Правомерно ли мне предложено заплатить налог за незаконное пользование землей?

Земельный налог, арендная плата или..? — PRAVO.UA

Правомерно ли мне предложено заплатить налог за незаконное пользование землей?

В сентябре 2001 года в качестве взноса в уставный фонд предприятие получило здание.

Между эмитентом корпоративных прав и участником был заключен дополнительный договор, согласно которому, до момента оформления всех правоустанавливающих документов на здание и подачи необходимых документов в райисполком для заключения договора аренды на земельный участок, на котором расположено здание, уплата земельного налога возлагалась на прежнего собственника.

В октябре 2001 года было получено регистрационное свидетельство на здание, внесенное в уставный фонд, а в начале ноября 2001 года необходимый пакет документов был подан в райисполком с целью заключения договора аренды земли (договор аренды земли не заключен и по сей день).

Налог на землю до конца 2001 года уплачивал прежний собственник здания. В течение 2002 года предприятие-эмитент не уплачивало ни земельного налога, ни арендной платы за землю.

ГНИ по месту регистрации предприятия обратилась к предприятию с формальным предложением уплатить налог на землю за 2002 год.

Предприятие обратилось с запросом в областную налоговую администрацию за разъяснением по поводу правомерности отнесения в состав валовых расходов сумм налога на землю при отсутствии правоустанавливающих документов на землю.

Полученный ответ содержал лишь указание на начисление налога на землю до момента заключения договора аренды земли со ссылкой на письмо Высшего арбитражного суда Украины от 3 марта 2000 года № 5-4/95. При этом разъяснений по существу вопроса дано не было.

Заметим также, что вышеозначенного письма Высшего арбитражного суда Украины обнаружить не удалось.

Согласно статье 2 Закона Украины “О плате за землю” от 3 июля 1992 года № 2535-ВР с изменениями и дополнениями, использование земли на Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы. Статья 5 того же Закона конкретизирует объекты и субъектов правоотношений.

Так, объектом платы за землю является земельный участок, а также земельная доля (пай), находящаяся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды. Субъектом платы за землю (плательщиком) выступает собственник земельного участка, земельной доли (пая) и землепользователь, в том числе арендатор.

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (статья 13 вышеуказанного Закона).

Юридические лица самостоятельно исчисляют сумму земельного налога в порядке, определенном данным Законом, по форме, установленной ГНА Украины, ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля представляют данные соответствующей ГНИ.

По вновь отведенным земельным участкам расчеты размеров налога представляются юридическими лицами в течение месяца со дня возникновения права собственности или пользования земельным участком (статья 14 вышеуказанного Закона).

Собственники земли и землепользователи уплачивают земельный налог со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком. В случае прекращения права собственности или пользования земельным участком налог уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности или пользовании в текущем году (статья 15 вышеуказанного Закона).

Если следовать букве Закона, то с момента приобретения права собственности на здание, внесенное в уставный фонд, необходимо подать расчет суммы земельного налога и его уплачивать.

В пользу такого утверждения свидетельствует содержание статьи 30 прежнего Земельного кодекса, а также широко использовавшееся в разъяснительной работе с налогоплательщиками обзорное письмо ВАС Украины от 7 февраля 2000 года № 01-8/48.

Суть этих норм можно свести к следующему: отсутствие оформленного документа, удостоверяющего право на земельный участок, не освобождает от уплаты земельного налога с момента приобретения здания.

В рамках старого правового поля не требовало дополнительных усилий для понимания и разъяснение ГНА Украины:

“В случаях перехода в течение года права собственности или права пользования земельными участками от одного плательщика налога к другому земельный налог начисляется и предъявляется к уплате первоначальному собственнику земли или землепользователю, начиная с начала года до дня, в который он утратил право собственности или право пользования земельным участком (включая и данный день), а новому — начиная с дня, следующего за днем возникновения права собственности или права пользования земельным участком” (разъяснение подготовлено Управлением местных налогов и сборов и неналоговых платежей ГНАУ: “Вісник податкової служби України” № 24/98).

С принятием же нового Земельного кодекса Украины (Закон Украины от 25 октября 2001 года № 2766-Ш) право собственности и право постоянного пользования земельным участком возникает после получения его собственником или пользователем документа, удостоверяющего право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации. Приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности); получения документа, удостоверяющего право на него, и государственной регистрации запрещается (статья 125 ЗК Украины).

Причем документом, удостоверяющим право собственности и право постоянного пользования земельным участком, является государственный акт, форма которого утверждается Кабинетом Министров Украины (статья 126 ЗК Украины).

Раздел Х “Переходных положений” ЗК Украины гласит:

Пункт 1. “Решения о предоставлении в пользование земельных участков, а также об изъятии (выкупе) земель, принятые соответствующими органами, но не исполненные на момент вступления в силу настоящего Кодекса, подлежат исполнению в соответствии с требованиями настоящего Кодекса”.

Пункт 2. “Ходатайства и заявления относительно отвода земельных участков, не разрешенные на момент введения в действие настоящего Кодекса, реализуются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией в порядке и с соблюдением требований настоящего Кодекса”.

Согласно статье 78 ЗК Украины, “земля на Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности”. Статья 80 ЗК Украины определяет субъектов права собственности на землю:

— граждане и юридические лица – на земли частной собственности;

— территориальные общины – на земли коммунальной собственности;

— государство – на земли государственной собственности (см. Таблицу).

В соответствии со статьей 120 ЗК Украины, при переходе права собственности на здание и сооружение право собственности на земельный участок или его часть может переходить на основании гражданско-правовых соглашений, а право пользования – на основании договора аренды.

Таким образом, у стражей бюджета вышла неувязка, а вернее сказать, нестыковка между нормами Закона “О плате за землю” и новым Земельным кодексом. Все упирается в момент возникновения права собственности или пользования земельным участком, а уж потом следует “святая” обязанность по уплате налоговых обязательств в бюджет (статья 15 вышеупомянутого Закона).

Однако даже если бы предприятие и попыталось исполнить долг добросовестного налогоплательщика следуя советам областной ГНА, у него ничего бы не получилось.

Следуя нормам “Порядка подачи форм Сводного расчета сумм земельного налога и Справки к уточненному Расчету о суммах земельного налога, которые уменьшают или увеличивают налоговые обязательства в результате исправления самостоятельно выявленной ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах, в органы государственной налоговой службы”, утвержденного Приказом ГНА Украины от 26 октября 2001 года № 434, имеем следующее.

Во-первых, расчет может быть составлен только на основе данных государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января текущего года.

Во-вторых, к Сводному расчету сумм земельного налога в обязательном порядке подается приложение № 1 – “Сведения о наличии документов на землю”.

Таким образом, у нашего предприятия имеется только один шанс легализовать земельные правоотношения, заключив договор аренды земельного участка с органами местного самоуправления.

Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации (статья 125 ЗК Украины). В защиту такой позиции может выступить письмо Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 6 февраля 2002 года № 14-22-11/719.

По всей видимости, при заключении договора аренды земельного участка предприятию будет предложено внести арендную плату с момента заключения договора за весь 2002 год. И все же, если аргументы, изложенные в пользу нашего предприятия, не будут достаточными для налоговых органов, остается обратиться к подпункту 4.4.

1 “Конфликт интересов” Закона Украины от 21 декабря 2000 года № 2181-III “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами”, который гласит:

“В случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, либо если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа, решение в рамках апелляционного согласования принимается в пользу плательщика налогов”.

Памятка арендатору земельного участка

Договор аренды земли – это соглашение сторон о взаимных обязательствах, в соответствии с которыми арендодатель за плату передает арендатору во владение и пользование земельный участок для хозяйственного использования на обусловленный договором срок. Договор аренды земельного участка должен быть заключен в письменной форме; его неотъемлемая часть — план (схема) земельного участка. Существенными условиями договора аренды земельного участка являются:

1) объект аренды (месторасположение и размер земельного участка);

2) срок договора аренды;

3) арендная плата (размер, индексация, формы платежа, сроки и порядок внесения и пересмотра);

4) целевое назначение, условия использования и сохранение качества земли;

5) условия возврата земельного участка арендодателю;

6) существующие ограничения и обременения относительно использования земельного участка;

7) сторона (арендодатель или арендатор), несущая риск случайного повреждения объекта аренды или его части;

8) ответственность сторон.

Отсутствие в договоре аренды одного из существенных условий, предусмотренных Законом, является основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды.

Источник: https://pravo.ua/articles/zemelnyj-nalog-arendnaja-plata-ili/

Земельный налог. Расчет и ставка земельного налога в Украине

Правомерно ли мне предложено заплатить налог за незаконное пользование землей?

Совсем недавно цена на землю совершила солидный скачек вверх. Причина понятна и легко объяснима, один из комитетов Верховной Рады разрабатывает законопроект, позволяющий продавать землю (в то числе иностранцам). Пока законотворцы трудятся владельцам земельных участков нужно платить налог, и здесь важно сделать правильный расчет.

Не имеет значения, с какой цель Вы приобрели участок земли (для личного пользования, или с целью инвестирования) налог на землю платить придется. Земельный налог по сути – это арендная плата государству.

Ставка земельного налога устанавливается местными советами, но не может быть более:

  1. За земельные участки с проведенной нормативной денежной оценкой налог на землю составляет не более 3% (для сельскохозяйственных угодий не более 1%)от их нормативной денежной оценки, кроме некоторых категорий земель, о которых будет сказано далее.
  2. За земли, находящиеся в постоянном пользовании предприятий – ставка налоге не более 12% от нормативной денежной оценки.
  3. За земельные участки, находящиеся вне населенных пунктов и не имеющих нормативной денежной оценки – ставка налога на землю составляет не более 5% от нормативной денежной оценки единицы площади пашни по соответствующей области.

Все граждане обязаны перечислять плату за землю со дня возникновения у них соответствующего права ст. 287 НКУ. Согласно ст. 125 Земельного кодекса Украины (далее – ЗКУ), происходит это при получении государственного акта местных органов власти или регистрации договора аренды. Таким образом, с момента совершения и регистрации сделки с землей требуется оплачивать налог на нее.

Отдельно следует уточнить, что земельный налог платят собственники именно земельных участков, а не строений, расположенных на них.

В случае перехода права собственности на здание или его часть налог на землю под ним (а также на придомовую территорию) уплачивается на общих основаниях.

Но только с той даты, когда будет произведена государственная регистрация права собственности на земельный участок.

Данная норма уточняется в п. 6 ст. 287 НКУ. Она представляет собой значительное облегчение ситуации, ведь до этого года платить земельный налог приходилось с того момента, как в собственность переходило здание, даже если земля еще не была оформлена надлежащим образом.

При переходе права собственности на земельный участок от одного владельца к другому в течение календарного года налог уплачивают оба лица: бывший собственник – от начала года до первого числа месяца, в котором произошла регистрация сделки; новый собственник – с данного месяца и до конца года (ст. 286 НКУ).

Когда на участке расположено здание, находящееся в совместной собственности двух и более лиц, земельный налог оплачивает каждый из них. Размер платежа устанавливают пропорционально или в равных участях в зависимости от того, как разделена недвижимость.

База налогообложения установлена в ст.271 НКУ. В соответствии с данной нормой на выбор базы налогообложения земельным налогом влияет наличие нормативной денежной оценки (НДО) по тому или иному земельному участку. В зависимости от наличия НДО базой налогообложения может быть:

  • нормативная денежная оценка (НДО) земельных участков с учетом коэффициента индексации;
  • площадь земельных участков (если их НДО не проведена).

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (п.286.1 ст.286 НКУ).

Что касается базы налогообложения для арендной платы, то она НКУ не определена. Объясняется это тем, что согласно п.288.4 ст.288 НКУ размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором с соблюдением ее минимального и максимального пределов, предусмотренных п.288.5 ст.288 НКУ.

Начисление земельного налога проводится контролирующими (налоговыми) органами. Налоговики до 1 июля должны выдать (отправить) решение-уведомление о необходимости уплаты налога на землю. Граждане должны уплатить земельный налог в течение 60 дней с даты вручения налогового уведомления-решения. То есть земельный налог в 2017 году нужно уплатить до 29 августа текущего года.

В сельской и поселковой местностях плата за землю может осуществляться через кассы сельсоветов по квитанции о принятии налоговых платежей. Если налоговое уведомление-решение не пришло, есть смысл самостоятельно обратиться в налоговую по месту расположения земельного участка.

Согласно п 8 подразд 6 разд ХХ НКУ, индекс потребительских цен за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется со значением:

  • для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) – 100 %;
  • для земель несельскохозяйственного назначения – 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно применять следующие коэффициенты:

  • для сельхозугодий – 1,0;
  • для земель несельскохозяйственного назначения – 1,06.

Ставки земельного налога в 2017 году Ставки земельного налога устанавливают органы местного самоуправления по местонахождению земельных участков (п 284 1 НКУ).

Следовательно, ставка налога для каждого конкретного земельного участка определяется решением органа местного самоуправления, на территории которого находится этот участок.

Решение о ставках земельного налога и предоставленных относительно него льгот подается органу ГФС по местонахождению земельного участка до 25 декабря года, предшествующего отчетному.

Если в указанный срок орган местного самоуправления не принял решение о размере ставок земельного налога, то в текущем году применяются ставки, которые действовали до 31 декабря предыдущего года.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

В ст. 281 НКУ регламентируется, что от оплаты земельного налога освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей;
  • пенсионеры, вышедшие на заслуженный отдых по возрасту;
  • ветераны войны и лица, приравненные к ним;
  • пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС.

При этом льготная нулевая ставка налога относится только к тем приусадебным территориям, чей размер не превышает 0,25 га в селах, 0,15 га в поселках и 0,12 га в городах.

Если земля предназначена для ведения личного крестьянского хозяйства, то ее размер может составлять до 2 га.

Важно понимать, что льготные условия касаются только одного участка, находящегося в собственности у лица, по каждому виду использования.

Для перечисленных лиц льготы устанавливаются в пределах норм, установленных Земельным кодексом Украины:

  •  для ведения личного крестьянского хозяйства – не больше 2 г;
  • для садоводства – не больше 0,12 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений в селах не более 0,25 г, в поселках – не больше 0,15 г, в городах – не больше 0,1 г.

Льготы распространяются исключительно на один земельный участок по каждому виду целевого назначения. Например, если физическое лицо является собственником четырех земельных участков – две для садоводства и две для индивидуального дачного строительства, то льготы будут распространятся на один земельный участок для садоводства и один для индивидуального дачного строительства.

Если право на льготу возникает у плательщика в течение календарного года, от обязанности на льготу он освобождается со следующего месяца (ст. 284 НКУ).

Задача физического лица – своевременно предоставлять в налоговую инспекцию документы, подтверждающие право на соответствующую льготу.

Остальное контролеры сделают сами и до 1 июля текущего года пришлют плательщику налоговое уведомление-решение с готовой суммой к уплате.

Такое же правило действует и в том случае, когда льготные возможности утеряны (например, один из детей достиг совершеннолетнего возраста). Кроме того, владельцы земли, которые относятся к одной из льготных категорий, но сдают свою собственность в аренду, оплачивают земельный налог на общих основаниях.

От уплаты налога на землю освобождаются те сельскохозяйственные предприятия, которые выступают в качестве плательщиков четвертой группы плательщиков ЕН.

Однако, следует отметить, что в данном случае речь идет лишь о ту землю, что используется для производства продукции сельскохозяйственного назначения, при чем освобождение касается только земельного налога, а не арендной платы, которую они должны платить в полном размере.

Как отмечено в 20-м разделе Налогового кодекса Украины, плата за землю в 2017 году в Украине снимается в том случае, если она находятся на захваченной оккупантами территории. Также это касается тех сел или поселков на востоке Украины, где на данный момент происходят военные действия.

Что касается уплаты налога на землю, то, согласно 282-й статье НК, его могут не уплачивать:

  • санаторно-оздоровительные учреждения;
  • учреждения для реабилитации людей с физическими недостатками;
  • культурные, образовательные учреждения, а также учреждения, занимающиеся охраной здоровья;
  • базы для подготовки спортсменов-олимпийцев и параолимпийцев.

Правила взимания платы за землю в 2019 году не претерпели кардинальных изменений по сравнению с прошлым годом. Это значит, что в 2019, как и в 2018 году, плату за землю — собственники земли и арендаторы будут платить в двух формах:

  • земельного налога (п.п. 14.1.72 НКУ);

Источник: https://uristy.ua/articles/fiscal-law/nalog-na-zemlyu-raschet/

Консультант закона
Добавить комментарий