С какого срока определяется владение строением на земельном участке?

Землепользование и соответствующие учреждения | База данных по гендерной проблематике и правам на землю | Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций

С какого срока определяется владение строением на земельном участке?

База данных по гендерной проблематике и правам на землю

– Частной собственности на землю не существует. Земля принадлежит государству и не подлежит купле-продаже, обмену, дарению, залогу, как оговорено в Земельном кодексе 1998 года.

Земельный кодекс также предусматривает, что физические лица могут иметь земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, срочного (временного) пользования, аренды и  совместного владения и пользования (12).

Право пользования земельным участком прекращается в случае если оговоренные условия пользования земельным участком постоянно нарушаются. (22). 

– Земли сельскохозяйственного использования находиться в разных формах пользования. Разные виды землепользования могут сосуществовать в нескольких сочетаниях: 

i. Земельные участки, предоставляемые домохозяйству, включают земли, на которых расположен жилой дом, и небольшой сад. Земельные участки, предоставляются домохозяйствам на условиях бессрочного владения и передаются по наследству, хотя только жилой дом может действительно считаться  частной собственностью (7). 

ii. Таморка является частным приусадебным участком, обычно прилегающим к дому, предоставляемый в личное пользование, и на который имеют право все граждане. Размер этих участков, установленный законодательством, вырос сначала с 0.06 га до 0.

25 га, а затем до 0.35 га орошаемых земель, и 0.5 га неорошаемых земель.

Однако выделение земли зависит от ее наличия, поскольку эти участки обычно выделяются из земель запаса колхозов на основании хозяйственных операций между коллективом и главой домохозяйства. (7). 

iii. Ширкаты, бывшие совхозы, были преобразованы в коллективные хозяйства и занимают основную часть земель сельскохозяйственного назначения, на долю которых приходится примерно 50 процентов суммы всех зерновых культур (7). 

Ширкат состоит из земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственных сооружений и поселений, формирующих поселки городского типа.

Ширкат ежегодно предоставляет фермерам земли на условиях определения культивируемых сельскохозяйственных культур и уровня производства.

Ширкат, в качестве коллективного хозяйства, владеет землей на условиях пожизненного наследуемого владения. В некоторых районах фермеры годами обрабатывают одни и те же земельные участки (22).

iv. Фермеры могут также создавать самостоятельные фермы в качестве самостоятельных юридических лиц на условиях долгосрочной аренды до 50 лет (7). 

Специально уполномоченный орган в области сельского хозяйства и органы территориального общественного самоуправления определяют земли, подлежащие приватизации, выделяют фермеров из числа претендентов, определяют виды сельскохозяйственных культур, устанавливают уровни производства, финансируют фермерское хозяйство, продают семена и закупают и реализуют всю продукцию. Отбор фермеров основан на проявленном опыте управления и ведения сельского хозяйства. Максимальный срок аренды составляет 49 лет, однако для мелких фермерских хозяйств со средней площадью в 2 га, срок аренды составлял 10-15 лет. Кроме хлопководства или молочного производства арендованная ферма включает приусадебный участок для выращивания овощных культур. 

Лишь небольшой процент ферм были приватизированы. По состоянию на 2002 год, на долю самостоятельных ферм приходилось 6 процентов всей пахотной земли (7). 

v. Дехканское хозяйство – это семейное мелкотоварное хозяйство, которое может быть создано на основе письменного обращения к правлению ширката.

Земля может использоваться как для производства сельскохозяйственной продукции, так и для индивидуального жилищного строительства и предоставляется в пожизненное наследуемое владение. На приусадебных земельных участках могут трудиться только члены семьи.

Максимальный размер земельного участка, предоставляемого дехканскому хозяйству, варьируется от 0.35 до 1 га. 

Законодательство, принятое в 1998 году, проводит различие между дехканским хозяйством и самостоятельными фермерами (7). 

– Земельные участки могут также предоставляться гражданам для ведения коллективного садоводства, виноградарства и огородничества, как установлено статьей 56 Земельного кодекса 1998 года. Размеры этих земельных участков определяются из расчета до 0.06 га на каждого члена садово-виноградарского и до 0,08 гектара – огороднического товарищества (12).

– Кабинет Министров и местные государственные учреждения являются основными органами власти, ответственными за принятие и реализацию нормативных актов о регулировании земельных отношений, как установлено статьей 4 Земельного кодекса 1998 года (12). 

– Одной из задач Госкомзема, или Государственного комитета по земельным ресурсам, образованного Указом Президента № УП-2059 от 24 июля 1998 года, является обеспечение соблюдения земельного законодательства (12).

– Земельные споры между юридическими и физическими лицами разрешаются судами и хозяйственными судами, как установлено статьей 89 Земельного кодекса, которая разъясняет, что земельные споры разрешаются судом в порядке, определяемом законодательством (12).

– Кабинет Министров и местные государственные органы ответственны за землеустройство, как установлено статьей 12 Земельного кодекса 1998 года. 

– Ведению хокимов, глав органов государственной власти районов, или туманов, подлежат:

i. предоставление земель во владение, пользование и аренду гражданам и юридическим лицам; ii. изъятие земель; iii. предоставление земель гражданам для ведения фермерского хозяйства; iv. реализация гражданам на аукционной основе права на пожизненное наследуемое владение земельными участками; v.

организация землеустройства, мониторинга земель и ведения государственного земельного кадастра; vi. организация государственной регистрации земельных прав и сервитутных договоров об аренде земли; vii.

Прекращение прав владения, распоряжения и пользования земельными участками, как установлено статьей 6 Земельного кодекса (12).

– Ведению органов государственной власти областей и городов, среди прочего подлежат организация землеустройства, мониторинг земель и ведение государственного земельного кадастра, предоставление в аренду земельных участков и прекращение прав владения и пользования землей, как установлено статьями 5 и 7 Земельного кодекса (12).

– Две правительственные организации разделяют ответственность за регистрацию прав на земельные участки: Государственный комитет по земельным ресурсам, или Госкомзем, и Главное управление геодезии, картографии и государственного кадастра при Кабинете Министров Республики Узбекистан, или Узгеодезкадастр. 

Госкомзем отвечает за ведение кадастра и регистрацию земель сельскохозяйственного использования; Узгеодезкадастр отвечает за ведение кадастра и регистрацию земель городов, а также за регистрацию прав на строения и сооружения (23). 

В 2004 году вновь образованный Государственный комитет по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, или Госкомземгеодезкадастр,   объединил задачи и функции Госкомзема, Узгеодезкадастра и Бюро технической инвентаризации, ответственного за регистрацию жилых помещений (24).

В 1998 году правительство выделило  9 770000 сомов в качестве займов из  Фонда поддержки и развития крестьянских (фермерских) хозяйств фермерским хозяйствам, возглавляемым женщинами (16).

– Принцип равноправия мужчин и женщин, закрепленный в Конституции, не отражен в земельной политике и программах, создавая возможность для преимущества патриархальных ценностей, благоприятствующих мужчинам, при предоставлении земельных прав (21). Женщины не являлись в равной степени целевой группой при реализации программ аграрной реформы, проиграв по сравнению с мужчинами в ходе приватизации и при отводе земель (21). 

– Вследствие патрилинейной схемы наследования семьи с дочерьми часто получают меньше земли от коллективных хозяйств. Более того, правила распределения земель неопределенны, оставляя за руководителями коллективных хозяйств и местными государственными должностными лицами свободу неравноправно распределять земли в соответствии с неформальными правилами (25). 

– Формальное членство в коллективном хозяйстве является решающим для доступа к ресурсам, таким как личные земельные участки, фураж, топливо и социальное обеспечение.

Однако женщины редко выступают от своего собственного имени, а относятся к категории домохозяйства (26).

Фактически, правоустанавливающие документы на землю и другие сопутствующие документы выдаются на домохозяйство, на имя главы домохозяйства, которым обычно является старший мужчина в доме (27).

– Снижение возможностей трудоустройства, также вследствие реструктурирования ширката, в особенности затронуло женщин, которые вынуждены вернуться к неоплачиваемому домашнему производству. Ограниченный доступ женщин к оплачиваемой занятости также способствует снижению их возможности влиять на принятие решений в домохозяйстве и сообществе (10).

– После обретения независимости в 1991 году, возрождение культурных стереотипов в отношении роли и положения женщин, особенно стойких в сельской местности, воспрепятствовало женщинам занять руководящее положение в семье и сообществе (21).

Например, хотя все фермеры, ведущие дехканское хозяйство, имеют право на земельные участки равной площади, отсутствие влияния женщин на решения, касающиеся распределения земель, может означать, что женщины получат земельные участки худшего качества (7).

– Женщины находятся в невыгодном положении в том, что касается доступа к производственным ресурсам и услугам, таким как вода и кредит, вследствие их недостаточного представительства в органах, занимающихся управлением и распределением таких ресурсов (7). 

– Низкое количество зарегистрированных брачных контрактов, вследствие высокой стоимости официальной регистрации, негативно влияет на земельные права женщин.

Поскольку женщины зависят от мужей в доступе к земле, они могут столкнуться с трудностями при обеспечении соблюдения своих прав, особенно в случае развода или смерти мужа, если у них нет письменного документа, подтверждающего их правовое положение (7).

– Даже если женщинам технически  принадлежит доля наравне с главой домохозяйства, признание   на формальную регистрацию остается проблематичным, оставляя имущественное право женщин незащищенным. Например, могут возникнуть следующие обстоятельства: 

i. Глава домохозяйства может проводить сделки с землей без обязательного извещения других членов семьи, лишая их права на ведение сделки, а также права на участие в принятии решения.

ii.. В отсутствие мужчины-главы домохозяйства другие члены не имеют юридического права сдавать в аренду или давать в залог землю, или участвовать в сделках с землей. 

iii. Права, принадлежащие формально незарегистрированным членам фермерского хозяйства остаются неопределенными.

iv. Наиболее вероятно, что в случае развода земля останется у мужа, даже если речь идет о семейном наделе (25).

– Фермеры сталкиваются с трудностями в доступе к займам, поскольку банки не считают собственность в сельской местности ликвидной, хотя дехканские (крестьянские) хозяйства, и арендованные фермы теоретически признаются в качестве залога. Женщины находятся в еще более затруднительном положении вследствие того, что очень немногие из них оформляют на себя договоры аренды или фермерские хозяйства (22).

Источники: цифры в скобках (*) обратиться к источникам, отображаются в списке литературы.

Источник: http://www.fao.org/gender-landrights-database/country-profiles/listcountries/landtenureandrelatedinstitutions/ru/?country_iso3=UZB

Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год

С какого срока определяется владение строением на земельном участке?

Обзор документа

Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по спорам, возникающим из земельных правоотношений, рассмотренным судами Калининградской области за 2013 год

Конституция Российской Федерации гарантирует, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

С развитием права частной собственности на землю вопрос о правах на нее приобрел особую значимость. В связи с этим земельные споры сохраняют свою актуальность, несмотря на небольшой удельный вес дел данной категории.

Так, по данным статистической отчетности за 2013 г. земельные споры составляют около 2,2% от общего числа оконченных судами области гражданских дел.

Кроме того, с учетом существенной публично-правовой специфики характера спорных правоотношений значительное число дел, связанных с применением земельного законодательства, учитывается в статистической отчетности по категории “жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, органов государственной власти и местного самоуправления”.

По результатам рассмотрения дел в апелляционном порядке стабильность судебных решений по земельным спорам составляет 88,4%.

Следует отметить, что если ранее большая часть споров была связана с межевыми конфликтами, порядком пользования земельными участками, оборотом земель сельскохозяйственного назначения, то в настоящее время значительным является число дел, связанных с ограничением прав на землю, проведением кадастрового учета земельных участков. Такое положение может быть обусловлено необходимостью легитимизации правообладания и объекта права и возникновением связанных с этим разногласий между субъектами этих правоотношений.

В изъятие из общих правил территориальной подсудности все иски, так или иначе затрагивающие права на земельные участки, предъявляются в суд по месту их нахождения по правилам исключительной подсудности (ст. 30 ГПК РФ).

Следует отметить, что суды по существу правильно подходят к вопросу об определении территориальной подсудности.

Например, определением судьи Центрального районного суда г. Калининграда возвращено в связи с неподсудностью данному суду исковое заявление Г.Н.В. и К.И.Я.

к администрации городского округа “Город Калининград” о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка и понуждении к предоставлению земельного участка в собственность за плату.

Данное исковое заявление подано в суд по месту нахождения ответчика – администрации городского округа, при этом предметом спора являлся расположенный на Московском проспекте г. Калининграда земельный участок под находящимися в собственности истцов нежилыми помещениями. Возвращая исковое заявление, судья Центрального районного суда г.

Калининграда правильно исходил из того, что истцами заявлено требование о праве на получение земельного участка по основаниям, предусмотренным ст. 36 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ), в связи с чем спор подлежит разрешению по месту нахождения спорного земельного участка – Ленинградским районным судом г. Калининграда.

Что касается родовой подсудности, то большинство дел по спорам, связанным с землей, разрешается районными судами.

В силу требований п. 7 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ к подсудности мировых судей относятся дела об определении порядка пользования земельными участками, за исключением случаев, когда такие споры сопряжены с требованиями иного характера, относящимися к подсудности районных судов.

Кроме того, мировым судьям подсудны дела о правах на земельные участки, если их стоимость не превышает 50 000 руб. (п. 5 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ). При цене иска свыше этой суммы дело рассматривается районным судом.

1. Вопросы кадастрового учета земельных участков

Правовое определение понятия “земельный участок” установлено в ст. 11.1 ЗК РФ, согласно которой земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

По смыслу приведенной нормы, земельный участок может быть объектом земельных и гражданско-правовых отношений только при условии, что такой земельный участок имеет установленные границы.

Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации. При этом такая индивидуализация (определение и закрепление на месте границ) означает, что земельный участок прошел кадастровый учет и ему присвоен соответствующий кадастровый номер.

Согласно Федеральному закону от 4 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (в ред. от 30 декабря 2008 г.

) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (п. 3 ст. 1).

В силу требований ст. 7 указанного Федерального закона к индивидуальным характеристикам земельного участка относятся кадастровый номер, месторасположение, площадь, границы, его целевое назначение.

Между тем, на практике нередко в кадастре такие сведения отсутствуют или указаны не в соответствии с нормами действующего законодательства. Как правило, это относится к ранее учтенным земельным участкам.

В соответствии с п. 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 4 февраля 2010 г.

N 42, решение о внесении в кадастр сведений о ранее учтенном земельном участке принимается на основании правоустанавливающих документов (свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, и др.), которые не содержат информации о границах земельного участка.

При таких обстоятельствах перед правообладателями ранее учтенных земельных участков возникает необходимость внести в кадастр недостающие сведения о его границах.

В силу требований ст. 22 Федерального закона от 4 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” основанием для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости об уникальных характеристиках земельного участка является межевой план, устанавливающий в том числе местоположение границ земельных участков и являющийся результатом проведения кадастровых работ. Указанная процедура проводится и в отношении вновь создаваемых земельных участков, и в отношении ранее учтенных земельных участков.

Согласно ст.

38 указанного Федерального закона при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании.

В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 9. ст. 38).

Особым действием в составе действий по формированию границ земельного участка является согласование местоположения его границ.

Этот порядок в основном определен в ст. 39 Федерального закона от 4 июля 2007 г.

N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, согласно которой местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию заинтересованными лицами – правообладателями земельных участков, границы которых одновременно служат границами земельного участка, являющегося объектом кадастровых работ.

При этом заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.

В силу ст. 40 указанного Федерального закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования и является частью межевого плана. Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Установление процедуры согласования местоположения границ обусловлено необходимостью учета законных прав всех заинтересованных лиц при индивидуализации земельных участков и направлено на обеспечение защиты прав в первую очередь смежных землепользователей. Акт согласования границ является неотъемлемой частью межевого плана. Нарушения, допущенные при проведении согласования, могут являться основанием для признания всего межевого плана, а также его результатов, незаконными.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9682532/

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

С какого срока определяется владение строением на земельном участке?

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010.

Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 209. права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 211. Риск случайной гибели имущества

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2.

Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации.

В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

1. Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

2.

Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

3. Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

4. Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Статья 218. Основания приобретения права собственности

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

2.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

4. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статья 220. Переработка

1. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.

Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя.

2.

Если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь этим лицом последнее обязано возместить собственнику материалов их стоимость.

3. Собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку, вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещения причиненных ему убытков.

Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей

В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

Источник: http://cikrf.ru/law/federal_law/zakon_94_51fz/razdel2.php

Консультант закона
Добавить комментарий