даты ДТП и расчетов Кбм;
–          провести аудит и обеспечить возврат гражданам переплаченных сумм за 2013-2015 гг. по причине ошибок в базе РСА
–          рассматривать многократные случаи страхования с завышенным Кбм не как «ошибки», а как мошенничество, ввести с 01.01.2016 за это 20-кратные штрафы и налагать их на страховщиков в пользу страхователей и государства;
–          ввести ответственность для руководства страховых компаний за неоднократные нарушения подобного рода.
Считаю постоянные «ошибки» в базе РСА общероссийской аферой, требующей немедленного расследования, пресечения и привлечения виновных к ответственности вплоть до уголовной.

И еще. Предлагаю тем, чей Кбм из-за базы РСА посчитали неправильно, подать коллективный иск о его исправлении, а также о возврате переплаченных денег из-за этого денег. Для этого напишите Николаю Тюрникову angry_lawyer на адрес gsc@glavstrakhcontrol.

ru. Так как сумма иска по каждому полису обычно от 500 до 3000 рублей, надо набрать хотя бы 50 человек, чтобы эта работа стала рентабельна. Это позволит создать прецедент, после чего работу по принуждению страховых компаний к честности можно будет ставить на поток.

Прошу репост. С наглым страховым мошенничеством пора заканчивать.

– ОСАГО: красавцы и чудовища

– Почему вам выгодно выбрать честного страховщика ОСАГО
– Сага об ОСАГО

Можете подписаться на мой блог в соцсетях:

– в Живом Журнале
– в
– в

Источник: https://crusandr.livejournal.com/81973.html

Как восстановить коэффициент кбм по осаго

Какой КБМ должен учесть агент в страховом полисе ОСАГО?

На стоимость полиса ОСАГО для конкретного автовладельца в числе прочих факторов влияет КБМ — коэффициент «бонус-малус».

Он используется при расчете страховой премии по ОСАГО и зависит от количества аварий и страховых случаев в предыдущем году страхования.

Чем больше аварий и обращений за страховыми выплатами по ОСАГО, тем хуже КБМ и дороже полис ОСАГО в следующем году. Если страховых случаев в течение года у водителя не было, КБМ улучшается, и ОСАГО дешевеет.

Точнее, должно дешеветь. По ряду причин иногда водителям приходится исправлять свой класс по КБМ, чтобы получить скидку по ОСАГО.

КБМ может обнулиться при замене водительских прав, смене фамилии, а также по вине страховой, которая решила продать полис подороже в надежде на то, что водитель ничего не заметит.

В интернете существует несколько сервисов по платному восстановлению КБМ. Но зачем платить, если всё можно сделать самому — быстро и бесплатно?

1. Проверяем примененный КБМ на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).

Узнать свой КБМ можно по ФИО, дате рождения и реквизитам водительского удостоверения на общедоступном и бесплатном сервисе РСА.

База РСА для бесплатной проверки своего КБМ.

Если вы меняли страховые компании и точно не знаете, на каком этапе сбился ваш правильный КБМ, нужно будет последовательно проверить несколько своих недавних полисов.

2. Обращаемся в страховую компанию для восстановления КБМ.

С декабря 2015 года порядок восстановления КБМ упрощен. Для этого достаточно просто заполнить заявление в самой страховой компании.

Многие страховые даже обзавелись специальными сервисами на своих сайтах для отправки заявлений по исправлению КБМ.

Если у вашей страховой компании нет такого сервиса, вы можете подать заявление в письменном виде (вручить лично под отметку или направить заказным письмом с уведомлением) или уточнить порядок подачи заявлений по КБМ на горячей линии.

Что просить у страховой в заявлении по восстановлению КБМ?

  • Восстановить класс КБМ — кратко объяснить, какой должен быть и почему. Например: Предыдущий полис ОСАГО был оформлен в страховой компании А. На дату начала действия полиса у меня был 2 класс КБМ с коэффициентом 1,4. В течение всего срока действия полиса не было ни одного страхового случая (справка из страховой компании А прилагается). Поэтому на основании указания Банка России от 19 сентября 2014 г. №3384-У на конец срока страхования мне должен был быть присвоен класс 3 с коэффициентом 1. Несмотря на это, при оформлении текущего полиса ОСАГО ваш страховой агент необоснованно применил коэффициент 1,4.
  • Сделать перерасчет страховой премии по полису №______ и возвратить переплату в размере _____ рублей на мой банковский счет (указать реквизиты). Посчитать переплату можно с помощью калькулятора ОСАГО на сайте РСА. Пример формулировки: В результате применения неправильного КБМ стоимость моего полиса ОСАГО составила ______ рублей. Если бы полис был изначально оформлен с верным КБМ, его стоимость составила бы _____ рублей. Таким образом, из-за неверного КБМ страховая премия по моему полису ОСАГО завышена на _____ рублей.
  • Внести соответствующие изменения в страховой полис — в течение 2 рабочих дней.
  • Передать новые данные в базу АИС — в течение 5 рабочих дней.

Чем доказывать необходимость исправления КБМ?

  • предыдущими полисами по ОСАГО;
  • справками из страховых компаний об отсутствии / числе страховых случаев по полису;
  • документами о смене фамилии (паспорт с данными о предыдущих выданных паспортах, свидетельство о регистрации брака или расторжении брака и т.п.);
  • документами о смене водительского удостоверения (копия старого и нового в/у).

Что делать, если страховая не исправляет КБМ добровольно?

В этом случае нужно подавать жалобу в Центральный Банк (Банк России). Именно ЦБ обладает полномочиями по контролю за правильностью расчета страховых премий по договорам ОСАГО. Подать жалобу в ЦБ РФ можно через интернет-приемную.

В жалобе вам нужно будет описать обстоятельства — когда, в какой страховой компании, с каким КБМ вы оформляли полисы, какое число аварий было в период страхования. Также вам нужно будет упомянуть о том, что ваше заявление в страховую компанию было оставлено без ответа.

К жалобе в ЦБ приложите сканы документов, доказывающих необходимость исправления КБМ, а также ранее поданное вами заявление в страховую и ее ответ (при наличии).

Надо ли обращаться в РСА с жалобой на неправильный КБМ?

Это не обязательно. Дело в том, что РСА не может вносить исправления в базу АИС. Исправить данные о КБМ в базе может только сама страховая компания. При желании подать жалобу в РСА можно через интернет.

Также в РСА стоит обратиться, если вам необходимо для суда официальное подтверждение вашего класса по КБМ в базе АИС на ту или иную дату. В жалобе в РСА необходимо указывать ФИО, дату рождения и данные водительских удостоверений. К жалобе также нужно будет приложить скан водительского удостоверения.

Бланк жалобы по КБМ в РСА можно скачать здесь. Электронная почта РСА для направления жалоб в отсканированном виде — [email protected]

Как вернуть переплату за ОСАГО из-за неправильного КБМ?

Если страховая не вернула деньги и/или сообщила о своем отказе, вы можете взыскать переплату по суду.

В исковом заявлении можно требовать не только излишне уплаченные в счет страховой премии деньги, но и компенсацию морального вреда, а также «потребительский» штраф по п.6 ст.13 закона РФ «О защите прав потребителей»*.

Конечно же, вы можете претендовать и на возмещение всех судебных расходов, например, на составление искового заявления и оплату услуг юриста.

* В ФЗ об ОСАГО штраф предусмотрен лишь по спорам о страховой выплате. Судебная практика по взысканию «потребительского» штрафа по делам о КБМ неоднозначна, как и практика по взысканию неустойки на основании закона «О защите прав потребителей». В любом случае, вы можете попробовать заявить в иске требования по неустойке и штрафу. Возможно, суд посчитает их обоснованными и удовлетворит.

Как определить правильный класс по КБМ?

Источник: https://twikki.ru/kak-vosstanovit-koeffitsient-kbm-po-osago/

Как вернуть КБМ по ОСАГО?

Какой КБМ должен учесть агент в страховом полисе ОСАГО?

КБМ – это коэффициент бонус-малус или коэффициент аварийности. Это поправочный коэффициент, позволяющий при расчете стоимости полиса ОСАГО учесть историю аварий, произошедших по вине водителя.

Логика работы КБМ довольно проста.

Если водитель в течение года не попадает в аварии, в которых его признали виновным, то при продлении полиса ОСАГО он получает скидку по КБМ.

Если же в течение года аварии, где он был виновным, всё же случались, то на новый срок цена полиса ОСАГО вырастет за счет надбавки по КБМ. Причем на размер надбавки влияет только количество аварий, а не суммы, которые были по ним выплачены.

Первоначальный размер КБМ для водителя, впервые страхующего свою ответственность по ОСАГО, составляет 1 (единица).

Полная таблица значений КБМ приведена в таблице ниже.

Подробнее о том, как производится определение размера КБМ, читайте в статье – «Расчет КБМ по ОСАГО»

Как страховщики определяют КБМ?

При заключении договора ОСАГО и расчете размера страховой премии, которую автовладелец должен заплатить, страховые компании обязаны использовать специализированную базу Российского союза автостраховщиков АИС РСА для определения размера коэффициента «бонус-малус».

В АИС РСА содержится информация обо всех полисах ОСАГО, проданных с 01 января 2011 года.

До момента создания АИС РСА страховые компании могли пользоваться собственными базами данных для расчета размера коэффициента аварийности (КБМ). Сейчас такой возможности они лишены.

Кто может вносить сведения по КБМ в базу РСА?

Информацию о размерах коэффициентов бонус-малус в базу данных АИС РСА имеют право загружать исключительно страховые компании.

В соответствии с требованиями, введенными в действие с 01 сентября 2014 года, страховщик обязан загрузить в АИС сведения об оформленном полисе ОСАГО, включая размер КБМ, в течение 1 рабочего дня с даты заключения полиса.

Сам РСА не имеет полномочий изменять информацию в собственной базе АИС РСА.

Как самому проверить КБМ по базе РСА?

С недавних пор у водителей и автовладельцев появился действенный инструмент по самостоятельной проверке своего КБМ.

Это онлайн-сервис РСА, доступный по ссылке – http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm

На странице сервиса каждый желающий может ввести свои данные и получить отчет о размер накопленного КБМ.

Подробнее о том, как можно самостоятельно узнать свой КБМ по базе РСА, читайте в статье- «Как проверить КБМ по ОСАГО»

Что важно, отчёт, сформированный в онлайн-сервисе РСА, является номерным документом. Его можно смело предъявлять в страховую компанию перед заключение договора ОСАГО.

Вот так выглядит отчет РСА по КБМ, выгруженный из системы АИС РСА.

Что делать, если страховая компания неверно указала КБМ?

К сожалению, при оформлении полиса ОСАГО автовладелец или водитель может столкнуться с ситуацией, когда ему установили неправильный КБМ.

Например, водитель точно знает, что за прошлый год у не было аварий. Но страховая компания рассчитала цену ОСАГО без учета скидки за безаварийность.

Или другая ситуация. Водитель заранее сверил размер своего КБМ по базе РСА через онлайн-сервис. Но при оформлении полиса ОСАГО страховщик установил ему другой КБМ, мотивируя это тем, что так выгрузилось из АИС РСА.

Можно ли повлиять на эту ситуацию?

Ответ – Да.

С 01 декабря 2015 года Российский союз автостраховщиков ввёл новый упрощенный порядок изменения КБМ для граждан.

Согласно этому порядку страхователь при несогласии с размером коэффициента бонус-малус, установленного страховой компанией в его полисе, может подать заявление для проверки и исправления КБМ.

Страховая компания по данному заявлению обязана проверить значение КБМ в АИС РСА. И в том случае, если размер КБМ, полученный из базы РСА, отличается от примененного в полисе, страховщик обязан изменить КБМ в текущем полисе, пересчитать размер страховой премии и вернуть страхователю излишне уплаченные деньги.

Скачать заявление на изменение КБМ в страховую компанию можно по ссылке – скачать.

К заявлению следует приложить копии водительского удостоверения, свидетельства о регистрации ТС и предыдущего полиса ОСАГО. А также копию отчета по КБМ, сохраненного из онлайн-сервиса РСА. Это послужит дополнительным аргументом в пользу страхователя.

Срок, который отводится страховой компании на рассмотрение вашего заявления, составляет 30 дней.

Если по истечению этого срока страховая компания не изменила КБМ, рекомендуется обращаться в РСА с жалобой на действия компании.

Ссылки по теме:

Как влияет история безаварийности на размер КБМ?

Как самому можно узнать свой КБМ по базе РСА?

Как работает электронный полис ОСАГО?

Источник: https://www.711.ru/osago-vernut-kbm.html

10 вопросов про надбавки за аварийность в ОСАГО

Какой КБМ должен учесть агент в страховом полисе ОСАГО?

С 1 апреля 2019 года правила присвоения коэффициента «бонус-малус» (КБМ) в ОСАГО изменились, причем к лучшему для водителя, но разобраться в них по-прежнему непросто. Отвечаем на самые сложные вопросы про систему скидок и надбавок за аварийность/безаварийность.

1.Как узнать свой КБМ и оспорить его значение, если не согласен?

Вы можете проверить свой коэффициент за безаварийную/аварийную езду на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), на сайте страховщика или финансового супермаркета, который предлагает услуги разных компаний и дает возможность сравнить цены (они зависят от выбранного компанией базового тарифа для данного региона).

Необходимо ввести фамилию, имя, отчество, дату рождения и номер водительских прав. На сайтах страховщиков или агрегатора вы можете сразу рассчитать стоимость полиса. Если цена подошла, на этой же странице вы можете оплатить полис и получить его по электронной почте в течение нескольких минут.

Если вы не согласны (при переходе на единый КБМ могут быть сбои) с данными, можно обратиться в РСА, если там не удалось разрулить ситуацию, есть еще Банк России.

2. Могут ли отличаться значения КБМ у разных компаний?

При расчете стоимости сайт РСА и сайты страховщиков обращаются за вашими данными к одному источнику — автоматизированной информационной системе обязательного страхования автогражданской ответственности (АИС ОСАГО), созданной в соответствии со статьей 30 федерального закона «Об ОСАГО». Соответственно, значения коэффициента у всех компаний одинаковы.

3. Раньше КБМ устанавливался на момент заключения договора ОСАГО и мог меняться в течение года после каждого ДТП. Как теперь?

С 2019 года коэффициент «бонус-малус» присваивается каждому водителю раз в год 1 апреля, в течение года он пересматриваться не будет, даже если вы покупаете новый полис на другой автомобиль.

Допустим, после 1 апреля 2019 года, когда вам присвоили КБМ, вы стали виновником аварии, после чего решили продать машину.

Затем через пару месяцев купили новое авто и хотите заключить новый договор ОСАГО.

Если вы придете в страховую компанию до 31 марта 2020 года, то случившееся ДТП «в зачет» не пойдет — при расчете стоимости полиса будет применен тот же коэффициент, что и 1 апреля 2019 года.

А в момент присвоения нового КБМ (1 апреля 2020 года) будут учитываться все данные о выплатах по ОСАГО, зарегистрированные в АИС ОСАГО за год, даже если ваш страховщик внезапно ушел с рынка. Таким образом, если вы являлись виновником ДТП, лучше перезаключить договор чуть раньше окончания расчетного периода.

Но не забывайте, что полис ОСАГО начинает действовать лишь через три дня после заключения договора, так что лучше позаботиться об этом заранее.

4. Я вожу мотоцикл и легковой автомобиль, будет ли у меня единый КБМ при оформлении ОСАГО на любой из этих видов транспорта?

Да, с 1 апреля 2019 года коэффициент «бонус-малус» один для всех видов транспорта, которыми вы управляете, включая грузовые автомобили и маршрутные такси.

5. Какую максимальную скидку я смогу получить за безаварийную езду? Какова максимальная надбавка за высокую аварийность?

За каждый год безаварийной езды, как и раньше, скидка увеличивается на 5%, максимально возможная экономия — 50% (коэффициент 0,5). Ее можно получить на десятый год безаварийной езды. Максимальный повышающий коэффициент — 2,45, его можно «заработать», если трижды (и больше) за год стать виновником ДТП.

6. Сохранится ли мое значение КБМ, если я поменял страховую или долго не страховался?

Раньше все скидки за безаварийную езду «сгорали» при перерыве в страховании более года — приходилось начинать копить скидки с нуля, точнее с единицы. Теперь КБМ не будет обнуляться, даже если вы не страхуетесь или если вписаны в мультиполис.

При смене страховщика КБМ тоже не меняется. Раньше имела место практика, когда новый страховщик «не мог» найти ваш КБМ (то есть скидку) в базе.

Если вы столкнулись с подобной хитростью, помогите агенту (и себе самому) — найдите свой КБМ на сайте РСА и покажите страховщику, чтобы он не мог отвертеться.

7. Какой у меня будет КБМ при покупке первого полиса страхования автогражданской ответственности?

Для людей, страхующих свою ответственность впервые, КБМ считается равным единице. Такой же КБМ присваивается лицам, данных о которых нет в АИС ОСАГО по какой-то иной причине. Например, если вы поменяли водительское удостоверение и не уведомили об этом своего страховщика — система просто вас не найдет.

8. Если я впишу в полис 18-летнего человека, у которого нет стажа, какой будет КБМ?

Для тех водителей, по которым нет данных в АИС ОСАГО (а до 18 лет их быть попросту не может), коэффициент аварийности равен единице. Надбавки за малые возраст и стаж учитываются другим коэффициентом. По КБМ вы получите единицу, так как выбирается максимальный коэффициент из всех, которые имеют вписанные в полис водители.

Скидки на бочку!

Три месяца ОСАГО живет по новым правилам: с расширенным тарифом и новым коэффициентом «возраст-стаж». А с 1 апреля по-новому начисляется «бонус-малус». Что стало с ценами и куда они двинутся дальше?

9. Могу ли я вписать в полис человека, который попадал в аварии (я — нет), без увеличения КБМ?

При расчете цены ОСАГО учитывается КБМ всех лиц, допущенных к управлению автомобилем, причем выбирается наибольший из имеющихся коэффициентов (см. выше). Если в течение нескольких лет вы не попадали в аварии и вам присвоен высокий класс по КБМ (всего их 15), вам невыгодно допускать к управлению «аварийных» водителей.

10. У меня полис без ограничения числа водителей, допущенных к управлению (мультиполис). Кому будет присваиваться повышенный КБМ, если автомобиль окажется участником аварии, но за рулем буду не я?

Раньше коэффициент рассчитывался исходя из данных владельца, а если данных за предыдущий период страхования в базе не было, то КБМ был равен единице.

Причем раньше виновность в аварии влияла на КБМ владельца автомобиля, на которого оформлен полис с неограниченным числом допущенных к управлению лиц.

Теперь все ДТП «пишутся» только на виновника, то есть в следующем периоде учитываются при расчете его КБМ. Это распространяется и на мультиполисы.

Источник: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10893585

Консультант закона
Добавить комментарий