Кто нам должен показать границы выделенного участка?

Бесплатный сыр для многодетных | Милосердие.ru

Кто нам должен показать границы выделенного участка?

Обращение к Президенту РФ. Скриншот: .com/gor_gazeta

Бывают законы, про которые думаешь: «Вот, повезло людям, мне бы так». Но ещё чаще их исполнение приводит к ситуации из печального анекдота: «И рубля нет, и топора нет, и ещё рубль должен». Кажется, это в полной мере касается президентского указа о земле для многодетных.

Бумажная земля

Многодетные семьи в России могут получить землю бесплатно – по крайней мере такая возможность предусмотрена статьёй 39,5 Земельного кодекса.

Чтобы стать обладателем участка, надо иметь троих или более детей (родных или усыновлённых, дети в опеке – не в счёт), нуждаться в улучшении жилищных условий и быть включённым в список претендентов на землю в местном муниципалитете.

В регионах в дополнение к этому попросят что-то ещё – например, в Московской области надо не иметь в собственности другой земли и жить на территории области (в Одинцово – на территории Одинцовского района) более пяти лет. И тогда заветные 10-15 соток – ваши.

По закону, к «многодетному» участку должна быть подведена инфраструктура — как минимум дорога, а ещё лучше – дорога, электричество и газ. Позаботиться об этом должны местные власти, об этом ещё в мае 2012 года распорядился президент.

Выгода государству от такого подарка есть: семье очередников, получившей участок, впоследствии можно не давать жильё, она построит его сама. Вроде и логика хороша: не давайте рыбу, дайте удочку. На практике, увы, не до сказок.

«Ничего, что там лес»

В сентябре 2013 года на собрании общества многодетных семей города Химки тогдашний заместитель главы администрации города раздавал обещания: «Дороги, электричество, вода будут проведены на ваши участки весной 2014 года».

По закону Московской области власти действительно обязаны были это сделать. Более того, уже больше года вели переговоры с ближайшим садоводческим товариществом о том, чтобы обладатели новых участков могли ездить по его дороге.

От потенциальных владельцев требовалась самая малость – как можно скорее оформить выдаваемые участки в собственность. Так весной 2014 года 89 семей оказались собственниками… векового заповедного леса.

«Очень часто мы даже не можем понять, где границы нашей земли, потому что не можем до неё добраться», — жалуются многодетные.

Нарисуем – будем жить

Собственность оформляли срочно, времени на размежевание «по координатам» не было. Вместо точного плана участка семьи получили на руки страничку из кадастрового паспорта, где границы владения нанесены условно. В координатах в таких случаях возможны погрешности, особенно на территориях, которые до этого подробно не картографировались.

Собственностью оформленная таким образом земля считаться будет всё равно.

Но для жизни – например, чтобы выяснить в случае разногласий по границам отношения с соседями, нужно вызвать на место геодезистов с аппаратурой, чтобы они точно определили координаты вашего участка.

Только после этого вы можете быть уверены, что не платите налоги за лишнюю площадь, а соседский забор не стоит на вашей земле. Геодезические работы дороги, ещё десять лет назад в Москве они могли стоить даже под сотню тысяч рублей.

Химкинские садоводы поверили обещаниям властей, что размежевание на их участках будет выполнено вместе со строительством инфраструктуры – ведь помимо садов, там предполагались подъездные дороги, а их всегда межует власть, и за свой счёт.

Однако ни летом 2014 года, ни летом 2015 года на нововыделенных землях ничего не появилось.

Стоимость работ даже не была заложена в бюджет Химок, и уговорить на это постоянно меняющуюся городскую администрацию было никак нельзя.

Схема разбивки участков, наложенная на гугл — карту. Изображение: .com

Заплати налоги и… заплати ещё раз

Время шло, и ситуация в Химках стала приводить семьи к ощутимым убыткам. В 2014 году некоторым старшим детям исполнилось 18 лет, их родители потеряли право на льготы, и в конце года получили квитанции о налогах. На землю, которой они не только не пользовались, но до которой в ряде случаев не смогли добраться.

В конце 2015 таких квитанций было ещё больше. А вот затраты на строительство обещанной дороги и газораспределительной станции в городском бюджете всё время переносились и планировались уже не раньше, чем на 2017-2018 годы. Впрочем, эти обещания давались тогда, когда обещания были ещё возможны. С тех пор ситуация ещё раз круто изменилась, и, увы, не в пользу семей.

Еще летом 2012 года, когда вопрос о земле для многодетных только решался, забило тревогу соседнее садовое товарищество – то самое, по дороге которого власти планировали разрешить ездить новым поселенцам. В кадастровых документах границы нового выделяемого участка частично накладывались на их собственный. Надо было уточнить координаты – ведь в натуре участки не совпадали.

Потом тревогу забили экологи – по их данным, планируемая вырубка затрагивала заповедную территорию. Садоводы сделали запрос в Комитет лесного хозяйства, и в ответ получили… судебный иск.

Лесники посчитали, что вся выделенная земля находится в границах лесного фонда и приватизирована с нарушениями.

В документах, по которым правительство Московской области передавало землю Химкам, а городская администрация – нынешним хозяевам, участки значились как «земли сельхозназначения, свободные от претензий третьих лиц».

Весной 2017 для того, чтобы определить реальные координаты участков, суд назначил кадастровую экспертизу. То есть, геодезисты на многострадальную землю всё-таки выехали, но вместо межевания подтвердили: земля – лесная.

Удивительно, но виновными в ошибках приватизации оказалось не правительство Московской области, передававшее химкинским властям участок с неверными координатами, и не городская администрация, выделившая эту землю семьям.

Виновны оказались многодетные.

Именно с них Клинский суд постановил взыскать все судебные издержки и стоимость проведённых геодезических работ – по 60 тысяч рублей на семью.

Тем, кто не успел оперативно подать на это решение апелляцию, решением Клинского суда заблокировали банковские карточки, на которые начисляются детские пособия.

Лес на месте выделенных участков. Изображение: .com

Выделение многодетным земли без инфраструктуры – правило, а не исключение

После появления майских указов 2012 года власти многих регионов поспешили отчитаться: «Участки для многодетных выделены». Но согласно исследованию, проведенному Институтом демографии, миграции и регионального развития, пригодными для строительства оказались лишь 12% всех выделенных земель.

70% участков были расположены на свалках, в местах, где проходят трубы очистных сооружений, на скотомогильниках, либо в труднодоступных местах вдали от населенных пунктов.

Понятно, что участки для бесплатной раздачи выделяются по остаточному принципу – из того, что нельзя выгодно продать, ведь наполнять местные бюджеты тоже как-то надо. Но чаще всего землю находят в такой дали, что прокладка туда дорог и коммуникаций оказывается в несколько раз дороже самого участка.

Так в 2014 году дороги и электричество к участкам многодетных не подтянули в Тюменской области.

В 2015 то же самое было в Оренбургской. В очереди на землю там стояло больше тысячи семей, участков было выбрано 226, а разрешений на строительство выдано – 3. Оно и понятно: как строить дом, к которому невозможно проехать, и который зимой нечем топить?

В том же году та же проблема была в Ростовской области.

В 2017 землю с инфраструктурой для всех желающих не могли найти в Череповце.

Ещё один печальный вариант – когда землю для бесплатной раздачи нарезают в местах, где строить нельзя вообще. 94 участка в Находке были выделены в 2015-м на территории природного заказника.

А челябинцам землю дали в болоте.

Когда Диккенс плачет

Здесь должны были, по мысли чиновников, строиться дачи многодетных семей. Изображение: .com

Для полноты картины мы забыли уточнить одну деталь. Участки около деревни Орлово, о которых идёт речь, относятся не к Химкинскому, а к Клинскому району Подмосковья.

Администрации Химок они в своё время передавались специальным распоряжением губернатора Подмосковья, и администрации обоих районов издали на этот счёт по постановлению.

Так что теперь для выяснения судьбы этой земли семьям приходится мотаться в суд соседнего района.

Участки приватизированы на всех взрослых членов семей в долях, так что поездки получаются коллективные, меньше двухсот рублей за раз не выходит.

В своё время, поскольку земля не была размежёвана, семьи не стали объединяться в садоводческое товарищество, не сделали этого и сейчас – боятся, что придётся отвечать не только за свои десять соток, но и за земли общего назначения – например, те, что планировались под дороги. Так что в Клинском районе сейчас параллельно идёт 89 судебных процессов – вот уж и суду, и представителям городской администрации есть, чем заняться.

Некоторые семьи уже готовы от своей земли просто отказаться – Министерство имущественных отношений Московской области такой выход не исключает.

По нашей просьбе сложившуюся ситуацию прокомментировал адвокат Московского Союза садоводовНиколай Шершнёв:

— В такой ситуации должны отвечать органы местного самоуправления, а не семьи, в том числе с администраций должны быть взысканы судебные расходы. Видимо, ответчики (семьи) были не подготовлены к судебному процессу, в результате такой исход дел.

— Можно ли было изначально проверить точные координаты земельных участков, чтобы не связываться со спорной землёй?

— Невозможно изначально знать о проблемах. Все нюансы выясняются при постановке участка на кадастр и определении границ. Но в такой ситуации однозначно должны отвечать органы самоуправления.

Разумеется, нужно через суд снимать арест со счетов (речь идёт об арестованных детских пособиях. – Д.М.), и идти вплоть до Верховного Суда, если потребуется.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/besplatnyj-syr-dlya-mnogodetnyh/

Придомовая территория

Кто нам должен показать границы выделенного участка?

Придомовая территория частного дома понятна практически всем, а вот для многоэтажек такие земельные участки остаются загадкой. Сколько метров от дома, и кто несет ответственность за использование и содержание придомовых земель?

В нашем законодательстве четко прописанных оговорок об этой территории нет. Но правовое урегулирование прописано в разных статьях законов о земле.

  • В гражданском кодексе все здания связаны неразрывно с участками земли, на которых построены. Плюс учитываются все постройки на прилегающих земельных территориях, требующиеся для обслуживания и использования дома.
  •  Жилищный кодекс регламентирует права всех жильцов многоквартирного дома на придомовую территорию. К общему владению жителей относится дворовый участок и все, что находится в пределах двора: клумбы, зеленые посадки, трансформаторные будки, стоянки, игровые площадки.
  •  Градостроительный кодекс определяет площади придомовых территорий. Они, как любые земельные наделы имеют четкие границы документально зафиксированные. Единого стандарта размеров таких участков нет.

Каждый случай индивидуальный. При определении размеров и границ отталкиваются от квадратуры жилых помещений, определенной доли земли, приходящейся на 1 кв.м. жилья, число этажей.

При расчете выделенных соток учитывается густота застроек, природные условия района, размещение многоквартирного дома по отношению к другим зданиям. Факторов, влияющих на конечное решение множество.

Если при сдаче дома в эксплуатацию прилегающая земля была оформлена правильно, то сведения о ней можно узнать в едином кадастре. В нем прописаны точные границы участка расположение, форма и размер. Однако застройщики редко оформляют землю, поэтому установить границы и правила пользования невозможно.

На вопрос кто должен благоустраивать и убирать дворовую территорию ответ прост?

Чья земля тот и несет ответственность. Если придомовая территория оформлена по всем правилам, ответственны за ее содержание жильцы многоквартирного дома, ТСЖ или управляющая компания.

Расходы на содержание обще домового имущества, в том числе земель делится на каждого проживающего, пропорционально площади квартиры. Без соответствующего оформления земля находится во владении муниципальных властей. Все вопросы по содержанию решает муниципалитет. По закону должны соблюдаться санитарные нормы состояния дворов, но ответственных за это людей зачастую найти сложно.

Если участок закреплен за жителями, то решения по его использованию и благоустройстве может решаться на обще домовых собраниях. На них договариваются о строительстве гаражей, стоянок, детских площадок, обустройстве клумб и цветников. Можно обсудить сдачу участка в аренду иным лицам за оплату, о чем знают единицы. Во многих двориках землей распоряжаются жильцы первых этажей.

Если у многоэтажки нет оформленной придомовой территории, жильцы могут обратиться в муниципалитет или другой соответствующий орган по вопросу выделения такой территории в общую собственность. Важно знать, что после передачи земли в собственность, жильцы несут обязанности по ее содержанию. Спрос будет со всех.

Люди редко задумываются кому принадлежит земля вокруг их дома, устраивая свалки под окнами, штрафы могут прислать на всех собственников квартир. Не знание правил, своих прав и законов не освобождает от ответственности.

Придомовая территория

Что такое придомовая территория? Когда в нашей стране началась приватизация в 1996 году возникли понятия придомовая территория как обще долевое имущество всех собственников многоэтажки.

Нормативные акты, регламентирующие расположение земли

  1.  Статья 36 Земельного кодекса, где пунктом под номером два идет отсылочные нормы к жилищному кодексу, где сказано, что земли переходят в обще домовую собственность по правилам, которые определяются жилищным законодательством.
  2.  Подробно все прописано не в самом кодексе, а вводном законе к жилищному кодексу, в котором указано, что земельный надел переходит безвозмездно, без аукционно, без конкурсно в обще долевое имущество собственников.

    Выкупать не вкоем случае не надо, государство выделяет в рамках приватизации, по которой были квартиры. Но налоги с этих участков придется платить.

Проект градостроительного межевания

В 2000 годах появилось новое законодательство, кадастровый учет. Орган архитектуры должен размежевать сначала район застройки, и определить к какому из нескольких домов сколько земли полагается. К тому же продумать, где дорожки, где места общего использования для групп домов. Тогда придумали документ – проект градостроительного межевания.

Как узнать было ли межевое дело?

Для этого существует общая база данных, которая находится в департаменте имущества вашего региона, либо в департаменте архитектуры. Но на основании этого не всегда можно оформить землю.

В 2005 году ввели еще одну процедуру, проведение публичных обсуждений. Теперь мало согласования с чиновниками, нужно договариваться со всеми претендентами на участок из других многоэтажек.

Кто в ответе за уборку

Часто возникают вопросы кто должен убирать территорию, ведь даже когда она в плотную примыкает к окнам не всегда является собственностью жильцов. Обычно в собственности не более 10 метров от фасада. В таких случаях есть риск вместо парковки или детской площадки во дворе получить новостройку на вполне законных основаниях.

Здесь нужно точно узнать какая территория находиться в собственности. При необходимости ее расширения собрать документы и обратиться в соответствующий орган.

Для оформления земли не нужно проводить общее собрание и подавать коллективное заявление. Обратиться в земельный департамент может любой человек. Но ТСЖ не платит налогов и несет меньшие траты на содержание придомовой территории, поэтому удобнее организовать ТСЖ.

По обустройству территории есть два нюанса

  1.  Оформление участка в собственность, это небольшая площадь. Чтобы его оформить нужно сделать проект межевания со всеми согласованиями и публичными слушаниями.

    В службе рос реестра кадастровый инженер ставит угловые координаты вашего участка выделенного из общего квартала, проводит кадастрирование.

  2.  Объединение нескольких домов в кооператив или товарищество с целью благоустройства сверх нормативную территорию, например, сквер.

    Вы имеете право взять участок не в аренду, а также в безвозмездное, бессрочное пользование, но на определенных условиях.

Люди должны сами:

  •  Заказать проект благоустройства.
  •  Утвердить в трех инстанциях: управление подземных сооружений, местная власть, архитектура.

После этого выдается документ о бессрочном пользовании земельного участка. Жители будут обязаны его благоустраивать, убирать, ухаживать за ним. Не имеют право устанавливать ограничения в пользовании другим лицам.

Установка ограждений

Будучи собственником задумываешься, что можно сделать. В градостроительном кодексе есть понятия капитальное сооружение и не капитальное.

Если ставить забор высотой два метра является капитальным сооружением. На него нужно брать специальное разрешение у архитекторов и других органах власти. Это достаточно долгая процедура.

Забор 60 см от земли является обычным элементом благоустройства на него никаких разрешений не требуется.
Беседки, скамейки, лесенки, фонтанчики – это все сооружается без спец разрешений.

Обустраивать парковки, в том числе устанавливать шлагбаум можно без разрешений, если через ваш двор нет проезда в другие дворы. Иначе нужно брать разрешение на установку шлагбаума у местных депутатов.

Самовольное расширение территории

Все придомовые участки обязательно регистрируются в соответствующих органах. Если прописанные границы нарушили, может быть выписан штраф или завести уголовное дело в зависимости от тяжести преступления.

Судебные споры в основном возникают между собственниками, управляющими компаниями из-за размеров и границ территорий. В старых домах земли приватизированы, а в современных размеры участков определяется компанией застройщиком на этапе создания проекта постройки. Отсюда позже и возникают земельные споры. В судебном порядке выясняется какие объекты могут возводиться, и кто за них в ответе.

Источник: https://zakon436.ru/pridomovaya-territoriya/

Приобретательная давность: возможно ли оформление права собственности?

Кто нам должен показать границы выделенного участка?

Последнее обновление: 22.10.2016

Насколько реально оформить право собственности на земельный участок, исходя из права приобретательной давности? Об этом пойдет речь в настоящей статье. Статья 25 Земельного кодекса (ЗК РФ) в качестве оснований возникновения прав на земельные участки устанавливает гражданско-правовые. Так как, в соответствии со ст.

8 ГК РФ, судебные решения могут являться основаниями возникновения гражданских прав, приобретательная давность может являться одним из оснований возникновения права собственности на землю.

Приобретательная давность регулируется статьей 234 гражданского кодекса (ГК РФ), которая устанавливает, что под лицом, имеющим право приобрести недвижимость на основании приобретательной давности, подразумеваются лишь физические (граждане) и юридические лица. Это означает, что РФ, ее субъекты, муниципальные образования лишены такой возможности.

Это согласуется со ст. 124 ГК РФ (п. 2).

Часть 1 ст.

234 ГК РФ регламентирует, что если лицо добросовестно, открыто и непрерывно владеет собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет как своим, но при этом не является собственником этого имущества (земельного участка), то оно может приобрести право собственности на это имущество. П.2 ст.

214 ГК РФ указывает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Это означает, что при отсутствии права частной собственности на земельный участок он является государственной или муниципальной собственностью. Отметим, что это относится именно к земле (земельным участкам), тогда как недвижимость, расположенная на ней или движимое имущество имеет иной правовой статус.

Таким образом, по основанию приобретательной давности может возникнуть лишь право частной собственности на земельный участок (физического или юридического лица), но никак не муниципальная (или государственная) собственность.

У лица, которое приобрело право собственности на недвижимое и иное имущество в силу приобретательной давности, возникает с момента его государственной регистрации (если, конечно, это право подлежит такой регастрации). Для приобретения права собственности в порядке приобретательной давности обязательно: 1.

Должен истечь срок давности владения (который составляет 5 лет для движимого имущества, а для недвижимости, в том числе и для земельных участков – 15 лет).

Следует учесть, что давностный владелец может присоединить ко времени своего владения время, в течение которого имуществом владел его правопредшественник, если, конечно, владение предшественника тоже удовлетворяло всем указанным в законе условиям и если к нынешнему владельцу имущество перешло в порядке общего или специального правопреемства.

До истечения срока давностный владелец является беститульным владельцем. 2. Давностный владелец должен владеть имуществом как своим собственным без оглядки на то, что у него есть собственник. Это условие в определенной степени совпадает со следующим. 3. Добросовестность владения, означающая, что владелец не знает и не должен знать об отсутствии у него права собственности.

При этом отсутствие правоустанавливающего документа само по себе еще не означает недобросовестности владельца. 4. Владелец должен владеть имуществом открыто, т.е. не скрывать его и не таить от окружающих. 5. Давностное владение, отвечающее всем перечисленным выше условиям, обязательно должно быть непрерывным, т.е.

должны отсутствовать со стороны владельца действия, свидетельствующие о признании им обязанности вернуть вещь собственнику или предъявленные со стороны собственника иски о возврате имущества. Земельные участки приобрели статус недвижимого имущества лишь с принятием 31 мая 1991 г. Основ Гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, ст.

4 которых прямо относит земельные участки к объектам недвижимости. Одним из обязательных условий применения ст. 234 ГК РФ, как уже было отмечено выше, является добросовестность владения. В связи с этим необходимо отметить, что раньше, согласно Конституции СССР от 7 октября 1977 г. и Основам законодательства СССР и Союзных республик о земле от 28 февраля 1990 г.

, единственным собственником земли выступало государство. Передача земельных участков в собственность граждан и юридических лиц стала возможна лишь с 1 января 1991 г. с принятием Закона РСФСР от 27 декабря 1991 г.

N 460-1 «Об изменениях Закона РСФСР „О земельной реформе“ в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР „О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса“ и Закона РСФСР „Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) РСФСР“.

Владение земельным участком „как своим собственным“ должно подразумевать, что владелец „заботился“ в течение всего давностного срока об имуществе как о своем собственном, т.е. фактически нес бремя его содержания и ответственность за него. Скажем, владелец уплачивал земельный налог в течение ВСЕГО периода пользования этим участком.

Далее, владелец мог осуществлять разного рода мероприятия по поддержанию земельного участка в приемлемом состоянии или даже улучшал его. К примеру, владелец удобрял почву на этом участке, выращивал специальные сорта растительности, благотворно влияющие на плодородие почвы, очищал его от камней, пней, корней деревьев, осуществлял мелиоративные работы, построил ограждение и т.д.

Считается, что срок приобретательной давности начинается с момента истечения срока исковой давности по иску об истребовании имущества из незаконного владения лица, у которого оно находится (п. 4 ст. 234 ГК РФ), причем течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

Длительность срока исковой давности в данном случае составляет 3 года (ст. 196 ГК РФ).

В течение трех лет с момента, когда собственник участка узнал о факте владения им со стороны другого лица, он (собственник) имеет право подать в суд иск об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения. При этом лицо, ранее владевшее земельным участком, обратившееся к новому владельцу участка с иском об истребовании его, должно доказать, что он (участок) принадлежит ему на праве собственности (например, предоставив Выписку о праве собственности; если таковое отсутствует, то ему целесообразно вначале оформить свое право собственности на этот земельный участок в соответствии с законом. Ибо, в противоположном случае суд может отклонить иск, что, кстати, подтверждается судебной практикой (п. 4 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав (приложение к информационному письму Президиума ВАС РФ от 28 апреля 1997 г. N 13).

Вместе с тем, если лицо (более ранний владелец) сможет доказать, что действительно является собственником имущества, то оно имеет право истребовать имущество (земельный участок) даже в том случае, если основания передачи имущества новому владельцу ранее не были им оспорены в судебном порядке (п. 15 Обзора).

Ответчиком по делу будет являться фактический незаконный владелец, у которого фактически находится земельный участок (землепользователь).

Приобретательная давность не может распространяться на самовольно возведенное строение, расположенное на неправомерно занимаемом земельном участке (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2003 г. (по гражданским делам), утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 9 июля 2003 г.).

В соответствии с разъяснениями, которые содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ от (дата) N 10/22 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” (пункты 15 – 21), применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет индивидуальные особенности; а именно: приобретательная давность может быть применима к бесхозяйным земельным участкам, но только к тем из них, от права собственности на которые собственник отказался; кроме того, она может применяться к земельным участкам, находящимся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 ГК РФ условий. По поводу всех иных земельных участков – они не являются бесхозным имуществом. Дело в том, что все иные земли в Российской Федерации являются либо муниципальной, либо государственной собственностью.

Кроме того, имеется судебная практика, когда право приобретательной давности на земельные участки не признавалось за истцами в силу того, что они владели ими НЕЗАКОННО, т.е. не имея полномочий собственника. С одной стороны, это противоречит ч.1 ст. 234 ГК РФ, которая предусматривает владение имуществом (земельным участком) КАК СВОИМ, т.е. она и не требует наличия права собственности на него.

С другой стороны, факт добросовестного владения означает, что владелец не знает и не должен знать об отсутствии у него права собственности. Если владелец, пользуясь и владея не своим земельным участком, считал, что этот участок находится в частной собственности, следовательно, имеется его собственник.

Это означает, что у владельца право собственности на этот земельный участок отсутствует, о чем он знал. Владелец мог также считать, что это такой земельный участок, от которого собственник отказался. Но и в этом случае владелец знал, что право собственности на данный участок у него отсутствует.

Если же владелец считал, что земельный участок находится не в частной собственности, то в соответствии со ст. 214 ГК РФ, он является муниципальной или государственной собственностью. При этом участок также не находится в собственности владельца. Следовательно, получается, что в любом случае в отношении земельных участков ст. 234 ГК РФ не работает.

По крайней мере, суды нередко делают вывод о незаконности владения земельным участком и на этом основании отказывают в иске на праве приобретательной давности. Как правило, в подобных случаях суды делают вывод о невозможности признать законным факт незаконного (ибо оно не принадлежит владельцу на праве собственности) владения имуществом, хотя добросовестность в порядке ст.

234 ГК РФ может присутствовать. Правда, суды ее, как правило, отрицают, ссылаясь на незаконность владения. Несмотря на то, что, на самом деле, из содержания ст. 234 ГК РФ о добросовестности владения как раз и следует его законность – даже при наличии факта отсутствия права собственности (на земельный участок): главное, чтобы об этом не знал и не должен был знать владелец.

Ибо доказать последнее, очень часто, не представляется возможным.

Отметим, что относительно другого имущества ситуация представляется совсем иным образом. Например, гражданин может владеть автомобилем, собственник которого неизвестен и установить которого не представляется возможным по причине отсутствия госномеров и иных доказательств.

Тогда как установить характер права собственности и определить собственника земельного участка несложно: следует подать заявку на получение сведений о нем в Росреестр (Кадастровую палату). Последний выдаст достоверную информацию обо всех собственниках, которые когда-либо регистрировали свое право собственности на данный земельный участок (при условии, что эта информация там ИМЕЕТСЯ).

Или можно обратиться с заявлением в местную администрацию, которая также хранит сведения о собственнике, так как любой участок отчуждается по соответствующему постановлению. Вот при отсутствии такой информации в Росреестре, в местной администрации как раз может появиться возможность применения ст. 234 ГК РФ о праве приобретательной давности.

В иных же случаях, видится, что способ приобретения земельного участка в собственность, основанный на приобретательной давности, скорее всего, не поможет. Ведь если суду не будут предоставлены доказательства того, что земельный участок находится в частной собственности, он не сможет применить ст. 234 ГК РФ.

А если такие доказательства есть, то при наличии частной собственности на участок суд, скорее всего, также не сможет применить эту норму, но уже по другой причине: в силу недобросовестности владения.

Поэтому, что бы там ни говорили теоретики права, применение приобретательной давности для целей оформления прав на земельный участок, в рамках действующего законодательства, возможно лишь в редких случаях, например, когда собственник сам отказался от этого участка. За редким исключением, судебная практика здесь – отказная.

Правда, может получиться применить эту норму (лишь теоретически) в том случае, если на владельца перешло право узаконения земельного участка от прежних собственников, ибо в таком случае ему не знает и не должен знать об отсутствии у него права собственности в силу того, что право собственности принадлежит ЕМУ и он знает об этом своем потенциальном праве, которое, однако, еще не оформлено в законом установленном порядке, т.е. добросовестность выполняется. Хотя, нам неизвестны соответствующие случаи из судебной практики, когда суды применяли бы эту норму. Ибо при таких обстоятельствах применяются иные способы приобретения права собственности на земельные участки. Хотя, об этом говорить пока что рано. Вот после 01 марта 2015 г., когда возможности по приобретению земельных участков в собственность стали несколько ограниченными, быть может, приобретательная давность – это один из запасных вариантов в этом случае. Правда, неизвестно, насколько адекватно эта норма будет учитываться судами. И, в любом случае, эта норма не может быть применена, если земельный участок не находится в частной собственности. Т.е. ее использование возможно лишь в целях признания права собственности на землю, но никак не при признании права на (бесплатную) приватизацию земельного участка.

С уважением к Вам.

Источник: http://www.dissertacii-diplom-ufa.ru/informacija/zemlja/priobretatelnaja-davnost.html

Предоставление земельных участков многодетным

Кто нам должен показать границы выделенного участка?

В 2011 законодательные акты пополнились нормой, предусматривающей выделение многодетным семьям участков земли (закон 138-ФЗ).  Государство вводит безвозмездное предоставление земли для строительства или реализации иных целей. Право на преференции получили родители, которые состоят в официальном браке, а также граждане, которые в силу определенных обстоятельств воспитывают детей одни. 

Земельные участки для семей с тремя и более детьми

Многодетными семьями в целях исполнения нормативных актов считаются те, которые имеют троих и более детей. Земельные участки выделяются из фонда, принадлежащего муниципалитетам или непосредственно государству.

Размер участка устанавливается региональным законодательством, с учетом особенностей земельного фонда в каждом городе или в сельской местности.

Минимальный размер участка варьируется в пределах от 6 до 10 соток, максимальный не должен превышать значение в 15 соток. 

Предоставление земельных участков многодетным осуществляется при обнаружении следующих обстоятельств:

  • семья воспитывает трех и более детей, которые не достигли возраста совершеннолетия. При этом учитываются как собственные, так и приемные дети;;
  • семья проживает в регионе более 5 лет;
  • родители должны состоять в браке. Исключением являются матери и отцы, воспитывающие детей самостоятельно;
  • у семьи, претендующей на земельный участок должны отсутствовать  иные земельные объекты, предоставленные в рамках государственного субсидирования. Если семья обладает земельным участком, унаследованным от родственников, его не учитывают при принятии итогового решения.

Основания для получения земельного участка

Для получения участка многодетная семья должна проинформировать о своих намерениях в письменной форме  местную администрацию. К заявлению следует приложить документы, иллюстрирующие статус многодетной семьи, прописку в регионе и отсутствие иной земельной собственности.

Предоставление земельных участков многодетным семьям реализуется на основании:

  • копии свидетельств рождения на каждого из детей;
  • копия брачного свидетельства;
  • выписка из домовой книги, в которой зафиксирован факт проживания семьи по определенному адресу;
  • справка, иллюстрирующая состав семьи;
  • справка об отсутствии ограничений прав родителей на воспитание детей;
  • копии  личных документов каждого из родителей;
  • справки от органов опеки по усыновленным детям.

Данный комплект позволяет муниципалитету принять решение о выделении земельного участка многодетной семьи или об отказе в представлении земли. Рассматривать документы администрация может в течение месяца.

Если решение положительное, то за семьей закрепляется специальный регистрационный номер, который указывает на очередность получения льготного участка. Данный порядок подкрепляется нормами ст. 51 ЖК РФ.

Сроки получения участков

Максимальный срок ожидания составляет один год. На практике все зависит от наличия свободных участков в регионе. Полученную землю можно использовать как плацдарм для строительства дома или для организации подсобного или фермерского хозяйства. 

Получить участок от государства можно один раз за всю жизнь. Земельный участок должен располагаться в границах муниципалитета, который принимает решение о выделении земли многодетной семье. От участка можно оказаться, если его характеристики не устраивают семью. Однако, при этом семье придется заново регистрировать в муниципалитете в качестве нуждающихся. 

Законодательные нормы не запрещают продажу участка в любое удобное время. Земельные участки многодетным семьям, как и субсидия на приобретение жилья являются мерами поддержки граждан, обеспечивающих демографический рост, со стороны государства. Семье могут отказать в выделении участка по следующим причинам:

  • представление некорректных персональных данных;
  • изменение места жительства;
  • смена гражданства;
  • при наличии добровольного отказа родителей от выделенного участка земли.

Правительство планирует  и дальнейшие модификации законодательства, предусматривающие возможность получения жилья по договору социального найма в сокращенные сроки семьями, отказавшимися от  выделенной земли.

Однако, данные меры, рассматриваются аналитиками в сфере жилищного законодательства, как неоднозначные, т.к.

они могут привести к увеличению квартирных очередей и появлению недовольства иных категорий граждан, страдающих от жилищной необеспеченности.

Приватизация земельных участков – процедура, позволяющая получить в распоряжение земельный надел любой площади. Полученную землю можно использовать для решения сельскохозяйственных задач или для размещения частного дома. … По законодательству РФ принудительное изъятие земельного участка признано одним из оснований, по которому ликвидируется право собственности владельца на данный участок.  Принудительное изъятие возможно в следующих … В действующем Законодательстве четко регламентируются положения, касающиеся разделения земельных участков. Однако в Земельном Кодексе, к сожалению, изложены только общие понятия и определения, основные подробности по так … Вопрос о том, как получить участок земли бесплатно, является актуальным для большого числа российских граждан. Кому предоставляется право на получение участка и как это осуществляется, будет рассмотрено в настоящей стать … Дарение, как и приватизация земельных участков – популярная юридическая процедура, во многом потому, что имущество – земля, подаренное близким родственникам, не облагается налоговыми сборами. Процесс дарения подраз …

gilkod.ru/article/kvartirnyj_vopros/Predostavlenie-zemelnyh-uchastkov-mnogodetnym.html

09.08.2019 – Валентина Белова

Добрый день. После рождения третьего ребенка, я пошла в администрацию встать на получение земельного участка. Мне было отказано, объяснив тем, что земли нет в городе. Что делать в такой ситуации? Спасибо.

Источник: http://www.gilkod.ru/article/kvartirnyj_vopros/Predostavlenie-zemelnyh-uchastkov-mnogodetnym.html

Придомовая территория многоквартирного дома: как определить и где узнать ее границы?

Кто нам должен показать границы выделенного участка?

Что следует понимать под этой территорией, а также зачем необходимо знать границы придомовой территории многоквартирного дома и основные правила эксплуатации – расскажем в статье.

Нормативное регулирование

Говоря о том, в каких границах расположена та или иная придомовая территория, необходимо отметить, что регулируется этот показатель Градостроительным Кодексом (в части нормирования его), Земельным (в той части, в которой происходит определение фактических границ выделенного для конкретного дома земельного участка), а также Федеральным законом №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в отношении процедуры оформления земельного участка в долевую собственность жильцов рассматриваемого дома).

Часть 1 статьи 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации устанавливает обязательность наличия градостроительного регламента в каждом конкретном регионе, а также во всех муниципальных образованиях, в которых осуществляется работа по возведению различных зданий, принадлежащих к жилому и нежилому фонду. Именно этим регламентом в каждом городе устанавливаются те нормативы, в соответствии с которыми формируется придомовый участок конкретного дома.

Статья 11.2 Земельного Кодекса описывает тот перечень действий, которые должны быть осуществлены для формирования того или иного земельного участка, в том числе и определения его границ.

Глава 3 Федерального закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» описывает подробный порядок действий, необходимых для оформления выделенного под придомовую территорию земельного участка и признания таких действий законными.

Что необходимо знать о придомовой территории?

Очень часто придомовую территорию называют двором, однако это неправильно, так как двор далеко не всегда охватывает инженерно-коммуникационные сети, используемые для обслуживания конкретного здания (например, территория вокруг дома не включает в себя электроподстанцию, которая обеспечивает конкретный дом электричеством).

То есть, в соответствии с п.4 ч.1 ст.36 Жилищного Кодекса придомовой территорией надо считать тот участок земли, который занят не только самим домом, но и его парковкой, пожарными проездами, детскими площадками, а также инженерными коммуникациями, обеспечивающими полноценное функционирование конкретного дома.

Этот надел имеет свои границы, которые должны быть установлены и оформлены надлежащим образом. Знать эти границы необходимо с той целью, чтобы исключить возможность уменьшения выделенного участка или неправомерность эксплуатации его, что может негативным образом сказаться на жильцах рассматриваемого дома.

 Ограничивать доступ к территории вокруг дома ее собственники права не имеют, как и чинить любые препятствия для обслуживания инженерных коммуникаций и обустройства участка.

У них есть возможность передавать часть площади в аренду, размещать на ней рекламные щиты, оборудовать платную стоянку.

Вырученные деньги можно использовать для общедомовых потребностей: ремонта дома, частичной оплаты коммунальных услуг и т.п.

Как определяются границы территории?

В соответствии со всеми перечисленными выше нормативными актами границы придомовой территории определяются, исходя из расчета тех норм, которые определены градостроительным регламентом в каждом конкретном городе.

Согласно плану, границы придомовой территории определяются в соответствии с теми нормами площади предоставленного земельного участка, которые установлены для данного региона. В расчете таких границ обязательно учитывается этажность дома, его общая площадь, количество имеющихся квартир в доме, а также площадь того района, в котором расположен изучаемый дом.

Границы придомовой территории, как правило, определяются таким образом, чтобы выделенный участок мог обеспечить удовлетворение минимальных потребностей жильцов дома в организации детской площадки, парковочного пространства, а также обеспечения расположения необходимых инженерно-коммуникационных сетей для обеспечения нужд жильцов данного дома.

Где можно узнать границы?

Так как выделенный земельный участок, служащий придомовой территорией многоквартирному дому, проходит обязательную государственную регистрацию, все необходимые данные о нем, в том числе и его границы, можно узнать сразу в нескольких базах: в Государственном Кадастре недвижимости.

Все содержащиеся там сведения имеют отражение на публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте Росреестра. Если понадобится более подробная информация, ее можно почерпнуть из кадастрового паспорта, который должен храниться у председателя дома (в руководстве ЖСК или ТСЖ).

В Едином государственном реестре прав на недвижимость содержатся данные не только о том, на каких правах представлен данный участок, но также и о том, какую площадь он занимает, когда произошло его оформление и каким образом были установлены границы этого участка.

Кроме того, сведения о границах придомовой территории каждого дома, расположенного на территории муниципального образования, содержатся в уполномоченных органах по имущественным и земельным вопросам, в чьем ведении находится конкретный земельный район.       

Каковы стандартные размеры территории?

Градостроительным Кодексом, как уже говорилось выше, устанавливается обязательность определения придомовой территории для каждого дома в соответствии с действующими на территории конкретного муниципального образования градостроительными регламентами. Именно они определяют те минимальные значения, которые должны быть утверждены для каждого конкретного дома при расчете выделяемого ему участка земли.

Таким образом, стандартных размеров на сегодняшний день не существует.

Однако рассчитать примерную площадь выделяемого земельного участка можно по формуле, установленной в Приказе Министерства строительства и земельных и имущественных отношений №59 (СП 30-101-98) Российской Федерации: Sнорм. = У*Sк, где Sнорм – это тот норматив площади земельного участка, который должен быть выделен для конкретного дома.

Значение Y определяется по формуле расчета доли земли на 1 квадратный метр жилья. Этот показатель напрямую зависит от этажности дома, его площади и количества квартир в нем. Кроме того, обязательно при расчете этого показателя учитывается год постройки дома.

Второй показатель – Sк – это площадь всех имеющихся квартир в данном доме, а также всего общего имущества, которое есть в этом доме.

При этом в придомовую территорию не должны включаться места общего пользования – такие, как подъезды и входы около них, возле входов в подвальные помещения дома и иные территории, которые не могут быть отделены от дома, так как это повлечет невозможность его полноценной эксплуатации.

Если границы не были установлены

Их можно установить в случае принятия такого решения на собрании владельцев всех помещений в рассматриваемом доме. Для этого должно быть созвано собрание, по результатам которого будет принято такое решение, оформленное в виде подписанного протокола.

Пример проекта межевания территории многоквартирных домов делится на несколько этапов: на первом этапе выбранное ответственное лицо за организацию оформления границ земельного участка, выданного для конкретного дома, подает заявку об оформлении земельного надела в уполномоченные органы по распоряжению государственным и муниципальным недвижимым имуществом.

На втором этапе к заявке необходимо приложить документы, подтверждающие ключевые характеристики дома, а также сведения о том, что ранее такие мероприятия не осуществлялись.

Третий этап осуществляется только представителями уполномоченных органов, которые будут проводить межевание участка с целью определения его площади и границ, с выдачей соответствующего акта.

На четвертом этапе на основании выданного акта межевания происходит оформление права собственности на участок с оформлением долевого владения на него (так как он будет принадлежать именно на таком праве всем владельцам помещений в доме).

Заключение

Придомовая территория – это земельный участок, на котором расположен дом со всеми необходимыми для его полноценного функционирования инфраструктурными элементами и зелеными насаждениями.

Такой участок подлежит обязательному оформлению путем установления его отведенных границ и их регистрации.

Для этого достаточно собрать всех владельцев помещений в доме и на таком собрании вынести соответствующее решение и запротоколировать его.

СВОЁ -интернет-журнал для собственников

Источник: https://kazned.ru/news/8879

Консультант закона
Добавить комментарий