Можно ли получить выплаты по страховке, если в ДТП признан виновным другой водитель?

Автострахование в Казахстане: в каких случаях ущерб не будет возмещаться и как этого избежать

Можно ли получить выплаты по страховке, если в ДТП признан виновным другой водитель?

Каждая вторая семья в Казахстане владеет личным транспортным средством. Улицы Алматы и Астаны давно погрязли в пробках, а с наступлением заморозков не избежать и аварийных ситуаций на дорогах.

Журналисты informburo.kz разобрались в неутихающих спорах о возмещении страховыми компаниями ущерба после ДТП. О самых наболевших вопросах казахстанцев рассказала судья Верховного суда РК Альфия Савинова.

Вред, причинённый в результате взаимодействия с источником повышенной опасности, возмещается на общих основаниях – то есть при наличии вины владельца транспортного средства. Например, если столкнулись два автомобиля и оба пострадали, то владелец, по чьей вине нанесён вред, будет возмещать ущерб другому.

Обратите внимание, что речь идёт об ответственности владельцев транспортных средств. В связи с этим следует пояснить, что в данном случае понятия “собственник” и “владелец” – неоднозначные.

Владельцем автомобиля может быть не только сам собственник, но и другое лицо, которое владеет им на законном основании. Например, это может быть договор аренды или доверенность.

Поэтому каждое лицо, которое по какому-либо законному основанию владеет транспортным средством, должно обязательно застраховать свою ответственность за имущество.

Это делается в первую очередь для защиты прав потерпевших.

Страхование гражданско-правовой ответственности транспортных средств. Сразу стоит пояснить, что любое транспортное средство является источником повышенной опасности. Если автомобиль сбил пешехода, владелец может отвечать и без вины.

Его ответственность может исключаться только в двух случаях:

  • если он докажет, что вред причинён обстоятельствами непреодолимой силы (землетрясение, наводнение, другие катаклизмы)
  • умысел потерпевшего. Если в суде будет доказано, что он умышленно бросился под колёса автомобиля.

Если лицо управляет автомобилем в силу трудовых отношений, либо с владельцем или в его присутствии. К примеру, транспортная компания имеет в собственности несколько автомобилей. Она обязана заключить страховой договор по каждой единице эксплуатируемого транспортного средства. Эта страховка будет действовать в отношении любого работника предприятия, который будет управлять автомобилем.

Допустим, если водитель фирмы совершил ДТП, то отвечать за ущерб будет владелец этого транспортного средства – компания, которой принадлежит автомобиль. Если автомобиль застрахован, то ущерб будет выплачивать страховая компания. Таким образом, суд выясняет, кто на данный момент является владельцем автомобиля и застрахована ли его ответственность.

Это когда за вред отвечает не одно лицо, а два и более.

Что касается вреда, причинённого источником повышенной опасности, то законом солидарная ответственность предусмотрена только в одном случае: если вред причинён третьему лицу, в результате взаимодействия этих источников.

Например, столкнулись два автомобиля, и вред причинён третьему лицу – пешеходу. Отвечать перед ним будут два владельца солидарно и одновременно. Во всех остальных случаях солидарная ответственность не наступает, отвечает только один владелец.

Например, совершено ДТП, водитель признан виновным, понёс административную ответственность. Имущество владельца застраховано. При этом есть перечень случаев, когда страховщики могут эту сумму потребовать у своего страхователя:

  • Если автомобилем управлял водитель в состоянии алкогольного опьянения
  • Если лицо без объективных причин отказалось от прохождения медицинского освидетельствования
  • Если водитель скрылся с места ДТП
  • Если автомобилем управлял человек, не имеющий права управления. Здесь часто возникал вопрос: что это за человек? На практике страховые компании таковыми признают лица, которые имеют незарегистрированную доверенность, когда ещё письменная доверенность была нужна. Лицо, не имеющее права управления – это человек, который вообще не имеет водительского удостоверения. То есть никогда его не имело, либо было лишено водительских прав судом, или не имеет соответствующей категории. В этом случае СК имеет право обратного требования.
  • Ещё один случай, который часто вызывает споры. Когда страховой случай наступил вследствие неисправности автомобиля, о котором страхователь узнал или должен был знать. То есть она должна быть явной, и доказательство этого должна представить страховая компания. Например, решением суда был удовлетворён иск страховой компании к собственнику транспортного средства. В суде было установлено, что ДТП произошло в результате технической неисправности автомобиля – не работало сцепление. Водитель, который управлял этим транспортным средством, пояснил, что о неисправности он знал и неоднократно предупреждал своего владельца, однако тот постоянно откладывал проведение ремонта.

В 2016 году в закон “О страховании” были внесены изменения. Национальным банком были разработаны правила определения размера вреда, причинённого транспортному средству.

Если ранее страхователь производил оценку вреда с помощью независимого эксперта, как правило, осуществлялась оценка по заявлению страхователя, согласно которому он мог самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта.

По ныне действующему закону оценку проводит страховая компания. Потерпевший должен сохранять имущество со дня подачи заявления (хранить автомобиль в неизменном виде) и предоставить возможность страховщику произвести его осмотр.

Если страховщик в установленный законом 10-дневный срок не производит оценку, то страхователь уже вправе обратиться к независимому оценщику. И уже этот отчёт будет обязателен для страховщика.

Он не может его оспаривать и должен выплатить страховое возмещение.

Стоит отметить, что согласно отчёту об оценке, который выдаёт страховщик в течение 10 дней с момента осмотра, потерпевший обязательно должен сделать отметку о согласии, либо несогласии с произведённым расчётом.

Если он не согласен, то он может обжаловать отчёт в суде. На практике люди допускают самую простую ошибку: соглашаются с отчётом, получают страховое возмещение, а через некоторое начинают его оспаривать.

Страховщик всегда оценивает размер ущерба с учётом износа, и при полной гибели имущества выплачивается сумма, равная рыночной стоимости автомобиля на день наступления страхового случая.

При этом автомобиль считается полностью уничтоженным, когда стоимость его восстановления превышает 80% от рыночной стоимости. При этом потерпевший обязан передать остатки автомобиля страховой компании.

Если он этого не делает, то страховая компания может вычесть из страховой выплаты сумму годных остатков повреждённого авто.

Стоит отметить, что существует и предельный размер ответственности страховщика. Если говорить об имуществе, то страховая компания отвечает в размере реального ущерба, но не более 600 МРП (1 млн 361 тысяча 400 тенге).

Если же сумма реального ущерба превышает 600 МРП, то разницу будет выплачивать владелец, виновный в совершении ДТП. По закону страховая компания возмещает только реальный ущерб.

Однако моральный вред, убытки, упущенную выгоду и утрату товарной стоимости страховая выплата не покрывает. За это отвечает сам владелец автомобиля.

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://informburo.kz/cards/avtostrahovanie-v-kazahstane-v-kakih-sluchayah-ushcherb-ne-budet-vozmeshchatsya-i-kak-etogo-izbezhat.html

Вопросы и ответы

Можно ли получить выплаты по страховке, если в ДТП признан виновным другой водитель?

О полисе OCTA

Можно ли получить в бумажном виде полис, приобретенный в Интернете?
Да. Законодательством предусмотрено, что на территории Латвии автоводитель не обязан иметь при себе бумажный полис. Приобретая полис OCTA в Интернете, Вы можете распечатать его сами.

Куда пропали зеленые бланки полисов OCTA?
С 1 июня 2008 года латвийским страховым компаниям больше не нужно печатать полисы ОCTA на зеленых бланках. Они вправе свободно выбирать, какие бланки использовать.

Нужно ли возить с собой полис OCTA?
Согласно законодательству, на территории Латвии автоводитель не обязан иметь при себе бумажный полис. Дорожная полиция проверяет наличие годного полиса в базе данных по регистрационному номеру автомашины. Выезжая за границу, при себе необходимо иметь оригинал полиса OCTA.

Как действовать, если автомашина продана, а срок действия полиса OCTA не закончился?
Если автомашина продана, то необходимо связаться со своей страховой компанией и рассказать о сложившейся ситуации. После расторжения страхового договора Вы имеете право получить деньги за неиспользованный период:

страховая компания возвращает деньги на указанный Вами счет (удерживая определенный процент суммы на покрытие административных расходов);
после приобретения нового автомобиля остаток страховой премии можно перенести на другой полис, приобретаемый в той же страховой компании.

Кто имеет право заключать договоры обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСТА) владельцев сухопутных транспортных средств?
Каждый владелец или законный пользователь, или держатель транспортного средства страхует гражданско-правовую ответственность за каждое транспортное средство, используемое в дорожном движении, приобретая полис OCTA.

Кто и в каких условиях вправе проверить, есть ли у транспортного средства полис OCTA?
Государственная погранохрана, при пересечении транспортным средством границы Латвии.

Дорожная полиция, при проверке транспортного средства и документов его водителя.

Дирекция безопасности дорожного движения и Государственная инспекция по техническому надзору – перед техосмотром транспортного средства.

При приобретении подержанного транспортного средства, остается ли в силе его страховой полис, если предыдущий владелец его не отозвал?

У полиса KASKO необходимо перерегистрировать смену владельца, сообщив об этом страховщику.
Полис OCTA автоматически теряет силу после смены владельца. В отношении нового владельца прежний договор OCTA не действует. Поэтому, при перерегистрации автомобиля на свое имя, необходимо заключить новый договор OCTA.

О страховых возмещениях

В течение какого срока рассматривается заявка о получении страхового возмещения OCTA?
Если вина лица, причинившего ущерб во время дорожно-транспортного происшествия (ДТП), доказана, причинившее ущерб лицо известно и объем ущерба можно рассчитать, то страховщик должен принять решение в течение 3 месяцев со дня получения заявки, но не позднее, чем в течение одного месяца после получения всех необходимых документов. Подателя заявки необходимо письменно проинформировать о принятом решении.

Где и как пострадавший может получить информацию о том, кто возместит ущерб, причиненный во время ДТП?
Чтобы узнать, куда обращаться по вопросу возмещения ущерба, причиненного во время ДТП, по полису OCTA владельца виновного транспортного средства необходимо выяснить страховую компанию, в которой застрахована ответственность.

Если виновник ДТП пытается бежать с места происшествия, то необходимо записать серию и номер государственного номерного знака транспортного средства.

Это позволит при помощи Латвийского бюро страховщиков транспортных средств выяснить владельца виновного транспортного средства и страховую компанию, в которой застрахована его гражданско-правовая ответственность.

Кто компенсирует ущерб, причиненный лицу, виновному в ДТП?
Полис OCTA не возмещает ущерб, нанесенный лицу, которое было признано виновным в ДТП.

Какой ущерб и в каком объеме компенсируется в ДТП?
Компенсируется:

ущерб, причиненный здоровью лица, в объеме до EUR 5 000 000 за каждого пострадавшего;
ущерб имуществу ― до EUR 1 000 000; если ущерб превышает лимит ответственности, установленный страховщиком, то пострадавший может потребовать от виновного лица возместить часть ущерба, превышающую лимит, обратившись в суд в предусмотренном нормативными актами порядке.

В каких случаях ущерб не компенсируется?
Полис OCTA не компенсирует ущерб:

возникший из-за непреодолимой силы, по умыслу самого пострадавшего или из-за его грубой неосторожности;
причиненный невыясненным транспортным средством, за исключением ущерба, возникшего во время работ по спасению пострадавших; повреждения транспортного средства или загрязнение салона в связи с транспортировкой пострадавшего в лечебное учреждение; если хотя бы одному из пассажиров транспортного средства, пострадавшего в ДТП, нанесены тяжкие или средней тяжести телесные повреждения, то возмещается ущерб, причиненный имуществу;
нанесенный владельцу виновного транспортного средства и его имуществу, за исключением случаев, когда виновниками ДТП являются несколько лиц, причинивших взаимный ущерб, и если вовлеченные в ДТП лица дают противоречивые показания;
возникший после ДТП;
возникший при использовании транспортного средства для тренировочной поездки или для езды на соревнованиях;
в связи с повреждением прицепа или транспортного средства, прицепленного к совершившему ДТП транспортному средству;
прибыль, не полученную из-за ДТП;
причиненный камнем или другим предметом, который был приведен в движение транспортным средством;
причиненный имуществу третьего лица, принятому владельцем или законным пользователем транспортного средства для коммерческой перевозки.

Как действовать, если пострадавший считает, что ущерб, причиненный во время ДТП, не компенсирован полностью?
Если пострадавший не удовлетворен решением о выплате страхового возмещения, то он имеет право обратиться в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств с просьбой дать заключение об упомянутом решении. В ходе проверки жалобы третьего лица бюро принимает решение рекомендательного характера. Пострадавший может оспорить решение страховщика в суде также и в том случае, если он не воспользовался правом обратиться в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств с просьбой дать заключение об упомянутом решении.

Как действовать после ДТП за границей?
После ДТП, покрываемого страховкой OCTA, водитель транспортного средства, руководствуясь законодательством соответствующей страны, должен вызвать дорожную полицию или заполнить согласованное заявление.

По возвращении в Латвию владелец транспортного средства должен немедленно, как только это станет возможным, подать страховщику заявку на страховое возмещение OCTA в связи с ДТП, приложив к заявке копию протокола, составленного дорожной полицией, а также предъявить транспортное средство по требованию страховщика.
Необходимо отметить, что страховщик может воспользоваться правом регрессного иска против владельца транспортного средства, если тот не проинформировал его о ДТП с участием его транспортного средства и был признан виновным в совершении этого ДТП.

Должен ли владелец транспортного средства обязательно предъявить его страховщику после ДТП?
Да.

Если на месте ДТП было заполнено согласованное заявление, то виновник ДТП должен подать в отдел выплат своей страховой компании согласованное заявление, предъявить транспортное средство и написать объяснительную. То же самое относится и к случаям, когда ДТП было зарегистрировано дорожной полицией.

Куда обращаться, если у пострадавшего есть и полис OCTA, и полис KASKO?
Пострадавший может обращаться по выбору или в страховую компанию, где приобретен полис OCTA виновного в ДТП, или к своему страховщику KASKO, однако ущерб будет возмещаться только в одной из страховых компаний.

Можно ли получить страховое возмещение OCTA деньгами?
Страховое возмещение деньгами может получить владелец пострадавшего транспортного средства, собственности или имущества. В отдельном заявлении владелец пострадавшего транспортного средства, собственности или имущества может также указать другое лицо, которому необходимо перечислить возмещение ущерба.

Каков размер штрафа за езду без OCTA?
Для водителей легковых транспортных средств штраф составляет от EUR 85 до EUR 120, а для водителей грузового транспорта и автобусов – от EUR 280 до EUR 430.

Должны ли обе стороны после заполнения согласованного заявления обращаться в страховую компанию со своим экземпляром заявления?
Водитель транспортного средства, вовлеченного в ДТП, должен немедленно сообщить о страховом случае страховщику или в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств.

Пострадавший подает заявку о страховом случае страховщику, который застраховал гражданско-правовую ответственность водителя транспортного средства, причинившего ущерб, или в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств, если возмещение подлежит выплате из Гарантийного фонда. К заявке прилагается заполненное согласованное заявление.
Виновный подает свой экземпляр согласованного заявления страховщику, с которым заключен договор OCTA. Если такового нет – то в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств.

В течение какого времени страховая компания должна выплатить страховое возмещение?
Страховщик или Латвийское бюро страховщиков транспортных средств выплачивает страховое возмещение в течение пяти дней после принятия решения о выплате страхового возмещения.

В каких случаях страховщик имеет право подать регрессный иск?

Страховщик сохраняет за собой право на подачу регрессного иска в течение 10 лет со дня выплаты страхового возмещения: против владельца дороги, управляющего дорогой; против владельца транспортного средства, который не застраховал свою гражданско-правовую ответственность; при урегулировании ущерба между учреждениями, межгосударственном урегулировании;
Право на регрессный иск против застрахованного лица сохраняется в течение 3 лет со дня выплаты страхового возмещения, в отношении владельцев транспортных средств, которые застраховали свою гражданско-правовую ответственность.

Может ли страхователь просить страховую компанию, которая осуществляет экспертизу и возмещает убытки, привлечь другого эксперта для проведения дополнительной (углубленной) экспертизы, в случае, если есть подозрения в отношении качества экспертизы?
Если Вас не удовлетворяет работа эксперта, Вы можете:

Подать жалобу в Латвийское бюро страховщиков транспортных средств;
заказать новую экспертизу другому эксперту;
оспорить заключение первого эксперта, подав в суд иск против страховой компании вместе с заключением второго эксперта.

Можно ли вернуть страховой взнос в случае перерегистрации транспортного средства?
Можно, если по полису OCTA не осуществлены выплаты пострадавшему. Необходимо написать заявление страховщику OCTA о возврате неиспользованной части страховой премии.

К заявлению необходимо приложить обоснование для отчуждения автомобиля (доказательство). Возврат производится только за полные, не использованные месяцы, из которых страховщик удерживает 5% на административные расходы.

Перерегистрация, смена владельца или отчуждение автомобиля считается со дня подачи владельцем транспортного средства заявления страховщику.

О системе bonus-malus

Учитываются ли при определении класса bonus-malus не только совершенные аварии, но и пункты учета нарушений (штрафные пункты) и случаи, когда водитель транспортного средства находился под воздействием опьяняющих веществ?
Нет, для определения класса bonus-malus будут учитываться только ДТП, совершенные транспортным средством и относящиеся к владельцу/держателю транспортного средства, и страховой стаж владельца/держателя транспортного средства.

Если я как владелец автомашины дал автомашину своему знакомому, который совершил на ней ДТП, будут ли в таком случае ко мне применяться доплаты malus?
Malus, так же как и bonus, применяется в отношении пары транспортное средство – владелец/держатель (если владелец транспортного средства является юридическим лицом. Таким образом, если какое-либо лицо совершило ДТП на Вашем транспортном средстве, то malus применяется к принадлежащему Вам транспортному средству.

Если в отношении страхового случая действует разделенная ответственность, будет ли мне снижен класс bonus-malus за этот страховой случай?
Если в отношении страхового случая действует разделенная ответственность, то снижение класса bonus-malus будет применено к владельцам всех транспортных средств, признанных ответственными или частично ответственными.

На сколько классов снижается предыдущий класс bonus-malus, если в течение года наступили страховые случаи?
Предыдущий класс bonus-malus снижается на определенное число процентов в зависимости от числа страховых случаев за год и числа страховых дней.

Через сколько лет страховой случай вычеркивается из моей страховой истории и присваивается лучший класс bonus-malus?
Страховой случай не будет вычеркнут из Вашей страховой истории, а расчет класса bonus-malus производится за последние 11 лет.

Источник: https://www.octa24.lv/ru/octa-jautajumi-atbildes/

Обоюдная винапри ДТП: кому положенавыплата по ОСАГО?

Можно ли получить выплаты по страховке, если в ДТП признан виновным другой водитель?

Практика показывает, что при ДТП с обоюдной виной сложнее получить выплату по ОСАГО. Страховые компании повсеместно направляют автовладельцев в суд, чтобы судебные органы установили степень вины каждого участника. Законные ли подобные требования?

Бывает, что дорожно-транспортное происшествие (ДТП) с двумя машинами происходит по вине обоих водителей.

Фиксируются нарушенные каждым из них пункты Правил дорожного движения (ПДД), на каждого оформляется «Протокол» или «Определение». С одной стороны, участники «сами виноваты» в случившемся инциденте.

А с другой – оба автолюбителя являются потерпевшими. В такой ситуации закономерно каждому из них рассчитывать хотя бы на частичное возмещение ущерба.

Но с точки зрения страховых компаний всё не так просто. Потерпевший и виновник в одном лице часто вызывает вопросы у специалистов по урегулированию убытков. Мало того, что за выплатой обращается один из «инициаторов» дорожного инцидента.

Так ещё и не ясно, на какое возмещение он может рассчитывать в данной ситуации. Далеко не всегда «вклад» нарушителей в произошедшее ДТП одинаков, но полиция не устанавливает степень вины участников.

А страховая компания тем более не обладает полномочиями для этого.

В «Законе об ОСАГО» есть позиция, призванная регламентировать описанные случаи (п. 22 ст. 12). В ней сказано, что выплаты при «обоюдке» производятся «с учетом установленной судом степени вины лиц».

Казалось бы, эта фраза «расставляет все точки над i».

Но в том же пункте указано, что «если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена», страховые компании платят «в равных долях».

Такая формулировка вызывает разночтения. Степень вины водителей может быть не установлена судом при разных обстоятельствах:

  1. Судебные органы по каким-то причинам не смогли определить степень вины участников ДТП в процессе разбирательств.
  2. Автовладельцы не обращались в судебные органы, поэтому степень вины не была установлена.

Обе эти позиции в целом подходят под указанную фразу «Закона об ОСАГО», но у каждой из них есть свои сторонники. Кто-то говорит, что отсутствие обращения в суд в данном контексте формулировалось бы слова «судом не устанавливалась». А формулировка «судом не установлена» означает, что суд всё же пытался установить степень вины.

Таким образом, судебные разбирательства при обоюдной вине предусмотрены по закону, поскольку иных вариантов не оговаривается.

Другие утверждают, что здесь предполагается обязанность страховых компаний возместить половину ущерба без необходимости обращения автовладельцев в суд.

В качестве аргумента, в том числе, используется перечень документов для выплаты. Он установлен Правилами, которые не предусматривают возможность для компаний требовать какие-то дополнительные бумаги.

И ничего похожего на судебное решение в данном перечне не фигурирует.

Казалось бы, объяснить правила игры должны основные контролирующие структуры в области ОСАГО , а именно Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). Однако возникает впечатление, что данные организации сами не имеют чёткого представления о правильном алгоритме действий при «обоюдке».

В частности, в июне 2019 года при телефонной консультации представитель Банка России не смог дать ответа на соответствующий вопрос. Оператор пояснил, что подобной информацией Центробанк не обладает. Для получения разъяснений было рекомендовано обратиться в РСА.

Сотрудник РСА по телефону горячей линии пояснил, что при обоюдной вине водителей выплата осуществляется на усмотрение компании.

И если страховщик отказывается оплачивать 50% ущерба, необходимо обращаться в суд. Нарушением подобная позиция страховой организации не является.

В то же время руководитель Представительства РСА в СЗФО в переписке по электронной почте не был столь однозначен. В своём ответе он сослался на позицию Верховного Суда, которая не соответствует информации, полученной по телефону.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) от 29 января 2015 г. № 2, действительно, содержит достаточно чёткие разъяснения. Пункт 21 устанавливает, что при обоюдной вине участников ДТП:

  1. Лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на её получение.
  2. Страховые организации производят страховые выплаты в равных долях.

То есть, каждому из автовладельцев причитается половина от полученного ущерба. Если страхователь не согласен с такой ситуацией, он может обратиться в суд для взыскания дополнительной компенсации.

Судебные органы определяют степень вины участников происшествия, после чего взыскивают недостающую сумму со страховщика. Если, конечно, решение оказалось в пользу истца. Однако никаких штрафных и прочих финансовых санкций к компании в этом случае уже не применяется.

Итак, что в результате получается? Пожалуй, позиция ВС РФ должна позитивно восприниматься автолюбителями. При взаимном нарушении ПДД в момент ДТП, впоследствии не нужно тратить время на длительные судебные тяжбы для получения хоть какой-то выплаты.

Заявитель вправе требовать частичную компенсацию по калькуляции с учётом износа или отремонтировать автомобиль по направлению страховой компании, доплатив необходимую сумму (при двух участниках – 50%). Но на практике страховщики в большинстве подобных ситуаций отказываются урегулировать убыток.

Автовладельцам предлагается обратиться в суд для установления степени вины.

В иных случаях нарушений своих прав страхователи нередко обращаются в надзорные органы с жалобами на действия страховой организации. Но здесь приходится сомневаться в помощи соответствующих компетентных структур.

Центробанк и РСА пока не могут похвастаться чёткой позицией по данному вопросу. Можно, конечно, попробовать «убедить» страховщика в досудебном порядке, используя «нормативные» аргументы.

Однако если эта затея не увенчается успехом, для решения вопроса придётся привлекать судебные органы.

Какой толк от Постановления Пленума ВС РФ, если для применения его позиций всё равно необходимо обращаться в суд? Неисполнение страховщиком обязанности по оплате 50% ущерба при «обоюдке» является нарушением.

Верховный Суд недвусмысленно говорит об этом. А значит, страхователь может претендовать на предусмотренные законодательством финансовые санкции в свою пользу. Возможно, со временем этот факт наведёт порядок в практике урегулирования подобных страховых случаев.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_obojudnaya_vina

Как влияет ДТП на стоимость ОСАГО?

Можно ли получить выплаты по страховке, если в ДТП признан виновным другой водитель?

Многие водители знают, что попадание в аварии приводит к увеличению стоимости страховки. И совершенно естественно возникает вопрос: как влияет ДТП на стоимость полиса ОСАГО?

Система страхования автогражданской ответственности учитывает интересы двух сторон – автовладельцев и страховых компаний.

Вторые для снижения финансовых рисков, связанных с выплатой возмещений, определяют стоимость полисов ОСАГО индивидуально, оценивая надёжность клиента с точки зрения его «склонности» к авариям.

Результатом этой оценки является применении специальных коэффициентов к базовому тарифу, повышающих или, напротив, понижающих стоимость страхового полиса.

Одним из коэффициентов, оказывающих влияние на стоимость полиса ОСАГО, является КБМ – коэффициент бонус-малус. Его размер определяется профессионализмом автовладельца, которая выражается степенью безаварийности езды.

Если за год, предшествующий оформлению страхового полиса, автовладелец не совершил ни одной аварии, то он может рассчитывать на ощутимую скидку. Если же водитель стал участником ДТП, что повлекло возмещение ущерба страховой компанией, при расчёте стоимости полиса на следующий период страховщик применит повышающий КБМ, что повлечёт за собой повышение стоимости оформления полиса ОСАГО.

Применение КБМ:

  • обеспечивает снижение финансовых рисков страховых компаний, в том числе уменьшает число обращений за компенсацией незначительного ущерба;
  • стимулирует водителей к безаварийной езде.

Конечно, никакой КБМ не гарантирует, что автовладелец не попадёт в ДТП по вине другого водителя или пешехода. Однако наличие или отсутствие вины в аварии является существенным фактором, которые учитывают страховые компании при определении КБМ конкретному клиенту.

КБМ не используется и, соответственно, и не оказывает влияния на стоимость полиса при оформлении ОСАГО на:

  • прицепы;
  • транзитные автомобили;
  • транспортные средства, зарегистрированные в других государствах и поставленные на временный учёт в РФ;
  • срок менее года.

Насколько изменится стоимость полиса ОСАГО при безаварийной езде или, напротив, после ДТП по его вине, автовладелец может определить самостоятельно. Страховые компании используют значения КБМ, которые рассчитываются по специальной таблице. Стартовым является коэффициент бонус-малус, равный единице.

таблица скроллится вправо

Значение Кбм на началодействия полисаЗначение Кбм в зависимости от количестваобращений за возмещением
НетОдноДваТриБолее трех
234567
2,452,32,452,452,452,45
2,31,552,452,452,452,45
1,551,42,452,452,452,45
1,411,552,452,452,45
10,951,552,452,452,45
0,950,91,41,552,452,45
0,90,8511,552,452,45
0,850,80,951,42,452,45
0,80,750,951,42,452,45
0,750,70,91,42,452,45
0,70,650,91,41,552,45
0,650,60,8511,552,45
0,60,550,8511,552,45
0,550,50,8511,552,45
0,50,50,811,552,45

Из таблицы видно, что при расчёте КБМ во внимание принимаются:

  • класс, присвоенный водителю на начало очередного периода;
  • количество возмещений, произведённых в течение года.

Изначально автовладельцу присваивается коэффициент, равный единице. В последующие годы КБМ может снижаться или повышаться, что удешевляет или делает дороже полис ОСАГО.

Изменение КБМ производится в большую или меньшую сторону в зависимости от попадания клиента в ДТП, которое привело к выплате страхового возмещения. Для начинающего автовладельца эти изменения будут выглядеть следующим образом:

  • езда без аварий приведёт к снижению КБМ, который на будущий год составит 0,95, то есть полис ОСАГО на следующий год будет оформлен со скидкой 5%;
  • при одной аварии КБМ возрастет до 1,55, стоимость страховки повысится на 55%;
  • при двух и более ДТП КБМ вырастет до максимума, равного 2,45, что означает рост стоимости полиса на следующий год на 145% по сравнению с предшествующим годом.

К автовладельцам с длительной историей безаварийной езды страховые компании относятся гораздо более лояльно, чем к начинающим водителям. При попадании в ДТП для клиентов с опытом грозит лишь снижение ранее предоставленной скидки по полису ОСАГО.

Из приведённой таблицы видно, что совершение даже одного ДТП, не говоря уж о нескольких, снижает уровень скидки, чем повышает его безаварийная езда. Подход довольно жёсткий, но зато хорошо дисциплинирующий участников дорожного движения.

Сколько действует коэффициент бонус-малус? Значение КБМ пересматривается один раз в год, в процессе оформлением нового полиса ОСАГО для каждого конкретного страхователя-автовладельца.

Следует иметь в виду, что сведения об участии конкретного автовладельца в ДТП вносятся в общий информационный ресурс, к которому имеют доступ все страховые компании. Поэтому смена одной страховой компании на другую после истечения срока действия полиса с целью избежать пересмотра КБМ и понижения класса не принесет водителю-хитрецу ожидаемого результата.

Не все аварии приводят к перерасчёту стоимости полисов ОСАГО путём применения повышающих коэффициентов. Класс не будет понижаться, если клиент попадёт в ДТП, но будет признан невиновным и пострадавшим от действий другой стороны.

Роста стоимости полиса ОСАГО можно избежать и при исключении виновника ДТП из перечня водителей, которым будет разрешено управлять транспортными средствами на следующий год.

В таком случае применение повышающих коэффициентов будет осуществляться страховой компанией, исходя из истории тех лиц, которые останутся в списке.

По большому счёту наиболее правильный, естественный способ сэкономить на полисе ОСАГО – предельно внимательное поведение на дороге и уважение прав других участников движения.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_kak_vliyaet_dtp_na_stoimost_osago

За сбитую родню заплатят всем

Можно ли получить выплаты по страховке, если в ДТП признан виновным другой водитель?

Отказ страховых компаний в выплате возмещений за вред жизни и здоровью родственникам погибших и пострадавших в ДТП по вине водителей признан не соответствующим законодательству.

К такому решению пришел Верховный суд Татарстана, рассмотрев жалобу Ольги и Валерии Власечевых — матери и дочери погибшей в ДТП из-за действий автомобилиста женщины.

После смертельной аварии они сразу обратились в страховую компанию виновника: им, согласно закону об ОСАГО, полагается выплата в размере 475 тыс. руб. (500 тыс. руб. за вычетом 25 тыс. руб. на погребение).

Но страховщики в выплате отказали, объяснив это решение тем, что родственники погибшей не являются иждивенцами, то есть погибшая женщина не приходилась их кормилицей.

К такому же решению 24 января 2017 года пришел и суд первой инстанции, куда решили обратиться истцы. И только после года судебных разбирательств ВС Татарстана 10 января 2018 года вынес постановление, в котором разъяснил, что на выплаты по ОСАГО после ДТП, в котором по вине водителя есть погибший или пострадавший,

имеют право не только потерявшие кормильца иждивенцы, но и просто близкие потерпевшего: это муж или жена, родители или дети вне зависимости от их статуса.

Мнение общественников

Как пояснил «Газете.Ru» глава Союза пешеходов Владимир Соколов, эта проблема известна с 2015 года. Нормы, на которые ссылаются страховщики, действительно были прописаны в законе об ОСАГО, но до 2014 года. В новой редакции список получателей выплат значительно расширен.

«С 2015 года начали действовать новые поправки в закон об ОСАГО, я принимал участие в его согласовании, и мы как Союз пешеходов требовали, чтобы круг получателей страховой премии был всеобъемлющим.

Раньше речь шла действительно шла только об иждивенцах.

Но эти выплаты были просто каплей в море, кроме того, оставшиеся без кормильца иждивенцы, как правило, были неспособны обращаться в суды, если не получали премии.

Но даже после изменений в законодательстве страховщики для отказа в выплатах используют старые аргументы, делая вид, что не понимают, что в законе что-то работает по-другому», — сказал Соколов.

По его словам, Союз пешеходов обратился с просьбой разъяснить права родственников жертв ДТП в Центральный банк России, который является регулятором страхового рынка, однако ответа не было.

«И вот Президиум Верховного Суда Татарстана указал на то, что страховые компании, а также суды низших инстанций неправильно трактуют закон.

И это неудивительно — ведь, к примеру, точно такие же условия прописаны в случае с ответственностью автоперевозчиков и пассажирского транспорта.

Только когда в тех случаях происходят ДТП, премии выплачиваются, а здесь это не работало. Но это же смешно, это настоящий сговор страховых компаний. Теперь же их ждет вал обращений, и платить придется не только премии, но и проценты», — заявил Соколов.

По оценке Союза пешеходов, за период 2015-2017 годов выплаты по оценке организации не получило более 35 тыс. человек по всей стране.

«Этот судебный прецедент заставит страховые компании выплатить родственникам погибших пешеходов и водителей до 16 млд руб., с учетом того, что сумма некоторых исков, по которым был отказ в выплате от страховых компаний, превысит 1 млн рублей с учетом пени», — считает Скворцов.

Позиция страховщиков

Между тем вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин заявил «Газете.Ru», что механизм выплаты подобных компенсаций работает согласно законодательству.

«Выплаты идут в соответствии с таблицами Минздрава по причиненным телесным повреждениям, по инвалидности и по смерти,— сказал Соломатин «Газете.Ru».

– Есть вещи, где мы ограничены самим законом, то есть лимитом. Если говорить о случаях за исключением смерти, то все выплаты идут в пользу потерпевшего или его уполномоченного лица. Если же мы говорим о смерти, то тут возможно как минимум два варианта.

Первый — его наследники подают заявление о получении компенсации, либо лица, приравненные к ним. Вопросы иждивенцев и так далее уже вторичны. И это работает, мы не можем выйти за рамки закона. Если идет какой-то спор, то, значит, требование подает ненадлежащее лицо.

Бывает, что кто-то не удовлетворен суммой, но это не зависит от нас: есть соответствующая таблица, есть лимит по смерти. И выше мы не можем заплатить по закону. Разговоры о том, кто имеет право на эти выплаты — это отдельная тема.

Так, бывают случаи, когда погибший дядя или тетя были ближе, чем родные отец или мать».

В свою очередь, эксперт в сфере страхования, адвокат Антон Басин в беседе с «Газетой.Ru» считает, что определенные сложности с доказыванием права на получение страховой компенсации у близких погибших в ДТП существуют. Но подчеркивает —

каждый случай индивидуален, и решение Верховного Суда Татарстана не может быть ориентиром при разрешении других, на первый взгляд схожих дел. По его мнению, страховые компании, решая такие вопросы, «дуют на воду», но «в целом имеют на это право».

«Были случаи, когда, даже получив приговор суда в рамках уголовного дела, страховщики отказывают в выплатах, требуя различные документы и доказательства того, что близкие погибших имеют право на получение выплат, — сказал Басин. — Но любое право получения выплаты требует доказывания. И если страховщик сомневается, он имеет право отказать — ведь все спорные вопросы решаются судом.

То, что иногда на выплаты могут претендовать не близкие родственники или, наоборот, выплаты не получают прямые родственники — вопрос социальной справедливости.

При этом одинаковых ситуаций не бывает, даже если они похожи: так, погибшему действительно может оказаться очень близок какой-нибудь дальний родственник, а родную мать он в глаза не видел. Но если люди не согласны со страховщиками, с решениями судов, надо идти дальше и доказывать свое мнение в вышестоящих инстанциях».

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2018/01/31_a_11631823.shtml

Консультант закона
Добавить комментарий