Смогу ли я получить красный аттестат, если в 11 классе по этому предмету будут одни 5?

Вот самый подробный список российских вузов, имеющих ВК, ФВО и УВЦ:

Смогу ли я получить красный аттестат, если в 11 классе по этому предмету будут одни 5?

 Олимпиада школьников «Ломоносов»

по литературе

2016-2017 уч. года

Отборочный этап

Задания 10-11 классы

Тур 1

Вариант первый

Задание 1

(регистрационное)

Владимир Ленский – персонаж:

поэмы «Мцыри»

рассказа «Студент»

стихотворения «Железная дорога»

романа в стихах «Евгений Онегин»

Задание 2

В каких стихотворениях, написанных в России в XIX веке, лирический герой переживает свою отверженность от мира? Приведите 3-4 примера, обоснуйте свой выбор, сопоставьте выбранные Вами произведения.

Задание 3

Напишите эссе на одну из следующих тем:

1.

Мотивы бунта и порядка в «Медном всаднике» и «Борисе Годунове» А.С. Пушкина.

2. Функции и значение образа Лебезятникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

3. Художественные тропы в поэзии Б.Л. Пастернака.

Вариант второй

Задание 1

(регистрационное)

Александр Сергеевич Пушкин родился:

в Москве

в Петербурге

в Болдине

в Михайловском

Задание 2

В каких стихотворениях, написанных в России в XIX и XX веке, лирический герой сожалеет об ушедшей молодости? Приведите 3-4 примера, обоснуйте свой выбор, сопоставьте выбранные Вами произведения.

Задание 3

Напишите эссе на одну из следующих тем:

1.

Образы земли и неба в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

2. Роль художественной детали в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

3. Мотивы верности и предательства в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

Вариант третий

Задание 1

(регистрационное)

Действие комедии «Горе от ума» происходит:

в Казани

в Петербурге

в Париже

в другом городе

Задание 2

В каких стихотворениях, написанных в России в XIX веке, лирический герой выражает желание жить вопреки тяжелым обстоятельствам? Приведите 3-4 примера, обоснуйте свой выбор, сопоставьте выбранные Вами произведения.

Задание 3

Напишите эссе на одну из трех тем:

1.

Мотив безумия в «Медном всаднике» и «Борисе Годунове» А.С. Пушкина.

2. Своеобразие сюжета и конфликта «Сказа о тульском косом левше и стальной блохе» Н.С. Лескова.

3. Идея подлинной и ложной красоты в поэзии Н.А. Заболоцкого.

Общие требования к заданию 1

1.

От участника требуется выбрать тот ответ на вопрос, который он считает правильным.

Общие требования к заданию 2

1.

Выбранные стихотворения должны содержать указанный в вопросе мотив. При этом допускается как узкое, так и расширительное его понимание (при условии, что автор обоснует правомерность расширенного его понимания).

2. Необходимо обосновать выбор произведений, имея в виду не только присутствие в них обозначенного в вопросе мотива, но и степень их репрезентативности.

3. Необходимо сопоставить выбранные произведения, выявляя в них черты как сходства, так и различия.

4. Ответ на вопрос должен быть дан правильным русским языком, свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, чрезмерно бытовой и разговорной лексики.

5. Автор должен писать грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.

Общие требования к заданию 3

1.

Тема должна быть понята верно, все слова (не только имя автора и название его произведений, но и термины и понятия), употребленные в названии, должны быть осмыслены и использованы в работе при анализе произведений и построения аргументации. Уклонения от темы, использование произведений, не обозначенных в названии, допустимо только в том случае, если они позволяют лучше раскрыть анализируемые произведения, глубже раскрыть выбранную тему.

2. Тема должна быть раскрыта на максимальном количестве материала. Если идет речь о лирике, то желательно использовать все лирические произведения, относящиеся к теме, должны быть проанализированы. Тема также должна быть раскрыта в как можно большем количестве аспектов.

3. Автор должен проявить знание текстов, не делать фактических ошибок (в названиях, цитатах, датах создания произведений, описании исторического контекста, в котором произведения создавались). Рассуждение должно быть построено логично и последовательно. Всякое суждение должно подтверждаться примерами из текста.

4. Эссе должно быть написано правильным русским языком, быть свободным от стилистических ошибок, повторов, логических противоречий. Нежелательно использование жаргонизмов, чрезмерно бытовой и разговорной лексики.

5. Эссе должно быть написано грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок.

Пояснения к отдельным заданиям

Задание 1

Владимир Ленский – персонаж:

поэмы «Мцыри»

рассказа «Студент»

стихотворения «Железная дорога»

романа в стихах «Евгений Онегин»

Правильный ответ: романа в стихах «Евгений Онегин»

Александр Сергеевич Пушкин родился:

в Москве

в Петербурге

в Болдине

в Михайловском

Правильный ответ: в Москве

Действие комедии «Горе от ума» происходит:

в Казани

в Петербурге

 в Париже

в другом городе

Правильный ответ: в Москве

Задание 2

В каких стихотворениях, написанных в России в XIX веке, лирический герой переживает свою отверженность от мира? Приведите 3-4 примера, обоснуйте свой выбор, сопоставьте выбранные Вами произведения.

Пояснение. Примеры стихотворений: «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтова, «Погасло дневное светило…» А.С. Пушкина, «О чем ты воешь, ветр ночной?..» Ф.И. Тютчева, «Элегия» Н.А. Некрасова.

Допускается выбор других произведений при условии, выявления в них данного переживания и пояснения того, от какого мира (народного, человеческого в целом, мироздания в целом и т.д.

) и по каким причинам (внутренним и внешним) лирический герой отторгнут.

В каких стихотворениях, написанных в России в XIX и XX веке, лирический герой сожалеет об ушедшей молодости? Приведите 3-4 примера, обоснуйте свой выбор, сопоставьте выбранные Вами произведения.

Пояснение. Примеры стихотворений: «Вечер» В.А. Жуковского, «Как часто, пестрою толпою окружен…» М.Ю. Лермонтова, «О доблестях, о подвигах, о славе…» А.А. Блока, «Не жалею, не зову, не плачу…» С.А. Есенина.

Участник может выбрать другие стихотворения, в которых представлено сожаление героя об ушедшей молодости, сопоставив причины, по которым молодость дорога лирическому герою каждого из стихотворений, описав, что принесла им ее утрата.

В каких стихотворениях, написанных в России в XIX веке, лирический герой выражает желание жить вопреки тяжелым обстоятельствам? Приведите 3-4 примера, обоснуйте свой выбор, сопоставьте выбранные Вами произведения.

Пояснение. Примеры стихотворений: «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…» А.С. Пушкина, «Когда волнуется желтеющая нива…» М.Ю. Лермонтова, «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» А.А. Фета, «Два голоса» Ф.И.

Тютчева. Участник может выбрать другие стихотворения, в которых представлено желание жить вопреки трудностям, сопоставив сами эти трудности и те причины, по которым лирический герой каждого из стихотворений сохраняет волю к жизни.

Задание 3

1. Мотивы бунта и порядка в «Медном всаднике» и «Борисе Годунове» А.С. Пушкина.

Пояснение. Порядок и бунт – центральная антитеза в пушкинских произведениях, вынесенных в название эссе. Порядок ассоциируется с покоем, благополучием, творчеством, красотой и гармонией.

Одновременно порядок – это то, что подавляет все, что ему противоречит.

Бунт – воплощение хаоса, разрушения, угрозы существованию человеческого мира и одновременно способ борьбы с неправедной властью, возможность заявления личностью своих прав и отстаивания своего достоинства.

2. Функции и значение образа Лебезятникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Пояснение. Этот второстепенный персонаж играет важную роль в романе. Он воплощает тип поверхностного человека, доброго сердцем, принимающего ложные идеи, которые он не может толком понять.

Фигура Лебезятникова позволяет увидеть другими глазами Раскольникова и его теорию, в карикатурном виде повторяет присущее главному герою романа противоречие между «натурой» и идеями (сострадательный человек, способный «прибить» несчастную женщину, потому что, согласно его взглядам, мужчины и женщины равны).

3. Художественные тропы в поэзии Б.Л. Пастернака.

Пояснение. Насыщенность поэзии Пастернака тропами. Среди них преобладают метафоры и особенно значимые для него метонимии.

Тропы позволяют поэту выразить ощущение полноты жизни, связи всего в мире. Они же передают чувство вечной новизны мира, неповторимости каждого проживаемого лирическим героем мгновения.

Тропы одновременно позволяют отразить трагизм человеческого существования.

4. Образы земли и неба в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Пояснение. Земля и небо – одна из центральных антитез в поэме Лермонтова. Земля – мир человека с его страстями, стремлениями и страданиями, отмеченный красотой, воплощаемой грузинскими пейзажами. Небо представляет собой образ безмятежности и покоя. Оно же становится и полем битвы между Ангелом и Демоном за человеческую душу.

5. Роль художественной детали в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Пояснение. В сказках Салтыкова-Щедрина присутствуют все виды художественных деталей: предметные, портретные, пейзажные. Они позволяют создать сатирические образы, насыщенные социальным и философским смыслом. Специфические детали придают персонажам сказок и происходящим в сказках событиям гротескные черты. Многие детали сообщают высказываниям автора иронический характер.

6. Мотивы верности и предательства в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

Пояснение. Мотивы верности и предательства пронизывают булгаковскую пьесу.

Верность в любовных отношениях, верность присяге, офицерскому долгу, верность убеждениям, верность своем жизненному предназначению в целом являются положительными качествами в «Днях Турбиных».

При этом в пьесе показан и трудный выбор между следованием присяге и долгом перед теми людьми, за которых человек несет ответственность перед своей совестью. Следование присяге может оказаться предательством человеческого долга.

7. Мотив безумия в «Медном всаднике» и «Борисе Годунове» А.С. Пушкина.

Пояснение. Мотив безумия – один из важнейших в данных произведениях Пушкина. Безумие выступает как воплощение хаоса, беспорядка, враждебного разуму и гармонии.

Безумие показывается как болезненное и мучительное состояние духа. Безумие ассоциируется с бунтом, может символизировать прозрение сути вещей и подлинных причин событий.

Безумие становится наказанием за бунт и за преступления.

8. Своеобразие сюжета и конфликта «Сказа о тульском косом левше и стальной блохе» Н.С. Лескова.

Пояснение. Центральный конфликт в лесковском произведении – соперничество между Россией и Европой, начиная от наполеоновских войн и заканчивая Восточной войной.

Эпизод с подкованной блохой – один из этапов этого вечного соперничества.

Сюжет, содержащий элементы фантастики и имеющий, на первый взгляд, анекдотический, курьезный характер, позволяет выразить глубокие мысли о русском национальном характере и истории России.

9. Идея подлинной и ложной красоты в поэзии Н.А. Заболоцкого.

Пояснение. Размышления о подлинной и ложной красоте составляют одну из важнейших сторон содержания поэзии Заболоцкого. Поэт противопоставляет красоту внешнюю и внутреннюю, сопоставляет красоту рукотворную с красотой «естественной». Во многих лирических произведениях Заболоцкий противопоставляет красоту природы, преобразованной человеком и красоте «дикой» природы.

 Источник: https://olymp.msu.ru/rus/page/main/29/page/zadaniya-olimpiady-proshlyh-let

Источник: https://lancmanschool.ru/ya-dzen-rss.xml

Кто, как и когда может поступить в штудиенколлег

Смогу ли я получить красный аттестат, если в 11 классе по этому предмету будут одни 5?

Ежегодно тысячи студентов из стран СНГ, решивших поступать в Германию, начинают свой путь к знаниям через штудиенколлег. В этой статье мы расскажем о том, кто и когда имеет право поступать в штудиенколлег, а также что для этого нужно.

 О штудиенколлегах мы уже упоминали ранее в наших предыдущих статьях (тыц, клац, тап).

Однако, как показывает практика, у многих наших читателей оставались вопросы после их прочтения, поэтому мы решили написать ещё один материал с максимальным количеством сухого остатка информации.

Кто может поступать в штудиенколлег?

В штудиенколлег могут поступать исключительно люди, не имеющие оконченного высшего образования у себя на родине или (в отдельных случаях) отучившиеся в отечественном вузе не более одного учебного года, который можно было бы подтвердить соответствующей академической справкой. Несмотря на это, бывают редкие исключения, когда люди поступают в штудиенколлег и при других условиях — иначе было бы скучно. Такими исключениями являются:

  • недостаточный уровень немецкого языка абитуриента (в таком случае его могут отправить на DSH-курс в штудиенколлеге) и
  • недостаточная компетенция членов приёмной комиссии, которые не знаю, что делать с бумажками со смешными кириллическими буквами, даже если они и переведены на немецкий язык.

Избежать первой ситуации можно, дотянув уровень немецкого до необходимого на языковых курсах дома или в Германии, а второй — оспорив решение приёмной комиссии в письменной форме. Условия поступления в штудиенколлег варьируют от страны к стране. Ниже приведены условия для некоторых из них.

На момент написания статьи абитуриенты могут поступить в штудиенколлег, если у них имеется в наличии:

Украина

  1. Школьный аттестат с отличием/медалью.
  2. Школьный аттестат школы с углублённым изучением немецкого языка.
  3. Школьный аттестат без отличия, выданный после 2012 года включительно.
  4. Законченный один курс университета при наличии:
    1. Школьного аттестата, выданного до 2012 года и не попадающего под пункты 1 и 2.
    2. Диплома молодого специалиста.
    3. Диплома квалифицированного работника.

Россия, Казахстан

  1. Школьный аттестат с отличием/медалью.
  2. Школьный аттестат школы с углублённым изучением немецкого языка.
  3. Школьный аттестат без отличия, выданный после 2015 года включительно.
  4. Законченный один курс университета при наличии:
    1. Школьного аттестата, выданного до 2015 года и не попадающего под пункты 1 и 2.
    2. Диплома ПТУ.
    3. Диплома среднего спец. училища.

Беларусь

  1. Школьный аттестат с отличием/медалью.
  2. Аттестат Национального гуманитарного лицея имени Якуба-Коласа в городе Минск.
  3. Законченный один курс университета при наличии:
    1. Школьного аттестата, выданного до 2015 года и не попадающего под пункты 1 и 2.
    2. Диплома ПТУ.
    3. Диплома среднего спец. училища.

Абитуриенты из Молдовы могут поступать сразу в штудиенколлег после школы уже с 2001 года, а для большинства остальных стран постсоветского пространства правила одинаковые: есть аттестат с отличием — можно сразу поступать, нет — надо учиться год в университете. Подробнее можно узнать в базе данных anabin. При этом следует обратить внимание на то, что имеет значение только страна школы, аттестат которой вы получили, а ваша собственная национальность не играет никакой роли.

Когда можно поступить в штудиенколлег?

Набор в большинство штудиенколлегов (но не во все!) проводится два раза в год, на зимний и на летний семестр. Обычно сроки подачи документов в штудиенколлег не отличаются от университетстких: с 15 мая по 15 июля для зимнего и с 15 декабря по 15 января для летнего семестров соответственно.

Бывают исключения, когда иностранцев просят подать документы за несколько месяцев до начала «немецких» сроков подачи документов.

Впрочем, чем раньше вы отправите документы, тем лучше для вас — зачастую штудиенколлегам требуется около шести недель для того, чтобы вынести положительное или отрицательное решение по вашим документам.

Планируя ваше поступление, советуем заранее обратить внимание на то, насколько запрашиваемые тем или иным штудиенколлегом сроки подачи документов вам подходят: практика последних лет показала, что пока штудиенколлег/уни-ассист не получит полный пакет бумаг, рассмотрение документов не начнётся. В частности, если вы находитесь в выпускном классе, вы можете не успеть получить и перевести аттестат к крайнему сроку подачи документов во многие из существующих на сегодняшний день государственных штудиенколлегов. Выбрать правильный штудиенколлег — это искусство, требующее многих часов поиска, звонков и электронных писем в случае, если вы решите выбирать штудиенколлег своими силами. Однако от правильности выбора многое зависит, ведь в этом месте вам или вашему ребёнку предстоит провести целый год, и во многом впечатление от Германии будет зависеть именно от этого первого года.

При этом стоить учесть, что штудиенколлег штудиенколлегу рознь. Эти учебные заведения делятся на частные (платные) и государственные, а также на штудиенколлеги от ФХ (фаххохшуле) и университетов.

 Стоимость года учёбы в частном штудиенколлеге составляет от пяти тысяч евро за академический год.

В государственном штудиенколлеге учёба бесплатная, если не считать обязательный семестровый студенческий взнос, который составляет от 200 до 400 евро/семестр.

Если с отличием частный-государственный всё понятно, то разницу между вторым качеством стоит описать детальней.

Существуют штудиенколлеги, которые не позволят вам учиться в университете — только в ФХ (в чём разница между университетом и ФХ мы писали ранее), что может устроить некоторых абитуриентов, но стать неприятным сюрпризом для других.

Также есть штудиенколлеги, которые могут быть как ФХ, так и университетскими и менять свою функцию в зависимости от того, подаёте вы в них документы через ФХ или университет соответственно.

Как подавать документы в штудиенколлег

Для поступления в штудиенколлег вам понадобятся:

  1. Школьный аттестат или его заменитель, идентичный натуральному (например, диплом среднего проф. училища, см. выше).
  2. Справка о сданном вступительном экзамене в вуз (например, ЕГЭ, ЗНО или аналогичные — если имеется).
  3. Академическая справка из вуза (если имеется).
  4. Справка, подтверждающая владение языком на уровне не ниже B1 (зависит от требований конкретного коллега и может доходить в отдельных случаях до С1).
  5. В отдельных случаях — биография, мотивационное письмо, скан первой страницы загран паспорта, фотография, справка о тесте на проф. ориентацию и так далее.

Имея все эти документы на руках, вы можете приступать к подаче документов.

Подача документов в большинство государственных штудиенколлегов осуществляется не напрямую. Для начала вам нужно выбрать университет, за которым этот штудиенколлег закреплён, а после проделать такие действия:

  1. Изучить сроки подачи документов в коллеге и в университете — придерживаться придётся и тех, и других.
  2. Ознакомиться со списком документов, которые требует университет от поступающих на выбранную вами специальность.
  3. Ознакомиться с процедурой подачи документов в университет. Если подача документов происходит при помощи uni-assist, то нужно особенно поспешить с пересылкой. Например, воспользоваться службой экспресс-доставки или заблаговременно переслать документы вашим знакомым в Германии (или нам).
  4. Подать документы, ждать ответа.

В случае, если вы всё сделаете правильно, вы получите от штудиенколлега приглашение на вступительный экзамен. Если вы подаёте документы в несколько вузов (а мы советуем именно так и поступать), то обращайте внимание на даты экзаменов.

Уже на этапе выбора штудиенколлегов можно выбрать такие, у которых экзамены будут идти друг за другом в течение одной или нескольких недель, что позволит вам сэкономить время и деньги на то время, пока вы будете находиться в Германии в состоянии неопределённости и ожидания ваших результатов.

 Стоит отметить, что среди государственных штудиенколлегов бывают исключения, и документы в них нужно подавать напрямую, как, собственно, и во все частные.

После получения приглашения из штудиенколлега на вступительный экзамен вам нужно будет обратиться в ближайшее к вам немецкое консульство и на основании этого приглашения подать документы на студенческую национальную визу.

Если звёзды окажутся к вам благосклонны — вы получите визу за достаточное до сдачи экзамена время. В таком случае вы приезжаете в Германию, сдаёте экзамены, ждёте несколько дней результатов и, если результаты окажутся положительными, бронируете общежитие и приступаете к учёбе через несколько недель после. Если вы не успели получить национальную визу, у вас два варианта:

  • сдаться и попробовать в следующем семестре,
  • поехать сдавать экзамен с туристической визой несмотря на отдельный запрет так делать — иногда срабатывает. Однако в долгосрочной перспективе вам всё равно нужна будет национальная виза, поэтому посольство лучше тормошить.

Здесь стоит предупредить читателя, что обучение немецкому языку в Германии для иностранцев лимитировано двумя годами, и штудиенколлег входит в этот срок.

То есть, если вы уже посещали языковые курсы в Германии в течение года, вам будет категорически нельзя оставаться на второй семестр или заваливать в штудиенколлеге одну из сессий — не окончив заведение за год, у вас не будет возможности попробовать ещё раз!

Вторая опасность подстерегает вас при поступлении. Согласно немецкому законодательству, провалив экзамен в штудиенколлег два года подряд, вам будет запрещено пробовать поступить в третий раз.

 Это значит, что у вас больше не будет возможности учиться в штудиенколлеге, по крайней мере в этой жизни.

 Поэтому при поступлении вам стоит стараться изо всех сил и готовиться со всей ответственностью — конкурсы на место в Германии из года в год только растут и падать не планируют.

Вместо эпилога

Мы знаем на своём опыте, насколько сложным и непонятным может быть поступление в штудиенколлег на первых порах. Надеемся, что данная статья внесла немного ясности и помогла разобраться.

Если это так, вы можете рассказать о ней вашим друзьям. Если нет — оставляйте комментарии под статьей с вашими вопросами. Если же у вас есть срочные вопросы или нужна помощь с поступлением — напишите нам на info@studieren.

ru с темой письма «Хотим в штудиенколлег».

Кстати говоря, вы можете поддержать проект, подарив нашей редакции вайссбир с брецелем в качестве допинга для написания новых статей. Самых щедрых наших читателей ждёт приятный сюрприз 🙂

Источник: https://studieren.ru/studienkolleg-wer-wann-wie/

Нострификация аттестата — Прага и Подебрады

Смогу ли я получить красный аттестат, если в 11 классе по этому предмету будут одни 5?

Все ниже описанное после прочтения покажется вам сущим адом, и вы можете передумать ехать учиться в Чехию. Но вы не волнуйтесь и дышите ровно. Информация пугает только при прочтении.

В реальности все это проще, чем кажется. У многих получилось нострифицировать диплом даже без инструкций. Более того, каждая более-менее приличная подготовительная школа поможет вам со всем этим процессом.

Школьные программы в разных странах могут отличаться, и поэтому каждый чужеземец, приезжающий в Чехию, должен заверить местную систему в том, что знания, полученные им дома, отвечают здешнему уровню. Особенно это касается стран СНГ, с которыми у Чехии нет договоров о взаимном признании.

В большинстве стран СНГ в школе до сих пор учатся меньше 12 лет. А это по чешским меркам неправильно, и надо учиться именно 12. Если меньше, то надо доказывать, что уровень знаний идентичен. Так вот, весь это процесс доказательства и называется «нострификацией».

5 простых и понятных шагов к признанию аттестата в Чехии

Для начала нострификации вам понадобятся:

  • школьный аттестат + приложение с оценками
  • справка о часах за последние 2-3 года обучения (так называемый учебный план), которую нужно взять в родной школе. В план записывают сумму часов, которую вы посвящали всем школьным предметам
  • если вы учились еще где-то кроме школы, то также все бумаги (диплом, приложения или академические справки из ВУЗа, если не закончили университет)

Далее, нужно сделать ксерокопии всех этих бумаг, пойти к нотариусу и заверить все эти копии.

После пойти к одному из судебных переводчиков (выбрать можно на сайте минитерства юстиции), и заказать заверенный перевод на чешский всех бумаг.

У вас в руках будет полный комплект документов, готовых к подаче. Но! Если вы его сдадите, то в следующий раз (например, при подаче заявления в университеты) вам снова придется делать копии и делать перевод, а это удовольствие не из дешевых, да и времени отнимает кучу. Поэтому:

Потом вы снова идете со всеми документами к нотариусу и делаете минимально две заверенные копии. Оригиналы вы храните дома и никуда не отдаете. А заверенные копии раздаете куда надо.

Ну и последний шаг — подача документов и сдача экзаменов. Да, вы все правильно поняли, чтобы пройти нострификацию нужно сдавать экзамены. Но не всем…

Нострификация: кому можно не сдавать экзамены?

Если вы учились в школе или колледже (можно считать даже техникумы и университеты), в сумме насчитали 12 и более лет учебы, поздравляем! Вам повезло, и вы не будете сдавать экзамены. Соберите нужные документы, оплатите нострификацию и все!

Обратите внимание, что: все, кто учился в школе менее 12 лет, должны сдать 1-2 экзамена по чешской школьной программе.

Подача документов для нострификации в Праге

Подача документов происходит вот по этому адресу: Jungmannova 29/35, Praha 1 (см. карту). Это одно из зданий мэрии Праги. Приходите, поднимаетесь на 6-й этаж, находите кабинет № 618, где написано Mgr. Martin Fučík (Мартин Фучик). Это и есть ваш герой, с которым вы все это будет решать.

Официально он там работает с 9:00 до 17:00, но принять готов не всегда. Вот телефон для тех, кто любит договариваться о встрече заранее: 236 005 214. Сам господин Фучик это тоже очень любит.

И так, вы приходите к пану Фучику со своими документами. Он все проверяет, смотрит и говорит, что вас ждут ужасные мучения и страдания. Вы его не слушаете, он просто любит страху нагнать. Он попросит вас заполнить заявление, такое же как по ссылке. А далее экзамены…

Экзамены для нострификации это худший кошмар

Во время первой же встречи пан Фучик сообщит, надо ли вам сдавать экзамены, и если да, то какие. Экзамена обычно два. Например, география и биология, химия и физика, математика и английский язык, или другие комбинации этих же предметов.

Все это зависит от того, чем вы меньше всего занимались в школе. Было мало химии – сдаешь химию и т.д. Можете попробовать поплакаться и сказать, что будет поступать на экономику, и что химия вам вообще никак сейчас не подходит. Иногда это помогает, а иногда – нет.

Вам также сообщат, в какой школе вы будете сдавать экзамены на нострификацию. Обычно всех посылают в эту гимназию (ссылка на сайт http://www.gpjp.cz/), находящуюся по адресу Jindřišská 966/36 Praha 1. Теоретически может послать и в другую школу, но это редкость.

Как сдавать экзамены?

  1. Вначале, нужно прийти в школу со своим заявлением. Возле секретариата, обычно напротив, висит доска с предметами и сроками экзаменов. Ищете свои предметы, свободные даты и места, и вписываете свою фамилию.
  2. Далее надо зайти к секретарю и вписать у нее даты, на которые вы записались, и поставить на заявку печать школы.

    Эта печать — подтверждение того, что вы действительно записаны на экзамены. Советуем записываться не раньше чем через 3-4 недели, т.к. вас еще ждет немного бюрократии, и нужно подготовиться.

  3. Разобравшись со школой, идете обратно к пану Фучику (все это в 10 минутах ходьбы друг от друга). Показываете ему заявление с печатью.

    Он сделает копию, и скажет, что еще до экзаменов (но через неделю-две с сегодняшнего дня) к нему надо будет придти еще за одной бумажкой. Не буду забивать ваш мозг ее смыслом, просто придете и заберете (или он пошлет вам почтой на указанный в заявке адрес).

Теперь у вас грубо перерыв, который можете посвятить подготовке к самим экзаменам.

50% вопросов будут из школьной программы

Кое-какую информацию могут дать в той же школе, где будут экзамены. Можете выловить кого-то, кто уже сдавал в прошлом году. У меня никаких вариантов экзаменов не сохранилось, к сожалению. Если что найдется, буду выкладывать.

А вообще, повторяйте вашу школьную программу по своим предметам, и уже можете рассчитывать на более-менее успешную сдачу. Вам там надо-то, каких-то 50-60 % набрать, чтобы пройти.

Через неделю-две пан Фучик даст так называемое USNESENÍ, фактически это направление на конкретный экзамен. Теперь вы готовы идти на тест. В назначенное время приходите в школу, со всеми бумажками (которые дал вам Фучик) и паспортом, и сдаете экзамены.

Все в виде тестов, там-сям можно подсмотреть у соседа, спросить и т.п. Какой-то особой строгости подхода там замечено не было. Сдали – ждете результата. Это 2-3 дня обычно.

Если сдали оба экзамена с первого раза, школа сообщит, когда вам дадут протокол о сдаче экзамена (см. картинку 1), которые вам нужно без промедления сдать пану Фучику.Если сдали только один или вообще ничего, то записываетесь там же, в школе, и снова на то, что не сдали. Всего попытки на каждый предмет – 3. На нострификацию у вас где-то полгода с момента подачи заявления и документов.

Как выглядит нострификация аттестата в Чехии?

Ну, вот вы сдали оба экзамена, получили сертификаты-протоколы. Без промедления сдаете их Фучику, и теперь уже просто ждете. Опять недели две максимально. После уже просто приходите, платите в кассу 200 крон, и получаете свои бумаги – ROZHODNUTÍ  и NOSTRIFIKAČNÍ DOLOŽKA (см. картинку 2).

Тем студентам, кто прописан не в Праге, а Центральном чешском крае (Středočeský kraj), напр. в тех же Подебрадах, нужно подавать заявления по адресу Zborovská 11, Praha 5, кабинет 4048. Контактное лицо — пани Янкрлова. Процедура может несущественно отличаться, и итоговые документы будут выглядет несколько иначе (см. картинку 3). По сути все тоже самое.

Обратите внимание, что: Вы получите в руки две бумаги, они будут вашим единственным оригиналом. Поэтому снова к нотариусу и сделать заверенные копии (штуки 2 хотя бы), а оригинал прикрепить к переводам аттестата, и хранить вечно, не отдавая.

В итоге, подавая документы в университет, вы будет всегда сдавать:

  1. заверенную переведенную копию аттестат/диплом + приложение;
  2. заверенную копию нострификации (2 бумаги).

Еще раз повторюсь: не пугайтесь, ничего страшного во всем этого нет, вы это все всяко будете делать коллективом друзей-товарищей, а также потребуйте содействия подготовительной школы!

Со всей информацией можно ознакомиться на официальной странице Магистрата.

Лучше повторить еще раз. Что нужно сделать чтобы получить заветные бумажки?

  •  Собрать все необходимые документы
  • Перевести и заверить их (лучше в 2 экземплярах)
  • Пойти в Магистрат, подать документы и узнать какие экзамены нужно сдавать
  • Зарегистрироваться на экзамены
  • Сдать экзамены
  • Получить документы и сделать заверенную копию (лучше сделать и быть спокойным)

Июн 22, 2019studyinczech.ru

Источник: https://www.studyinczech.ru/education/nostrifikatsiya-attestata-praga-i-podebrady/

«Здесь, к сожалению, нет возможности»

Смогу ли я получить красный аттестат, если в 11 классе по этому предмету будут одни 5?

Вика, Катя и Таня, выпускницы школы № 40: «Медаль — это подтверждение всех трудов за 11 лет, как подтверждение того, что всё это было не зря. И родители рады. Оно так само получилось, с самого начала так началось.

Уезжать пока не собираемся, все здесь остаёмся, первое образование хотя бы здесь надо получить. У нас в Новосибирске довольно много университетов подходящих, большой выбор предлагают, но ещё неизвестны последнего экзамена результаты. Логистику, менеджмент, социологию, информационные системы рассматриваем.

Это стечение обстоятельств, физика как-то не для нас, мы гуманитарии». (Смеются.)

Мунар Мамыров, выпускник частной школы «Веритас»: «Во многих вузах медаль даёт дополнительные баллы к ЕГЭ на поступление. Она даёт до десяти баллов, приравнивается к золотому значку ГТО. Мы идём на бюджет — там каждый балл важен.

На самом деле, медаль получить не так уж и сложно, если ты просто учишься и получаешь от этого удовольствие, систематически делаешь домашнюю работу, что-то делаешь, соображаешь — почему бы не получить её? Медаль также — это образец твоих знаний. Ты более разносторонний, тебе есть о чём поговорить.

И чем шире кругозор, тем интеллигентнее ты можешь стать в обществе. Детям ещё можно показать. (Смеётся.)Есть, конечно, и родители, и учителя, которые говорят: “Ты можешь”, и порой некоторым говорят: “Ты должен”, но в основном каждый решает сам за себя. Куда поступать? Я хочу в лётное училище в Питере, в Новосибирске этому не обучают.

Избавляться от своей медали не буду — если кто-то не ценит приложенные усилия и готов медаль свою кому-то отдать, то это его личное дело и свои проблемы».

Ярослав Совокин, выпускник лицея № 28: «Зачем медаль? Честно говоря, просто так получилось. Я не рассчитываю на медаль как на какие-то дополнительные баллы, поскольку в НГУ, например, она добавляет всего три балла — это не так уж и много.

Я просто хорошо учился восьмой, девятый, десятый классы, а в одиннадцатом мне уже учителя помогли. В девятом классе я хорошо ОГЭ сдал, и из-за этого мой рейтинг в школе поднялся, и надо было соответствовать. Уезжать не собираюсь, я здесь буду, в НГУ или НГТУ.

Я сдавал физику, надеюсь на высокий результат, пойду куда-нибудь на физико-техническое направление. Мышление так устроено. Первое высшее образование хочу получить здесь пока что, поближе к дому, это удобно достаточно. Второе можно будет получить, возможно, где-нибудь за границей.

Тем более НГУ, НГТУ совершенно стабильно предоставляют программы работы с китайско-российским институтом и Германией, так что буду стараться, поеду учиться за рубеж. Мне кажется, в том, что многие продают медали, ничего странного нету. Но не думаю, что люди, которые продают медали, сильно наживутся на этом.

Я думаю, государство всё-таки контролирует эту сферу, и незаконно проданные медали будут изыматься. У меня дядя на медаль отучился, я тоже в семейную коллекцию свою внесу».

Александра Ян, выпускница гимназии № 3: «Честно говоря, для меня это было целью, потому что медаль даёт несколько баллов к ЕГЭ. Потом приём у мэра, потом приём у губернатора — это всегда приятно. Маму порадовать ещё.

На медаль я решила идти, когда посмотрела на сайте вуза список индивидуальных достижений и посмотрела, что проходные баллы высокие. Подумала, а почему бы нет? До этого я была хорошисткой, а после 10-го класса я стала целеустремлённо работать.

Было тяжело из-за того, что я начала этим заниматься не сначала. Я понимала, что мне этот семестр надо закончить на такие-то оценки, и если там что-то не так, я начинала нервничать. Но всё получилось.

Я буду поступать в Первый медицинский университет имени Павлова в Санкт-Петербурге. Я хочу стать спортивным врачом, а там отделение спортивное хорошее».

Дмитрий Гусев, выпускник частной школы «Веритас»: «Вообще, сама по себе золотая медаль, её получение, — это в некоторой степени дисциплинирует, и если ты ставишь себе цель её получить и при этом это вызовет у тебя какие-то трудности, то ты их преодолеваешь, и, получив её, ты получаешь не просто кусок металла и три или пять баллов в вуз, а сам по себе этот знак качества, что ты можешь добиваться определённых целей. Дальше в вузе будет тебе значительным подспорьем. Ты можешь даже не поступить на бюджет, но уже это проделанная работа, это достижение, безусловно, поможет. Без собственного желания её сложно получить, никто вытягивать не будет. Я не работал денно и нощно, нет. Скорее, дня за два до экзамена. (Смеётся.)Я иду в НГТУ на “Энергетические системы и сети”».

Полина, выпускница Второй Новосибирской гимназии: «С первого класса, когда я пришла в гимназию, я очень хорошо училась. Моя мама, она мне всегда помогала, и когда я в пятом классе поступила в элитный “А” класс нашей гимназии, я продолжала учиться на одни пятёрки.

И уже ближе к девятому классу, когда я поняла, что у меня будет красный аттестат в девятом классе, я поняла, что красный аттестат в одиннадцатом классе мне необходим, чтобы это было наградой за мои успехи, старания, которые я делала все 11 лет. Было сложно.

Есть, например, предмет “Программирование”, который мне не очень хорошо даётся, и мне приходилось очень поднапрячься, чтобы получить пятёрку по этому предмету. Я, конечно, понимала, что моей маме будет очень приятно, что её дочь медалистка, но особого давления не было.

Я буду поступать в СГУПС на “Таможенное дело” — там упор на языки, я очень хочу продолжать учить языки и в принципе нравится это направление».

Арина, выпускница Второй Новосибирской гимназии: «У меня история примерно та же, [как и у Полины], но несколько лет назад моего деда не стало, и это было моим принципом — получить медаль, чтобы он мной гордился.

Я своей цели добилась, и мне кажется, он гордится мной сейчас. Просто учишься, у тебя получается. Я в Москву собираюсь. Почему? Хочу связать свою жизнь с международными отношениями. Здесь, к сожалению, нет возможности.

Но, посмотрим, как пойдёт, может, здесь останусь».

Александр Климов, выпускник частной школы «Веритас»: «Медаль — это не то чтобы показатель знаний. Медаль не дают при непрохождении порога в 75 баллов по каждому предмету, который ты сдаёшь на ЕГЭ.

Некоторые предметы по ЕГЭ являются такими лотерейными моментами, и тяжело гарантировать высокий балл. Сложнее всего было в самом начале, когда пришло осознание, что эта вещь тебе нужна. У меня это было в классе девятом.

Я был хорошистом, а те пятёрки, которые у меня были, они могли сорваться в любой момент. Надо было себя перестроить, что я буду получать отличные оценки по всем предметам, буду себя отслеживать, — это было самым сложным. А потом идёт самотёком.

 Я уезжаю из города, я еду поступать в военно-медицинскую академию, а она есть только в одном месте — это Петербург. Была бы у нас — поступил бы у нас».

Павел Назаров, Дмитрий Тульский и Алексей Воробьёв, выпускники лицея № 28: «Медаль для нас — это баллы при поступлении, ну и престижно, наверное. Я могу сказать своим детям, что у меня есть медаль, а они скажут, что папа молодец, я тоже так хочу.

Это не было такой задачей, что я с первого класса должен выйти на медаль, просто так получилось. Не обязательно хорошо учиться для этого, достаточно просто быть находчивым человеком и заинтересованным. В институте есть же выражение такое, что “Сначала ты работаешь на зачётку, потом она на тебя”.

То же самое в школе: ты работаешь с учителями, с одними и теми же людьми, они начинают понимать, что ты что-то знаешь, и если ты что-то не сдал, они пытаются тебя подтянуть, зная, что ты будешь работать, ставят хорошие оценки, становится легче. Мы скорее кайфовали.

 На самом деле, медаль в принципе не играет какую-то особую роль в жизни ученика. Медаль — это больше престиж учебной организации. Интересно, что некоторые продают медали. Зачем её покупать, там же сертификат есть? 

Я думаю сначала поступить в НГУ, а там посмотрим (говорит Дмитрий. — К.Ш.), потому что, в принципе, в любой момент можно уехать учиться куда-нибудь. Когда буду совсем самостоятельным, тогда можно и в Петербург. Я смотрел по баллам, куда прохожу, я смотрел инженерные специальности, хотя есть и гуманитарные способности. Но быть юристом, например, я не очень хочу — это мейнстримная профессия. 

Многое зависит от баллов, я смотрел факультеты, связанные с информатикой (говорит Павел. — К.Ш.), но она у меня по ЕГЭ неважно получилась. Ещё физику сдавал, мне обе дисциплины интересны, интересно учиться и на ту, и на ту специальность.

Я собираюсь уезжать в Москву, хотя теоретически я прохожу в НГТУ на “Радиоэлектронику”. Я считаю, что многие абитуриенты, живущие не в столице, зря боятся покидать свой город, покорять столицы.

Мне кажется, в этом и кроется весь интерес: это несложно и это сразу более высокий уровень, там перспективнее этого добиваться».

Источник: https://news.ngs.ru/more/65077861/

Плач школьников по ЕГЭ

Смогу ли я получить красный аттестат, если в 11 классе по этому предмету будут одни 5?

Как сообщается в петиции (новость о которой уже обошла ряд федеральных СМИ):

Мы требуем пересмотра критериев перевода первичных баллов во вторичные ЕГЭ по математике (профиль) ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части С и несоответствия большинства заданий части В типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ. Учащиеся должны иметь возможность поступления в вуз на базе школьного образования, коего уровня заданий на экзамене по математики предоставлено не было.

— OnlinePetition.ru

Мы уже делали разбор базового ЕГЭ по математике на основе демо-варианта ФИПИ, видимо, пришло время разобраться и в профильном уровне.

Благодаря замечательному сайту Александра Ларина, на котором выложен образец профильного варианта ЕГЭ от 06 июня, и ряду групп во ВКонтакте, мы можем обсудить предметно задачи этой злосчастной части С.

Прежде всего, давайте внимательно посмотрим на формулировку петиции: «ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части С и несоответствия большинства заданий части В типовым заданиям, предоставляемым ФИПИ в интернет-ресурсах и методических материалах по подготовке к ЕГЭ».

Переведём с канцелярита на русский язык и получим следующее:

«Мы заучили несколько вариантов из книжек, купленных за 300 рублей в магазине. Почему на экзамене другие задания? И почему это задания в реальном варианте ЕГЭ отличаются от демо-варианта? Срочно вернуть обратно!». 

Картина Генри Уоллиса, изображающая смерть юного 17-летнего поэта Чаттертона, 1856 г.

Источник: Википедия

Одна из важнейших задач ЕГЭ — объективная оценка уровня знаний учащихся по соответствующему предмету школьной программы.

Объективная оценка подразумевает, что учащийся должен продемонстрировать навыки понимания предмета и умение решать типовые задачи (оценка 3 в школе, 40-60 баллов ЕГЭ), умение решать новые задачи, не требующие никаких специальных навыков, кроме знаний (оценка 4 в школе, 61-80 баллов), умение решать задачи «на подумать» (без специальных знаний, просто на размышления — оценка 5, 81-100 баллов).

ЕГЭ — апофеоз образовательного конвейера

Умение запомнить типовые задачи и на экзамене ЕГЭ подставить другие циферки в них никоим образом не относится к объективной оценке знаний. Да, возможно, ЕГЭ — не лучший способ такой оценки, но всё же способ. А способ должен соответствовать цели.

Если в ЕГЭ все задания являются типовыми, то в чём тогда глубинный смысл ЕГЭ по математике? Можно всё заменить ЕГЭ по литературе, ведь для прохождения такого экзамена требуется именно навык заучивания, столь замечательно прививаемый (или прививавшийся) на уроках по данному предмету.

Отметим и следующую формулировку петиции: «Учащиеся должны иметь возможность поступления в вуз на базе школьного образования, коего уровня заданий на экзамене по математики предоставлено не было».

А вот это уже интересно: получается, что в петиции утверждается, что для решения большей части заданий ЕГЭ школьных знаний не хватает. Попробуем разобраться в этом утверждении. Начнём с варианта Ларина.

Посмотрим, что у нас тут за задания, для решения которых не хватает школьных знаний. 

  • Задание 1: на арифметические действия «вычесть и умножить». 3 класс школьной программы церковно-приходской школы.
  • Задание 2: доступно ученику 2-3 класса, который понимает, что такое «числа» и «отношение сравнения». 
  • Задание 3: повышенной сложности, оно уже требует знание теоремы Пифагора. 5-6 класс.
  • Задание 4: на вероятность, притом даже не на формулы, а просто на житейское понимание вероятности. Разумный ученик 5-6 класса решит эту задачу без проблем. Неразумный 11-классник — прочитав одну главу учебника.
  • Задание 5: 7 класс, на умение подставлять в уравнения и на степени. В 8 классе на информатике мы уже вовсю пользуемся степенями для решения задач на кодирование, которые на порядок сложнее задания №5.
  • Задание 6: простейшая геометрия, 7 класс.
  • Задание 7: на определение производной и её геометрический смысл. Даже если школьник этого не знает, задание на 100% типовое и разбиралось 100500 раз, о чём знаю даже я, учитель информатики, а не математики.
  • Задание 8: 10-11 класс, стереометрия. Простая задача, но может вызвать сложности у людей с отсутствующим пространственным мышлением. Хотя для её решения оно и не сильно нужно.

Итого: из 8 первых задач только последняя, на стереометрию, должна вызывать минимальные сложности у 11-классника. В целом, с большей частью этих заданий (и набором минимального проходного балла) должен справляться не 11-классник, а 7-классник.

Пошла вторая часть экзамена, на которую, собственно, и катят бочку в петиции.

  • Задание 9: на понимание определения логарифма (10 класс). Честно, я не помню ни одной формулы для логарифма, но задачу могу решить практически в уме, просто пользуясь определением.
  • Задание 10: просто подставить циферки. 7-8 класс.
  • Задание 11: на проценты. 5-6 класс. В особых случаях, если соображалка не работает, — на составление уравнения, тогда класс повышается до 7-го.
  • Задание 12: тут нужно уметь брать производную! 11 класс. Хотя, честно говоря, можно тупо построить по точкам и увидеть. Опять же: производная — табличная, которую в 11-ом классе дети решают по сто раз. Абсолютно типовое задание.
  • Задание 13: задание на подстановку и умение решать квадратное уравнение + грамотно писать ОДЗ. 9 класс!
  • Задание 14: стереометрия. Традиционно пропускаю, ибо кого она волнует.
  • Задание 15: задание на подстановку и квадратные уравнения. 9 класс.
  • Задание 16: простейшая геометрия 8-9 класса на доказательство. Если человек хотя бы чуть-чуть «врубается» в геометрию, задача не составит никакого труда, так как решается практически сразу после построения на бумаге фигуры.
  • Задание 17: задание на составление и решение квадратного уравнения. 8 класс.
  • Задание 18: чуть посложнее, требует размышлений на уровне 10-11 класса. Типовое, решалось ранее геометрически. Потенциально может быть нерешаемым для человека, не умеющего думать (оценка 5 из списка выше).
  • Задание 19: абсолютно типовая задача, ещё более простая, чем в демо варианте. На уровне рассуждений 7-8 класса. Не требует абсолютно ничего, кроме умения логически мыслить, что обязательно для изучения математики.

Итого: потенциально не решить можно стереометрию, которой традиционно мало времени уделяют в школе (задание 14) и уравнение с параметром (задание 18), так как в этом варианте геометрически оно решается существенно сложнее, чем в демо вариантах.

Вопрос: ну и где тут задачи, не входящие в школьную программу? Честно говоря, я даже разочарован уровнем этих задач, так как, на мой субъективный взгляд многие из них (в особенности, последняя) стали даже проще, чем демо. Изменения в задачах по сравнению с демо-вариантом (сравните сами — демо-варианты ЕГЭ 2016, выложенные ФИПИ) минимальны и касаются, в основном, циферок и иногда формулировок.

Но постойте, может, у Ларина какой-то неправильный вариант ЕГЭ? Давайте посмотрим во ВКонтакте. В одной из групп был выложен следующий скриншот/фотография 15-17 заданий:

Скриншот варианта ЕГЭ 2016 по математике

Источник: .com

Совпадение? Не думаю! Те же 15, 16 и 17 задания, которые решаются, в принципе, учеником 8-9 класса, который ходит в школу не пообедать, а иногда хотя бы послушать.

Резюме

Источник: Википедия

Я не знаю, какие результаты ЕГЭ будут в этом году, хотя я уверен, что чиновники сделают всё возможное, чтобы даже пришедшие на экзамен получили минимальный балл (как это было неоднократно сделано ранее, когда существенно понижался уровень первичных баллов, необходимых для этого), но тенденция начинает просматриваться: детей начинают заставлять сдавать не просто выученный набор задачек, как мы это делаем в школе, а — о боже! — заставляют решать задачки с немного изменёнными условиями (хотя изменения касаются далеко не всех задач и даже не большей части, сравните сами демовариант и этот).

И дети негодуют: как так, это что, мы теперь должны учиться, чтобы сдать экзамен?

Надеюсь, что да. Надеюсь, что в будущем варианты ЕГЭ новых лет будут кардинально отличаться от демо-вариантов. Надеюсь, что больше не будет типовых задач, которые проверяют не знание предмета, а умение заучить определённый пласт знаний.

Надеюсь, что всё больше и больше заданий будут проверять понимание предмета, а не тупое знание формул. Это неизбежно скажется на результатах Единого экзамена, но селяви. Общество обязано понять, что уровень знаний падает, и падает катастрофически.

Плохо это или хорошо — решать не мне. 

Пора прекращать игру в образование, когда все стороны делают вид, что учат, дети делают вид, что учатся, а по факту мы имеем, что имеем: жалобы и петиции на «кого-то». Хотя начать нужно прежде всего с себя. И вместо заучивания к ЕГЭ объяснять детям в школе простые истины:

  • жизнь несправедлива — это раз;
  • если вы не учитесь, то это — ваша проблема, а не проблема школы или государства, — это два;
  • за свою жизнь отвечаете только вы — это три;
  • прекратите жаловаться на других людей и обстоятельства, а начните с себя — это четыре.

Возможно, тогда образование изменится в лучшую сторону.

8 июня 2016, 12:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/opinion/platsh_yaroslavny_o_ege

Консультант закона
Добавить комментарий