Оформление права собственности на ЛЭП

Трубопроводам и ЛЭП собственник земли не помеха

Оформление права собственности на ЛЭП

По административному решению органа власти строительство трубопроводов и линий электропередачи проще будет сделать на землях, которые находятся в частной собственности.

Однако граждане за это получат компенсацию по рыночной цене, а дачные участки ЛЭП обойдёт стороной — соответствующий законопроект депутаты приняли в первом чтении 24 января.

И решили доработать его с учётом интересов россиян ко второму.

Частник внакладе не останется

Поясняя важность принятия документа, замминистра экономического развития Виктория Абрамченко напомнила, что сегодня значительная часть линейных объектов строится с нарушениями: либо порядка оформления прав, либо порядка технологического подключения. Читайте по теме

«Сроки оформления земельных участков для строительства линейных объектов, согласно действующему порядку, составляют до двух лет.

Вместе с тем сетевые организации при строительстве объектов для технологического подключения потребителей обязаны уложиться в срок до четырёх месяцев.

Указанные обстоятельства приводят к тому, что значительная часть линейных объектов строится с нарушением установленного порядка оформления прав на землю», — пояснила она.

Инициатива, по словам замминистра, упростит оформление прав, необходимых для размещения линейных объектов, так как предусматривается использование публичного сервитута* без образования земельного участка, проведения кадастрового учёта и регистрации прав. А это значит, что необходимая для жизни россиян инфраструктура будет строиться быстрее.

«Проектом вводится обязательная плата за публичный сервитут, которая вносится до начала деятельности организации. Плата вносится в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, который находится в публичной собственности. Если же участок находится в частной собственности, плата производится исходя из его рыночной стоимости», — уточнила Абрамченко.

При этом под действие законопроекта не попадают земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, а также дачные участки.

Депутаты вступили за собственников многоквартирных домов

По словам Виктории Абрамченко, в законопроекте постарались максимально соблюсти баланс частных и публичных интересов.

Так, правообладатель земельного участка сохраняет все средства защиты своего права на землю: требование платы за установление сервитута, возможность судебного оспаривания, требование изъятия земельного участка в случае, если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка в соответствии с разрешённым использованием.

«В случае возникновения аварий или иных форс-мажорных обстоятельств, в результате чего дальнейшее использование земельного участка собственником станет невозможным по назначению, у обладателя публичного сервитута возникает обязанность его выкупа с возмещением всех убытков», — заключила представитель Правительства.

Необходимо вывести многоквартирные дома из-под действия этого закона так же, как и в случае с индивидуальным жилищным строительством.

Похожие правила были ранее закреплены и успешно опробованы в восьми специальных федеральных законах, в соответствии с которыми создавались благоприятные условия для размещения линейных объектов при подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также при организации проведения встречи глав государств и правительств стран-участников форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в 2012 году. Те же принципы были использованы при проведении в России Кубка конфедераций FIFA 2017.

Однако, по мнению первого зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Валерия Гартунга («Справедливая Россия»), законопроект при всей его актуальности нуждается в доработке, так как вмешивается в полномочия собрания собственников многоквартирных домов.

«Необходимо вывести многоквартирные дома из-под действия этого закона так же, как и в случае с индивидуальным жилищным строительством», — убеждён депутат.

Депутат Алексей Куринный (КПРФ) также считает законопроект сырым, так как предлагаемый вариант публичного сервитута не подподает под действие Гражданского кодекса. Это, по его мнению, усложняет процедуру защиты интересов граждан в спорных ситуациях. Читайте по теме ​

«Как бабушка, у которой через огород проходит труба, проложенная по решению органа местного самоуправления, будет потом судиться и доказывать, что не может использовать земельный участок по назначению. Целая юридическая служба должна работать или хотя бы грамотный юрист. А нам предлагается оставить собственника один на один с крупными монополистами», — предостерёг депутат.

Представитель ЛДПР депутат Владимир Сысоев, в свою очередь, отметил, что законопроект в текущем виде не учитывает того обстоятельства, что для многих собственников их земля «не бездушный объект недвижимости, а целая жизнь, а может, жизнь и целых поколений».

«Это может быть земля предков, откуда он не хочет уезжать, а продолжать заниматься бизнесом. И возникает вопрос: кто компенсирует конкретному человеку его моральные переживания и сломанную жизнь, если что-то случится?» — спросил он.

Было решено, что все поправки депутатов будут внесены в закон ко второму чтению

*Сервиту́т (лат. servitus, servitutis — «подчинённое положение») — ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях (в дореволюционной русской правовой терминологии — право участия частного).

Публичный сервитут — вид земельного сервитута, устанавливаемого законом в случаях необходимости обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, не предусматривающий изъятия земельных участков.

Источник: https://www.pnp.ru/social/truboprovodam-i-lep-sobstvennik-zemli-ne-pomekha.html

Воздушные линии электропередачи как объекты движимого и недвижимого имущества

Оформление права собственности на ЛЭП

В настоящей статье предлагается рассмотреть, в каких случаях воздушная линия электропередачи (ВЛ) является движимым или недвижимым имуществом.

Проблематика, касающаяся ВЛ, достаточно широка и затрагивает вопросы строительства (в части необходимости получения разрешений на строительство).

Основополагающей причиной ряда проблем является вопрос о том, является ли  ВЛ недвижимым имуществом или нет.

В широком понимании под ВЛ понимается устройство для передачи и распределения электроэнергии по проводам, расположенным на открытом воздухе и прикрепленным при помощи изоляторов и арматуры к опорам или кронштейнам, стойкам на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах и т.п.).

Такое определение является легальным и содержится в Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности[1].

Указанная инструкция не служит основополагающим документом в электроэнергетике, но иного, более полного определения воздушной линии электропередачи действующее законодательство не содержит.

Опоры с фундаментом

Как видно из указанного определения, прокладка проводов ВЛ возможна многими способами, среди которых прокладка по зданиям (стенам или иным конструктивным частям) и сооружениям, мостам, а также посредством установки специальных опор.

Строительство (монтаж) и эксплуатация проводов ВЛ по зданиям, сооружениям, мостам не вызывают особых проблем, поскольку указанные здания и сооружения выполняют функцию промежуточной опоры и не образуют вместе с проводами электропередачи единого объекта.

Остановимся на рассмотрении ВЛ, расположенных на самостоятельных опорах. В зависимости от способа подвески проводов опоры воздушных линий делятся на две основные группы:

 а) опоры промежуточные, на которых провода закрепляются в поддерживающих зажимах (промежуточные опоры составляют большинство применяемых опор);

 б) опоры анкерного типа, служащие для натяжения проводов. На этих опорах провода закрепляются в натяжных зажимах.

По конструктивному выполнению опоры можно разделить на свободностоящие и опоры на оттяжках. На воздушных линиях применяются деревянные, стальные и железобетонные опоры.

Конструкции опор ВЛ:

 а) деревянная опора одностоечная, промежуточная. Выполняется из сосны, иногда лиственницы. Пасынок выполняется из пропитанной сосны. Для линий 35-110 кВ применяются деревянные П-образные двухстоечные опоры;

 б) железобетонные опоры — выполняются одностоечными свободностоящими, без оттяжек или с оттяжками на землю. Опора состоит из стойки (ствола), выполненной из железобетона, траверсы, грозозащитного троса с заземлителем на каждой опоре (для молниезащиты линии);

 в) металлические (стальные) опоры — применяются при напряжении 220 кВ и более.

В рамках настоящей статьи наибольшее внимание уделено такому важному элементу конструкции опор, как фундамент, представляющему собой конструкцию, заделанную в грунт и передающую на него нагрузки от опоры, изоляторов, проводов и внешних воздействий (гололед, ветер).

Для одностоечных опор, у которых нижний конец стойки заделывается в грунт, фундаментом служит низ стойки.

Для металлических опор применяются свайные или сборные грибовидные железобетонные фундаменты, а при установке переходных опор и опор на болотах – монолитные бетонные фундаменты. Ригель увеличивает боковую поверхность подземной конструкции железобетонных стоек и подножников металлических опор.

Еще одним способом установки опор ВЛ являются оттяжки. Они предназначены для повышения устойчивости опор и принимают на себя усилия оттяжения провода электропередачи.

Из приведенного описания видно, что в большинстве случаев опоры ВЛ имеют фундамент разной степени сложности. Сложность фундаментов указывает на прочность связи с грунтом: чем сложнее фундамент, тем сильнее связь с грунтом.

Однако существуют способы установки опор ВЛ без сооружения фундаментов, в частности на растяжках либо на специальных платформах в местах грунтов вечной мерзлоты.

Это важно учитывать при квалификации опор в качестве недвижимого имущества.

В статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации дается определение недвижимых вещей (недвижимого имущества, недвижимости), к которым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Из данного определения и юридической доктрины можно выделить ряд признаков, отличающих движимое и недвижимое имущество. Признаки недвижимого и движимого имущества связаны с природой вещей или их назначением. Можно назвать следующие признаки недвижимого имущества:

  • объекты недвижимости – это всегда объекты материального мира;
  • недвижимость – это всегда индивидуально-определенное имущество;
  • прочная связь с землей, невозможность перемещения без существенного ущерба;
  • значимость или ценность недвижимых вещей.

Приведенное выше описание конструкций опор ВЛ дает возможность сделать вывод, что ВЛ, установленные на опоры, имеющие фундамент, являются объектами недвижимого имущества, т. к. соответствуют всем указанным признакам.

Кроме рассмотренных особенностей, ВЛ также является линейным объектом, в смысле, определенном Градостроительным кодексом Российской Федерации. Статья 1 ГрК РФ понимает под линейными объектами линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Поскольку процесс передачи электрической энергии является непрерывным в силу особенностей передаваемого товара, то ВЛ представляет собой сложный многосоставной объект материального мира.

Если учесть все перечисленные признаки ВЛ, то можно сказать, что это линейный объект, состоящий из множества элементов, прочно связанных с грунтом и имеющих единое назначение – передачу электрической энергии. Раздельно элементы электрической сети не могут выполнять свою основную функцию – передачу электрической энергии.

Таким образом, вновь сформулированное определение дает основание считать, что ВЛ может являться единым недвижимым комплексом.

Недвижимой вещью, участвующей в обороте в качестве единого объекта, может являться единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и др.), либо расположенных на одном земельном участке, если в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (ст. 133.1 ГК РФ).

Сделанные выводы косвенно подтверждает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.15 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором указано, что недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс.

Согласно ст. 133.

1 ГК РФ в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты).

При этом в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания ст. 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом.

Подводя итог, можно сказать, что воздушные линии с опорами, имеющими фундамент, являются недвижимой вещью и в некоторых случаях могут также являться единым недвижимым комплексом.

Опоры без фундамента

Иным образом обстоят дела с ВЛ, установленными на опоры, не имеющие фундамента. Ведь на первый взгляд указанные объекты отвечают некоторым признакам недвижимого имущества, указанным в настоящей статье.

Повторюсь, что опоры без фундамента используются, как правило, для строительства ВЛ напряжением до 35 кВ.

Интересным представляется мнение Министерства экономического развития Российской Федерации, выраженное в письме от 11.10.16 № Д23и-4847 «Об отнесении линейных объектов к объектам движимого имущества».

В нем Департамент недвижимости Министерства экономического развития Российской Федерации высказал мнение, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст.

 55 ГрК РФ, с большой степенью вероятности относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего, не являются недвижимостью.

На основании высказанного мнения можно установить квалифицирующий признак – наличие акта ввода в эксплуатацию, выданного согласно требованиям ГрК РФ.

Данное мнение является достаточно интересным и заслуживает отдельного внимания.

Для анализа вопросов квалификации ВЛ, установленных на опоры, не имеющие фундамента, необходимо также классифицировать ВЛ в качестве объекта капитального строительства, по той причине, что Градостроительный кодекс оперирует понятием «объект капитального строительства», и не оперирует понятием «объект недвижимого имущества». В правоприменительной практике часто возникает спор между соотношением понятий недвижимой вещи и объектом капитального строительства.

Статья 1 ГрК РФ содержит легальное определение объекта капитального строительства, под которым понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее – объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. Данное определение прямо не указывает ни на какие признаки, позволяющие сравнить рассматриваемые понятия, а только перечисляет некоторые строительные объекты.

Помочь в анализе нам может легальное определение понятия сооружения, под которым понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Такое определение содержится в Федеральном законе от 30.12.09 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Из приведенного определения сооружения можно понять, что сооружение – результат строительства, как правило, прочно связанный с землей, что является общим признаком с понятием недвижимого имущества.

Более четких количественных и качественных характеристик объектов недвижимости и объектов капитального строительства, а также иных критериев, позволяющих отнести объект к объектам недвижимого имущества или объектам капитального строительства либо к объектам, не являющимся объектами недвижимого имущества или объектами капитального строительства, действующее законодательство не содержит. На основе изложенного можно сделать вывод, что понятия объекта недвижимого имущества и объекта капитального строительства можно признать тождественными для целей настоящей статьи.

По общему правилу, строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, порядок выдачи которого предусматривает представление среди прочего правоустанавливающего документа на земельный участок (ст. 51 ГрК РФ).

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с ГрК РФ подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или проектом планировки территории и проектом межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=qO211fnl99U

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

– строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства;

– иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Важным пунктом в указанной статье является указание на то, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют случаи, при которых не требуется разрешение на строительство.

Такие нормативные правовые акты приняты многими субъектами Российской Федерации. Для примера разберем несколько актов.

1. Постановлением Правительства Москвы от 27.08.12 № 432-ПП[2] установлены случаи, при которых получение разрешения на строительство не требуется.

Среди таких случаев строительство и реконструкция кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, а также иных объектов электросетевого хозяйства напряжением до 20 кВ включительно.

Примечательно, что разрешение на строительство также не требуется при строительстве антенно-мачтовых сооружений связи в виде металлических или железобетонных столбов высотой до 40 м включительно и (или) устанавливаемых с заглублением подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли до 4 м включительно.

2. Законом Московской области 10.10.14 № 124/2014-ОЗ[3] установлены случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Среди таких случаев указано строительство объектов электросетевого хозяйства классом напряжения до 20 кВ включительно.

Источник: https://www.vegaslex.ru/analytics/publications/overhead_transmission_lines_as_the_objects_of_movable_and_immovable_property/

Как оформить права на линейные объекты

Оформление права собственности на ЛЭП

О праве собственности и других вещных правах на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, которые подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, рассказывает  главный специалист-эксперт отдела регистрации прав в САО Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, государственный регистратор  Марина Лещенко.

Марина Лещенко

Перечень объектов недвижимого имущества, права на которые могут быть зарегистрированы, определен статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Закон о регистрации).

Это земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.

Наличие прочной связи с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению позволяет в качестве недвижимого имущества назвать также линейные сооружения: буровые и эксплутационные скважины; нефтяные и газовые вышки; наземные трубопроводы; линии электропередач; колодцы и сети наземных коммуникаций; железные дороги; придорожные сооружения: мосты, тоннели, переезды, переправы и др.; объекты водоснабжения: колодцы, отстойники и т.п. Исчерпывающий перечень линейных объектов не приведен ни в одном законе.

Так, Федеральный закон от 21.12.2004г. № 172-ФЗ « О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» под линейными объектами понимает дороги, линии электропередачи, линии связи, нефте-, газо- и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации, к линейным объектам относятся сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, автомобильные дороги и др.

Положением «Об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.02.

2005 № 68 (далее – Положение), под линейно-кабельными сооружениями связи подразумеваются сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи, а также прочно связанные с землей сооружения связи, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

Как правило, линейные сооружения представляют собой совокупность разнородных вещей, функционально и технологически взаимосвязанных, используемых в одном производственном процессе. При этом на практике достаточно трудно определить: какие линейные объекты относятся к недвижимому имуществу, а какие нет.

На территории Омска находится большое количество организаций электро­энергетики, связи, промышленности и т.д., в собственности или в ведении которых находятся линейные сооружения.

Кроме того, ведется активное жилищное строительство, что влечет возникновение новых и необходимость модернизировать действующие линии связи, линии электропередачи, системы газоснабжения, поэтому вопросы оформления прав на такие объекты на сегодняшний день являются очень актуальными и вместе с тем проблематичными.

С какими сложностями могут столкнуться лица, осуществившие строительство линейного объекта? проблема – оформление правоустанавливающих документов на земельные участки под строительство.

Недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений, согласно ст.

222 Гражданского кодекса РФ является самовольной постройкой.

Собственник земельного участка, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков вправе возводить сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, разрешать строительство на своем участке другим лицам (ст. 263 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 40, 41 Земельного кодекса РФ).

Как правило, линейные сооружения имеют большую протяженность и могут пролегать по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, а также лицам, не являющимся собственниками, но использующим такие земельные участки на иных основаниях, поэтому оформить правоустанавливающие документы на земельные участки под строительство линейных сооружений не представляется возможным.

Отсутствие надлежаще оформленных документов на землю делает невозможным получить разрешение на строительство линейного сооружения, разрешение на ввод в эксплуатацию, а, следовательно, зарегистрировать права в установленном законом порядке, поскольку согласно пункту 1 статьи 25 Закона о регистрации  право собственности на вновь создаваемый объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания, а документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (часть 1 статьи  55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В качестве способа решения «земельной проблемы» можно было бы назвать упрощение процедуры предоставления и оформления земельных участков.

В плане мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в области градостроительной деятельности, утвержденном Распоряжением правительства РФ от 15.06.2010г.

№ 982-р, сделан шаг к упрощению процедур оформления земельных отношений на период строительства и дальнейшей эксплуатации протяженных линейных объектов (водопроводов, канализаций, газопроводов и т.п.

) – отменено требование о подготовке градостроительного плана земельного участка при осуществлении строительства линейных объектов, а также предусмотрена возможность предоставления земельного участка на условиях сервитута.

Гражданское законодательство определяет сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком. В соответствии со ст.

274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередач, связи и трубопровода, обеспечения водоснабжения, а также для других нужд собственника имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Понятия частного и публичного сервитута содержатся в статье 23 Земельного Кодекса РФ.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ или субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления  в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства.

Частный сервитут устанавливается соглашением сторон. Необходимо отметить, что публичный сервитут, согласно п.2 ст.23 Земельного кодекса РФ может быть установлен только с учетом результатов общественных слушаний.

Однако порядок организации и проведения общественных слушаний не установлен на законодательном уровне, что также создает серьезные проблемы.

Таким образом, действующее законодательство не учитывает специфики линейных объектов, поэтому на сегодняшний день оформление земельных отношений и государственная регистрация прав осуществляется на основании общих норм.

Между тем имеется острая необходимость принятия специальных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления земельных участков под линейными сооружениями.

Источник: https://www.omskrielt.com/articles/realty/14013/

Письмо Министерства экономического развития РФ от 7 апреля 2016 г. N Д23и-1581 О рассмотрении обращения

Оформление права собственности на ЛЭП

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) рассмотрел в пределах своей компетенции обращение и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с пунктами 40, 41 Требований к подготовке технического плана сооружения, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 23 ноября 2011 г. N 693 (далее – Требования):

в строке “3” графы “3” раздела “Характеристики сооружения” технического плана сооружения указывается кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположено сооружение; в случае подготовки технического плана линейного сооружения указываются сведения в отношении всего линейного сооружения и в отношении каждой условной части линейного сооружения (номер кадастрового округа, кадастровый номер земельного участка (земельных участков), в пределах которого (которых) расположена условная часть линейного сооружения);

если сооружение расположено на нескольких земельных участках и при этом сведения о некоторых земельных участках отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, то в строке “3” графы “3” раздела “Характеристики сооружения” технического плана сооружения указываются через запятую кадастровые номера земельных участков, а в строке “4” графы “3” номера кадастровых кварталов, в границах которых расположено сооружение.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 486 утверждены Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети (далее – Правила), согласно которым:

воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий (пункт 2);

размеры земельных участков (частей земельных участков), отнесенных к категориям земель, не указанным в пункте 2 Правил, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети), определяются в порядке, предусмотренном пунктами 3-5 Правил.

Согласно пунктам 26, 27 Требований контур протяженного сооружения (например, линии электропередачи) может быть отображен на чертеже контура сооружения и схеме расположения сооружения (части сооружения) на земельном участке в виде разомкнутой линии, образуемой точками, расположенными на центральной оси сооружения, между условными начальной и конечной точками сооружения или (при необходимости) – в виде сочетания замкнутых и разомкнутых линий; проекция надземных конструктивных элементов сооружения включается в контур и отображается на указанных чертеже и схеме специальными условными знаками.

Указанные выше сведения отражаются в техническом плане в целях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений, предусмотренных пунктом 4 части 1 и пунктом 4 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, и их последующего воспроизведения в выписках из государственного кадастра недвижимости.

Таким образом в рассматриваемом в обращении случае в техническом плане такого линейного сооружения указываются кадастровые номера всех земельных участков, на (и над) которыми расположены наземные и надземные конструктивные элементы этого сооружения.

С помощью условных знаков, использованных кадастровым инженером при подготовке технического плана, обозначающих тип контура сооружения (наземный или надземный), возможно установить, на каких земельных участках расположена наземная часть сооружения (в рассматриваемом случае – опора линии электропередачи), а на каких – надземная (непосредственно воздушная линия).

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации), для государственной регистрации права собственности на созданный объект недвижимого имущества необходимы:

разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое в силу части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка (представляется заявителем по собственной инициативе или запрашивается органом по государственной регистрации прав в порядке межведомственного взаимодействия);

правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен данный объект недвижимого имущества, который подтверждает, что земельный участок, на котором создан соответствующий объект недвижимости, в период его создания принадлежал лицу, создавшему данный объект недвижимого имущества, в том числе был предоставлен для указанных целей (представление не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке).

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ):

право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (пункт 1 статьи 218 ГК РФ);

собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам (пункт 1 статьи 263 ГК РФ);

если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке (пункт 2 статьи 263 ГК РФ);

самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1 статьи 222 ГК РФ).

Таким образом, при осуществлении государственной регистрации прав на созданный объект недвижимого имущества необходимо в том числе удостовериться, что он не является самовольной постройкой.

Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

Статьей 51 ГрК РФ установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК РФ).

В соответствии с частью 7 статьи 51, частью 3 статьи 55 ГрК РФ:

в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 статьи 51 ГрК РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;

к указанному заявлению прилагаются в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок;

для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.

Таким образом, для осуществления государственной регистрации прав на объект капитального строительства на основании разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в порядке, установленном статьей 25 Закона о регистрации, необходимо, чтобы земельный участок, на котором создан соответствующий объект недвижимости, в период его создания принадлежал лицу, создавшему данный объект капитального строительства, в том числе был предоставлен для указанных целей.

Учитывая изложенное, в том числе положения Правил, для государственной регистрации права собственности на линейное сооружение (линию электропередач) в порядке, установленном статьей 25 Закона о регистрации, необходимо в том числе представить (в случае, если право заявителя на земельные участки ранее не зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке) правоустанавливающие документы на земельные участки, предназначенные для установки опор линий электропередачи.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
В.А. Яцкий

В техническом плане линейного сооружения указываются кадастровые номера всех земельных участков, на (и над) которых расположены наземные и надземные конструктивные элементы этого сооружения.

Согласно ГрК РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, ж/д линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

Для строительства линейных объектов необходимо получить разрешение на строительство, а после его завершения – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Для госрегистрации прав на объект капстроительства на основании разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию необходимо, чтобы земельный участок, на котором создан соответствующий объект недвижимости, в период его создания принадлежал лицу, создавшему объект, в том числе был предоставлен для указанных целей.

Для госрегистрации права собственности на линейное сооружение (линию электропередач) необходимо в том числе представить (если право заявителя на земельные участки ранее не зарегистрировано) правоустанавливающие документы на участки, предназначенные для установки опор линий электропередачи.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71298798/

Консультант закона
Добавить комментарий