Могут ли возникнуть проблемы с исполнительным производством при исправлении в ИЛ?

Замена стороны на стадии исполнения судебного акта: что необходимо учесть?

Могут ли возникнуть проблемы с исполнительным производством при исправлении в ИЛ?

Главной целью любого судебного разбирательства является разрешение спора путем вынесения законного и исполнимого судебного акта. Но его принятие в большинстве случаев — только первый этап на пути получения ожидаемого результата.

Все же главной целью лица, в пользу которого принят данный документ, является его исполнение. На этой стадии может возникнуть ряд сложностей, в том числе и в связи с необходимостью замены стороны: как взыскателя, так и должника.

Основные подводные камни этого процесса и способы избежать их на примерах исполнения актов арбитражных судов рассмотрим в материале.

Идеальной представляется ситуация, когда для исполнения вынесенного акта не требуется применения процедур принудительного исполнения, например в случае добровольной выплаты присужденной суммы.

Но, к сожалению, на практике в большинстве случаев требуется принудительное исполнение, в частности обращение в Федеральную службу судебных приставов, а в случае взыскания денежных средств — в кредитную организацию.

По смыслу Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнение судебного акта является неотъемлемой частью судебного процесса. Данное правило абсолютно логично, так как важен не сам судебный процесс, а его результат — восстановление нарушенных прав и законных интересов участников разбирательства.

Иное означало бы потерю связи между судом как органом, наделенным полномочиями на разрешение возникающих споров, и непосредственным исполнением судебного акта как внешним выражением результата разрешения спора.

Суд на данной стадии в большей степени наделен функциями контроля и разрешения организационных вопросов.

Указанное является не праздным теоретическим рассуждением, а имеет сугубо практическое применение.

Если исполнение судебного акта является стадией судопроизводства, то логичным является распространение в отношении исполнения норм о правопреемстве, предусмотренных процессуальным законом, в частности ст. 48 АПК РФ. В части 1 обозначенной статьи указано, что правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса, следовательно, и при исполнении судебного акта.

В случае если происходит принудительное исполнение, то корреспондирующей нормой к положениям АПК РФ выступает ст. 52 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве).

Цитируем документ

В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав — исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником.

Статья 52 Закона об исполнительном производстве

При этом более важным в данном случае является не лицо, производящее замену, а основание такой замены. В соответствии с действующим законодательством единственным способом осуществить правопреемство на стадии исполнения судебного акта является получение судебного акта о правопреемстве (п. 1 ч. 2 ст. 52 Закона об исполнительном производстве).

Указанный вывод дополнительно подтвердил Пленум Верховного суда РФ в п. 27 постановления от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее — постановление № 50).

Цитируем документ

В случае выбытия взыскателя или должника в исполнительном производстве, возбужденном на основании выданного судом исполнительного документа (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в правоотношениях), вопрос о правопреемстве подлежит разрешению судом (ст. 44 ГПК РФ, ст. 44 КАС РФ, ст. 48 АПК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 52 Закона об исполнительном производстве).

Пункт 27 постановления № 50

Правило о необходимости судебной замены лица справедливо и для исполнения судебного акта кредитной организацией.

Так как банк должен исполнять именно судебный акт, то замена стороны также происходит в соответствии с требованиями процессуального законодательства.

При этом стоит отметить, что Закон об исполнительном производстве регулирует принудительное исполнение не только со стороны приставов, но и со стороны кредитных организаций.

В каких случаях необходима замена и как она производится?

Правопреемство — достаточно распространенный институт гражданских правоотношений. При этом закон не делает каких-либо отличий при замене стороны как в случае универсального, так и в случае сингулярного правопреемства. Необходимость замены стороны на стадии исполнения судебного акта может возникнуть в случае наследования, реорганизации юридического лица, уступки права требования и т.д.

Инициатором замены стороны на стадии исполнения может выступать судебный пристав — исполнитель, стороны исполнительного производства, лицо, считающее себя правопреемником выбывшей стороны исполнительного производства. Соответствующее заявление подается вне зависимости от того, выдавался исполнительный лист или нет, так как данный факт не может ограничить права лиц на правопреемство.

В постановлении № 50 указано, что вопрос о правопреемстве выбывшей стороны исполнительного производства суды рассматривают, применяя положения АПК РФ об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, изменении способа и порядка его исполнения (ст.

324 АПК РФ). Данный порядок подразумевает извещение судебного пристава — исполнителя, стороны исполнительного производства и лица, указанного в качестве правопреемника. Нарушение порядка извещения указанных лиц является основанием для отмены судебного акта.

Судебный пристав — исполнитель не привлекается к рассмотрению заявления, если исполнительное производство не возбуждено и замена производится для целей будущего обращения за принудительным исполнением.

Отметим, что положения ст. 333.21 Налогового кодекса РФ не содержат требования об оплате государственной пошлины при подаче заявления о процессуальном правопреемстве.

Суд при рассмотрении заявления о процессуальном правопреемстве должен проверить и установить, действительно ли сторона выбыла из правоотношения, в котором она является стороной по делу, а также состоялась ли передача стороной соответствующих прав ее правопреемнику в случаях, предусмотренных законодательством, на момент рассмотрения вопроса.

Например, в постановлении АС Московского округа от 03.04.

2017 № Ф05-1996/2017 по делу № А40-145733/2015 рассмотрена ситуация, когда в передаточном акте организации отсутствовало указание на то, что права по договору, из правоотношений по которому возник спор по делу, передавались новому юридическому лицу в результате правопреемства. Суд отказал в удовлетворении заявления о замене, так как исходил из отсутствия факта перехода прав.

Достаточно распространенной является судебная практика, по которой суды отказывают в правопреемстве по договорам цессии. Суды изучают момент перехода права и устанавливают, был ли осуществлен такой переход.

Например, если в договоре цессии установлено, что право цедента переходит к цессионарию только после получения встречного исполнения, а подтверждений такого исполнения, в частности оплаты, не предоставлено, суд отказывает в удовлетворении заявления о правопреемстве (см.

, например, постановление АС Дальневосточного округа от 18.07.2016 № Ф03-3247/2016 по делу № А51-13992/2007).

Если передача прав запрещена либо не соответствует законодательству Российской Федерации, то заявителю будет отказано в произведении замены.

В случае, если правопреемство произошло на основании договора цессии, а в соответствии с требованиями законодательства такой договор должен быть зарегистрирован, отсутствие регистрации является основанием для отказа в удовлетворении заявления о правопреемстве (см., например, постановление АС Северо-Западного округа от 24.01.2017 № Ф07-11476/2016 по делу № А66-1561/2015).

Таким образом, при подаче заявления о замене стороны исполнительного производства необходимо внимательно проанализировать обстоятельства и имеющиеся документы на предмет фактического перехода прав по правоотношениям. Отсутствие подтверждения факта передачи прав и обязанностей является одной из наиболее распространенных причин для отказа в удовлетворении заявления о замене стороны.

В соответствии со ст.

187 АПК РФ определение о процессуальном правопреемстве вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца со дня вынесения. При этом Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязанности по оплате госпошлины при обжаловании определения об отказе в удовлетворении заявления об установлении процессуального правопреемства.

В каких случаях замена не производится?

Помимо необоснованности заявления о правопреемстве, основаниями для отказа суда в удовлетворении соответствующего требования будут следующие случаи.

В соответствии со ст.

383 ГК РФ переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности требований о выплате алиментов и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, не допускается.

На невозможность правопреемства в рамках исполнения судебного акта в случаях, если права или обязанности неразрывно связаны с личностью стороны, также указывает Пленум ВС РФ в постановлении № 50.

Согласно позиции Верховного суда РФ в случае, если у организации произошло изменение наименования без процедур реорганизации, необходимости в подачи заявления о процессуальном правопреемстве нет (п.

20 постановления № 50). В таком случае состав сторон не изменяется, соответственно, переход прав по смыслу гражданского законодательства не происходит.

Из чего следует, что основания для внесения изменений в субъектный состав отсутствуют.

Данной позиции придерживался и Высший арбитражный суд РФ. В частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.03.2012 № 14953/11 по делу № А56-13787/2011 cказано, что если изменяется наименование взыскателя, то выбытия стороны из правоотношения не происходит и, следовательно, необходимости в разрешении судом вопроса о процессуальном правопреемстве нет.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/370672/

Предоставление информации о задолженностях в рамках исполнительного производства

Могут ли возникнуть проблемы с исполнительным производством при исправлении в ИЛ?

Заявитель имеет право подать жалобу на решения, действия (бездействие) Федеральной службы судебных приставов России (далее — ФССП), ее территориальных органов и их структурных подразделений, а также их должностных лиц при предоставлении государственной услуги.

Предметом жалобы являются решения и действия (бездействие) ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, а также их должностных лиц при предоставлении государственной услуги, в том числе в случаях:

  • нарушения срока регистрации заявления заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушения срока предоставления государственной услуги;
  • требования представления заявителем документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказа в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказа в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребования с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказа ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, а также их должностных лиц, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;

Жалоба подается заявителем в ФССП России, ее территориальные органы и их структурные подразделения.

Жалоба заявителя может быть направлена:

  • руководителю ФССП России — на решение или действия (бездействие) заместителя руководителя ФССП России;
  • заместителю руководителя ФССП России — на решение или действия (бездействие) руководителя курируемого им структурного подразделения ФССП России;
  • руководителю структурного подразделения ФССП России — на решение или действия (бездействие) должностного лица, уполномоченного на рассмотрение заявления в этом структурном подразделении;
  • руководителю территориального органа ФССП России — на решение или действия (бездействие) заместителя руководителя территориального органа ФССП России;
  • заместителю руководителя территориального органа ФССП России — на решение или действия (бездействие) руководителя структурного подразделения территориального органа ФССП России;
  • руководителю структурного подразделения территориального органа ФССП России — на решение или действия (бездействие) должностного лица, уполномоченного на рассмотрение заявления в этом структурном подразделении;

Жалоба может быть направлена по почте, посредством сайта ФССП России и сайтов ее территориальных органов, Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www.gosuslugi.

ru), федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Жалоба может быть подана заявителем через Многофункциональный центр предоставления государственных услуг (далее — МФЦ).

При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в ФССП России, ее территориальный орган или его структурное подразделение в порядке и сроки, которые установлены соглашениями о взаимодействии, заключенными между МФЦ и территориальными органами ФССП России, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба должна содержать:

  • наименование ФССП России, ее территориального органа, должностного лица структурного подразделения, предоставившего государственную услугу, решение и действия (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства или наименование, сведения о месте нахождения (для юридических лиц), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ФССП России, ее территориального органа, должностного лица структурного подразделения, предоставившего государственную услугу;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением, действием (бездействием) ФССП России, ее территориального органа, должностного лица структурного подразделения, предоставившего государственную услугу. Заявитель может представить документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
  • в случае подачи жалобы через представителя заявителя также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя;

В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности;

При подаче жалобы в электронном виде документы, указанные в пункте 9, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен Законом об электронной подписи, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

ФССП России, ее территориальные органы и их структурные подразделения обеспечивают:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, их должностных лиц, посредством размещения информации на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ФССП России и сайтах ее территориальных органов, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);
  • консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
  • формирование и представление ежеквартально в ФССП России отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб);

Сроки рассмотрения жалобы:

  • срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации;
  • поступившая жалоба подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления;
  • срок передачи жалобы должностному лицу, уполномоченному на ее рассмотрение, не должен превышать одного рабочего дня;
  • в случае обжалования отказа ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, их должностных лиц в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации;
  • в случае если принятие решения по жалобе не входит в компетенцию ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации, ФССП России, ее территориальные органы и их структурные подразделения направляют жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информируют заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе;

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо, уполномоченное на ее рассмотрение:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных должностным лицом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы;

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалобы. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование ФССП России, ее территориального органа или его структурного подразделения, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалобы;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, предоставившем государственную услугу, решение, действия (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения;

Отказ в удовлетворении жалобы может осуществляться в следующих случаях:

  • наличия вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подачи жалобы заявителем, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличия решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы;

Должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалобы, вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствия возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе;

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы:

  • ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме;
  • по желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалобы в соответствии с Законом об электронной подписи;
  • заявитель может получить решение по жалобе, поданной любым способом, посредством федеральной государственной информационной системы, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими;

Заявитель вправе обжаловать решения по жалобе, действия (бездействие) ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, их должностных лиц, в ходе предоставления государственной услуги в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается на сайте ФССП России и сайтах ее территориальных органов, в МФЦ, на информационных стендах или в информационных терминалах в помещениях ФССП России, ее территориальных органов и их структурных подразделений, предоставляется должностными лицами по телефону и при личном приеме.

Источник: https://gu.spb.ru/188401/mfcservice/

Восстановление работника на работе: проблемы теории и практики

Могут ли возникнуть проблемы с исполнительным производством при исправлении в ИЛ?
Обложка

Попов А. Н. Разграничение преступлений против жизни со смежными составами по признакам вины

Любавина М. А. Ответственность лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения

Безбородов Д. А. О некоторых особенностях применения уголовного закона в случае нарушения правил безопасности при ведении строительных и иных работ

Краев Д. Ю. Уголовная ответственность за убийство с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение

Морозова Ю. В. К вопросу о соотношении составов преступлений, предусмотренных ст.ст. 195—197 Уголовного кодекса Российской Федерации

Федышина П. В. Уголовно-правовое значение способа совершения преступления

Данилова Н. А., Николаева Т. Г. К вопросу о действии права в уголовном судопроизводстве

Антонов И. А. Производство отдельных следственных действий: вопросы этики и права

Ларинков А. А. Понятие и значение взаимодействия органов предварительного расследования с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в уголовном судопроизводстве

Серова Е. Б. Способ совершения преступления против избирательных прав граждан как обстоятельство, подлежащее дока-зыванию, и его оценка прокурором

Елагина Е. В. Сроки производства судебной экспертизы и разумный срок уголовного судопроизводства

Григорьева М. А. Работа прокурора с документами по делам о нарушении правил безопасности при ведении строительных работ

Исламова Э. Р. Актуальные вопросы привлечения юридических лиц к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ

Занин Т. В. Проблемы соотношения положений ст. 5.59 КоАП РФ и понятия «публично значимые функции»

Честнов И. Л. Юридическая догматика в контексте постклассической парадигмы

Фирсов В. В. Организация русской адвокатуры как результат судебной реформы 1864 года

Николаева Т. Г. Новое в уголовно-процессуальном законодательстве

Шиплюк В. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам уголовного судопроизводства

Грушевая Е. П. К вопросу об имущественной ответственности государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, осуществляющих деятельность, приносящую доход

Лавров В. В. Некоторые проблемы правовой охраны объектов археологического наследия

Сорокин Д. П. Несовершенство уголовного закона позволяет арбитражному управляющему избежать ответственности

Чернышева Л. А. Восстановление работника на работе: проблемы теории и практики

Лебедев А. Н., Лебедева Г. П. Недействительность сделок: некоторые новые подходы

Агабаева А. В. Полномочия прокурора при рассмотрении ходатайства об исключении доказательств на предварительном слушании

Сычев Д. А. Надзорное и обвинительное начало в досудебной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве России (исторический и процессуальный анализ)

Л. А. ЧЕРНЫШЕВА

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей, в том числе установление гарантий права работника на защиту от незаконного увольнения или перевода на другую работу.

Данные гарантии реализуются, в частности, путем регламентирования в Трудовом кодексе Российской Федерации порядка и оснований увольнения работника, перевода на другую работу, а также путем предоставления ему права на обращение в суд либо в государственную инспекцию труда с требованием восстановления нарушенного права.

В соответствии со ст.ст. 356 и 357 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством, в том числе, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.

В статье 83 ТК РФ предусмотрено в качестве основания прекращения трудового договора восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда. Исходя из приведенных положений ст.

83 ТК РФ и учитывая полномочия федеральной инспекции труда, установленные ст.ст.

356 и 357 ТК РФ, можно сделать вывод о том, что государственный инспектор труда вправе устранить нарушения, допущенные в отношении работника, в том числе и при его

Стр.101

увольнении, присущим данному органу административно-правовым способом — посредством вынесения обязательного для работодателя предписания об отмене приказа работодателя об увольнении работника, но не имеет полномочий на восстановление работника на работе.

К компетенции суда относится рассмотрение спора о восстановлении на работе, что предусмотрено ст.

391 ТК РФ, в соответствии с которой непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работников  о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного либо переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению (ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 396 Трудового кодекса Российской Федерации).

Одной из проблем в данном случае является то, что механизм немедленного исполнения работодателем решения о восстановлении работника на работе трудовым законодательством не предусмотрен. В этой связи судебные решения о восстановлении на работе незаконно уволенного работника относятся к одним из самых трудноисполнимых.

Восстановление на работе влечет за собой реализацию целого комплекса прав работника, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве, а именно:

права на предоставление ему прежней работы, т. е. работы по той же трудовой функции, с теми же условиями труда, предусмотренными трудовым договором;

оплату за время вынужденного прогула либо выплату разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы с учетом индексации;

взыскание денежной компенсации морального вреда;

выплату за все время задержки исполнения решения о восстановлении среднего заработка или разницы в заработке.

Под задержкой исполнения решения о восстановлении на работе следует в соответствии со ст. 106 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ понимать:

неиздание работодателем приказа о восстановлении работника;

предоставление работы не по той должности (специальности), которая указана в решении суда о восстановлении на работе;

поручение работы, не соответствующей приказу о восстановлении на прежней работе.

Как уже отмечалось, решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должно быть исполнено немедленно, т. е. в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю (работнику), работодателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Принудительное исполнение решения суда о восстановлении работника на работе обеспечивается выдачей исполнительного листа. Исполнительный лист выдается взыскателю  или по его просьбе направляется судом для исполнения.

Исполнительный лист в соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является одним из видов исполнительных документов и в нем должно быть указано:

наименование и адрес суда, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;

наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;

дата принятия судебного акта;

дата вступления в законную силу судебного акта либо указание на немедленное исполнение;

сведения о работодателе и работнике:

а) для граждан — фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания;

Стр.102

б) для организаций — наименование и юридический адрес;

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования — наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;

резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на работодателя обязанности по совершению в пользу работника определенных действий;

дата выдачи исполнительного документа и др.

Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

В случае неисполнения работодателем требования о восстановлении на работе уволенного или переведенного работника судебный пристав-исполнитель принимает меры, предусмотренные ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», т. е. выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает работодателю новый срок для исполнения(1).

При невыполнении работодателем требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении работодателя протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.

Содержащееся в исполнительном документе требование о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника считается фактически исполненным, если работник допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей и отменен приказ (распоряжение) об увольнении или о переводе работника (ст. 106 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Действующее законодательство не дает однозначного ответа на ряд вопросов, возникающих в практике исполнения решений суда о восстановлении на работе.

Во-первых, не совсем ясно, что должен делать работодатель с трудовым договором, заключенным с работником, восстановленным на работе. Законодатель лишь указывает на обязанность работодателя отменить приказ об увольнении или о переводе работника.

Подразумевается, что, отменяя приказ об увольнении, работодатель тем самым подтверждает, что трудовой договор, заключенный ранее с восстановленным работником, имеет юридическую силу.

Сложность заключается в том, что за время судебного разбирательства дела о восстановлении на работе у работодателя могли произойти изменения организационного или технологического характера, например структурные изменения, изменения технологии производства, изменения подведомственности и др.

В результате этих изменений немедленно и должным образом исполнить решение суда для работодателя не представляется возможным по объективным причинам, так как все изменения условий трудового договора (изменения трудовой функции, места работы, оплаты труда и т. д.) могут быть произведены в общем порядке, предусмотренном ст. 72 ТК РФ, посредством заключения дополнительного соглашения к данному трудовому договору.

Поэтому на практике часто возникают случаи, когда необходимо получить разъяснение о порядке исполнения решения. Согласно ст. 433 ГПК РФ обращение в суд за разъяснением возможно только в случае неясности требования, содержащегося в судебном постановлении, подлежащем исполнению.

Согласно ст. 433 ГПК РФ в случае неясности требования, содержащегося в судебном постановлении, подлежащем исполнению, судебный пристав-исполнитель вправе просить принявший это постановление суд о разъяснении судебного постановления, на основании которого выдан

Стр.103

исполнительный документ. Разъяснение судебного постановления проводится по правилам, изложенным в ст. 202 ГПК РФ.

Часть 1 ст. 202 ГПК РФ предусматривает, что в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя вправе разъяснить решение суда, не изменяя его содержания.

Разъяснение решения является одним из способов устранения его недостатков и дается в случаях, указанных в законе.

Так, отказывая в разъяснении решения, суд, руководствуясь ст. ст. 202, 433 ГПК РФ, обоснованно указал, что основания для разъяснения исполнительного документа отсутствуют, поскольку решение Пресненского районного суда г.

Москвы от 1 апреля 2011 г. и требование, содержащееся в исполнительном листе, о восстановлении М. в должности генерального директора ОАО от не содержат каких-либо неясностей или неполноты, препятствующих их исполнению.

Порядок исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения установлены в ст. 106 Федерального закона «Об исполнительном производстве», что также не требует дополнительных разъяснений(1).

Еще одна сложность, с которой сталкивается работодатель при исполнении решения, — это «судьба» работника, который уже принят на работу на место незаконно уволенного работника. Получается, что работодатель в один день должен восстановить работника, ранее занимавшего эту должность, а именно предоставить ему прежнюю работу, т. е.

работу по той же трудовой функции, с теми же условиями труда, предусмотренными трудовым договором, и уволить работника, который принят на эту должность.

При этом трудовое законодательство не предусматривает сроки для предупреждения принятого работника об увольнении, предложение ему другой работы и других гарантий, тем самым нарушая его трудовые права.

Кроме вышеперечисленного при восстановлении работника на работе работодатель обязан:

при необходимости внести соответствующие изменения в штатное расписание;

ознакомить восстановленного работника с приказом о восстановлении на работе;

сделать соответствующую запись в личной карточке работника(2).

Источник: http://www.procuror.spb.ru/k1524.html

Консультант закона
Добавить комментарий