Требуется ли лицензия на курсы английского языка?

Записки директора языковой школы о проверках. Продолжение

Требуется ли лицензия на курсы английского языка?

27/12/2017

В марте я опубликовал запись “Записки директора языковой школы о проверках госорганов”.  Запись не только помогла многим коллегам избежать штрафов, но и позволила им сэкономить  время на исследовании законодательства. Добрые отзывы о записи  побудили меня написать продолжение.

Как и раньше, я убеждён, что любая проверка госорганов — это важная и полезная форма аудита. В абсолютном большинстве то, что от нас, языковых школ, требуется в плане обеспечения безопасности учеников и качества оказания образовательных услуг — это верные необходимые  требования.

Хотя в записи будут представлены и некоторые исключения из этого общего правила )))

Предлагаю разобрать несколько актуальных кейсов.

Кейс 1. Нужна ли языковой школе лицензия на образовательную деятельность?

Да, нужна, причем на все адреса вашей школы. Я много езжу по России с визитами в языковые школы разных городов. Иногда владельцы небольших школ доказывают, что можно провести курсы английского языка как “клубную деятельность”, “репетиторство”, “консультационную деятельность”.

Не буду объяснять свою позицию, но скажу, что не наблюдал ни одного случая, когда организация, оказывающая услуги обучения на курсах английского языка, получила предписание от прокуратуры за отсутствие лицензии на образовательную деятельность и выиграла суд.

Ни одного! На самом деле всё просто: учителю ставят задачу, он реализует образовательный процесс определёнными педагогическими методами и приводит ученика к результату. Это образовательная деятельность, независимо от того, длится она 144 часа или 15 минут.

А образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Мораль. Лицензия на образовательную деятельность нужна всем организациям, обучающим английскому языку.

Хорошие новости. Получить лицензию — это не всегда быстро, но и не очень сложно, зато очень полезно. Во-первых, все проверяющие органы к вам добры, потому что вы сами их позвали ))) .  Представители этих органов охотно дают  полезные советы и время на исправление недостатков.

Во-вторых, то, что надо исправить, нужно НЕ проверяющим органам, а именно нам, коллеги. Согласитесь, что нам самим хочется иметь школы, соответствующие пожарным и санитарным требованиям и работающие по качественным образовательным программам.

В-третьих, лицензия на образовательную деятельность — это наше конкурентное преимущество, так как ученики могут подать документы на налоговый вычет и вернуть большую сумму денег.

Некоторые школы большими буквами на сайте указывают цену за занятие уже с учётом налогового вычета — интересная отстройка от конкурентов. И, наконец,лично я отдал бы детей только в школу, имеющую лицензию.

Кейс 2. Нужны ли учебные программы в частной языковой школе?

Конечно. Мы знаем, что программа курса — это живой инструмент, который может меняться в процессе реализации курса.

Но, чтобы программу менять, её надо написать ))) Как-то кто-то прокомментировал мою запись про контроль качества в частных языковых школах  фразой: “Учителя бегут из общеобразовательных школ в частные, чтобы не писать программы, а  вы их тоже программы писать заставляете!”. Ну, во-первых, не так уж и массово бегут ))) .

Во-вторых, негативный образ частной языковой школы как “шаражкиной конторы” ушёл, к счастью, в прошлое. Наконец, я не видел ни одного учебника по методике преподавания английского языка, где было бы написано, что программы курсов не нужны. Они необходимы именно как значимый методический инструмент, а не как формальность.

А ещё они нужны по требования законодательства РФ (часть 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

К документам, которые у вас могут запросить проверяющие органы, относятся список программ по уровням образования, календарно-учебный график, дополнительная образовательная программа для дошкольников, дополнительная образовательная программа для школьников (1-6 классы), дополнительная образовательная программа для школьников (7-11 классы), дополнительная образовательная программа для взрослых, учебные программы по каждому курсу. Интересно, что иногда речь идёт и о “рабочих программах”. Мы такого понятия в действующем законе не нашли.  Поясню: образовательная программа является более общей для всего образовательного учреждения, а учебная программа (то, что иногда называют “рабочей программой”) — конкретная программа для конкретного курса, написанная на основе одной из образовательных программ. Кроме того, вы обязаны разместить все эти программы на сайте вашей организации.

Мораль. Вы должны иметь целый блок программных документов.

Хорошие новости. Наличие образовательных программ 1) позволит сделать процесс обучения более системным и, соответственно, качественным; 2) даст возможность структурировать уже готовые курсы; 3) будет большим конкурентным преимуществом при продаже услуг корпоративным клиентам.

Кейс 3. Что требуется разместить на сайте  языковых школ?

В этом году и Роспотребнадзор, и прокуратура  начали работать онлайн. Внимательно смотрели сайты частных школ на соответствие части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно этому документу, на сайте у вас в разделе “Информация об учреждении” должна быть размещена следующая информация:

  • основные сведения об учреждении
  • структура управления организацией
  • органы управления организацией
  • информация о руководстве
  • лицензия на образовательную деятельность
  • решение учредителя
  • свидетельство о государственной регистрации
  • свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе
  • устав
  • правила внутреннего трудового распорядка
  • положение о защите персональных данных сотрудников
  • положение о защите персональных данных учеников
  • договоры на обучение
  • ссылка на федеральные государственные образовательные стандарты
  • внутренние образовательные документы организации
  • информация о педагогическом составе
  • информация о материально-техническом обеспечении и оснащённости образовательного процесса
  • информация о стипендиях и иных видах материальной поддержки
  • положение об оказании платных образовательных услуг
  • вакантные места для приёма
  • документы по программам обучения (список в предыдущем кейсе).

Нормально так, да? ))) Моя первая реакция — не отдам! ))) Договоры вычитаны юристами, положения и программы составляли месяцам, жалко как-то.

  Потом понял, что воспроизвести образовательные процессы на основе только этих материалов, конечно же, не  получится, успокоился и выложил все требуемые документы  на сайт Школы Дмитрия Никитина.

Да, где-нибудь обязательно напишите фразу: “Обучение ведётся на русском языке”. За её отсутствие на сайте меня  дважды судили )))) . Оправдали, но всё же… )))

Кстати, суть нарушения описана в части 2 статьи 5.57 КоАП РФ. Часто суды оправдывают языковые школы за неполное размещение требуемой на сайте информации на основе пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда №5 от 24.05.

2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», где разъясняется, что при определении малозначительности должен учитываться характер совершённого правонарушения, роль правонарушения, размер причинённого вреда и тяжесть наступивших последствий.

Согласитесь, что как вред для общества, так и тяжесть последствий от неразмещённых учебных программ на сайте не очень велики.

Мораль. Проконсультируйтесь с юристом, какие документы должны быть размещены на сайте, и выложите их, чтобы избежать неприятностей с контролирующими органами!

Хорошие новости. Многие коллеги размещают требуемые документы на сайтах так, что найти их практически невозможно. А мне, наоборот, наличие таких документов на главной странице сайта Школы кажется конкурентным преимуществом.

  Конечно, я не буду заменять ссылки на главные услуги ссылкой на  данный раздел, но прятать в глубине сайта тоже не буду: некоторые въедливые клиенты на самом деле смотрят и программы, и положения и на основе их наличия/отсутствия делают выбор.

Не стоит говорить, что корпоративных клиентов этот раздел тянет как магнит )))

Кейс 4. Возрастные ограничения на рекламной продукции

Одну мою коллегу, директора образовательного учреждения, вызывали в прокуратуру, а потом два раза судили (мировой суд и районный суд, оба оправдали) за то, что на размещенной в городе рекламной афише с приглашением на концерт не были указаны возрастные ограничения, то есть не было одного из таких знаков.

“Отягчающим обстоятельством” действий коллеги было то, что во время концерта дети-подростки исполняли рок-музыку, а она «может содержать призывы к насилию».

Хорошие новости. Теперь вы знаете, что лучше бы поставить на рекламные афиши знаки с возрастными ограничениями. Ваши юристы проконсультируют вас, какое может быть оптимальное соотношение знаков и контента.

Кейс 5. Зачем и как организовывать детское питание во время летних программ дополнительного образования?

Некоторые коллеги — директора языковых школ — перестали оказывать услугу «летний городской языковой лагерь», так как форма работы «городской лагерь» — это, во-первых, не совсем то, что хочет получать клиент языковой школы; во-вторых, эта форма работы накладывает на языковую школу очень большой объём дополнительной работы и согласований. Именно поэтому коллеги во многих городах России летом предлагают не детские городские языковые  лагеря, а дополнительные образовательные программы. Часто их делят на собственно учебную программу (4 часа в день: занятия иностранными языками) и присмотр за детьми (4 часа в день: собственно присмотр, развивающие занятия, развлекательные мероприятия). Клиент может отдать ребёнка как на одну из программ, так и на обе. Обычно, конечно же, родителю удобнее отдать ребёнка в языковую школу на весь день,  при этом заключить два договора: один на первую половину дня, другой — на вторую. И тут начинается интересное. Если ребёнок находится в вашей языковой школе более 4 часов, вы должны обеспечить его питанием. Это значит найти учреждение общепита, которое имеет право кормить детей, и обязательно заключить с ним договор на обслуживание детей, находящихся в лагере. Ланчбоксы не  подходят, также как и питание в кафе, с которыми вы не заключили договор.

Хорошие новости. Заключить договор не сложно. Организация питания детей по договору сразу же позволит отсеять недобросовестные кафе, которых испугает ответственность за предоставление некачественных услуг, оговоренная в  договоре. Серьёзный подход к организации питания детей — это большое конкурентное преимущество языковой школы.

Кейс 6. Нужно ли новым филиалам существующей языковой школы проходить проверки госорганов при открытии?

Если вы собрались  расширять бизнес и открывать новые школы в вашем городе, вам потребуется внести новые адреса в лицензию на образовательную деятельность. Для этого вам  необходимо получить разрешения (заключения) от Роспотребнадзора и МЧС.

Мораль. При выборе помещения для новых филиалов вашей школы держите в голове требования, которые предъявляются к школьным помещениям проверяющими органами: всё равно придётся проводить эти помещения через проверки  на соответствие требованиям пожарной безопасности и  санитарных норм.

Хорошие новости. Именно понимание необходимости получения разрешений позволяет с самого начала максимально серьёзно подходить к выбору помещений для новых школ.

Представленные в записи кейсы  помогут вам не только избежать неприятностей во время проверок госорганами, но и сделать вашу школу более привлекательной для клиентов, поскольку люди, готовые платить деньги за образование, хотят получать услуги в серьёзной организации, которая ведёт свою деятельность легально и несёт ответственность за свою работу.

Источник: http://nikitindima.name/notes-of-the-director-of-language-school-about-checks-continuation/

Образовательная лицензия

Требуется ли лицензия на курсы английского языка?

В сентябре 2013 г. вступила в силу новая редакция закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3.

Наряду с остальными положениями, значительным изменениям подверглась статья о лицензировании образовательных организаций.

Этот пункт крайне важен, поскольку учебные центры (школы танцев, курсы иностранных языков, йога-студии, центры творчества) функционируют в общей системе образования.

Каким организационно-правовым формам необходима лицензия?

Согласно Закону, лицензированию подлежат практически все организации, ведущие образовательную деятельность (ст. 91, п.

2): «Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно».

Еще одно новшество – индивидуальные предприниматели, привлекающие к осуществлению образовательной деятельности иных педагогических работников, должны были получить лицензию до 01.01.2014 г. (ст. 108, п. 10).

Какая деятельность подлежит лицензированию?

Спектр видов образования, согласно новому закону «Об образовании», достаточно широк (ст. 91, п.

1): «Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования».Лицензия на курсы иностранных языков необходима так же, как и для школы танцев.

Кто выдает лицензию?

Выдача образовательных лицензий происходит на двух уровнях (ст. 91, п.

3): «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования». Таким органом является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В Москве исполнительным органом является Департамент образования города Москвы.

Перечень необходимых документов

  • Устав (нотариально заверенная копия);
  • Свидетельства о государственной регистрации и вносимых изменениях (нотариально заверенные копии);
  • Решение о создании и изменениях (копии, заверенные руководителем);
  • Правоустанавливающие документы на помещения, задействованные в образовательном процессе;
  • Сведения об организации образовательного процесса (сформировать файл):
  • 1.1. Наименование программы.1.2. Срок освоения.1.3. Вид, уровень образования.1.4. Преподаватель, ведущий.1.4.1. Ф.И.О.1.4.2. Базовое образование, повышение квалификации, переподготовка.1.4.3. Ученая степень, квалификационная категория, почетное звание.1.4.4. Педагогический стаж общий (из них по данной дисциплине).1.4.5. Основное место работы, должность; условия привлечения к трудовой деятельности в организации.

  • Материально-технические средства, которые используются (компьютеры, проекторы, библиотечный ресурс и т.п.).
  • Заключения СЭС и МЧС.
  • Для индивидуальных предпринимателей данный список актуален, за исключением пунктов, относящихся к юридическим лицам (Устав, Решение о создании).

    Сроки и оплата

    Срок подготовки документов на лицензирование – от 3 рабочих дней.Срок рассмотрения документов лицензирующим органом составляет 45 рабочих дней.Лицензионный сбор (с 2013 г.) составляет 6000 руб. Отдельно оплачивается счет по работе экспертной комиссии (порядка6000 руб.)

    К какому сроку необходимо иметь лицензию?

    Для индивидуальных предпринимателей срок оформления лицензии 1 января 2014 года. Все остальные виды организаций обязаны оформить лицензию до 1 января 2016 года.Действие лицензий на образовательную деятельность, выданных ранее, продолжается. Переоформить их необходимо до 01.01.2016 г. (ст. 108, п. 9).

    Стоит ли обращаться к посредникам?

    За оформление образовательной лицензии фирмы-посредники берут от 30 000 руб. до 100 000 руб. Если фирма-посредник работает без использования коррупционных схем, тогда Вам все равно придется собирать весь пакет документов, и времени Вы не сэкономите.

    Фирма-посредник лишь помогает определить список документов. Проверка ваших помещений со стороны МЧС и СЭС также займет положенное время. Получить образовательную лицензию очень быстро не получится.

    Если фирма-посредник обещает оформить лицензию «под ключ» за 2 дня, в этом случае Вы, заказывая их услуги, поддерживаете коррупцию. Для проведения предварительной экспертизы документов можно сходить на бесплатную 15-минутную консультацию в департамент образования.

    Вам грамотно расскажут все детали, но придется постоять в очереди минут 30-40.

    Наказания за работу без лицензии

    За осуществление образовательной предпринимательской деятельности без лицензии можно быть привлеченным к уголовной ответственности по статье 171 УК РФ.

    Наказанием по этой статье может быть штраф до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 480 часов, арест на срок до полугода.

    Если будет доказано, что деятельность осуществлялась группой лиц по предварительному сговору, то штрафы могут достигать 500 тысяч рублей, а осуждение к принудительным работам и лишению свободы на срок до 5 лет.

    Можно ли выдавать ученикам сертификаты?

    П.

    15 статьи 60 прямо говорит, что теперь учебные центры имеют право выдавать любые документы, которые только можно выдумать: хоть грамоты, сертификаты или справки, даже медали: «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно».

    Случай из практики – тренинговый центр

    «Когда начали заполнять документы, то выяснили много интересных подробностей, например, учебную программу можно указывать любую. Основное время ушло на инспекцию помещений, пришлось даже измерять уровень микробов и показывать план эвакуации при пожаре.

    Не говорите СЭС, что Вы используете компьютеры! Иначе могут заставить измерять уровень излучения. Кстати, лицензия выдается бессрочная. Но, если срок аренды помещения ограничен, тогда лицензию могут дать на срок аренды».

    Анастасия Фомина, руководитель тренингового центра «Национальный проект», Москва

    Ещё один случай из практики – курсы иностранных языков

    «Проверка помещений – совершенно непредсказуемый процесс, может занять несколько недель, это как повезет. Все остальное довольно просто, на сбор остальных документов ушел всего один день. Получить образовательную лицензию для курсов иностранных языков оказалось проще, чем мы думали».
    Кристина Гугняева, руководитель курсов иностранных языков «Deutschkurse», Москва

  • образовательная лицензия необходима всем юридическим формам, кроме индивидуальных предпринимателей, которые не нанимают преподавателей
  • лицензия необходима всем видам учебных центров: курсам иностранных языков, школам танцев, тренинговым центрам и прочим.
  • лицензию необходимо оформить до 1 января 2016 года. Для индивидуальных предпринимателей срок 1 января 2014 года.
  • обращаться к посредникам не стоит. Легальным путем посредники не смогут быстро получить одобрение МЧС и СЭС.
  • самый сложный этап – получение справок от МЧС и СЭС для ваших помещений
  • обычно на весь процесс подготовки документов уходит 1-2 недели
  • Получение лицензий на образовательную деятельность – достаточно трудоемкий процесс.

    Вместе с тем, ее наличие необходимо для работы и, в итоге, дает обладателю ряд преимуществ:

  • – легализует деятельность образовательного учреждения;- подтверждает должный уровень учебного центра (наличие аудиторий, средств обучения и т.д.

    ), что укрепляет деловую репутацию организации;- дает право учебному центру выдавать своим слушателям документ собственного образца о прослушанных курсах, что является дополнительным маркетинговым инструментом.

    Источник: https://tallanto.com/ru/kak-poluchit-obrazovatelnuyu-licenziyu

    Нужна ли лицензия на курсы? / Лицензия на курсы / Лицензия на образовательную деятельность

    Требуется ли лицензия на курсы английского языка?

    Деятельность в сфере образования подлежит обязательному лицензированию.

    Лицензирование проводят:

    • МОН – по предоставлению услуг в сфере профессионально-технического и высшего образования;
    • Органы управления образованием областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций – по предоставлению услуг в сфере дошкольного, общего среднего и внешкольного образования.

    Лицензия выдается на срок от пяти до 12 лет включительно, но не менее чем на срок полного цикла обучения по программе, которая прилагалась к заявлению о лицензировании.

    Лицензированию подлежат такие образовательные услуги:

    • В сфере дошкольного образования:
      • уход за детьми дошкольного возраста;
      • воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
      • коррекция психологического и физического развития детей дошкольного возраста;
    • В сфере общего среднего образования – обеспечение получения:
      • начального общего образования;
      • базового общего среднего образования;
      • полного общего среднего образования;
    • В сфере внешкольного образования – образовательная деятельность по художественно-эстетическим, туристически краеведческим, эколого-натуралистическим, научно-техническим, исследовательско-экспериментальным, физкультурно-спортивным или спортивным, военно-патриотическим, библиотечно-библиографическим, социально-реабилитационным, оздоровительным и гуманитарным направлениям;
    • В сфере профессионально-технического образования:
      • первичная профессиональная подготовка;
      • переподготовка рабочих, повышения их квалификации;
      • профессионально-техническое обучение;
      • подготовка (в частности первичная профессиональная), переподготовка и повышение квалификации иностранцев и лиц без гражданства;
    • В сфере высшего образования:
      • подготовка специалистов разных образовательно-квалификационных уровней по направлениям (специальностям), в том числе молодых специалистов в высших профессиональных училищах и центрах профессионально-технического образования;
      • военная подготовка студентов высших учебных заведений по программе офицеров запаса;
      • переподготовка по специальностям;
      • расширение профиля (повышение квалификации), специализация;
      • подготовка иностранцев и лиц без гражданства к поступлению в высшие учебные заведения;
      • подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранцев и лиц без гражданства;
      • подготовка к поступлению в высшие учебные заведения граждан Украины;
      • деятельность по программам иностранных учебных заведений (кроме деятельности, осуществляемой высшими учебными заведениями Украины III-IV уровня аккредитации по аккредитованным программам высших учебных заведений государств – членов Европейского Союза, аналогичными аккредитованным направлениям подготовки (специальностям) соответствующего учебного заведения);
      • деятельность по предоставлению образовательных услуг учебными заведениями иностранных государств или их филиалами.

    Базовые документы для получения лицензии:

    • Копии учредительных документов;
    • Концепция деятельности по заявленной образовательной услугой, которая основывается на результатах мониторинга регионального рынка труда и образовательных услуг;
    • Копии утвержденных в установленном порядке учебных планов;
    • Сведения о количественных показателях кадрового, материально-технического, научно-методического, информационного обеспечения образовательной деятельности, наличие библиотеки (кроме дошкольных и внешкольных учебных заведений) и объем ее фондов;
    • Копии документов, удостоверяющих право собственности, оперативного управления или пользования основными средствами для осуществления учебно-воспитательного процесса на срок, необходимый для завершения предоставления услуги;
    • Документы о соответствии помещений заведения и его материально-технической базы санитарным нормам, требованиям правил пожарной безопасности, а также нормам по охране труда (для обучения по направлениям подготовки (специальностям) с повышенной опасностью);
    • Копии документов, удостоверяющих уровень образования, квалификации и гражданство руководителя учреждения (дипломы о высшем образовании и научную степень, аттестат о ученое звание (при наличии), первая страница паспорта).

    Документы формируются в дело, нумеруются и подписываются руководителем учебного заведения. Подпись руководителя заверяется печатью учреждения.

    В случае наличия у учебного заведения обособленных подразделений, которые будут предоставлять образовательные услуги, к заявлению о проведении лицензирования, кроме указанных документов, прилагаются копии решений о создании таких подразделений, их регистрацию и положения о них.

    Способность учебного заведения предоставлять услуги подтверждается результатами лицензионной экспертизы.

    Орган лицензирования в течение 15 дней с момента поступления лицензионных материалов проводит предварительную экспертизу представленных документов и, в случае их соответствия установленным требованиям, формирует экспертную комиссию и направляет ее в учебное заведение.

    Состав экспертной комиссии утверждается распорядительным документом, в котором устанавливает срок проведения экспертизы.

    Количество экспертов, направляемых в учебное заведение, зависит от количества заявленных для лицензирования образовательных услуг, но не может быть более 3 экспертов на одну образовательную услугу.

    Срок работы экспертной комиссии непосредственно в учебном заведении не может превышать 3 рабочих дней.

    Экспертная комиссия в учебном заведении проверяет:

    • Достоверность информации, представленной в Орган лицензирования учебным заведением вместе с заявлением о лицензировании;
    • Фактическое состояние кадрового, учебного, научно-методического, материально-технического, информационного обеспечения учебного заведения и его соответствие установленным законодательством требованиям.

    По результатам экспертизы экспертная комиссия готовит в двух экземплярах мотивированное заключение о состоянии обеспечения учебного заведения для предоставления заявленной образовательной услуги.

    Один экземпляр заключения выдается руководителю (уполномоченному представителю) учебного заведения, второй в недельный срок со дня окончания экспертизы – в Орган лицензирования.

    Нормативные документы, которые регулируют получение лицензии:

    Обращайтесь к нам за бесплатными консультациями!

    Источник: https://www.respectum.com/license-obrazovanie.htm

    Нужна ли лицензия онлайн-курсам — Право на vc.ru

    Требуется ли лицензия на курсы английского языка?

    Итак, вы решили кого-то чему-то учить и организовали онлайн-курсы.

    Вопрос, который часть обсуждается: нужно ли иметь образовательную лицензию для такой деятельности? Долгое время считалось, что если диплом государственного образца вы не выдаете, то и лицензия не нужна. Но вот стали появляться и другие мнения и, что самое неприятное, судебная практика.

    Все ли так однозначно в судебной практике – попробуем разобраться. Для ответа нужно проанализировать судебные решения и используемые аргументы за и против.

    Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Лингвистическая школа № 1» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (за работу без лицензии).

    Суд принял сторону прокуратуры и указал:

    – с лицами, получающими указанные образовательные услуги, заключаются гражданско-правовые договоры на оказание консультационных услуг. В договорах указано, что центр организует цикл консультаций по иностранному языку.

    – Согласно штатному расписанию центра в штате имеется два преподавателя. Для реализации циклов консультаций по иностранному языку центр привлекает преподавателей на основании трудовых договоров. В должностные обязанности преподавателей входит, в том числе, консультирование клиентов (слушателей, обучающихся), проведение консультаций в группах или индивидуально.

    – По окончании курса консультаций центр осуществляет внутренний контроль качества полученных слушателями знаний.

    Так, согласно сведениям из журнала внутреннего контроля качества у слушателей курса AWA2 проставлены баллы по разделам reading (чтение), writing (письмо), listening (прослушивание, аудирование).

    У слушателей курса FP1 указаны результаты тестов по соответствующим разделам изучаемого курса.

    Согласно выводам суда в соответствии с п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.

    2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательной программой является комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

    Теперь посмотрим решения, в которых подобная деятельность образовательной не признается.

    Школа детского развития и снова курсы иностранных языков

    Центр детского развития «Монтессорики» (АС Орловской области Решение от 15.03.2017 Ссылка: https://caselook.

    ru/#/search/530201/documents/view?document_id=92790282), в рамках которого функционирует студия детского танца «МХ», студия рисования Arte, студии «Детский фитнес», «Подготовка к школе», «Шахматы», театральная студия MASKA. Суд, не признав это образовательной деятельностью, привел следующие аргументы:

    – У предпринимателя работают: исполнительный директор, заместитель директора по работе с клиентами, администратор, менеджер по работе с клиентами, младший воспитатель (3 человека). В ходе судебного разбирательства ИП Животова М. В. пояснила суду, что данные работники не ведут работу с детьми по специальным образовательным программам или др. Педагогов в штате нет.

    – Из объяснений ИП Животовой М. В следует, что центр детского развития «Монтессорики» осуществляет деятельность по присмотру и уходу за детьми без использования образовательных программ, которая не носит целенаправленный характер, не выдаются документы о прохождении курса, в штате детского центра нет педагогического персонала.

    – Заключая договор с ИП Животовой М. В., клиенты получают услуги, связанные с организацией досуга, обеспечения временного нахождения родителей и их детей в специально подготовленном и отведенном для этого помещении.

    Деятельность по программам изучения английского языка для разных возрастов. На рекламных стендах есть термины «обучающиеся», «педагоги», «группа кратковременного пребывания», «мини-садик», которые используются законодательством об образовании, что усугубляет положение.

    Но суд тоже встает на сторону предпринимателя, и вот почему:

    – в ОКВЭД нет образовательной деятельности;

    – в штате нет педагогов, только два администратора и один руководитель студии;

    – ни в должностных инструкциях, ни в трудовых договорах с работниками нет указания на ведение работы по специальным образовательным программам;

    – аттестация по итогам обучения не проводится, документы об образовании не выдаются.

    Выводов из всего этого несколько:

    Вывод № 1 (печальный). Если вы ведете деятельность по обучению, есть риск, что образовательную лицензию потребуют. Чем больше вы стараетесь походить на «настоящее» образование, тем этот риск выше.

    Вывод № 2 (обнадеживающий). Если на вас подали в суд, не факт, что вы проиграете. Единообразной практики нет и решения есть как положительные, так и отрицательные.

    Вывод № 3 (собирательный). В пользу организации в случае спора будут говорить следующие факторы:

    – в штате организации нет педагогов;

    – в трудовых договорах сотрудников не указано, что в их должностные обязанности входит проведение обучения по специально утвержденным программам;

    – в ОКВЭД не указаны виды деятельности, связанные с образованием;

    – в договорах с клиентами нет указания на проведение обучения и (или) на специально утвержденные программы.

    Вывод № 4 (неутешительный). Безусловно, если вести речь про минимизацию рисков и масштабную деятельность, лицензия будет нужна – ведь при таком подходе наверняка в штате будут педагоги, образовательные программы и прочий набор.

    Материал опубликован пользователем.
    Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

    Написать

    Источник: https://vc.ru/legal/40518-nuzhna-li-licenziya-onlayn-kursam

    «Я тебя уничтожу — без лицензии она вздумала работать»

    Требуется ли лицензия на курсы английского языка?

    Угрозы конкурентов, вымогательства юристов, дни и часы в очередях — с чем столкнулась языковая школа при оформлении лицензии

    Владелица школы иностранных языков Дарья Ваулина начала бизнес с частных уроков, впоследствии она стала индивидуальным предпринимателем и открыла языковую школу, но с лицензией на образовательную деятельность не спешила — закон не дает четкого ответа на вопрос, нужна ли она в таких случаях. Но конкуренты и бывшая сотрудница стали запугивать ее проверками.
    The Village узнал у предпринимательницы, как она решила проблему, а также спросил юриста, что стоит делать в таких случаях.

    ДАРЬЯ ВАУЛИНА

    владелица школы иностранных языков Anglomania

    У меня своя школа иностранных языков Anglomania. Сейчас это онлайн-проект «бдсманглийский» и две школы — в Московской области и в центре, на Тверской. В общей сложности я занимаюсь этим проектом три с половиной года.

    Когда я только начинала, я не планировала, что это вырастет во что-то большое. По сути, тогда я была просто репетитором, а репетиторам лицензия на образовательную деятельность не нужна. Потом я открыла ИП, и возник достаточно спорный вопрос — надо ее получать или по-прежнему нет.

    Я могла спокойно существовать как ИП, не имея ее — по крайней мере, большинство небольших школ так делают. Но по факту отсутствие лицензии неоднократно становилось проблемой. Например, многие корпоративные клиенты отказывались с нами работать.

    А самая большая проблема была в конкурентах, которые располагались поблизости. Они могли позвонить и начать вымогать номер лицензии. «Я тебя уничтожу — без лицензии она вздумала работать. Ты мне через 15 минут звонишь и диктуешь номер лицензии, иначе к чертям собачьим я твою школу закрою. У меня своя школа рядом.

    И, в отличие у тебя, у меня все нормально», — такое я услышала однажды, когда ответила на звонок.

    Конкуренты, обидевшиеся сотрудники или недовольные клиенты могут инициировать проверку. А когда приходит проверка, она уже не разбирается в тонкостях, а требует лицензию. Я столкнулась с такой опасностью из-за одного конфликтного случая.

    Мы неудачно уволили сотрудницу, тогда она пришла и сказала: «Либо вы платите мне большую сумму денег, либо я жалуюсь на отсутствие лицензии». Я ответила, что платить ей не буду, потому что это несправедливо.

    Тогда она собрала пакет документов и разослала по всем инстанциям.

    В тот момент, когда сотрудница выдвинула серьезные обвинения, я решила разобраться с получением лицензии. Этот вопрос я и так затянула. На многочисленных форумах, которые я изучала, не было конкретной информации и ответов, которые мне были нужны.

    Но любая проверка, если бы она пришла, могла обернуться приостановлением деятельности до получения лицензии. А это значит, что мне бы пришлось непонятно из каких источников платить аренду, ведь я не хотела терять место, которое знали все клиенты.

    Я запустила процесс в июне 2016 года. Начала искать компанию, которая бы помогла с получением лицензии. Я считаю, что в любой ситуации нужно обратиться минимум в 20 разных фирм и посмотреть на коммерческие предложения, прежде чем сделать выбор.

    Так я поступила и в этом случае. Многие мне отказали — говорили, что это очень долго и сложно. В части компаний называли очень большие суммы. Я сторонник того, чтобы любой труд оплачивался.

    Но я против запугивания ради продажи услуги, а именно так поступали некоторые компании, к которым я обратилась.

    Дело в том, что для получения лицензии нужно предоставить несколько важных документов. Один из них — заключение Санэпидемстанции. Мне говорили, что я никогда не получу эту бумагу самостоятельно, а если рискну, то ко мне приедет проверка и найдет много изъянов.

    Например, в школе должно быть три или четыре туалета, а если он один, то это уже нарушение норм и крупный штраф. За оформление заключения СЭС просили от 50 до 90 тысяч рублей. Также мне говорили, что нужно оплатить заключение пожарного надзора — еще 70 тысяч рублей.

    Однажды я уже открывала помещение без пожарного заключения, в итоге отдала за установку дополнительного оборудования 400 тысяч рублей. Меня пугали, что в этот раз все может повториться. Также компании требовали вознаграждение за свои услуги — около 200 тысяч рублей.

    Языковые школы — не такая уж прибыльная история. Мы не зарабатываем миллионы, и такие деньги за один день взять просто неоткуда. Я жила со страхом. И думала, что когда-нибудь заработаю эти деньги и сделаю лицензию. Все это время мне было некомфортно. В какой-то момент я решила получить лицензию самостоятельно.

    По факту все оказалось очень просто. Получение санитарно-эпидемиологического заключения обошлось ровно в ноль рублей. Надо было просто потратить несколько дней в очередях. Пожарное заключение оказалось вообще не нужно, потому что лицензию я решила оформить на коммерческое ООО, основная цель которого — не образовательные услуги, а получение прибыли.

    Оставалось только оплатить госпошлину в размере 7,5 тысячи рублей, подготовить пакет документов и подать его в Департамент образования Москвы.

    Но даже если ты талантливый и умный человек, который гениально учит английскому, ты все равно не составишь образовательную программу, которую требуют от тебя чиновники.

    Именно поэтому раз в неделю департамент проводит официальные бесплатные консультации по вопросам получения лицензии.

    На эти консультации можно ходить пару лет, потому что за один раз очередь до тебя может и не дойти. Тогда приходится ждать еще неделю. Если же повезло и ты все же попал на консультацию, ситуация тоже не сильно меняется: тебе указывают на ошибки, ты исправляешь их, продвинувшись на йоту, и ждешь следующей консультации.

    Придя в очередной такой день и просидев четыре часа, я не выдержала, воспользовалась всей своей наглостью и попросила у девушки из очереди показать, какие правки внесли эксперты в ее пакет документов.

    Там были такие исправления, о которых мы бы никогда не догадались. Так я перескочила на несколько шагов вперед, но мне и моей помощнице понадобилось еще три или четыре раза сидеть в той огромной очереди.

    В то время получение лицензии стало для меня вопросом принципа. В итоге мы собрали пакет документов и подали его на рассмотрение. Получается, мы начали готовить документы в августе, а получили лицензию только в марте. Всего 45 дней мы ждали ответа от департамента, а все остальное время сидели в очередях.

    Теперь у меня есть лицензия на образовательную деятельность для моей школы, но мне все равно страшно. Например, скоро к нам придут проверяющие, которые будут требовать, чтобы все педагоги работали по общепринятой программе.

    Теоретически я смогу запугивать конкурентов так же, как это делали со мной, но я не стану так делать, потому что мне их жаль.

    Я столкнулась с ситуацией, когда пять лучших педагогов из моей школы ушли и открыли школу по соседству, забрав с собой учеников.

    Тогда у меня был большой соблазн это сделать, но если мы будем действовать по правилам «око за око, зуб за зуб», то в итоге можем остаться вообще без всех частей тела.

    Сергей Воронин

    адвокат АНО Экспертный центр «Консультант»

    Любые жалобы конкурентов или недовольных работников в первую очередь приведут к проверкам со стороны всех инстанций, но не более. При этом, если лицензии нет, а занятия ведутся по обычному договору и по итогу не выдается сертификат государственного образца, все нормально. Проверка ничего противозаконного не выявит.

    Если бы организация без лицензии выдавала удостоверения о прохождении языковых курсов государственного образца, то это было бы прямым нарушением закона.Сделать в случае угроз со стороны конкурентов или бывших работников, к сожалению, ничего нельзя: у каждого человека есть право жаловаться, и никто не может ущемлять это право.

    Поэтому жалобы будут идти постоянно, вопрос только в том, что лицензию все-таки надо получить.

    В подобных ситуациях достаточно нанять в штат юриста, который будет вести претензионную работу, а также писать ответы на все жалобы. На работе школы при грамотно выстроенном подходе такие претензии не отразятся.

    По моему мнению, проблема в большей степени высосана из пальца. Рособрнадзор — это открытое ведомство. Все нормативы и прочие инструкции есть на сайтах. Для предотвращения всех негативных ситуаций достаточно их прочитать и выполнять.

    Обложка: Anglomania

    Источник: https://www.the-village.ru/village/business/opyt/261512-litsenziya

    Консультант закона
    Добавить комментарий