Регресс от страховой, если не было требований предоставить извещение о ДТП

Что делать с европротоколом после ДТП виновнику?

Регресс от страховой,  если не было требований предоставить извещение о ДТП

Что бы виновнику ДТП не попасть в неприятную ситуацию ему необходимо выполнить несколько действий.

После того как вы оформили ДТП по Европротоколу и разъехались, по закону у виновника ДТП возникает обязанность известить о произошедшем ДТП свою страховую компанию в течении 5 дней с момента ДТП.

Если страховая предъявила регресс по европротоколу, что делать?

Обратимся к пункту 2 статье 11.1 «Закона об ОСАГО», он нам говорит, что в случае оформления ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (без ГИБДД по Европротоколу), бланки извещения о ДТП, которые заполнены в 2-х экземплярах, каждый участник ДТП обязан направить своему страховщику в срок не позднее 5 рабочих дней, со дня ДТП.  

Если вы виновник ДТП то вы можете передать свою копию извещения (Европротокола) своему страховщику, приехав лично в его офис и передав документ в канцелярию секретарю, не забудьте снять с вашего извещения копию.

Так же в обязательно порядке получите от страховщика документ подтверждающий, что ваша копия извещения страховщиком получена.

На таком документе должна стоять синяя гербовая печать страховой компании, дата когда принято извещение и указано наименование документа который был принят и от кого он принят.

В принципе если у вас есть копия извещения, то вы можете потребовать поставить соответствующие отметки о том, что ваша копия принята на ксерокопии извещения, на ней принимающее лицо должно поставить печать, входящий номер и дату принятия.

Сохраните у себя документ подтверждающий, что вы передали страховщику ваш бланк извещения и можете быть спокойны, свою обязанность вы выполнили, но в дальнейшем в зависимости от ситуации может возникнуть еще одна обязанность по предоставлению вашего автомобиля страховщику для осмотра.

Есть второй способ извещения страховщика, это к примеру если вы не можете приехать лично к нему по каким то причинам.

Таким образом не приезжая в офис страховщика вы можете направить свою копию извещения по факсимильной связи и одновременно направляем сам оригинал вашего извещения заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Письмо направляем на адрес страховщика который указан в вашем полисе ОСАГО.

Обязательно отправляем извещение по почте с описью вложения! Что это значит?

Это значит, что мы берем конверт и наше извещение, но конверт не запечатываем , а приходим на почту и изъявляем свое желание отправить письмо с описью и вам выдадут бланк описи, в которую вы впишете содержимое конверта, то есть напишете в описи, что отправляете извещение о ДТП, далее работник почты сверит действительно ли в конверт вложено извещение и только после этого запечатает и подпишет опись и поставит на ней печать и передаст вам. Опись нужна для того, что бы у вас было доказательство того, что вы направили именно извещение, а не поздравительную открытку или еще что то другое.

А уведомление о вручении необходимо для того, что бы у вас было доказательство того, что адресат, то есть страховая получила ваше письмо и соответственно Европротокол. Уведомление о вручении вы получаете позже на почте. На уведомлении будет стоять подпись уполномоченного лица страховой компании, о том, что письмо было им получено.

И опись и уведомление о вручении сохраняем, это доказательства того, что вы отправили в страховую именно извещение и доказательство того, что оно получено.

На этом можно считать что виновник ДТП свою обязанность выполнил, но есть еще один момент, который может возникнуть.

Согласно  пункту 3 статьи 11.

1 «Закона об ОСАГО», страховщик имеет право направить виновнику и потерпевшему в ДТП письменное уведомление с требованием предоставить автомобиль для осмотра страховой компании, а виновник и пострадавший обязаны предоставить транспортные средства по письменному требованию страховщика в течении 5 рабочих дней с момента получения письменного требования. Автомобили предоставляются для осмотра и проведения независимой технической экспертизы от страховой компании.

Обратите внимание, что требование должно быть именно в письменной форме и направлено вам по почте, только при получении письменного требования у вас возникает такая обязанность предоставить авто страховщику для осмотра и экспертизы.

Если вам просто позвонили и страховой и сказал приехать, вы имеете полное право игнорировать данную просьбу, ведь в таком случае считается, что вы не надлежащим образом уведомлены и никаких правовых оснований устное уведомление не вызывает.

Только письменное уведомление обязывает вас выполнить требования страховщика о предоставлении авто.

Но вы скажете, а что же будет если не выполнить эти 3 условия? Или хотя бы одно из условий?

Плюсы и минусы оформления ДТП по Европротоколу!

Что будет если не известить страховщика о ДТП и не направить ему извещение?

Знаете ли вы что такое регресс?

Регресс это требование лица возместившего ущерб вместо причинителя вреда, к причинителю, с целью взыскания с него выплаченных денежных средств в счет погашения вреда.

Если на пальцах, то когда есть правовые основания для возникновения регрессного требования к причинителю вреда, то это выглядит так! Есть статья 14 «Закона об ОСАГО», в ней описаны все причины по которым может возникнуть регресс у страховой к виновнику ДТП.

При обычных обстоятельствах ущерб потерпевшему выплачивает его страховая компания и далее уже страховая компания виновника возмещает страховой потерпевшего всю сумму ущерба.

Что же получается при регрессе? В принципе все то же самое, только страховая виновника после возмещения ущерба, подает иск в суд на виновника, в котором требует выплатить виновнику всю сумму ущерба в счет своей страховой.

Надеюсь понятно объяснил!

Так вот право регресса у страховой виновника к самому виновнику ДТП возникает по подпункту «Ж» пункта 1 статьи 14 «Закона об ОСАГО», в котором сказано, что если виновник ДТП в течении 5 рабочих дней с момента ДТП, не направит страховщику застраховавшему его ответственность, экземпляр совместно заполненного с потерпевшим извещения о ДТП, то это основание для предъявления к виновнику регрессных требований.

В такой ситуации если страховая выплатила потерпевшему по Европротоколу 40000 рублей, а виновник не направил в течении 5 дней извещение в свою страховую, то он будет должен выплатить страховой эти самые 40000 рублей, плюсом судебные издержки.

Если виновник не предоставил по письменному требованию страховщика авто для осмотра или приступило к ремонту ранее 15 дней с момента ДТП?

Это так же регресс, только по подпункту «з» пункта 1 статьи 14 «Закона об ОСАГО».

В данном подпункте сказано, что в случае оформления ДТП по Европротоколу лицо до истечении 15 календарных дней, за исключением нерабочих и праздничных, приступило к ремонту или утилизации автомобиля участвовавшего в ДТП автомобиля, это нарушение закона и является основанием для предъявления регресса к виновнику ДТП.

Так же по данному пункту регресс наступает если виновник получив письменное уведомление о предоставлении автомобиля страховщику дл осмотра или экспертизы, не предоставил его после получения извещения в течении 5 рабочих дней.

Это все требования которые вам может предъявить страховщик, если конечно вы не выполнили его законные требования.

Выводы из статьи!

Как видите есть подводные камни, столкнувшись с которыми можно стать должником страховой, казалось бы по пустяковому нарушению.

Поэтому не забываете, если вы оформили ДТП по Европротоколу и являетесь виновником, обязательно передайте вашу копию извещения страховой компании и получите документ подтверждающий, что вы передали ваш экземпляр извещения и уведомили страховую.

Не ремонтируйте авто ранее чем по истечении 15 календарных дней, е считая выходных и праздников, их в счет не берем.

Если вы получили письменное требование от страховщика о предоставлении вашего авто на осмотр, то предоставьте, но только если вас письменно уведомили.

На этом у меня все, надеюсь статья выла полезна и вы узнали что то новое.

Знайте ваши права. Желаю вам удачи!

Источник: https://yurist174.ru/autopravo/osago/chto-delat-vinovniku-dtp-posle-oformleniya-evroprotokola

Действия при ДТП — что должен делать виновник после составления Европротокола?

На вопрос о том, что делать виновнику ДТП после составления Европротокола, смогут сразу ответить не все автолюбители, а данный документ имеет свою специфику.

Любой страхователь своего автотранспортного средства должен знать проблемы, которые могут возникнуть после оформления Европротокола.

Правильные действия виновника происшествия помогут избежать серьезных финансовых потерь для него.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:

+7 (499) 653-52-46 Москва
+7 (812) 313-26-17 Санкт-Петербург

Показать содержание

Возможные риски

Европротокол при ДТП не зря пришел в Россию из за рубежа, где давно и с успехом применяется. По сути, это цивилизованный способ решение проблемы после аварии без привлечения ГИБДД.

Такой протокол может оформляться только при участии в ДТП двух машин и без серьезных последствий для здоровья участников происшествия.

Документ, при наличии бланка у одного из водителей, заполняется добровольно обеими сторонами, когда виновник аварии полностью сознает свою вину.

Подробнее о том, в каких случаях оформляется Европротокол при ДТП, можно узнать тут.

Оба водители должны иметь полис ОСАГО, а сумма ущерба не может превышать 100 000 рублей согласно ст. 11.1 ФЗ №40. Если ОСАГО нет, оформить документ не получится.

Чем же рискует виновник ДТП при согласии на оформление Европротокола? При оценке повреждений на месте аварии стороны соглашаются, что сумма не превышает максимальной страховой выплаты, и подписывают документ. Страховщик производит выплату пострадавшей стороне в пределах компенсаций, положенных по Европротоколу.

Источник: https://ukstrela.com/chto-delat-s-evroprotokolom-posle-dtp-vinovniku/

Страховая выставила регресс что делать?

Регресс от страховой,  если не было требований предоставить извещение о ДТП

В последнее время многие автомобилисты, которые имели печальный опыт участия в дорожно-транспортном происшествии, спустя некоторое время после него получают извещение от страховщика с требованием погасить долг.

Такие действия стали практиковать СК после того, как 2014г в ФЗ «Об ОСАГО» были внесены поправки касательно таких понятий как «регресс» и «суброгация» по Европротоколу. Что это, и как законно не платить страховщику – об этом поговорим далее.

Законные основания требовать регресс

Если водитель спровоцировал дорожно-транспортное происшествие, и в ходе анализа случившегося работниками ГИБДД, разбирательств в суде этот факт подтвердился, у страховщика по действующему полису ОСАГО и согласно ст. 14 Закона «об ОСАГО» есть право требовать с него регрессивный возврат.

По закону выставляют такие требования, так как предварительно страховые компании выступают в роли виновника аварии и возмещают ущерб, причиненный при аварии третьим лицам.

Объясним суть регрессионного требования более подробно. СК подсчитала размер возмещения, выплаченного потерпевшему, а потом взыскивает потраченную сумму денег с виновника аварии.

Претензия страховой компании.

Но чтобы понять, законно ли это, важно выяснить, совершил ли виновный в ДТП нечто противозаконное Ст. 14 Закона утверждает, что при следующих случаях водителя ждет гражданская ответственность за проступок:

  1. Скрылся с места аварии.
    Согласно Закону, участники дорожно-транспортного происшествия обязаны остановить ТС и придерживаться далее определенных инструкций, что позволит сохранить неизменными условия случившегося.
  2. Не предъявил документы страховщику.
    Согласно действующему законодательству, виновник должен оповестить СК, предоставить ей нужный пакет документов на протяжении 5-ти дней с момента аварии. Тогда ему не придется возмещать ущерб третьих лиц самому.
  3. Начал самовольный ремонт ТС, не получив на то согласие страховщика на протяжении 15-ти суток с момента ДТП.
    Стоимость ремонта может посчитаться СК завышенной, а некоторые восстановительные операции – необоснованными.
  4. Не дал согласия на проведение технической экспертизы авто.
    Это прямое основание для предъявления регрессного требования со стороны страховой компании.
  5. Истек срок функционирования действия диагностической карты на момент аварии.
    Следить за данным моментом стоит внимательно, продлевая действия карты своевременно.

При таких условиях СК действительно может потребовать с водителя регресс?

Перечень таких ситуаций содержится в Законе:

  1. Умышленное провоцирование аварии.
    Если человек специально повредил чужую машину своей, то возмещать ущерб третьему лицу будет он сам.
  2. Водитель сел за руль пьяным или в состоянии наркотического опьянения.
    Но факт такой должен подтверждаться соответствующим медицинским заключением.
  3. Человек, управляющий авто, не имел прав, не заменил просроченные права новыми на момент аварии, не был вписан в полис ОСАГО.
  4. В полисе указано допустимое время эксплуатации, а аварии произошла в иной временной промежуток.
    К примеру, человек пожелал застраховать летнее время управления ТС, а ДТП случилось осенью.

Как не платить стоимость регресса? Законны ли действия страховщика, если он не обращался в суд, а просто направил виновнику ДТП претензионное письмо-требование? Эти вопросы интересуют многих водителей.

Добавим, определение лица, виновного в причинении вреда третьим особам при аварии, осуществляется только в ходе судебного разбирательства. Иными словами, виновен водитель или нет, определяет только суд своим постановлением.

https://www..com/watch?v=IqRu0bN83CQ

Наличие справки от работника ГИБДД и протокола об админнарушении – это недостаточные основания для выплаты регрессивной суммы страховщику.

Если извещение с требованием оплаты долга пришло, отправляем исковое заявление и пытаемся доказать, что оплачивать данный платеж нет основания по закону. Если иск в суд не отправлено, придется платить.

Действие водителя, если СК требует возмещения

Зачастую, бумага-претензия от СК представляет собой письмо с указанием на факт ДТП, перечнем статей закона, выставленным счетом. Данное требование не является обоснованным, ведь к нему в обязательном порядке должен прикладываться пакет документов.

Схема действий водителей при ДТП.

А именно:

  • официальные документы, которые подтверждают размеры ущерба: акт экспертного осмотра ТС средства с подробным описанием дефектов, оригинальные фото, подсчет суммы ремонтных работ или квитанция об оплате;
  • бумаги, подтверждающие факт вины водителя: справка о ДТП, заключение об админнарушении, судебное решение;
  • документы, подтверждающие законное право СК на суброгацию: ксерокопия паспорта авто, полиса ОСАГО, квитанция об оплате, копия заявления водителя о наступлении страхового случая;
  • дополнительные бумаги при необходимости.

Если одной, из перечисленных бумаг, не достает, водитель имеет право не рассматривать претензию-регресс и не погашать указанную в ней сумму задолженности.

Далее, важно проверить, действительно ли страховая компания осуществляла выплату пострадавшим особам в данном ДТП. Если нет, водитель-виновник аварии может не платить, выставленную сумму регресса. Если нет факта расходов страховой фирмы, связанных с конкретным ДТП, то и возмещать нечего.

Важно! СК имеет право требовать регресс только тогда, когда она возместила ущерб третьих лиц, ставший следствием ДТП. Поэтому и сумма регресса не может превышать сумму ущерба пострадавшей стороны.

Если сумма расходов третьей стороны была погашена страховщиком, он действительно может взыскать ее с виновника этой аварии. В п. 31 Постановления Пленума ВС РФ от 29.01.15г.

указан размер страховой суммы, которую может потребовать пострадавшая сторона с СК.

Эту же сумму потом страховщик может взыскать с виновника ДТП. Посему многие водители интересуются, как избежать регресса, оспаривается ли извещение от СК. Оспаривать такой документ можно и нужно.

Источник: https://advokat144.com/strahovaya-vystavila-regress-chto-delat/

Взыскание страховщиком с виновника ДТП регрессивных выплат по Европротоколу и можно ли их избежать

Регресс от страховой,  если не было требований предоставить извещение о ДТП

Привет всем читателям блога!

Возможность оформления ДТП без участия уполномоченных представителей власти должна была облегчить работу ГИБДД и упростить жизнь участникам аварии. Но страховые компании проинформировали водителей не обо всех нюансах.

Мало кто знает, что к виновнику дорожно-транспортного происшествия может применяться регресс по Европротоколу. Сегодня я расскажу вам что это такое и можно ли его избежать. С вами Илья Кулик, поехали!

Что такое регресс в ОСАГО

Сначала необходимо разобраться в терминах:

  • Европротокол представляет собой документ, с помощью которого можно оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Воспользоваться им участники аварии могут лишь в определенных случаях.
  • Регресс в гражданском праве – это право лица, выполнившего обязательство перед другим лицом (или вместо него), требовать возмещения убытков с виновного. Разберем на бытовом примере: у квартиры по документам два хозяина и за услуги, предоставленные управляющей компанией, они должны рассчитываться вдвоем. Причем первый платит, а второй не хочет или не может. Чтобы не отключили воду или отопление, один из владельцев жилой площади может заплатить за обоих. А потом взыскать понесенные расходы через суд в порядке регресса с неплательщика.
  • Регресс в ОСАГО – представляет собой обратное требование страховой компании к виновнику ДТП вернуть денежные средства, выплаченные потерпевшему. Право регресса появляется у страховой компании, если виновное лицо нарушило один из подпунктов п. 1 ст. 14 ФЗ № 40 «Об ОСАГО».

Пример регресса в ОСАГО: виновник аварии не передал вовремя заполненное извещение о ДТП. СК выплатит возмещение ущерба потерпевшему, но эта сумма будет взыскана с причинителя вреда.

Внимание! Основные правила регресса: страховщик должен фактически возместить ущерб потерпевшему, а взыскать эти деньги с виновного он сможет лишь в судебном порядке.

Статьи в тему:

Всё о Европротоколе: что это, когда применяется и как получить возмещение по ОСАГО

Как правильно оформить Европротокол при ДТП: пошаговая инструкция + образец заполнения

За что чаще всего взыскивают: регресс по Европротоколу

Распространенные основания:

  1. Заполненное извещение не было передано в страховую компанию (СК) в течение 5 рабочих дней после аварии.
  2. Виновник начал ремонтировать машину или утилизировал ее в течение 15 календарных дней после аварии.
  3. Транспортное средство не было предоставлено на осмотр по требованию СК в течение 5 дней.

Если проигнорировать эти требования у страховщика появляется право на регресс (именно к лицу, по чьей вине ущерб был получен).

Ненаправление виновником Извещения о ДТП вовремя

Если виновник аварии не отправит извещение своему страховщику в пятидневный срок, ущерб потерпевшему, в итоге, заплатит он сам. После оформления ДТП с использованием европротокола, причинитель вреда должен это сделать в соответствии с подпунктом «ж» статьи 14.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Согласно п. 3.8 Правил об ОСАГО, утвержденных Положением Банка России № 431-П, виновник аварии может привезти свой экземпляр лично в офис. Или отправить факсом, но одновременно продублировать отправку оригинала заказным письмом.

Обращаясь в СК с бланком европротокола, будьте готовы к хитростям с их стороны. Пользуясь незнанием законов, менеджеры СК снимают копию документа, а оригинал возвращают автовладельцу. Это не будет считаться оповещением страховщика, как бы вас не убеждали. На какие еще уловки идут СК:

  • Отказ принять документы по различным причинам.
  • Если вам не сделали отметку о принятии документов, они могут «случайно» затеряться.
  • Утверждают, что письмо, отправленное вами по почте, оказалось пустым (или в конверте совсем другие бумаги, или вообще ничего не получали).

Внимание! Даже если у участников ДТП одна страховая компания, виновник должен предоставить свой экземпляр в оговоренное законом время.

Статья в тему: Как правильно заполнить Извещение о ДТП: подробная инструкция + образец заполнения и схемы аварий

Ремонт или утилизация повреждённого автомобиля в течение 15 дней

Если виновник аварии займется восстановлением своей машины, раньше, чем пройдут установленные законодательством 15 дней, ему придется возвращать СК всю сумму, выплаченную потерпевшему (ФЗ «Об ОСАГО» ст. 14.1 пп. «з»).

Запрет обоим водителям устранять полученные в аварии повреждения в течение 15 календарных дней содержится не только в ст. 14 этого закона, но и во втором абзаце п. 3 ст. 11.1.

Ремонтировать машину можно через 15 суток после аварии. Но лучше все-таки дождаться пока ее осмотрят представители страховой компании. Если страховщик долго не присылает требование о предоставление авто на осмотр, можно воспользоваться услугами независимого оценщика. Таким образом, вы себя подстрахуете в случае возникновения споров.

Статья в тему: Когда и как проводится независимая автоэкспертиза, оценка повреждений после ДТП: инструкция по самостоятельной организации автотехнической экспертизы + вопросы

Непредставление автомобиля на осмотр

Обязанность всех участников аварии представить машины на осмотр и экспертизу (при необходимости) по требованию страховой компании в течение 5 рабочих дней регламентируется первым абзацем п. 3 ст. 11.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Как правило требование о предоставлении автомобиля на осмотр страховой компании направляется почтой, поэтому необходимо обеспечить контроль за поступлением всей почтовой корреспонденции на адрес своего места жительства, во избежание негативных последствий, в том числе регрессных требований.

То же самое прописано и в последнем абзаце п. 3.6 Правил обязательного страхования, утвержденных Положением Банка России № 431-П. Допускается изменение этого срока (5 дней), но только по взаимному согласованию сторон.

Срок исковой давности регресса по Европротоколу

Страховая компания имеет право обратиться в суд, чтобы взыскать денежные средства с виновника ДТП в порядке регресса, в течение трех лет. Этот срок начинает отсчитываться не с момента ДТП, а с того дня, как потерпевшему будет возмещен ущерб (п. 3 ст. 200 ГК РФ).

Согласно гражданскому законодательству, течение срока исковой давности начинается с момента, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.

В случае с регрессом по Европротоколу, говорить о возмещении ущерба виновником ДТП в пользу страховщика нет смысла до тех пор, пока потерпевший не получит свою компенсацию от СК.

Статья в тему: Срок исковой давности по ОСАГО: что это такое и как считается + судебная практика

Как считается срок в 5 (15) дней

Как посчитать правильно 5 дней, отведенных участникам ДТП на передачу извещения об аварии страховщику? Учитывают только рабочие дни. Выходные и праздники мы пропускаем. Отсчет начинается со следующего дня после ДТП.

Пятидневка, отведенная для предоставления машины на осмотр, начинает отсчитываться на следующий день после получения письменного требования от страховой компании. Выходные тоже пропускаем и считаем только рабочие дни.

Например:

  • Сегодня, 13.03.2018 г., произошла авария.

Источник: https://kulikavto.ru/dtp/regress-po-evroprotokolu-chto-ehto-kak-osporit-i-ne-platit-sudebnaya-praktika.html

Как не платить страховой регресс по Европротоколу – Все по шагам

Регресс от страховой,  если не было требований предоставить извещение о ДТП

Под регрессом в страховом деле понимается обратное требование к виновнику ДТП, допустившему нарушение правил ОСАГО. В этом случае с виновного лица могут взыскать сумму, которая была выплачена за ремонт авто или выдана деньгами. Регресс может предъявляться страховщиком по Европротоколу, если такие основания соответствуют Закону № 40-ФЗ.

Что говорит закон про регресс по ОСАГО

Для предъявления регрессныхпретензий  и исков применяются нормы ГКРФ. В сфере ОСАГО предусмотрены специальные основания для регресса. Онизафиксированы в ст. 14 Закона № 40-ФЗ. По иным основаниям, не предусмотреннымуказанным нормативным актом, страховщик не может предъявить претензиивиновникам ДТП.

Важные правила о возмещении ущерба по ОСАГО содержит и Постановление Пленума ВС РФ от 29.01.2015 № 2. Оно существенно ограничивало право страховщиков предъявлять регрессные иски, если было нарушено формально требование о представлении извещения о ДТП в пятидневный срок. Сейчас этот пункт вообще исключен из Закона № 40-ФЗ.

Факт пропуска срока подачи извещения оДТП теперь не позволяет страховым компаниям направлять регрессные претензии ииски. Так как указанное правило являлось наиболее распространенной причиной дляспоров, фактически произошла отмена регресса по Европротоколу.

Причины взыскания

Так как правило о непредставленииизвещения о ДТП было устранено из Закона № 40-ФЗ, у страховщика осталось не такмного оснований для использования регресса. Такое требование при использованииЕвропротокола может предъявляться:

  • вслучае ремонта автомашины без обращения в страховую компанию в течение 15 днейпосле аварии, либо непредставление авто на осмотр экспертами ск;
  • есливиновный водитель не был вписан в страховку ОСАГО;
  • еслина момент происшествия истек срок действия диагностической карты натранспортное средство;
  • иныеоснования, указанные в ст. 14 Закона № 40-ФЗ.

Узнайте больше  Оформление выплат при ДТП по ОСАГО в 2019 году

Очевидно, что наиболее распространенным предметом спора станет требование регресса с виновника ДТП, если он не представит машину для осмотра или отремонтирует ее в течение 15 дней без обращения к страховщику.

На практике, если водитель добровольно признает свою вину в нарушении ПДД при заполнении Европротокола, ему не имеет смысла обращаться за страховкой.

Это является лазейкой для страховых компаний, которая позволяет возместить средства, выплаченные потерпевшему.

Как отбиться от страховой по регрессу

Разберем, как избежать претензий, если страховаявыставила регресс по Европротоколу. Первоначальные меры предосторожности нужноучесть еще при составлении извещения на месте аварии:

  • поЕвропротоколу не вызываются сотрудники ГИБДД, не составляется протокол по КоАПРФ, поэтому свою вину нужно указывать в максимально размытых формулировках;
  • второйэкземпляр документа нужно получить на месте ДТП, после чего представить еговместе с автомобилем в страховую компанию (сделать это нужно в течение 15 днейпосле аварии);
  • делатьремонт машины нужно только убедившись, что страховщик принял извещение, либо увас на руках есть квитанция об его отправке.

Хотя по ст. 14 Закона № 40-ФЗ может идтиречь только о непредоставлении автомобиля для осмотра, вы все равно обязаныуведомить страховщика о факте аварии. Чтобы избежать лишних проблем, подавайтеизвещение сразу после ДТП, либо вместе с автомобилем при осмотре.

Если страховщик усматривает основаниядля регресса, он должен направить вам претензию, указать расчет компенсации,которую получит пострадавший. Вы вправе подать возражения на претензию илидождаться судебного разбирательства. Рекомендуем не платить страховой только наосновании претензии, а сразу обратиться на консультацию юриста.

В рамках судебного процесса вы вправе подать возражения на регрессный иск, изучить материалы страхового дела по Европротоколу, оспорить расчет убытков по ОСАГО. Если решение вынесено не в вашу пользу, можно подать жалобу в апелляцию, кассацию и надзор. При своевременном обращении к юристу у вас есть хорошие шансы выиграть дело или успешно обжаловать вердикт суда.

Узнайте больше  Какие документы нужны в страховую при ДТП по ОСАГО

Судебная практика

Суть схемы Европротокола заключается вупрощенной форме заполнения документов на месте аварии, ускоренной процедурерассмотрения заявлений о выплатах.

Страховщик заведомо несет убытки при такомварианте возмещения, так как ему приходится выплачивать компенсацию по ОСАГОтолько на основании извещения, составленного без участия ГИБДД.

Поэтомуестественное желание отсудить у виновника выплаченные суммы можетсопровождаться неправильной трактовкой закона.

Выделим ряд ключевых моментов судебнойпрактики, которые указаны в Постановлении Пленума ВС РФ № 2:

  • решениесуда по регрессным требованиям не должно содержать оценку нарушения ПДД (этопрактически  полностью устраняет такоеоснования для регресса, как управления в пьяном виде);
  • суммапо регрессу должна строго соответствовать платежным документам в пользупотерпевшего;
  • принесогласии с расчетом ущерба по Европротоколу, виновник вправе настаивать нанезависимой оценке.

На практике это означает следующее. Присоставлении Европротокола стороны сами декларируют  предварительный размер ущерба (не более 100тыс. руб.). Если страховщик проведет оценку, он обязан выплатить компенсацию пофактически подтвержденным повреждениям.

Однако и при рассмотрении иска порегрессу можно повторно оценить характер и размер ущерба. Это вправе сделатьсуд по своей инициативе, либо по ходатайству ответчика.

Если размер требованийзавышен, либо расчет осуществлялся с нарушением методики ЦБ РФ, будет вынесенполный или частичный отказ от иска.

Подведем итог. Правило регресса по ОСАГО позволяет страховщику взыскать с виновника аварии сумму, выплаченную пострадавшему. Такие претензии и иски могут подаваться и при использовании сторонами Европротокола. Основания для регресса должны соответствовать статье 14 Закона № 40-ФЗ. а страховая компания обязана доказать размер ущерба.

Если у вас возникли проблемы с регрессом по Европротоколу, сразу обращайтесь к нашим юристам. На бесплатной консультации вы получите советы и рекомендации по дальнейшим действиям, сможете уточнить нормы закона, согласовать условия защиты в суде.

Источник: https://vseposhagam.ru/kak-ne-platit-regress-po-evroprotokolu/

Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

Регресс от страховой,  если не было требований предоставить извещение о ДТП

Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции

Есть обновление от 16:55 →

Комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о санации страховщиков

ТАСС, Игорь Акимов

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU – Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии “страховых” судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ.

Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны – страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство.

Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений “недобросовестных страхователей”.

На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО.

Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла.

Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

https://www.youtube.com/watch?v=IqRu0bN83CQ

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал “Интерфаксу” заместитель гендиректора СК “МАКС” Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. “Росгосстрах” на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход.

В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении.

А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности.

“Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра – это вполне разумные действия”, – сказал “Интерфаксу” начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. “Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков”, – отметил он.

Утраченному праву на экспертизу – еще несколько месяцев

Второе дело – тоже “росгосстраховское”. Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. “Росгосстрах” посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. “Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований”, – сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

“Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений”, – резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании “Согласие” Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании “ВСК” платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец.

В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС.

Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

“Верховный суд принял обоснованное решение”, – считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК “МАКС”, у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все “пьяные” наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

“Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 – ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП”, – предупреждает он. “Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны”, – опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании “Оранта”, у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику – “СК Мегарусс-Д” – за компенсацией, но получил отказ.

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: “Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат – безо всяких судов, просто по закону”.

Доверенность – это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании “Гелиос” компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение.

Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности.

“Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица”, – говорится в определении ВС.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. “Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны”, – сказал “Интерфаксу” адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. “Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты”, – сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. “В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства”, – отметил Михальчик.

“Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями”, – отметила руководитель юридического отдела юридического бюро “Падва и Эпштейн” Татьяна Манакова.

При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Источник: https://www.interfax.ru/business/589199

Консультант закона
Добавить комментарий