Можно ли увеличить площадь земельного участка до минимально максимальных норм?

Площадь и размер земельного участка — полная информация

Можно ли увеличить площадь земельного участка до минимально максимальных норм?

Размер (или площадь) земельного участка — ключевое понятие при оформлении права собственности или аренды на этот ресурс.

Как определяются предельные показатели значений размеров площади участка для аренды и оформления права собственности и что об этих нормах говорит закон?

Нормативное регулирование

Говоря о нормативном регулировании порядка определения размеров площади участков, необходимо выделить две группы законов и различных подзаконных, в том числе, ведомственных, нормативных актов, которые принимают активное участие в данном процессе:

  • Федеральные акты, к которым относятся, в первую очередь, Земельный и Гражданский Кодексы, а также федеральные законы, освещающие правоотношения относительно той или иной категории земель (например, Федеральный закон, действующий на территории РФ, “О личном подсобном хозяйстве”);
  • Региональные нормативные акты, в том числе, принятые на муниципальном уровне.

Если федеральные дают только общие характеристики, применяемые к размерам участков в зависимости от целей их использования, то муниципальные и региональные осуществляют непосредственное установление предельных показателей.

Как устанавливаются размеры

Предельные значения размеров в действующем законодательстве делятся на максимальные и минимальные. В соответствии с этим делением участок, который был арендован или приобретён в собственность гражданином, не может быть меньше определённых норм, но и превышать максимальное значение не может.

Запрет на превышение максимальных значений имеет большее значение в том случае, если участок был приобретён с использованием специальных государственных программ (например, через постоянное бессрочное пользование) и поставлен на учёт с одним значением площади, а в процессе межевания было установлено, что его площадь существенно увеличилась.

На федеральном уровне нормативные акты дают перечень специальных рекомендаций, на основании которых субъекты и муниципалитеты формируют свои значения.

Однако, чтобы избежать излишнего увеличения минимального размера надела, в каждом целевом нормативном акте указаны свои ограничения, на какой процент от изначально установленной в рекомендациях, может быть увеличена площадь (как правило, не более, чем в шесть раз).

Значения площади по целям землепользования

В зависимости от целей землепользования участки могут иметь различные площади. В каждом регионе эти значения устанавливаются, исходя из их градостроительных регламентов и принятых на региональном или местном уровнях нормативных актов.

Так, например, на территории, включенной в состав Московской области существуют следующие нормы площади участков:

  • Для строительства, относимого к индивидуальному жилищному выделяется от 0,2 га до 60 соток;
  • Для создания личного, крестьянского, а также фермерского и комплексного хозяйства — от 2 до 40 гектар;
  • Для садоводства — от 6 до 15 соток, а для огородничества – от 4 до 10;
  • Под осуществление возведения строений в рамках дачного строительства законодатель выделяет участки площадью от 6 соток до 25 соток.

Данные нормативы установлены Законом Московской области 63/2003-ОЗ от 17.06.2003 “О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории МО”.

Если же вести речь о пользовании участком без передачи его в собственность, то предельные значения размеров площади таких участков должны быть установлены муниципальными образованиями.

Так, в Воскресенском районе Московской области для ИЖС выделяются в пользование участки площадью от 0,06 га до 0,15 га, в Истринском районе значения для такой цели использования будь аналогичными, а в Клинском – от 0,05 до 0,3 га.

При этом, в некоторых районах делается разделение на земли, расположенные в границах муниципального образования и за таковыми, как, например, в Волоколамском районе, где в Волоколамске под ИЖС выделяется участок с предельными размерами 0,02-0,12 га, а в сельских поселениях – от 0,02 до 0,25.

Важные моменты

Размеры значений площади земельных участков, которые передаются в собственность гражданам Российской Федерации, изменяются в зависимости от того, какими будут цели использования таких участков. Порядок определения этих значений сформулирован в Земельном и Градостроительном Кодексах РФ.

Кроме того, согласно положениям Градостроительного Кодекса, данные предельные значения зафиксированы в градостроительных регламентах, которые, кроме всего прочего, должны соответствовать и профильному законодательству (например, Федеральному закону «О личном подсобном хозяйстве»). В соответствии с этими данными устанавливаются нормы предельных размеров для различных категорий участков.

Например, в Тульской области размер площади участка, используемого для садоводства, будет колебаться в значениях от 0,04 до 0,25 га (минимальный и максимальный пределы), для дачного строительства – от 0,05 до 0,25 га, для животноводства – от 0,15 до 1,00 га.

Предельные значения размеров (минимальные и максимальные) площади земельных участков – это та допустимая площадь земель, которая может быть передана государством в лице его субъектов или муниципалитетов в собственность или пользование гражданам.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/razmer

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 февраля 2015 г. по делу N 33-2057/2015 (ключевые темы: минимальные размеры земельных участков

Можно ли увеличить площадь земельного участка до минимально максимальных норм?

Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 16 февраля 2015 г. по делу N 33-2057/2015

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи О.А. Бегишева,

судей Р.Р. Хасаншина, С.М. Тютчева,

при секретаре судебного заседания А.Ф. Гильмутдиновой,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А. Бегишева гражданское дело по апелляционной жалобе представителя А.М. Зиятдиновой, Т.Н. Зайнутдиновой, Х.М. Зайнутдинова – Ф.Г. Салаватуллиной на решение Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года, которым постановлено:

иск А.М. Зиятдиновой, Т.Н. Зайнутдиновой, Х.М. Зайнутдинова к ФГБУ “Федеральная кадастровая палата Росреестра” Российской Федерации по Республики Татарстан о признании отказа в постановке на кадастровый учет недвижимого имущества незаконным – оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения против доводов жалобы представителя ФГБУ “ФКП Росреестра” Р.Р. Шайхразиева, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

А.М. Зиятдинова, Т.Н. Зайнутдиновой, Х.М. Зайнутдинова обратились в суд с иском к ФГБУ “Федеральная кадастровая палата Росреестра” Российской Федерации по Республики Татарстан о признании отказа в постановке на кадастровый учет недвижимого имущества незаконным.

В обоснование заявленных требований указали, что на основании решения ФГБУ “ФКП Росреестра” от 3.07.2014 года было отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N … , расположенного по адресу: “адрес” Зиятдинова А.М.

является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: “адрес” Зайнутдинова Т.Н. является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: “адрес”. Зайнутдинов Х.М.

является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: “адрес”

ИКМО г. Казани принято решение о возможности формирования земельного участка по “адрес” площадью 239 кв.м., утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Правоустанавливающих документов на земельный участок под дом N …

не имеется, поскольку в свое время общий земельный участок в добровольном порядке без оформления документов был разделен и выделен собственником истцу. Вторая часть участка выделена под дом N28, “адрес”. Однако земельный участок под домом N …

задекларирован и поставлен на кадастровый учет.

https://www.youtube.com/watch?v=WQAPJBVHRNs

Истцы не согласны с решением ФГБУ “ФКП Росреестра” в части отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка по причине несоответствия его установленным земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков, считают, что решение противоречит закону и нарушает права и законные интересы истцов.

Просили признать незаконным решение ФГБУ “Федеральная кадастровая палата Росреестра” Российской Федерации по Республики Татарстан об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка в части отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка по причине несоответствия его установленным земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков. Обязать ФГБУ “Федеральная кадастровая палата Росреестра” РФ по РТ устранить нарушение прав и законных интересов истцов, исключив из текста решения причину отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером N … , расположенного по адресу: “адрес”

В суде первой инстанции представитель истцов – Салаватуллина Ф.Г. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ФГБУ “Федеральная кадастровая палата Росреестра” по Республики Татарстан Р.Р.Шайхразиев иск не признал.

Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель А.М. Зиятдиновой, Т.Н. Зайнутдиновой, Х.М. Зайнутдинова – Ф.Г. Салаватуллина ставит вопрос об отмене решение суда, поскольку положения о предельных размерах земельных участков применимы к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности.

Спорный же земельный участок принадлежит истцам на праве собственности. Истцы приобрели право собственности на жилой дом в порядке наследования, следовательно, приобрели право пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Следовательно, земельный участок не является вновь образованным.

Представитель ФГБУ “ФКП Росреестра” Р.Р. Шайхразиев с доводами апелляционной жалобы не согласилась.

Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии со ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/132673978/

Коэффициенты использования территории (КИТ) в г. Сочи

Можно ли увеличить площадь земельного участка до минимально максимальных норм?

Коэффициент использования территории (КИТ) показывает соотношение суммарной общей площади построек к площади участка.

Задавая определённый коэффициент, городские власти таким образом регулируют нагрузку на территорию: определённое количество квартир, офисов или торговых площадей.

В таком случае застройщику приходится выбирать: либо увеличение площади застройки (хотя и её процент ограничен Правилами) при уменьшении этажности, либо увеличении этажности (до предельно разрешённой высоты) при сокращении площади застройки.

Изначально, коэффициентам использования территории был посвящён отдельный раздел Правил землепользования и застройки города-курорта Сочи, разработанный петербургским ООО «Институт строительных проектов» по заданию администрации города в 2009 году.

О том, что этот термин вводился в Правилах свидетельствует наличие определения КИТ в главе 1 «Общие положения»:

«Коэффициент использования территории (КИТ) — отношение суммарной площади полов в зданиях на земельном участке к площади участка. Умножение значения максимально допустимого КИТ на площадь участка дает максимальную величину площади полов, допустимую на участке.»

Но при прохождении обсуждения документа, регулирующего застройку будущей столицы олимпийских игр, в Городском собрании раздел КИТ таинственным образом исчез. Определение в основных понятиях было, а далее нигде термин не упоминался.

Все разговоры профессионального сообщества города и попытки вернуть коэффициент в Правила игнорировались как законодательной, так и исполнительной ветвями городской власти, а Сочи между так и продолжал обрастать агрессивной для местного населения и туристов застройкой.

Только когда президент обратил внимание и потребовал от властей города и края прекратить градостроительный беспредел в Сочи, когда после олимпиады прошло уже два года вопрос о возвращении коэффициента использования территории в ПЗЗ вновь был вынесен на повестку для и наконец-то обрёл поддержку главы города.

Стоит, однако, отметить, что депутаты Городского собрания Сочи Четвёртого созыва, так и не приняли изменения в Правила землепользования и застройки, устанавливающие КИТ для каждой из территориальных зон.

Сложно объяснить такое «упрямство» народных депутатов чем-то иным, чем лоббированием интересов строительной отрасли.

Ситуация коренным образом изменилась после очередных выборов в Городское собрание в сентябре прошлого года.

Обновлённый депутатский корпус на внеочередной сессии 29 сентября 2015 года утвердил изменения в Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, которые ввели новую территориальную зону «Особо ценные территории» и установили значение КИТ для каждой территориальной зоны.

Изменения в Правилах землепользования и застройки вступили в силу с момента опубликования в газете «Новости Сочи» от 17.11.2015 № 174(2540)-175(2541), а потому должны учитываться при проектировании новой застройки или реконструкции существующей.

В новой редакции Таблица 11 «Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» выглядит так:

НР — не регламентируется, параметры строительства определяются в составе документации по планировке территории, определяемые функциональными процессами, устанавливаемые по соответствующим технологическим нормам и требованиям.

  1. Для участков жилой застройки высота ограды 2 метра может быть превышена между соседними земельными участками при условии, если это не нарушает объемно-пространственных характеристик окружающей застройки и ландшафта, норм инсоляции и естественной освещенности, но не более 2,5 метра.
  2. Ограждения вдоль магистральных улиц должны быть выполнены в «прозрачном» исполнении с элементами благоустройства и озеленения.
  3. Допускается отклонение от указанного значения предельной высоты зданий, строений, сооружений в зависимости от характера рельефа местности, но не более чем на 10 процентов. Данное отклонение допустимо без соблюдения дополнительных процедур.
  4. Данный раздел не применяется в отношении видов разрешенного использования, указанных в таблице №9 настоящих Правил под №№ 3.5; 11.8; 21.3; 22.1 — 22.7; 23.1 — 23.4, 24.1.
  5. Допускается при подготовке градостроительного плана отклонение от максимального процента застройки или от минимального отступа от границ земельного участка без соблюдения дополнительных процедур, при реконструкции объектов капитального строительства — зданий, строений, объектов незавершенного строительства (при наличии документа, подтверждающего право на такой объект), внешний контур которых располагается за пределами границ минимально допустимого отступа от границ земельного участка или превышает максимальный коэффициент застройки, установленный градостроительным регламентом для данного земельного участка. В таком случае граница максимального процента застройки и минимального отступа от границ земельного участка отражается в градостроительном плане по внешнему контуру здания (строения) и реконструкция допустима исключительно путем увеличения этажности таких объектов.
  6. Если земельный участок (существующий или формируемый) имеет не прямоугольную форму, минимальная его длина по уличному фронту может быть уменьшена, но не более чем на 40%, при условии, что его площадь не меньше условной площади (минимальная длина по уличному фронту, умноженная на минимальную глубину) в соответствии с настоящей таблицей.
  7. Данный параметр применяется для надземных частей зданий и сооружений.

В новой редакции ПЗЗ откорректировано и определение понятия «Коэффициент использования территории (КИТ)» — это вид ограничения, устанавливаемый градостроительным регламентом (в части предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства), определяемый как отношение суммарной общей площади зданий, строений, сооружений на земельном участке (существующих, и тех, которые могут быть построены дополнительно) к площади земельного участка. Суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений, которые разрешается построить на земельном участке определяется умножением значения коэффициента на показатель площади земельного участка.

Обратите внимание, что КИТ применяется только для надземной части здания, таким образом стимулируется освоение подземного пространства, что весьма важно в наших горных условиях.

«Архитектура Сочи»

[tp_search_shortcodes id=1 origin=»» destination=»»]

Источник: http://arch-sochi.ru/2016/01/koeffitsientyi-ispolzovaniya-territorii-kit-v-g-sochi/

Как прирезать чужой земельный участок к своему

Можно ли увеличить площадь земельного участка до минимально максимальных норм?

Перераспределение земельного участка (в простонародье «Прирезка») — это увеличение или уменьшение своего ЗУ за счет государственного или ЗУ другого собственника. В земельном кодексе данная норма закреплена в ст. 39.28 и ст. 39.29 ЗК РФ.

Однако, обратите внимание на то, что в результате перераспределения земель площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны.

Градостроительную зону, а так же правила землепользования и застройки (ПЗЗ) вы можете посмотреть на официальном сайте администрации вашего муниципального образования.

Вышеуказанные нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными.

Территория земли, за счет которой осуществляется перераспределение, не может быть территорией общего пользования, при этом она также не может выходить за пределы территориальных границ, которые обозначают коммуникации, автомобильные дороги и иные линейные объекты.

  • П.3 ст. 39.28 ЗК РФ предусматривается в отношении каких участков предусмотрена прирезка — выдержка из статьи — перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.
  • Порядок подачи и перечень документов указан в ст. 39.29 ЗК РФ, кроме того, п.9 ст.39.29 ЗК РФ содержит перечень оснований для отказа в предоставлении «прирезки».
  • Порядок оформления «прирезки» осуществляется на основании соглашения гражданина и уполномоченного органа за плату, при этом, при положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения — п.11 ст. 39.29 ЗК РФ.

Для перераспределения земельных участков должны быть веские причины. К ним относят:

  1. объединение участков в единый массив земель с общим целевым назначением или межевание (прирезка);
  2. изъятие земель государством для осуществления особых функций;
  3. но самая распространённая причина — уточнение границ при наличии споров с соседями.

За регламент принята статья 11.2. Земельного кодекса РФ, которая выделяет следующие варианты образования земельных участков:

  1. раздел;
  2. объединение;
  3. перераспределение;
  4. выделение из других участков, а также государственных земель.

Поскольку в результате изменений одни единицы земельного права прекращают своё существование, а другие появляются, то процедура затрагивает интересы нескольких физических и юридических лиц. Отсюда можно сделать вывод, что перераспределение земельных участков — это юридически значимая процедура, в результате которой из нескольких участков, расположенных рядом, образуются новые единицы.

Обратите внимание, что объединить  можно только земельные участки с одинаковым видом разрешенного использования и целевого назначения.

Шаг 1 — оценить шансы и риски

Для начала изучите документы перераспределяемые участки. Запросите информацию из Государственного Кадастра недвижимости в виде выписки из ЕГРН. Главное — это выяснить принадлежность участков к одному муниципальному образованию и подтвердить факт их смежности. Только в этих случаях имеет смысл начинать процедуру.

В случае, если при перераспределении один из владельцев получает уменьшенный участок, ему выплачивается компенсация, оговариваемая в соглашении. Этот момент рекомендую согласовать заблаговременно со всеми участниками соглашения.

Шаг 2 — заключить соглашение между собственниками

Поскольку в процедуре раздела земельного участка между собственниками участвуют несколько физических лиц, все работы начинаются с заключения соглашения. Если такого документа нет, то это уже несколько иная, судебная процедура. Количеств лиц, участвующих в перераспределении, законом не ограничено.

Соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о владельце земельного участка: ФИО, паспортные данные, адрес проживания;
  2. Данные о земельном участке, подвергающемся перераспределению: площадь, место нахождения, кадастровый номер, категория земли, дата и место регистрации прав на недвижимость, идентификационные данные свидетельства о регистрации права собственности;
  3. Данные о новых земельных участках, передаваемых владельцам предыдущих земель. Указываются такие же стандартные характеристики, что и для прежних участков. Если передаётся несколько земельных единиц, то приводятся все сведения по каждой из них.

Скачать образец соглашения о перераспределении земельного участка.

Как увеличить земельный участок за счет прилегающей территории

Прирезка земельного участка осуществляется через выкуп в собственность, т.е. вы выкупаете часть соседнего участка и за счет этой части увеличиваете свой участок («Перераспределение земельного участка ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ).

Размер платы за земельный участок, который вы хотите добавить к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ).

Для расчета итоговой цены прирезаемого земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за прирезку, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.

В результате перераспределения земельного участка образуется новый, увеличенный земельный участок. Предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии со ст.

33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Если у вас ПЗЗ района утверждено, применяются положения указанные в данном ПЗЗ.

Думаю если в ПЗЗ есть такой пункт, то максимальный размер прирезки будет не более 100 кв.м (1 сотки).

Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.

К заявлению прикладывают:

  1. Выписку из ЕГРН на свой земельный участок. РосРеестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х рабочих дней (бывают задержки). Если хотите получить информацию быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API РосРеестра — так вы получите готовый документ в течение часа. Стоимость та же — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН РосРеестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).
  2. Схему планируемого участка на кадастровой карте. Заказать схему расположения земельного участка можно не выходя из дома. Для этого рекомендую сервис Гарант, который присылает готовый для перераспределения документ в течение 2-х дней. Стоимость – 1990 рублей, данные официальные и составлены кадастровым инженером (Лицензия №52-11-320) в соответствии с постановлением №762 Минэкономразвития России.

Схема расположения земельного участка, которую я недавно заказывал через Гарант

Когда новая схема расположения ЗУ согласована, можно приступать к межеванию. Чтобы выбрать грамотного исполнителя, я создал инстукцию по межеванию земельного участка.

В течение 14-ти дней после оплаты ваш земельный участок начнет отображаться на публичной кадастровой карте. Если все сделано правильно и ваши намерения не идут вразрез с законом и намерениями государства, вы становитесь владельцем нового участка.

Что делать, если хотят уменьшить площадь вашего земельного участка

Основания для отказа в перераспределении земель

Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством:

  1. отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним; на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
  2. прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям; прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
  3. по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк; на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
  4. площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков; прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
  5. границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения, то есть, если основной участок не отмежёван; несоответствие схемы расположения земельного участка.

Судебная практика

Верховный суд разъяснил правила раздела земельных участков в случаях, которые чаще всего встречаются (при разводе, получении наследства и т.п.). В этих ситуациях огромное значение имеют размеры земельных наделов после процесса деления.

Согласно закону, собственник может получить свой участок, только если все получившиеся после раздела доли соответствуют установленным нормам для целевого использования.

Например, деление садоводческого участка может быть произведено лишь в том случае, если в дальнейшем все части могут быть использованы по тому же назначению.

Разъяснения правильного раздела земли были даны при пересмотре судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ земельного спора, произошедшего на территории Волгоградской области. Суть этого дела в следующем: гражданин решил через суд добиться выделения части участка земли и дома, которые находились в общедолевой собственности у нескольких людей.

Истцу принадлежало 2/3 земли и домовладения, а другая 1/3 — женщине. После смерти владельцы ее часть перешла наследнику. Согласно паспорту БТИ, площадь участка составляла 506 кв.м., а дома – 70,1 кв.м.

Данная земля была предназначена для садоводческих целей, поэтому при ее разделении необходимо было соблюсти допустимые параметры для продолжения использования долей в том же назначении. Однако наследника подобный раздел не устроил, и он подал встречный судебный иск на истца, чтобы разделить собственность по собственному варианту.

Но суд принял решение в пользу истца, отдав ему 337,3 кв.м. земли, а наследнику – 167,7 кв.м. Это же решение было поддержано апелляцией.

Волгоградский местный суд при принятии такого решения опирался на доли собственности, однако Верховный суд не был согласен с этим. Свое решение он объяснил ст.1. Земельного кодекса. В ней указано, что деление участков, находящихся в собственности сразу у нескольких людей, может быть осуществлено разными методами.

Новые наделы могут быть выделены из существующих или перераспределены из имеющихся участков, а также проданы или отданы. Раздел долей также является выделением участка. При этом и новая, и оставшаяся части продолжают дальше считаться участками, но с новыми границами.

Владелец выделенной доли становится полноправным собственником индивидуального участка, а владельцы оставшихся частей надела остаются собственниками долей общей собственности. Однако, несмотря на способы раздела, должно быть соблюдено первоначальное целевое назначение земли и всех выделенных из нее частей.

Закон также предусматривает максимальные и минимальные размеры новых участков.

В 1996 года был проведен пленум Высшего Арбитражного и Верховного судов, на котором обсуждался Гражданский кодекс. Статья 252 ГК РФ гласит, что судебная инстанция может отказаться делить общую собственность согласно долям, если при этом всеми полученными участками нельзя будет и дальше пользоваться по назначению. В этом случае считается, что общему имуществу наносится ущерб.

Верховный суд уточнил, что это же самое зафиксировано и в Законе «О государственном кадастре недвижимости».

В нем написано, что кадастровый орган может отказать в постановке земельного участка на учет, если разделенные доли не соответствуют указанным в законе размерам (минимум и максимум).

На основе вышеприведенных законов Судебная коллегия по гражданским делам приходит к мнению, что выделение части из земельного участка, находящего в общедолевой собственности, возможно только при соблюдении во время раздела целевого использования и разрешенных площадей.

Земельный кодекс гласит, что минимальные и максимальные размеры участков могут быть установлены лишь градостроительными регламентами. А в Градостроительном кодексе указано, что размеры и правила пользования землей устанавливаются местной властью.

В рассмотренном выше случае следовало основываться на постановление Волжской городской Думы ВО, согласно которому максимальный размер участка может составлять 0,2 гектара, а минимальный – 0,02 гектара. То есть выделенная ответчику часть земли площадью 167,7 кв.м. не соответствует данному постановлению.

Это стало поводом для пересмотра данного земельного спора по указу Верховного суда РФ.

Выводы

Процедура перераспределения земель способствует упорядочиванию учёта и состояния земельного фонда, а также увеличивает правовую защищённость собственников земельных участков, снижая вероятность появления разногласий и споров.

Источник: https://zembaron.ru/oformlenie/prirezka/

Как крымчане могут ускорить оформление участков с

Можно ли увеличить площадь земельного участка до минимально максимальных норм?

Крымчане часто сталкиваются с затягиванием сроков получения права собственности на землю в связи с тем, что выделяемые им муниципалитетами участки оказываются меньше или больше законодательно установленных размеров. Почему так получается и есть ли выход из сложившейся ситуации, разбиралась корреспондент “РГ”.

Получить приостановку в Госкомрегистре РК при осуществлении кадастрового учета и госрегистрации права из-за несоответствия размера надела нормам можно в нескольких случаях. Например, если вы с украинских времен имеете разрешение на разработку проекта отвода “неформатного” земельного участка и долгие годы не оформляете его.

Дело в том, что, в соответствии с российским законодательством, участки, выделяемые гражданам из государственной или муниципальной собственности, имеют предельные размеры.

То есть их площадь не должна быть больше или меньше той, которая прописана в республиканском законе о предоставлении земельных участков, а потом – в утверждаемых городами и районами градостроительных регламентах.

Микрорайон Симферополя без инфраструктуры пообещали включить в ФЦП

В частности, в законе установлено, что для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа может быть выделено от 0,05 до 0,08 гектара, а в поселках и селах – от 0,08 до 0,25 гектара.

Если речь идет о предоставлении земли под садоводство, то можно выдать 0,06-0,12 гектара, под огородничество – 0,06-0,2, под дачу – 0,06-0,1 гектара.

Муниципалитеты, утверждая регламенты, зачастую эти цифры просто копируют, не учитывая то, что в украинскую бытность минимальные размеры участков, например, под ИЖС в городе законодательно вообще не очерчивались, а максимальные составляли 10 соток. Вот и выделяли тогда городские власти по три-четыре сотки.

В те годы “неформатные” участки появлялись также, если репатрианты на пустующих землях строили свои дома, не имея на это разрешений от властей. О размерах тогда, конечно, никто не думал. Теперь власти пошли навстречу людям и в большинстве случаев готовы легализовать эти участки и дома.

Почему садоводов крымского Партенита лишают полученной в 1990-е земли

Еще один повод получить приостановку – пытаться узаконить землю под принадлежащим вам много лет домом. Такая ситуация сложилась у симферопольца Николая Григорьевича.

В 1987 году он получил в наследство дом с хозпостройками на участке в 271 квадратный метр. На дом у него правоустанавливающие документы есть, а на землю под ним – нет и не было.

При этом в соответствии с законом он имел право получить землю под своим домом бесплатно. Сейчас, спустя почти 32 года, пожилой человек решил это сделать.

Симферополец обратился в горадминистрацию. Ведь сначала право собственности регистрируется за муниципалитетом, а затем он передает надел гражданину. Сотрудники администрации направили документы в республиканский Госкомрегистр.

Процедура постановки на кадастровый учет в этом случае при отсутствии проблем с размерами участка должна была занять не более 10 дней. Но процесс растянулся более чем на три месяца, осуществление кадучета было приостановлено.

“Малышу” нужна справка

– Государственные регистраторы вынуждены принимать такие решения практически ежедневно, – говорит первый заместитель Госкомрегистра РК Алексей Костин.

– В основном, при осуществлении кадучета и регистрации права собственности на участки, образуемые из земель муниципальной собственности и расположенные в границах населенных пунктов.

Увеличение количества подобных решений в последнее время связано с утверждением в 2018-2019 годах органами местного самоуправления правил землепользования и застройки (ПЗЗ) территорий.

В ПЗЗ установлены требования к минимальным и максимальным размерам образуемых участков, но не учтено фактически сложившееся там землепользование. Кроме того, органы местного самоуправления не всегда соблюдают установленные ими же требования к размерам образуемых участков при утверждении схем расположения наделов на кадастровом плане территории.

В Крыму землю льготникам предложили давать в соседних муниципалитетах

Проблема наиболее остро стоит в населенных пунктах, в частности, в крымской столице. Симферопольская администрация только в начале года получила около шестисот приостановок одновременно.

Цифра значительная, так как в среднем за год выделенные муниципалитетом участки в крымской столице оформляют 2,5 тысячи граждан. И, по данным управления земельных ресурсов горадминистрации, 60-70 процентов имеют “неправильные” размеры.

В подавляющем большинстве случаев, они маленькие (участки по 10 соток в городе встречаются редко).

Сейчас, для того чтобы снять приостановку, крымчане, оформляющие землю через МФЦ, вынуждены идти в орган местного самоуправления и брать заключение, подтверждающие, что фактические границы сложились до принятия ПЗЗ, и отсутствует возможность увеличения площади до нормативной. Крымчанам, которые оформляют землю через муниципалитет, проще – за них эту справку горадминистрация предоставляет в рамках межведомственного взаимодействия.

– Это заключение можно включать в текст решений об утверждении схем расположения участка на кадастровом плане и предварительном согласовании предоставления участка, – советует Костин.

Выход есть

Полноценным выходом из сложившейся ситуации может стать внесение изменений в действующие ПЗЗ, предусматривающих возможность отклонения от предельных размеров. Таким образом проблема уже урегулирована в Алуште. По этому же пути идет Симферополь.

Как бесплатно увеличить свой загородный участок

– Администрация Симферополя подготовила предложение о внесении изменений во временные правила землепользования и застройки территории, – рассказала заместитель главы администрации города Инна Смаль.

– В документе указано, что предельные размеры не будут распространяться на участки, образуемые на основании решений, выданных с 14 октября 2008 до 21 марта 2014 года. Кроме того, они не будут касаться участков с постройками, самовольно возведенными до 18 марта 2014 года, которые можно признать объектами ИЖС.

Также нормы не будут распространяться на участки с объектами капстроительства, на которые до 21 марта 2014 года оформлено право собственности (то есть, если площадь оформляемой земли всего 250 квадратных метров, но человек имеет документы на жилой дом на ней, то нормы ПЗЗ его не коснутся).

Этот проект решения сейчас находится на согласовании в горсовете. Полагаю, что документ примут на одной из ближайших сессий.

При этом Инна Смаль подчеркнула, что людям, у которых документы украинского образца в полном порядке, при переоформлении их в соответствии с российскими стандартами, волноваться не стоит. Вопрос предельных размеров земельных участков их не касается.

Источник: https://rg.ru/2019/06/21/reg-ufo/kak-krymchane-mogut-uskorit-oformlenie-uchastkov-s-nepravilnoj-ploshchadiu.html

Увеличение площади земельного участка в Москве – заказать по доступной цене в ГЕОМЕР ГРУПП

Можно ли увеличить площадь земельного участка до минимально максимальных норм?

Увеличение площади земельного участка проводится во время процедуры межевания и позволяет присоединить дополнительную площадь к ЗУ. Границы земли будут установлены с учетом прирезок, и на кадастровый учет ЗУ ставится уже с новыми координатами. Основания для прирезок указаны в Земельном кодексе.

Когда можно увеличить площадь земельного участка

Случаи, когда можно увеличить площадь земельного участка, регламентирует Земельный кодекс. Вы можете сделать это, если:

  • Границы, установленные во время межевания, не соответствуют данным, внесенным в реестр. Например, участок был увеличен де-факто. В этом случае межевание поможет оформить прирезки по закону.
  • Площадь вместе с прирезками не больше максимальных значений, установленных законом. Нормы площади отличаются для разных категорий земли.
  • Увеличение площади вашего земельного участка не нарушает права соседей.
  • Во время межевания выявлено, что площадь участка меньше установленных норм. Например, площадь земли, выделяемой для ИЖС, должна быть не менее 6 соток, для ЛПХ – не менее 10 соток.

Площадь возможных прирезок тоже ограничена законом. Она составляет 10% от первоначальных размеров ЗУ. 

Основания для отказа

Увеличить площадь земельного участка по закону можно не всегда. В первую очередь, специалист будет оценивать текущие размеры ЗУ. Нельзя сделать прирезки и в том случае, если это нанесет ущерб вашим соседям. Ущерб не всегда выражается в изменении площади или конфигурации границ смежных земель.

Это может быть:

  • Ограничение доступа к аварийным проездам, пожарным водоемам и т.д.
  • Подъездные пути оказываются перекрыты, и ваши соседи теряют нормальный доступ к своей земле.

Не разрешат присоединить землю, на которой есть постройки или на нее уже объявлены торги. Даже если кадастровый инженер проведет межевание земли с прирезками, вы все равно получите отказ в регистрации ЗУ в новых границах.

Чтобы не произошло такой ситуации, приходите на консультацию в компанию «Геомер групп». Наш эксперт оценит перспективы увеличения площади земли и сразу укажет вам на возможные причины для отказа. Когда все условия соблюдаются, власти редко отказывают узаконить увеличение площади земли.

Документы

  • Правоустанавливающие документы на землю
  • Документы, удостоверяющие вашу личность.

Стоимость

Стоимость увеличения площади земельного участка зависит от его местоположения, текущих размеров, сложности работ. Сумму вам назовет наш эксперт после того, как ознакомится со всеми документами.

Сроки

Мы проводим межевание ЗУ с целью увеличения площади в срок от 2 недель до 1 месяца. После этого земельный участок необходимо поставить на кадастровый учет. Это займет еще 10 рабочих дней.

Этапы увеличения площади земельного участка

По закону увеличить площадь можно как для нового участка, так и для ЗУ, ранее поставленного на кадастровый учет. В любом случае для оформления прирезок нужно провести межевание. Увеличение площади земли проводят в несколько этапов:

    • Консультация. В компании «Геомер групп» первая консультация эксперта бесплатна. Она необходима, чтобы специалист мог оценить вашу ситуацию, ее особенности. Эксперт проанализирует их, оценит перспективы увеличения площади ЗУ и даст вам рекомендации.
    • Заключение договора. После консультации вы заключаете договор с нашей компанией. В нем будут указаны стоимость работ, сроки ее проведения, ответственность сторон. Мы работаем прозрачно. Вы можете не беспокоиться, что условия сотрудничества неожиданно изменятся к окончанию работ.
    • Оценка состояния ЗУ и перспектив прирезок. По закону, сделать прирезки можно в том случае, если увеличение площади не нанесет ущерба вашим соседям. Как правило, площадь увеличивают за счет муниципальных земель, которые расположены рядом.
    • Проведение межевания, если границы участка не внесены в кадастр. Геодезист и кадастровый инженер приедут на участок для выполнения замеров. Результаты работы согласуются с соседями. Доказательством согласия соседей с прирезками к вашему участку будет подписанный акт согласования границ. В данном случае вы сможете прирезать 10% от площади ЗУ указанной в правоустанавливающих документах.
    • Оформление межевого дела. Кадастровый инженер подготовит межевое дело и свое заключение. На межевом плане будет указано границы вашей земли с учетом 10%.
    • Постановка на кадастровый учет. Подготовленное межевое дело будет передано в Росреест для внесения изменений в Кадастр и постановки ЗУ на учет.
    • По итогам работ вы получите на руки выписку из ЕГРН, где будут указаны сведения о вашем участке.

А если границы вашего участка внесены в кадастр и вы хотите прибавить к нему земли, то вам уже потребуется подготовить межевой план по перераспределению. Для данного случая нужен другой пакет документов.

Есть возможность увеличить площадь вашего участка? Приходите на консультацию к эксперту компании «Геомер групп».

Источник: https://geomergroup.ru/uslugi/mezhevanie/uvelichenie-ploshadi-zemelnogo-uchastka.html

Консультант закона
Добавить комментарий