Кто виноват в случившемся ДТП в данном случае и последствия?

Попал в аварию на каршеринге, что делать?

Кто виноват в случившемся ДТП в данном случае и последствия?

статьи (нажмите для быстрого перехода):

Каршеринг – услуга, которая пользуется большой популярностью. Ей часто пользуются автовладельцы, сдавшие свое транспортное средство в ремонт или приехавшие в чужой город. На сегодняшний день в Москве работают десятки фирм, предлагающие авто в аренду.

При подписании договора мы обращаем внимание на доступность цены и быстроту оформления документов, часто не обращая внимания на штрафы, которые налагаются на водителей, ставших участником аварии на арендованном автомобиле. В результате таких арендаторов ждет неприятный сюрприз. Что делать тем, кто попал в ДТП на каршеринге? Этот вопрос часто нам задают читатели, поэтому предлагаю сегодня его рассмотреть.

Авария на арендованном авто: порядок последующих действий

Порядок действий, которые должен выполнить попавший в аварию на арендованной машине водитель, несколько отличается от обычного. Как и во всех остальных случаях, он должен:

  • заглушить мотор;
  • выйти из автомобиля;
  • включить «аварийку»;
  • выставить аварийный знак на расстоянии 15 м, если ДТП произошло в населенном пункте и 30 м, если за его пределами;
  • проверить наличие пострадавших;
  • при наличии раненых вызвать скорую помощь или направить их в больницу на попутном транспорте.

Хочу обратить Ваше внимание на важный момент. Оформлять дорожно-транспортное происшествие в случае, если один из автомобилей оказался арендованным категорически нельзя. Даже при незначительных ДТП нужно обязательно вызывать сотрудников ГИБДД.

Далее нужно связаться с оператором компании, сдавшей в аренду машину. Нужно коротко описать ситуацию, назвать место, где произошла авария, описать повреждения транспортного средства. Зафиксировав звонок, сотрудник фирмы расскажет, как себя вести дальше.

Во время разговора нужно уточнить, какие именно документы потребуются при передаче машины и в какой срок их надо принести. Нарушение установленных внутренних правил может привести к тому, что сдавшая авто в аренду компания потребует от клиента полного возмещения убытков даже в том случае, если не он был виновником ДТП.

Есть фирмы, которые просто просят водителей оставить документы в бардачке автомобиля, поэтому данный момент нудно обязательно выяснить.

Водители должны обязательно дождаться приезда представителей Госавтоинспекции. Нельзя забывать о человеческом факторе. При оформлении протокола инспектор может допустить какие-то неточности, о чем-то забыть, а это может стоить попавшему в аварию на каршеринге водителю немалых сумм. Поэтому за оформлением документов нужно следить с особым вниманием.

Только после завершения всех процедур можно убирать транспортное средство с дороги. О том, где припарковать машину, нужно также спросить у представителя арендодателя. Ну а если автомобиль получил настолько тяжелые повреждения, что не может передвигаться самостоятельно, придется вызывать эвакуатор. В большинстве случаев оплачивать услуги приходится «из собственного кармана».

Что нельзя делать с каршеригновой машиной после аварии

Большинство каршеринговых компаний лояльно относятся к своим клиентам, проводят всевозможные акции и предлагают скидки при повторном заказе авто. Но на такое отношение могут рассчитывать только порядочные законопослушные арендаторы. В договоре аренды всегда предусмотрены дополнительные санкции против водителей, которые:

  1. Умолчали о том, что попали в аварию. Сообщать о дорожно-транспортном происшествии нужно в установленный договором срок. В противном случае не избежать начисления штрафа, а иногда и требования о полном возмещении ущерба.
  2. Сбежали с места происшествия. Мнение о том, что нельзя найти водителя каршеринговой машины ошибочно. Выяснение личности такого участника движения – дело времени. После этого его ожидает привлечение к административной ответственности и санкции (обычно это значительные штрафы) со стороны арендодателя.
  3. Умолчали о незначительных повреждениях. Из-под колеса впереди едущей машины выскочил камень или авто «зацепили» на парковке? Не стоит скрывать получение незначительных дефектов. Если водитель не виноват в случившемся, возмещать убытки и платить штраф не придется. А того, кто решит скрыть повреждения, ждут серьезные санкции.

Кроме этого нельзя забывать о существовании «черных списков». Попавшие в них водители вряд ли смогут воспользоваться услугами каршеринга.

Возмещение ущерба после аварии на арендованной машине

При оформлении договора аренды к аккаунту водителя привязывается банковская карта.

В соглашении обычно прописывается пункт о том, что в случае аварии по вине арендатора или других нарушений установленных договором условий штраф (компенсация) будет автоматически списан именно с этой карты.

Поэтому такие действия каршеринговой фирмы являются совершенно законными. Сроки списания прописываются в соглашении. Они не могут превышать 3-х лет (это срок исковой давности по гражданским делам).

Если к аварии привели действия арендовавшего машину водителя, то наличия договора КАСКО и ее полиса (большое значение имеет как оформлена страховка, с франшизой или без).

Возмещение по КАСКО

При наличии полиса КАСКО все убытки покроет страховая компания. Это произойдет в том случае, размер ущерба не превышает указанной в договоре суммы и страховка была приобретена без франшизы. Детальная информация о том, как возмещается ущерб, если полис был куплен со скидкой, можно узнать в нашей статье «КАСКО с франшизой». 

Если пострадавшему транспортному средству и его здоровью был причинен значительный ущерб, который не покрывается страховкой или полис добровольного страхования был приобретен с франшизой, недостающие средства водителю придется выплачивать. Если он не выполнит это требование добровольно, сумму взыщут в судебном порядке.

Аренда застрахованного по КАСКО авто обычно стоит чуть дороже, но, как видим, имеет смысл немного раскошелиться и в случае аварии снять с себя хоть некоторую часть расходов.

Компенсация убытков по «автогражданке»

Каждый водитель знает, что на компенсацию по ОСАГО может рассчитывать только пострадавший участник аварии.

Если в ДТП виноват водитель каршеринга, а машина застрахована только по «автогражданке», оплачивать восстановление арендованного автомобиля придется именно ему.

Да и страховая компания фирмы-арендодателя скорее всего будет требовать от виновника возврата выплаченных пострадавшему участнику аварии средств.

Если же арендатор окажется пострадавшей стороной, то процедура возмещения ущерба немного отличается от стандартной. Каршеринговой компании нужно передать:

  • протокол с места происшествия;
  • постановление о возбуждении административного или уголовного дела (определение об отказе в возбуждении);
  • полис «автогражданки»;
  • документы на автомобиль и все другие документы, имеющие отношение к аварии.

Также пострадавшего в аварии водителя попросят написать заявление о случившемся.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

Виноват водитель каршеринга: какие расходы его ожидают?

Серьезные затраты ожидают водителя арендованного автомобиля, если выяснится, что именно его действия привели к столкновению. За нарушение ПДД таких участников аварии обычно привлекают к административной ответственности и наказывают штрафом (размер зависит от того, по какой статье КоАП РФ было квалифицировано правонарушение).

Кроме этого придется уплатить штраф арендатору. Сумма зависит от класса автомобиля и в среднем составляет 30-50 тысяч рублей. За свой счет придется возмещать и причиненный транспортному средству ущерб.

Тут сложно говорить об определенных цифрах.

Все зависит от того, насколько серьезно был поврежден автомобиль и ряда других факторов (например, попавшим в аварию в состоянии алкогольного или наркотического опьянения водителям на лояльность рассчитывать не придется однозначно).

Если в результате дорожно-транспортного происшествия был причинен ущерб 3-м лицам, возмещать его также придется арендатору. Каршеринговая компания эти расходы на себя однозначно не возьмет.

Состояние опьянения: последствия для водителя

Насколько сложной бы ни была авария, состояние опьянения является отягчающим обстоятельством. Наказание для такого виновника ДТП будет более жестким.

Дело в том, что если в крови водителя, чьи действия спровоцировали столкновение, найдут алкоголь или наркотики, страховые компании откажутся выплачивать компенсацию как по КАСКО, так и по ОСАГО.

В результате все убытки нетрезвому водителю придется возмещать самому.

В таких случаях жесткие санкции применяются фирмами-арендодателями. Наказание для них прописывается в договоре. Это штраф, который может составить от 50 до 250 тысяч рублей. В этом случае о лояльности каршеринговой компании можно забыть.

С не меньшей строгостью к пьяным водителям относится закон. Их привлекают к административной ответственности по статье 12.8 КоАП РФ и наказывают штрафом в размере 30 тысяч рублей. Правонарушителя также ожидает лишение водительских прав сроком до 2-х лет.

Заключение

Каршеринг – услуга, популярность которой растет день ото дня. К сожалению, водители, использующие арендованные машины, также попадают в аварии. В этом случае процедура возмещения убытков несколько отличается от стандартной. Надеемся, что наша статья поможет людям, попавшим в подобную ситуацию, найти из нее правильный выход.

Источник: https://www.avtojurist.su/popal-v-avariyu-na-karsheringe-chto-delat/

Порядок действий после ДТП если не виновен?

Кто виноват в случившемся ДТП в данном случае и последствия?

Каждый водитель ежедневно подвергает себя огромному риску попадания в ДТП. Последствия такого события невозможно предсказать, а уж сколько нервов и сил придется потратить на решение вопросов со страховой, судом и прочими инстанциями.

Особенно много приходится пережить водителю, который не виноват в этом происшествии: кроме материального вреда его транспортному средству, может быть нанесен физический ущерб здоровью. В зависимости от его тяжести, возможен и моральный ущерб. Одним словом, последствий очень много.

Что же делать, если ты попал в ДТП, куда ехать после инцидента, а главное, может ли страховка ОСАГО  компенсировать все повреждения?

Действия при ДТП

Дорожно-транспортные происшествия бывают разными.

В большинстве случаев, это столкновения, в результате которых может быть нанесен:

  • ущерб транспортным средствам, как пострадавшего, так и виновника ДТП;
  • физический ущерб жизни и здоровью участникам происшествия;
  • моральный вред потерпевшей стороне.

Из этого следует, что автомобильные катастрофы не могут пройти без последствий. А исход этих событий во многом определяется тем, как поведет себя та или иная сторона. В автошколах учат теорию, как вести себя в случае ДТП, но на практике, все всегда намного сложнее.

Поэтому не лишним будет повторить еще раз.

  1. Остановите машину так быстро, насколько это возможно.
    Даже если происшествие произошло не по вашей вине, а у вас есть страховка КАСКО, нужно остановиться и оформить все по закону. Если вы поедете дальше, то водитель, который виноват, вызовет работников ГИБДД, скажет, что произошло ДТП, а второй участник скрылся. И тогда доказать свою невиновность будет практически невозможно, более того, вся материальная ответственность ляжет на ваши плечи.
  2. Проверьте состояние здоровья пассажиров вашего автомобиля, а также узнайте, есть ли пострадавшие у виновника.
    Если есть люди, которым нужен врач, то вызовите скорую и окажите первую доврачебную помощь до приезда медиков. Если же пострадавших нет, то можно переходить к следующему шагу.
  3. Вызовите работников ГИБДД, а также сообщите в свою страховую компанию, что произошел страховой случай.
    Делать это нужно прямо на месте аварии, поскольку частой причиной отказа в выплате является несоблюдение правил извещения страховой компании о ДТП. Прежде чем приедут работники дорожного патруля, обязательно спросите у водителя, который виноват в данной ситуации, его водительское удостоверение, техпаспорт, страховку. Сейчас это все можно сфотографировать, чтобы не тратить лишнее время на переписывание данных.
  4. На месте ДТП вы можете зафиксировать на фото и видео все повреждения вашего автомобиля, осколки на дорожном полотне, тормозной путь и остальные детали, которые касаются этого происшествия.
  5. Опросите свидетелей.
    Возьмите у них контакты, а если у рядом идущих машин был включен видеорегистратор, то попросите запись, она будет очень полезна при разбирательствах.

Стоит отметить, что есть определенная категория водителей, которые в случае дорожно-транспортного происшествия способны понять, какие ошибки они допустили, и что спровоцировало аварию. Но зачастую, автомобилисты не спешат признавать свою вину.

Это тоже можно понять, в общей суматохе сложно разобраться в деталях. Поэтому нужно быть вежливым, не бросаться в обвинения и срываться на крик. Чем корректнее вы будете вести беседу, тем больше шансов, что виновник будет адекватен и пойдет вам навстречу.

Есть также небольшой список действий, которые не нужно делать в случае дорожно-транспортного происшествия:

  • не перемещай автомобиль, а также детали, которые имеют отношение к ДТП, поскольку это может быть расценено, будто ты пытаешься изменить обстоятельства происшествия в свою пользу;
  • не поддавайся на уговоры, порешать все на месте. Без работников ГИБДД возможно только оформить Европротокол, и то, если обстоятельства позволяют;
  • не бери в залог у водителя, который виноват, документы или деньги, поскольку он может заявить, что ты вымогатель или вор;
  • не употребляй алкоголь после аварии, поскольку может потребоваться медицинское освидетельствование и в этом случае, тебе грозят серьезные неприятности.

Когда возможно оформление ДТП без ГИБДД

На сегодняшний день, работники ГИБДД выезжают на серьезные автокатастрофы, а мелкие столкновения можно зарегистрировать самостоятельно.

Такой способ оформления ДТП называется Европротокол и возможен он при определенных условиях:

  1. В аварии участвовало только два автомобиля, и оба водителя застрахованы по ОСАГО.
  2. У сторон нет разногласий. Если ты попал в ДТП и четко понимаешь, что вина этого происшествия не твоя, а второй участник с этим согласен, то это наиболее быстрый способ решения проблемы.
  3. Нанесен только материальный ущерб, а сумма вреда не более 100 000 рублей.

При таких обстоятельствах страховка ОСАГО может покрыть небольшой ущерб, виновнику не придется платить штраф за нарушение, а пострадавшая сторона может быстро получить компенсацию. Как видите, это очень удобно.

Главное, правильно заполнить извещение и своевременно подать заявление в страховую компанию.

Кто виноват?

Как показывает практика, больше всего проблем при дорожно-транспортном происшествии возникает при определении того, кто же виноват в данном инциденте. Иногда стороны долго спорят. Если ты стал участником аварии, после которой не ясно, кто её спровоцировал, то здесь одна дорога – в суд.

Если стороны не могут прийти к общему соглашению, то оформление аварии с помощью Европротокола невозможно. Нужно обязательно вызывать ГИБДД. И это будет первая инстанция, которой предстоит разобраться в сложившейся ситуации. К слову, если у одного из водителей отсутствует страховка ОСАГО, то вероятно, виноваты будут оба, а компенсации не получит никто.

Инспектор ГИБДД на месте фиксирует все детали происшествия, составляя попутно протокол и справку о ДТП. Справка может быть обычной и расширенной. При небольшом происшествии оформляется обычная справка, в которой описаны все детали.

Если же ты попал в серьезную аварию, в которой есть пострадавшие, а один из водителей вызывает подозрения о нетрезвом вождении, то здесь будет оформляться расширенный документ, куда будут внесены данные о медицинском освидетельствовании.

Медицинское освидетельствование, которое обычно проходят водители, виновные в аварии, должно пройти по всем правилам процедуры:

  • процедура должна проводиться в медучреждениях, имеющих на это лицензию;
  • освидетельствование должен проводить врач-нарколог или токсиколог;
  • водитель имеет право отказаться от данной процедуры, но это является поводом для отказа в выплатах;
  • акт медицинского освидетельствования является важным документом, составляется в трех экземплярах, один из которых прилагается к пакету документов для страховой компании.

В некоторых случаях на месте катастрофы может работать аварийный комиссар, он не входит в пакет услуг по ОСАГО, но его услуги включены в страховку КАСКО. Это, как правило, сотрудник страховой компании, действующий в интересах своего работодателя.

Иногда аварком может быть от частной фирмы, и тогда он считает сумму в интересах пострадавшего. Но наиболее справедливым способом определения суммы ущерба является независимая экспертиза.

Сегодня по закону, независимую экспертизу автомобиля после ДТП может сделать только компания или эксперт, имеющий на данный вид деятельности аккредитацию. Автотехническая проверка машины может определить не только сумму ущерба, но и предъявить доказательства виновности или невиновности водителя исследуемого транспортного средства.

Все данные от ГИБДД, аварийных комиссаров, независимых экспертов нужно будет передать в суд. Делать это следует в самые короткие сроки после аварии, поскольку, страховая компании не начнет выплату, пока не будет определен виновник.

Действия пострадавшего после ДТП

Как правило, с этого места для пострадавшего и начинается самое интересное. Вопросов очень много и самым главным является то, как будет происходить возмещение ущерба. Если ты попал в ДТП, при этом не виноват, то все вопросы компенсации будет решать страховая компания виновника.

При оформленной страховке ОСАГО, как у одной, так и у другой стороны, проблем возникнуть не должно. Однако, мы рассмотрим два варианта развития событий – если виновник имеет полис обязательной автогражданки, а также, если он у него отсутствует в принципе.

Виновник застрахован по ОСАГО

Действия человека, который попал в автокатастрофу, после этого происшествия должны быть довольно решительными, ведь если упустить главное, можно очень много потерять.

Схема действий следующая.

  1. Вы обращаетесь в свою страховую компанию за прямой компенсацией.
    Этот момент можно оговорить на месте происшествия. Не полагайтесь на обещания виновника, что «ты, мол, поезжай, а я сам поеду в страховую».  Как бы не сложились обстоятельства, две страховые компании самостоятельно смогут между собой решить вопрос: либо оплату сделает компания виновника, либо вы получите возмещение от своей, а страховщик отсудит эту сумму у компании виновника. Такая схема работает в обоих вариантах, поэтому не ждите, обращайтесь сразу.
  2. Не пожалейте денег на независимую экспертизу.
    Оплатить её нужно будет сразу, но, приложив чек, вы можете легко запросить компенсировать и эти расходы. Независимый эксперт качественно и беспристрастно осмотрит ваш автомобиль и составит акт повреждений с определенной суммой ущерба. Данная сумма и будет, собственно говоря, фигурировать в вашей выплате.
  3. В страховой компании вам нужно будет предъявить список документов:
  • справка с места ДТП, протокол ГИБДД или Европротокол;
  • паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • техпаспорт;
  • акт независимого эксперта;
  • банковские реквизиты, куда должны быть переведены деньги.

Согласно закону «Об ОСАГО», подать документы нужно не позднее пятидневного срока после ДТП. Компенсировать ущерб страховщики обязаны в течение 30 дней с момента подачи пакета документов, либо дать аргументированный отказ.

https://www.youtube.com/watch?v=__TEtSw7AQk

Выплата ущерба от страховой компании может осуществляться тремя способами:

  • выплата наличных денег в кассе страховщика;
  • безналичный расчет на банковскую карту или расчетный счет;
  • ремонт автомобиля на партнерском СТО.

Источник: https://ukstrela.com/poryadok-deystviy-posle-dtp-esli-ne-vinoven/

Когда нужно привлекать работника к ответственности за причинение им ущерба работодателю в результате ДТП?

Кто виноват в случившемся ДТП в данном случае и последствия?

Когда нужно привлекать работника к ответственности за причинение им ущерба работодателю в результате ДТП?

Само по себе причинение работником ущерба работодателю в результате дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП) не является основанием для привлечения работника к полной материальной ответственности. Вместе с тем такая ответственность может наступить при наличии предусмотренных законом условий.

В соответствии с ч. 2 ст. 242 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) полная материальная ответственность может возлагаться на работника в случаях, предусмотренных Кодексом или иными федеральными законами.

Применительно к этой норме следует учитывать, что водители как таковые не относятся к числу работников, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности.

Причинение водителем ущерба работодателю при исполнении трудовых обязанностей не относится к числу случаев, когда полная материальная ответственность возлагается на работника в силу прямого указания закона (см. п. 1 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Вместе с тем такая ответственность может иметь место по иным основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 243 ТК РФ, при наличии указанных в ней обстоятельств.

В частности, полная материальная ответственность возлагается на работника в случае причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом (п. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Судебная практика исходит именно из того, что привлечение к ответственности по этому основанию возможно при условии, что по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении работника вынесено постановление о назначении административного наказания либо постановление о прекращении производства по делу в связи с малозначительностью правонарушения (см. п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»).

Доказательством вины работника служат документы, оформленные ГИБДД: справка об участии в ДТП, протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности.

Что касается договора о полной материальной ответственности, необходимо помнить, что он может быть заключен только с определенными категориями работников, входящими в Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (утвержден постановлением Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85). Иначе правовых последствий такой договор иметь не будет.

В соответствии с данным Перечнем договор о полной материальной ответственности может быть заключен с работниками, осуществляющими получение, заготовку, хранение, учет, выдачу, транспортировку материальных ценностей, в том числе с экспедиторами по перевозке.

Вместе с тем в этом случае полная ответственность не распространяется на автомобиль, используемый для выполнения служебных обязанностей.
Кроме того, как следует из п. 2 ч. 1 ст. 243 ТК РФ, указанные лица отвечают за недостачу вверенных им ценностей (например, грузов), но не за их порчу (в частности, в результате ДТП).

Самостоятельным основанием полной материальной ответственности работника является причинение ущерба умышленно либо в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (п. 3, 4 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Следует учитывать, что для наступления ответственности по первому из этих оснований умысел работника должен быть направлен именно на причинение ущерба работодателю.

Согласно решению Киселевского городского суда Кемеровской области от 3 февраля 2011 года удовлетворены исковые требования ЗАО «ТалТрансКом» к работнику (водителю) о возмещении работником причиненного ущерба в результате ДТП.

ЗАО «ТалТрансКом» обратилось в суд с иском к работнику о возмещении работником причиненного ущерба.

Требования мотивированы тем, что работник был принят на работу в ЗАО «ТалТрансКом» в качестве водителя. Проработав менее 1 месяца, ответчик 16 мая 2010 года, управляя автомобилем организации, стал участником дорожно-транспортного происшествия — столкновения с другим автомобилем.

Для выяснения причины вышеуказанного дорожно-транспортного происшествия было проведено служебное расследование, в ходе которого установлено, что водитель в момент дорожно-транспортного происшествия находился в состоянии наркотического опьянения.

В результате дорожно-транспортного происшествия автомобилям причинены различные повреждения.

В результате данных повреждений ЗАО «ТалТрансКом» причинен ущерб в сумме 225 316 рублей, что подтверждается независимой оценкой восстановления (ремонта) транспортных средств.

После ДТП ответчику было предложено в письменной форме добровольно возместить причиненный ЗАО «ТалТрансКом» ущерб, на что был получен категоричный отказ.

На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика 225 316 рублей в возмещение материального ущерба, 5000 рублей — стоимость услуг по оценке стоимости ремонта автомобилей, 5503 рублей 16 копеек — расходы по государственной пошлине, всего 235 819 рублей 16 копеек.

Ответчик исковые требования не признал, пояснив, что автомобиль, которым он управлял, был неисправен — не работала тормозная система, было сломано рулевое управление. Ответчик также пояснил, что его заставили работать на неисправном автомобиле, на котором он и поехал.

Ответчик не виноват в ДТП, так как ехал по своей полосе, а водитель второго БелАЗа выехал на встречную полосу. Ответчик пытался избежать столкновения с двигавшимся навстречу БелАзом, пытался вывернуть руль, но не смог, так как рулевое управление было неисправно, ответчик жал на тормоз, но автомобиль продолжал движение.

Наркотики ответчик употреблял за 5 дней до случившегося. Прежде чем выходить на работу, он проходил медицинское обследование, был допущен до работы.

Решением Киселевского городского суда Кемеровской области от 3 февраля 2011 года постановлено: взыскать с ответчика в пользу закрытого акционерного общества «ТалТрансКом» в возмещение причиненного работником ущерба 180 000 рублей, судебные расходы в сумме 9 800 рублей, всего 189 800 рублей.
Суд первой инстанции верно установил, что ущерб был причинен ЗАО «ТалТрансКом» виновными действиями ответчика, находившегося при исполнении трудовых обязанностей и управлявшего автомобилем БелАЗ в состоянии наркотического опьянения.

Обстоятельства, при которых произошло дорожно-транспортное происшествие и при которых работодателю был причинен материальный ущерб, установлены судом первой инстанции на основании исследования и оценки совокупности доказательств, представленных в материалах дела.

Суд первой инстанции установил вину лица исходя из представленных в суде доказательств, при этом суд не устанавливал факт совершения лицом административного проступка исходя из положений КоАП РФ. Предметом исследования данного дела являлось изучение обстоятельств в рамках трудовых правоотношений с учетом положений ТК РФ.

Ответственность по п. 4 ч. 1 ст. 243 ТК РФ может наступить при условии, что имеется причинно-следственная связь между опьянением работника и причинением ущерба.

Сам по себе факт нахождения работника в состоянии опьянения в момент причинения ущерба достаточным основанием ответственности не является (см.

, например, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2011 г. № 33-1645/2011).

Кроме того, для наступления ответственности необходимы и иные общие условия материальной ответственности, в том числе вина работника в причинении ущерба (см. ч. 1 ст. 233 ТК РФ).

Таким образом, если по результатам рассмотрения дела о ДТП работник был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, и привлечен к административной ответственности, то работодатель вправе взыскать с работника материальный ущерб в полном размере.

Если административное нарушение соответствующим образом не оформлено, ущерб можно взыскать лишь в размере, не превышающем средний месячный заработок работника (ст. 241 ТК РФ).

Для примера приведем несколько судебных решений.

Так, решением Новоспасского районного суда Ульяновской области от 13.07.2009 было отказано в удовлетворении требований работодателя о взыскании с работника полного размера ущерба, причиненного в результате повреждения автомобиля в ДТП. Суд пришел к выводу, что работник может быть привлечен к материальной ответственности лишь в размере своего среднего заработка, поскольку:

— договор о полной материальной ответственности, заключенный с работником как с водителем автомобиля, является незаконным;

— в материалах дела не имеется данных о том, что работник за совершение ДТП был в установленном порядке привлечен к административной ответственности.
Решение суда было оставлено в силе определением Ульяновского областного суда от 25.08.2009.

Источник: https://www.top-personal.ru/adminlawissue.html?186

Обоюдная винапри ДТП: кому положенавыплата по ОСАГО?

Кто виноват в случившемся ДТП в данном случае и последствия?

Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?

Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей.

Фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте.

А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.

Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента.

Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников.

А страховая компания тем более не обладает полномочиями для этого.

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи (п. 22 ст. 12). В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц».

Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i».

Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд.

В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги.

И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

https://www.youtube.com/watch?v=QXlLkw0nII4

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, в июне 2019 года при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты.

Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток.

Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур.

Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы.

Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_obojudnaya_vina

Мотоциклист столкнулся с автомобилем, выехавшим со второстепенной дороги. Кто виновник ДТП с тяжкими последствиями?

Кто виноват в случившемся ДТП в данном случае и последствия?

По какой причине дорожные инциденты с мотоциклистами имеют такой резонанс, в том числе среди наших читателей? Может быть, дело в том, что байкера не защищает металлический кузов и в случае аварии последствия бывают куда как серьезнее? Или мотоциклисты ничего не могут поделать со своей репутацией, так же как и владельцы автомобилей известной марки? А ведь иной раз разбор дорожной ситуации занимает много месяцев, и даже после этого все не так очевидно. О таком ДТП и пойдет речь в сегодняшнем материале Onliner.by: нашим собеседником стал мотоциклист, который чудом выжил в аварии и теперь настаивает на своей невиновности.

Ивану (имя изменено) на момент ДТП было только 17 лет. Он уже водил мотоцикл, у него были права категории А1.

На эту категорию можно сдавать с 16 лет, она дает право управлять так называемыми легкими мотоциклами, то есть с объемом двигателя до 125 куб. см.

Полноценную категорию А и право управлять мотоциклами любого класса молодой человек готовился получить автоматически через месяц, по достижении 18 лет.

Солигорск, 18 мая этого года. Иван ехал на байке своего друга — Yamaha YZF с объемом двигателя 600 куб. см.

https://www.youtube.com/watch?v=tANNPeKYETI

Мотоцикл «тяжелый», свой «легкий» сломался. Парень отправился на нем на учебу и около полудня возвращался домой.

Из материалов следствия:

«Около 11:50 произошло столкновение автомобиля Chevrolet Aveo, выезжавшего на проезжую часть улицы Заслонова с дворовой территории дома 50, с мотоциклом Yamaha YZF600, двигавшимся по улице Заслонова со стороны проспекта Мира в направлении улицы Ленина, т. е. слева направо относительно направления движения автомобиля».

Мотоцикл врезался в район переднего колеса с водительской стороны легковушки. Случись такое с двумя автомобилями, едва бы кто-то пострадал. А мотоциклист получил тяжкие травмы и экстренно был доставлен в реанимацию.

У молодого человека в результате ДТП была переломана грудина, сломано несколько ребер, врачи также диагностировали разрыв легкого, перелом руки, предплечья и сложный перелом локтя. Открытый перелом фаланги одного из пальцев на правой руке привел к его ампутации. Парень пролежал в коме 12 дней.

— Я помню, как пришел в себя в больнице. Сразу же хотел встать, куда-то идти. Ничего не помнил, ничего не понимал. Где я, что произошло? — вспоминает Иван. — Врачи удержали, не дали встать. Говорят, лежи, ты в аварию попал.

Первую информацию о произошедшем парень получил именно от медиков. Но те знали не много: ехал, столкнулся… Спустя еще четыре дня пострадавшего перевели из реанимационного отделения больницы в травматологию. Пришли друзья. Картина стала проясняться.

— Тогда казалось, что все очевидно. Сам я не помнил дня ДТП, не мог сказать, ни как я ехал, ни как все произошло. Не помню и сейчас. Но на тот момент все было понятно: я ехал по главной дороге, а водитель автомобиля выезжал со второстепенной и не пропустил. Это затем все перевернулось с ног на голову…

28 мая и 8 июня были проведены экспертизы: одна должна была установить техническое состояние транспортных средств, другая — их скорости в момент столкновения.

Однако экспертным путем установить, с какой скоростью двигались автомобиль и мотоцикл, оказалось невозможно. 7 июля на месте ДТП был проведен следственный эксперимент.

С его помощью устанавливалась не только скорость транспортных средств, но и место их столкновения, траектория движения, обзорность в момент аварии.

— Поначалу был только один свидетель, который утверждал, что я «летел» по дороге. Это был водитель, который в момент ДТП двигался во встречном по отношению ко мне направлении. На следственном эксперименте он показал, что моя скорость была 72 км/ч.

Но нашлись и другие свидетели, в том числе водитель, который двигался в попутном направлении. С его слов, сам он ехал 40 км/ч, а я незадолго до столкновения его опередил небыстро. В итоге на следственном эксперименте этот свидетель показал, что я ехал со скоростью 58 км/ч.

По показаниям еще одного свидетеля, моя скорость составляла 56 км/ч.

Из материалов следствия:

«В рассматриваемой дорожной ситуации действия водителя мотоцикла Yamaha YZF600, осуществляющего движение в населенном пункте со скоростью 72 км/ч, не соответствовали требованию п.

 88 Правил дорожного движения, а при движении со скоростью 58—60 км/ч не противоречили требованиям указанного пункта.

В рассматриваемой дорожной ситуации с технической точки зрения превышение скоростного режима не явилось техническим условием рассматриваемого происшествия».

19 июня Ивана выписали из больницы. В локте, который сильно пострадал в результате сложного перелома, остались спицы, которые извлекли только осенью. В результате, говорит собеседник, рука восстановилась не полностью — не до конца сгибается и разгибается. В остальном парень уже чувствует себя нормально.

— Я был в шлеме. Всегда ездил в экипировке. У меня была и другая защита, но как раз в тот день я ее не надел. На учебу же ехал — там экипировка вроде как не к месту. Думаю, что в конечном итоге мне очень повезло. Когда я уже был в травматологии, заходил врач с интерном. Так вот он при мне говорил практиканту, что у меня было мало шансов выжить.

Следствие по уголовному делу тем временем продолжалось. Один из главных вопросов — имел ли мотоциклист техническую возможность избежать столкновения с автомобилем. Согласно заключению эксперта — имел.

Из материалов следствия:

«Установлено, что водитель автомобиля Chevrolet Aveo, в нарушение требований п. 108 ПДД, при выезде с дворовой территории на проезжую часть улицы Заслонова не уступил дорогу мотоциклу Yamaha YZF600.

Водитель автомобиля за 4 секунды до столкновения имел возможность обнаружить приближающийся к нему слева мотоцикл, водитель которого также мог за 4 секунды до столкновения обнаружить автомобиль, выезжающий на полосу движения его мотоцикла.

Автомобиль выезжал из-за припаркованного у края проезжей части автомобиля, поэтому мотоциклист мог обнаружить его на проезжей части ранее, чем водитель Chevrolet мог увидеть мотоцикл. Это обусловлено конструкцией транспортных средств.

С момента наступления реальной возможности обнаружить на полосе своего движения автомобиль, пересекающий траекторию движения мотоцикла, водитель Yamaha YZF600 в нарушение требований п. 87.2 ПДД не принял своевременных мер к снижению скорости движения, вплоть до полной остановки, а изменил направление своего движения, повернув левее, ближе к центру проезжей части».

По первоначальной версии следствия, нарушение п. 87.

2 ПДД (при возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, он обязан немедленно принять меры к снижению скорости движения, вплоть до остановки транспортного средства) водителем мотоцикла находится в прямой причинной связи с рассматриваемым ДТП. В то же время нарушение требований п. 108 ПДД (на перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся к нему по главной дороге, независимо от направления их дальнейшего движения) водителем легкового автомобиля подлежит рассмотрению в порядке административного законодательства, так как не находится в прямой причинно-следственной связи с ДТП.

Иван с такой формулировкой не согласен. Он сомневается, что у него действительно были эти 4 секунды для того, чтобы остановиться. К тому же на месте ДТП оставался тормозной след его мотоцикла, который при расследовании, как считает водитель, не учитывался.

— В конце августа я узнал, что дело закрывают за отсутствием состава преступления, а я остаюсь виноватым. Я не хотел, чтобы к уголовной ответственности привлекали водителя Chevrolet. Там такой же молодой парень, всего на год старше меня.

Судимость бы помешала ему в дальнейшем. Я думал, мы разрешим наши вопросы на уровне компенсации вреда и все. Но мы не пришли к согласию.

Что в такой ситуации делать? Я пошел в прокуратуру, написал обращение о том, что не согласен с решением следователя.

Вскоре из прокуратуры пришел ответ: производство по данному уголовному делу возобновлено. В Следственном комитете эту информацию корреспонденту Onliner.by подтвердили. Там сообщили, что проводятся дополнительные следственные действия, также будет проведен еще один следственный эксперимент.

— Я жду результатов этого расследования, — говорит Иван. — Если ничего не переменится, буду подавать на пересмотр в вышестоящие органы. Я не могу понять, как то, что водитель выехал передо мной со второстепенной дороги, не состоит в прямой связи со случившимся ДТП. Получается, я ехал по главной дороге и остался виноват!

Ко всему прочему, молодой человек получил уведомление от страховой компании.

Страховщики, поскольку Иван управлял мотоциклом не имея соответствующего водительского удостоверения, требуют от него возмещения более 56 млн рублей, выплаченных по страховке водителю Chevrolet.

Ущерб, нанесенный в ДТП мотоциклу, оценен в сумму более 30 млн рублей. Если мотоциклист будет признан виновником аварии, то этих денег ему не выплатят. Хозяин байка разбитую Yamaha продал на запчасти. Ремонт обошелся бы дороже стоимости мотоцикла.

— Со страховой компанией не поспоришь — деньги нужно отдавать. Я действительно ехал без нужной категории, — признает парень. — И я понимаю, что должен возместить стоимость мотоцикла его хозяину. Мы с ним говорили, он с пониманием отнесся к сложившейся ситуации. Договорились, что все разрешим между собой.

Но помощи со стороны Иван не ждет. Он благодарен друзьям за поддержку и понимание и намерен сам отработать то, что должен. В такой ситуации молодой человек старается сохранять бодрость духа и чувство юмора. В подтверждение этого публикуем картинку, которую нам прислал он сам.

С мотоциклами Иван завязывать не планирует, хотя больше за руль не садился — не до того.

— Я за это время продал свой мотоцикл, амуницию. Часть денег ушла на лечение, часть — юристам. Теперь нужно заработать, чтобы рассчитаться по долгам.

Источник: https://auto.onliner.by/2015/12/21/moto-175

Консультант закона
Добавить комментарий