Приватизация общего прохода к дому

Что делать, если соседи отмежевали и перекрыли проезд к участку?

Приватизация общего прохода к дому

В редакции по состоянию на 26 октября 2018 г.

Как восстановить проезд к Вашему земельному участку, если соседи этот проезд отмежевали и перегородили? Поделюсь своими соображениями.

1. Скажу сразу, что эти споры не простые и если разрешать их формально, то абсолютное большинство граждан, которым соседи перекрыли проезд, останется без защиты. Дело вот в чем.

Из содержания п.п. 11, 12 ст.

1 ГрК РФ следует, что территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования обозначаются красными линиями.

Согласно ст.ст. 42, 43 ГрК РФ красные линии утверждаются в составе проекта планировки территории или проекта межевания территории.

В п. 18 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017) (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 15 ноября 2017 г.) разъяснено, что «…исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст.

1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи».

По градостроительному законодательству получается, если для захваченного соседом проезда документацией по планировке территории не установлены красные линии, то нет оснований утверждать, что сосед отмежевал и перекрыл территорию общего пользования.

2. По вопросу о том, как восстановить перекрытый проезд мое мнение следующее.

Практика показывает, что в большинстве населенных пунктов документация по планировке территории с красными линиями если и будет когда-либо утверждена, то очень не скоро. Тем временем недобросовестные соседи будут захватывать проезды. Споры будут возникать и разрешать их нужно не формально, а по существу.

В соответствии с п. 1 ст.

262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Из данной нормы не следует, что речь идет только о земельных участках, формально отнесенных к территориям общего пользования в соответствии с градостроительным законодательством.

Далее. Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Приведенные выше нормы не допускают самовольного занятия земель или земельных участков в рамках уточнения местоположения границ.

При выполнении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка, кадастровый инженер должен руководствоваться документами, указанными в законе, либо сведениями о фактическом местоположении уточняемых границ земельного участка, существующих на местности пятнадцать и более лет и закрепленных с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии с п. 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства (утверждены Росземкадастром 17 февраля 2003 г., редакция от 18 апреля 2003 г.

) в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом – в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3,5 метров). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом.

Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.

Статьей 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Таким образом, если сосед при межевании своего земельного участка самовольно захватил не закрытые для общего доступа государственные или муниципальные земли, через которые возможен доступ к Вашему участку, то Вы вправе оспаривать местоположение границ соседского участка и требовать освобождения проезда.

Ваши требования будут направлены на восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и устранение нарушений права, не связанных с лишением владения земельным участком. Применение этого способа защиты не обусловлено формальным отнесением спорного проезда к территориям общего пользования в соответствии с градостроительным законодательством.

Думаю, такая позиция имеет полное право на жизнь и подтверждается материалами судебной практики.

Например, в определении Верховного Суда РФ от 13 марта 2018 г. № 77-КГ17-37 по делу об исключении из ГКН сведений о месторасположении границ земельного участка указано следующее: «Еремин В.И.

, обратившись в суд с иском и уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о местоположении границ принадлежащего Костомаровой А.Н. земельного участка, расположенного по адресу: < ...>.В обоснование своих исковых требований Еремин В.И.

указал, что он является собственником земельного участка N < ...> по ул. < ...> в с. < ...>< ...> области.

Граница земельных участков N 87 и 89 является смежной не на всем протяжении, а только в части, так как в другой ее части между земельными участками имеется земельный участок из состава земель общего пользования, которым стороны пользовались для проезда на свои огороды в соответствии со сложившимся в течение длительного времени порядком пользования.

В 2015 году ответчик провел межевание границ своего земельного участка таким образом, что часть земельного участка, входящего в состав земель общего пользования и используемого сторонами для проезда, вошла в границы земельного участка N 87. Еремин В.И.

полагает, что в результате указанных действий ответчика нарушен сложившийся порядок землепользования, а также его права, поскольку затруднен проезд к его земельному участку и расположенному на нем гаражу.Решением Добринского районного суда Липецкой области от 26 декабря 2016 г. исковые требования Еремина В.И. удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Липецкого областного суда от 19 апреля 2017 г. решение суда первой инстанции отменено. По делу принято новое решение об отказе в иске.

…Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, установил, что в 2015 году при межевании и постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером < ...> в него включена часть земельного участка из состава земель населенного пункта, при этом согласование границ с администрацией сельского поселения и с заинтересованными лицами не проводилось.Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции исходил из того, что данные кадастрового учета земельных участков Еремина В.И. и Костомаровой А.Н. не соответствуют их фактическим границам, что исключает возможность удовлетворения иска.С указанными выводами суда апелляционной инстанции нельзя согласиться по следующим основаниям.

…При этом судебной коллегией по гражданским делам Липецкого областного суда не учтено, что требования истца не связаны с установлением смежных границ земельных участков сторон, а сводятся исключительно к устранению препятствий в пользовании земельным участком общего пользования, включенным в границы земельного участка с кадастровым номером < ...>, то есть к восстановлению права истца на проезд по землям общего пользования к его земельному участку и гаражу».

Источник: https://www.advokat-makoveev.ru/?p=558

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Приватизация общего прохода к дому
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/zemelnye-uchastki-obshhego-polzovaniya.-dostup-na-zemelnyj-uchastok.html

Как приватизировать земельный участок

Приватизация общего прохода к дому

Приватизация земли — передача гражданам Украины в частную собственность земельных участков. Для ведения частного подсобного хозяйства, строительства, обслуживания жилого дома и хозяйственных построек, садоводства, дачного и гаражного строительства из земель государственной и коммунальной собственности.

Приватизация – это отчуждение имущества государственных предприятий, учреждений, организаций, жилищного и земельного фонда, находящегося в государственной и коммунальной собственности, в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями согласно законодательству о приватизации.

Приватизация осуществляется с целью повышения социально-экономической эффективности производства, привлечения средств на структурную перестройку экономики, привлечения граждан к участию в содержании и сохранении жилья, формирования рыночных отношений, стимулирования эффективного использования земель и содействия предпринимательской деятельности.

Важно! В соответствии с Земельным кодексом Украины передача земельных участков в частную собственность (приватизация) производится местными Советами народных депутатов, на территории которых расположены земельные участки.

Правом на бесплатную приватизацию земли (получение в собственность) из земель государственной и коммунальной собственности могут воспользоваться только граждане Украины, а также жилищно-строительные, гаражно-строительные кооперативы и объединения собственников многоквартирного дома.

При этом обязательным основанием для приобретения права на приватизацию земли является решение органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или государственных органов приватизации в отношении земельных участков, на которых расположены приватизируемые объекты, принятое в пределах их полномочий, определенных Земельным кодексом Украины.

Бесплатная передача земельных участков (приватизация земли) в собственность граждан совершается в случаях:

  • приватизации земель, находящихся в их пользовании;
  • получения земельных участков при приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
  • получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации.

Граждане, заинтересованные в приватизации земли, подают заявление в соответствующий Совет народных депутатов, в котором указывается желаемый размер и место расположения земельного участка, цель его использования и состав семьи.

Местный Совет рассматривает заявление о приватизации земли и в случае согласия заказывает землеподрядной организации разработку проект отвода земли, который согласовывается с Советом народных депутатов, землеустроительным, природоохранными и санитарными органами, органами архитектуры и подается в городской Совет народных депутатов для принятия решение о приватизации земли.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

Согласно действующего законодательства Украины приватизация осуществляется двумя способами – либо путем разработки технической документации, либо через проект отвода земельного участка.

Объектами приватизации могут быть только те земельные участки, которые не изъяты из оборота в соответствии с другими законами и подзаконными актами. К примеру, из приватизации исключаются земли лесного и водного фондов.

Законодательством допускается возможность приватизации зе­мельных участков, на которых расположены приватизируемые пред­приятия, иные объекты недвижимости, находящиеся в частной собст­венности граждан и юридических лиц, а также объекты недвижимости, сданные в аренду. В то же время установлен ряд ограничений.

Законодательство закрепляет также право физических и юридичес­ких лиц (российских, иностранных, лиц без гражданства) на привати­зацию земельного участка, на котором (или под которым) расположено приватизированное ими предприятие.

Приватизация земли как направление земельной реформы началась в Украине в 1992 г., когда были приняты Закон Украины “О формах собственности на землю” от 30 января 1992, постановление Верховной Рады Украины “Об ускорении земельной реформы и приватизации земли “от 13 марта 1992 и новая редакция Земельного кодекса УССР от 18 декабря 1990 (редакция от 13 марта 1992)

Согласно статьи 121 “Земельного кодекса Украины” все граждане Украины имеют право на безоплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности в таких размерах:

  • для ведения фермерского хозяйства – в размере земельной доли (пая),
  • определенной для членов сельскохозяйственных предприятий,
  • расположенных на территории сельского,
  • поселкового,
  • городского совета,
  • где находится фермерское хозяйство.

Если на территории сельского, поселкового,городского совета расположено несколько сельскохозяйственных предприятий, размер земельной доли (пая) определяется как средний по этих предприятиях.

В случае отсутствия сельскохозяйственных предприятий на территории соответствующего совета размер земельной доли (пая) определяется как средний по району:

  • для ведения личного сельского хозяйства – не больше 2,0 га;
  • для ведения садоводства – не больше 0,12 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных зданий и сооружений(приусадебный участок):
    • в селах – не больше 0,25 га;
    • в поселках – не больше 0,15 га;
    • в городах – не больше 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства – не больше 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей – не больше 0,01 га.

При этом, размер земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства может быть увеличен в случае получения в натуре земельной доли (пая) членами коллективного сельскохозяйственного предприятия, ее наследования членами личного крестьянского хозяйства и в соответствии с законом. Бесплатная приватизация земли не зависит от местожительства граждан – членов фермерского хозяйства.

Для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут передаваться в частную собственность или предоставляться в пользование земельные участки, размер которых не должен превышать 50 гектаров пашни и 100 гектаров всех земель, а в местностях с труднодоступными населенными пунктами, определенными КМУ, – 100 гектаров

Работники социальной сферы села имеют право на приватизацию земли сельскохозяйственного назначения и получение в пользование, в частности, для ведения личного крестьянского хозяйства, независимо от места проживания только при наличии свободных земель.

Решение органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относительно приватизации земель принимается на основании технических материалов и документов, подтверждающих размер земельного участка.

Технические материалы на земельный участок разрабатываются по заказу граждан организациями, которые имеют соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки и на условиях, которые определяются соглашением сторон.

Есть вопрос к юристу?

Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут

Утверждены предельные размеры платы за выполнение землеустроительных работ в случае бесплатной приватизации земли или передачи в пользование гражданам Украины земельных участков, а именно:

  • за изготовление документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, при выделении в натуре земельного участка владельцу земельной доли (пая) не может превышать 5 необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • за изготовление документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок, при бесплатной приватизации земли гражданами Украины в соответствии со ст. 121ЗКУ, кроме случаев, определенных ч. 1 этой статьи, не может превышать 9 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Сверх норм бесплатной приватизации земель или передачи в пользование граждане могут приобретать в собственность земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и гаражного строительства только по гражданско-правовым соглашениям. Что касается приобретения земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) или личного подсобного хозяйства сверх норм, установленных ст. 121 ЗКУ, то процедура выкупа указанных земель определена постановлением КМУ от 24.01.2000 г. № 118.

Для приватизации земли для вышеуказанных нужд гражданин должен подать заявление в сельский, поселковый, городской совет либо районную администрацию по местонахождению земельного участка, в котором указываются желательные размеры земельного участка и цель его использования. При этом в заявлении о приватизации земли заявитель должен указать, приобретал ли он право на земельную долю (пай)

Важно! Для бесплатной приватизации земли для ведения фермерского хозяйства, членам фермерского хозяйства необходимо в установленном порядке обратиться с заявлением в райгосадминистрацию или в сельский, поселковый, городской совет.

После рассмотрения заявления о приватизации земли, а при передаче земельного участка фермерскому хозяйству также и заключения конкурсной комиссии, в случае согласия предоставляется разрешение на разработку проекта его отвода.

Порядок разработки проектов землеустройства относительно отвода земельных участков утвержден постановлением КМУ от 26.05.2004 г. № 677. Проект согласовывается и утверждается в порядке, определенном ст.

118 Земельного кодекса Украины.

При этом, если земельный участок передан бесплатно в собственность для ведения фермерского хозяйства в размере земельной доли (пая) из земель, которые находятся в пользовании фермерского хозяйства, в государственном акте на право собственности на землю указывается его льготное назначение – для ведения фермерского хозяйства, а не для товарного сельхозпроизводства.

Важно! В ряде случаев возникает необходимость проверки на месте соответствия фактического размера земельного участка, размерам, указанным в документах. Следует обратить внимание, что как за принятие решения совета, так и за указанные проверки граждане не должны платить, то есть передача земельных участков в собственность на основании соответствующих решений советов проводится бесплатно

В случае отказа органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка гражданину в частную собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке.

Порядок приватизации зависит от того, на каком основании участок находится в пользовании гражданина: гражданин является собственником дома, построенного на земле, выделенной ему при СССР; гражданин – член садового или дачного кооператива; участок находится фактически в пользовании человека, но документально у него нет прав на землю. В последнем случае гражданин тоже может приватизировать землю, но при условии, что срок его пользования землей не менее 15 лет.

Первый этап бесплатной приватизации земли в Украине – подача заявления на приватизацию в местную госадминистрацию или в поселковый совет. В заявлении должны быть указаны ФИО заявителя, его адрес, местонахождение участка, размер участка, основание, на котором приватизируется земля.

К заявлению на приватизацию земли прилагаются документы:

  • копия паспорта и ИНН;
  • копия правоустанавливающего документа на дом (если происходит приватизация земли под домом);
  • справка о членстве в дачном или садовом кооперативе (если заявитель член кооператива) и о том, что ему выделен участок под определенным номером;
  • справка из органа местного самоуправления о пользовании участком;
  • акт установления согласования пределов земельного участка;

Важно! В случае если у человека нет документов на землю, необходимо представить доказательства, что он добросовестно пользуется землей более 15 лет (свидетельства соседей и т.д.).

В общем, приватизация имеет две условных схемы проведения, в зависимости от того, находится ли участок в пользовании гражданина. Если да, то оформить землю в собственность можно, пройдя следующие этапы:

  1. Подача заявления и основного пакета документов (личные данные собственника и доказательства прав на приватизацию) в государственную администрацию (городской/поселковый/сельский совет) в соответствии с адресом участка.
  2. Ожидание решения о приватизации (около 30 дней). Если оно позитивное, то вам также выдадут разрешение на оформление всей технической документации для получения прав на землю.
  3. Оформление технической документации и получение акта на право собственности на земельный участок. Стоит учесть, что даже если вы попадаете под бесплатную приватизацию, услуга оформления справок обойдется от 1000 грн.

Если земельный участок не находится в пользовании гражданина, то приватизация имеет следующие этапы:

  1. Подача заявления, с указанием размера и целевого назначения земли, в государственную администрацию (городской/поселковый/сельский совет), а также основного пакета документов.
  2. Ожидание разрешения на изготовление проекта землеустройства (около 30 дней) и его подготовка. Стоит отметить, что цена разработки составляет несколько тысяч грн, в зависимости от ситуации.
  3. Согласование проекта с комиссией, созданной государственной администрацией или городским советом.
  4. Проведение государственной экспертизы вашего проекта.
  5. Утверждение проекта и предоставление участка в частную собственность.
  6. Оформление технической документации. Стоимость справок зависит от участка и срочности.

Источник: https://uristy.ua/articles/realty/kak-privatizirovat-zemelnyj-uchastok/

Земля под многоквартирным домом

Приватизация общего прохода к дому

Юридические вопросы использования земли под многоквартирными домами являются достаточно сложными.

Безусловно, это связано с тем фактом, что данная территория может быть только коллективной собственностью всех владельцев объекта.

Больше всего проблем возникает с землей, прилегающей к многоквартирному дому, которой также могут владеть только все собственники строения.

I. Земля под новостройкой.
II. Земля под «старыми» многоквартирными домами.

III. Приватизация придомовой территории.
IV. Особенности пользования землей под многоквартирным домом и придомовой территорией:

V. Налог на землю под многоквартирным домом.
VI. Изъятие земли под многоквартирным домом.

I. Земля под новостройкой

В настоящее время приобретение жилья в многоквартирном доме автоматически делает покупателя совладельцем земельного участка, на котором расположено жилье, и ряда прилегающих территорий — разумеется, если застройщик не допустил нарушений законодательства в ходе возведения объекта. Земля, расположенная под многоквартирным домом, принадлежит всем собственникам жилья данного объекта на правах общедолевого имущества1.

1. Право на землевладение

В «старых» многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 1 марта 2005 года (дата введения нового Жилищного кодекса), земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, безвозмездно переходит в общую долевую собственность, если:

▪ до даты вступления в силу нового ЖК РФ в отношении земельного участка были проведены все необходимые землеустроительные работы;

▪  на этот земельный участок у собственников квартир или собственников нежилых помещений есть землеустроительное дело и органом местного самоуправления утвержден проект границ данного участка;

▪  в отношении земельного участка проведен государственный кадастровый учет, то есть у собственников квартир (нежилых помещений) имеется на руках кадастровый план земельного участка с указанием его кадастрового номера, выданный специально для целей государственной регистрации.

2. Как приватизировать землю под многоквартирным домом

В остальных «старых» многоквартирных домах собственники жилья также могут безвозмездно приватизировать расположенную под строением землю и часть прилегающей территории. Этот процесс сопряжен со следующими этапами:

▪  проведением общего собрания собственников жилых и нежилых помещений, на котором избирается уполномоченное лицо (жилец, управдом, председатель домового комитета, ТСЖ);

▪  обращением уполномоченного лица в землеустроительную организацию за проведением землеустроительных работ;

▪  обращением уполномоченного лица в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением;

▪  местные власти рассматривают заявление, формируют земельный участок и ставят на государственный кадастровый учет.

Государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию в Едином государственном реестре, в результате чего он получает индивидуальные характеристики, позволяющие отличить себя от других земельных участков и выполнить качественную и экономическую оценку.

III. Приватизация придомовой территории

Данный процесс крайне сложен и не отрегулирован законодательно. Так, в частности, в Земельном кодексе и во всем российском законодательстве понятие «придомовая территория» отсутствует, хотя оно встречается в подзаконных актах.

Одновременно Жилищный кодекс РФ косвенно подразумевает наличие в коллективной собственности и придомовой территории, отмечая, что собственникам жилья принадлежит не только участок, на котором непосредственно расположено строение, но и элементы озеленения и благоустройства. При этом границы данной территории должны определяться земельным и градостроительным законодательством1.

Де-юре размеры придомовой территории определяются в соответствии с нормами земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Следовательно, эта миссия в большинстве случаев оказывается возложенной на муниципальные власти, которые должны определять границы земельного участка в соответствии с местным градостроительным регламентом3.

Кроме того, при определении площади придомовой территории власти должны руководствоваться его естественными границами, а также границами соседних земельных участков.

Де-факто в Ростове нередко получается, что после приватизации земли под многоквартирным домом, часть двора остается в муниципальной собственности. Нередки случаи, когда на городской территории расположена относящаяся к многоквартирному дому детская площадка, в старых МКД без удобств зачастую на муниципальной земле стоят дворовые туалеты, являющиеся общедолевым имуществом.

1. Коллективная собственность

После приватизации земля под многоквартирным домом и придомовая территория становятся общей собственностью всех владельцев МКД, пользоваться которой можно только коллективно. В связи с этим хотелось бы отметить ряд нюансов, с которыми могут столкнуться землевладельцы на различных жизненных этапах:4

▪  согласно пункту 1 ст. 37 Жилищного кодекса, доля в праве общей собственности на землю пропорциональная общей площади помещения;

▪  ни один из собственников жилья многоквартирного дома не может продать свою долю земли, относимой Жилищным кодексом РФ к общедолевому имуществу, другому собственнику, и уж тем более — стороннему лицу;

▪  при этом допускается продажа некоторых участков придомовой территории, не относимых законодательством к общедолевому имуществу.

Иными словами, если впоследствии, например, собственник жилого или нежилого помещения первого этажа захочет изменить планировку своей квартиры и возвести пристройку, тем самым заняв часть придомовой земли, он может получить на это право, согласовав свои действия с каждым из домовладельцев. Для этого можно заключить с соседями договор аренды либо просто выкупить у них эту площадь;

▪  собственник первого этажа многоквартирного дома при согласии других собственников (см.

пункт выше) может разместить на приватизированной придомовой территории небольшой приусадебный участок, арендовав территорию у соседей — как часто бывает в южнороссийских городах и поселках.

Но он не сможет продать свою квартиру вместе с используемым приусадебным участком и уж тем более — продать участок отдельно от квартиры;

▪  придомовая территория по решению общего собрания собственников жилья может быть передана в пользование или аренду в том числе и сторонним лицам (например, под размещение коммерческого магазина). При этом деньги с арендных платежей должны получать все собственники данного МКД — пропорционально своей доле.

2. Ограничение прохода посторонних

Подобно владельцам индивидуального домовладения, имеющим право оградить свой объект забором, участок, на котором расположен МКД, также  может быть ограничен правом пользования других лиц — если это не ущемляет права последних. Соответственно, двор многоквартирного объекта также можно оградить забором через него невозможно пройти к другим строениям, улицам, паркам или скверам.

Одновременно собственники дома имеют право не разрешить прокладывать через свой земельный участок коммуникации5.

3. придомовой территории

Вопрос, кто же должен нести расходы по содержанию, уборке и благоустройству придомовой  территории, на наш взгляд, полностью так и не решен. Как мы уже отмечали, Жилищный кодекс РФ относит к общедолевой собственности «элементы озеленения и благоустройства», расходы по содержанию оных должны входить в тариф на содержание и ремонт жилья.

Но на чьи плечи ложится содержание остальных площадей придомовой территории, официально принадлежащей собственникам жилья, пока не ясно.

V. Налог на землю под многоквартирным домом

Вместе с тем собственники помещений в многоквартирном доме должны платить земельный налог с даты проведения государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого многоквартирным домом.

Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме для каждого налогоплательщика будет равняться частному от деления площади помещения, находящегося в собственности налогоплательщика, и общей площади всех помещений, принадлежащих собственникам6.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (ст. 388), налогоплательщиками признаются организации и физ. лица, обладающие:

  • земельными участками на праве собственности;
  • правом постоянного (бессрочного) пользования;
  • правом пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база земельного участка (там же, ст. 360) определяется как его кадастровая стоимость, которая в свою очередь оценивается государством на основании анализа рыночной стоимости различных участков (в Ростове — определяется органами Роснедвижимости).

ЗН = Кст x Сн x Квл х Дзу

ЗН — земельный налог;

Кст — кадастровая стоимость земельного участка;

Сн — ставка налога, установленная местными властями. Для жилых домов она не может превышать 0,3%;

Квл — коэффициент владения квартирой. Например, если собственники купили жилье полгода (6 месяцев) назад, Квл = 6/12, для старожилов Квл = 12/12.

Дзу —доля земельного участка. Данная величина эквивалентна размеру доли в общем имуществе МКД и определяется путем деления площади помещения собственника на общую площадь всех помещений в многоквартирном доме (жилых и нежилых).

Являющиеся собственниками помещений в многоквартирных домах юридические лица и ИП рассчитывают и выплачивают сумму налога на землю самостоятельно, физические лица получают из налоговых инспекций уведомления с уже выполненными расчетами.

Для отдельных категорий граждан в Налоговом кодексе предусмотрено предоставление кадастрового вычета в виде уменьшения кадастровой стоимости на 10 тыс. рублей.

Одновременно на сегодняшний день ряд льготных категорий граждан Ростова полностью освобожден от оплаты земельного налога решением Ростовской-на-Дону городской думы от 03.08.2005 №38.

VI. Изъятие земли под многоквартирным домом

Принадлежащий собственнику жилья земельный участок может быть изъят для муниципальных или государственных нужд. Такое решение принимается городскими или федеральными властями. Последние должны официально уведомить домовладельца за год до предстоящей процедуры.

После этого квартира собственника выкупается. Если домовладелец и власти не сошлись в цене, либо последний по каким-либо причинам не хочет выезжать, власти могут обратиться в суд.

Источники:

Олег ПЕТРУШИН

Источник: http://rostov-dom.info/2010/09/zemlya-pod-mnogokvartirnym-domom/

Раздел и объединение земельных участков

Приватизация общего прохода к дому

Собственники земли при желании могут разделять или объединять свои земельные участки. Речь идет не только о земельных участках, которые находятся в долевой собственности лиц, но и о земельных участках с одним собственником.

Грамотно провести раздел или объединение земельных участков от начала до конца Вам с радостью помогут специалисты компании «УкрЗемКонсалт». Наши юристы имеют колоссальный опыт в сфере оформления земли, благодаря чему Вы получите результат в кратчайшие сроки, сэкономите время и деньги, и что главное — избежите бюрократической возни.

Инженеры-геодезисты, а также землеустроители компании «УкрЗемКонсалт» проведут полный комплекс землеустроительных работ и подготовят качественную техническую документацию по разделу земельного участка или же объединению нескольких наделов с целью дальнейшей регистрации в Государственном земельном кадастре.

Более детально ознакомиться с услугами по разделу и объединению земельных участков Вы можете, перейдя по ссылкам:

  • Раздел земельных участков
  • Объединение земельных участков

Для получения информации о стоимости услуг и бесплатной консультации обращайтесь по телефонам: (044) 384-14-41, (067) 114-14-41

Раздел земельного участка

Если собственник решает отделить от своего участка одну либо несколько частей, то он может провести деление земли. При этом, когда участок разделяют на несколько частей, то необходимо установить новые межевые знаки. Также вся техническая документация на земельный участок должна быть подготовлена правильно.

Существует несколько случаев и условий, при которых возможен раздел земельных участков:

  • если собственник земли изъявил соответствующее желание, но при условии, что после раздела не будут нарушены границы участка;
  • при отчуждении одной или нескольких частей земельного участка;
  • деление земли в натуре в случае раздела между долевыми совладельцами участка;
  • при условии, что после раздела каждая из вновь образованных частей земли может стать индивидуальным участком.

При разделе участка необходимо придерживаться определенных правил, а новообразованные участки должны отвечать соответствующим критериям. Например, целевое назначение вновь созданных участков, а также категория земель не могут отличаться от этих же критериев в исходном участке. В то же время каждый участок после раздела должен иметь доступ к дороге или проезду. В случае если вместе с земельным участком делится дом, линия раздела участка должна четко проходить по линии раздела дома.

Проведение раздела земли возможно только после разработки техдокументации по установлению границ участков, а также после формирования созданных в результате раздела участков в Государственном земельном кадастре, чтобы была возможность присвоить кадастровый номер каждому новосозданному участку и отдельно провести госрегистрацию права собственности на каждый из них.

Объединение земельных участков

Владелец по желанию может объединить свои земельные участки в один. В таком случае новосозданный участок после процедуры оформления документов в Госгеокадастре обязательно проходит регистрацию в Государственной регистрационной службе.

Объединить земельные участки можно, если соблюсти такие условия:

  • все участки, которые собираются объединять, находятся в границах одного населенного пункта;
  • у земучастков общая граница;
  • все объединяемые земли идентичны по целевому назначению.

Документы, необходимые для раздела или объединения земельных участков:

  • нотариально заверенное заявление о разделе/объединении земельных участков либо нотариально заверенный договор о разделе участка в натуре,
  • копия правоустанавливающего документа на земучасток, заверенная нотариально,
  • нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на строения (при наличии строений),
  • копии паспорта и налогового номера для физического лица, либо же заверенные копии уставных документов — для юридического,
  • доверенность.

Компания «УкрЗемКонсалт» гарантирует довести до конца Ваш заказ и с минимальными временными и денежными затратами оформить и передать Вам официальный правоустанавливающий документ на земельный участок. С нами регистрация договора аренды земельного участка, смена целевого назначения земли, оформление (отвод) земельного участка пройдет для Вас практически незаметно и не потребует значительных усилий. Доверьте свои заботы нам!

Для получения информации о стоимости услуг и бесплатной консультации обращайтесь по телефонам: (044) 384-14-41, (067) 114-14-41

«УкрЗемКонсалт» — это преимущество!

(5 5,00 из 5)

Источник: https://dazru.com.ua/services/razdel-zemelnogo-uchastka-i-obedinenie-zemelnyih-uchastkov/

Консультант закона
Добавить комментарий