В ДТП я пострадавший, закончилась страховка 2 дня назад, как получить компенсацию с виновного?

Пьяный пешеход попал под машину. Почему невиновный водитель должен рассчитываться с ним всю жизнь

В ДТП я пострадавший, закончилась страховка 2 дня назад, как получить компенсацию с виновного?

«Я не виноват в ДТП, но деньги должен выплачивать пешеходу всю жизнь», — к таким последствиям привела минчанина Владимира авария 16-летней давности. Парень на слуцкой трассе сбил пьяного мужчину.

Милиция установила, что водитель заметить человека не мог и в случившемся виноват сам пешеход. Владимира не наказывали, но травмированный пешеход через суд добился материальных выплат за причиненный вред.

Два года деньги пострадавшему переводила страховая, а потом эту обязанность бессрочно возложили на автомобилиста.

Пешеход нарушил ПДД и попал под машину

Эта авария произошла 22 октября 2003 года. Вечером Владимир ехал за рулем Volkswagen Transporter из Солигорска в Минск. На улице было темно, шел небольшой снег, что осложняло управление автомобилем. ДТП произошло, когда микроавтобус проезжал Слуцк.

— Этого человека я заметил только перед самой машиной. Он шел по проезжей части навстречу мне, в темной одежде, без фликеров. Это было очень неожиданно. Возможности остановиться просто не было, и я наехал на пешехода, — рассказал Владимир AUTO.TUT.BY.

Правое боковое зеркало Volkswagen Transporter зацепило голову пешехода, попало ему по лицу, нога залезла в колесную арку, после чего человек упал на проезжую часть.

— Я остановил машину, выскочил и подбежал к пешеходу. Это был мужчина, он лежал на дороге и кричал. Оттянул его с дороги — чтобы никто не переехал его, вызвал скорую и ГАИ.

Травмированного пешехода доставили в больницу. Выяснилось, что во время наезда он был пьян, а в ДТП сломал голень и бедро — это тяжкие телесные повреждения. Автомобиль Владимира поместили на штрафстоянку, и отдел дознания ГАИ начал проверку по факту ДТП.

— Во время расследования проводили следственный эксперимент. Установили, что наезд на пешехода я совершил после подъема дороги, там, где уже начинался спуск.

Эксперты сделали вывод, что при такой обзорности я не мог видеть пешехода и, соответственно, предотвратить наезд. Признали, что моей вины в ДТП нет, а вот пешеход виноват: не выполнил свои обязанности по ПДД.

Уголовное дело в отношении меня не возбуждали и за происшествие не наказывали.

«Он виноват в ДТП, но потребовал выплатить деньги»

Однако пострадавший пешеход Сергей не согласился с выводами милиции по ДТП и пытался их обжаловать, но сделать это ему не удалось.

Тогда он подал иск в суд Слуцкого района на Владимира и страховую компанию «Белингосстрах» (в ней был застрахован по «автогражданке» водитель): потребовал от страховой деньги за испорченную в аварии одежду, лекарства, транспортные расходы для поездок в больницу, утраченный заработок, а с водителя Volkswagen Transporter — компенсацию морального вреда в размере 15 млн неденоминированных рублей.

В июле 2005 года суд иск удовлетворил. «Белингосстрах» обязали выплатить Сергею 4 094 270 неденоминированных рублей (на тот момент сумма составляла чуть меньше двух тысяч долларов) и ежемесячно выплачивать ему утраченный заработок с учетом индивидуального коэффициента. А автомобилист должен был выплатить пострадавшему 2 640 000 неденоминированных рублей (около 1200 долларов).

— Деньги за моральный вред для истца у меня удерживали частями из зарплаты. Когда вся сумма была выплачена, я вздохнул облегченно: ну вот все и закончилось. Но не тут-то было! В 2007 году меня снова вызывают в суд Слуцкого района: этот пешеход снова подал на меня иск, — вспоминает Владимир.

Оказалось, что страховая компания выплачивала пострадавшему Сергею деньги до апреля 2007 года. А потом страховая сумма в 5000 евро закончилась, соответственно, деньги приходить пострадавшему перестали. Поэтому Сергей просил суд взыскать уже с автомобилиста деньги за утраченный заработок, оплатить лекарства и транспортные расходы на поездку в больницу в Минск.

— Суд удовлетворил иск пешехода. В течение года я должен был выплачивать ему деньги. Состояние здоровья истца изменялось, и ему каждый год надо было проходить МРЭК, где ему устанавливали группу инвалидности и процент потери трудоспособности. С этими медицинскими документами надо было подавать новый иск в суд — так он и делал.

«Должен платить ему всю жизнь»

Владимир говорит, что если вначале истец был на сто процентов нетрудоспособен, то потом процент нетрудоспособности уменьшался. С ним в меньшую сторону менялась и сумма, которую Владимиру необходимо перечислять каждый месяц.

— Раз в год я ездил на заседания в суд Слуцка, который выносил новые решения. Бывали сюрпризы от истца.

Например, как-то он заявил к возмещению огромную сумму за транспортные расходы — за такие деньги в Минск и обратно можно было приехать на такси.

Также, через несколько лет после ДТП, у Сергея обнаружили псориаз, и он заявил, что это последствия аварии. Но суд эти требования не удовлетворил.

Минчанин ждал полного выздоровления пострадавшего — тогда ему не надо будет больше выплачивать деньги. Но несколько лет назад МРЭК дала заключение: назначить Сергею третью группу инвалидности и бессрочно установить 30 процентов потери трудоспособности.

— Получается, что теперь я должен выплачивать Сергею до конца его жизни средний [утраченный] заработок, при этом он умножается на индивидуальный коэффициент и 30% (это процент потери трудоспособности). Сегодня это 225 рублей, но каждый месяц сумма увеличивается.

Платить мне очень тяжело, у меня ведь тоже семья: жена, трое детей. Моя зарплата — 1200 рублей, у жены — 500−600 рублей, на одного члена семьи у нас выходит по 300 рублей.

Бывало, чуть задержат на работе отчисление денег Сергею — он уже бежит жаловаться в отдел принудительного исполнения…

Мужчина пытался обжаловать решения суда Слуцкого района в Миноблсуде, но его оставили в силе.

Пострадавшие: «Все по закону, лишнего не требуем»

О ситуации AUTO.TUT.BY рассказала мать потерпевшего, Жанна Федоровна: женщина занималась подготовкой документов в суд и присутствовала на заседаниях. Она считает, что если бы ее сын был виноват в аварии, то на него наложили бы административное взыскание. А так как по закону владелец машины отвечает за аварию, поэтому пусть платит.

— Он [водитель, который сбил пешехода] нам никакую помощь в лечении не оказывал. Моральный ущерб полностью не выплатил. С 2014 года он не доплачивал нам постоянно. Исполнительные листы терялись, мне приходилось воевать за эти деньги.

Я от него лишнего ничего не требовала, — сказала женщина. — Понимаю еще, если б что-то незначительное было, травма, которая бесследно бы прошла. Но сын остался инвалидом, а сейчас у него еще и онкологию нашли.

А водителю этому все объяснили в областном суде: обязан платить по статье 948, так чего он жалуется?..

Статья 948 ГК Беларуси. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.

1.

Юрлица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 952 настоящего ГК Беларуси.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды (за исключением аренды транспортного средства с экипажем), по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.

«По справедливости, невиновному хозяину можно было бы не нести ответственность»

Стоит сказать, что ситуация Владимира и Сергея не уникальная. Вопрос о «справедливости» санкций статьи 948 ГК Беларуси, которые применяются к признанному невиновным в ДТП владельцу авто, уже обсуждали депутаты комиссии по законодательству Палаты представителей: к ним приходили обращения от граждан.

— Кто-то считал, что надо освобождать от ответственности, а кто-то — что нет.

Заинтересованные органы говорили: «Если мы введем исключения для автомобилистов, как быть с другими источниками повышенной опасности, например водным, железнодорожным транспортом?» Делали акцент, что владелец авто должен предвидеть, избегать таких происшествий.

Да и все же человек пострадал от источника повышенной опасности, кто будет платить ему, государство? — рассказала AUTO.TUT.BY Наталья Гуйвик, председатель комиссии по законодательству на момент подготовки материала.

— Но с другой стороны, если человек передал руль или автовладелец признан невиновным и к ответственности не привлекался и если говорить о справедливости, то можно вести речь и об освобождении его от материального и морального возмещения. Это вопрос дискуссионный, над ним можно поработать.

Наталья Гуйвик считает, что этот вопрос можно было бы рассмотреть еще раз, когда в Палату представителей поступит проект закона о внесении изменений в Гражданский кодекс, над ним уже больше года работают заинтересованные ведомства, депутаты ожидают его поступления в ближайшие два месяца.

Отвечая на запрос AUTO.TUT.BY по этой теме, в Генпрокуратуре Беларуси сообщили, что «толкование законов и оценка справедливости норм» не относится к их компетенции.

Хотя в 2017 году, когда готовился проект закона об изменениях в ГК, Генпрокуратура предлагала внести изменения в п. 2 ст. 948. Предполагалось установить, чтобы владелец источника повышенной опасности нес ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности третьим лицам, при условии, если он признан виновным в столкновении транспортных средств.

Эту новацию не поддержали заинтересованные госорганы, и предложение не внесли в законопроект.

Использование материала в полном объеме запрещено без письменного разрешения редакции TUT.BY. За разрешением обращайтесь на nn@tutby.com

Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/662616.html

Какой срок исковой давности при ДТП в различных ситуациях?

В ДТП я пострадавший, закончилась страховка 2 дня назад, как получить компенсацию с виновного?

Здравствуйте, уважаемые читатели блога!

Восемь из десяти водителей, попадавших в дорожно-транспортное происшествие, подтвердят, что авария – дело само по себе неприятное, но еще хуже долгий и тернистый путь поиска справедливости, который начинается после нее.

И нередко этот путь завершается в суде – если еще не вышел срок исковой давности по ДТП.

В этой статье я расскажу вам, что означает этот термин и как наличие у любого гражданского дела «срока годности» может сослужить пользу или стать препятствием в восстановление прав.

Срок исковой давности – что это и зачем нужно?

Для начала – немного юридических терминов. Срок исковой давности (СИД), как его определяет ст. 196 ГК РФ, – это время, отведенное лицу на защиту своих прав при помощи иска в суд.

Различают общий срок длительностью в 3 года и специальные сроки, определяемые конкретными законами.

СИД считается от того дня, когда гражданин узнал о нарушении своих прав и о лице, которому следует предъявить судебную претензию.

Даже в самом простом ДТП с двумя участниками возникает масса разногласий об обстоятельствах инцидента и степени вины каждого водителя.

Привычным явлением стали взаимные претензии автовладельцев и страховщиков о размерах и сроках страховой компенсации. Порой основания для судебных исков появляются уже спустя год-два после происшествия.

Чтобы судебные тяжбы не продолжались по десять лет, в российском гражданском праве и существует понятие «срок исковой давности».

Говоря простыми словами, закон устанавливает конкретный отрезок времени для подачи иска в суд по любому гражданскому делу. Таким образом, суд может отказать в удовлетворении ваших требований, если вы подадите иск с опозданием, не имея на это уважительной причины.

Знать, когда закончится срок давности по гражданским делам, связанным с ДТП, полезно, если:

  1. Страховая компания виновника отказала в выплате или выплатила неполную компенсацию;
  2. Виновник не имел полиса ОСАГО или ущерб превысил лимит покрытия;
  3. Страховая компания требует от вас выплаты по регрессу или суброгации.

Срок давности по искам к виновнику

Хорошо, если выплата по ОСАГО способна покрыть ущерб автомобилям и здоровью потерпевших. Машин в городах становится больше, а сами они – дороже. Между тем, ответственность страховой компании виновника ограничена 400 тыс. руб.

на компенсацию вреда имуществу и 500 тыс. руб. – вреда здоровью. Все расходы свыше этих сумм обязан возместить сам виновник.

Еще хуже для виновника ДТП, если он ненамеренно или осознанно не имел в момент аварии действующего полиса ОСАГО – тогда ему придется выплачивать всю сумму ущерба.

Компенсировать ущерб виновник может и добровольно, однако если он этого не делает или делает, но не в полном объеме, потерпевшие должны подать к нему сначала досудебную претензию, а затем гражданский иск. В какой срок можно это сделать, и с какого события начинать отсчет, вы узнаете из следующих частей.

Виновник оставил место ДТП

Если виновник происшествия не остался на месте ДТП, пожелав остаться неизвестным и избежать ответственности, то он только усугубил свою вину. Установить его личность, наличие прав на управление автомобилем и полиса ОСАГО теперь предстоит ГИБДД. Оставление места ДТП без уважительной причины – административное правонарушение, которое наказывается лишением прав на срок до полутора лет.

Административный кодекс определяет для этого нарушения срок привлечения к ответственности – 3 месяца со дня события, если обошлось без пострадавших, в противном случае срок увеличивается до года.

Если в этот срок нарушитель не установлен или дело не передано в суд, то с водителя снимается ответственность по этому нарушению, но он не освобождается от обязанности возместить материальный ущерб, нанесенный потерпевшему.

Пока личность виновника и его страховая компания не установлены, подавать иск на возмещение ущерба становится не к кому. В таком случае отсчет срока давности начнется только с того момента, когда можно будет определить ответчика по иску. При этом суммарная давность со дня ДТП не может быть более 10 лет.

Виновник без полиса ОСАГО

Водители без страховки ОСАГО, к сожалению, не редкость. Иногда это несчастливая случайность: владелец не успел оформить полис или не продлил имеющийся. Кто-то намеренно не приобретает страховку из-за высокой стоимости и ездит, надеясь на везение и собственное мастерство.

В любом случае, если виновник не имеет страхового полиса на момент аварии, вам придется взыскивать весь ущерб напрямую с него. Есть вероятность, что виновник согласится уладить дело на месте.

Если он откажется платить, то вам следует провести экспертизу повреждений и выставить виновнику досудебную претензию, приложив к ней пакет документов: заключение технического эксперта, квитанции по ремонтным работам и т.д.

Если и эта попытка урегулировать дело добровольно не возымела эффекта, то все, что остается – в течение 3 лет со дня ДТП передать в суд документы, собранные в ходе составления досудебной претензии, сопроводив их исковым заявлением в адрес виновника аварии.

Ущерб превысил предел по ОСАГО

400 тысяч рублей – это, конечно, крупная сумма, но и она не всегда способна покрыть стоимость восстановления автомобиля потерпевшего. А если потерпевших два или больше? Лимита «автогражданки» точно не хватит. Разницу между суммой фактического ущерба и максимальной выплатой по ОСАГО виновник происшествия обязан оплатить из собственных средств.

Потерпевший или его страховая компания имеют право обратиться за возмещением в срок до 3 лет после ДТП. Впрочем, перед подачей заявления в суд стороны обычно пытаются решить вопрос миром.

Если иск предъявлен вам, в первую очередь проверьте, не закончился ли еще срок давности по сути претензии. Для этого внимательно изучите все документы по делу, которые истец обязан предоставить для ознакомления.

Обратите внимание, какое событие истец считает началом периода давности.

В ДТП есть пострадавшие или погибшие

Несмотря на все старания автопроизводителей сделать свои автомобили безопаснее, статистика ГИБДД пугает: каждая десятая из общего числа аварий с пострадавшими оборачивается человеческими жертвами. Водитель, по вине которого в дорожном происшествии пострадал или погиб человек, будет привлечен к нескольким видам ответственности с разными сроками исковой давности:

  • Административная ответственность за нарушения ПДД, повлекшие ДТП с вредом здоровью пострадавших или со смертельным исходом. Срок привлечения к ответственности в этом случае составляет 1 год.
  • Уголовная ответственность за причинение тяжкого вреда или смерти. Срок привлечения к уголовной ответственности не ограничивается.
  • Гражданская ответственность за причиненный виновником материальный ущерб и моральный вред. Выплачивается потерпевшему или его родственникам, если потерпевший погиб. Материальные претензии можно предъявлять в течение 3 лет со дня происшествия, иск на возмещение морального ущерба не имеет ограничений на срок подачи.

Судебные иски на возмещение морального вреда

Под термином «моральный вред» понимают ущерб, который возник вследствие нарушения неимущественных прав или посягательств на нематериальные блага гражданина. Невозможность вести прежний образ жизни, потеря работы, все психологические травмы, связанные с ДТП – все это имеет свою цену. Вам надо лишь убедить суд, что урон действительно был нанесен.

https://www.youtube.com/watch?v=1GC9OBed_qc

Для обоснования требований вы можете использовать медицинские документы, справку с работы или показания свидетелей. Требовать возмещения можно только с причинителя вреда, то есть с виновника аварии. Давностный срок по требованиям компенсации морального ущерба не ограничен.

Исковая давность по страховому случаю

Допустим, что все участники инцидента установлены, и виновник точно определен. Невиновные в аварии участники теперь могут требовать страховую компенсацию.

Для получения компенсации по страховому случаю нужно правильно оформить документы для СК и предоставить автомобиль для осмотра.

Первая выплата не заставит себя ждать, но только 20% российских автовладельцев были довольны суммой, которую страховая выплатила им в качестве компенсации.

Неприятным сюрпризом окажется то, что дело не заканчивается на выплате компенсации потерпевшим. Получив всю информацию о происшествии, юристы страховой компании решают, вправе ли они выставить кому-то из участников ДТП регрессные или суброгационные требования. Кому грозят эти требования и каким сроком они ограничены – читайте ниже.

Претензии к страховой компании

Несправедливое отношение автостраховщиков к клиентам вынуждает их добиваться через суд полного возмещения затрат на ремонт.

С 1 апреля 2017 года официально начинается «натурализация» компенсации по ОСАГО – страхователь теперь получит не деньги, а направление в рекомендованный страховой компанией автосервис.

По мнению чиновников, это снизит количество имущественных исков от автовладельцев к страховщикам. Однако зная склонность страховых компаний к уменьшению расходов, можно ожидать массовых исков, связанных с некачественным ремонтом.

Для претензий к страховой компании установлен срок в 2 года. Проблемы возникают, когда нужно точно определить начало отсчета срока.

Каждая сторона трактует закон по-своему: страховщики настаивают на том, что двухлетний период начинается со дня ДТП.

Суды, как правило, встают на сторону страхователей, требующих вести отсчет со дня нарушения страховой компанией имущественных прав автовладельца, то есть со дня получения страхователем заниженной выплаты или отказа в выплате.

Регрессные требования

Все сложнее, когда страховая компания, компенсировав ущерб потерпевшим в ДТП, находит основание предъявить виновнику регрессные требования.

СК может требовать возмещение денежных средств в порядке регресса, если страховой случай произошел в результате умышленного ДТП (с целью получения выгоды), либо если виновник совершил грубое нарушение ПДД или правил страхования.

Если виновник был пьян или в наркотическом опьянении, то регрессный иск от страховой компании потерпевшего ему гарантирован.

Иски, связанные с регрессными требованиями, СК может предъявить виновнику в течение 3 лет со дня исполнения своего основного обязательства по отношению к потерпевшей стороне. Если выплаты потерпевшим были разделены на несколько частей, СИД по регрессу считается со дня последней выплаты

Суброгация

В том случае, если по вашей вине произошло ДТП, но пострадавший участник отказался от претензий, потому что у него в наличии полис КАСКО, то не спешите радоваться и отпускать потерпевшего с места аварии.

Тщательно зафиксируйте все детали происшествия, запишите данные второго участника и в дальнейшем поддерживайте с ним связь. А нужно это вот зачем: вместо потерпевшего водителя иск подаст его страховая компания.

Автостраховщик имеет право на взыскание с виновника ДТП средств, выплаченных в виде компенсации по КАСКО. Подобные требования законны и определяются ст. 965 ГК РФ, но часто страховщики идут на хитрость и подают иск года через два, когда повреждения уже отремонтированы, а детали произошедшего начинают забываться.

Между тем, требовать возмещения по ущербу в порядке суброгации, в отличие от регресса, можно только в пределах 3 лет со дня ДТП, при этом передача права востребования от страхователя к страховой компании никак не влияет на отсчет срока. Поэтому получив досудебную претензию от страховой компании, сразу же проверьте, не истек ли еще срок исковой данности по этому событию.

Статья в тему:

Суброгация по осаго с виновника дтп

Что такое суброгация в страховании и чем она опасна, когда машина застрахована по каско

Применение исковой давности к последствиям ДТП

Даже если срок давности закончился, то это не повод для однозначного отказа в рассмотрении иска. Дело в том, что суд не имеет права самостоятельно указывать сторонам дела на превышение срока подачи искового заявления. Согласно ГК РФ, именно ответчик должен объявить о том, что положенный срок закончился и требования истца неправомерны.

Поэтому, если ответчик – вы, ни в коем случае не игнорируйте судебные заседания, ведь в этом случае дело рассмотрят без учета требований к срокам подачи исков.

Кроме того, неявка в суд поспособствует тому, что дело с большей вероятностью рассмотрят не в вашу пользу. Необходимо прийти в суд и обратить внимание судьи на то, что исковое заявление подано с нарушением законных сроков.

Вероятно, этого будет достаточно, чтобы прекратить рассмотрение дела.

Как увеличить срок подачи иска?

Если же вы отстаиваете свои права в роли истца, то знайте – период исковой давности можно продлить или восстановить. Чтобы убедить суд рассматривать такое дело, необходимо подать специальное заявление и представить доказательства, убедительно свидетельствующие о правомерности иска:

  • Свидетельства о невозможности подать иск в установленные сроки, например, ввиду тяжелой болезни или длительной командировки истца. Суд примет во внимание только те обстоятельства, которые препятствовали подаче иска в течение крайних 6 месяцев срока давности. Более ранние события судья не сочтет важной причиной для восстановления срока давности;
  • Подтверждение прерываниясрока давности, например, если ответчик ранее каким-либо действием признавал и частично удовлетворял требования истца. В случае перерыва СИД, его отсчет начинается заново.

Резюме

  • Срок исковой давностиограничивает период подачи искового заявления в суд;
  • Имущественные претензиик виновникуДТП можно предъявлять в течение трех лет со дня установления его личности
  • Претензии к страховым компаниям принимаются только в течение двух лет после ДТП;
  • Не ограничен срок давности для требований: о компенсации вреда здоровью, жизни, а также морального ущерба;
  • Отсчет срока начинается с момента нарушения прав истца, если установлено, кто будет отвечать по иску;
  • Только ответчик имеет право просить прекратить рассмотрение дела, если истец подал иск вне срока давности.

Заключение

Теперь вы точно знаете, как определить срок исковой давности в разных ситуациях, связанных с последствиями дорожной аварии, и как его применять для собственной пользы.

Источник: https://kulikavto.ru/dtp/srok-iskovoj-davnosti-po-dtp-kogda-zakanchivaetsya-i-mozhno-li-prodlit.html

Важные изменения в «автогражданке» с 1 июля: оплата по факту ремонта и штраф за ДТП

В ДТП я пострадавший, закончилась страховка 2 дня назад, как получить компенсацию с виновного?

С 1 июля вступают в силу важные изменения в сфере «автогражданки». Так, изменится принцип возмещения вреда: можно будет получить компенсацию по факту ремонта. Сумма выплат по европротоколу вырастет вдвое — до 400 евро.

Владельцы мопедов и квадрициклов (именно через «и») теперь обязаны будут страховать свою гражданскую ответственность. А виновники любого ДТП мало того что потеряют скидку на следующую страховку, так еще и получат штрафную надбавку.

Вместе со специалистами Белорусского бюро по транспортному страхованию рассмотрим главные новшества.

Меняется принцип возмещения вреда

Сейчас размер вреда определяется так: сумму ремонта рассчитывают исходя из среднеарифметической стоимости нормо-часа работ на СТО. Обычно этой суммы хватает, чтобы отремонтировать автомобиль на среднем автосервисе.

Можно отправиться в гаражи, и еще что-то останется.

Но если владелец хочет обратиться на официальный дорогой сервис, то, скорее всего, придется доплачивать из своего кармана (речь про негарантийные машины, с гарантийными как раз другая история).

— С 1 июля появится возможность получить возмещение вреда по фактическим затратам на ремонт. Это одно из ключевых новшеств указа №165 (от 14 апреля 2014 г.), — рассказывают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — Сначала будут проведены обычные расчеты.

Автовладельцу, потерпевшему в ДТП, выплатят расчетную сумму. Затем он может обратиться на СТО, которое посчитает нужным. Важно только, чтобы у станции был необходимый сертификат.

Если сумма затрат на ремонт превысит выплаченную сумму, он вправе будет обратиться в страховую компанию, предоставить подтверждающие документы, и ему компенсируют разницу за минусом обновления.

Предусмотрен еще один вариант на случай, если у потерпевшего нет наличных денег, чтобы оплатить ремонт. Страховая компания может предложить отремонтировать автомобиль на СТО, с которой у нее заключено соглашение. При этом владельцу машины наличные деньги не выплачиваются — страховая компания перечислит их СТО, опять же за вычетом стоимости обновления.

Выплата по европротоколу вырастет с 200 до 400 евро

По последним данным страховщиков, в 15% ДТП участники обходятся без вызова ГАИ. Специалисты убеждены, что это хорошая цифра, но сразу оговариваются: может быть и больше. Указом №165 предусмотрено увеличение суммы выплат с 200 до 400 евро. В большинстве случаев этой суммы хватит не только для покраски бампера, но и для более серьезного ремонта.

— Данная норма вводится для снижения негативных последствий мелких ДТП, из-за которых часто, например, образуются заторы, — объясняют специалисты. — Кроме того, это позволит сотрудникам ГАИ переключиться на выполнение иных, более важных задач по контролю дорожной безопасности.

 В целом же будет сделан еще один шаг к европейскому опыту. Во многих странах полиция выезжает только на происшествия с пострадавшими. Правда, во Франции, скажем, совсем другие правила игры. При предоставлении на СТО автомобиля с характерными для ДТП повреждениями, сервисмены обязаны сообщить об этом в полицию.

Таким образом там формируется статистика аварийности.

Напомним, когда в Беларуси можно не вызывать ГАИ.

Тут как раз ничего не изменилось: участники аварии пришли к обоюдному согласию, в ДТП повреждены не более двух автомобилей, ущерб не превышает 200 евро, вред нанесен только имуществу, а не жизни и здоровью людей.

Кроме того, оба водителя должны быть трезвыми, иметь водительские удостоверения, страховки и т. д. Тогда можно обойтись без вызова ГАИ и смело подписывать извещение об аварии.

Виновник ДТП при оформлении следующей страховки получит штрафную надбавку

Система бонус-малус тоже претерпит изменения. Многие автомобилисты должны быть в курсе: за безаварийное вождение сейчас положена скидка — по 10% в год.

За пять лет можно получить максимальную скидку — в половину стоимости страховки. По нынешним правилам если автовладелец попадет в ДТП по своей вине, он потеряет часть скидки.

По новым — всю, да еще получит штрафную надбавку вплоть до 100%. Подчеркнем, что потерпевшую в аварии сторону это не касается.

— Большинство автовладельцев на данный момент имеют скидку. На сегодняшний день их число составляет 1,9 миллиона. Для сравнения: со штрафной надбавкой ездят всего 40 тысяч человек, — привели такие данные в Белорусском бюро по транспортному страхованию.

— Нужно отметить, что после 1 июля все изменится. Потенциально ежегодно получать штрафную надбавку будут около 80 тысяч человек — по числу ДТП.

Нужно также отметить, что по новым правилам скидка будет сохраняться также при замене автомобиля, чего раньше не было.

Если же при оформлении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств человек скроет факт ДТП, то страховая компания вправе будет применить к нему штрафные санкции. Не потребуется даже обращаться в суд — сумма доплаты и штраф (в двойном размере доплаты) будут взысканы путем совершения исполнительной надписи нотариуса.

Мопеды и квадрициклы придется страховать по «автогражданке»

С 1 июля все владельцы мопедов и квадрициклов обязаны будут заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Раньше этого не было, хотя многие владельцы скутеров хотели бы застраховать свое транспортное средство по «автогражданке».

По новым правилам это позволит упростить процедуру возмещения вреда и защитить имущественные интересы водителей мопедов.

— Подчеркнем, что необходимо будет застраховать все мопеды, вне зависимости от объема их двигателя и максимальной скорости. Размер страховых взносов будет зависеть от объема мотора, — обращают внимание страховщики. — Отдельно нужно сказать про квадрициклы (не путать с квадроциклами). К ним относят транспортные средства с двигателем от мотоцикла, ручным управлением и крышей.

Сняты ограничения на трехкратный лимит

Сейчас максимально возможная компенсация за ДТП по «автогражданке» составляет 60 тысяч евро (30 тысяч — на транспортные средства и 30 тысяч — на жизнь и здоровье). То есть в случае массовой аварии, в которой были повреждены десятки машин, эту сумму придется делить на всех.

— По указу №165 трехкратный лимит ответственности при наличии в ДТП нескольких потерпевших снимается, — комментируют в Белорусском бюро по транспортному страхованию.

— То есть с 1 июля если в происшествии были признаны потерпевшими десять человек (или транспортных средств), будут определены десять лимитов ответственности — по 10 тысяч евро на каждого потерпевшего (транспортное средство потерпевшего).

Гибриды и электромобили получили ставки

С 1 июля начнут действовать конкретные взносы при страховании по «автогражданке» электромобилей (с тяговым двигателем) и гибридов (с двигателем внутреннего сгорания и тяговым двигателем). Напомним, раньше мы сами столкнулись с некоторыми сложностями при заключении договора на Tesla.

В свидетельстве агент указала тип «А4», весьма условно привязав электромобиль к машине с 3,5-литровым двигателем. Но через некоторое время из страховой компании позвонили и сообщили: был произведен перерасчет, хотим вернуть лишнюю сумму.

Около 300 тысяч рублей вскоре были перечислены на наш счет.

— Теперь установлены следующие размеры страховых взносов: для электромобилей на год — 43,1 евро, для гибридных автомобилей — 59,7 евро, — сообщили специалисты.

Гибель автомобиля теперь будет считаться 100%

Будет ужесточено понятие «гибель транспортного средства». До 1 июля если размер вреда с учетом НДС превышал 80% от действительной стоимости машины, автомобиль считался погибшим. Но в некоторых случаях потерпевшие этим активно пользовались.

Например, после выплаты возмещения, равного стоимости машины, потерпевший мог отремонтировать оставшийся погибший автомобиль и продолжать ездить. В крайнем случае продавал на запчасти. Суды понимали это как неосновательное обогащение.

Теперь погибшей машина будет считаться в том случае, если размер вреда превысит ее действительную стоимость.

* * *

В Белорусском бюро по транспортному страхованию подчеркивают: все эти нововведения начинают действовать с 1 июля. Причем не важно — был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств до вступления в силу указа №165 или после.

Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. db@onliner.by

Источник: https://auto.onliner.by/2014/06/19/strahovanie-5

Как после ДТП получить максимум от страховой — инструкция для владельцев ОСАГО

В ДТП я пострадавший, закончилась страховка 2 дня назад, как получить компенсацию с виновного?

Вас не пропустили на перекрестке, въехали сзади или, наоборот, именно вы устроили ДТП? Самое время отключить эмоции, заглушить двигатель, выйти из автомобиля и установить аварийный знак. После этого можно звонить в ГИБДД. Если второй водитель ведет себе агрессивно, стоит запереться у себя в салоне.

Менять расположение автомобилей на проезжей части до приезда полиции запрещено. Если участник ДТП уезжает с места аварии — снимите происходящее на телефон — так, чтобы было видно регистрационный номер его авто.

За оставление места ДТП предусмотрена административная ответственность — лишение прав от года до полутора лет или административный арест до 15 суток. Штрафом отделаться не удастся.

tassphoto.com

Если нет видеорегистратора

Наличие регистратора снимет ряд вопросов. По видео можно отследить, кто нарушил ПДД. Регистраторы бывают с одной, двумя и даже четырьмя камерами. Если записывающего устройства у вас в машине не было, а предполагаемый виновник явно не захочет делиться записью ни с вами, ни с инспекторами ГИБДД, стоит озадачиться поиском очевидцев.

Возможно, вам удастся пообщаться с водителями, следовавшим за вами, и попросить запись у них. Также стоит узнать телефоны пешеходов-очевидцев. Не забывайте и о городских камерах — они установлены в сотне мест, и вам может повезти. Чтобы получить запись, необходимо обратиться к оператору.

В некоторых случаех им необходим полицейский запрос — возьмите его у инспектора-дознавателя, который ведет ваше дело.

tassphoto.com

Европротокол или часы ожидания?

Если вы лишь притерлись друг к другу, разбили фару или получили другие незначительные повреждения, но при этом ДТП произошло в крайне оживленном месте, а вы еще и две полосы заняли, стоит задуматься об оформлении европротокола.

Что это такое? Это упрощенное оформление документов о ДТП, которое происходит без участия сотрудников полиции. Водители должны заполнить бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии. После этого можно убрать автомобили с проезжей части. Протокол нужно зафиксировать на ближайшем посту ДПС.

Далее с ним следует обратиться в страховую компанию. Так вы сэкономите кучу времени, минуя разбирательства в отделе полиции. В теории очень удобно.

tassphoto.com

Самостоятельно зафиксировать ДТП можно в следующих случаях:

  • Оба водителя застрахованы по ОСАГО;
  • В ДТП причинен вред только двум транспортным средствам;
  • В ДТП не погибли и не пострадали люди, не нанесен ущерб другому имуществу;
  • Характер повреждений и оценка ремонта не вызывают разногласий у участников аварии. Все они зафиксированы в изведении о ДТП, бланк которого заполнен обоими водителями;
  • Стоимость страхового возмещения (проще говоря, ремонта) не превышает ста тысяч рублей.

С заполненным извещением идите сразу в страховую. Вы — в свою, виновник или пострадавший — в свою. Подавать бумаги нужно обязательно, если платить вашей страховой, а документов от вас они не получили, компания обратится в суд и попытается взыскать с вас потраченные средства.

Если владелец автомобиля, которому был нанесен ущерб, полагает, что компенсации не хватит для восстановления авто, стоит привлечь полицию. Также, если ни один из водителей не признает себя виновником аварии, разъехаться полюбовно, заполнив европротокол, не получится. В обязательном порядке придется вызывать полицию. Вот список единых номеров основных сотовых операторов:

020 — для абонентов «Теле2», МТС, «Мегафон»;

002 — для абонентов «Билайн»;

902 — для абонентов Skylink и «Мотив».

tassphoto.com

Общение со страховой компанией

При оформлении протокола сотрудниками полиции, необходимо получить его копию, чтобы позже обратиться с ним в страховую компанию. От составления бумаги будет зависеть решение суда, очень внимательно все проверяйте.

Протокол заполняется с двух сторон, подписывается полицейским и лицом, которое имеет отношение к ДТП. Затем, не позднее пяти дней, нужно обратиться в свою страховую компанию. В случае просрочки вы можете лишиться полагающейся выплаты.

Отправить извещения о ДТП участники аварии должны любым способом с подтверждением отправки, например, заказным письмом по почте.

Водитель, признанный потерпевшим в ДТП, должен предоставить страховщику не только свой бланк извещения о ДТП (также это может быть единый бланк, заполненный совместно с другими участниками ДТП), но и подать заявление о страховой выплате.

tassphoto.com

Максимальная компенсация, предусмотренная ОСАГО, — 400 тысяч рублей. Однако при расчете итоговых выплат учитывается масса факторов: износ транспортного средства, характер повреждений, рыночная стоимость и так далее. Обычно сумма страхового возмещения по ОСАГО намного меньше максимальной компенсации.

Сроки выплаты страховки

У страховщика есть 20 дней для рассмотрения обращения водителя. Если отказа в компенсации ущерба не было, страхования компания должна оплатить каждый день задержки перечисления средств — 1% от общей суммы выплат. В случае, если страховщик задержался с предоставлением мотивированного отказа в выплате, также предусмотрен штраф, но уже в меньшем объеме — 0,5% за каждый день просрочки.

Помимо выплаты компенсации страховщик может также направить поврежденный автомобиль на ремонт в автосервис, с которым у него заключен договор об обслуживании транспортных средств. Но водитель вправе отказаться от ремонта и забрать компенсацию деньгами.

tassphoto.com

В случае с КАСКО, как и в случае с ОСАГО, страховая компания также может предложить ремонт. Однако эксперты советуют не прибегать к подобной услуге.

: Пятый канал

— Что делают страховые компании? Они могут предложить ремонт. Он, естественно, к сожалению, не будет качественным в любом случае. У них есть 3-4 сервиса, они сделают по-быстрому и экономично, потому что страховая будет душить их по деньгам.

Качества не будет никакого. Есть КАСКО, которое подразумевает, что я сам обращаюсь в ремонт, который мне нужен. Такое КАСКО обойдется дороже, но нужно внимательно читать договор.

Если запчасти оригинальные, то и КАСКО будет дороже, — рассказал автоэксперт Борис Юданов.

В каких случаях следует обращаться в суд?

Если вы не согласны с размерами компенсации и страховая выплачивает вам явно меньше, чем потребуется на ремонт, можно смело обратиться в суд.

Для этого стоит привлечь адвоката, а также заказать независимую экспертизу – все это, в случае вашей победы, будет оплачено страховой. Закон об ОСАГО попадает под нормы защиты прав потребителя, и суд часто встает на сторону автомобилиста.

Если страховая компания долго не производит выплату, то с нее можно взыскать неустойку. 

tassphoto.com

На рынке работают компании, которые предлагают вам в случае ДТП получить моментальную выплату, а после уже сами работают со страховой компанией. Автоэксперты, даже в угоду мнимой сиюминутной выгоды, советуют не связываться с подобными организациями.

: Пятый канал

— Там выплата будет минимальная. Я знаю, что подобная компания работает под прикрытием страховой компании. Они сразу говорят, что мы заплатим вам сейчас, но поменьше, а дальше уже можно выколотить. Да, такой бизнес существует, с таким лучше не связываться по большому счету, — советует автоэксперт Борис Юданов.

Также эксперт полагает, что если уж судиться, то лучше с виновником аварии, а не со страховой компанией. И, главное, что стоит помнить водителям, в том числе и попавшим в ДТП, — спешка ни к чему. Даже у разбитой машины можно допустить множество ошибок, остаться без денег и вновь вынужденно пересесть на трамвай.

Источник: https://www.5-tv.ru/news/224523/kak-posle-dtp-polucit-maksimum-otstrahovoj-instrukcia-dla-vladelcev-osago/

Консультант закона
Добавить комментарий