Каковы последствия неоплаты долгов по налогам на имущество?

Последствия неуплаты налога

Каковы последствия неоплаты долгов по налогам на имущество?

     
     О.И. Долгополов,
помощник судьи арбитражного суда Тамбовской области,
государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса
     

Меры государственного принуждения к исполнению обязанности по уплате налога

          В соответствии с положениями ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество, которым он может распоряжаться по своему усмотрению.

          В то же время согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (КС РФ)*1 право частной собственности не может быть абсолютным и не принадлежит к правам, не подлежащим ограничению ни при каких условиях.     _____     *1 Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П // Вестник КС РФ, 1996, N 5.

          Жить в современном обществе в условиях неограниченной свободы просто нельзя, тем не менее любое ее ограничение вызывает определенный внутренний протест личности*1. Этот протест ярко проявляется в налоговых правоотношениях, т.к.

одна из основных задач существования этих отношений состоит в том, чтобы в случае обнаружения факта неуплаты налога в установленные законом сроки с помощью созданного механизма принуждения оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства к налогоплательщику, способствовать скорейшему исполнению им одной из его конституционных обязанностей.

     _____     *1 Субочев В.В. Законные интересы / Под ред. А.В. Маль-ко. – М.: Норма, 2008 (СПС КонсультантПлюс).          Как показывает история развития налоговых отношений, вопрос неуплаты налогов является проблемой не только современной России. Однако сложность налогового законодательства, постоянные его изменения увеличивают масштабы этого явления.

Кроме того, неуплате налогов способствует низкая налоговая культура. Зачастую граждане не воспринимают важность социально-экономического предназначения налогов для общества в целом, а считают возможным не уплачивать налог, т.к. не усматривают в деятельности публичных субъектов встречного удовлетворения.

          Анализ прав и обязанностей задействованных в процессе государственного принуждения к исполнению налоговой обязанности лиц и органов указывает на то, что этот процесс достаточно сложен, многогранен и не ограничивается правами и обязанностями лишь налоговых органов и налогоплательщиков.

          В процессе реализации исполнения этой конституционной обязанности помимо лиц, обязанных уплатить налог, и налоговых органов, на которых непосредственно возложены функции по контролю и надзору над соблюдением законодательства о налогах и сборах, участвуют иные органы, в частности банки (коммерческие организации), суд (орган судебной власти), судебные приставы-исполнители (орган исполнительной власти), осуществляющие свою деятельность в соответствии с нормативными актами, регулирующими их полномочия.     

     В связи с этим представляется актуальным исследование вопросов, какие последствия для налогоплательщика влечет неуплата налога*1, какие меры государственного принуждения к исполнению конституционной обязанности по уплате налога предусмотрены действующим законодательством для взыскания неуплаченных сумм в бюджет и как эти меры реализуются на практике.     _____     *1Государственное принуждение к исполнению обязанности по уплате налога в равной степени относится к пеням и штрафу.     

Направление требования об уплате налога налогоплательщику

          Сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах в срок*1, признается недоимкой (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ).

     _____

     *1 В ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. Не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ст. 52 НК РФ).

Когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).          Факт выявления недоимки в силу п. 1 ст.

70 НК РФ фиксируется налоговым органом путем составления соответствующего документа, форма которого установлена приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/825@*1.     _____

     *1 Российская газета, 2006, N 289.

          Далее, как предписано п. 1 и 8 ст. 45 НК РФ, налоговый орган формирует и направляет налогоплательщику требование об уплате налога.          Согласно п. 1 и 2 ст. 70 НК РФ это требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

По результатам налоговой проверки требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.          Правила составления требования, его содержание и порядок направления регламентированы гл. 10 НК РФ.

          Требование – это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить ее в установленный срок (п. 1 ст. 69 НК РФ).          Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ с учетом п. 19 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ (ВАС РФ) от 28.02.

2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации” (далее – постановление Пленума ВАС РФ N 5) требование об уплате налога должно содержать:          – сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;          – подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;          – срок исполнения требования;          – размер недоимки, дату, с которой начинают начисляться пени, и ставку пеней.          Это означает, что сведения, которые должны содержаться в требовании об уплате налога, позволяют налоговому органу информировать налогоплательщика о факте наличия задолженности; предупреждают налогоплательщика о начале в отношении него процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога.          Немаловажен срок исполнения требования. В п. 4 ст. 69 НК РФ указано, что требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога в требовании не указан. Из этого следует, что при непредставлении налогоплательщику 10 календарных дней (минимальный срок) для добровольного исполнения требования, а равно принятие последующих мер, направленных на взыскание налоговой задолженности в бюджет до истечения этого срока, свидетельствует о нарушении прав и законных интересов налогоплательщика. Не только условия установления налогов и сборов должны быть законны, но и вся процедура применяемых государством мер по принуждению налогоплательщика к уплате налога не должна отклоняться от правил и последовательности, установленных государством.          Как установлено п. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.          Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.     

     Анализ судебной арбитражной практики свидетельствует: именно на этой стадии возникает большое количество споров налогоплательщиков с налоговыми органами.

Это связано с тем, что налоговые органы не уделяют должного внимания ка требования, так и его направлению налогоплательщику (например, нередко налоговые органы пренебрегают предписанием НК РФ о порядке вручения налогоплательщикам требования об уплате налога, не принимая меры к передаче этого документа налогоплательщику лично под расписку, ограничиваются направлением его по почте).

Источник: http://www.nalvest.ru/nv-articles/detail.php?ID=32741

Чем грозит задолженность по уплате налогов, штрафов и пеней

Каковы последствия неоплаты долгов по налогам на имущество?

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги. Одновременно с установлением обязанности в законе прописана возможность применения юридических санкций за ее нарушение, в том числе привлечение виновных лиц к ответственности. Однако помимо ­ответственности налогоплательщику грозят и иные неблагоприятные ­последствия.

Говоря об ответственности за неуплату налогов, следует вспомнить ст.

122 НК РФ, согласно которой неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора). Если это деяние совершено умышленно, то размер ­штрафа составит 40% от неуплаченной суммы налога (сбора).

Если сумма неуплаченных налогов превышает установленные в статьях 198 и 199 Уголовного кодекса РФ пределы, ответственные лица ( организаций и главные бухгалтеры) привлекаются к уголовной ответственности с применением более жестких санкций, вплоть до лишения свободы.

Помимо установления мер юридической ответственности законодатель возлагает на налогоплательщика, не исполнившего налоговую обязанность, дополнительную обязанность – компенсировать потери государства от несвоевременной уплаты налога.

Эта обязанность выражается в форме пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ст. 75 НК РФ).

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ­Центрального банка РФ от неуплаченной суммы налога или сбора.

Судебная практика

Показать

Как отметил Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.12.

1996 № 20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога.

Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию потерь государственной казны в ­результате ­недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Кроме того, привлечение к ответственности за неуплату налога и уплата начисленной пени не прекращает для налогоплательщика обязанности по уплате налога. Она за ним сохраняется. Причем если налогоплательщик не желает ее добровольно исполнить, то налоговые органы вправе предпринять действия по ее исполнению в принудительном ­порядке (см. ст. 46–48, 69–71 НК РФ).

Таким образом, классическими обязанностями, возлагаемыми на налогоплательщика по результатам налоговых проверок, выявивших ­недоимки, являются обязанности:

  1. уплаты штрафа за неуплату налога,
  2. уплаты пени за несвоевременную уплату налога,
  3. уплаты налога.

Дополнительные последствия

Помимо указанных неуплата налогов грозит налогоплательщику и иными неблагоприятными последствиями. Они складываются в смежных к налоговым отношениях и могут создать серьезные преграды в ­осуществлении предпринимательской деятельности.

Во-первых, неуплата налогов сказывается на возможности участия налогоплательщика в отношениях с отдельными контрагентами.

Например, один из таких запретов установлен при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно положениям Федерального закона от 05.04.

2013 № ­44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) все государственные и муниципальные заказчики в случае закупки товаров, работ, услуг должны следовать ­специальным правилам, предусмотренным этим законом.

Одним из таких правил является предъявление обязательного требования к потенциальному поставщику (подрядчику, исполнителю) об отсутствии у него задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе). Поэтому, если у участника закупки есть ­подобная задолженность, его заявка будет отклонена.

Более того, заказчик обязан отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, если в ходе исполнения договора будет установлено, что он представил о себе недостоверные данные или что он не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам закупки (ч. 15 ст.

95 Закона о контрактной системе). Поэтому если такая задолженность возникнет уже после победы в конкурсе, на этапе исполнения контракта, возникает реальный риск неисполнения со стороны заказчика вытекающих из контракта обязательств.

Правда, отметим, что практическая применимость подобной нормы сомнительна. Прежде всего из-за того, что у заказчика отсутствуют законные механизмы по проверке соответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) такому требованию.

Даже если налоговый орган представит справку о наличии задолженности, определить ее долю в балансовой стоимости активов будет ­практически ­невозможно.

Подобный запрет может быть установлен и в отношениях с юридическими лицами, указанными в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.

2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Этот закон, как и Закон о контрактной системе, закрепляет специальные правила закупок товаров, работ, услуг унитарными предприятиями, бюджетными и автономными учреждениями, государственными компаниями и т.п.

Разница между ними заключается лишь в том, что Закон о контрактной системе императивно устанавливает правила закупок, а Закон о закупках предусматривает возможность установления таких правил самими юридическими лицами в разрабатываемых ими положениях о закупках. Так, в силу ч. 5 ст. 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое физическое или юридическое лицо, которое соответствует требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Судебная практика

Показать

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=17052

Оплатите сегодня налог на имущество

Каковы последствия неоплаты долгов по налогам на имущество?

Сходите на почту или откройте личный кабинет на сайте nalog.ru, если давно этого не делали.

Екатерина Мирошкина

экономист

Вас там может ждать налоговое уведомление. 3 декабря — последний день, когда вы должны заплатить налог на имущество за 2017 год. Разберемся, что это за налог, как его заплатить и что будет, если этого не сделать.

Налог на имущество физических лиц платят собственники — то есть те люди, которые указаны в документах на недвижимость. Наниматели, члены семьи и гости платить этот налог не должны.

Если у вас в собственности есть квартира, скорее всего, вы должны платить налог на имущество. Если вы снимаете квартиру, такой обязанности нет и уведомление на ваше имя никто не пришлет.

Налог на имущество физических лиц не распространяется на машины или землю. За такие объекты платят другие налоги: транспортный и земельный.

Вы должны заплатить налог, если являетесь собственником, то есть если имущество зарегистрировано на вас.

Вы можете не пользоваться квартирой, не быть совершеннолетним и гражданином России, у вас может быть несколько квартир и не быть работы — платить налог на имущество все равно придется.

Единственное условие: имущество должно находиться на территории России. Кстати, если квартира в ипотеке, платить налог на имущество должен собственник, а не банк.

Налог на имущество не нужно считать самостоятельно. Это делает налоговая инспекция. Она получает из Росреестра данные о собственниках и их имуществе, знает, что вам принадлежит, сколько квадратных метров в квартире, за сколько и когда вы ее купили.

Когда заканчивается очередной календарный год, налоговая собирает все данные, учитывает заявления на льготы и сообщает каждому собственнику, сколько налога на имущество ему надо заплатить в бюджет. Сумму указывают в уведомлениях и рассылают по почте или через интернет.

Для расчета налога берут кадастровую или инвентаризационную стоимость, а не ту, которая указана в договоре купли-продажи. Все это знает и делает сама налоговая. Налог на имущество начислят с той даты, когда оформлена собственность. Если квартиру купили в середине года, то платить нужно не за 12 месяцев, а пропорционально сроку владения.

Если собственников несколько, то налог каждому посчитают отдельно. Но это налоговая тоже учтет, начислит и распределит сама. Вам нужно только проверить данные в уведомлении: бывают ошибки.

В налоговом уведомлении указана только та часть, которая стала налоговой базой. А полная сумма приводится отдельно в личном кабинете.

В любом случае окончательная ставка — на усмотрение муниципальных образований. Налоговый кодекс устанавливает базовые ставки налога.

Жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи, машино-места, хозпостройки и недостроенные дома

0,1%

Дорогая недвижимость с кадастровой стоимостью более 300 млн рублей, кроме гаражей и машино-мест в этих объектах

2%

Другое имущество: бани, склады, беседки

0,5%

Если в регионе налог на имущество считают исходя из инвентаризационной стоимости, ставки другие. Еще там используют коэффициент-дефлятор — инвентаризационную стоимость умножают на него, а потом уже — на ставку.

Ставки налога на имущество бывают дифференцированными. Например, при стоимости до 10 млн рублей ставка налога может составить 0,1%, а если больше 30 млн, то 0,3%.

Для расчета налога есть калькулятор на сайте ФНС. Там учтены все ставки по городам и поселкам. Если в уведомлении есть ошибка, не учтена льгота или числится проданный объект, можно сразу пожаловаться.

Уменьшение налога может произойти автоматически или по заявлению налогоплательщика. Это зависит от того, за счет чего он уменьшается. Иногда налог вообще платить не придется.

Налоговый вычет. При исчислении налога по кадастровой стоимости для собственников предусмотрен налоговый вычет. Это не тот вычет, который дают при покупке или продаже квартиры, а специальный — по налогу на имущество. Деньги из бюджета с его помощью вернуть нельзя, но можно сэкономить.

Налоговый вычет работает так: при расчете налоговой базы площадь объекта недвижимости уменьшают на заранее известное количество квадратных метров. Для этого ничего не нужно делать, вычет положен всем и по каждому объекту.

Квартира или часть дома

20 м²

Комната или часть квартиры

10 м²

Понижающие коэффициенты. В течение первых лет применения кадастровой стоимости учитываются понижающие коэффициенты. За первый год — 0,2, за второй — 0,4, за третий — 0,6.

В 2018 году такой коэффициент должен был составить 0,8, но его отменили. И уже при расчете налога за 2017 год работают другие правила: его начисляют так, чтобы с четвертого года он не рос больше чем на 10% в год.

Но во всей этой системе разбираться необязательно: все учитывается автоматически.

Например, в Брянской области в 2017 году второй год применяют для расчета кадастровую стоимость. Поэтому сейчас в налоговом уведомлении указан коэффициент 0,4. Это чтобы собственников не шокировал резкий рост налога. В следующем году коэффициент составит 0,6 — налог за тот же объект станет больше. А потом он будет расти на 10% в год. Если, конечно, опять что-нибудь не изменится.

Налог за 2017 год посчитали с коэффициентом 0,4. На самом деле кадастровая стоимость дома почти 2 млн рублей, но благодаря вычету при расчете налога она уменьшилась до 465 тысячЭто формула расчета налога с учетом понижающего коэффициента — тут все сложно.

В личном кабинете такие формулы есть по каждому объекту — проверьте свою

Налоговая высылает собственнику налоговое уведомление за месяц до крайнего срока уплаты налога. Обычно уведомления начинают рассылать еще летом. К концу ноября их всем уже отправили.

Пока нет уведомления, нет и обязанности платить налог.

Уведомления отправляют двумя способами:

  1. Заказными письмами по почте.
  2. В личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru.

Если у вас есть личный кабинет, то налоговое уведомление по умолчанию придет именно туда. А по почте без отдельной просьбы его не пришлют. То есть если почтальон не вручил вам конверт, это не значит, что вы ничего не должны, — проверьте личный кабинет.

Так выглядит налоговое уведомление по имущественным налогам. Проверяйте реквизиты и список объектов

Иногда налоговые уведомления вообще никуда не приходят. Вот почему это может произойти:

  1. Нет налога к начислению. Например, у вас льгота или просто нет имущества.
  2. Налог меньше 100 рублей. Тогда его пришлют в следующем году.
  3. Документы потерялись.

Если у вас в собственности есть имущество, но никаких уведомлений о налоге вы не получали, сообщите об этом в свою налоговую. Особенно если не имеете доступа к почте, на которую приходят письма. Или не следите за ними. Даже если вы не забрали уведомление, считается, что вы его получили.

А на будущее — заведите личный кабинет на сайте nalog.ru. Там можно все проверить и сразу заплатить. Если у вас есть учетная запись на госуслугах, значит, есть и доступ в личный кабинет.

Вот способы оплаты налога:

  1. Через личный кабинет на nalog.ru. Оплата за пару кликов — можно погасить всю сумму сразу или платить частями.
  2. В сервисе Тинькофф-банка. Понадобится индекс документа. Удобно платить не только за себя.
  3. На портале госуслуг. Там тоже есть сервис для оплаты налогов по номеру квитанции и даже за третьих лиц.
  4. На сайте налоговой без личного кабинета. Можно по номеру квитанции или без нее. Но тогда придется заполнить данные о налогоплательщике и знать сумму.
  5. В банке по бумажной квитанции. С уведомлением по почте присылают распечатанные квитанции. Просто относите их в банк и платите по старинке — за себя и других.

Так выглядит квитанция на уплату налога на имущество. Ее присылают по почте или можно сформировать в личном кабинете на nalog.ru. Вверху — тот самый индекс документаЕсли оплачивать в личном кабинете на сайте налоговой, квитанция не нужна

Но чтобы заплатить налог на имущество за кого-то другого, нужно или правильно заполнить платежку, или иметь доступ в личный кабинет, или знать индекс документа — это много цифр, которые указаны на квитанции. По индексу документа можно заплатить за кого угодно.

На сайте Тинькофф-банка можно оплатить налог по индексу документа. Больше не нужны никакие реквизиты: вводите номер, нажимаете «Далее» — и все заполнится само. Оплата без комиссииПосле оплаты моментально приходит подтверждение.

Для оплаты налога через банк мне пришлось сделать ровно два клика. Это заняло 30 секунд. Комиссию не снималиМожно сохранить и распечатать квитанцию.

Она формируется автоматически

Проверить свои объекты можно в личном кабинете на сайте nalog.ru.

В личном кабинете видны все учтенные объекты имущества. Там же можно сообщить в налоговую об ошибках

Принудительное взыскание. Если вы сами не заплатите налог, его будут взыскивать принудительно. Могут сообщить на работу или списать деньги с карты по судебному приказу.

Уголовная ответственность. Уголовной ответственности по налогу на имущество стоит бояться только тем, кто имеет в собственности очень много дорогих объектов, долго за них не платит и задолжал бюджету миллионы. То есть формально такая ответственность как бы есть, но, чтобы ее применили, надо копить огромный долг в течение нескольких лет.

  1. До 3 декабря 2018 года нужно заплатить налог на имущество. Это касается всех собственников квартир, домов и гаражей.
  2. Налоговая сама считает суммы к уплате и указывает их в уведомлении. Проверьте почту или личный кабинет.
  3. По налогу на имущество бывают льготы и вычеты. На льготу нужно один раз подать заявление, вычет дают автоматически.
  4. Заплатить налог можно через интернет и не только за себя.
  5. Если не заплатить, начислят пеню и будут взыскивать принудительно.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/deadline/

Неуплата и уклонение от уплаты налогов: в чем разница и что за это будет

Каковы последствия неоплаты долгов по налогам на имущество?

В проекте «Просто о сложном» FINANCE.TUT.BY вместе с юридической компанией REVERA продолжает разбираться с правовыми аспектами различных сторон нашей жизни. Сегодня руководитель судебной практики, адвокат Оксана Котел расскажет о том, чем грозит неуплата налогов или уклонение от их уплаты.

Налоги и сборы являются основным источником пополнения государственного бюджета. Обеспечение поступления данных платежей в бюджет — одна из приоритетных задач любого государства.

Поэтому за исполнением плательщиками обязанности платить налоги контролирующие органы всегда следили довольно серьезно.

Особенно это проявляется в последнее время, когда в СМИ все чаще стали появляться публикации о задержании должностных лиц различных компаний и возбуждении в отношении них уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.

Документом, устанавливающим виды налогов и сборов (пошлин), сроки и порядок их уплаты в бюджет, является Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая и Особенная части).

Налогом является обязательный индивидуально безвозмездный платеж, который взимается с организаций и физических лиц в бюджет. Уплата налога не предусматривает выполнение каких-либо действий со стороны государственных органов в отношении организаций и физических лиц.

Сбор (пошлина) — это тоже обязательный платеж в бюджет.

Но в отличие от налога, сбор (пошлина) взимается, как правило, за совершение госорганами юридически значимых действий в отношении организаций и физических лиц (выдача лицензий/разрешений/патентов, допуск к участию в дорожном движении, разрешение дел в суде и т.п.). Сбор (пошлина) также взимаются в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) страны.

Налоги и сборы делятся на республиканские и местные (в зависимости от территории действия), также существуют особые режимы налогообложения.

Сегодня в Беларуси установлены следующие виды налогов и сборов (пошлин):

  РеспубликанскиеМестныеОсобые режимы налогообложения
Налоги— НДС и акцизы— налог на прибыль— налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство— подоходный налог с физических лиц— налог на недвижимость— земельный налог— экологический налог— налог на добычу (изъятие) природных ресурсов— налог за владение собаками— налог при упрощенной системе налогообложения— единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц— единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции— налог на игорный бизнес— налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности— налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр— единый налог на вмененный доход
Сборы (пошлины)— сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь— офшорный сбор— гербовый сбор— консульский сбор— государственная пошлина— патентные пошлины— таможенные пошлины и таможенные сборы— утилизационный сбор— сбор на финансирование государственных расходов— курортный сбор;— сбор с заготовителей— сбор за осуществление ремесленной деятельности— сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма

В случае неуплаты налогов (сборов) в бюджет, когда это выявлено контролирующими органами, плательщик (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо) будут обязаны:

Во-первых, эти налоги все же уплатить, в любом случае неуплаченные суммы будут взысканы в принудительном порядке (путем обращения взыскания на денежные средства и другое имущество плательщика);

Во-вторых, дополнительно к сумме налога уплатить пени за каждый календарный день просрочки уплаты налога, включая день уплаты (взыскания). Размер пеней определяется в процентах от неуплаченных сумм налога с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка Беларуси, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства.

Пример расчета пеней: Сумма неуплаченного налога — 100 000 000 руб. Период просрочки — с 01 апреля 2015 г. по 10 апреля 2016 г. Ставка рефинансирования в периоды неуплаты налога: 25% — с 01.04.2015 по 31.03.2016 (количество дней просрочки — 366) 24% — с 01.04.2016 по 10.04.2016 (количество дней просрочки — 10)

Формула расчета пеней:

(100 000 000 * 366 * 25% / 360) + (100 000 000 * 10 * 24% / 360) = 26 083 333 руб.

Таким образом, размер пени за просрочку оплаты суммы налога в описанном примере составил 26 083 333 руб.

В-третьих, за неуплатой налога следует административная ответственность в виде штрафа. Размер штрафа зависит от того, кто выступает плательщиком.

Для юридических лиц и ИП размер штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (но не менее 2 базовых величин для ИП и 20 базовых величин для ЮЛ).

При этом для привлечения ЮЛ и ИП к административной ответственности не имеет значения, произошла ли неуплата налога с их стороны умышленно или по неосторожности.

Предполагается, что ЮЛ и ИП должны знать действующее законодательство, исчислять и уплачивать налоги в соответствии с ним.

Административная ответственность за неуплату налогов установлена также для должностных лиц ЮЛ, по вине которых произошла неуплата налогов в бюджет. Размер штрафа зависит от формы вины (умышленно или по неосторожности эти лица допустили неуплату налогов) и размера неуплаченного налога и варьируется от 2 до 60 базовых величин (в настоящее время от 420 тыс. руб. до 12,6 млн руб.).

Для плательщиков — физических лиц (не являющихся ИП и должностными лицами ЮЛ) размер штрафа за неуплату налогов составляет:

  • 15% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5/10 базовой величины — если неуплата налога произошла по неосторожности (то есть плательщик мог не осознавать своей обязанности платить налог, однако при определенной степени внимательности и предусмотрительности должен был и мог это узнать);
  • 20% от неуплаченной суммы налога, но не менее 5 базовых величин — если неуплата налога произошла умышленно (то есть плательщик знал о том, что он должен платить налог, но сознательно его не платил, желая при этом причинить вред бюджету, или допуская причинение такого вреда, или ему было безразлично, что он причиняет вред бюджету).

В случае, если плательщик после выявления факта неуплаты налогов до привлечения его к административной ответственности добровольно оплатит причитающиеся суммы, размер административного штрафа может быть уменьшен в 2 раза.

В-четвертых, неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой уголовную ответственность для ИП, должностного лица ЮЛ и физлица, который не является ИП и должностным лицом ЮЛ, если будет доказано, что эти лица уклонялись от уплаты налогов и сумма неуплаченного налога в 1000 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день совершения преступления (в настоящее время эта сумма равняется 210 млн руб.).

Стоит учитывать, что привлечение лица к уголовной ответственности не отменяет обязанность уплатить сумму налога и пеней в бюджет, а также не освобождает ЮЛ от административной ответственности в виде штрафа (в случае привлечения к уголовной ответственности должностного лица этого ЮЛ).

Подробнее об уголовной ответственности смотрите в вопросе № 5.

Неуплата налогов не является административным правонарушением в следующих случаях:

  • Если плательщик своевременно направил в свой обслуживающий банк поручение на перечисление сумм налогов, однако неуплата произошла по причине отсутствия на счете плательщика достаточных для этого средств;
  • Если плательщик до назначения проверки (составления акта проверки при камеральных проверках — проводятся без выезда к плательщику путем изучения представленных им документов) внес необходимые изменения в налоговую декларацию (расчет) и уплатил налоги в полном объеме;
  • Неуплата или неполная уплата плательщиком (должностным лицом ЮЛ) налогов в размере не более 1% от исчисленных этим плательщиком сумм налогов за календарный год или его часть (для должностного лица — за период выполнения им своих функций, но не более чем за проверенный период);
  • С 22 апреля 2016 г. также не будет являться административным правонарушением неуплата налогов вследствие взаимодействия плательщика с так называемыми лжеструктурами (когда оформленные первичные учетные документы признаются не имеющими юридической силы для целей налогообложения), если плательщик по предписанию органа финансовых расследований Комитета госконтроля до назначения проверки представил в налоговый орган измененную налоговую декларацию (расчет) и в полном объеме уплатил причитающиеся суммы налогов.

Неуплата налогов — длящееся административное правонарушение. Его начало отсчитывается с момента наступления срока уплаты соответствующего налога и продолжается до момента фактической оплаты плательщиком этого налога (взыскания в принудительном порядке).

Источник: https://finance.tut.by/news491740.html

Санкции за неуплату налогов: налоговая и уголовная ответственность

Каковы последствия неоплаты долгов по налогам на имущество?

Санкции за неуплату налогов — это налоговое и уголовное наказание за невыполнение обязанностей, установленных НК РФ для налогоплательщиков и налоговых агентов. Конкретные меры ответственности отличаются в зависимости от состава правонарушения, категории виновного, наличия смягчающих обстоятельств, прочих условий.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Разберемся, когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, а в каких случаях за такое нарушение используют санкции, предусмотренные НК РФ.

Когда назначат штраф за неуплату налогов

Для удобства налогоплательщиков каждому сбору посвящена отдельная глава НК РФ. В ней уточняется срок уплаты обязательных платежей, а также санкции за его несоблюдение. Например, налогу на прибыль организаций посвящена глава 25. Согласно ст.

287 НК РФ, юридические лица, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, должны рассчитываться с бюджетом ежемесячно — до 28 числа месяца, следующего за отчетным.

Для налогоплательщиков, рассчитывающихся поквартально, установлен иной срок — не позднее 28 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Другой пример — для плательщиков налога на имущество — граждан.

Владельцы квартир, домов и гаражей расплачиваются с бюджетом раз в год: полностью заплатить за прошлый год необходимо до 1 декабря следующего (ст. 409 НК РФ).

По истечении установленного законом срока и выявления недоимки (задолженности) ФНС выносит решение о привлечении неплательщика к ответственности, а также направляют требование об уплате обязательного платежа.

То есть налоговики направляют извещение о необходимости расплатиться с бюджетом и одновременно привлекают к ответственности: выписывают штраф за несвоевременную оплату налогов, размер которого также предусмотрен НК РФ.

Возьмем те же примеры — налог на прибыль организаций и на имущество для физических лиц. В обоих случаях будут применяться санкции, предусмотренные ст. 122 НК РФ.

Штраф за уклонение от уплаты налогов составляет от 20 до 40 процентов суммы, которая своевременно не попала в госказну. Дополнительно нарушителю назначат пени за неуплату налогов.

Правда, их рассчитывают по итогам уплаты самой недоимки, поскольку пеня начисляется за каждый календарный день просрочки. На основании ст. 75 НК РФ, она составляет:

  • для граждан, включая тех, кто получил статус ИП, — 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, установленной в текущем периоде;
  • для организаций — 1/300 ставки ЦБ РФ за просрочку сроком до 30 календарных дней (включительно) и 1/150 ставки, начиная с 31-го дня.

Когда наступает уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов

Важным обстоятельством является совершение нарушения умышленно, в результате которого бюджет недополучил сумму в крупном или особо крупном размере. Нужно помнить и о том, что уголовное дело за неуплату налогов может быть возбуждено только в отношении физического лица: руководителя организации (учредителя, главного бухгалтера), ИП, гражданина. Кроме того,

Как материалы попадают к следователям? Существует 2 варианта. Первый (абз. 3 п. 4 ст.

69) — сумма недоимки у налогоплательщика-физического лица превышает 900 000 рублей за последние три года, у налогоплательщика (налогового агента) — организации — 5 млн рублей.

На этом основании документы передают следователям, которые уже изучают причины регулярной неуплаты. Второй вариант (п. 3 ст. 32 НК РФ) — передача материалов в связи с невыполнением требования об уплате обязательного платежа на протяжении двух месяцев.

Чтобы было проще разобраться, какая предусмотрена уголовная ответственность за налоговые правонарушения (2019), посмотрите в таблицу.

Вид правонарушения, норма УК РФ

Предусмотренное наказание

Уклонение физлица от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 198 УК РФ).

  • штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 3 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 3 лет.

Уклонение организации от уплаты налогов, сборов или страховых взносов (ст. 199 УК РФ).

  • штраф от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • лишение свободы на 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Отметим, что уголовная ответственность за налоговые преступления предусмотрена и для налоговых агентов. Поскольку неисполнение обязанности по удержанию и перечислению денежных средств рассматривается как неуплата налогов, УК РФ предусматривает (ст. 199.

1 УК РФ) аналогичные санкции и за это правонарушение. Кроме того, есть отдельное наказание за сокрытие доходов или имущества, за счет которых можно было бы погасить недоимку. В таком случае должностному лицу организации или ИП грозит (ст. 199.

2 УК РФ):

  • штраф от 2000 до 2 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Когда освободят от санкций

Существуют несколько обстоятельств, при которых ни налоговая, ни уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом или организацией не наступает. Так, нарушителя не накажут, если он не достиг 16-летнего возраста к моменту совершения преступления. Санкции также не последуют, если истекут сроки давности или не будет доказана вина ИП, гражданина или юридического лица.

Кроме того, освободят от ответственности, если нарушение допущено впервые, а также в случае уплаты недоимки, пени и штрафов до первого судебного заседания по уголовному делу (ст. 28.1 УПК РФ).

Напомним также, что закон запрещает привлекать к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Источник: https://ppt.ru/art/nalogi/ugolovnaya-otvetstvennost

Консультант закона
Добавить комментарий