Приобретение недвижимого имущества в санитарной зоне

Зоны с особыми условиями использования: что необходимо знать покупателю земельного участка

Приобретение недвижимого имущества в санитарной зоне

Едва ли не самым важным этапом покупки земельного участка является как можно более полный и тщательный сбор информации для выявления факторов, которые могут сказаться на реализации цели, с которой этот участок приобретается.

Первостепенной задачей при юридической проверке выбранного для приобретения участка является сбор информации о зонах с особыми условиями использования территорий.

Как показывает практика, недостаток или несвоевременное получение такой информации зачастую отрицательным образом сказывается не только на бюджете и сроках строительства, но и в целом на судьбе построенного объекта.

Согласно п. 4 ст.

1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся: охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день существует более 200 разновидностей зон с особыми условиями использования территорий1.

Каждая из таких зон имеет свои основания возникновения, размеры и правовой режим, которые устанавливаются законодательством в соответствующей сфере, и перечислить в статье все их особенности не представляется возможным и не имеет смысла.

Единственное, что объединяет все эти зоны и имеет наибольшее значение для покупателя, — они создают те или иные ограничения деятельности на соответствующей части земельного участка.

Связаны эти ограничения в основном с возможностью размещения объектов капитального строительства в принципе или соблюдением определенных параметров возводимого объекта, проведением тех или иных строительных работ и размещением отходов.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст.

87 Земельного кодекса РФ включенные в состав зон с особыми условиями использования территорий земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, но в границах этих участков может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления таких зон.

Однако главная проблема для будущего собственника или владельца земельного участка заключается не в том, что упомянутые выше ограничения существуют, и даже не в отсутствии четких режимов использования зон с особыми условиями использования территорий, а в отсутствии порядка установления их границ и доступности сведений о них в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).

Проблемы государственной регистрации и кадастрового учета зон с особыми условиями использования

В соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 13.07.

2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о госрегистрации недвижимости) в состав ЕГРН входит самостоятельный реестр сведений о границах зон с особыми условиями использования территории и других зон, тем или иным образом ограничивающих использование земельных участков. Согласно подп. 5 п.

5 ст. 8 Закона о госрегистрации недвижимости сведения о том, что участок полностью или частично расположен в границах территории с особыми условиями использования территории, включаются в кадастр недвижимости, который является составной частью ЕГРН.

В соответствии со ст. 10 Закона о госрегистрации недвижимости в ЕГРН вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий:

1) индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения);

2) описание местоположения границ таких зон и территорий;

3) наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий;

4) реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений;

5) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в Российской Федерации;

6) содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий);

7) реквизиты решений Правительства РФ о создании, об увеличении площади или о досрочном прекращении существования особой экономической зоны, территории опережающего социально-экономического развития, зоны территориального развития в РФ, игорной зоны.

При этом подп. 9 п. 1 ст.

32 Закона о госрегистрации недвижимости предусматривает обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления направлять в Росреестр документы либо содержащиеся в них сведения для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) об установлении, изменении или о прекращении существования той или иной зоны с особыми условиями использования территорий.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 46 Федерального закона от 24.07.

2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон № 221-ФЗ) сведения об установленных до дня вступления в силу данного закона зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.

Отдельные положения отраслевых нормативных актов прямо устанавливают, что охранная зона считается установленной с момента осуществления ее кадастрового учета (см., например, п.

6 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160).

Источник: https://www.eg-online.ru/article/339012/

Ограничение (обремение) прав на недвижимое имущество

Приобретение недвижимого имущества в санитарной зоне

Гореленко Анатолий Иванович, юрист,

недвижимости «Свой угол»

Материал подготовлен с использованием

нормативно-правовых актов по состоянию

на 25 марта 2014 г.

Законом Республики Беларусь от 22 июля 2002 г. № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (с изменениями и дополнениями) (далее Закон о государственной регистрации) при регистрации прав на недвижимое имущество устанавливаются некоторые ограничения и обременения на это имущество.

Так в соответствии со ст. 1.

Закона о государственной регистрации «Основные термины и понятия» установлено, что ограничение (обременение) прав — право в отношении конкретного недвижимого имущества лица, не являющегося его собственником, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, безвозмездное пользование; условие или запрещение, ограничивающие правообладателя, в том числе арест, присвоение недвижимому имуществу статуса историко-культурной ценности, ограничение, установленное в отношении недвижимого имущества в связи с обслуживанием линий электропередач, трубопроводов и иных инженерных сооружений, обременение, установленное в отношении недвижимого имущества при приватизации государственного имущества;

С вопросом о разъяснении понятий указанных выше ограничений и обременений, (в особенности использования земельных участков) зачастую в агентства недвижимости обращаются граждане. Ответить на указанные вопросы возможно, только при условии знания переченя этих ограничений (обременений) установленных действующими законодательными актами.

Представляется, что соблюдение установленных действующим законодательством указанных норм и правил имеет существенное значение для собственников (в т.ч. и пользователей) недвижимого имущества.

Подробные ограничения (обременения) земельных участков установлены ст. 18 Кодекса республики Беларусь о земле от 23 июля 2008 г. № 425-З (с изменениями и дополнениями), согласно которой ограничения (обременения) могут устанавливаться в отношении прав на предоставленные земельные участки, расположенные:

Ограничения (обременения) могут устанавливаться в отношении прав на предоставленные земельные участки, расположенные:

  • на территории заказников и памятников природы, объявленных без изъятия земельных участков у землепользователей;
  • на природных территориях, подлежащих специальной охране;
  • на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  • в охранных зонах объектов военного назначения;
  • в охранных зонах объектов инженерной инфраструктуры;
  • в зонах охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей;
  • в придорожных полосах (контролируемых зонах) автомобильных, железных дорог, а также в охранных зонах иных транспортных коммуникаций;
  • в границах ботанических и дендрологических садов, их охранных зон;
  • в охранных зонах вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений;
  • в охранных зонах геодезических пунктов;
  • в пределах территорий перспективного развития населенных пунктов;
  • на иных территориях в соответствии с законодательными актами.

Рассмотрим некоторые из них, в частности в границах прибрежных полос, водоохранных зон и зон санитарной охраны водопроводов.

В границах прибрежных зон и водоохранных зон перечень всех запрещенных действий устанавливаются «Водным кодексом Республики Беларусь» от 15.07.1998 № 191-З (с изменениями и дополнениями).

Статьей 77 Водного кодекса Республики Беларусь устанавливаются запреты и ограничения хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах, а именно:

В границах водоохранных зон запрещаются:

применение химических средств защиты растений, внесение минеральных удобрений авиационным методом;

— размещение складов для хранения химических средств защиты растений, минеральных удобрений, площадок для заправки аппаратуры химическими средствами защиты растений, размещение объектов хранения нефти и нефтепродуктов (за исключением складов нефтепродуктов, принадлежащих организациям внутреннего водного транспорта), организация летних лагерей для сельскохозяйственных животных, размещение животноводческих ферм и комплексов, накопителей сточных вод, полей орошения сточными водами, кладбищ, скотомогильников, а также других объектов, способных вызывать химическое или биологическое загрязнение поверхностных и подземных вод, создающих угрозу для жизни и здоровья населения, нарушающих иные требования экологической безопасности;

— устройство объектов захоронения и хранения отходов, за исключением санкционированных мест временного хранения отходов;

— рубка леса, удаление объектов растительного мира без лесоустроительных проектов, проектов благоустройства и озеленения, по которым получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь об использовании, охране и защите лесов, об охране и использовании растительного мира, о транспорте, о Государственной границе Республики Беларусь, о государственной экологической экспертизе;

— мойка транспортных и других технических средств вне установленных мест;

— стоянка механических транспортных средств, за исключением специально отведенных в установленном порядке мест для стоянок механических транспортных средств, а в случае их отсутствия — на расстоянии не менее тридцати метров по горизонтали от уреза воды.

Размещение садоводческих товариществ, дачных кооперативов в границах водоохранных зон допускается при условии согласования проектов организации и застройки территорий садоводческих товариществ, дачных кооперативов в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель, о строительстве, архитектуре и градостроительстве, об охране окружающей среды.

В границах прибрежных полос действуют запреты и ограничения, указанные в части первой настоящей статьи, а также запрещаются:

— возведение и реконструкция зданий и сооружений, проведение иных работ, за исключением указанных в частях четвертой-шестой настоящей статьи;

— применение всех видов удобрений на расстоянии до десяти метров по горизонтали от уреза воды;

— выпас сельскохозяйственных животных вне установленных местными исполнительными и распорядительными органами мест;

— обработка, распашка земель (почв) на расстоянии до десяти метров по горизонтали от уреза воды, за исключением обработки земель (почв) для залужения и посадки водоохранных и защитных лесов, а также при проведении работ, указанных в частях четвертой-шестой настоящей статьи;

— удаление объектов растительного мира, за исключением их удаления при проведении работ по установке и поддержанию в исправном состоянии пограничных знаков, знаков береговой навигационной обстановки и обустройству водных путей, полос отвода автомобильных и железных дорог, иных транспортных и коммуникационных линий, а также при проведении работ, указанных в частях четвертой-шестой настоящей статьи либо определенных иными законодательными актами Республики Беларусь;

— ограждение земельных участков на расстоянии менее пяти метров по горизонтали от уреза воды, за исключением земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания водозаборных сооружений, объектов внутреннего водного транспорта, энергетики, рыбоводных хозяйств, рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения и иных объектов, эксплуатация которых непосредственно связана с использованием водных объектов

— размещение лодочных причалов и площадок постоянного базирования маломерных судов за пределами отведенных для этих целей мест, определяемых местными исполнительными и распорядительными органами;

— размещение сооружений для очистки сточных вод (за исключением сооружений для очистки дождевых вод) и обработки осадка сточных вод;

— размещение садоводческих товариществ и дачных кооперативов;

— техническое обслуживание транспортных и других технических средств.

В границах прибрежных полос допускается строительство:

— домов отдыха, санаториев, санаториев-профилакториев, домов охотника и рыболова, детских оздоровительных лагерей, спортивных и туристических комплексов, в том числе для агро- и экотуризма;

— сооружений спасательных станций Республиканского государственно-общественного объединения «Белорусское республиканское общество спасения на водах»

— сооружений, предназначенных для благоустройства пляжей и иных зон отдыха (биотуалеты, мостки для купания и ловли рыбы, теневые навесы и им подобные объекты);

— малых архитектурных форм (беседки, навесы, качели и им подобные объекты, предназначенные для благоустройства прибрежных полос водных объектов), а также размещение контейнеров, урн для сбора отходов;

— сооружений для хранения маломерных судов и других плавательных средств;

— объектов, связанных с деятельностью внутреннего водного транспорта;

— мостовых переходов;

— гидротехнических сооружений, в том числе водозаборных и водорегулирующих сооружений, а также гидроэнергетических сооружений, дюкеров, объектов инженерной инфраструктуры;

— сооружений и объектов, необходимых для осуществления охраны Государственной границы Республики Беларусь, в пределах пограничной полосы;

— сооружений и объектов Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, непосредственно предназначенных для осуществления контроля за охраной и использованием диких животных, относящихся к объектам охоты и рыболовства, а также древесно-кустарниковой растительности и иных дикорастущих растений, используемых в заготовительных целях;

— пунктов гидрометеорологических наблюдений;

-иных объектов, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В границах прибрежных полос допускаются строительство и эксплуатация жилых домов, строений и сооружений при них, в том числе помещений для хранения инвентаря, твердого топлива, гаражей для хранения легковых автомобилей и мотоциклов, туалетов с оборудованным отводом сточных вод в централизованные системы канализации или водонепроницаемые выгреба с организованным подъездом для вывоза стоков, на земельных участках, предоставленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране и использовании земель до 24 июля 2008 года, если такие строительство и эксплуатация соответствуют требованиям законодательства Республики Беларусь о строительстве, архитектуре и градостроительстве, об охране окружающей среды, о санитарно-эпидемическом благополучии населения и соблюдаются интересы государства и законные интересы граждан.

Кроме возведения и реконструкции объектов, указанных в частях четвертой и пятой настоящей статьи, в границах прибрежных полос допускаются размещение пасек без капитальных строений, а также проведение:

— работ, связанных с укреплением берегов водных объектов;

— работ по содержанию и техническому обслуживанию существующей застройки;

— работ по ведению садоводства и огородничества на земельных участках, находящихся в пользовании, пожизненном наследуемом владении, частной собственности или аренде граждан, на землях населенных пунктов, садоводческих товариществ и дачных кооперативов;

— ремонтных и эксплуатационных работ по содержанию гидротехнических сооружений, в том числе водозаборных и водорегулирующих сооружений, а также гидроэнергетических сооружений, мостов и внутренних водных путей;

— иных видов работ, определяемых Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

В границах прибрежных полос эксплуатация зданий и сооружений, возведенных до 24 июля 2008 года, имеющих сброс сточных вод, осуществляется при наличии централизованной системы канализации, отвода и очистки загрязненных сточных вод или устройства водонепроницаемых выгребов с организованным подъездом для вывоза стоков. Выбор места для устройства водонепроницаемого выгреба производится на максимально удаленном расстоянии от уреза воды водного объекта в границах предоставленного земельного участка по согласованию с органами государственного санитарного надзора.

Законодательными актами Республики Беларусь могут быть установлены и другие запреты и ограничения хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах.

Требования к ограничениям в использовании земель зонам в охранных зонах водопроводов установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 16.05.2005 № 27 (ред. От 11.01.2008) «Об утверждении «Санитарных правил для хозяйственно-питьевых водопроводов».

В соответствии с п. 2.1.4.12−3-2005 указанных выше правил установлены следующие требования к зонам санитарной охраны водопроводов:

— все хозяйственно-питьевые водопроводы должны иметь зону санитарной охраны;

— проект зон санитарной охраны следует разрабатывать одновременно с проектом хозяйственно-питьевого водопровода и согласовывать с органами и учреждениями госнадзора;

— площадки для строительства водопроводов, а также планировка и застройка территории водопроводных сооружений должны соответствовать СНиП, СНБ и других нормативных документов;

— территория водопроводных сооружений должна содержаться в чистоте, выть благоустроена, озеленена, канализована.

В неканализованных районах при отсутствии возможности устройства местной канализации следует предусматривать устройство дворовой уборной с водонепроницаемым выгребом, расположенной на расстоянии не менее 30 метров от источника водоснабжения и водопроводных сооружений с учетом рельефа и гидрогеологических условий.

(Продолжение следует)

Источник: https://realt.by/news/article/13506/

Установление и пересмотр границ санитарно-защитной зоны в Москве и Московской области

Приобретение недвижимого имущества в санитарной зоне

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) устанавливается для действующих, планируемых к строительству, реконструируемых производственных и иных загрязняющих окружающую среду объектов в целях обеспечения безопасности населения при эксплуатации объектов, являющихся источниками негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Так санитарно-защитные зоны устанавливаются для различных видов производств, объектов обслуживания автотранспорта, некоторых видов складов, объектов коммунальной инфраструктуры и т.д.

Нахождение земельного участка в СЗЗ может накладывать существенные ограничения на собственника или арендатора участка – вплоть до полной невозможности использования земли и недвижимости.

В случае планируемого размещения объектов, требующих установления СЗЗ (строительного, химического, металлургического и иного вида производства или предприятия), установление СЗЗ может создать дополнительные обязательства для собственника (застройщика) вплоть до выкупа земельных участков, попадающих в санитарно-защитную зону вокруг таких объектов.

Следует учесть, что обращение застройщика с заявлением об установлении или изменении СЗЗ является обязательным при планировании строительства или реконструкции объекта, являющегося источником негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Действуя благоразумно и осмотрительно, собственнику (застройщику) следует собрать сведения обо всех ограничениях использования участка «на берегу», то есть еще до получения разрешения на строительство или реконструкцию объекта, чтобы не столкнуться впоследствии с проблемами, связанными с невозможностью эксплуатации объекта или претензиями владельцев соседних участков.

В течение года после ввода в эксплуатацию построенного или реконструированного объекта его правообладатель обязан также обеспечить проведение измерений атмосферного воздуха и, в случае изменений расчетных показателей, обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об изменении СЗЗ.

Несмотря на то, что в настоящее время законом установлено обязательное требование о внесении в ЕГРН всех зон с особыми условиями использования территории, в том числе санитарно-защитных зон, внесение в ЕГРН зон с особыми условиями использования, возникших до августа 2018 г., может быть осуществлено в силу закона до 2022 г. При этом «переходный период» для реализации подобного рода задач имеет свойство растягиваться на многие годы. Таким образом, единая информативная и достоверная карта санитарно-защитных зон как таковая пока отсутствует.

Учитывая, что режим территории СЗЗ накладывает серьезные ограничения на правообладателя объекта, включая запрет на осуществление в такой зоне ряда видов деятельности, получение сведений о том, входит ли участок в СЗЗ и иные зоны с особыми условиями использования, не теряет своей актуальности.

Режим территории санитарно-защитной зоны

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать:

  • объекты для производства и хранения лекарственных средств;
  • объекты пищевых отраслей промышленности;
  • оптовые склады продовольственного сырья и пищевой продукции (за исключением случаев размещения таких объектов в зоне другого объекта пищевой промышленности при подтверждённом отсутствии негативного влияния);
  • комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды;
  • объекты жилой застройки;
  • объекты образовательного и медицинского назначения;
  • спортивные сооружения открытого типа и ряд иных объектов.

Таким образом, территории санитарно-защитных зон могут использоваться для размещения большинства нежилых объектов (в т.ч. гостиниц, апартаментов и иных предназначенных для временного проживания), но их наличие является критичным для жилой застройки, пищевой фармацевтической промышленности и т.д.

Порядок установления санитарно-защитной зоны

Порядок установления и изменения СЗЗ зависит от класса опасности промышленных объектов и производств.

В случае с объектами I и II класса опасности, установление и изменение СЗЗ осуществляется на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ после получения предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту (объекты I и II класса опасности).

В случае с объектами остальных классов опасности (III-V) СЗЗ устанавливается или изменяется на основании решения территориального органа Роспотребнадзора.

При этом процедура установления санитарно-защитной зоны является многоэтапной: начинается при проектировании объекта, оказывающего негативное воздействие, и завершается через некоторое время после начала его эксплуатации (стадии – ориентировочная, расчетная, установленная СЗЗ).

Устанавливаемые в санитарных нормах размеры санитарно-защитных зон являются ориентировочными подлежат уточнению в ходе проектирования и после начала эксплуатации – на основании замеров на местности (могут изменяться как в меньшую, так и в большую стороны).

Для объектов малого бизнеса (автосервисы, автомойки и т.д.) предусмотрен несколько упрощённый порядок установления санитарно-защитных зон. В ряде случаев для таких объектов можно обосновать, что санитарно-защитная зона не выходит за границы объекта.

Так критерием для установления и определения размера санитарно-защитной зоны является содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, а также уровень физического воздействия на атмосферный воздух за границей контура объекта, являющегося «источником негативного воздействия».

На внешней границе СЗЗ не должно быть превышения предельно-допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней (ПДУ) физического воздействия на атмосферный воздух. То есть СЗЗ служит своего рода защитным барьером от негативного воздействия промышленного объекта или производства.

Решение об изменении или прекращении существования санитарно-защитной зоны может быть принято уполномоченным органом на основании заявления как правообладателя соответствующего объекта, так и любого иного заинтересованного лица (например, собственника участка, попадающего в зону СЗЗ).

Основаниями для изменения (в т.ч. уменьшения) границ СЗЗ могут выступать:

  • прекращение эксплуатации или ликвидация объекта, являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде;
  • перевооружение объекта, являющегося источником негативного воздействия, изменение применяемых на объекте технологий производства продукции;
  • изменение вида разрешенного использования или назначения объекта.

К заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются:

  • проект санитарно-защитной зоны;
  • экспертное заключение в отношении проекта СЗЗ с соответствующими расчетами, выполненными аккредитованной организацией.

В проекте СЗЗ определяются:

  • размер и границы санитарно-защитной зоны;
  • мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия;
  • функциональное зонирование территории СЗЗ и режим ее использования.

Основаниями для прекращения существования СЗЗ являются:

  • прекращение эксплуатации или ликвидация объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде;
  • принятие решения об установлении приаэродромной территории.

К заявлению о прекращении существования СЗЗ прилагаются:

  • результаты измерений атмосферного воздуха, уровней воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (ранее существовавшего объекта);
  • экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов измерений атмосферного воздуха.

Таким образом, по заявлению заинтересованного лица при наличии любого из указанных выше обстоятельств (с представлением соответствующего обоснования), граница СЗЗ может быть уменьшена либо существование СЗЗ может быть полностью прекращено, что обеспечит возможность размещения на участке планируемых видов деятельности, запрещенных на территории СЗЗ.

Уполномоченный орган обязан рассмотреть заявление об установлении, изменении СЗЗ или прекращении ее существования в срок не более 15 рабочих дней с даты его поступления и направить принятое решение заявителю, а также в Росреестр и иные государственные органы власти.

Классификация санитарно-защитных зон

В настоящее время исчерпывающая классификация санитарно-защитных зон содержится в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

В зависимости от вида объекта, устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

  • промышленные объекты и производства I класса – 1000 м;
  • промышленные объекты и производства II класса – 500 м;
  • промышленные объекты и производства III класса – 300 м;
  • промышленные объекты и производства IV класса – 100 м;
  • промышленные объекты и производства V класса – 50 м.

В настоящее время исчерпывающая классификация санитарно-защитных зон содержится в Постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Так, например, предприятие по производству искусственных и синтетических волокон (вискозного, капронового, лавсана, нитрона и целлофана) отнесено к группе химических объектов и производства I класса с размером санитарно-защитной зоны в 1000 м), а предприятие по производству бумаги отнесено к той же группе, но к V классу с размером санитарно-защитной зоны в 50 м).

Особый порядок установления СЗЗ регламентирован для районов размещения ядерной установки, радиационного источника или хранения.

Выявление зон с особыми условиями использования, которые накладываются на границы земельного участка, позволит выработать правообладателю участка наиболее эффективный план его использования и предотвратить многие риски.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/voprosy-gradostroitelnoj-deyatelnosti/zony-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territorii/sanitarno-zashhitnaya-zona

Вниманию правообладателей и застройщиков объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны

Приобретение недвижимого имущества в санитарной зоне

С 4 августа 2018г. вступил в силу Федеральный закон от 3 августа 2018г.

№ 340-ФЗ ” О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” которым определены сроки установления, изменения и прекращения существования санитарных зон действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов и условия возмещения убытков правообладателям объектов, находящихся в санитарных зонах, в частности:

– с 1 января 2020 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

до 1 октября 2019 года собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне.

Встатью 51 Градостроительного кодекса РФ введена необходимость предоставления при получении разрешения на строительство или реконструкцию указанных выше объектов копии решения об установлении или изменении санитарно-защитной зоны объекта капитального строительства, в связи с размещением которого подлежит установлению санитарно-защитная зона.

Формы заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны утверждены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 5 декабря 2018 года №1000 ” Об утверждении форм заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

С 3 марта 2018 года вступило в действие Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. №222 “Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон”

( в редакции от 21.12.2018 года).

– Данным Постановлением определены уполномоченные органы, принимающие решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в составе:

а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов I и II класса опасности.

б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – в отношении объектов III – V класса опасности.

Указан перечень прилагаемых к заявлению документов;

Установлены требования проекта санитарно-защитной зоны.

Обязательным приложением к решению об установлении санитарно-защитной зоны, а также к решению об изменении санитарно-защитной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Санитарно-защитные зоны, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о санитарно-защитной зоне соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

Исходя из вышеизложенного рекомендуем правообладателям объектов, введенных в эксплуатацию или планируемых к строительству, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, разработать проект санитарно-защитной зоны данных объектов и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или в ее территориальные органы заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных вышеуказанным Постановлением Правительства РФ.

Ответственность за неисполнение вышеуказанных требований, в том числе возмещение ущерба причиненного правообладателям земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, возлагается на правообладателей либо застройщиков объектов, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, в соответствии со статьей 57.1 Земельного кодекса РФ.

Источник: https://www.admrmr.ru/index.php/2017-12-18-20-26-31/2017-12-18-20-25-33/novosti-gradostroitelstva/5986-vnimaniyu-pravoobladatelej-i-zastrojshchikov-ob-ektov-kapitalnogo-stroitelstva-v-otnoshenii-kotorykh-podlezhat-ustanovleniyu-sanitarno-zashchitnye-zony

Зоны с особыми условиями использования территорий: особенности правового регулирования, Комментарий, разъяснение, статья от 11 августа 2014 года

Приобретение недвижимого имущества в санитарной зоне

К.ю.н., доцент,профессор кафедры правовых дисциплинКазанского филиала ОУП ВПО “АТ и СО”Тихомирова Лариса Александровна

Ксожалению, действующее российское законодательство достаточноразрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходитк вопросам установления и регулирования правового режима зон сособыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, чтокатегория “зоны с особыми условиями использования территории”раскрывается в Градостроительномкодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросыиспользования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ниГрадостроительный кодекс РФ, ниЗемельный кодекс РФ неустанавливают единых правил и требований в раскрытии общейхарактеристики таких зон.

Правовой режим таких зонрегламентируется не только градостроительным и земельнымзаконодательством, но и законодательством в областиэлектроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйстваи охранные зоны объектов по производству электрической энергии),законодательством в области промышленной безопасности (охранныезоны магистральных трубопроводов и охранные зоныгазораспределительных сетей), законодательством о железнодорожномтранспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранныезоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны изеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российскогозаконодательства.

Многоотраслевой характерзоны с особым условием использования территорий предопределяетособенности ее правового режима, порядка установления, определенияграниц, совокупности устанавливаемых требований.

Анализ нормативныхправовых актов, устанавливающих соответствующие требования,позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашлизаконодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствуетединообразие в установлении правового режима указанных зон, из-заправовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуреустановления таких зон возникают в правоприменительной практике.Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличииматериальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальныенормы. В результате получается, что обязательные для исполнениятребования существуют, а ответственность за их несоблюдениеотсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составыадминистративных правонарушений, предусматривающие административнуюответственность за нарушения правового режима санитарно-защитныхзон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зонобъектов по производству электрической энергии зон и др.

Внастоящем пособии использован общий подход в раскрытии правовогорежима существующих зон с особыми условиями использованиятерритории, с помощью которого можно выявить не только общее иособенное в регламентации указанных вопросов, но и существующиеправовые пробелы и возможные коллизии.

I.Общая характеристика зон с особыми условиями использованиятерритории

Ксожалению, действующее российское законодательство достаточноразрозненно и неоднозначно, в некоторой части даже скупо, подходитк вопросам установления и регулирования правового режима зон сособыми условиями использования территорий.

Несмотря на то, чтокатегория “зоны с особыми условиями использования территории”раскрывается в Градостроительномкодексе РФ посредством перечисления возможных ее видов(перечень которых остается открытым), а отдельные вопросыиспользования указанных территорий регламентируются Земельным кодексом РФ, в то же время ниГрадостроительный кодекс РФ, ниЗемельный кодекс РФ неустанавливают единых правил и требований в раскрытии общейхарактеристики таких зон.

Так, в соответствии сост.1Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиямииспользования территорий – это охранные, санитарно-защитные зоны,зоны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)народов РФ, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зонысанитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытовоговодоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемыев соответствии с законодательством РФ.

Как видим, правовоерегулирование зон с особыми условиями использования территорийимеет разноотраслевой аспект. На это также указывает п.3ст.52 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охранеокружающей среды”, согласно которому порядок установления исоздании защитных и охранных зон регулируетсязаконодательством.

Правовой режим таких зонрегламентируется не только градостроительным и земельнымзаконодательством, но и законодательством в областиэлектроэнергетики (охранные зоны объектов электросетевого хозяйстваи охранные зоны объектов по производству электрической энергии),законодательством в области промышленной безопасности (охранныезоны магистральных трубопроводов и охранные зоныгазораспределительных сетей), законодательством о железнодорожномтранспорте (охранные зоны железных дорог), законодательством осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения(санитарно-защитные зоны), природоресурсным законодательством(водоохранные зоны, зоны затопления и подтопления, рыбоохранныезоны и рыбохозяйственные заповедные зоны, лесопарковые зоны изеленые зоны и т.д.) и другими отраслями российскогозаконодательства.

Многоотраслевой характерзоны с особым условием использования территорий предопределяетособенности ее правового режима, порядка установления, определенияграниц, совокупности устанавливаемых требований.

Всилу требований ст.56Земельного кодекса РФ особые условия использования земельныхучастков и режим хозяйственной деятельности в охранных исанитарно-защитных зонах являются ограничениями прав на землю.

При этом ограничения правна землю устанавливаются актами исполнительных органовгосударственной власти, актами органов местного самоуправления,решением суда или в порядке, предусмотренном Земельным кодексом РФ для охранныхзон.

Лицами, деятельностькоторых вызвала необходимость установления охранных,санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение правсобственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшениекачества земель, осуществляется возмещение убытков.

Всоответствии с ч.3ст.87 Земельного кодекса РФ в состав земель промышленности ииного специального назначения в целях обеспечения безопасностинаселения и создания необходимых условий для эксплуатации объектовпромышленности, энергетики, особо радиационно опасных иядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов ирадиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могутвключаться охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны с особымиусловиями использования земель.

Земельные участки,которые включены в состав таких зон, у собственников земельныхучастков, землепользователей, землевладельцев и арендаторовземельных участков не изымаются, но в их границах может быть введенособый режим их использования, ограничивающий или запрещающий тевиды деятельности, которые несовместимы с целями установлениязон.

Порядок использованияотдельных видов земель промышленности и иного специальногоназначения, а также установления зон с особыми условиямииспользования земель данной категории, если иное не установленоЗемельным кодексом РФ,определяется:

-Правительством РФ в отношении указанных земель, находящихся вфедеральной собственности;

-органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении указанныхземель, находящихся в собственности субъектов РФ;

-органами местного самоуправления в отношении указанных земель,находящихся в муниципальной собственности.

Всоответствии со ст.52Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающейсреды” в целях обеспечения устойчивого функционированияестественных экологических систем, защиты природных комплексов,природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий отзагрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и инойдеятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

Вцелях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитаниярастений, животных и других организмов вокруг промышленных зон иобъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативноевоздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранныезоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах,микрорайонах городских и сельских поселений – территории, зеленыезоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимомприродопользования.

Анализ нормативныхправовых актов, устанавливающих соответствующие требования,позволяет говорить о том, что, к сожалению, не все вопросы нашлизаконодательное закрепление и правовую регламентацию, отсутствуетединообразие в установлении правового режима указанных зон, из-заправовых пробелов и коллизий много вопросов по процедуреустановления таких зон возникают в правоприменительной практике.Приходится констатировать, что по некоторым вопросам при наличииматериальных норм (правил и требований) отсутствуют процессуальныенормы. В результате получается, что обязательные для исполнениятребования существуют, а ответственность за их несоблюдениеотсутствует. Так, например, отсутствуют самостоятельные составыадминистративных правонарушений, предусматривающие административнуюответственность за нарушения правового режима санитарно-защитныхзон, охранных зон объектов электросетевого хозяйства и охранных зонобъектов по производству электрической энергии зон и др.

Внастоящем пособии использован общий подход в раскрытии правовогорежима существующих зон с особыми условиями использованиятерритории, с помощью которого можно выявить не только общее иособенное в регламентации указанных вопросов, но и существующиеправовые пробелы и возможные коллизии. При этом сам правовой режимзоны с особыми условиями использования территорий предполагаетналичие следующих необходимых компонентов:

1) определенные цели ееустановления;

2) особый объектохраны;

3) особый субъектныйсостав, их правовой статус;

4) ее размеры играницы;

5) процедуру и порядок ееустановления;

6) размещениеопознавательных (информационных, защитных) знаков;

7) совокупностьтребований, связанных с осуществлением хозяйственной и инойдеятельности:

-особенности использования земельных участков;

-особенности осуществления хозяйственной и иной деятельности на еетерритории;

-запреты и ограничения;

8) юридическуюответственность за нарушение установленных требований.

2.1.Охранные зоны объектов электроэнергетики

Всоответствии с ч.2ст.89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного ибезаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектовэлектроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиямииспользования земельных участков независимо от категорий земель, всостав которых входят эти земельные участки.

Порядок установленияохранных зон для отдельных видов объектов и использованиясоответствующих земельных участков определяется ПравительствомРФ:

-Постановление Правительства РФ от24.02.

2009 N 160 “О порядке установления охранных зон объектовэлектросетевого хозяйства и особых условий использования земельныхучастков, расположенных на границах таких зон”;

-Постановление Правительства РФ от18.11.

2013 N 1033 “О порядке установления охранных зон объектов попроизводству электрической энергии и особых условий использованияземельных участков, расположенных в границах таких зон”.

Надзор за соблюдениемособых условий использования земельных участков в границах охранныхзон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органомисполнительной власти, на который возложены функции по федеральномугосударственному энергетическому надзору. Согласно Положениюо Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомномунадзору, утв. ПостановлениемПравительства РФ от 30.07.2004 N 401, органом федеральногогосударственного энергетического надзора является Ростехнадзор.

2.1.1.Охранные зоны объектов электросетевого хозяйства

Правовоерегулирование:

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420217258

Консультант закона
Добавить комментарий