ОСАГО для такси при использовании авто в личных целях

Не пытайтесь обмануть страховую компанию и читайте договор

ОСАГО для такси при использовании авто в личных целях
Источник: Определение ВС № 7-КГ17-6

Источник: https://journal.tinkoff.ru/omg/kasko-bez-vyplat/

Что не стоит скрывать от страховой, чтобы не получить отказ в выплате

ОСАГО для такси при использовании авто в личных целях

24.01.2018

Страхование автомобиля — удовольствие не из дешевых. Особенно если владелец указывает в договоре, что транспортное средство будет применяться для бизнеса: в режиме маршрутного такси, для обучения вождению, курьерской доставки или регулярной развозки сотрудников предприятия.

Эксплуатационный режим при таком использовании гораздо динамичнее и жестче, а значит, износ механизмов, как и вероятность ДТП, выше. Очевидно, что полис в таких ситуациях обходится намного дороже. Некоторые водители, желая сэкономить, вводят страховую компанию в заблуждение, умалчивают об истинных целях использования машины.

При этом очень рискуют, ведь в случае ДТП в выплате могут отказать.

На законных основаниях

Отношения между страховой компанией и клиентом по части полноты и правдивости предоставляемых данных регулируются статьей 944 ГК РФ. Согласно первому пункту статьи, страхователь обязан оповестить компанию об известных ему обстоятельствах, способных повлиять на вероятность наступления страхового случая и размер потенциального ущерба.

В третьем пункте говорится, что при предоставлении клиентом заведомо ложных сведений компания вправе признать договор недействительным. Иначе говоря, чем более полной информацией располагает страховщик, тем точнее он может просчитать риски. Это закономерно повлияет и на стоимость полиса.

Сокрытие клиентом важных фактов приравнивается к умышленному обману.

Что показывает судебная практика

Случаи, когда владельцы страхуют автомобиль, утаивая тот факт, что собираются использовать его в коммерческих целях, не единичны. Это подтверждает обширная судебная практика. С исками в суды обращаются как страховщики, так и страхователи.

Пример 1

Клиент оформил ОСАГО и КАСКО на автомобиль Skoda Octavia. В договорах указал, что машина будет использоваться в личных целях. Вскоре попал в ДТП и потребовал от компании возмещения убытков. В процессе изучения обстоятельств происшествия выяснилось, что владелец использовал авто в режиме такси.

Страховщик произвел перерасчет и предложил клиенту внести доплаты премий по обоим договорам соразмерно увеличению рисков. В противном случае — расторгнуть соглашения. Владельца автомобиля не устроил ни один из вариантов, и компания обратилась в суд с просьбой расторгнуть заключенные договоры. Истец предоставил доказательства того, что ответчик использовал машину для заработка.

Суд удовлетворил иск, расторг договоры и взыскал со страхователя расходы по уплате госпошлины.

Пример 2

Клиент застраховал автомобиль, «забыв» сообщить, что намерен использовать его для коммерческой перевозки пассажиров и доставки товаров. В период действия полиса произошла авария.

Страховая компания выплатила ущерб на сумму более 300 000 рублей, а спустя время получила сведения о том, что машина использовалась не по назначению. В исковом заявлении страховщик требовал возврата средств. Суд признал иск справедливым и удовлетворил бы его, если бы не одно «но».

К моменту обращения в суд срок исковой давности, в пределах которого возможно было признать оспоримую сделку недействительной, истек.

Пример 3

Начало стандартное: заключение страхового договора, введение в заблуждение страховщика относительно целей использования авто, ДТП с причинением ущерба машине. А дальше интереснее. Клиент обратился в суд с просьбой обязать страховую компанию возместить стоимость ремонта.

Страховщик запасся аргументами — он предоставил суду выписку из ЕГРЮЛ. В ней черным по белому было написано, что у водителя есть лицензия на использование застрахованного авто в качестве такси.

Поскольку это противоречит условиям договора, компания не должна компенсировать затраты клиента. Однако суд руководствовался 929 статьей ГК РФ, в которой говорится об обязательствах страховщика по возмещению ущерба.

Так как ответчик не смог доказать, что в момент аварии автомобиль использовался для перевозки пассажиров, суд обязал выплатить страховое возмещение истцу.

Некоторые разбирательства растягиваются на месяцы и даже годы. Так случается, когда ответчик, уверенный в своей правоте, подает встречный иск, а затем проигравшая сторона обращается в суд более высокой инстанции. Доходят и до Верховного суда. Именно такая история произошла в деле с автомобилем Ford Transit.

Пример 4

Клиент оформил страховку КАСКО, указав, что будет использовать фургон для личных нужд. На самом деле сдал его в аренду под пассажирское такси. Спустя время машина попала в ДТП.

Водитель форда оказался пострадавшей стороной и получил от страховой компании виновника половину компенсации ущерба. А вторую половину потребовал со своего страховщика.

Ему отказали, так как из подробного протокола с места аварии было очевидно, что машина находилась на рабочем маршруте.

Дело рассматривалось несколькими судами, пока не дошло до Верховного. По результатам разбирательств в первых инстанциях верх одерживал владелец авто.

Суды пришли к следующему заключению: клиент добровольно застраховал машину и по условиям договора ему обязаны возместить ущерб. Использование застрахованного имущества в коммерческих целях — не повод отказывать в компенсации.

Допустимо потребовать с клиента доплаты, расторжения договора, но при этом выплатить полагающееся возмещение.

И только Верховный суд, куда обратилась с очередным иском страховая компания, отменил предыдущие решения и признал правоту истца.

Аргументировал просто: согласно заключенному соглашению, ущерб может считаться страховым случаем только тогда, когда обстоятельства происшествия соответствуют принятым обеими сторонами условиям.

По договору автомобиль используется в личных целях, а повреждения он получил при развозе пассажиров. Значит, страховая компания не должна выплачивать компенсацию. Водитель наказал сам себя на несколько сотен тысяч рублей.

Как следует из приведенных и сотен других примеров, судебная практика неоднородна. Позиции служителей закона в похожих случаях зачастую расходятся.

Иногда решающую роль играют кажущиеся незначительными обстоятельства. В одном судьи чаще всего бывают единодушны.

Если на момент наступления страхового случая автомобиль использовался в личных целях, страхователя обязывают к выплате ущерба независимо от других факторов.

Если страховка оформляется до получения лицензии на коммерческую деятельность

При изменении условий эксплуатации застрахованного автомобиля в период действия полиса клиент должен оповестить страховщика. К этому его обязывает статья 959 ГК РФ. Если новые обстоятельства увеличивают риски, компания вправе изменить условия договора и потребовать доплату.

Об этом же сказано и в Правилах ОСАГО: вновь открывшиеся данные могут повлечь повышение стоимости полиса. В случае несогласия клиента с новыми условиями страховщик может настаивать на расторжении договора. И даже требовать от страхователя компенсации ущерба, причиненного аннулированием сделки.

Таким правом его наделяет 5 пункт статьи 453 ГК РФ.

Если машина используется для бизнеса от случая к случаю

Не стоит утаивать от страховой компании никаких фактов. Судьба может быть к вам благосклонна, и вы не попадете в ДТП в то время, как подвозите пассажира. А может и не быть, и тогда проблемы обеспечены.

Если в аварии пострадают люди, в протоколе будут отражены все обстоятельства происшествия. Замолчать факт использования авто с целью коммерции не удастся. Если вы планируете изредка зарабатывать машиной, сообщите об этом страховщику при составлении договора.

Возможно, полис подорожает несущественно, а вы сбережете нервы и сможете крепко спать по ночам.

Наши дела по теме

Автоюрист

Источник: https://la-advokat.ru/blog/kogda-mashina-kormilica-mozhet-razorit/

Осаго для такси

ОСАГО для такси при использовании авто в личных целях

Каждый автовладелец должен обратиться в офис страховой компании лично или дистанционно и купить ОСАГО. Если физическим гражданам, которые используют автомобиль в личных целях, это сделать достаточно просто, то с Осаго для такси все немного иначе. Страхование такого транспорта отличается от привычной всей процедуры.

Чем отличается от обычного ОСАГО

Почему так сложно приобрести Осаго для такси, и чем договор отличается от привычного всем бланка для машины, которая используется в личных целях? Что касается бланка договора, то он един для всех страхователей и не зависит от типа транспортного средства и цели его использования. Лимиты ответственности также для всех участников движения едины и ничем не отличаются.

С первого взгляда отличий нет, но если изучить правила, можно понять, что:

ОформлениеДля оформления договора запрашивается определенный перечень документов. Также страховщик может попросить клиента предъявить автомобиль в чистом виде, для проведения осмотра на наличие повреждений.
Отметка в договореВ бланке ОСАГО будет стоять соответствующая отметка «ТС используется в качестве такси».
СтоимостьЗа договор потребуется заплатить повышенную страховую премию, поскольку базовый показатель для автомобилей данной категории выше, чем по авто, которые используются в личных целях.

Также договор отличается тем, что его, в большинстве случаев, можно купить только в офисе страховой компании. При этом бланк договора оформляет уполномоченный сотрудник после принятия и рассмотрения полного комплекта документов.

Тарифы

Как уже было сказано, все компании делают расчет страховой премии по утвержденным тарифам. Что касается поправочных коэффициентов, то они едины для всех. Размер базовой ставки страховки выбирают самостоятельно, который находится в диапазоне от 5 138 до 6 166 рублей.

Тарифы крупных компаний:

КомпанияМощность ТСВозраст и стажРегион страхованияСтраховая премия (примерная)
Альфастрахование12022/5Москва9 600,00
Росгосстрах15043/128 700,00
Согласие12024/27 200,00
УралСиб15034/315 500

Для получения актуальной информации следует произвести расчет самостоятельно или в ближайшем отделении страховщика.

Рассчитать стоимость ОСАГО онлайн на сайте Ингосстрах
Рассчитать стоимость ОСАГО на сайте Ренессанс Страхование
Рассчитать стоимость ОСАГО на сайте Тинькофф Страхование
Рассчитать стоимость ОСАГО на сайте Согласие

Как оформить

Купить страховой полис можно любым удобным для себя способом:

  • лично в офисе финансовой компании
  • через интернет

Что касается первого способа, то тут клиенту следует:

  • подготовить полный пакет документов
  • обратиться в офис
  • запросить расчет страховой премии
  • показать машину уполномоченному сотруднику
  • подождать пока специалист компании оформит полис (20-30 минут)
  • произвести оплату
  • подписать договор и получить свой экземпляр на руки

Для оформления полиса для такси через интернет потребуется:

  • выбрать компанию, которая готова оформить ОСАГО на такси
  • пройти регистрацию на официальном сайте страховщика, при которой следует указать личные данные и координаты для связи
  • самостоятельно заполнить электронное заявление, в котором указать личные и паспортные данные, характеристики автомобиля, данные водителей и срок страхования
  • после ввода данных загрузить фотографии всех документов в личном кабинете
  • дождаться проверки данных (может длиться несколько дней)
  • произвести оплату
  • подписать договор электронной подписью
  • распечатать экземпляр договора

Каждый водитель сам принимает решение, какой способ оформления выбрать.

Необходимые документы

Как уже было сказано выше, для оформления полиса Осаго для такси потребуется подготовить полный пакет документов.

Страховая компания запрашивает:

ПаспортДля оформления требуется паспорт владельца автомобиля. Если вопросами страхования занимается иное лицо, то следует помимо своего паспорта и собственника предоставить нотариально заверенную доверенность.
Документ на автоПодтвердить право собственности можно любым документом:
  • ПТС
  • Свидетельство о регистрации ТС
Водительские праваНеобходимо предъявить права всех застрахованных водителей. Не стоит забывать, что в рамках договора ОСАГО установлено ограничение – не более 5 водителей.
Диагностическая картаВодитель такси обязан проходить технический осмотр 2 раза в год. По итогам проверки выдается и регистрируется бланк в единой базе ЕАИСТО.
ЛицензияВодитель такси обязан предъявить лицензию, согласно которой может официально заниматься перевозкой людей.
Договор с транспортной компаниейТаксист обязан предъявить договор с транспортной компании, согласно которому принимает заказы на перевозку людей. В договоре должны быть прописаны данные работодателя: наименование, адрес и рабочий телефон.
Медицинская справкаСправка является обязательным документом, который подтверждает, что у водителя нет серьезных заболеваний, в результате которых он не может заниматься данным видом деятельности.
ЗаявлениеПри личном обращении следует скачать бланк заявления ОСАГО и собственноручно его заполнить.

Водители такси, которые работают не официально, оформить полис не смогут. В таком случае им придется приобретать обычный договор и работать на свой страх и риск.

Как рассчитать стоимость

Предварительно сформировать расчет страховой премии можно самостоятельно:

В ручную, по формулеПри выборе этого варианта необходимо скачать тарифное руководство на сайте РСА. Для получения суммы договора необходимо перемножить базовый коэффициент с поправочными показателями.
Через калькуляторЭто самый удобный вариант расчета. Воспользоваться калькулятором вы можете на нашем сайте или на официальном портале РСА. Делая расчет необходимо выбирать условия, которые подходят именно вам.

Сформировать расчет можно также по телефону горячей линии. Для получения информации потребуется предоставить все личные данные и подождать пока сотрудник страховой компании сформирует расчет.

Штраф, если ОСАГО не для такси

Поскольку не все водители работают официально, большинство водителей оформляют бланк договора на общих условиях, с отметкой что гражданская ответственность застрахована только при использовании авто в личных целях.

Оформляя такой бланк необходимо знать, что если сотрудник ГИБДД остановит вас на дороге, то будет выписан штраф, в размере 800 рублей. При этом штраф будет выписан в том случае, если при проверке документов таксист будет перевозить человека.

Если во время проверки документов водитель использует машину в личных целях, то сотрудник ГИБДД не может выписать штраф. Такое преимущество имеют те водители такси, у которых на машине отсутствуют:

  • специальные корпоративные наклейки с надписью «такси»
  • шашки на крыше
  • телефон в машине, со специально установленной программой для принятия заказов в режиме реального времени

Помимо штрафа необходимо знать, что страховая компания может отказать в выплате компенсации, при наступлении ДТП, если сотрудники службы безопасности выяснят, что во время аварии водитель перевозил человека.

Подводя итог, можно отметить, что водитель такси обязан для оформления страховки предъявить договор с транспортной компанией и лицензию, согласно которой может оказывать свою деятельность. Что касается стоимости, то она в 1,5 раза выше той, которая формируется для автомобиля, который используется в личных целях.

Источник: https://gurustrahovka.ru/polis-osago-dlya-taksi-kak-i-gde-oformit/

Страхование ОСАГО для такси: сколько стоит, на сколько дороже, как рассчитать и где оформить страховку на такси

ОСАГО для такси при использовании авто в личных целях

В данной статье будут рассмотрены особенности регистрации обязательного страхования для такси, необходимый пакет документов при оформлении, а также пошаговое описание процедуры регистрации Е-ОСАГО.

Чем отличается от обычного

Документ обязательного страхования автомобиля сам по себе имеет стандартизированную форму, также и ответственность водителя такси в период использования автомобиля ничем не отличается от ответственности обладателя обычного ОСАГО. Однако полис страхования на такси имеет определенные особенности:

  • договор страхования предполагает определённый пакет документов водителя для оформления ОСАГО;
  • СК может провести процедуру осмотра автомобиля на внешние повреждения, водитель должен предоставить доступ к транспортному средству в чистом виде;
  • в документе обязательного страхования стоит отметка «ТС используется в качестве такси»;
  • стоимость страховки выше по сравнению со страхованием автомобиля для личных целей, так как базовый показатель на такси выше.

Ситуации, когда страховщик отказывает водителю в оформлении ОСАГО на такси, достаточно частые. Связано подобное решение с высокой вероятностью наступления страховых случаев и попытки избежать лишних затрат. Водитель должен знать, что подобный отказ в оформлении полиса является незаконным.

На сколько страховка такси дороже обычной

Стоимость страхования такси зависит от определенного списка факторов:

  1. Технические характеристики машины.
  2. Регион регистрации и использования такси.
  3. Время года использования автомобиля.
  4. Наличие или отсутствие страховых случаев в истории водителя.
  5. Количество водителей, указанных в ОСАГО и др.

С 9 января 2019 года стоимость обязательного страхования такого рода автомобилей варьируется от 4110 до 7399 рублей.

Окончательную стоимость услуги можно узнать, обратившись в страховую компанию.

Где можно застраховать? Как выбрать СК?

Оформить ОСАГО на такси возможно в страховой компании, которая находится в вашем регионе и предлагает соответствующий вид услуги.

Тарифы от крупных страховых компаний

Стоимость страхования зависит от множества факторов, а примерную сумму расчёта тарифа можно узнать в страховой компании.

Страховые компании, которые оформляют обязательное страхование такси:

  1. Согласие.
  2. УралСиб.
  3. АльфаСтрахование.
  4. Росгосстрах.
  5. ВТБ Страхование.
  6. Ингосстрах.
  7. СОГАЗ.
  8. РЕСО Гарантия.
  9. Ренессанс Страхование.
  10. Сургутнефтегаз.

Как оформить ОСАГО для такси

Получить страховку можно при личном посещения страховщика или с помощью электронной регистрации Е-ОСАГО. В случае личного обращения порядок действий для водителя выглядит следующим образом:

  1. Сбор соответствующего пакета документов.
  2. Личное посещение выбранного страховщика.
  3. Ознакомление с предлагаемым страховым тарифом.
  4. Осмотр автомобиля страховой компанией.
  5. Регистрация и оплата страховки.
  6. Подписание документа.

Какие документы понадобятся

Необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • заявление на оформление страховки в случае личного посещения страховой компании;
  • паспорт клиента или доверенность на представление его интересов;
  • паспорт транспортного средства или его свидетельство о регистрации;
  • водительские права всех граждан, которые должны быть указаны в ОСАГО (максимальное количество водителей — пять);
  • диагностическая карта автомобиля;
  • лицензия на такси;
  • трудовой договор с организацией, где водитель является работником такси;
  • медицинская справка, которая подтверждает возможность заниматься подобным родом деятельности.

Как рассчитывается страховая премия, есть ли отличия в коэффициентах, пример расчета

Страховая премия имеет свои особенности и рассчитывается следующим образом — СП = БС x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН

Расшифровка аббревиатур:

  • СП — страховая премия;
  • БС — базовая ставка;
  • КТ — регион регистрации;
  • КБМ — бонус-малус;
  • КВС — возраст и водительский стаж;
  • КО — количество водителей для страхования;
  • КМ — мощность двигателя;
  • КС — период эксплуатации автомобиля;
  • КН — граждане, которые ранее были замечены в сообщении ложных сведений или умышлено подстраивали страховые случаи.

Приведём пример: гражданин является ИП, ему 35 лет, а водительский стаж составляет 15 лет. Машина является собственностью гражданина, мощность двигателя 120 лошадиных сил.

КБМ водителя равен десяти, период эксплуатации машины равен двенадцати месяцам, в страховании будет указан только один водитель. Также автовладелец зарегистрирован в Пермской области.

В итоге расчёт стоимости страховой премии имеет следующий вид:

СП = 5138 х 1,2 х 0,65 х 1 х 1 х 1,4 х 1 = 5 610,7 рублей.

Как получить электронный ОСАГО для такси: пошаговая инструкция

Таксист при желании может оформить Е-ОСАГО через интернет, для этого необходимо:

  1. Выбрать страховщика.
  2. Произвести регистрацию на официальном сайте страховщика.
  3. Получить расчёт будущего тарифа.
  4. Заполнить электронное заявление.
  5. Предоставить сканы/фотографии требуемого пакета документов при необходимости.
  6. Произвести оплату услуги.

После окончания процедуры клиенту придет письмо на указанную электронную почту от Российского союза автостраховщиков, а затем и сам полис в электронном виде, который можно распечатать.

Получение Е-ОСАГО происходит в день обращения клиента.

Отсутствие страховки

Предусмотрены следующие штрафы:

  • отсутствие регистрации ОСАГО — штраф 800 рублей;
  • просроченный страховой полис — 500 рублей;
  • птсутствие страховки в автомобиле — предупреждение инспектора или штраф 500 рублей.

Стандартное ОСАГО

Если водитель занимается перевозкой пассажиров и при этом имеет стандартное ОСАГО, то это является правонарушением. Водитель обязан оплатить штраф (800 рублей) в случае, если сотрудник ГИБДД установит отсутствие необходимой страховки в период оказания услуг таксиста. В иных случаях при использовании автомобиля в личных целях констатировать правонарушение невозможно при условии:

  • отсутствует соответствующее оформление автомобиля такси;
  • отсутствует гаджет с использованием программы сервиса для водителей такси.

СК имеет право отказать в страховой выплате водителю, если установит факт перевозки пассажиров в момент ДТП при регистрации стандартного полиса обязательного страхования.

Заключение

Подобный вид страховки отличается от стандартного страхования и имеет более высокую стоимость. Получить услугу возможно у страховых компании, которые производят регистрацию подобного рода полисов.

Оформить страховку можно при личном посещении страховщика или через его официальный сайт.

Водитель такси должен знать, что при оказании услуг такси при регистрации стандартного полиса страхования грозит штраф в размере 800 рублей.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://strahovanie.guru/osago/kak-poluchit-polis/osago-na-taksi.html

Такси. Проблемы и решения

ОСАГО для такси при использовании авто в личных целях

Согласно статистике Госавтоинспекции России на данный момент существует серьёзная проблема с аварийностью на легковом лицензируемом транспорте. За период 2014-2017 рост числа ДТП составил 39%. Подчеркну, что это статистика именно по лицензируемым перевозкам, данным по перевозчикам без лицензии в официальных источниках отсутствуют.

ДТП из-за нарушения ПДД водителями легковых автомобилей, имеющих лицензию на перевозочную деятельность

Источник: ГИБДД МВД РФ

В страховых компаниях отмечают, что частота страховых случаев по ОСАГО такси в 6 раз превышает частоту по легковым ТС с личной или коммерческой целью использования, что связано с более частым использованием транспортных средств и с согласием водителя такси со своей виной без разбирательств для уменьшения времени простоя транспортного средства в момент ДТП. Убыточность (соотношение выплат к сборам) в сфере страхования такси превышает 150%. На обсуждениях в рамках МЕФТ представители страховых компаний ещё раз напомнили, что отрасль ждёт либерализацию ОСАГО и расширение тарифных коридоров, а также применение индивидуального персонифицированного тарифа, чтобы подходить к расчётам страховки более индивидуально. Впрочем, в случае с такси ситуация более сложная, так как предпринимателям необходимо покупать специальные полисы для категории «такси», которые рассчитаны на машину, к которой имеют доступ несколько водителей. Соответственно, с учётом убыточности страховщиков вряд ли можно ожидать снижения цен на полисы ОСАГО. Кстати, в связи с ОСАГО для такси на круглом столе в Известиях было отмечено, что многие индивидуальные предприниматели не оформляют себе специальные страховки такси, а ездят с обычным ОСАГО. Специальная страховка ОСАГО для такси стоит в 3,5 дороже, чем обычная. 80% таксистов эту страховку не покупают, страховые компании потом отказывают в выплатах по ОСАГО пассажирам. Кроме того, если такой водитель станет виновником ДТП, а страховая компания сможет доказать, что машина использовалась не в личных целях, то финансовые траты на ремонт пострадавшей стороны будут возложены в полном объеме на виновника аварии, далее следуют суды и прочие неприятные для невиновников мероприятия.

Так вот при проверке ОСАГО у таксистов сотрудник ГИБДД пока что не может проверить, каким образом застрахован водитель – как рядовой водитель или как такси. Он видит лишь, что у водителя есть полис ОСАГО, поэтому никаких мер для пресечения деятельности таксиста, ездящего по обычному полису ОСАГО, он предпринять не может.

Отдельной темой на МЕФТе стало страхование пассажиров такси. На данный момент, согласно 40-ФЗ, вред, причинённый пассажиру в ДТП, если виноват водитель, оценивается в 500 тыс. руб. (это жизнь и здоровье, имущество страхуется на 400 тыс., с условием наличия чеков, проведения экспертиз по оценке и т.п.).

Предлагается внести перевозчиков такси в 67-ФЗ, согласно которому любой вред, причинённый пассажиру при перевозке, будет оцениваться в 2 млн. руб. (жизнь – 2 025 тыс. руб., здоровье – 2 000 тыс. руб., имущество – 11 тыс. без чеков, 23 тыс. с чеками). Стоимость такого страхового полиса составит 5000 руб.

Это, безусловно, здравая инициатива, поскольку такси — это, фактически, общественный транспорт, и пассажиров необходимо защитить.

Возвращаясь к российскому рынку такси – сейчас он находится в странном положении – такси стало проще вызвать, их стало гораздо больше, время ожидания сократилось, но качество водителей оставляет желать лучшего. Сами потребители часто обращаются с жалобами на таксистов – они засыпают, не умеют общаться с пассажирами, бывают даже случаи нападения на пассажиров.

В данный момент требования к такси в отрасли для получения лицензии достаточно просты.

  • иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;
  • соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации;
  • иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета;
  • быть оборудовано таксометром в случае, если плата за пользование легковым такси определяется в соответствии с показаниями таксометра на основании установленных тарифов исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси;
  • водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет;
  • юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, обязаны:

а) обеспечивать техническое обслуживание и ремонт легковых такси;

б) проводить контроль технического состояния легковых такси перед выездом на линию;

в) обеспечивать прохождение водителями легковых такси предрейсового медицинского осмотра.

Также, вход на рынок облегчён благодаря агрегаторам, чья ответственность в случае ДТП законодательно пока не прописана, хотя давно обсуждается.

В текущем законопроекте, который ожидается к рассмотрению в одной из сессий Госдумы, будет прописана ответственность «служб заказа такси» (так обозначены агрегаторы), которые в случае передачи заказа нелицензированному перевозчику будут административно наказаны.

Однако существующие требования для получения лицензии на перевозку настолько просты, что введение ответственности агрегаторов решит только часть проблем. Текущие требования относятся в основном к ТС, а не к водителю, единственное условие для которого – стаж более 3 лет. А ведь более 85% ДТП – это человеческий фактор.

То есть безопасность на перевозках по большей части зависит от навыков и знаний водителей, тем временем контроль за ними ограничен: взаимоотношения между водителем и таксомоторной компанией — гражданско-правовые, то есть не трудовые.

99% водителей не работают в таксопарке, и таксопарки уходят из-под ответственности юридических лиц за действия своих сотрудников. Помимо них есть и индивидуальные предприниматели, которые, фактически, в ответе сами перед собой.  За 10 лет тарифы таксистов упали в 2,5 раза, а цены на бензин и автомобили выросли. Водительский тариф упал на 150%. В таких условиях водители готовы работать на износ (по 12 и более часов каждый день практически без отдыха), без прохождения медосмотра.

Профессионализм водителей такси недостаточно обсуждается в профессиональном сообществе, в условиях того, что регулирование отрасли сейчас практически отсутствует, а таксопарки закрываются (их уже осталось менее 20%). А ведь именно от навыков и знаний водителя зависит его умение предотвращать и избегать опасных ситуаций на дороге.

Эксперты в области транспортной безопасности, прошедшие обучение в крупнейших европейских центрах по подготовке и повышению квалификации тренеров и мастер-тренеров по экстремальному и контраварийному вождению (RoSPA, ӦAMTS, SMITH System defense, Active safety), объясняют, что с увеличением стажа водителя меняется его отношение к возможным рискам. В начале водительской карьеры навыки водителя и самоуверенность растут примерно с одинаковой скоростью. Однако после 3 лет работы водитель, который не посещает дополнительные курсы и мастер-классы, перестает получать новые навыки вождения, а его самоуверенность продолжает расти с еще большей скоростью. В результате настает такой момент, когда самоуверенность водителя сильно превышает его реальные навыки вождения. Именно этот период и сопряжен с серьезными ДТП, происходящими с коммерческим транспортом, в частности с такси.

Европейская практика в отношении подготовки кадров существенно отличается от российской: водители в Европе обязаны каждые 5 лет проходить переподготовку и подтверждать свою квалификацию, сдавать медицинские тесты и экзамены на профпригодность. Без прохождения соответствующих тестов специалист не получит допуск к определенным видам работ.

В большинстве европейских стран есть либо отдельная категория для профессиональных водителей, либо отдельное обучение.

На пленарном заседании МЕФТ 10 августа обсуждались примеры из разных стран, в частности, в Великобритании и Германии очень жёсткие правила вхождения в отрасль: отсутствие правонарушений у водителя за последние 3-5 лет, физическое и психологическое здоровье, постоянное проживание в стране (резидент), тестирование знаний географии города.

В Великобритании три месяца надо серьезно учиться, чтобы стать таксистом. Как отметили специалисты из Белоруссии, рассказывавшие о становлении отрасли такси в своей стране, на каждом этапе заказа должны работать профессионалы – в диспетчерской службе, в таксопарке (перевозчики), в качестве водителя.

По мнению ведущих мастер-тренеров Европы, единственный сдерживающий фактор, который может предотвратить разрыв между самоуверенностью водителя и его реальными водительскими навыками – это регулярное прохождение тренингов и мастер-классов, направленных на повышение навыков вождения.

Существует несколько видов тренингов для профессиональных водителей:

  • курс контраварийного вождения, направленный на предотвращение немотивированных (неумышленных) ошибок, совершаемых водителями при управлении автомобилем в сложных дорожных ситуациях и условиях дефицита времени и пространства;
  • курс экстремального вождения, направленный на повышение навыков водителя выходить из уже сложившейся ситуации методом изменения скорости автомобиля, а также методом правильного изменения направления движения транспортного средства;
  • курс защитного вождения, направленный на снижение рисков возникновения ДТП и опасных дорожных ситуаций посредством тактического планирования движения по автомобильной дороге. Данный курс направлен на обучение водителя корректно планировать движение автомобиля, гарантируя пассажиру комфорт и безопасность во время движения.

Для водителей такси приоритетным является курс защитного вождения. Именно этот вид мастер-классов им следует проходить для снижения рисков возникновения ДТП.

Еще одной мерой для минимизации человеческого фактора как причины ДТП является система постоянного контроля за водителем. Управление транспортным средством в течение продолжительного количества времени приравнено психологами к монотонной работе. При движении свыше 4-5 часов у некоторых людей скорость реакции снижается на 30%.

Если же водитель находится в дороге каждый день, он утомляется намного быстрее. Водители такси зарабатывают деньги перевозками, поэтому часто игнорируют чувство усталости. Их главная цель – выполнить как можно больше заказов. Это приводит к засыпанию за рулем или к увеличению скорости реакции.

В совокупности с превышением скоростного режима все эти факторы становятся причиной серьезных ДТП.

Во избежание таких ситуаций в Европе ввели в эксплуатацию контрольное устройство под названием «тахограф». Данное контрольное средство устанавливается на борту автомобиля и регистрирует скорость, режим труда и отдыха водителей. Тахографы в России уже стоят на грузопассажирском транспорте, общественном транспорте.

Пока тахографы обязывают ставить на машины, занимающиеся организованными привозками (8 и более человек), получается, что в такси ставить их не обязаны. Однако польза от такого устройства есть, поскольку он персонально контролируют каждого водителя.

У водителя есть персональная карточка, которую он вставляет в прибор и таким образом регистрирует свой режим работы и отдыха.

В Европе массовое внедрение тахографов началось еще в 90-х. За нарушение режима труда и отдыха введены очень серьезные штрафы. После пятилетнего опыта использования тахографов в Европе на 50% снизилось число ДТП со смертельным исходом.

На МЕФТе была презентована новая разработка – система дистанционного медицинского осмотра. Она может быть установлена дома у водителя, помимо этого существуют стационарные посты, куда водитель может зайти и провериться перед поездкой.

Эта система может помочь в решении проблемы пренебрежения в отношении медицинского осмотра на текущий момент, хотя, как говорят западные специалисты, в большинстве стран Европы предрейсового медицинского контроля не существует.

Отметим, однако, что за рубежом в принципе население с большей периодичностью следит за своим здоровьем, чем в России, возможно поэтому в Европе такого контроля и нет.

Таким образом, существуют разные способы работы с водительским составом – тренинги, мастер-классы, дистанционные медосмотры, тесты и экзамены, а также технические средства контроля – тахографы.

Но все эти меры пока преждевременны, поскольку не существует сильного базиса – закона, в котором были бы зафиксированы права и обязанности всех сторон процесса, виды отношений между всеми сторонами, барьеры для входа в отрасль, система лицензирования (которая сейчас привязана к транспортному средству, но не к водителю), система профессиональных стандартов водителя. Возможно даже введение минимального тарифа для такси, поскольку текущие цены приводят к тому, что таксисты работают в убыток.

В заключение хотелось бы отметить выступление Вима Фабера, независимого эксперта в сфере такси (Брюссель), который спрогнозировал приход автономных транспортных средств в отрасль такси через 8-10 лет.

Ждём и надеемся, что автоматика сможет перевозить нас более безопасно, ведь по законам робототехники робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

Источники:

Источник: https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/article/o_22217

Консультант закона
Добавить комментарий