Возможно ли возникновение права собственности на недвижимое имущество, как на бесхозяйную вещь?

Признание права собственности на бесхозяйное имущество по гпк и апк рф

Возможно ли возникновение права собственности на недвижимое имущество, как на бесхозяйную вещь?

НА БЕСХОЗЯЙНОЕ ИМУЩЕСТВО ПО ГПК И АПК РФИ.Ю. АККУРАТОВАккуратов И.Ю., кандидатюридических наук.В настоящее время вгражданском и арбитражном процессахпредусмотрено рассмотрение следующихвидов дел, связанных с бесхозяйнымимуществом: 1) о признании движимой вещибесхозяйной (п. 6 ч. 1 ст. 262, глава 33 ГПК); 2)о признании права муниципальнойсобственности на бесхозяйную недвижимуювещь (п. 6 ч.

1 ст. 262, глава 33 ГПК); 3) обустановлении факта владения и пользованиянедвижимым имуществом (п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК); 4) об установлении факта владения ипользования юридическим лицом илииндивидуальным предпринимателемнедвижимым имуществом как своимсобственным (п. 1 ч. 2 ст. 218 АПК).

Сравнение процессуального порядкарассмотрения и разрешения таких дел снормами Гражданского кодекса,регулирующими условия возникновения правасобственности на бесхозяйное имущество,позволяет выявить некоторыенесоответствия.

Понятие бесхозяйныхвещей дано в ст. 225 ГК РФ.

В соответствии сданной статьей бесхозяйной является вещь,которая не имеет собственника илисобственник которой не известен, либо вещь,от права собственности на которуюсобственник отказался.

При этом правовойрежим бесхозяйных вещей ставится взависимость от вида этих вещей (движимые инедвижимые), ценности (малоценные , клады ииные вещи), способа выбытия из владениясобственника (утерянные, выброшенные либовыбывшие из владения собственника инымпутем, в том числе похищенные и выморочные),а также от места нахождения (обнаружения)бесхозяйной вещи.

——————————–

Вещи, стоимость которых явно нижепятикратного минимального размера оплатытруда (ч. 2 ст. 226 ГК РФ).К видамбесхозяйных вещей относятся: а)бесхозяйные движимые вещи – брошенные вещи(ст. 226 ГК), находки (ст. 227 ГК), безнадзорныеживотные (ст. 230 ГК), клады (ст. 233 ГК); б)бесхозяйные недвижимые вещи.

Приобретение права собственности набесхозяйные движимые вещи возможно приналичии условий, прямо установленных взаконе, либо в судебном, либо во внесудебномпорядке. Во внесудебном порядке правособственности возникает на малоценныеброшенные вещи (ст. 226 ГК), на находки (ст. 228ГК), на безнадзорных животных (ст. 231 ГК), наклады (ст. 233 ГК).

В судебном порядкевозможно приобретение права собственностив отношении брошенных вещей, за исключениемвещей малоценных (ч. 2 ст. 226 ГК), по давностидобросовестного, открытого и непрерывноговладения, длившегося не менее 5 лет. Право собственности в таком случае должновозникать на основе решения суда опризнании права собственности набесхозяйную движимую вещь в силуприобретательной давности (ст.

234 ГК).Основанием вынесения такого решенияявляются: 1) признание вещи брошенной,т.е. установление факта отказа собственникаот права собственности на вещь; 2)установление факта добросовестного,открытого и непрерывного владения вещьюзаявителем в течение 5 лет. В рамкахпроизводства в судах общей юрисдикции ГПКРФ (ст.

293) говорит, что суд, признав, чтособственник отказался от правасобственности на движимую вещь, принимаетрешение о признании движимой вещибесхозяйной и передаче ее в собственностьлица, вступившего во владение ею.

При этомсовершенно непонятно, как можно принять”решение о передаче в собственность” вещи, ибез того находящейся во владении ипользовании лица, относящегося к ней как ксвоей собственной. Термин “передача” вданном случае неудачно маскирует фактпризнания судом права собственности навещь с момента вынесения решения и ничтодругое.

Решение же о передаче может бытьвынесено только в том случае, еслибесхозяйная вещь была изъята у владельцаправоохранительными органами либонезаконно удерживается другим лицом, а этовозможно в порядке искового производствапо иску об освобождении имущества от аресталибо по виндикационному или же другомуаналогичному вещному иску, но не в порядкеособого производства.

Заявление опризнании права собственности по давностивладения подается лицом, в собственности,владении или пользовании которогонаходится земельный участок, водоем илииной объект, где находится брошенная вещь(ч. 2 ст. 226 ГК). Никто другой такого заявленияподавать не может.

Отсюда правильнееговорить не о передаче в собственностьбесхозяйной вещи, а об обращении ее всобственность владельца по решению суда. С учетом сказанного ч. 1 ст.

293 ГПК РФдолжна иметь следующую редакцию: “Суд,признав, что собственник отказался от правасобственности на движимую вещь, принимаетрешение о признании движимой вещибесхозяйной и об обращении ее всобственность лица, вступившего вовладение ею”.

При этом под обращением всобственность понимается признание правасобственности судом за владельцем вещи смомента вынесения решения, вступившего взаконную силу. Арбитражныйпроцессуальный кодекс вообще непредусматривает возможности рассмотрениядел о признании движимых вещейбесхозяйными и о передаче их всобственность лица, вступившего вовладение ими (то есть о признании движимыхвещей бесхозяйными).

Между тем ст. 28 АПКпрямо требует отнесения таких дел к ведениюарбитражных судов, поскольку это иное делосвязано с осуществлениемпредпринимательской деятельностиюридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями. В свою очередь, ст.

22 ГПКотносит к ведению судов общей юрисдикциидела особого производства, за исключениемэкономических споров и других дел,отнесенных Федеральным конституционнымзаконом и Федеральным законом к ведениюарбитражных судов. Законодательство, вчастности, предусматривает возможностьприобретения права собственности наневостребованные почтовые отправления.

Временное хранение невостребованныхпочтовых отправлений и денежных средствосуществляется оператором почтовой связи втечение шести месяцев. По истечении срокавременного хранения невостребованныеписьменные сообщения подлежат изъятию иуничтожению.

Другие вложенияневостребованных почтовых отправлений, атакже невостребованные денежные средствамогут быть обращены в собственностьоператора почтовой связи в порядке,предусмотренном статьей 226 Гражданскогокодекса Российской Федерации (абзац 8 ст. 21Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ “Опочтовой связи”).

Сегодня операторыпочтовой связи формально могут обращатьсятолько в суды общей юрисдикции, хотя по всемсвоим объективным и субъективнымхарактеристикам такие заявления должныразрешаться арбитражным судом.

Конечно, возможно в порядке аналогиипроцессуального закона обращение сзаявлением об установлении факта владенияи пользования юридическим лицом илииндивидуальным предпринимателем движимымимуществом как своим собственным.

Но это нерешает вопроса: для возникновения правасобственности на бесхозяйную движимую вещьтребуется установление не просто фактавладения и пользования имуществом каксвоим собственным. Такое решениеподтверждает только факт законноговладения и пользования, т.е. ограниченныеправа на вещь, но еще не правособственности.

Можно, конечно, объяснитьэто так: установление факта владения ипользования имуществом как своимсобственным предполагает обязательноеустановление не только оснований (отказапрежнего собственника от своих прав), но ипродолжительности такого владения ипользования, а следовательно, иустановления приобретательной давности.

Вероятно, это так, но зачем же маскироватьоснование, которое служит основным поводомдля обращения с такими заявлениями. Ведьдля заявителя в подавляющем большинствеслучаев такой порядок необходим дляутверждения своего права собственности навещь, а не для подтверждения факта владенияи пользования имуществом как своимсобственным.

Почему бы тогда прямо непредусмотреть возможность рассмотрениядел об установлении факта добросовестного,открытого и непрерывного владенияимуществом как свои собственным, не делаяразницы при этом между движимым инедвижимым имуществом? В этом случае п. 1 ч. 2статьи 218 АПК мог бы иметь следующуюредакцию: “факта добросовестного, открытогои непрерывного владения имуществом каксвоим собственным”.

Тогда под эту категорию,во-первых, прямо подпадали бы все дела, покоторым требуется решение об обращениитаких вещей в собственность заявителя;во-вторых, устранялось бы несоответствиемежду АПК и ГК в части основанийвозникновения права собственности набесхозяйные движимые и недвижимые вещи;в-третьих, восполнялся бы пробел в АПК, непредусматривающий возможность обращения стакими заявлениями; в-четвертых,устранялось бы противоречие между ст. 28 АПКи ст. 22 ГПК.

Однако все дело в том, что сточки зрения содержания ГК этого ещенедостаточно. ГК РФ говорит именно онеобходимости признания судом имуществабесхозяйным (абз. 2 ч. 2 ст. 226 ГК) и обобращении его судом в собственность этоголица (т.е. о признании права собственности).Отсюда решение суда об установлении фактавладения и пользования движимым имуществомкак своим собственным дает основание дляпризнания ограниченного вещного права(основанного на факте владения по давности), но не права собственности. Без признаниявещи бесхозяйной, то есть вещью, от которойсобственник отказался, такой факт не имеетсмысла устанавливать в особомпроизводстве. А признание вещи бесхозяйной- только основание для обращения вещи всобственность фактического владельца. ——————————–

“…по основаниям п. 2ст. 234 ГК добросовестный приобретательможет добиваться, в частности, возвратаимущества, изъятого в административномпорядке таможенными органами, судебнымисполнителем, налоговой полицией и т.д.Такие ситуации возникают, например, когданезаконно отчуждено имущество лицу,которое не знало о наличии препятствий кего продаже (продана вещь без выплатытаможенных тарифов за нее и т.п.). В этихслучаях сделки не имеют эффекта, априобретатель не становится собственником.Соответственно это имущество изымается какпринадлежащее первоначальномусобственнику по его долгам. Иск обисключении имущества из описи(освобождения из-под ареста) дляприобретателя невозможен: ведь он не сталсобственником. Тогда ему не остается ничегодругого, как добиваться только защитыфактического владения” (см.: Скловский К.Приобретательная давность // Российскаяюстиция. 1999. N 3. С. 18).Выходом изсоздавшегося положения могло бы бытьотнесение к ведению арбитражных судов дел опризнании движимых вещей бесхозяйными,если они связаны с осуществлениемпредпринимательской и иной экономическойдеятельности юридическими лицами ииндивидуальными предпринимателями. Другим выходом может быть только изменениередакции ст. 28 АПК, которая вводит взаблуждение, относя к ведению арбитражныхсудов любые иные дела из гражданскихправоотношений, если они связаны спредпринимательской или инойэкономической деятельностью,осуществляемой юридическими лицами ииндивидуальными предпринимателями. Напрактике процедура признания движимогоимущества бесхозяйным оказаласьвостребованной при обнаружении уиндивидуальных предпринимателей и уюридических лиц, прежде всего коммерческих,имущества, не учтенного в бухгалтерскихдокументах. Выявление таких фактовпроисходит обычно при проведении проверокправоохранительными, налоговыми,таможенными и иными органами. В такихслучаях нет оснований для применения ч. 1 ст.234 ГК, поскольку такое владение нельзяпризнать ни добросовестным, ни непрерывным,ни тем более открытым. Владелецсоответственно не может настаивать наобращении такого имущества в своюсобственность. Тем более что нередко онотказывается признать даже сам фактвладения таким имуществом. Возникаетвопрос, как квалифицировать такоеимущество и как поступать с такими вещами.ГК РФ не дает ответа на этот вопрос,поскольку он предусматривает тольковозможность приобретения правасобственности на эти вещи тем лицом, всобственности, владении или пользованиикоторого находится земельный участок,водоем или иной объект, где находитсяброшенная вещь (ч. 1 ст. 226 ГК). Последствийневозможности признания за ним такогоправа ГК не установил. Между тем такоеимущество сплошь и рядом обнаруживаетсяпри проведении правоохранительнымиорганами проверок (рейдов) в местахполучения дохода физическими июридическими лицами (торговые точки, рынки,лотки, места, торговля в которых неразрешена, и т.д.), при проведенииправоохранительными органамидокументальной проверки юридического лицаи установлении факта неотражения данных поимеющемуся в наличии движимому имуществу вданных бухгалтерского учета инеизвестности собственника. Такоеимущество обычно изымается у владельцалибо с места обнаружения в порядке,предусмотренном административным либоуголовно-процессуальнымзаконодательством. Например, в ч. 1 ст. 25 ФЗот 22 ноября 1995 г. “О государственномрегулировании производства и оборотаэтилового спирта, алкогольной испиртосодержащей продукции” сказано, чтоизъятию из незаконного оборота наосновании решений уполномоченных всоответствии с законодательствомРоссийской Федерации органов подлежатэтиловый спирт, алкогольная испиртосодержащая продукция в случае, еслиони реализуются как бесхозяйноеимущество. Законодатель счел вотдельных случаях возможным обращать такоеимущество в собственность государства позаявлениям уполномоченных лиц. Так, судьбаневостребованных вещественныхдоказательств в уголовном процессеопределяется п. 6 ч. 3 ст. 81 УПК – онипередаются законным владельцам, а принеустановлении последних переходят всобственность государства. Споры опринадлежности вещественных доказательствразрешаются в порядке гражданскогосудопроизводства. Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях нормы осудьбе невостребованных вещественныхдоказательств не содержит. Нередко поэтому вопросу принимаются региональныенормативные акты, содержание которыхпротиворечит Конституции РФ и федеральномузаконодательству. Думается, имеетсмысл в ГК РФ предусмотреть нормы,единообразно регулирующие порядокперехода в собственность государствабесхозяйного имущества, изъятогофедеральными органами исполнительнойвласти. Тем более что повод для этогоимеется. В абз. 2 ч. 1 ст. 290 ГПК предусмотренслучай подачи заявления о признаниибесхозяйной движимой вещи, изъятойфедеральными органами исполнительнойвласти.

Приобретение правасобственности на бесхозяйные недвижимыевещи возможно только по решению суда либо впорядке рассмотрения заявления о признанииправа муниципальной собственности набесхозяйную недвижимую вещь (п. 3 ст. 225 ГК,ст. 290 ГПК), либо по давности открытого,добросовестного и непрерывного владения(ст. 234 ГК), либо в порядке рассмотрениязаявления о признании факта владения ипользования недвижимым имуществом (ст. 264ГПК), либо в порядке рассмотрения заявленияоб установлении факта владения ипользования юридическим лицом или

Источник: https://www.lawmix.ru/comm/1945

Сравнительный анализ правового режима бесхозяйного имущества в Российской Федерации и зарубежном законодательстве

Возможно ли возникновение права собственности на недвижимое имущество, как на бесхозяйную вещь?


Сравнительный анализ правового режима бесхозяйного имущества вРоссийской Федерации изарубежном законодательстве

Костенко Анастасия Андреевна, магистрант

Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина (г. Краснодар)

В статье проанализированы нормы гражданского и гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, а также нормы законодательства Италии и ФРГ, касающиеся правового режима бесхозяйного имущества, отдельно рассмотрены правовые аспекты возникновения права собственности на бесхозяйное движимое имущество и бесхозяйную недвижимость, проведен анализ судебной практики.

Ключевые слова: бесхозяйное имущество, правовой режим, бесхозяйная недвижимость, находка, клад, приобретательная давность

Исследование правового режима бесхозяйного имущества в Российской Федерации и зарубежном законодательстве следует начать непосредственно с определения самого понятия бесхозяйности имущества, обращаясь к источникам римского права, которое сыграло несоизмеримую роль в истории гражданского права не только России, но и всей Европы. Понятие бесхозяйного имущества берет свое начало со времен широкого применения Законов двенадцати таблиц и претерпев ряд изменений в ходе истории, используется и в настоящее время.

Римское право закрепило установление права собственности над бесхозяйной вещью через «оккупацию», то есть захват с целью владения: «бесхозяйная вещь следует за первым захватившим» [1].

Главными объектами подобного захвата были вещи, которые могли принадлежать всем, например, с помощью охоты или рыболовства, однако сюда же можно отнести имущество, брошенное прежним собственником.

Интересно, что оккупацией так же признавался захват морского берега или дна с помощью установления ограждений и застройки.

Большой популярностью в юридической литературе пользуется комплексный подход к определению бесхозяйного имущества, в соответствии с которым в состав бесхозяйного входит множество отдельных видов имущества. Так, Е. А.

Суханов называет понятие бесхозяйных вещей собирательным, состоящим из таких разновидностей, как: брошенные собственником вещи (ст. 226 ГК РФ), находка (ст. 227–229 ГК РФ), безнадзорные животные (ст. 230–232 ГК HA), клад (ст.

233 ГК РФ), бесхозяйная недвижимость (п. 3 ст. 225 ГК РФ) [2].

Здесь стоит отметить, что различия существуют не между понятиями бесхозяйного имущества и находки, клада и т. д., а между непосредственно способами приобретения права собственности на эти отдельные виды бесхозяйного имущества.

В нынешнем гражданском законодательстве презумпция права собственности сохраняется лишь на землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований [3].

Исходя из современной юридической терминологии бесхозяйное имущество — это имущество, которое не имеет собственника или, если в силу каких-либо обстоятельств собственник которого неизвестен, а также имущество, собственник которого отказался от права собственности на него.

В настоящее время понятие бесхозяйного имущества в Российском законодательстве вызывает много споров, поэтому, рассматривая вопрос о правовом режиме бесхозяйных вещей, мы тоже столкнемся с некоторыми неопределенностями.

Начать следует с того, что ГК РФ различно определяет правовой режим движимого и недвижимого бесхозяйного имущества.

К движимым бесхозяйным вещам, в соответствии с ГК РФ следует относить: брошенные вещи (ст. 226 ГК РФ), находки (ст. 227 ГК РФ), безнадзорных животных (ст.230 ГК РФ) и клады (ст. 233 ГК РФ).

Говоря о приобретении права собственности на бесхозяйные движимые вещи, необходимо обратить внимание на то, что оно возможно при наличии условий, прямо прописанных в законе, а также как в судебном, так и внесудебном порядке.

Внесудебный порядок определяет возникновение права собственности на все, установленные ГК РФ виды движимого бесхозяйного имущества, единственное стоит отметить, что в отношении брошенный вещей (ст. 226 ГК РФ) внимание будет обращено только на малоценные брошенные вещи.

Судебный порядок возникновения права собственности касается уже непосредственно брошенных вещей, за исключением вещей малоценных (ч. 2 ст.

226 ГК РФ) по давности открытого, непрерывного и добросовестного владения, длившегося не менее 5 лет [4].

В подобном случае право собственности возникает на основе судебного решения о признании права собственности на бесхозяйное движимое имущество в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

Особенный порядок законодательство устанавливает на приобретение права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.

Так п. 3 ст.

225 ГК РФ закрепляет положение о том, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество на основании заявления органа местного самоуправления, на территории которого расположено данное бесхозяйное недвижимое имущество. По истечении года со дня постановки такого имущества на учет орган, управляющий данным имуществом на основании своих полномочий, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на это имущество.

Необходимо учесть тот факт, что бесхозяйная недвижимая вещь, не поступившая в муниципальную собственность по решению суда, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности [5].

Таким образом право собственности на бесхозяйную недвижимость может возникнуть на основании признания этого права в судебном порядке, причем данный юридический факт может повлечь возникновение только муниципальной собственности. В частную собственность бесхозяйное недвижимое имущество может перейти только на основании приобретательной давности.

Наглядным примером данного вывода может послужить случай из судебной практики. ЖСК обратился в арбитражный суд с иском к администрации г. Таганрога о признании бесхозяйным подземного отрезка теплотрассы.

Свои требования истец мотивировал тем, что в течении длительного времени он вынужден ремонтировать не принадлежащий ему объект, находящийся в ветхом состоянии и используемый для теплоснабжения не только двух домов ЖСК, но и муниципального дома.

По мнению истца, участок теплотрассы должен быть принят в муниципальную собственность, но неоднократные обращения в администрацию города с этим вопросом не дали результата. Суд первой инстанции отказал в иске, сделав вывод о принадлежности спорного объекта на праве собственности истцу.

Кассационная инстанция, оставив решение в силе, изменила его мотивировочную часть, указав, что ст. 225 ГК РФ определяет специального субъекта, обладающего правом обращения в суд с требование о признании права собственности на недвижимую бесхозяйную вещь — таким является муниципальный орган.

Иные лица названным правом не обладают и могут быть заинтересованы лишь в побуждении муниципалитета к совершению действий по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность, они не являются надлежащими истцами по требованиям о признании недвижимых объектов бесхозяйными [6].

В приведенном примере вывод суда кассационной инстанции «о возможности заинтересованного истца побудить муниципалитет к совершению по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность» сделан без учета основополагающих принципов гражданского законодательства и расходится с положениями ст. 225 ГК РФ. Диспозиция данной статьи предоставляет органу местного самоуправления лишь право на обращение в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, но никак не обязывает орган местного самоуправления предъявлять соответствующее требование [4].

Неодинаковые условия приобретения права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи устанавливаются и законодательствами других стран. Параллель можно провести с законодательством Германии (ФРГ) и Нидерландов.

Так, согласно нормам Германского Гражданского Уложения и Гражданского кодекса Нидерландов, субъектами присвоения только движимого имущества могут стать частные лица, государство же признается субъектом присвоения как в отношении движимого, так и недвижимого имущества, в частности земли [7].

Гражданским кодексом Италии установлено положение о том, что недвижимое имущество, не имеющее собственника, принадлежит государству [8].

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что нормы, касающиеся правового режима бесхозяйного имущества в Российском законодательстве по существу схожи с рядом норм законодательства зарубежных стран, эти нормы весьма противоречивы и вызывают неопределенное количество спорных вопросов на практике потому, что имеют узкое профилирующее значение и нуждаются в более широкой трактовке.

Литература:

  1. Римское частное право: учебник // В. А. Краснокутский под ред. проф. И. Б. Новицкого, проф. И. С. Перетерского. — М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 220.
  2. Е. А. Суханов. Учебник: Гражданское право. В 4 т. Т. 2: Вещное право. Наследственное право. Личные неимущественные права. // отв. ред. — Е. А. Суханов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 42.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации: (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28 марта 2017 г.). [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». http://www.consultant.ru
  4. И. Ю. Аккуратов. Признание права собственности на бесхозяйное имущество по ГПК АПК РФ // Арбитражный и гражданский процесс. Актуальные вопросы юридической науки и практики № 1. 2005. С. 39–40.
  5. А. К. Усейкин. Бесхозяйность недвижимого имущества как основание возникновения права собственности. // Право собственности: основания возникновения. № 2. 2007.
  6. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2006 г. № Ф-08–2688/06 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Гарант». http://www.garant.ru/
  7. § 958 Германское Гражданское Уложение. Книга первая от 18 августа 1896 г. (с последующими изменениями). Глава четвертая. Требования, основанные на праве собственности. // Библиотека правовых документов.
  8. Artt. 827. Libro III: Della proprietà. Titollo I: Dei beni. // CodiceCivile. Regnod’Italia. 1942.

Основные термины(генерируются автоматически): ГК РФ, бесхозяйное имущество, муниципальная собственность, правовой режим, собственность, вещь, приобретательная давность, бесхозяйная недвижимость, бесхозяйное недвижимое имущество, местное самоуправление.

Источник: https://moluch.ru/archive/156/44164/

Статья 225 ГК РФ. Бесхозяйные вещи

Возможно ли возникновение права собственности на недвижимое имущество, как на бесхозяйную вещь?

Организация исключается из Единого госреестра при ликвидации. Это происходит в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ.Согласно ему, после обнародования решения о предстоящем исключении компании из реестра, у заинтересованных лиц есть три месяца для того, чтобы успеть заявить о своих правах на имущество организации.

Если никто не проявит интереса к собственности организации, то по прошествии трехмесячного срока организация будет ликвидирована. По закону это происходит в течение месяца.Невостребованное имущество организации подлежит постановке на учет как бесхозяйное. Бесхозяйным оно становится со дня ликвидации юрлица.

После постановки недвижимости на учет как бесхозяйной, должен пройти год, прежде чем, согласно п 3 ст 225 ГК РФ, уполномоченный на это орган может подать заявление в суд для признания такого имущества муниципальной собственностью.Если суд это право не признает, то это имущество имеет право получить в собственность другое лицо в силу приобретательной давности.

Ст 225 ГК РФ допускает принятие бесхозяйного имущества назад оставившим его собственником. Однако в рассматриваемой ситуации это невозможно, так как собственника более не существует – юрлицо ликвидировано.

Поэтому получается, что после исключения из ЕГРЮЛ, имущество организации может стать собственностью иного лица (физического или юридического) тремя способами:

  • на него в трехмесячный срок заявляет права заинтересованное лицо, которое впоследствии становится его собственником;
  • оно признается бесхозяйным и тогда, через год может стать муниципальной собственностью (или собственностью города федерального значения) по решению суда;
  • суд не удовлетворяет требования органа муниципального образования или города, и имущество становится собственностью другого лица по праву приобретательной давности. Недвижимость в таком случае может перейти к новому собственнику только через 15 лет, любое другое имущество – через 5 лет.

Можно ли приобрести право собственности на самовольную постройку в силу приобретательной давности?

Мнения судей по этому вопросу разделились.Некоторые юристы считают это невозможным. Так, по смыслу ст 225 ГК РФ и ст 234 ГК РФ, в силу приобретательной давности право собственности переходит лишь на чье-либо или на бесхозяйное имущество.

Если в качестве объекта владения рассматривается самовольное строение, то, соответственно, земельный участок, на котором оно возведено, захвачен неправомерно, либо строительство происходило без необходимого разрешения.Таким образом, нарушено условие о добросовестности и открытости владения имуществом, предусмотренное как основание перехода собственности по праву приобретательной давности.

Однако Высший арбитражный суд озвучил иное мнение: самовольную постройку можно оформить в собственность, в случае добросовестного, открытого и непрерывного владения ею в течение 15 лет, если сохранение этого сооружения не угрожает жизни и здоровью людей.

После этих разъяснений ВАС, был разработан следующий подход к решению спорных ситуаций: судьи считают оформление такой постройки в собственность возможным, если у заявителя имеются вещные права на соответствующий участок.Право собственности является абсолютным вещным правом. Помимо него существуют и ограниченные вещные права.

Например, право постоянного бессрочного пользования земельным участком, безвозмездного срочного пользования участком, право социального найма, хозяйственного ведения, залога и т.д. Таким образом, обладая хотя бы ограниченным вещным правом на участок, граждане и юридические лица, могут получить в собственность находящиеся на нем постройки.

На практике возникают сложности с определением того, насколько добросовестным является владение самовольной постройкой. Ведь оно может считаться таковым, только если владелец не знал об отсутствии оснований для возникновении права собственности на это сооружение. То есть гражданин, использующий постройку, должен быть уверен, что имеет на это право.

Если же сооружение возведено незаконно, то как может быть возможна добросовестность владения.Получается, чтобы признать право собственности на имущество на основании приобретательной давности, нужно доказать, что гражданин использующий самовольное строение, не знал и не должен был знать о незаконности его возведения. Это возможно, например, если земельный участок был самовольно захвачен не владельцем, а другим лицом без его ведома.

Имеет ли право юридическое лицо оформить в свою собственность земельный участок на основании признания его бесхозяйным, если о месте нахождения владельца ничего не известно уже много лет?

На основании ст 225 ГК РФ, бесхозяйной признается лишь вещь, которая не имеет собственника. Допускается также признание вещи бесхозяйной, если собственник отказался от прав на нее либо он попросту неизвестен.

Если личность владельца земельного участка известна, а не установлено только место его нахождения, то признать участок бесхозяйным на этом основании не представляется возможным. Ведь собственник не отказывался от своих имущественных прав.

Для юридических (физических) лиц существует еще одна возможность признать свое право собственности на имущество – в силу приобретательной давности. Для этого важно владеть этим участком непрерывно, добросовестно и открыто в течение 15 лет, и доказать это в суде.

Тогда право собственности может перейти к новому владельцу даже при условии, что до этого оно принадлежало другому лицу.Таким образом юридическое лицо может стать собственником участка, о местоположении хозяина которого давно ничего неизвестно.

Только не на основании признания его бесхозяйным, а на в силу приобретательной давности. При условии, что докажет, что владело им открыто, непрерывно и добросовестно пятнадцать и более лет подряд.Необходима совокупность всех трех перечисленных признаков владения, иначе в удовлетворении требования суд может отказать.

Источник: https://ppt.ru/kodeks/gk/st-225

Безхозяйность недвижимого имущества как основание возникновения права собственности

Возможно ли возникновение права собственности на недвижимое имущество, как на бесхозяйную вещь?

На бесхозную недвижимость может возникать право собственности, спустя определенное время, после установления её статуса. В рамках статьи рассматриваются возможные варианты развития событий, при обнаружении и постановке на учет собственности, у которой нет владельца.

Отдельно определяется, кто может стать владельцем такой недвижимости, в каком порядке и что для этого потребуется.

Возможные варианты развития событий, с учетом существующих законодательных актов, дополнительно иллюстрируются примерами из юридической практики и результатами рассмотрения подобных дел.

Действующее гражданское законодательство предусматривает возможность возникновения права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, то есть имущество, которое не имеет собственника, или от которого собственник отказался, или на которое собственник утратил право собственности.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Таким образом, законодательством устанавливается особый порядок приобретения права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. На первом этапе необходимо принятие такой вещи на учет в качестве бесхозяйной органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Затем закон предусматривает годичный срок, в течение которого бесхозяйная недвижимая вещь может вернуться к собственнику или перейти к другим лицам по приобретательной давности.

Только по истечении этого периода времени суд по иску органа, управомоченного управлять муниципальным имуществом, может признать бесхозяйное недвижимое имущество муниципальной собственностью.

То есть право собственности на бесхозяйную недвижимость может возникнуть на основании признания этого права в судебном порядке, причем данный юридический факт может повлечь возникновение только муниципальной собственности. В частную собственность бесхозяйное недвижимое имущество может перейти только на основании приобретательной давности (п. 3 ст. 225 ГК РФ). 

Наглядным подтверждением данного вывода может служить следующий пример из судебной практики. ЖСК обратился в арбитражный суд с иском к администрации г. Таганрога о признании бесхозяйным подземного отрезка теплотрассы.

Свои требования истец мотивировал тем, что в течение длительного времени он вынужден ремонтировать не принадлежащий ему объект, находящийся в ветхом состоянии и используемый для теплоснабжения не только двух домов ЖСК, но и муниципального дома.

По мнению истца, участок теплотрассы должен быть принят в муниципальную собственность, но неоднократные обращения в администрацию города с этим вопросом не дали результата. Суд первой инстанции отказал в иске, сделав вывод о принадлежности спорного объекта недвижимости на праве собственности истцу.

Кассационная инстанция, оставив решение в силе, изменила его мотивировочную часть, указав, что ст. 225 ГК РФ определяет специального субъекта, обладающего правом обращения в суд с требованием о признании права собственности на недвижимую бесхозяйную вещь – таким субъектом является муниципальный орган.

Иные лица названным правом не обладают и могут быть заинтересованы лишь в побуждении муниципалитета к совершению действий по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность, они не являются надлежащими истцами по требованиям о признании недвижимых объектов бесхозяйными. 

В приведенном примере определенный интерес вызывает тезис суда кассационной инстанции о возможности заинтересованного лица побудить муниципалитет к совершению действий по обращению бесхозяйной недвижимой вещи в муниципальную собственность.

По нашему мнению, данный вывод сделан без учета основополагающих принципов гражданского законодательства и расходится с положениями ст. 225 ГК РФ.

Дело в том, что диспозиция названной нормы предоставляет органу местного самоуправления лишь право обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, но никоим образом не обязывает орган местного самоуправления предъявлять соответствующее требование. Кроме того, принуждение кого-либо к приобретению права собственности противоречит основным принципам действующего гражданского законодательства.

В целях постановки объекта недвижимости на учет как бесхозяйного орган местного самоуправления вправе обратиться с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в постановке на учет недвижимости как бесхозяйной вещи может быть обжалован в суд.

При этом следует иметь в виду, что требование о постановке недвижимой вещи на учет в качестве бесхозяйной является самостоятельным требованием и не конкурирует с правом государства в лице налоговых органов оформить право собственности на выморочное имущество. Проиллюстрируем данный тезис примером из судебной практики. Администрации г.

Орехово-Зуево решением суда первой инстанции было отказано в иске к Московской областной регистрационной палате о признании незаконным отказа в постановке на учет как бесхозяйной недвижимой вещи квартиры. Суд кассационной инстанции решение отменил, указав следующее. Иск заявлен по основаниям ст. 225 ГК РФ и ст.

20 Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. При рассмотрении исковых требований суд по существу подменил основания и предмет иска, применив для разрешения спора и отказа в иске нормы, регулирующие вопросы наследственного права, о которых не шла речь в исковом заявлении.

Выводы суда о принадлежности спорного объекта (квартиры, не имеющей хозяина) на праве собственности государству не основаны на законе, который требует соблюдения особой процедуры принятия наследства как гражданами – физическими лицами, так и государством в лице его уполномоченных органов.

В связи с применением судом норм, не подлежавших применению по данному делу, и неприменением норм, регулирующих вопросы признания вещи бесхозяйной, суд сделал ошибочные выводы и вынес незаконное решение.

Утверждение в судебных актах о возможности налогового органа принять любое имущество и оформить его в качестве государственного вне зависимости от каких-либо сроков не основано на действующем гражданском законодательстве и Налоговом кодексе РФ, не наделяющих налоговые органы правом подачи заявления о постановке на учет как бесхозяйной вещи и о признании этой вещи бесхозяйной. Истцом поднят вопрос не о признании за ним прав собственности, а о постановке на учет вещи как бесхозяйной, так как вопрос о правах собственности может быть решен только судом по истечении года со дня постановки на учет. 

Одним из существенных условий удовлетворения требования о постановке недвижимой вещи на учет является подтверждение ее правового статуса, позволяющего квалифицировать данную вещь именно как объект недвижимого имущества. Например, Комитету по управлению имуществом г.

Железнодорожный было отказано в удовлетворении заявления к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Московской области о признании незаконным отказа в постановке на учет объекта “Дороги и проезды г.

Железнодорожного” как бесхозяйного объекта в связи с тем обстоятельством, что заявленный объект не соответствует строительным нормам, установленным для объектов недвижимости, в связи с чем не может быть отнесен к объектам недвижимости. 

Необходимо обратить внимание на то, что признание права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество требует не только соблюдения установленного порядка постановки на учет и истечения срока такого учета, но также установления фактической бесхозяйности такого имущества. Примером может являться следующее судебное дело.

Администрация муниципального образования “Поселок Котельники” обратилась в суд с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное здание.

В процессе рассмотрения дела истец изменил предмет иска, заявив требование об установлении юридического факта о том, что данный объект недвижимости является бесхозяйным, в связи с чем подлежит признанию муниципальной собственностью.

Требование мотивировано постановкой на учет названного здания как бесхозяйного недвижимого объекта управлением Московской областной регистрационной палаты в Люберецком районе, истечением годичного срока со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи. Решением суда исковые требования удовлетворены.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ данное решение суда отменил по следующим основаниям. Решение суда обосновано тем, что по просьбе истца спорное здание было поставлено на учет как бесхозяйная недвижимая вещь и в отношении этого имущества с момента постановки на учет истек годичный срок.

Однако судом не исследовался вопрос о том, является ли указанное здание фактически бесхозяйным объектом недвижимости. После принятия судом решения от ООО “Овен” поступило заявление о принесении протеста на указанный судебный акт и представлены документы в подтверждение приватизации этим обществом спорного здания. Данное общество к участию в деле не привлекалось и представленные им документы судом первой инстанции не оценивались.

В другом случае Комитет по управлению муниципальной собственностью г. Барнаула обратился в арбитражный суд с иском к Главному управлению имущественных отношений Алтайского края о признании права муниципальной собственности на нежилое помещение. Данное нежилое помещение было поставлено на учет как бесхозяйное.

Однако в ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что спорное помещение включено в реестр краевого имущества, находится во владении и пользовании третьих лиц и поэтому не может рассматриваться в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.

В связи с изложенным решением суда, оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями, в удовлетворении иска было отказано.

Источник: http://rosjust.ru/bezxozyajnost-nedvizhimogo-imushhestva-kak-osnovanie-vozniknoveniya-prava-sobstvennosti.php

Порядок признания недвижимого имущества бесхозяйным

Возможно ли возникновение права собственности на недвижимое имущество, как на бесхозяйную вещь?

Правовой центр ДВА М предлагает услуги по защите прав фактических владельцев незарегистрированного имущества, а также услуги по юридическому сопровождению постановки социально значимых объектов на учет в качестве бесхозяйных вещей.

Правовой центр ДВА М готов оказать широкий спектр юридических услуг по вопросам, связанным с оформлением прав на бесхозяйное имущество, включая:

Анализ возможностей

постановки незарегистрированного имущества на учет в качестве бесхозяйного

Юридическое сопровождение

оформления прав на незарегистрированные объекты

Юридическое сопровождение

при проведении проверок компетентных органов по вопросам эксплуатации незарегистрированного имущества

Существенные изменения в земельном законодательстве в 90е г.г. XX века привели к тому, что многие объекты недвижимости (в том числе, обладающие значительным инвестиционным потенциалом) фактически не имеют законного («официального») собственника, а правовой статус их не определен.

В результате является достаточно распространенной ситуация, когда собственник здания фактически пользуется им, но при этом его право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Можно выделить ситуации, когда:

  • есть документы о праве собственности на объект, выданные до введения системы регистрации прав на недвижимость в 1998 г. (ранее возникшие права);
  • фактический владелец не имеет документов, подтверждающих право собственности.

В первом случае право, формально, считается действительным и может быть зарегистрировано в любой момент по желанию собственника.

А во втором – зарегистрировать право чаще всего можно только в судебном порядке: либо по истечении 18 лет владения имуществом (3 года исковой давности и 15 лет приобретательной) либо, если есть соответствующие основания, – в рамках спора о признании права собственности или оспаривании отказа в регистрации.

Однако грань межу этими случаями тоньше, чем кажется. Так, например, права на недвижимость, приобретенную в рамках первых волн приватизации девяностых, зарегистрировать не всегда просто.

Приватизационные документы тех лет часто не содержат полноценного перечня передаваемых в составе предприятия зданий и сооружений, расположения и характеристик таких объектов. Особенно актуальна данная проблема для вспомогательных объектов, учетом которых до недавнего времени всерьёз не занимались.

В связи с этим почти в каждом крупном имущественном комплексе с давней историей можно найти такие «серые» объекты.

Отдельная проблема – инженерные сети и иные объекты инфраструктуры, которые в зависимости от ряда обстоятельств должны были либо приватизироваться вместе с предприятиями, либо передаваться в муниципальную собственность. А в результате – часто оказывались просто забыты.

При этом в последние годы местные администрации (например, органы государственной власти г. Москвы) проводят политику «собирания» всей недвижимости без регистрации для последующего присвоения такому имуществу статуса бесхозяйного и регистрации права государственной или муниципальной собственности.

В свете вышесказанного, нельзя исключать ситуацию, когда посреди территории завода или офисного центра окажется сарай или гараж, находящийся в городской либо муниципальной собственности, поскольку фактический владелец ранее не оформил на него свои права. Это может быть особенно неприятно, если земля под зданиями оформлена в аренду, так как собственник остальных зданий перестает быть единственным арендатором участка.

Бесхозяйная вещь

В случае, если Вы обнаружили в своем почтовом ящике уведомление о том, что Ваше имущество поставлено на учет как бесхозяйная вещь, стоит учесть следующее.

В соответствии с законом, бесхозяйная вещь – такая вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные вещи подлежат специальному учету в едином реестре недвижимости.

По истечении 1 года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (в Москве бесхозяйное имущество принимается в городскую собственность).

Четкое регулирование оснований для признания имущества бесхозяйным в законе отсутствует. В связи с этим и практика земельных споров в отношении бесхозяйных вещей также является противоречивой.

Так, исходя из смысла нормы закона, само по себе отсутствие регистрации права собственности на недвижимую вещь за каким-либо лицом – еще не достаточное основание для того, чтобы сделать вывод, что вещь является бесхозяйной.

У вещи может быть законный собственник, который имеет законные основания для регистрации права собственности на такую вещь, но не произвел необходимых для этого действий.

Кроме этого, у вещи может быть владелец, который открыто и добросовестно владеет такой вещью на протяжении достаточно длительного времени и претендует на признание права собственности на основании приобретательной давности. Например, в случаях кода право покупателя на объект не может быть зарегистрировано в связи с ликвидацией продавца, объект является самовольной постройкой, по требованию о сносе которой истек срок исковой давности и т.д.

С одной стороны, иногда суды становятся на сторону такого фактического владельца и исходят из того, что объект, эксплуатируемый каким-либо лицом, не может быть признан бесхозяйным.

Вместе с тем, в некоторых случаях суд подходит к вопросу бесхозяйности вещи формально, руководствуясь принципом: «нет собственника – нет владельца». В таких случаях суды считают правомерным внесение вещи в реестр бесхозяйного имущества с последующим приобретением в публичную собственность через суд.

В такой ситуации для того, чтобы сохранить за собой недвижимость без регистрации, необходимо заручиться помощью компетентного судебного юриста.

Понуждение к принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность

В отдельных случаях может возникать необходимость, напротив, понудить орган местного самоуправления (или орган власти субъекта в городах федерального значения) обратиться за постановкой недвижимости на учет в качестве бесхозяйного имущества либо заставить принять бесхозяйную вещь в публичную собственность.

Особенно актуально это в отношении инженерных сетей и иных объектов инфраструктуры в случаях, когда они необходимы для обеспечения деятельности основного объекта (предприятия, жилых домов и т.д.), но его собственник не желает принимать на себя издержки по их содержанию.

Согласованная позиция судов относительно возможности понудить орган власти принять на учет бесхозяйную вещь также отсутствует.

В связи с этим для компетентного юриста представляется возможность обосновать суду необходимость поставить на учет в качестве бесхозяйного имущества социально значимый объект.

Правовой центр ДВА М имеет обширный опыт представления интересов частных лиц во взаимоотношениях с государственными органами.

Мы поможем Вам сформировать выигрышную правовую позицию, подготовим необходимые для защиты Ваших прав документы, а также возьмем на себя представление Ваших интересов во взаимодействии с органами государственной власти и в судебных инстанциях.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/oborot-ob-ektov-nedvizhimosti/beshozyajnaya-vesch

Консультант закона
Добавить комментарий