Насколько правомерны требования руководства школы?

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Насколько правомерны требования руководства школы?

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

В школах алматы продолжают выявлять факты незаконных поборов денежных средств

Насколько правомерны требования руководства школы?

На настоящий момент, с начала 2015/2016 года обучения, в 4 школах города Алматы были выявлены денежные поборы.

“Фонд класса”, “фонд школы”, “сбор денег на нужды школы”. Про эти понятия родители алматинских школьников уже давно должны были забыть. Сбор денег в школах запрещен, запрещен официально. Но что происходит на практике? Не будем голословны, не будем бездоказательно обвинять те или иные алматинские школы в принудительных поборах – как оказалось на практике, это достаточно сложно доказать. Но имеются все же в истории городского Управления образования случаи, когда должностные лица были наказаны за сборы денежных средств с родителей алматинских школьников, передает корреспондент Zakon.kz.

Итак, сбор денег в школах запрещен, но на практике не все следуют этому запрету. Не будем затрагивать так называемые “фонды класса”. Это отдельная тема для обсуждения. Обсудим “фонды школы”, которые, как оказалось, не перевелись в алматинских школах. Как правило, этим “грешат” школы-гимназии, несмотря на то, что они ГУ и финансируются из бюджета.

“Примите меры! В Лингвистической гимназии №105 постоянные поборы: фонд класса 20000 тенге (раз в год), в фонд школы 5000 тенге КАЖДЫЙ МЕСЯЦ. еще надо детям на обед по 300 тенге, канцтовары, форму, дополнительные занятия и т.д.”

или

“Уважаемая Рахат Сейдахметовна, я родитель одного из ученика школы-гимназии №8, мы пришли в данную школу со второй четверти, при поступлении мы задавали вопросы по поводу оплаты есть ли какие либо, весь состав начиная с директора школы сказали что все “бесплатно”, однако выяснилось что учащиеся ежемесячно сдают по 8000 тенге в фонд школы “благотворительность”, на сколько я понимаю благотворительность – это кто сколько может по желанию! Прошу Вас разъяснить что за фонд школы, правомерны ли данные сборы и если да то почему это было объявлено родительским комитетом, а не кл.руководителем или директором при поступлении. Заранее большое спасибо, буду ждать ответа”.

Подобные обращения можно встретить на сайте Управления образования Алматы. И официальный ответ: “Согласно приказу Управления образования города Алматы от 12.09.

2014 года за № 337 «О запрете сбора денежных средств с родителей обучающихся и воспитанников», категорически запрещены все виды сборов денежных средств с родителей воспитанников и учащихся, в том числе не допускается сбор денежных за прием в детские сады, школы, за перевод из школы в школу, за обучение в организациях образования и принудительные сборы за счет спонсорской и благотворительной помощи. За неисполнение требований данного приказа на виновные лица налагаются дисциплинарные взыскания вплоть до освобождения от занимаемой должности”. При этом отмечается, что в случае представления доказательных материалов и указания Ф.И.О. лица, потребовавшего вступительный взнос, к нему будут приняты соответствующие меры.

То есть “фонда школы” нет и не должно быть! Но все же есть легальный способ пополнить “бюджет” учебного заведения – спонсорский счет.

– Согласно параграфу 3 главы 4 приказа Министра финансов РК от 4 декабря 2014 года №540 об утверждении «Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания» государственные учреждения могут иметь контрольный счет наличности спонсорской, благотворительной помощи, – сообщает Управление образования.

Однако это не значит, что сотрудники школы, преподаватели, или родительский комитет могут собирать с родителей деньги, для того, чтобы потом перевести их на этот спонсорский счет. Это тоже незаконно. По данным Управления образования, сбор денег с родителей в принудительном порядке для перечисления на спонсорский счет недопустим.

И если в вашей школе это практикуется, вы имеете полное право не только отказаться это делать, но и обратиться в Управление образования. Но лучше при этом иметь документальные доказательства, иначе может оказаться, что вы просто “оговорили” классного руководителя, членов родительского комитета, и никакого принудительного сбора денег на самом деле не было.

Именно так получилось с мамой одного из учащихся алматинской школы-гимназии. Ей надоело неизвестно куда и неизвестно на что (школа не отчитывалась) отдавать ежемесячно энную сумму денег и она обратилась в Управление образования по телефону доверия. Однако в школе категорически опровергли какие-либо принудительные сборы денег.

А вот ребенок после этого достаточно быстро с пятерок-четверок скатился на тройки.

“C начала 2015-2016 учебного года на сайты акима и Управления образования поступали необоснованные сообщения «о денежных поборах в школах города Алматы», по указанным объектам выезжали работники Управления образования. В ходе проверок данные факты не нашли подтверждения”, – сообщает городское Управление образования на запрос корреспондента Zakon.kz.

В школе могут сказать, что даже если родители и сдавали деньги в фонд школы, то исключительно добровольно и по собственному желанию. Но и в этом случае имеет место нарушение.

“Зачисление денег на расчетный счет школы невозможно, так как, согласно правилам исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденными приказом Министра финансов РК от 4 декабря 2014 года № 540, расчетный счет школы предназначен для безналичных финансовых операций… … Добровольный взнос родителями на спонсорский счет учреждения осуществляется самостоятельно через банки второго уровня”, – сообщает Управление.

При наличии спонсорского счета руководство школы обязано отчитываться перед родителями на общешкольных собраниях, представлять отчеты о поступлениях и использовании финансовых средств и размещать их на интернет ресурсах.

В случае, если у родителей нет документальных доказательств поборов в школе, в Управлении образования Алматы рекомендуют обратиться к ним письменно для рассмотрения заявления. По каждому такому обращению проводится проверка.

На настоящий момент, с начала 2015/2016 года обучения, в 4 школах города Алматы были выявлены денежные поборы. В отношении виновных должностных лиц школ №№12, 28, 95 и 182 приняты соответствующие дисциплинарные меры.

Ирина Капитанова

фото: erkindik.kz

Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

Источник: https://www.zakon.kz/4771078-pomog-li-oficialnyjj-zapret-iskorenit.html

Ребенку запрещают пользоваться мобильным в школе. Это вообще законно?

Насколько правомерны требования руководства школы?

В конце июля 2018 года парламент Франции одобрил законопроект, запрещающий использование мобильных телефонов в школах. О возможности введения подобного запрета заговорили и в России, а некоторые отечественные политики и педагоги эту инициативу успели поддержать.

С началом нового учебного года калининградские родители также принялись активно обсуждать, насколько правомерны требования педагогов, не разрешающих детям приносить мобильники в школу или обязывающих выключать телефоны на время уроков.

«Новый Калининград» собрал информацию о том, могут ли образовательные учреждения запрещать или ограничивать использование гаджетов, и дополнил её мнениями местных чиновников и учителей.

Запрет мобильных телефонов в школах — достаточно распространенная международная практика. Как отмечает издание «Ведомости», в Великобритании сотовые в настоящее время запрещены в абсолютном большинстве школ.

По данным The Guardian (исследование 2015 года), по итогам тестов запрет улучшил успеваемость 16-летних учеников на 6,4%, что эквивалентно дополнительной учебной неделе в году.

Исследование 2016 года показало, что у школьников, которых отвлекали мобильные оповещения соцсетей, значительно снижалась усвояемость даже интересного материала.

В России накануне учебного года 2018/2019 подняли вопрос о возможном запрете на мобильные телефоны в общеобразовательных учреждениях. Так, министр образования РФ Ольга Васильева, комментируя французское нововведение, высказалась за подобные ограничения в отношении российских школьников.

«Есть планшет, есть электронная доска — зачем телефон, для того, чтобы бесконечно писать эсэмэски?» — цитируют «Ведомости» слова Васильевой. Министр отметила, что некоторые школы ставят на входе «красивый ящичек», в который дети кладут телефоны и получают их назад только после уроков. Для экстренной связи в таких учреждениях, по мнению Васильевой, достаточно телефона у учителя.

Однако, по сообщению ТАСС, Ольга Васильева добавила, что полный запрет смартфонов в школе нецелесообразен. «Я считаю, что любой запрет вызывает реакцию прямо противоположную», — приводит слова министра информагентство.

Министр образования Калининградской области Светлана Трусенева считает, что надо уговаривать учащихся самих отказаться приносить в школу гаджеты. Трусенева уверена, что личным гаджетам не место в школе, однако просто запретить их нельзя. «В начальной школе такие отдельные элементы привносятся.

Конечно, на старшей ступени это сделать намного сложнее», — сказала министр в эфире радиостанции «Комсомольская правда — Калининград».

По мнению Трусеневой, руководству школы и учителям, которые решат ограничить использование гаджетов в школе, придется каким-то образом договариваться как с учащимися, так и с их родителями.

Учитель года-2018 в регионе Алексей Вериногов, напротив, считает, что гаджеты, включая мобильные телефоны, необходимо включать в образовательный процесс. По словам педагога, сам он уже несколько лет подряд активно использует вместе со своими учениками на уроках различные обучающие приложения для смартфонов.

«Это все повышает мотивацию у детей, не отбивает охоту учиться, и, конечно же, в глазах детей педагог выглядит даже как-то ближе. Мы живем в 21-м веке, и дети сейчас погружены в эту информационно-цифровую среду. Если мы их оттуда будем выдергивать, то они будут чувствовать себя не в своей тарелке.

Отсюда могут возникать проблемы и конфликтные ситуации», — пояснил свою точку зрения Вериногов в эфире радио «Комсомольская правда — Калининград».

В горадминистрации Калининграда заявили, что никакого официального запрета на использование мобильных телефонов, а также других гаджетов в местных школах нет. «Исключение составляет только период проведения государственной итоговой аттестации.

И то законодательно закреплен лишь запрет на наличие средств связи в пунктах проведения экзаменов.

Этот запрет действует как для учащихся, так и для работников, находящихся в пунктах», — рассказала заместитель председателя комитета по образованию Наталья Ивкова в эфире радио «Комсомольская правда — Калининград».

В России нет единых нормативных документов, устанавливающих правила использования мобильных телефонов в образовательных учреждениях. «На сегодняшний день нет никаких нормативно-правовых актов, которые бы регламентировали использование гаджетов во время учебного процесса ни для педагогов, ни для учеников.

В тоже время законом об образовании РФ в части обязанностей предусмотрено, что школьники должны выполнять требования и устава организации, и правил ее внутреннего распорядка, а также не создавать препятствий для получения образования другим участникам процесса.

А телефоны во время уроков могут помешать образовательному процессу», — рассказала в радиоэфире зампредседателя комитета по образованию Калининграда Наталья Ивкова.

Школы могут самостоятельно устанавливать регламент использования мобильных телефонов и других гаджетов во время образовательного процесса. «В правилах распорядка и в других локальных актах образовательного учреждения может быть предусмотрен порядок использования гаджетов и мобильных средств связи.

Данный порядок и данные правила, если они и будут предусмотрены образовательной организацией, должны быть согласованы со всеми участниками образовательных отношений.

Тогда могут быть включены определенные ограничения в части соблюдения дисциплины во время проведения урока», — уточнила Ивкова, выступая в эфире радиопрограммы «Говорит Калининград!».

При этом образовательные организации могут только устанавливать порядок использования на своей территории гаджетов, но не запрещать их.

Так, в 2013 году прокуратура отменила запрет на использование мобильников в одной из школ Камчатки.

Как сообщал «Интерфакс», правилами внутреннего распорядка учреждения школьникам «запрещалось приносить в учебное заведение мобильные телефоны и другие устройства, не относящиеся к учебному процессу».

Текст — Екатерина Медведева, «Новый Калининград», фото — Flickr, Juan Ramón Martos, (CC BY-NC-ND 2.0)

Источник: https://www.newkaliningrad.ru/news/community/20078502-rebenku-zapreshchayut-polzovatsya-mobilnym-v-shkole-eto-voobshche-zakonno.html

Знаменитые футболисты поддержали мальчика, сделавшего прическу как у Златана Ибрагимовича

Насколько правомерны требования руководства школы?

История, которая очень удивила страну. Наши дни, Красноярский край, школа, подросток по имени Прохор, необычная прическа. И вдруг ребенка жестко наказывают за внешний вид. В формулировках, с которыми ребенка отчитали, звучали такие слова, как «гитлерюгенд» и «сексуальные меньшинства». Мол, не стоит подавать плохой пример и вносить сумятицу в строгие ряды школьников.

Кстати, эта стрижка, такой хохолок на голове, называется «мэн бан». Ну, допустим, красноярские педагоги не часто посещают барбершопы и не посвящены в тонкости цирюльного мастерства. Ну пусть тогда покажут нам методичку, где зафиксированы прически меньшинств.

А ведь все намного прозаичнее. Прохор постригся так, подражая своему кумиру — одному из лучших футболистов мира Златану Ибрагимовичу. К гитлерюгенду он не имеет никакого отношения, к меньшинствам тоже. Корреспондент МИЦ «Известия» Алексей Полторанин встретился с Прохором, его дремучими педагогами и футболистами, которые нашли для парня нужные слова.

«Прохор, привет. Мы в курсе твоей ситуации. Мы хотим тебя поддержать», — говорит полузащитник московского «Локомотива» Дмитрий Баринов.

«Я хочу пожелать тебе в первую очередь, чтобы ты был сильным», — выразил свою солидарность с мальчиком игрок сборной России, мастер спорта РФ Александр Самедов.

«Вступаю в поддержку Прохора Ильиных. Мы все имеем право на самовыражение», — отметил бронзовый призер ФК «Зенит» Борис Горовой.

Эти видеообращения звезды российского футбола записали для Прохора Ильиных по просьбе Пятого канала. Реакция спортсменов на затяжной конфликт мальчика с педагогами была однозначной. А началось все в начале года: увидев ученика после летних каникул, директор отчитала его за новую прическу — не стильно, не модно, не молодежно.

«Говорят по прическе, что или постричься, или в другой цвет перекраситься. Срок неделю дали», — рассказывает Прохор Ильиных.

Замечания от руководства школы Прохор слушал едва ли не каждый день. Тогда к педагогам пришли родители, чтобы разобраться, в чем причина недовольства. Заместитель директора им объяснила — новый имидж их сына не по уставу.

Ученик якобы нарушил положение о внешнем виде учащихся. Документ в образовательном учреждении действует уже давно, но перед этим учебным годом его дополнили новым пунктом. Школьникам теперь запрещены экстравагантные стрижки и прически — дреды, ирокезы — и окрашивание волос в яркие неестественные оттенки.

Но ведь у Прохора никаких ярких оттенков — волосы обесцвечены. Однако замдиректора продолжала отбивать доводы родителей словно мяч на футбольном поле. Прическа, по ее словам, оказалось немужской и вообще схожа с фашистской. В качестве аргумента педагог показала ученику статью из интернета.

«Эта стрижка называется high and tight — „высоко и жестко“, или проще — „Гитлерюгенд“ (из-за ее сходства с популярной в 1930-х годах немецкой стрижкой)».

С прической «под фрица» лучше обучаться дома — посоветовала педагог родителям. Сейчас директор учебного заведения наотрез отказывается общаться с журналистами.

А ведь Прохор постригся как его кумир — легендарный шведский футболист, форвард «Лос-Анджелес Гэлакси» Златан Ибрагимович.

«Он мне с детства нравится, потому что много забивает красивых голов», — объясняет Прохор Ильиных.

Вот и известные российские футболисты говорят: что плохого в том, что Прохор хочет быть похожим на своего кумира?

«То что ты подражаешь и очень уважаешь такого знаменитого футболиста, как Златан Ибрагимович, в этом ничего страшного нет. У тебя впереди огромная жизнь, оставайся таким же, какой ты есть», — поддерживает Прохора двукратный чемпион СССР Александр Мостовой.

«Я сам не сторонник экстравагантных причесок, сам люблю подшутить и порой негодую. Но шутки шутками, а гнобить или выгонять — это неприемлемо», — считает нападающий ФК «Зенит», капитан сборной России Артем Дзюба.

«Мне кажется, это сюр. Мне кажется, это несправедливо, когда у человека есть кумир. Учителям стоит подумать», — уверен чемпион мира 2006 года Франческо Тотти.

Футболом Прохор увлекается давно. На полках приз лучшему игроку среди футбольных школ, а также награда за первое место в региональном турнире. Тренер Александр Глушков пригласил Прохора в футбольную школу «Юниор» еще когда мальчику было три года. Активный, с горящими глазами — он подавал огромные надежды.

«Он и учится хорошо, тренируется хорошо, он старается делать по максимуму, а то что сделал с волосами, это не повлияло никак на его отношение к школе», — считает тренер Прохора Ильиных Александр Глушков.

Свою оценку действиям руководства школы теперь даст красноярский следственный комитет, который начал доследственную проверку.

«Следователям предстоит опросить ученика, педагогов школы, директора и установить, есть ли в их действиях превышение должностных полномочий и насколько правомерны были требования к внешнему виду мальчика», — комментирует ситуацию помощник руководителя ГСУ СК РФ по Красноярскому краю Ольга Дегидь.

По закону — заставлять сменить прическу школа не имеет никакого права. Это личное дело каждого, объясняют в красноярском министерстве образования. Пункт о внешнем виде учащегося чиновники уже потребовали исключить из школьного устава, а родителей пригласили на прием к министру образования.

Сейчас Прохор по-прежнему ходит в школу и на тренировки. И с каждым днем получает все больше видеобращений от известных футболистов.

«Стало как-то полегче, поддержка», — говорит Прохор Ильиных.

«Прости взрослых людей, они не правы. Вырастай в нового Ибрагимовича, и мы тебя ждем в «Локомотиве»», — предлагает главный тренер московского «Локомотива Юрий Семин.

Прохор готов со временем всерьез рассмотреть это предложение. Чтобы именно там начать карьеру футболиста с мировым именем. И когда-нибудь оказаться среди игроков клуба его кумира.

Сам Златан Ибрагимович на эту историю никак не отреагировал, несмотря на то, что в его Instagram почти миллион просьб поддержать русского мальчика. Но Прохор ждет видеообращение — уверен, что его кумир умеет творить чудеса не только на футбольном поле.

Ранее 5-tv.ru сообщал, что за школьника Прохора вступился Василий Уткин.

Источник: https://www.5-tv.ru/news/264513/znamenitye-futbolisty-podderzali-malcika-sdelavsego-pricesku-kak-uzlatana-ibragimovica/

Закон о поборах в школе в 2019-2020 году

Насколько правомерны требования руководства школы?

Государство гарантирует всем жителям страны бесплатное среднее образование. Однако родители учеников часто сталкиваются с необходимостью сдавать деньги на нужды образовательного учреждения. В каких случаях это будет считаться незаконным, устанавливает закон о поборах в школе в 2019-2020 году.

Федеральный закон о поборах: официальный текст

Действия руководства учебного заведения регламентирует ФЗ 273 «Об образовании в РФ». Депутаты Госдумы одобрили законопроект в 2013 году. В проекте указано, что из бюджетов разных уровней выделяются средства на:

  • выплаты заработных плат учителям, воспитателям детских садов;
  • приобретение учебных пособий, учебников, средств обучения;
  • игрушки (для дошкольных учреждений).

Местные власти обязаны выделять деньги на ремонтные работы, на содержание спортивных и игровых зон при учебных и дошкольных учреждениях, а также на благоустройство прилегающей территории. То есть, родители не должны платить за ремонт класса или группы в детском саду, за покупку деревьев для высадки.

Согласно закону, каждое образовательное учреждение публикует список бесплатных и платных услуг, которые предоставляет. Он должен находиться в свободном доступе на сайте. К незаконным действиям относят установление платных услуг, если они должны быть бесплатными согласно действующим законодательным нормам.

Тем не менее руководство некоторых школ пользуется безграмотностью родителей в вопросах образования. Чтобы избежать недоразумений и знать, за что не имеют права брать деньги в учебном учреждении, предлагаем скачать закон о поборах в школах.

За что с родителей не имеют права брать деньги

Официальный текст закона определяет перечень образовательных услуг, которые должны предоставляться бесплатно. В школах не могут требовать от родителей деньги на:

  • покупку учебников;
  • ремонт в помещениях;
  • приобретение учебной мебели, инвентаря;
  • благоустройство территории (сюда относится покупка саженцев);
  • уроки, входящие в список стандартных;
  • заработную плату уборщиц или охранников.

Родители не должны оплачивать занятия, если только они не входят в список дополнительных программ обучения. Стандартные уроки, предусмотренные федеральным законом, предоставляются бесплатно. Не оплачиваются подготовительные к контрольным либо экзаменам.

Школа обязана самостоятельно оплачивать услуги уборщиц и охраны, приобретать учебники и методические пособия. Есть исключение из этого правила. Например, если учащийся занимается по дополнительным программам, не предусмотренным федеральными стандартами, учебники родители приобретают за свой счет.

Читать так же:  Досрочное оформление пенсии в 2019 году

Общеобразовательное учреждение самостоятельно оплачивает приобретение любого инвентаря или оборудования, которое используется на занятиях. Сюда относится спортивный инвентарь, компьютеры и пр. Ремонт и закупка мебели в классы также осуществляется за счет учебного заведения.

Платные услуги

Законом предусмотрены не только бесплатные, но и платные услуги в школе. За предоставление дополнительных видов учебного сервиса общеобразовательные учреждения могут назначать отдельную плату. В список входят следующие услуги:

  • преподавание по дополнительным образовательным дисциплинам. Оплачивается отдельно, если курс не предусмотрен в стандартной школьной программе;
  • занятия с учениками по углубленному изучению дисциплин. Сюда можно отнести также репетиторство. Плата за обучение устанавливается по договоренности с родителями, либо ее регламентирует школьный устав, если дополнительные уроки учитель проводит на основании договора с работодателем. Может осуществляться с одним или с двумя учащимися одновременно, на занятиях обеспечен индивидуальный подход. Дополнительные уроки позволяют более слабым ученикам понять курс школьных предметов или лучше подготовиться к предстоящим вступительным экзаменам;
  • в школах могут предоставляться услуги по преподаванию дисциплин для специального развития детей. К примеру, родители могут оплачивать дополнительные уроки рисования или музыки, если считают, что у ребенка есть к этому расположенность;
  • предоставляются прочие услуги, которые не входят в перечень стандартов, установленных государством.

Каждое учебное учреждение имеет право сформировать полный перечень платных услуг, однако список должен находиться в свободном доступе, а вся информация по дополнительным дисциплинам должна быть прозрачной.

Куда жаловаться на поборы в школе

Если в школе, которую посещает ваш ребенок, поборы – обычное дело, а другие родители предпочитают мириться с ситуацией, необходимо отстаивать права на бесплатное образование.

В первую очередь следует обратиться к руководству учебного учреждения с требованием разъяснить, на основании чего происходит сбор средств. Обязательно просите письменный ответ. Он вам пригодится, если дело дойдет до вышестоящих инстанций.

В некоторых случаях руководство предпочитает разобраться с конфликтом мирно и перестает вымогать деньги (по крайней мере, с того родителя, который платить не хочет). Но иногда требуется обращение в профильные структуры. Если директор проигнорировал ваш запрос и поборы остались прежними, необходимо обратиться в одно из следующих ведомств:

  • муниципальный комитет образования (или региональный);
  • администрация;
  • полиция;
  • отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
  • прокуратура;
  • министерство образования.

В некоторых случаях родители опасаются, что после оформления жалобы может пострадать их ребенок. В такой ситуации в заявлении следует указать требование о неразглашении данных.

Читать так же:  ​​Закон о фото и видеосъемке

Наказание за вымогательство денег

Законодательством предусмотрены штрафы за поборы в школах. Для сотрудников образовательных учреждений предусмотрены следующие санкции:

  • ограничение свободы либо принудительные работы сроком до четырех лет;
  • арест на полгода;
  • денежное взыскание (максимальная сумма 80 тыс. руб.).

Представители власти неоднократно заявляли о том, что родителям не следует закрывать глаза на поборы. Если эта проблема есть в учреждении, которое посещает ваш ребенок, не нужно бояться.

Следует обратиться в один из органов, уполномоченных наказать руководство школы.

Помните о праве каждого ребенка на бесплатное среднее образование и заявляйте о нарушениях, чтобы в будущем исключить факты поборов в школах.

Источник: https://zakonoved.su/zakon-o-poborah-v-shkole.html

Может ли школа отказать в приёме в 10 класс – правовые основы

Насколько правомерны требования руководства школы?

ГИА-9 завершена. Выпускники 9 класса получили аттестаты. Теперь надо определиться, где получить среднее общее образование, обязательность которого применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет.

Она установлена Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.

2012 года №273-ФЗ (далее – Закон), гарантирующего его общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования и среднего профессионального образования.

Согласно Закону родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Они имеют права выбора образовательной организации, формы получения общего образования и формы обучения с учетом мнения детей.

Выпускник основной школы может продолжить обучение в школе, гимназии, лицее, в учреждении среднего профобразования – колледже, техникуме, а также вне школы – в форме семейного образования и самообразования с последующем прохождением промежуточной и итоговой аттестации в качестве экстерна бесплатно.

Как после окончания средней школы, так и после окончания техникума или колледжа, абитуриенты обладают одинаковыми возможностями при поступлении в вуз.

У родителей, как правило, возникают вопросы с правомерностью конкурсного отбора обучающихся при поступлении в 10 класс, особенно, когда ребенка не принимают в профильные классы с «тройками».

Дело в том, что средняя школа у нас профильная, т.е.

обучение осуществляется по дифференцированным общеобразовательными программам, например, физико-математического, гуманитарного, биологического, технического и т.п.

направлений, предусматривающих индивидуальный отбор обучающихся, порядок которого устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. И это не противоречит Закону.

«Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации», — говорится в статье 66 Закона.Родителям (законным представителям) следует ознакомиться с этим нормативным документом субъекта РФ.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) рекомендованы следующие минимальные баллы для приема в профильные классы:

«Русский язык» — 31; «Математика» — 19 для физмата, 18 — для иных; «Физика» — 30; «Химия» — 23 без эксперимента, 25 — с ним; «Биология» — 33; «География» — 24; «Обществознание» — 30; «История» — 32;«Литература» — 19; «Информатика» — 15; «Иностранный язык» — 56, что соответствует отметке выше, чем «3».
Вместе с тем, следует обратить внимание, что статьей 67 Закона предусмотрено, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.Для обеспечения этого положения Закона в школе помимо профильных классов должны быть организованы т.н. универсальные классы, в которые принимаются все желающие, имеющие аттестат об основном общем образовании.Обратим внимание, что при поступлении в 10 класс нет жесткой привязки к закрепленной территории.

Законом установлено, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган управления образованием.

Заметим также, что, как правило, муниципальный орган управления образованием на своем сайте публикует перечень профильных и универсальных классов по школам и наличие в них свободных мест.

Эта информация периодически обновляется и позволяет родителям (законным представителям) отслеживать ситуацию.

А как быть тем девятиклассникам, которые в этом году не смогли получить аттестат об основном общем образовании?

Такие девятиклассники  получают справку об обучении по образцу, самостоятельноустанавливаемому организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или по усмотрению родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение.

Обучающиеся, оставленные на повторное обучение, проходят обучение в образовательной организации или вне образовательной организации в формах, установленных статьей 17 Федерального закона об образовании (в очной, очно-заочной или заочной, в форме семейного образования), в том числе по индивидуальному учебному плану.

Обучающиеся, получившие справку и отчисленные из образовательной организации, вправе продолжить свое образование путем прохождения профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.

Источник: https://eduinspector.ru/2018/06/06/mozhet-li-shkola-otkazat-v-priyome-v-10-klass-pravovye-osnovy/

Консультант закона
Добавить комментарий